Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы в журнале звезда

Обновлено: 05.07.2024

«Наступление началось 5 июля маневром, давно известным русским по многочисленным предыдущим операциям, а потому заранее ими разгаданным. Гитлер хотел уничтожить выдвинутые вперед в виде дуги позиции русских двойным охватом. и захватить тем самым инициативу на Восточном фронте снова в свои руки.

С1. О какой битве Великой Отечественной войны идет речь в мемуарах Гейнца Гудериана? Назовите ее, датируйте (год).

СЗ. Какое значение для общего хода войны имело описываемое сражение?

2.Ниже приведены две точки зрения на вопрос о роли Западного и Восточного фронтов во Второй мировой войне:

2.1. Победа над фашизмом была одержана прежде всего благодаря западным странам (США и Великобритании), благодаря их победам в Северной Африке и Западной Европе.

2.2. Главный вклад в победу над фашизмом внес СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Задания по истории России XVII в.

Электив по истории России

Гудзишевская Нина Валентиновна

hello_html_3e78415d.jpg

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории России XVII в

Из сочинения историка.

«Со второго десятилетия . века в нашей истории последовательно выступает ряд новых фактов, которые заметно отличают дальнейшее время от предшествующего. Во-первых, на московском престоле садится новая династия. Государственная территория. постепенно вбирает в себя всю Русскую равнину, распространяясь как до географических ее границ, так почти везде до пределов русского народонаселения. В состав Русского государства постепенно входят Русь Малая, Белая и, наконец, Новороссия, новый русский край, образовавшийся путем колонизации в южнорусских степях. Раскинувшись от берегов морей Белого и Балтийского до Черного и Каспийского, до Уральского и Кавказского хребтов, территория государства переваливает далеко за Кавказский хребет на юге, за Урал и Каспий на востоке.

Вместе с тем происходит важная перемена и во внутреннем строе государства: об руку с новой династией становится и идет новый правительственный класс. Старое боярство постепенно рассыпается, худея, генеалогически и скудея экономически. На его место во главе общества становится новый класс, дворянство.

1.О каком веке, и какой новой династии идёт речь в документе?

2. В чём видит историк отличия данного периода русской истории от предшествующего? Назовите не менее трёх положений.

3. Используя текст документа и знания истории, укажите, какое значение для последующего развития России имели названные историком изменения. Как назывался принятый в данном столетии свод законов, отразивший отмеченные в тексте изменения?

2.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории России XVII в

Из исторического очерка:

1.О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло, и чем было вызвано?

2.Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

3.Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее двух положений. Кто был первым представителем этой династии?

3.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории России XVII в

Из записок иностранца.

«В Москву прибыли шведские послы для ратификации мирного договора. Они были встречены и приняты согласно обычаю и, после некоторого пребывания, отпущены в довольстве

С медными деньгами ежедневно было хуже и хуже. В начале сего года 5 или 6 шли к одному серебром, а когда я приехал в страну — всего по 3 Причиной ежедневного падения [стоимости медной монеты] было то, что большое количество оной ввозилось тайком из-за моря, а в Москве и в других городах чеканилось частными лицами. Было поймано много фальшивомонетчиков, каждому из коих отрубили руку, били кнутом и ссылали в Сибирь, изъяв имущество в казну, но ничто не помогало. Открылось, что даже кое-кто из знатных особ прикладывает руку к такой подделке.

Этой зимой боярин Борис Иванович Морозов умер бездетным, оставив царю огромное состояние и много денег

Рано утром, когда, когда я обучал полк на поле у Новоспасского монастыря, к нам явился полковник Крофорд, сообщил, что в городе великое смятение, и дал приказ выступить к Таганским воротам. Я осведомился, где [царь], и, узнав, что он в Коломенском, советовал идти туда

1.Назовите царя, упоминаемого в тексте. К какому году относятся описываемые в тексте события? Под каким названием эти события вошли в отечественную историю?

2. Какие две причины денежного кризиса, описываемого в тексте, называет автор?

Как он объясняет бессилие властей в борьбе с кризисом?

3.Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх новых явлений в российской экономике того периода, к которому относятся описываемые в тексте события.

4.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории России XVII в.

Из исторического источника

«Здесь о сем воре . пространнее да объявим. То был от природы донской казак, который, собрав свою партию воровскую, не малое время воровав по реке Волге, разбивая суда и топя людей, . и уже те его дела злые дошли до Государя. Тогда Государь повелел собрать несколько войска и послать на того бунтовщика. Тот убоялся и по счастью своему собрал он . воровские войска, пошёл Волгою вниз, . в Каспийское море, разбои великие чинил, . и грады Персидские там пленил. и безмерно себя и всех своих обогатил. Потом пришла ему мысль возвратиться в Россию, и принести повинную к Царю. И когда ко граду Астрахани стал приближаться, тогда он послал от себя к воеводе возвестить, что . идёт с повинною к Царю.

И между тем Воевода Астраханский, видя у бунтовщика многие богатства и дорогие вещи, когда лаской, а иногда и грозою их от него получал. Уже бунтовщик часто ему упоминал, чтоб он его вскоре отправлял в Москву, но Воевода, . завидуя богатствам его, день ото дня откладывал его отправление. Тогда бунтовщик, собрав своих казаков на своё судно, великую им жалобу принёс на Воеводу того. Устремились все во град ко двору воеводскому.

3.Привлекая исторические знания, назовите не менее трёх крупных восстаний, бунтов, произошедших в том же столетии, что и восстание, описываемое в источнике.

Объясните, в чём состояли важнейшие социально-экономические изменения (приведите три объяснения).

6. В 1654-1655 гг. в России была проведена денежная реформа: стали чеканиться крупные серебряные монеты достоинством в 1 рубль и 50 копеек и медные копейки, приравненные по значению к серебряным. Последствием реформы стало восстание в Москве - Медный бунт.

Назовите не менее двух причин, приведших к провалу денежной реформы.

Какие изменения произошли в денежной системе страны после Медного бунта (укажите одно любое изменение)?

Назовите основные причины социальных движений середины - второй половины XVII в. Укажите не менее трёх причин.

Назовите нормативный акт, окончательно закрепостивший крестьян за землевладельцами, и год выпуска данного документа. Приведите не менее 3-х причин данного процесса.

8. В 1648 г. в Москве вспыхнул Соляной бунт.

Укажите любые три итога (последствия) этого восстания.

Приведите не менее трёх причин социальных потрясений времён царствования Алексея Михайловича.

10. Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I:

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента - опровергающих её.

Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

11. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её.

Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

12. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) Вечный мир России с Речью Посполитой 1) 907 г
Б) космический полет по программе "Союз-Аполлон" 2) 1327 г
В) денежная реформа С.Ю. Витте 3) 1686 г
Г) поход князя Олега на Константинополь 4) 1897 г
5) 1965 г
6) 1975 г

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1. заключение Брестского мира

2. провозглашение А.В. Колчака верховным правителем России

3. поражение двух русских армий в Восточной Пруссии

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
р.Угра (А) (Б)
(В) битва между русско-половецким войском и монгольским экспедиционным отрядом (Г)
Деулино (Д) 1618 г.
(Е) Подавление И.Калитой антиордынского восстания 1327 г.

2. освобождение от ордынской зависимости

6. Невская битва

8. заключение мира между Россией и Речью Посполитой

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Прочитайте отрывок из исторического исследования.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Описанные события произошли на Южном фронте красных в 1919 г.

2. Командующим силами белых, о котором идёт речь, был генерал П.Н. Врангель.

3. С военной точки зрения операция была проведена хорошо, но одновременно стала синонимом безудержного грабежа, поощряемого высшим командованием.

4. Операция, проведённая силами корпуса К.К. Мамонтова, стала последним серьёзным успехом белых, вскоре в наступление перешли уже красные.

5. Автор считает, что действия белых в этот период времени носили исключительный характер, что ни до этого, ни после им не был свойственен грабёж на занимаемых их войсками территориях.

6. Операция, которую проводил генерал К.К. Мамонтов, начавшись успешно, завершилась разгромом конницы белых под г. Козлов.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1)правитель выбирал наследника,что,например для старшего сына было равно краху;восхищался Петровским абсолютизмом.
2)дворянство от императора за верную службу и тд.
3)после смерти огромная власть оказалась не в чьих руках,и каждый старался урвать себе кусок побольше,следствие-дворцовые перевороты

Единоборства, бег, конные забеги (колесницы), пенталон, соревнования трубачей (не знаю, можно ли это считать видом спорта)

В северном русском городе размещались немецкие и готские торговые дворы. В зарубежье новгородцы везли меха, воск, мёд, лён, кожу и моржовые клыки. В город привозили заморские вина, медь, олово, оружие, украшения, сукно, различные сушёные фрукты и сладости.

Господин Великий Новгород – так звучало полное название этого административного образования. В городе использовались свои деньги, было своё войско, а жители подчинялись местным законам, игнорируя законы других русских земель.

До XII века северный город входил в состав Киевской Руси. Великие князья, сидевшие на княжении в Киеве, сажали в Новгороде на княжение своих самых любимых сыновей и держали местное население в повиновении. Но и в то время власть киевского ставленника была сильно ограничена. Высшим органом власти считалось новгородское вече. Представляло оно собой собрание всех мужчин, а собиралось всегда по звону специального колокола. Его называли вечевым. Призывный звон слышали во всех концах города. И люди шли на центральную площадь, чтобы решать важные общественные вопросы.

В мае 1136 года новгородское вече при поддержке зависимых городов Пскова и Ладоги решило разорвать все отношения с Киевом. Жители северного города выгнали князя из города и объявили свои земли независимыми.

С тех пор новгородцы сами решали, какого князя пригласить на княжение. Выбранный ими человек подписывал специальный договор и клялся соблюдать местные законы, даже если они полностью противоречили законам Киевской Руси.

Князь не имел права приобретать в свою собственность новгородские земли и вмешиваться в дела города. Он считался всего лишь наёмным военачальником. В его задачу входило руководить войском и защищать жителей от внешних врагов. Именно таким князем был и Александр Невский. Княжеская власть имела множество ограничений и полностью зависела от решений новгородского вече. Если князь не нравился, его изгоняли без каких-либо объяснений и приглашали другого.

На вече обсуждались важнейшие вопросы городской жизни. Народные собрания иногда проходили очень бурно. Бывало, что горожане не могли прийти к единому мнению. Свою правоту доказывали криками и кулаками. Драки при этом происходили на Волховском мосту. Побеждала, как правило, сила. Но к мнению серьёзных и рассудительных людей прислушивались все. Поэтому нельзя сказать, что подобные сборища не несли в себе никакого позитива.

Новгородское вече выбирало посадника, тысяцкого и архиепископа. Это были главные должностные лица города. Посадник и тысяцкий выбирались только из среды бояр. Даже очень богатые купцы не могли занять эти должности.

Посадник – это по нынешним понятиям губернатор. Он управлял городом и всеми новгородскими землями. Торговыми делами руководил тысяцкий. В его задачу входило назначать торговые пошлины, давать добро на строительство торговых дворов, следить за правилами торговли и безжалостно карать мошенников.

Новгородский князь формально не подчинялся посаднику. Но, являясь лишь министром обороны при президенте, если перевести на современный лад, вынужден был считаться с его мнением. Высшим же органом власти являлось новгородское вече. Оно могло сместить со своих постов и посадника, и тысяцкого, и князя, и даже архиепископа.

Подобное общественное самоуправление имело как плюсы, так и минусы. Все мужчины принимали активное участие в управлении новгородской земли. Руководители понимали, что их могут сместить в любую минуту, поэтому работали добросовестно и честно. В то же время женщины вообще не имели права голоса, а многие вопросы решались не умом, а горлом и силой.

Но позитивные ростки демократии уже в XVI веке сошли на нет. Страшный урон городу нанесла опричнина во времена правления Ивана Грозного. Она поставила крест на свободомыслии и независимости. В памяти людей остались только смутные воспоминания о былых временах, когда всё решал народ, а не кучка вельмож, приближенная к царствующей особ

Читайте также: