Концепция стратегии контроля над конфликтами в развивающемся мире л блумфилд и а лейс кратко

Обновлено: 05.07.2024

В конфликтных ситуациях наблюдается несколько основных линий поведения. Психологами были выведены стратегии выхода из конфликта, которые представляют собой определенную модель поведения человека на завершающем этапе разногласий.

Стратегии разрешения конфликта в психологии

Любая стратегия поведения в конфликте основывается на таких факторах как:

  • особенности личности;
  • степень нанесенного ущерба;
  • статус оппонента и наличие у него нужных ресурсов;
  • результат, к которому может привести конфликт;
  • значимость решаемого вопроса;
  • длительность конфликтной ситуации и т.д.

Основными стратегиями поведения в конфликте являются:

  • соперничество (конкуренция);
  • компромисс;
  • сотрудничество;
  • избегание;
  • приспособление.

Эти линии поведения были выведены психологом Томасом Киллменом. Дадим краткую характеристику каждой из них.

Соперничество – это навязывание оппоненту своей точки зрения на проблему. Компромисс, напротив, заключается в желании пойти на уступки и отказаться от части требований, которые выдвигались ранее.

А вот для стратегии поведения сотрудничества в конфликте свойственно конструктивное обсуждение вопроса. При этом оппонент рассматривается не как противник, а как союзник.

При избегании человек уходит от конфликта при минимуме затрат, но при этом остается при своем мнении. В результате оппонент также прекращает попытки доказать свою точку зрения. В свою очередь, стратегия поведения в конфликте приспособление характеризуется как полная сдача своих позиций.

Обычно при наступлении конфликтной ситуации применяется несколько вариантов построения диалога.

Наиболее верной комбинацией стратегий поведения в конфликте является уступка, уход, сотрудничество. Именно таким образом можно быстро и эффективно достичь результата.

Однако довольно часто стороны начинают соперничать друг с другом, что мешает в построении конструктивного диалога. Рассмотрим подробнее, в чем разница между соперничеством и сотрудничеством, а также расскажем о возможности предупреждения конфликта.

Стратегия соперничества в конфликте

Эта стратегия поведения применяется в большинстве спорных ситуаций. Тем не менее, оправдана она бывает только в следующих случаях:

  • предлагаемое решение действительно конструктивно;
  • ожидаемый результат принесет выгоду всем заинтересованным лицам;
  • исход конфликта крайне важен для того, кто использует стратегию соперничества;
  • нет времени на уговоры оппонента;
  • возникновение чрезвычайной ситуации.

Эксперты склоняются ко мнению, что соперничество – не лучший выбор для решения конфликтных ситуаций. В этом случае оппонент лишается права на реализацию своего видения обстоятельств.

Однако на практике порой выбора не остается. К примеру, откровенной агрессии следует давать жесткий отпор. Иными словами, соперничество оправдано в экстремальных и принципиально значимых ситуациях, когда нет времени на разговоры, а риск возникновения негативных последствий крайне велик.

Стратегия сотрудничество

Наиболее популярная стратегия разрешения конфликта, принятая коллективом организации – это сотрудничество. Оно эффективно, когда:

  • оппоненты взаимодействуют друг с другом;
  • решение одинаково важно для обеих сторон;
  • отсутствует предубеждение.

t
Можно сказать, что стратегия сотрудничества при разрешении конфликта – это конструктивные переговоры, где каждый может обосновать свои доводы и принять во внимание другую точку зрения. Оппоненты в таком случае являются союзниками, партнерами. Это мудрый подход к решению возникающих проблем.

Но даже наилучшая форма преодоления конфликта через стратегию сотрудничества не понадобится, если уметь предупреждать такие ситуации. Расскажем, что это значит.

Стратегия предупреждения конфликта

Предупреждать возникновение конфронтации – одна из задач эффективного менеджмента. Стратегия предупреждения конфликта руководителем предполагает создание такой атмосферы в коллективе, где возникновение разногласий сводится к минимуму.

Для достижения этой цели применяются следующе методы:

  • проведение разъяснительных мероприятий;
  • организация корпоративных событий для повышения командного духа;
  • улучшение условий труда;
  • создание и внедрение информационных систем;
  • прозрачная структура управления фирмой;
  • применение обоснованной схемы премирования с вознаграждениями за достигнутые результаты;
  • строгое соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
  • формирование традиций и корпоративных этических норм.

При грамотном подходе к управлению коллективом организации стихийное возникновение конфликта практически исключается.

Важнейшим элементом стратегии управления конфликтом следует считать “контроль над конфликтом” — систему мер, направленных на ограничение, прекращение, предотвращение и исключение самой возможности насильственных действий как средств конфликтного поведения.

Наличие уже в ранних циклах чеченского конфликта “силового подхода” (угрозы применения силы) предполагало приоритетную необходимость выработки и реализации специфического комплекса мер регулирования конфликтной ситуации, определяемого как стратегия контроля над конфликтом. Предпринимаемые сегодня попытки достичь реального прекращения военных действий, вывода чеченского конфликта из военной стадии придают этой задаче первоочередной характер. Последовательность реализации мер контроля, конкретизация задач, стоящих перед субъектами контроля, установление круга вопросов, имеющих первоочередное значение, — все это связано с динамическим измерением конфликтного взаимодействия сторон. Поскольку любой конфликтный цикл проявляется через сменяемую последовательность конфликтных фаз, в рамках каждой из них существуют факторы, которые генерируют давления в направлении усиления вероятности насилия или ее ослабления. Стратегия контроля предполагает, что развитие конфликта может быть существенно изменено политическими мерами, направленными на усиление минимизирующих насилие факторов и ослабление факторов, генерирующих насилие.

Общая задача контроля во всех фазах конфликта - недопущение, ограничение и прекращение насилия. Эта задача уточняется применительно к конкретной фазе конфликтного цикла: в стадии спора контроль подчинен задаче недопущения насилия, в стадии “угроз” задача состоит в предотвращении и ограничении масштабов насилия, в военной фазе — в ограничении (снижении количества жертв) и скорейшем прекращении насилия, в послевоенной фазе — в не возобновлении насилия.

Динамика чеченского конфликта в значительной мере детерминирована характеристиками конфликтного поведения сторон, их намерениями, выбором средств и способов поведения и т.д. Развиваясь изначально по гегемонистскому сценарию, конфликт функционирует по короткому циклу: угроза силой — применение силы — послевоенная фаза. Нынешнее состояние чеченского конфликта может быть охарактеризовано как возвращение в фазу вооруженного конфликта (войны) после относительно короткого послевоенного периода предшествующего конфликтного цикла, поэтому рабочими фазами стратегии контроля в этом конфликте является военная и послевоенная фазы.

С учетом этой идентификации развития чеченского конфликта использование стратегии контроля над ним призвано обеспечить прекращение насилия и обеспечение гарантий его невозобновления для перехода конфликта к стадии урегулирования.

Такая задача в чеченском конфликте может быть реализована, в первую очередь, государством в лице его официальных властей. Как в правовом, так и в политологическом аспектах, конституирующим признаком государства — как организации, обладающей верховенством власти в пределах его территории — является монополия налегитимное применение насилия. Поэтому любые насильственные действия, направленные против властей, политического режима или целостности государства, должны рассматриваться как посягающие на его исключительную прерогативу обладать монополией на контроль над насилием на собственной территории. Если же власти по каким либо причинам не выполняют эти обязанности, то возникает угроза самому существованию соответствующего государства, его дезинтеграции.

Будучи непосредственной стороной чеченского конфликта, федеральные власти связаны с определенными международными обязательствами, хотя возможности их воздействия на поведение оппозиции, — недопущения использования оппозицией насилия — ограничены, и особенно тогда, когда сами власти ориентированы на силовые решения в рамках гегемонистской стратегии.

Подобного рода ситуации как раз и контролируются международным гуманитарным правом, регулирующим поведение сторон в вооруженных конфликтах, в том числе — в конфликтах “немеждународного характера”. Хотя в отношении этих конфликтов существует лишь ограниченное число международных обязательств, тем не менее по самой своей сути эти обязательства обладают важным значением для международного сообщества в целом. Этим и объясняется, что функции субъекта контроля над внутренними политическими конфликтами могут выполняться международными организациями или третьими государствами.

Вместе с тем, опыт осуществления внешнего контроля над внутренними политическими конфликтами свидетельствует о том. что реальный прогресс в деле урегулирования конфликтов возможен только при наличии политической воли всех сторон, вовлеченных в силовое противоборство

Таким образом, по составу субъектов и структуре элементов системы мер контроля можно выделить следующие формы контроля:

самоконтроль •контроль собственными органами и средствами каждой из сторон):

взаимный контроль (согласование правил поведения, учреждение сторонами специальных; контрольных органов):

3) внешний контроль (выполнение контрольных функций международными организациями и третьими государствами),

В условиях неустойчивого перехода от военной стадии к послевоенной фазе чеченского конфликта, когда основной проблемой остается жесткий дефицит доверия между противоборствующими сторонами, а подозрительность и недоверие друг к другу исключают реальную готовность обеих сторон отказаться от силовых методов в пользу политического диалога, переговорный процесс. как показал опыт 1995 и 1996 гг., используется сторонами для перегруппировки сил, пополнения вооруженных формирований и восстановления их боеспособности, достижения стратегических преимуществ.

Поэтому внешний контроль за конфликтным поведением сторон становится первичным, он побуждает стороны обращаться к нормам, институтам и процедурам международного права, способствует преодолению недоверия и подозрительности друг к другу, устанавливает рамочный формат диалога сторон для достижения ими конкретных соглашений.

1. Определение конфликта (в принципе)

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Конфликт-развитие взаимодействия оппонентов по поводу различия их интересов и позиций.

Конфликт – несовпадение национальных интересов в ситуации любого спора между гос-ми.(это определение Морозова)

Главные внешнеполитические функции гос-ва: 1) защита нац интересов на международной арене. 2) поддержка обороноспособности на необходимом уровне 3) участие в решении глобальных проблем. 4) развитие эк-ких, полит, культ отношений между гос-ми.

Конфликтология как наука появилась в 60х годах. Задачи: 1) как предотвратить конфликт. 2) как вести себя в ходе конфликта. 3) как урегулировать.

Древность: Фукидид – Пелопонесская война – принцип баланса сил. Конфуций 500г до нэ – не делай другим того, чего не желаешь себе. необразованность(невоспитанность) людей ведет к конфликтам. 5в до нэ Сунь-Дзы – конфликты поддерживают гармонию в обществе(конфликт-это нормально). Гераклит-оправдывал войны- война-отец всего: одних она делает рабами, других свободными).

Средние века: в конфликтах становится естественным содержанием религия. Смысл конфликта-между божьим и земным. Церковь одобряет конфликты(введена инквизиция).

Эпоха возрождения: Вестфальский договор-первый м/н законодательный акт, кот отделил гос-во от церкви.(1648). Дж Бруно, Коперник, Макиавелли – конфликты из-за порочности чел натуры. 1940г возникает частная собственность(капитализм) – новый повод для конфликтов.

Политический( экономический, социальный, духовный) конфликт – противостояние субъектов соц взаимодействия на основе противоположных полит (экономических, социальных, духовных) интересов, ценностей, взглядов и целей (внутригосударственные- классы, полит партии, организации; международные- государства, нации, коалиции государств).

5 типов конфликта:

1) между гос-ми или их коалициями с различными соц-полит системами, имеют целью ослабить или уничтожить противоположную систему и навязать свою. 2) между гос-ми с целью полит и экон господства в мире (регионе). Ирак-Иран, США-Ирак, США-Афганистан. 3) межнациональные, цель – нац порабощение или нац освобождение (Абхазия-Грузия, Южная Осетия- Грузия). 4) основанные на территориальных противоречиях, с целью захвата или освобождения территории, ранее захваченной (арабо-израильский конфликт, РФ-Яп, РФ-Китай, ФР-Герм (Эльзас и Лотарингия). 5) религиозные разногласия.

Конфликты могут быть внутренними и внешними. Они связаны друг с другом. При вмешательстве во внутриполит конфликт (в Афг) он становится внешнеполит (другие страны не одобрили действия РФ). С другой стороны, Великая Окт революция – порождение внешнеполитических факторов.
3. понятие урегулирования конфликта


  1. Без участия сторон: случайное , затухание

  2. С участием сторон: затухание, разрешение, устранение

  3. С участием 3ей стороны: устранение, урегулирование

Затухание конфликта - это временное прекращение противодействия при сохранении основных противоречий. Причинами м.б.:истощение ресурсов сторон,потеря мотива к борьбе, переориентация интересов.

При урегулировании конфликта -деятельность третьих лиц – субъектов международного права и их представителей, направленная на прекращение противодействия между сторонами международного конфликта и разрешение противоречия, которое привело к предельному обострению ситуации.

устранение –ликвидируются его основные структурные компоненты: устраняются одна или все стороны конфликта, исключается взаимодействие оппонентов, устраняется объект притязаний. Устранение может происходить мирным путем, например, путем самоустранения из конфликта одной из его сторон или когда одна из сторон решает добровольно отказаться от своего притязания.
4. Принципы и фазы урегулирования конфликта

Ст.33 ООН: государства должны стремиться к мирному урегулированию м/н споров- средства: 1) переговоры(наиб эффективное средство разрешения конфликтов. Длительность никогда не оговаривается.возможность общаться напрямую. М.б. консультации: обязательные и факультативные., 2)примирительные процедуры (добрые услуги и посредничество)( осуществляются или гос-ми или междунар организациями в целях побуждения сторон к началу переговорного процесса или разрешению конфликта. Сами страны, оказывающие добрые услуги, в переговорах не участвуют. Пр. рус-яп война, Портсмутский договор – в США заключен – это добрые услуги.),

3) международный арбитраж и междунар суд, разрешение конфликта органом, который сам оценивает ситуацию и принимает решение, которое обязательно для выполнения обеими сторонами (обращаются для разрешения споров по правовым аспектам),

Арбитраж: постоянный, временный (ad hoc – для решения конкретного вопроса).

Третейский суд в Гааге, постоянная палата (создан в 1901г). он состоит из лиц с высоким междунар авторитетом, суд набирается сторонами.

Междунар суд, 1921г – первая постоянная палата создана Лигой Наций.

Еще есть Европейский суд по правам человека, Суд Европейских Сообществ, Экономический суд стран СНГ.

4) обращение к международным организациям. Устав междунар организации может предусматривать наличие специальных механизмов для разрешения споров.
Принципы международной безопасности: неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутр дела гос-ва, мирное разрешение, разоружение, ответственность гос-в за агрессию, неделимость безопасности (нельзя обеспечить свою за счет нарушения чужой), равная безопасность.

На основе этих принципов вырабатываются общие позиции.

Невоенные и военные средства: СБ ООН

Невоен – обращение Сов Беза к конфликтным сторонам прекратить конфликт и сесть за стол переговоров. – попытка принуждения конфл сторон к миру (путем эк эмбарго против гос-ва нарушителя) (Пр. КНДР).
Пр, первые эк санкции 1966г против Родезии. Были в 91-96гг против Боснии и Герцеговины.

Военные средства (не миротворческие): военные воздушные, морские, наземные средства могут быть применены для восстановления мира.

Любой конфликт может быть управляем. Он направляется какими-то силами (не может существовать сам по себе).

Блумфилд, Лейс – концепция контроля над конфликтами (США, конец 60х).

1) стимулирование, поощрение эк, пол, соц реформ в развивающихся странах. Осуществление контроля за политической обстановкой в странах с тем, чтобы не допустить перерастание споров в вооруженный конфликт.

2) прогнозирование возможных столкновений.

3) осознание наличия избытка вооружений – источник потенциальной угрозы миру.

Если конфликт уже начался, то рекомендуется:

1) своевременное быстрое прекращение боевых действий, перенос основ конфликта на мирное решение.

2) задействование возможностей сверхдержав для политического решения конфликта (сейчас устарело -> использование Сов Без ООН).

3) перенос основ конфликта на мирное время

Управление конфликтом – деятельность международного сообщества, направленная на предотвращение, примирение противоборствующих сторон и выработку общего согласованного решения.

Участие в управлении конфликтами принимают: субъекты конфликта, 3я сторона, междунар организация.

Нужна информация о: предшествующей конфликту ситуации; динамике его развития. Надо учитывать решающие факты, четко понимать с каких позиций подходить, во главе должно быть междунар право.

Механизм управления конфликтом- это совокупность норм, средств и методов управленческой деятельности для достижения намеченной цели. может иметь 2 стороны: в сторону урегулирования; способствовать конфликту.

Блумфилд собрал банк данных по 82 конфликтам. Создал алгоритм решения конфликта. Программа давала прогноз событий и варианты решения.

Система методов и средств предотвращения конфликта:

Конфликт: демократического характера; тоталитарного или авторитарного характера.

2) политич маневрирование – достижение консенсуса между полит силами в обществе. Пр, РФ 91-95гг и дальше.

3) подмена средств достижения цели – подмена действий лозунгами.

4) смена полит лидера.

5) полит манипуляция – воздействие на народные массы конфликтных сторон с помощью СМИ, которым заранее задается тема воздействия: создание образа врага; интеграция контрэлиты (концентрирует в себе недовольство народных масс), их интересы совпадают с мнением власти.

6) силовое давление – запрет оппозиц партий, введение ЧП, объявление о репрессиях, могут привлекаться армии других гос-в, предоставление военной помощи.

7) новые формы или укрепление форм международного интегрирования

ТНК-полезный экономический рычаг для смягчения ситуации
6. Негативные стороны конфликта

Социальные – внутри государства.

Политические – межгос характер.

1) ухудшение соц климата и снижение жизненного уровня масс.

2) неадекватное восприятие и непонимание конфликтными сторонами друг друга.

Пр. 1979г исламская революция в Иране. Молодежь захватила американское посольство (44 человека). Лидер ислам движения сказал, что Америка – исчадие ада и разговаривать с ними не будет. Страна-посредник – Алжир. 444 дня потребовалось, чтобы догадаться сделать его посредником.

3) уменьшение или даже полное прекращение сотрудничества между сторонами конфликта.

4) материальные и эмоциональные затраты, которые стороны несут во время конфликта велики (война США во Вьетнаме – эмоц сторона привела к прекращению этой войны).

5) возникновение у сторон духа конфронтации.

6) людские потери

7. Позитивные характеристики конфликта

1) конфликт позволяет выявить, вскрыть и разрешить назревающие моменты напряженности. (война-радикальная форма К). Самый радикальный способ разрешения конфликта – затишье.

2) в ходе конфликта стороны устанавливают связи между собой и лучше узнают друг друга, и иногда понимают, что до этого неправильно оценивали друг друга.

Пр. Карибский кризис. СССР доставил на Кубу ядерное оружие -> установление горячей линии между Белым домом и Кремлем.

3) к. способствует перестройке эк, полит, воен структур в конфликтных странах: полит- увеличение роли главнокомандующего, экон- престройка экон на снабжение войск, воен- чувство патриотизма, ответственности.

4) диагностика к. 5) когда к. проходит, отношения м/д гос-ми поднимаются на более высокий уровень

Конфликт отражается на поведении и состоянии общества, лишает синдрома покорности. Проявляется патриотизм, возрастает чувство ответственности. Конфликты расслаивают общество на героев, лидеров, обычных людей и т.д.
8. Что такое СИПРИ и чем там занимаются?

СИПРИ (1966г) – Стокгольмский институт исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute) — независимый международный институт исследования проблем мира и конфликтов, прежде всего, вопросов контроля над вооружениями и разоружения. 1966 – 150-летие нерушимого мира в Швеции. Финансирование деятельности института происходит за счет грантов выделяемых правительством Швеции и утверждаемых шведским парламентом. Правление и сотрудники института являются международными. С 1969 года выпускает Ежегодник СИПРИ. Российское издание выходит с 1995 года и готовится совместно с ИМЭМО РАН.(институт мировой экономики международных отношений)

9. Возможные выходы из конфликтной ситуации

Способы урегулирования конфликта: 1) насилие (когда стороны сильно не равны, самый быстрый способ). 2) разъединение (разрыв отношений между сторонами, бегство с места конфликта). 3) примирение.
1)в одностороннем порядке

1) одна из сторон, учитывая свои преимущественные позиции, навязывает другой стороне свое решение.

-одерживает победу (в результате воен конфликта). Могут использоваться экон блокада, полит давление.

Стороны могут биться до последнего. Они подрывают экономику обеих стран, откатывают свое развитие. Пр, I и II мировые войны.

-капитуляция. Признание одной стороной своего поражения. Проигравшая сторона может даже что-то выиграть, т.к. проявляет добрую волю. Если одна из сторон является проигравшей, она вынуждена подчиняться условиям, это порождает неприятие или желание реванша.

-игнорирование кризисной ситуации (Садам Хусейн).

-обращение в правовые инстанции 1)на региональном уровне (ЕС), 2)общемировом уровне (ВТО), 3)Международный арбитраж, 4)международный суд.

Стремление к решению вопроса мирными средствами должно иметь определенные причины: 1)угроза взаимного уничтожения (Холодная война), 2)наличие взаимных ограничений в односторонних действиях (опред-ся эк-ким и военно-промышл потенциалом), пр., 6-дневная война. 3)совместный поиск решений выгодней, чем односторонние действия (Карибский кризис). 4)недостаток или истощение средств. 5)реакция других стран и междунар организаций (Юж Осетия).

2) предполагает контакт сторон для решения конфликта или в ходе прямых переговоров или с помощью посредника.

Дипломатический путь решения.

Преимущества: стороны имеют возможность непоср-но изложить претензии друг другу, определить степень враждебности, отработать совместно процедуру ведения переговоров и взаимопомощи, решение проблемы.

Переговоры: глав гос-в, глав правительств, министров ин дел, между главами дип представительств, специально на то уполномоченных лиц.

Могут вестись переговоры официально (сообщается в СМИ) и неофициально (на уровне представителей дип служб, носит хар-р подготовки к офиц переговорам).

Число участников: двусторонние, многосторонние (требуют участия всех сторон), в рамках междунар конференций.

Условия: равноправные (одинаковое право и время на свое выступление), без всяких предварительных условий.
10. Варианты односторонних шагов

одна из сторон, учитывая свои преимущественные позиции, навязывает другой стороне свое решение. участники не согласовывают свои действия, а принимают решения и ведут себя независимо друг от друга.

-одерживает победу (в результате воен конфликта). Могут использоваться экон блокада, полит давление, терроритс акты и военные действия. Др сторона остается неудовлетворенной, поиск реванша

Стороны м. биться до последнего. подрывают экономику обеих стран, откатывают свое развитие. Пр, I и II мировые войны.

-капитуляция. Проигравшая сторона может даже что-то выиграть, т.к. проявляет добрую волю. Силы оч неравны и так слабая смягчает последствия. она вынуждена подчиняться условиям, желание реванша.безоговорочная и с оговорками

-игнорирование кризисной ситуации (Садам Хусейн).

-обращение в правовые инстанции (кроме международного суда-там обоюдное согласие) 1)на региональном уровне (ЕС), 2)общемировом уровне (ВТО), 3)Международный арбитраж (но проблему м.б. нерешаемой в суде, одна сторона м.остатья недовольной,необходимость выполнять решение даже если оба не согласны,не изменяют ситуации,

Часто и односторон и совместные действия применяются одновременно

Стремление к решению вопроса мирными средствами должно иметь определенные причины: 1)угроза взаимного уничтожения (Холодная война), 2)наличие взаимных ограничений в односторонних действиях (опред-ся эк-ким и военно-промышл потенциалом), пр., 6-дневная война. 3)совместный поиск решений выгодней, чем односторонние действия (Карибский кризис). 4)недостаток или истощение средств. 5)реакция других стран и междунар организаций (Юж Осетия).

предполагает контакт сторон для решения конфликта или в ходе прямых переговоров или с помощью посредника.

Дипломатический путь решения.

Преимущества: стороны имеют возможность непоср-но изложить претензии друг другу, определить степень враждебности, отработать совместно процедуру ведения переговоров и взаимопомощи, решение проблемы.

Переговоры: глав гос-в, глав правительств, министров ин дел, между главами дип представительств, специально на то уполномоченных лиц.

Могут вестись переговоры официально (сообщается в СМИ) и неофициально (на уровне представителей дип служб, носит хар-р подготовки к офиц переговорам).

Число участников: двусторонние, многосторонние (требуют участия всех сторон), в рамках междунар конференций.

Условия: равноправные (одинаковое право и время на свое выступление), без всяких предварительных условий.

12. Этапы переговоров.

Переговоры - процесс неоднородный и состоит из нескольких стадий, которые отличаются по своим задачам, причем каждая стадия обладает своими особенностями. В то же время это единый процесс в том смысле, что ни одна стадия не может рассматриваться самостоятельно, вне зависимости от других.

• подготовка к переговорам (предпереговорная стадия);

• процесс их ведения и достижение договоренностей в случае, если переговоры закончились их подписанием (стадия взаимодействия);

• анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей (имплиментация).

Переговорный процесс:

Взаимное уточнение интересов, точек зрения, позиций (за столом переговоров выясняют точки зрения др др как бы хорошо они не были готовы, излагают свои позиции, вносят пердложения,выслушивают др др, выработка основ общего языка, обсуждают терминологию)реализуется информационно-коммуникативная функция переговоров-иногда это и есть цель переговоров. Тогда на этом все заканчивается

Дискуссионный этап –обсуждение, аргументация, часто стороны повторяют вновь свои предложения, потом либо переговоры в тупике либо ищут консенсус. Часто объявляется перерыв чтобы не зайти в тупик ( в перерыве бывают неофиц встречи, где можно быть откровеннее)

Разработка договоренностей-

Стадии переговоров-латентная неопределенность (не до конца сформулир позиции)

Стадия критического взаимодействия-на пике конфликта. Уже понимают проблему но есть желание решить односторонне

Стадия отложенного спора-совпадает с демонстрацией силы

Стадия осознания опасности- применение воен силы

Начало переговоров-отказ от односторон шагов

Стадия контроля за результатами
13. информационно-коммуникативная функция переговоров.

Информационно-коммуникативная-присутствует почти на всех переговорах. Смысл - выяснить точку зрения др стороны, дать инфу о своих интересах, опасениях, подходах к решению проблемы и т.п. прежде, чем стороны приступят к выработке договоренностей. Переговоры-процесс снятия информационной неопределенности путем постепенного уяснения партнерами позиций др др. идет в начале переговоров.позволяет более точно определить конечное решение и полнее реализовать функцию переговоров - совместного поиска решения проблемы.

Но м.б. подача ложной информации, введение в заблуждение.

информационная ф-ция- участники заинтересованы лишь в обмене взглядами, точками зрения. Такие переговоры - предварительные. Результаты -основа для выработки позиций и предложений к след раунду. Предварительные переговоры не являются переговорами в строгом смысле этого слова.

коммуникативная ф-ия-связана с налаживанием и поддержанием связей и отн-ий участников конфликта. задачи - установление постоянных каналов коммуникации, обмен точками зрения и обсуждение подходов к решению проблемы. Обе функции - информационная и коммуникативная, обычно, реализуются вместе => единая информационно-коммуникативная ф-ция.
следующая страница >>

Мужчины, которые относятся к женщинам с наибольшим почтением, редко пользуются у них наибольшим успехом. Джозеф Аддисон
ещё >>

7 конфликтных стратегий

Вы когда-нибудь пробовали найти двух абсолютно идентичных людей? Даже если найдутся те, кто может ответить на этот вопрос утвердительно, вероятность того, что их поиски увенчались успехом, очень мала, ведь двух одинаковых людей, так же как и двух одинаковых отпечатков пальцев или двух одинаковых радужек глаз, быть не может. Это и является, пожалуй, одной из причин, по которым время от времени между людьми возникают конфликты.

И для того чтобы иметь возможность эффективно разрешать конфликтные ситуации, человеку просто необходимо знать о том, как нужно себя вести при их возникновении, т.е. уметь подобрать такую манеру поведения, которая в наибольшей степени подойдёт к особенностям каждой конкретной ситуации. Но многие люди во время конфликтного взаимодействия ведут себя всегда одинаково, совершенно не имея понятия о том, что можно изменить стратегию своего поведения. Именно о стратегиях поведения в конфликте мы и расскажем сегодня.

Но сперва стоит сказать о том, что один из наиболее выдающихся конфликтологов Кеннет Томас разделил все типы поведения в конфликтных ситуациях на два основных направления – это стремление субъекта конфликта отстоять свои личные интересы и стремление субъекта конфликта учитывать интересы других людей. Именно на основании данных критериев можно выделить основные стратегии поведения людей в конфликте. Всего их выделяется пять:

  • Соперничество
  • Приспособление
  • Уклонение
  • Компромисс
  • Сотрудничество

Мы, конечно же, рассмотрим их все. Но в то время как для большинства подобных работ эти пять стратегий являются исчерпывающими, мы с вами разберём ещё две эффективные стратегии. А именно:

Основные стратегии поведения в конфликте

И первая стратегия, которую мы рассмотрим – это соперничество.

Соперничество

  • Жёсткий контроль над действиями оппонента
  • Постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами
  • Применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону
  • Провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов
  • Нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенности

Жёсткое отстаивание своей позиции, конечно же, может помочь субъекту одержать верх в случае конфликта. Но такая стратегия не может быть применима, если последующее взаимодействие людей подразумевает длительные отношения, например, совместную работу, дружбу, любовь. Ведь отношения могут развиваться и вообще иметь право на существование только в том случае, когда в расчёт берутся желания и интересы всех людей, а поражение одного будет означать поражение для каждого. Поэтому, если человек, с которым у вас возник конфликт, дорог вам или отношения с ним по какой-либо причине для вас важны, стратегию соперничества для разрешения конфликта лучше не применять.

Приспособление

Приспособление как способ поведения в конфликте характеризуется тем, что субъект готов убрать на задний план свои потребности, желания и интересы и пойти на уступки оппоненту, чтобы не допустить конфронтации. Подобную стратегию нередко выбирают люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и считающие, что их позиция и мнение не должны браться в расчёт.

  • Постоянное соглашение с требованиями оппонента в угоду ему
  • Активная демонстрация пассивной позиции
  • Отсутствие претензии на победу и сопротивление
  • Лесть, потакание оппоненту

В том случае, если предмет конфликта не представляет особой важности, а главным является сохранение конструктивного взаимодействия, позволить человеку одержать верх, тем самым самоутвердившись, может стать самым эффективным способом разрешения конфликта. Однако если причиной конфликта является нечто существенное, что-то, что затрагивает чувства всех вовлечённых в конфликт людей, то такая стратегия не принесёт должного результата. В этом случае итогом станут только негативные эмоции того, кто пошёл на уступки, а между участниками может вовсе исчезнуть всякое доверие, взаимопонимание и уважение.

Избегание

Суть данной стратегии заключается в том, что человек старается сделать всё возможное, чтобы отложить конфликт и принятие важных решений на потом. При такой стратегии человек не только не отстаивает свои интересы, но и не проявляет внимания к интересам оппонента.

  • Отказ от взаимодействия с оппонентом
  • Тактика демонстративного ухода
  • Отказ от применения силовых методов
  • Игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов
  • Отрицание важности и серьёзности конфликта
  • Преднамеренное замедление в принятии решений
  • Страх сделать ответный ход

Компромисс

Компромисс является частичным удовлетворением интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.

  • Ориентированность на равенство позиций
  • Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента
  • Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения
  • Стремление к поиску взаимовыгодного решения

Несмотря на то, что компромисс подразумевает удовлетворение интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия, что, по сути, является справедливым, важно иметь в виду, что в большинстве ситуаций данная стратегия должна рассматриваться только в качестве промежуточного этапа разрешения ситуации, предшествующего поиску наиболее оптимального решения, полностью устраивающего конфликтующие стороны.

Сотрудничество

Выбирая стратегию сотрудничества, субъект конфликта настроен на разрешение конфликта таким образом, чтобы это было выгодно всем участникам. Причём, здесь не просто учитывается позиция оппонента или оппонентов, но и присутствует стремление к тому, чтобы их требования были максимально удовлетворены, как и свои собственные.

  • Сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте
  • Подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения
  • Открытое обсуждение конфликта, стремление его опредметить
  • Рассмотрение предложений оппонента

Таковы пять основных стратегий поведения в конфликте. Как правило, именно их принято использовать при конфронтации с другими людьми. И это вполне оправданно, т.к. их эффективность неоспорима. Но, вместе с этим, для урегулирования конфликтов можно применять и другие не менее эффективные стратегии, такие как подавление и переговоры.

Дополнительные стратегии поведения в конфликте

Рассмотрим каждую из них отдельно.

Подавление

  • Целенаправленное и последовательное сокращение количества оппонентов
  • Разработка и применение системы норм и правил, способных упорядочить отношения между оппонентами
  • Создание и поддержание условий, препятствующих или затрудняющих конфликтное взаимодействие сторон

Переговоры

Проведение переговоров является одной из наиболее распространённых стратегий разрешения конфликтов. При помощи переговоров разрешаются как микроконфликты (в семьях, организациях), так и конфликты макроуровня, т.е. конфликты мирового и государственного масштаба.

  • Ориентированность на поиск взаимовыгодного решения
  • Прекращение любых агрессивных действий
  • Проявление внимания к позиции оппонента
  • Тщательное обдумывание последующих действий
  • Использование посредника

Читайте также: