Семья в библейские времена кратко

Обновлено: 08.07.2024

Солидарность в семье возникала во многом благодаря общности занятий (например, священнические функции левитов и сыновей Аарона). Семейная солидарность отразилась в таких обычаях, как кровная месть (Чис. 35:9–34; Втор. 19:1–13), — обязанность мстить за убийство члена семьи существовала даже тогда, когда убийца принадлежал к семье того же клана (II Сам. 14:4–11), а также в обязанности выкупить близкого родственника, который, впав в нищету, продал себя в рабство (Лев. 25:47), или выкупить семейный надел, проданный в трудную минуту (Лев. 25:25; ср. Иер. 32:7).

Семья была не только социальным, но также и религиозным объединением (Исх. 12:3; I Сам. 20:6, 29; Иов 1:5). В Библии перечислены степени родства, при которых запрещено вступление в половую связь (Лев. 18:6–18; 20:11–14,17,19–21; см. Половая жизнь). Отец был главой семьи и владельцем семейного имущества (Чис. 26:54–55), в его руках была власть над членами семьи. В Библии часто описываются ситуации, когда отец отдает распоряжения (Быт. 50:16; Иер. 35:6–10 и в других местах) и делает выговоры (Быт. 37:10; Чис. 12:14). Отец должен был благоволить к членам семьи (Быт. 25:28; 37:4; 44:20) и жалеть их (Пс. 103 [в русской традиции 102]:13). Десять заповедей требуют уважения к обоим родителям.

Мать, если она была старшей или единственной женой, занимала почетное место в семье и пользовалась уважением и авторитетом. Влияние матери отражено в библейских повествованиях, например, о Сарре (Быт. 21:12) и о матери Самсона (Суд. 13:23), а также в талмудических повествованиях (Кид. 31:72). В случае смерти мужа и при отсутствии взрослых сыновей она могла стать фактически, а возможно и юридически главой дома (II Ц. 8:1–6). См. также Родители и дети.

Вступая в брак, мужчина покидал родителей, но продолжал считаться членом отцовской семьи. Он был повелителем (ба‘ал) своей жены (Быт. 20:3; Исх. 21:3,22; Лев. 21:4; Втор. 24:4 и в других местах). Мужчина брал жену у ее родителей, или отец отдавал ее; в случае, если женщина была рабыней, ее отдавали владелец или владелица (Быт. 2:22; 16:3; 34:9,21). Брачный контракт, по-видимому, в письменной форме, заключался между женихом и отцом (Быт. 29; 34:16; Исх. 22:16; Втор. 22:29; Руфь 4:10) или обоими родителями (Быт. 21:21, 24) невесты. Как правило, отец сам решал, кто будет мужем его дочери (ИбН. 15:16; I Сам. 18:17,19, 21, 27; 25:44), однако в своем решении он мог руководствоваться пожеланием дочери.

Перед заключением брака совершалась помолвка (библейский термин неизвестен), во время которой устанавливалась величина брачного выкупа (мохар; Быт. 34:12; Исх. 22:16; I Сам. 18:25; см. также Приданое). Тогда же назначался срок выплаты мохара и день бракосочетания (I Сам. 18:17–19; 26:27). Помолвленный мужчина освобождался от военной службы до бракосочетания (Втор. 20:7), а помолвленной девушке запрещено было встречаться с любым другим мужчиной.

Свадебная церемония включала переход празднично одетой невесты в дом жениха (Ис. 61:10; Пс. 45 [в русской традиции 44]:14–16; Песнь 4:1, 3; 6:7; ср. Быт. 24:65–67; 29:23–25), где происходил брачный пир, длившийся семь дней (Быт. 29:22–27; Суд. 14:10–12) или дольше. Новобрачные уединялись в первую же ночь (Быт. 29:23); свадебное облачение невесты сохранялось потом как свидетельство ее девственности (Втор. 22:13–18). См. также Брак.

Обычно глава дома имел одну законную жену (ишша; по-аккадски ашшату; см. Моногамия и полигамия). Если она была бесплодна, муж имел право взять наложницу (часто это была служанка его жены; Быт. 16:1–2; 29:15–30 и в других местах). Мужчина мог взять и двух жен одного статуса (Быт. 26:34; 28:9; 29:15–30; 36:2–5; I Сам. 1:2); в этом случае закон запрещал ему лишать первенца двойной доли наследства в пользу сына более любимой жены (Втор. 21:15–17). Полигамия у царей во многом диктовалась внешнеполитическими интересами — каждый новый брак знаменовал установление союзных отношений между государствами (Втор. 17:17; I Ц. 11:1–8).

Послебиблейский период

В более узком смысле семья включает мужа, жену и детей и образует в еврейской традиции тесную общность, возможно, более тесную, чем в других обществах. Хотя теоретически полигамия допускалась как Библией, так и Талмудом, в идеале семья состоит из мужа, жены и детей (Пс. 128 [в русской традиции 127]:2–3; Танх. Ва-Йишлах и другие источники). Именно в семье сохраняется культурное и религиозное наследие иудаизма. Семья — центр религиозных традиций и обрядов, что проявляется прежде всего в исполнении предписаний субботы и праздников, сопровождающихся церемониальными трапезами, зажиганием свечей, произнесением бенедикций и т. д. В сохранении еврейской веры и образа жизни еврейский дом имеет большее значение, чем синагога или еврейские учебные заведения.

Брак и создание семьи — обязанность, которую должен выполнять еврей в соответствии с библейской заповедью (Быт. 1:28) плодиться и размножаться (Иев. 6:6). В противоположность христианству, превозносящему безбрачие и монашеский образ жизни, иудаизм видит в институте брака и семьи одну из высших ценностей. Так, Мидраш объясняет смерть сыновей Аарона, Надава и Авиху (Лев. 10:2), тем, что они из-за надменности отказались от женитьбы (Лев. Р. 20:10). Как утверждал рабби Эли‘эзер, тот, кто уклоняется от брака и рождения детей, подобен убийце (Тосеф., Иев. 8:4).

Согласно Галахе, у отца как у главы семьи есть права и обязанности по отношению к детям, причем права отца по отношению к дочери более широкие, чем к сыну. Так, отец имеет право продать матери их малолетнюю дочь, выдать ее замуж, получив соответствующую плату от жениха; отец — собственник всего того, что произведено руками незамужней дочери, он имеет право отменять все обещания, данные ею.

Отец обязан сделать своему сыну обрезание, совершить обряд выкупа первенца, учить мальчика Торе, женить и обучить его ремеслу; отец обязан обеспечить дочь, которая выходит замуж, всем необходимым (одеждой, деньгами и т. п.).

Средние века

В Средние века семья была основой еврейской общины. Среди ашкеназов известны многочисленные случаи, когда целые семьи принимали мученическую смерть (см. Киддуш ха-Шем), чтобы предотвратить насильственное крещение детей. Среди марранов семейное единство рассматривалось как один из наиболее важных принципов: чтобы исполнить обязанность воспитания и обучения детей, родители сами учили их нормам и законам иудаизма (см. Мицвот), матери обучали дочерей правилам ритуальной чистоты (см. Чистота и нечистота ритуальные) и еврейскому образу жизни; большую роль в сохранении еврейской традиции в семьях марранов играло старшее поколение. Инквизиция, заставлявшая детей марранов свидетельствовать против родителей и тем самым ставившая лояльность по отношению к церкви выше семейной преданности, привела к подрыву института семьи у марранов.

Как правило, ребенок получает фамилию отца, имя ему дают родители; если между родителями нет согласия на этот счет, каждый из них имеет право дать ему свое имя. Если ребенок рожден незамужней женщиной, он получает ее фамилию, и мать выбирает ему имя (Закон об именах от 1956 г.).

Контроль над рождаемостью в семье

Талмуд разрешает применение противозачаточных средств несовершеннолетним и кормящим женщинам по медицинским показаниям (Иев. 12б). Говорится также об особых лекарственных средствах, которые женщина может принимать, чтобы предотвратить беременность (Тосеф., Иев. 8:4; Ш. Ар., ЭхЭ. 5:12). Этот вопрос рассматривается и в сотнях респонсов. Экономическая сторона как причина контроля над рождаемостью не признается Галахой, как и применение каких-либо противозачаточных средств мужчиной. Реформизм в иудаизме предоставляет решение этого вопроса на усмотрение каждого и признает значение не только медицинских, но и экономических факторов в этой сфере.

Доклад Полномочного представителя Председателя Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников)в Ханты-Мансийском АО, доктора богословия, религиоведа, епископа Василия Витюка.

Епископ Василий Ярославович Витюк
Полномочный представитель председателя Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) в Ханты-Мансийском АО, доктор богословия, религиовед

БИБЛЕЙСКОЕ ПОНИМАНИЕ СЕМЬИ

Так что же Библия говорит о семье?

Брак является основой семьи.

Свое начало семья берет с Божьего благословения.

В браке Бог одинаково благословил и мужчину, и женщину. Мужчина и женщина сотворены равными по ценности и ответственности, но с разными задачами и уровнем власти.

Среди многочисленных функций семьи важное место занимает деторождение. Ребенок - это Божье присутствие в семье, Божий дар. Отвержение ребенка - это отвержение Христа.
Некоторые христианские конфессии предоставляют право супругам самим решать вопрос о численности семьи, используя при этом только нравственно допустимые средства.
Аборт – убийство нерожденных детей. Это страшно и бесчеловечно -приносить нерожденных детей в жертву Молоху. Аборт имеет далеко идущие трагические последствия для всего общества.
Легализуя аборты, как право женщины, общество легализует покушение не только на жизнь человека, но на семью, народ, государство.
Задача церкви, христианской семьи - решительно противостать этой культуре смерти.

Отцовство и материнство являются важнейшей ответственностью людей, состоящих в браке. Поскольку ребенок, как и всякий человек, имеет духовные нужды и потребности, в полной мере забота о детях проявляет себя только во взаимосвязи семьи со Христом.

Каждый человек приходит в мир через семью. Вхождение человека в общество также осуществляется через семью. Какой будет семья, таким будет и наше общество.
Сохранение семьи – это больше, чем поддержка общественно-значимого института. Это сохранность будущего человечества.

Библия начинается с показа биологической семьи как основной общественной ячейки человеческой жизни и как главного связующего звена в общении Бога с человеческими существами. Эта общественная роль семьи затем распространяется на духовную и небесную сферу, а сообщество Божьего народа становится метафорической семьей.

Рассказы о семьях. Прежде чем приступить к исследованию конкретных образов семьи в Библии, стоит остановиться на самом жанре или сюжете рассказов о семье. Этот жанр преобладает в Бытии, где действие разворачивается на уровне не народа, а семьи, а основные события происходят не при дворе или на поле битвы (как в других древних эпических произведениях), а в домашней обстановке. Начиная с рождения Каина ( Быт. 4:1 ), повествование в Библии представляет собой последовательный ряд рассказов о семьях – Адама и Евы, Ноя, Авраама, Лота, Исаака и Иакова. Идиллический рассказ о Руфи соткан из тех же нитей: это домашняя история, в центре которой стоят семья и семейные отношения.

С началом исхода и затем с установлением монархии центр внимания смещается в сторону общественных отношений, но даже при этом в рассказах о национальных лидерах семейная жизнь редко теряется из виду. В эпическом повествовании об исходе Моисей показан не только как вождь, но и как брат, муж и отец. О домашней жизни судей нам не известно, а вот Давид, изображенный в качестве сына, брата, мужа и отца, предстает вполне семейным человеком. В рассказе о личных страданиях Иова присутствует и тема семьи, а Книгу Притчей с определенной точки зрения можно считать отеческим наставлением детям.

В Новом Завете сравнительно мало рассказов о семьях. Но в нем тоже, хоть и мельком, показаны семейные картины, в частности, в рассказах о чудесах с участием детей и в сценах домашней жизни во время посещений Иисусом дома Марии, Марфы и Лазаря. Больше всего картин семейной жизни в Деяниях, где проповеди, обращения и крещения порой происходят в домашней обстановке.

Вторая связанная с семьей тема в Бытии – неоднократно повторяющаяся картина семьи как основной общественной среды, в рамках которой люди вели повседневную жизнь. Хотя отдельные люди и семьи общались с внешним миром, в Древнем мире они были в значительной степени самодостаточными единицами. О таких персонажах, как Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Исав, Иосиф и его братья мы вполне естественно вспоминаем прежде всего в семейном окружении. Таким образом, в книге начал семья символизирует образ жизни на его первичном уровне. Более того, патриархальные семьи служат источником, из которого произошел народ Израиля.

В-третьих, Книгу Бытие невозможно читать без щемящего чувства осознания, до какой степени порочен институт семьи в падшем мире. Семейные истории в Бытии – это рассказы о склоках между супругами, соперничестве между братьями и сестрами, недостойном поведении детей, склонных обычно не оправдывать надежд родителей. Книгу Бытие можно считать практическим пособием по дисфункциональным семьям.

Таким образом, в Писании семья с самого начала показана общественной ячейкой, в рамки которой Бог поставил людей и через которую Он обращается к ним. Семья – по сути своей двойственный и противоречивый образ, в котором выражается разочарование и противостояние, с одной стороны, и надежда и благословение – с другой. В Бытии семья выражает как безопасность и защиту, так и конфликтные отношения и преследования.

Тем временем в каждом конкретном промежуточном поколении между началом и концом Бог последовательно изливает Свою благодать и справедливость через семьи, будь то большие или малые. На первую пасху в Египте, например, Бог велел израильтянам принести в жертву по одному агнцу на каждое семейство ( Исх. 12:3 ). Каждый дом подвергался суду или избегал его в зависимости от наличия или отсутствия жертвенной крови на косяках дверей. В ту ночь Бог обходил в Египте семью за семьей, посылая благодать или производя суд.

В этом выражается второй библейский образ семьи – не только как биологической и общественной единицы, но и как средства, через которое Бог доносит Свои благословения и производит суд. Однако Бог не ограничивается только этим каналом связи. Более того, библейское понимание семьи выходит за рамки материальной и общественной реальности. Наряду с материальной семьей, существует и духовная.

Пришествие Иисуса сделало призыв гораздо более конкретным, но, по сути, призыв любить Бога и стать частью Его семьи – это тот же призыв, который получил Авраам, возлюбивший Бога больше, чем своего сына Исаака. Бог сделал Авраама физическим отцом многих народов и в то же время духовным отцом всех, кто имеет такую же, как он, веру в Небесного Отца ( Гал. 3:7 ). Духовная семья Авраама стала более заметной с пришествием Христа, Который, будучи представителем родословной линии Авраама, распространил ее на весь мир.

Церковь как метафорическая семья. Когда мы впервые встречаемся с аналогией между семьей и церковью, сразу же становится ясно, что метафора разработана детально. Прежде всего у семьи есть отец. У любой большой семьи был патриарх – старший в роду мужчина. Авраам, например, был отцом Израиля. Отца называли главой семейства или рода (напр., 1Пар. 8 – 9 ). Глава рода был биологическим, природным источником семьи и человеком, принимавшим на себя ответственность за семью и властные полномочия над ней. В Новом Завете мужа и отца семейства тоже называют главой ( 1Кор. 11:3 ; Еф. 5:23 ). В то же время в любом новозаветном отрывке общественная роль главы семьи связывается с духовной реальностью – главенством Христа над Церковью.

Заключение. Библия – от начала до конца книга о Божьей семье. Изначально Бог создал семьи отчасти как биологическое и общественное основание рода человеческого и отчасти как канал связи для Своего благословения и суда. Бог создает также Свою семью, состоящую из сыновей и дочерей, которые будут служить Ему, прославлять Его и царствовать с Ним во веки веков ( Отк. 22:3–5 ).

См. также: СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ ДЕТЬМИ, БРАТ, ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ, ДОМ, ДОЧЬ, ЖЕНА, ЛЮБИМЫЙ РЕБЕНОК, МАТЬ, МЛАДШИЙ СЫН, МУЖ, ОТЕЦ, РЕБЕНОК, СЕСТРА, СТАРШИЙ РЕБЕНОК, СЫН.

Семья – это ячейка общества. Это ячейка имеет свои границы. Будучи структурой общества, семья определяет отношения не только между отдельными людьми этого общества, например, между мужем, женой и их детьми и со старшим поколением, но также формирует определённые взаимосвязи с другими семьями, далее родами, культурой и межнациональными отношениями.

Не секрет, что теория Дарвина, которую преподают в школах, рассказывает нам, не только о том, как произошел человек, но и формирует поведение человека, основанные на инстинктах плоти.

Дело в том, что если брать отношения между мужем и женой, то сейчас в обществе сформировалось несколько типов отношений:

Например, бывает, что мужчина и женщина живут совместно только для воспитания детей. У них нет общих тем для разговора, они практически чужие, но вынуждены, как они считают, жить под одной крышей из-за детей. Другой случай, это когда людям просто некуда идти. Их финансовое положение не позволяет купить ещё одну квартиру или какое-то другое жильё, чтобы жить отдельно.

Какими бы не были эти отношения, но у мужчины есть та ответственность, которая лежит именно на нём, как на муже. Ничто не может уменьшить перед Богом, ту ответственность, что несёт муж перед своей семьёй. Это значит, что у мужчины есть определённые обязательства перед женой, которые он должен выполнить. Функция и ответственность этих обязательств зависит в свою очередь от того, в какой семье рос мужчина, зависит от его личного определения семьи и от того, какие у него отношения с Богом.

Мнение мужчины в том, кого он считает инициатором семьи, во многом определяет его будущие решения. Считает ли он, что автором формирования семьи Бога или же это намерение исходит от самого человека, а может от нации или государства – будет исходной точкой того, чьё мнение будет для него более важно. На формирование семейных ценностей и на формирование отношений между мужем и женой могут так же влиять огромное количество людей и обстоятельств. Поэтому, семейные отношения многогранны. Они охватывают практически все сферы жизни взрослого человека: духовные, душевные, физические, социальные, культурные, религиозные, личные, безличные.

Какие же взаимоотношения ближе к библейским требованиям, будут рассмотрены нами далее.

Для продвижения канала ПОДПИШИСЬ и нажми, пожалуйста, на пальчик вверх! Не забудьте оставить свой комментарий!

Читайте также: