Конфликт в южно китайском море кратко

Обновлено: 06.07.2024

С началом нового тысячелетия значение Азиатско-Тихоокеанского региона в международной системе продолжает расти и в будущем он может стать важнейшим регионом мира. Это означает, что все территориальные конфликты в АТР оказывают серьезное влияние на состояние региональной и мировой экономики. Наиболее важным из них сейчас выступает территориальный конфликт в Южно-Китайском море между 6 странами региона. В чем он состоит и каковы его перспективы?

С конца 40-х годов XX века на территории Южно-Китайского моря (ЮКМ) в АТР существует территориальный конфликт за контроль над островами. Их принадлежность оспаривают 6 государств – Китай, Тайвань, Вьетнам, Малайзия, Бруней и Филиппины. К указанным островам относятся архипелаг Спратли, Парасельские острова и риф Скарборо. Причем на одну территорию может претендовать более двух государств. Так, Парасельские острова являются предметом интереса для Вьетнама и Китая, принадлежность Скарборо оспаривается Китаем и Филиппинами, а архипелаг Спратли является предметом претензий со стороны Брунея, КНР, Малайзии, Вьетнама и Филиппин. Пересечение интересов этих государств, а также вовлечение в конфликт других важных как региональных, так и мировых игроков, включая США, придает ему особенную сложность.

NewsPrice: Южно-Китайское море раздора: территориальный конфликт в регионе завтрашнего дня

Но прежде чем обратиться к самому территориальному конфликту рассмотрим историю его появления и развития.

Стоит сразу заметить, что до XX века какие-либо конфликты из-за принадлежности островов отсутствовали. В начале прошлого века начинаются первые споры между китайской империей Цин и Индокитайским союзом (частью Французской колониальной империи) касательно принадлежности островов. В 1930-х годах правительство Китайской Республики отказалось от предложения французов рассмотреть спор в суде международной юрисдикции. Собственно, схожей тактики КНР придерживается и сейчас.

NewsPrice: Южно-Китайское море раздора: территориальный конфликт в регионе завтрашнего дня

В истории самого конфликта можно выделить 4 основных этапа:

1. 1950-1960 гг. В этот период Филиппины заявили о своем суверенитете над северными островами архипелага Спратли, что вызвало резко негативную реакцию КНР, объявившего весь архипелаг и Парасельские острова своей территорией.

2. 1970-1980 гг. В это время происходило военное противостояние между Китаем и Вьетнамом. В 1974 г. КНР совершила нападение на силы проамериканского Южного Вьетнама, находившиеся на Парасельских островах, нанесла им поражение и захватил эту территорию. Используя грубую силу Китай делал ставку на то, что Соединенные Штаты, выводившие тогда войска из Вьетнама в результате фактического поражения во второй Индокитайской войне, не поддержат своего союзника. Что, собственно, и произошло, так как Вашингтон и Пекин незадолго до этого нашли точки соприкосновения в противостоянии общему противнику – СССР.

NewsPrice: Южно-Китайское море раздора: территориальный конфликт в регионе завтрашнего дня

Корабли Южного Вьетнама, которые участвовали в сражении у Парасельских островов

3. 1990-2000 годы. Уход с мировой арены Советского Союза, конец Холодной войны и серьезные перемены внутри самой КНР привели к изменению ее внешней политики. Все еще отстаивая свой контроль над ЮКМ, Пекин, чтобы избежать возможной политической изоляции, взял курс на сотрудничество с другими государствами региона. Китай принял участие в форумах международной организации АСЕАН. Пекин проявил готовность пойти на компромисс, но сами страны АСЕАН, вроде Филиппин и Малайзии, имевшие претензии друг к другу, не смогли сформировать общую позицию по разрешению конфликта.

4. 2009-настоящее время. На современном этапе в территориальный спор в АТР начинают активно вмешиваться мировые игроки, прежде всего, США. В начале 2010-х госсекретарь Хиллари Клинтон заявила, что у Штатов есть стратегические интересы в АТР, и они могут быть посредниками в разрешении конфликта. При действующем президенте Дональде Трампе США усилили свое давление на КНР, стремясь не допустить, чтобы он занял доминирующее положение в регионе. Актуальную позицию Белого дома выразил предыдущий пресс-секретарь Трампа Шон Спайсер, заявивший, что США не считают спорные острова в ЮКМ территорией КНР и будут защищать акваторию международного судоходства от захвата одной страной.

NewsPrice: Южно-Китайское море раздора: территориальный конфликт в регионе завтрашнего дня

Хиллари Клинтон, госсекретарь США в 2009-2013 гг.

Китай раскритиковал позицию США и продолжил настаивать на урегулировании спора в двухстороннем формате. Он хочет вести отдельные переговоры с каждой страной-участником спора и отказывается от дискуссии в многостороннем формате, тем более с посредничеством третьих стран, не считая, что в ЮКМ существует какой-то общий территориальный конфликт.

Рассмотрев историю территориального спора в ЮКМ, необходимо объяснить, почему острова в этом регионе вообще представляют такую ценность и за них так бьются несколько государств.

Дело в том, что через акваторию ЮКМ проходят торговые пути, по которым осуществляются международные морские коммуникации, в том числе транспортировка углеводородов из региона Ближнего Востока, включая около 80% всей нефти, импортированной КНР и Японией. Но особенную важность имеет Малаккский пролив, через который каждый год проходит до 70 тысяч судов разных стран и 20 тысяч танкеров с нефтью, что составляет около половины всего мирового тоннажа торгового флота и трети общемирового морского трафика.

Кроме того, в ЮКМ еще во второй половине прошлого века были обнаружены большие залежи углеводородов, которые, по оценкам Китая, могут составлять не менее 120 млрд. баррелей нефти и 500 трлн. кубометров газа. Хотя эти данные не подтверждаются американскими специалистами, называющими гораздо более скромные цифры – примерно 11 млрд. баррелей и до 6 трлн. кубометров, это все равно придает ЮКМ огромное стратегическое значение и объясняет, почему государства АТР, испытывающие недостаток собственных энергоресурсов, так стремятся контролировать этот район.

NewsPrice: Южно-Китайское море раздора: территориальный конфликт в регионе завтрашнего дня

Судоходство и природные ресурсы в Южно-Китайском море

Объяснив ценность островов ЮКМ для стран региона, втянутых в территориальное противостояние, обратимся непосредственно к противоборствующим сторонам.

Сейчас Пекин контролирует все Парасельские острова и часть рифов Спратли. Для установления своего суверенитета над ЮКМ Китай интенсивно милитаризует подконтрольную территорию, создавая искусственные острова и размещая там военную инфраструктуру и военную технику, включая аэродромы и подвижные артиллерийские установки. Одновременно Пекин развивает на островах и гражданскую инфраструктуру, в том числе как для рыболовства, приносящего государству значительный доход, так и для разработки находящихся в ЮКМ нефтегазовых ресурсов.

NewsPrice: Южно-Китайское море раздора: территориальный конфликт в регионе завтрашнего дня

Процесс создания Китаем искусственного острова в пределах архипелага Спратли

Позиция Вьетнама, в свою очередь, заключается в его претензиях на контроль над всеми островами в ЮКМ, которое он называет своим Восточным морем. Сейчас Вьетнаму принадлежат 5 островов, включая и сам остров Спратли, и 16 рифов. Именно Вьетнам в прошлом являлся противником КНР во время военных столкновений на островах, и в настоящий момент между странами продолжаются стычки в водах, на которые они претендуют. В отличие от Поднебесной, Вьетнам заинтересован в интернационализации конфликта и пытается разрешить его через взаимодействие с региональными и мировыми игроками, вроде США, России и Японии, а также с международными организациями. Именно он в 2009 году совместно с Малайзией подал заявку в ООН, в которой описал свою позицию по территориальным границам, чем вызвал большое недовольство со стороны Китая.

Повлиять на развитие ситуации может и действующий президент Филиппин Родриго Дутерте, взявший курс на определенное сближение с Китаем. К примеру, на саммите АСЕАН в 2017 году он отказался от критики действий КНР в регионе. Однако, выстраивая более спокойные отношения с Поднебесной, Филиппины не отказываются от своих территориальных претензий на острова Южно-Китайского моря. Для укрепления своего суверенитета над подконтрольными территориями они так же, как и Китай, развивают там военную инфраструктуру.

Тайвань во многом разделяет позиции континентального Китая, однако в силу своего статуса частичного признанного государства, неспособен полноценно участвовать в разрешении конфликта и в подписании международных соглашений, вроде документа о поведении сторон, принятого странами региона в 2002 году. Он контролирует один остров Иту Аба или же Тайпиндао – своеобразный форпост Тайбея в архипелаге Спратли — на котором функционирует военный аэродром.

Не слишком активно в территориальном споре участвует Бруней. Не контролируя острова в ЮКМ, он претендует на риф Луиза, с 80-х гг. занятый Малайзией. У побережья Брунея ведется разработка нефтяных месторождений, в том числе с участием китайских компаний.

NewsPrice: Южно-Китайское море раздора: территориальный конфликт в регионе завтрашнего дня

Все участники конфликта в АТР и их территориальные претензии

Определив взгляды противостоящих государств, проследим, какие обострения ситуации происходили в ЮКМ в 2019 году.

Следует заметить, что большинство обострений в прошлом году были связаны с интернационализацией конфликта и противостоянием между КНР, странами региона и западными державами, не признающими контроль Пекина над ЮКМ.

В январе и феврале прошлого года также состоялись совместные британо-американские военно-морские учения в Южно-Китайском море. Американское командование выразило желание и в дальнейшем привлекать союзников для подобных операций в будущем с целью сдержать КНР и не дать ему изменить статус ЮКМ.

А в мае прошлого года к оспариванию суверенитета Китая над акваторией ЮКМ присоединились и другие международные игроки. Были впервые проведены учения, в которых приняли участие Филиппины, Индия, Япония и США в заливе Чанги, находящемся на пути из Малаккского залива в ЮКМ. Корабли 4 стран во главе с американским эсминцем прошли в Сингапур, где проходил саммит АСЕАН+. Собственно, это стало еще одним достижением США в деле создания широкой международной коалиции, направленной против Китая.

Американские и японские корабли в Филиппинском море

В ответ на это КНР пытается усилить присутствие в ЮКМ и обеспечить собственную региональную безопасность. С 2018 года она вдвое увеличила свои военные силы в регионе. А в первом квартале прошлого года сотни китайских военных судов окружили часть островов, которая находится под контролем Филиппин, с целью давления на власти этой страны.

Учитывая то, что КНР не собирается отказываться от суверенитета над ЮКМ, даже усилия международной коалиции по оспариванию его претензий могут привести лишь к большему развертыванию сил НОАК в регионе.

Не менее интересную позицию занимают региональные игроки, которые не втянуты непосредственно в территориальный конфликт. Из них необходимо выделить, прежде всего, Индонезию, Японию и страны Корейского полуострова.

Индонезия не заинтересована в островах ЮКМ, но обеспокоена защитой своих морских границ, иногда позволяя себе даже топить суда, нарушившие ее территориальные воды. Она также проводит масштабные военные учения. В 2015 году правительство Индонезии планировалопостроить новую военную базу на архипелаге Натуна, входящем в китайскую зону интересов. Однако при этом именно Индонезия предложила свое посредничество в разрешении конфликта в Южно-Китайском море, например, в разработке Кодекса поведения сторон, согласно которому все споры должны были разрешаться мирным путем.

Япония тоже не заинтересована в территориях в ЮКМ, однако имеет собственный территориальный конфликт с КНР за обладание островами архипелага Сенкаку в Восточно-Китайском море. По этой причине она выступает за сдерживание Поднебесной и поддерживает усилия США по интернационализации конфликта в ЮКМ.

Что касается стран Корейского полуострова, то Южная Корея, являющаяся одним из главных союзников Америки в регионе, традиционно выступает в ее поддержку. Северная Корея же в целом поддерживает Китай. Однако обе страны слишком отвлечены конфликтом между собой, чтобы активно участвовать в ситуации вокруг Южно-Китайского моря.

NewsPrice: Южно-Китайское море раздора: территориальный конфликт в регионе завтрашнего дня

Региональные игроки, напрямую не втянутые в территориальный конфликт

Соединенные Штаты опасаются усиления Китая в ЮКМ, что поставит под угрозу не только их статус неоспоримого лидера в регионе, но и чисто экономические интересы. Поэтому, под предлогом обеспечения свободы судоходства, США активизировали свое военное присутствие в Южно-Китайском море и проводят учения с союзниками на постоянной основе. При этом действия США поддерживают не только традиционные партнеры – Япония и Австралия, но и другие страны такие как Вьетнам, Индонезия и Индия, а также Филиппины, переживающие очередное ухудшение отношений с Китаем и заинтересованные в его сдерживании. Более того, у американцев есть проект создания широкой коалиции держав с участием не только региональных союзников, но и Франции, Великобритании, Новой Зеландии и Канады.

Европейские страны, прежде всего, Англия и Франция, в целом разделяют позицию США. Однако у них есть и собственные интересы в ЮКМ, основанные на прежних колониальных позициях. Так, Франция до сих пор владеет островами в Индийском и Тихом океане, поэтому Париж заинтересован в расширении своего влияния и в акватории ЮКМ.

NewsPrice: Южно-Китайское море раздора: территориальный конфликт в регионе завтрашнего дня

Владимир Путин, действующий президент России

Этому помешала как позиция самого Пекина, укрепившей свое положение в АТР и оказывающего экономическое давление на другие страны региона, так и противоречия внутри самой организации. Так, Вьетнам и Филиппины заняли антикитайскую позицию. Камбоджа, являющаяся одним из партнеров КНР, отказывалась в прошлом включить в совместное заявление пункт о противоречиях с ней. Все это помешало государствам АСЕАН единым фронтом выступить против усиления Китая в ЮКМ. Однако сейчас США активно подталкивают эти страны к более твердому отстаиванию своих позиций, поэтому ситуация в будущем может измениться.

NewsPrice: Южно-Китайское море раздора: территориальный конфликт в регионе завтрашнего дня

Государства-члены и партнеры АСЕАН

Говоря о развитиии ситуации в обозримом будущем, необходимо отметить точку зрения большинства экспертов. Они считают, что территориальный конфликт в Южно-Китайском море не перерастет в полноценное вооруженное противостояние. Этому помешает сильная экономическая взаимозависимость между всеми странами региона. Горячий конфликт сделает любые выгоды от войны гораздо менее значимыми, чем потенциальные издержки, в том числе политические. Соответственно, территориальный спор будет продолжаться как довольно аккуратное противостояние, не доходящее до значительного ухудшения ситуации.

Само же разрешение территориального спора в ЮКМ во многом зависит от того, сумеет ли Китай найти постоянных союзников в регионе. Пока что на их роль тянут только Северная Корея и Камбоджа, которых, однако, недостаточно для полноценной поддержки позиций потенциальной сверхдержавы. В случае если этого не произойдет, то Поднебесная рискует оказаться в одиночестве перед широкой коалицией сильных европейских держав и своих региональных противников и может попасть в ситуацию, схожую с положением Российской империи в период Крымской войны 1853-1856 годов. В таком случае Пекин будет обречен на поражение и поумерит свои морские амбиции.

NewsPrice: Южно-Китайское море раздора: территориальный конфликт в регионе завтрашнего дня

Карта Крымской войны. В схожей ситуации может в будущем оказаться Китай

Так же ситуация зависит от того, сумеет ли США собрать эту большую коалицию и опереться на нее в решении территориального спора в свою пользу.

Как Вы можете убедиться сами, существует множество предположений и вариантов развития событий. В настоящее время территориальный конфликт в Южно-Китайском море представляет собой один из важнейших источников нестабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который напрямую влияет на всю мировую экономику. Вовлечение в него США превращает ЮКМ в еще один район противостояния между двумя могущественными державами за контроль над всем регионом, который завтра может стать важнейшей частью мира. Несмотря на все усилия КНР, территориальный спор уже приобрел статус международного, и на наш взгляд, может быть разрешен лишь путем многосторонних переговоров с участием всех заинтересованных государств, предполагающих их готовность идти на уступки.

Острова раздора

Сами мы не местные

Американский флот пытается не дать КНР закрепиться в регионе.

Политика США в регионе в целом понятна и принципиально мало чем отличается от поведения где-либо в ином уголке Земного шара. Как известно, интересы США простираются от Южного полюса до Северного, и неважно, как далеко от американских берегов эти интересы обнаруживаются.

Дорогие гости, не надоели ли вам хозяева?

Намерения Пекина понятны и оправданны: перед лицом грозного партнера он стремится как можно дальше отодвинуть свои морские рубежи и создать условия для размещения подальше от своих берегов средств раннего предупреждения о нападении и, соответственно, средств защиты от атак с моря и с воздуха.

Кроме того, контроль над островами (а с ними - и над значительной частью морской акватории) позволит исключить возможность блокады со стороны США стратегически важного для Пекина Малаккского пролива. Не исключено, что Южно-Китайское море может стать базой для подводных ядерных сил Китая.

В 2014 году Китай официально заявил о своих правах на острова архипелага Наньша (Спратли) и о своих планах добычи нефти в непосредственной близости от них. Затем китайцы превратили отдельные скалы и коралловые рифы в острова с развитой современной инфраструктурой - корабельными причалами, аэродромами, другими объектами. КНР постепенно усиливает морское и воздушное патрулирование маршрутов судоходства, увеличивает количество и интенсивность учений ВМС.

В мае 2015 года КНР приняла новую военную стратегию, согласно которой китайские ВМС переходят от защиты исключительно прибрежных территорий к обеспечению безопасности в открытом море. Расширив операционную зону флота, Китай заявил о возможности наносить по противнику превентивные локальные удары в случае угрозы.

Китай строит насыпные острова с развитой современной инфраструктурой — корабельными причалами, аэродромами, другими объектами.

Китай строит насыпные острова с развитой современной инфраструктурой — корабельными причалами, аэродромами, другими объектами.

Для завоевания превосходства в этом морском регионе, а также для обеспечения безопасности и бесперебойных поставок углеводородов из стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока Китай наращивает программу строительства боевых кораблей. Ныне в составе ВМФ КНР имеется один авианесущий корабль. Еще один новейший авианосец, построенный по китайским технологиям китайскими компаниями, завершает испытания и вскоре войдет в состав китайского флота. Аналогичные корабли строятся на китайских верфях, и в течение ближайшего пятилетия КНР станет второй в мире державой по количеству авианосцев. Спускаются на воду новые корабли других классов и типов.

Китай усиливает свое присутствие в регионе, и вряд ли в стратегической перспективе этому сможет кто-либо помешать.

Вас здесь не стояло

Это противоборство обостряется из-за споров за островные территории стран региона. По Южно-Китайскому морю разбросаны десятки островов, борьба за контроль над которыми идет не первый десяток лет. Особо острый конфликт в последнее время связан с архипелагом Спратли, который частично занимают Китай, Филиппины, Вьетнам, Тайвань и Малайзия. Их военные базы дислоцированы на спорных островах.

Архипелаг Спратли, который частично занимают Китай, Филиппины, Вьетнам, Тайвань и Малайзия.

Контроль над островами Южно-Китайского моря обеспечивает не только стратегическое доминирование в регионе, но и контроль за углеводородами и морскими ресурсами. К слову, на шельфе островов Южно-Китайского моря, по данным Минэнерго США, сосредоточены запасы в объеме около 5,4 млрд баррелей нефти и 55,1 трлн кубометров газа.

Пекин отмечает, что китайцы начали вести различную деятельность в Южно-Китайском море более двух тысяч лет назад. Именно они открыли острова, дали им названия, изучили их географию и воды этого региона. Пекин с документами на руках доказывает, что именно китайцы первыми и абсолютно мирными средствами осуществляли юрисдикцию над спорными островами.

Как Китай превратил риф Мисчиф в свою базу.

Президент РФ Владимир Путин на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином в 2016 году.

Президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с председателем КНР Си Цзиньпином в 2016 году заявил, что Россия не вмешивается в спор по островам в Южно-Китайском море, но поддерживает позицию КНР, не признавшей решение Гаагского суда.

Позиция России заключается в том, что третейские разбирательства должны быть инициированы обоими участниками спора, а поскольку Китай в арбитраж не обращался, то решения суда нельзя признать справедливыми.

Не нужен нам берег южно-китайский

Для России регион Южно-Китайского моря, коммуникации, проходящие там, не имеют столь большого значения, как, например, для Китая или Японии. С учетом вовлеченности в территориальные споры государств региона Россия демонстрирует в целом нейтральную позицию по проблеме Южно-Китайского моря. Внешняя политика РФ нацелена на выстраивание ровных отношений со всеми странами региона.

В то же время в рамках стратегического партнерства с КНР Москва выступает против участия нерегиональных государств в решении проблем ЮКМ, не поддерживает антикитайские резолюции, занимает выгодную КНР позицию при обсуждении данных проблем на международных площадках.

Однако на самом деле Россия в регионе придерживается нейтралитета, ведь споры здесь могут привести к вооруженному конфликту. И как минимум две вовлеченные страны располагают ядерным оружием.


Территориальный конфликт в Южно-Китайском море (ЮКМ) так или иначе затрагивает интересы семи стран — Китая, Вьетнама, Филиппин, Малайзии, Индонезии, Брунея и Тайваня. Основным предметом спора выступают два архипелага — Парасельский и Спратли. Общая площадь оспариваемых территорий с учетом рифов и отмелей не превышает 20 кв. км.


Как видно из рисунка, претензии КНР грубо нарушают права других участников спора на исключительную экономическую зону в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. На сегодняшний день Китаю фактически принадлежит Парасельский архипелаг, а также часть островов Спратли. Непригодные для какой-либо деятельность рифы КНР искусственно превратила в острова с военной инфраструктурой.


Один из островов в ЮКМ с инфраструктурой двойного назначения

Значимость спорных территорий

Место России в территориальном споре в ЮКМ

На сегодняшний день из всех участников территориального спора наиболее прочные отношения Российская Федерация поддерживает с Китаем и Вьетнамом. С обеими странами Россию связывает энергетическое и военно-техническое сотрудничество. Помимо этого, Россия поставляет вооружение в Малайзию и Индонезию, но объем этого сотрудничества не столь значителен.

Одним из важных направлений внешней политики России в Юго-Восточной Азии (ЮВА) является выстраивание энергетического сотрудничества. На текущий момент среди всех стран ЮВА наиболее надежным партнером в этой сфере выступает Вьетнам. Добыча энергоресурсов для этой страны напрямую связана с территориальным конфликтом, поскольку большая ее часть ведётся в водах, которые Китай объявил своими. Развитие сотрудничества между двумя крупными нефтегазовыми компаниями — российского Газпрома и вьетнамской PetroVietnam уже вызывало недовольство Пекина. Тем не менее, взаимодействие между ними было продолжено. В конце декабря 2019 года было объявлено о готовности к подписанию нового соглашения между двумя компаниями, расширяющего возможности Газпрома по разведке и добыче энергоресурсов во Вьетнаме.


На фото бывший глава PetroVietnam Нгуен Суан Шон и действующий глава Газпрома Алексей Миллер обмениваются рукопожатием после подписания соглашения о сотрудничестве в 2016 году

Важно отметить, что отношения между Россией и Вьетнамом не ограничиваются только лишь энергетическим сотрудничеством. Между двумя странами развивается взаимодействие в военно-технической сфере (по состоянию на конец 2019 года Россия остается основным поставщиком вооружения и военной техники для Вьетнама). Кроме того, Россия сохраняет возможность для ремонта подводных лодок в Камрани и имеет упрощенный порядок захода в этот порт военных кораблей.

Говоря о российско-китайских отношениях в контексте решения территориального спора в ЮКМ, следует отметить, что Россия придерживается стратегии невмешательства в конфликт и его решения на основе международного права. Вместе с этим, Россия на официальном уровне поддержала КНР в непризнании решения Гаагского суда об отсутствии оснований на территориальные претензии в 2016 году. Однако в последнее время РФ пытается проводить многовекторную политику в Юго-Восточной Азии, постепенно уходя от молчаливой поддержки действий КНР.

Что касается развития сотрудничества с другими участниками территориального конфликта, то взаимодействие с ними осуществляется в военно-технической сфере. Однако в последнее время наметилась тенденция к переходу Малайзии и Индонезии на закупку вооружения от европейских и американских поставщиков. Хотя у России имеется желание выстраивать отношения с различными странами ЮВА, ее возможности в этом ограничены.

Итоги

Китай имеет наибольшее количество территориальных споров со своими соседями. Он предъявляет права на Острова Сенкаку, Острова Спратли и Парасельские острова. Несмотря на то, что Япония контролирует острова Сенкаку с момента окончания Второй мировой войны, и её суверенитет над ними признается другими странами, включая США. Китай же требует признания его суверенитета над этими островами.

Кроме того, компартия Китая официально никогда не признавала суверенитет Японии над архипелагом Рюкю, в который входит Окинава.

В Южно-Китайском море нерешённые территориальные споры продолжаются между Китаем, Вьетнамом, Филиппинами, Тайванем, Малайзией, и Брунеем. Претензии сторон предъявляются, главным образом, на острова Спратли, состоящие из 21 острова, 50 затопленных атоллов и 28 частично затопленных рифов. Континентальный шельф островов охватывает 800 тысяч квадратных километров. Кроме этого Китай и Вьетнам ведут довольно жёсткую борьбу за Парасельские острова, находящиеся к югу от острова Хайнань.

(Официальная карта с обозначенной границей акватории в Южно-Китайском море)

Наиболее активным претендентом на территории и акваторию в регионе является Китай. В 1909-м им были заняты некоторые острова из группы Сиша (Парасельские). В 1946 году Китай захватил острова Иту-Аба (группа Спратли) и Пу-Лан (Парасельские острова). В 1950-х КНР захватила часть Парасельских островов и продолжила оккупацию их составшейся части в 1974 году. Вьетнам считает эти захваты противоречащими международному праву и обвиняет США в тайном сговоре с КНР.

В январе 1974 года китайские военные заняли острова, на которых находились военнослужащие Южно-Вьетнамского режима. После этого Пекин провозгласил суверенитет КНР над островами Спратли. После завоевания Южного Вьетнама в 1975 году, армия социалистического Вьетнама направила свои усилия на оккупацию островов из группы Спратли, ранее контролировавшихся Сайгонским режимом. В 1978 году Вьетнам и Филиппины договорились начать переговоры, но не смогли достичь консенсуса по вопросу своих претензий в отношении Спратли. В конце 1982 года, во время визита в Индонезию, министр иностранных дел Вьетнама продемонстрировал гибкость в вопросе претензий обеих стран в отношении островов Натуна. В 1984 году Ханой сделал аналогичный жест в отношении Малайзии, желая способствовать разрешению их спора в отношении рифа Амбоина.

В 1988 году произошли события, по-видимому, связанные с проблемой Камбоджи, т.к. они потенциально усиливали позицию КНР за столом будущих переговоров. Спор между Вьетнамом и КНР из-за островов Спратли перерос в обмен беспрецедентными актами враждебности. Вслед за военными столкновениями произошел обмен взаимными обвинениями. Многочисленные призывы Вьетнама к Китаю урегулировать проблему дипломатическим путем встретили одобрение мирового сообщества (в первую очередь США и Австралии), однако не нашли отклика в Пекине. Положительные изменения в районах вьетнамо-китайской границей стали наблюдаться лишь в 1989 году, что было связано с решением Вьетнама полностью вывести свои силы из Камбоджи (как раз это было одним из основных условий КНР).

Претензии других стран на острова в группе Спратли:

Начиная с конца Второй мировой войны, военно-морские силы Тайваня находятся на острове в течение уже более 50 лет. Тайваньский гарнизон занимает Иту-Аба на постоянной основе, поддерживая в надлежащем состоянии дороги и объекты военной инфраструктуры. Остров имеет хорошую дорожную сеть.

(На карте показано фактическое владение отдельными островами архипелага Спратли (принадлежность обозначена флажками). Вьетнам владеет большей частью архипелага, в том числе одноименным островком. Но также часть архипелага Спратли принадлежит Тайваню, КНР и Филиппинам)

Лайянг-Лайянг или риф Суоллоу (Ласточка) – маленький риф в группе Спратли, ныне контролирующийся властями Малайзии. Этот риф – единственный клочок суши на атолле Суоллоу, покрытом водами океана. Островок длинный и узкий, вытянут с северо-востока на юго-запад. Площадь островка 10 гектаров. Этот риф в настоящее время может рассматриваться как рукотворное образование. Настоящий вид он приобрел после того, как малайские власти засыпали песком пролив, разделявший остров на две части. Начиная с 1983 года Малайзия построила на острове аэродром, центр дайвинга и военный пост. На острове несут службу 70 малайских военнослужащих.

Читайте также: