Концептуальная картина мира кратко

Обновлено: 02.07.2024

Название работы: Концептуальная и языковая картины мира

Предметная область: Иностранные языки, филология и лингвистика

Описание: Различают языковую картину мира и концептуальную картину мира. Концептуальная картина мира у всех народов одна и та же поскольку человеческое мышление основано на одних и тех же законах. Отражение мира в сознании представления человека о мире информация о среде и человеке это концептуальная картина мира.

Дата добавления: 2015-02-27

Размер файла: 30.79 KB

Работу скачали: 78 чел.

Концептуальная и языковая картины мира.

Различают языковую картину мира и концептуальную картину мира. Концептуальная картина мира у всех народов одна и та же, поскольку человеческое мышление основано на одних и тех же законах. ЯКМ обусловлена особенностями лексико-семантической системы языка, традициями, культурой, условиями жизни языкового коллектива. Отражение мира в сознании, представления человека о мире, информация о среде и человеке - это концептуальная картина мира . Информация о среде и человеке, переработанная и зафиксированная в языке, - это языковая картина мира.

Как видно из вышеизложенного, основанием дифференциации концептуальной картины мира и языковой картины мира является фиксированность и представленность информации в языке.

ККМ может быть глобальной, общечеловеческой, поскольку заключает в себе логику человеческого мышления. В этом смысле ККМ у всех людей имеют общие черты, так как человеческое мышление осуществляется по единым законам. Однако у представителей разных эпох, разных социальных, возрастных групп, разных областей научного знания и профессий ККМ могут быть различными Люди, говорящие на разных языках, могут иметь при определенных условиях близкие ККМ, а люди, говорящие на одном языке, - разные. В концептуальной картине мира взаимодействует общечеловеческое, национальное, социальное и личностное.

Языковая картина мира обусловлена этническим языком и в нем репрезентирована, следовательно, она не может носить глобальный характер, хотя общечеловеческие элементы, безусловно, в ней представлены.

В процессе познания мира человек постоянно развивает, корректирует концептуальную картину мира , и это происходит довольно быстро. Языковая же картина мира закономерно изменяется медленнее, она консервативна и долго хранит архаичные элементы ранних картин.

ЯКМ в отличие от ККМ является более инертной и архаичной . Носитель языка не замечает это явление. Обратим внимание на неточность, даже абсурдность некоторых выражений, которые отражают архаическое мышление :

2.Солнце всходит и садится;

3. Дождь идет (Il pleut; It rains). Под французским IL и английским IT понимается некий мистический субъект.

Таким образом, языковая картина мира относится к концептуальной картине мира как частное к целому, занимая при этом значительное пространство в ККМ, поскольку знание, внушаемое человеку родным языком, намного превосходит по объему и качественному разнообразию знание, полученное из всех других источников, вместе взятых. А значит, объектом изучения лингвистики все-таки является языковая картина мира, так как ее экспонентом служит язык.

Concept "world picture", "Conceptual picture of the world" and "Language picture of the world" in conceptological research

Abstract: The given article is devoted to analysis and clarifying fundamental concepts of modern linguistics, such as the "conceptual picture of the world", the "picture of the world" and the "language picture of the world". Appeal to these concepts is due to the lack of a common opinion on this issue. The research has shown that in the process of mastering a person's reality, knowledge is divided into certain categories, forming a cognitive basis. Based on the interpretation of the information received by a person, a conceptual picture of the world, or a conceptosphere, is forming. It includes both individual and collective experience. The conceptual picture of the world represents, although not completely, in the linguistic picture of the world associated with the nomination of the basic elements of the conceptosphere and their explication by means of language. The basic unit of the conceptual picture of the world is a concept that can be defined as a dynamic mental structure mediating between man and the world, combining conceptual, value and cultural information realized in the verbal units of a certain language. Actual in the framework of the anthropocentrism is the study of the features of the representation of concepts in national world pictures, the establishment of the relationship between the facts of language and cultural facts.
Keywords: world picture, national picture of the world, language picture of the world, conceptual picture of the world (conceptosphere), concept, language personality

В результате освоения человеком окружающего мира знания распределяются по определенным группам, образуя когнитивную базу. В процессе концептуализации действительности, т.е. осмысления и интерпретации знаний о мире, строящихся на основании определенных моделей, категорий и стереотипов конкретного языка, формируется концептуальная картина мира.

Итак, исследование показало, что в процессе освоения человеком окружающей действительности знания распределяются по определенным категориям, образуя когнитивную базу. На основе интерпретации человеком полученной информации формируется концептуальная картина мира, или концептосфера, включающая как индивидуальный, так и коллективный опыт. Концептуальная картина мира находит, хотя и не полное, выражение в языковой картине мира, связанной с номинацией основных элементов концептосферы и их экспликацией средствами языка.

Актуальным в рамках антропоцентрической парадигмы становится исследование вопросов, связанных с особенностями репрезентации концептов в национальных картинах мира, установлением взаимосвязи между фактами языка и фактами культуры.


Горбачёва К.А.,
магистрант

научный руководитель: Богатикова Л.И.
Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины

Человек как субъект познания является носителем определенной системы знаний, представлений, мнений об объективной действительности. Данная система в различных научных отраслях называется по-разному: концептуальная картина мира, концептуальная модель мира, образ мира и изучается в различных аспектах.

Картину мира, составленную из концептов и связей между нами, называют концептуальной картиной мира. Концептуальные картины мира отличаются в зависимости от эпохи, принадлежности к социальной группе и т. д. Даже люди, которые говорят на одном языке, могут иметь различные концептуальные картины мира, а люди, которые говорят на разных языках, могут иметь близкие концептуальные картины.

Впервые понятие концепт было введено С.А.Аскольдовым-Алексеевым в 1928 г. Концепт- это мысленное образование, заменяющее нам в процессе мысли неограниченное количество предметов одного и того же рода. Но это не доказывает того, что концепт является всегда заместителем разных предметов. Он может замещать лишь некоторые стороны предмета. Концепт выполняет не только заместительную функцию, но он также расширяет значения слова, помогая нам домыслить, дофантазировать. Следовательно, концепт — не только алгебраическое обозначение, он может пониматься адресатами по-разному. Концепт мы используем в письме и устной речи, так как охватить значение слова человек не всегда сможет в силу различных обстоятельств, таких как образование, профессия и т. д..

Концептуальная картина мира в судьбе своего носителя выполняет две главные функции:

1.Регулятивную функцию. Концептуальная картина мира служит примером и ориентиром при осуществлении жизнедеятельности, упорядочивая особенности восприятия им совершенно незнакомой информации об окружающей среде, переработку и хранение данной информации, включая внешнюю активность человека в определенных жизненных ситуациях в соответствии с полученной информацией.

Концептуальные признаки выявляются через семантику языка. Значения слов, фразеологических единиц, структур предложений служат ключом знаний о содержании концептов. Концепты выражаются словами, но вся совокупность речевых средств не дает полной картины концепта. Слова — часть концепта, поэтому нам необходимо иметь целый синонимичный ряд слов, чтобы выразить содержание концепта.

Мы также можем выяснить какое основное (словарное) значение заменяет концепт из контекста или из общей ситуации. Концепт — результат встречи основного (словарного) значения слова с личным опытом человека.

Чем разнообразней личный и культурный мир человека, тем разнообразней и больше потенции концепта, так как человек играет большую роль в том, как воспринято слово, его значение и концепт.

Слово, значение слова, концепты слова существуют не отдельно, а в определенной человеческой сфере. Каждый человек имеет личный и культурный опыт, свои личные знания, умения и навыки, с помощью которых мы можем определить разнообразие значений и концептов слов.

Важное значение в определении бедности языка и концепта слов является культурный опыт человека. Чем этот опыт беднее, тем меньше и словарный запас (как активный, так и пассивный). Нужно не просто знать огромное количество слов, но и уметь быстро извлекать ассоциации исходя из опыта.

Концепты, которые составляют концептуальную картину мира, конкретны и остаются в сознании человека в виде чувственного образа. Хоть образы и конкретны, но они могут абстрагироваться из чувственного образа в мыслительный.

Культурный концепт является основной единицей лингвокультурологии. Культурный концепт — многоуровневое смысловое образование, в котором можно выделит ценностную, образную и понятийную стороны. Вся сумма языковых и неязыковых средств, которые прямо или косвенно уточняют, иллюстрируют и развивают его содержание называется языковым выражением концепта.

Таким образом, концепт — это хранящаяся в индивидуальной либо коллективной памяти значимая информация, обладающая определенной ценностью, это переживаемая информация.

Каждый концепт, по определению Ю.С. Степанова, является своеобразным сгустком культуры,так как в нем группируются знания, представления, ассоциации и переживания, которые в каждой культуре носят специфический характер. Поэтому именно концепты часто используют в качестве опорных элементов для сопоставления культур, которые в силу своей расплывчатости сами по себе с трудом поддаются анализу.

Для того, чтобы произошла синхронизация концептосфер, чтобы ментальные образования родной культуры совпали в основных чертах с ментальными образованиями иной культуры, требуется большой опыт жизни и общения с представителями этой культуры. Тем не менее, считается, что человек, не знакомый с концептами иной культуры, не испытывает от этого неудобства.

Все выше сказанное позволяет утверждать, что концептуальная картина мира представителей любой локальной культуры предстает в виде сложной системы.

В жизни своего носителя – будь то отдельный человек или целая нация - концептуальная картина мира выполняет две основные функции:

1.Регулятивную функцию. Картина мира служит для своего носителя ориентиром при осуществлении жизнедеятельности, регламентируя особенности восприятия им новой информации об окружающем мире, переработки и хранения данной информации, а также внешнюю активность человека в определенных жизненных ситуациях в соответствии с полученной информацией.

Читайте также: