Контрреформация в польше кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Политический строй Польши. В условиях расцвета крепостного

права и экономической и политической слабости польских

городов феодалы (паны и шляхты) удерживали за собой всю

полноту власти. Вместо абсолютизма, политической формы централизованного

государства, образовавшегося в конце средневековья

в большинстве стран Европы, в Польше сохранялась по

существу и в XVI в. феодальная раздробленная монархия. Королевская

власть была слабой и носила номинальный характер.

Польское королевство не было даже монархией в настоящем

смысле этого слова. Выбранный и полностью ограниченный дворянским

сеймом.король походил больше на пожизненного президента

своеобразной польской дворянско-шляхетской республики,

чем на настоящего короля, «Покоящаяся на крепостничестве

дворянская демократия, в том виде, как она существовала

в Польше. является одной из самых примитивных общественных

немецкое рыцарство по аналогии с польской шляхтой.

У польского короля не было постоянной армии, и он целиком

'Его финансы были весьма ограниченны. Многочисленные когда-

то коронные поместья в течение XV и в начале XVI в. перешли в

большей их части в руки магнатов. Короли тщетно поднимали

вопрос об их возвращении (редукции) короне.

Польская реформация и контрреформация. С 20-х годов XVI в,

в Польше стала распространяться реформация. Особенностью

польской реформации была ее крайняя пестрота. В Польшу проникали

лютеранство, кальвинизм, гуситская церковь («чешские

реформации был так называемый антитринитаризм, отрицавший

учение о троице и толковавший в рационалистическом духе другие

христианские догматы и обряды2. Антитринитаризм был

наиболее распространен в городах Малой Польши, особенно в

Кракове. Однако и его влияние не было достаточно широким.

В крестьянских массах реформация была вообще мало распространена.

Польские крестьяне идеологически находились целиком

под влиянием католической церкви. Крестьянство непольское

(украинское и белорусское) держалось восточной православной

веры. Реформация захватывала преимущественно

дворянские и частью городские круги. Секуляризация многочисленных

церковных католических земель находила сочувствие

среди многих панов и шляхтичей. Руководство новыми реформированными

церковными общинами обещало дворянству еще большее

усиление его политического влияния. Но польская реформация

не удалась. На деле она вылилась в междоусобную борьбу

различных феодальных клик, поскольку каждое из реформаци-

онных течений имело своими покровителями тех или иных крупных

магнатов. Попытка создать национальную польскую реформированную

церковь на съезде в Сандомире 1570 г. успеха не

Католическая реакция использовала раздробленность польской

реформации. Сами польские короли искали поддержки

католической церкви против феодальной олигархии. В 1564 г.

король Сигизмунд II Август разрешил доступ в Польшу иезуитам.

В 80-х и 90-х годах XVI в. католическая реакция'полностью

восторжествовала. Большинство польских протестантов-дворян

вернулось в лоно католицизма.

Люблинская уния 1569 г. При Сигизмунде II Августе (1548 —

1572) Польша значительно расширила свои владения. В 1561 г.

в ходе Ливонской войны с Иваном Грозным к ней была присоединена

Лифляндия. Спустя несколько лет в связи с той же Ливонской

войной Польша заключила новую унию с Литвой. На объединенном

сейме польских и литовских феодалов в Люблине

в 1569 г. провозглашалось единое Польско-Литовское государство

с общим польско-литовским сеймом и общей внешней политикой.

Присоединение обширных литовско-русских земель открывало

перед польскими панами широкие перспективы захвата и

колонизации хлебородных южных (украинских) земель. Колонизационная

политика на Востоке обусловила окончательную победу,

католической реакции. Польское дворянство могло теперь

легко отказаться от плана секуляризации католических земель

в самой Польше. Больше того, католическая церковь делалась

крайне необходимой для польских господствующих классов.

В южнорусских землях местное крестьянское население обнаруживало

глубокую ненависть к польским панам :—захватчиками

крепостникам. С целью подчинения крестьян идеологическому

польскому влиянию паны выработали план обращения православного

русско-украинского населения в католичество. Так как

переход сразу в католичество встречал сопротивление со стороны

населения, то католическое духовенство испсльзовало переходную

церковь сохраняла свои обряды и русский славянский

язык в богослужении, но должна была подчиняться римскому

папе. Постановление о такой церковной унии было проведено на

церковном соборе в городе Бресте в 1596 г. (Брестская уния).

Прекращение династии Ягеллонов. Дальнейшее ослабление

королевской власти. В 1572 г. династия Ягеллонов прекратилась.

Последний ее представитель Сигизмунд II Август умер бездетным.

На выборах (элекции) паны предложили корону французскому

принцу Генриху Валуа, впоследствии ставшему французским

королем под именем Генриха III. Польским королем Генрих

пробыл всего несколько месяцев. Он покинул Польшу, как

только узнал о смерти своего брата Карла IX. Но его имя связано

с новыми ограничениями прав польских королей. Генрих

королю назначать себе преемников, лишавшие его

права утверждать или отвергать постановления сеймов, объявлять

войну, заключать мир, созывать ополчение (посполитое рушение).

подданные (т. е. паны и шляхтичи) могли поднять против него

Власть следующего короля — Стефана Батория (1576—1586)

была также невелика, хотя ему и удалось добиться успешного

окончания Ливонской войны (1582 г.).

Правление королей династии Ваза. Правление преемников

Стефана Батория, королей из шведского королевского дома

Ваза — Сигизмунда III (1587—1632) и его сына Владислава IV

(1632—1648),— мало подняло авторитет королевской власти.

В то же время агрессивная, захватническая политика новой династии

по отношению к соседним народам привела в конечном

итоге не к укреплению, а к явному ослаблению Польского государства.

В первой половине XVII в. Польша имела ряд серьезных

неудач в своей внешней политике. Сигизмунд III потратил много

сил на то, чтобы объединить под своей властью шведские

земли. Но это ему не удалось. В Швеции укрепилась другая

(протестантская) ветвь династии Ваза. Неудачной оказалась

и агрессивная политика Сигизмунда III и Владислава IV по отношению

к Московскому государству. Воспользовавшись социальными

и политическими противоречиями, обострившимися в

России к началу XVII в., Сигизмунд сначала пытался проводить

свое влияние в Москве через своего ставленника Лжедмитрия

а потом приступил к открытой интервенции в Московское государство,

добиваясь избрания себя самого в московские цари.

Поднявшееся русское народно-патриотическое движение во

главе с Мининым и Пожарским имело своим последствием изгнание

из Москвы поляков. Попытка навязать Москве польского

короля в цари закончилась полным крахом. Две войны с Московским

государством (1609—1618 и 1632—1634 гг.) истощили

Польшу. Временная потеря Смоленска Россией не компенсировала

затрат и усилий Польши в этих войнах.

Неблагоприятно сложилось положение Польши в Прибалтике.

Ряд уступок польское правительство было вынуждено сделать

в пользу Швеции. По Штумдорфскому перемирию 1635 г. большая

часть Ливонии осталась за Швецией. В то же время влияние

Польши на Балтийском море уменьшилось в связи с объединением

Прусского герцогства с Бранденбургом в 1618 г.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 356 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Глава 2. Европейские государства в XVI—XVII веках: Реформация и абсолютизм

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.12.2021 31
  • DOCX 70 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Балыбердин Юрий Георгиевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Контрреформация в Польше относится к ответу (Контрреформация) из Католическая церковь в Польше (точнее, Королевство Польское до 1568 г., а затем речь Посполитая) к распространению Протестантизм в Польше (в Протестантская реформация). Контрреформация в Польше длилась с середины XVI до середины XVIII века и завершилась победой католическая церковь, что позволило значительно снизить влияние протестантизма в Польше.

Содержание

История

Польша превратилась в одну из главных арен борьбы между Протестантская реформация движения и католической церкви контрреформация. [1] Лютеранство был популярен среди горожан немецкого происхождения, и Кальвинизм среди знати. [2] [3] [4] [5] Через год после того, как Лютер обнародовал свои тезисы, они были проповеданы в Данциг (Гданьск) и вскоре распространился по Западная Пруссия провинция Польши. [3] Оттуда протестантизм распространился на Восточная Пруссия, Великая Польша, Малая Польша и другие польские провинции, а также Великое княжество Литовское. [5] [6] В 1573 году протестанты, преобладающие в Сейм (парламент), одержал крупную политическую победу, приняв закон религиозная терпимость, то Варшавская Конфедерация. [5] [7] [8] К концу XVI века можно подсчитать (по количеству приходов), что примерно седьмая часть христианского населения Речи Посполитой были протестантами. [7] В 16 веке Польша была убежищем для многих беженцев, спасающихся от преследований из менее терпимых частей Европы, укрывая не только католиков и протестантов, но также людей православных, иудейских и даже мусульманских верований. [8]

Вскоре после того, как слова Реформации достигли Польши в первой половине 16 века, католические власти, такие как примас Польши Ян Ласки и епископ и вице-канцлер Петр Томицки начал издавать указы, осуждающие это движение, и получил королевскую поддержку этого курса действий. [9] Во второй половине века ключевыми фигурами польской контрреформации были кардиналы Станислав Осий. [10] епископ и королевский секретарь Мартин Кромер, примат Станислав Карнковский и иезуиты Петр Скарга и Якуб Вуйек. [11] [12] [13] Ключевыми датами и событиями, ознаменовавшими начало контрреформации в Польше, были учреждение регулярного папская нунциатура миссия 1555 г. (с приходом Луиджи Липпомано), прибытие Орден иезуитов в 1564 г., а синод Петркувапринятие Указы Трента в 1577 г. [1] [14]

Сначала агенты контрреформации в Польше сосредоточились на убеждении, [1] они также сильно полагались на правовую дискриминацию, особенно на королевские указы антиреформации Сигизмунд I Польши. [15] Католической церкви в Польше удалось подчинить Восточная Православная Церковь сквозь Союз Брест-Литовский (1595–1596). [1] В то время большую известность получили иезуитские школы. [1] [12] [16] С 17 века агенты контрреформации становились все более нетерпимыми, добиваясь введения цензуры, в том числе Индекс Librorum Prohibitorum. Некоторые протестантские конфессии были запрещены, в то время как другие потеряли много церквей и приверженцев. [1] Строительство некатолических церквей было запрещено в 1632 году. [17] Польский пацифист Унитарианцы (Польские братья) были изгнаны из Польши в 1658 г. за отказ помочь стране во время военной нужды. [16] [18] В 1668 году сейм запретил католикам переходить в другую веру; в 1673 г. некатоликам было запрещено облагораживать дворянство. [16] К первой половине 18 века протестантам было запрещено занимать большинство гражданских должностей, включая избрание в сейм. [16] [19]

Контрреформация закончилась Репнин Сейм 1768 года, который отменил правовую дискриминацию религиозных диссиденты. [1] После дальнейших реформ на Раздел Сейм в 1773 г. политические права оставшихся некатоликов в Содружестве были в значительной степени восстановлены, примерно за полвека до того, как аналогичные уступки были предоставлены католикам в протестантских странах, таких как Великобритания (1829 г.) или Швеция (1849 г.). [16]

Причины успеха

Успех контрреформации в Польше можно объяснить активной деятельностью иезуитов и других монашеских орденов, [25] и к тому, что Польские короли в этот период были в основном католиками и склонялись либо к нейтралитету, либо к явной поддержке политики контрреформации. [26] [27] Протестантизм, к которому элиты слишком часто относились инструментально, также не нашел значительных сторонников среди масс польского крестьянства. [16] [28] Лютеранство оставалось тесно связанным с немецкоязычными бюргерами, и в середине 17 века войны с протестантской Швецией также способствовал отрицанию протестантской идентичности польской знатью, так как многие протестанты объединились с вторгшимися шведами, что впоследствии привело к тому, что все протестанты стали рассматриваться как предатели. [16] [29] [30] Наконец, протестантские секты были многочисленными и дезорганизованными, им не хватало внутреннего единства, тогда как католическая реакция была намного лучше организованной. [16] [28] [31]

Значимость

Католицизм смог стать частью польской идентичности и Польский национализм. [1] Он отметил Польшу как Antemurale Christianitatis, страна, защищающая границы католической веры, тем самым четко отделяя Польшу от ее преимущественно протестантских, православных и мусульманских соседей, [1] [16] Это стало одной из определяющих характеристик шляхта's (польское дворянство) Золотые свободы, и обращение в католицизм было одним из элементов полонизация из Русинский благородство. [1]

Критики Контрреформации утверждают, что она внесла свой вклад в упадок Содружества, уменьшив его культурный плюрализм, терпимость и восприимчивость к чужим идеям, а также вызвав застой в интеллектуальной жизни. [16]

В XVIв. Польша вместе со многими другими европейскими странами выступила ареной острой конфессиональной борьбы. Главной особенностью польской Реформации было то, что она опиралась главным образом на шляхту. Это предопределило и быстрый успех реформационных движений в середине XVI в., и их неустойчивый характер, поскольку шляхта оказалась не столь надежным социальным оплотом протестантизма, как бюргерство. Другими специфическими чертами Реформации в Польше были проведение здесь в течение длительного времени политики религиозной терпимости и укоренение благодаря этому в довольно широком масштабе радикально-реформационных течений (анти-тринитарии, анабаптисты).

Первым среди протестантских вероисповеданий в Польше распространилось лютеранство. Оно нашло приверженцев преимущественно среди городского немецкого бюргерства Силезии, Великой Польши, Поморья. В Поморье религиозные конфликты тесно переплелись с социальными, что в 1525 г. привело к народным восстаниям в Гданьске и Самбии. В 40-е годы XVI в. в Польше появились Общины Чешских братьев, наследников гуситской традиции, занявших особое место в центрально-европейском протестантизме.

В целом казалось, что Польша потеряна для Рима. Однако успехи реформационного движения были непрочными. Шляхта, удовлетворившись достигнутым, стала охладевать к протестантскому учению, религиозно-культурный смысл которого оставался ей малопонятен. В самом реформационном лагере произошел раскол: из кальвинистской церкви выделились общины антитри-нитариев (реформаторов, отрицавших христианское учение о Троице). С другой стороны, с 1560-х гг. во всей Европе католическая церковь перешла в контрнаступление. Духовенство развернуло активную борьбу с протестантами, был предпринят ряд дисциплинарных и других реформ внутри церкви, созданный недавно орден иезуитов стал ударным отрядом Контрреформации. С 1564 г. иезуиты развернули деятельность и в Польше.

Сложившаяся обстановка заставила протестантов перейти к обороне. В 1570 г. кальвинисты, лютеране и Чешские братья заключили союз для противодействия натиску католицизма, а в 1573 г., в момент вступления на престол Генриха Валуа, им удалось добиться принятия сеймом и королем акта Варшавская конфедерация, который гарантировал предоставление протестантам и вообще иноверцам религиозных свобод. В дальнейшем именно акт Варшавская конфедерация позволял в течение десятилетий ставить преграды развертыванию религиозных преследований в Речи Посполитой. С последней четверти XVI в. начинается спад реформационного движения в Польше. В течение первой половины XVII в. католическая Контрреформация постепенно отвоевывает (преимущественно мирными средствами) позиции, а в середине XVII в. одерживает окончательную победу.

Культурное значение Реформации в истории Польши состояло прежде всего в формировании нового типа религиозности. Кроме того, протестанты внесли большой вклад в развитие образования, книгопечатания, научной мысли, религиозной философии и литературы. Наконец, велико было и косвенное воздействие Реформации на польскую культуру: вызов, брошенный протестантами, привел к оживлению католицизма, перестройке традиционной образовательной системы, пробуждению в ходе полемики новаторства в религиозной проповеди и философии.




Особую роль в эволюции польской христианской культуры сыграли антитринитарии (которых называли также Польскими братьями или арианами). И главное заключалось не только в том, что их учение отличалось большой смелостью и новизной, утверждая принципы рационализма в религиозном мышлении, но и в том импульсе, который они придали развитию научных, политических, социальных идей, учению о человеке. Польские братья стали активными защитниками идей веротерпимости и одни из первых в Европе теоретически обосновали тезис о свободе совести.

В XVIв. Польша вместе со многими другими европейскими странами выступила ареной острой конфессиональной борьбы. Главной особенностью польской Реформации было то, что она опиралась главным образом на шляхту. Это предопределило и быстрый успех реформационных движений в середине XVI в., и их неустойчивый характер, поскольку шляхта оказалась не столь надежным социальным оплотом протестантизма, как бюргерство. Другими специфическими чертами Реформации в Польше были проведение здесь в течение длительного времени политики религиозной терпимости и укоренение благодаря этому в довольно широком масштабе радикально-реформационных течений (анти-тринитарии, анабаптисты).

Первым среди протестантских вероисповеданий в Польше распространилось лютеранство. Оно нашло приверженцев преимущественно среди городского немецкого бюргерства Силезии, Великой Польши, Поморья. В Поморье религиозные конфликты тесно переплелись с социальными, что в 1525 г. привело к народным восстаниям в Гданьске и Самбии. В 40-е годы XVI в. в Польше появились Общины Чешских братьев, наследников гуситской традиции, занявших особое место в центрально-европейском протестантизме.

В целом казалось, что Польша потеряна для Рима. Однако успехи реформационного движения были непрочными. Шляхта, удовлетворившись достигнутым, стала охладевать к протестантскому учению, религиозно-культурный смысл которого оставался ей малопонятен. В самом реформационном лагере произошел раскол: из кальвинистской церкви выделились общины антитри-нитариев (реформаторов, отрицавших христианское учение о Троице). С другой стороны, с 1560-х гг. во всей Европе католическая церковь перешла в контрнаступление. Духовенство развернуло активную борьбу с протестантами, был предпринят ряд дисциплинарных и других реформ внутри церкви, созданный недавно орден иезуитов стал ударным отрядом Контрреформации. С 1564 г. иезуиты развернули деятельность и в Польше.

Сложившаяся обстановка заставила протестантов перейти к обороне. В 1570 г. кальвинисты, лютеране и Чешские братья заключили союз для противодействия натиску католицизма, а в 1573 г., в момент вступления на престол Генриха Валуа, им удалось добиться принятия сеймом и королем акта Варшавская конфедерация, который гарантировал предоставление протестантам и вообще иноверцам религиозных свобод. В дальнейшем именно акт Варшавская конфедерация позволял в течение десятилетий ставить преграды развертыванию религиозных преследований в Речи Посполитой. С последней четверти XVI в. начинается спад реформационного движения в Польше. В течение первой половины XVII в. католическая Контрреформация постепенно отвоевывает (преимущественно мирными средствами) позиции, а в середине XVII в. одерживает окончательную победу.

Культурное значение Реформации в истории Польши состояло прежде всего в формировании нового типа религиозности. Кроме того, протестанты внесли большой вклад в развитие образования, книгопечатания, научной мысли, религиозной философии и литературы. Наконец, велико было и косвенное воздействие Реформации на польскую культуру: вызов, брошенный протестантами, привел к оживлению католицизма, перестройке традиционной образовательной системы, пробуждению в ходе полемики новаторства в религиозной проповеди и философии.

Особую роль в эволюции польской христианской культуры сыграли антитринитарии (которых называли также Польскими братьями или арианами). И главное заключалось не только в том, что их учение отличалось большой смелостью и новизной, утверждая принципы рационализма в религиозном мышлении, но и в том импульсе, который они придали развитию научных, политических, социальных идей, учению о человеке. Польские братья стали активными защитниками идей веротерпимости и одни из первых в Европе теоретически обосновали тезис о свободе совести.

Контрреформация в Польше - действия, предпринятые Римско-католической церковью в Первой Польской республике и поддержанные польскими монархами в ответ на Реформацию в Польше. Это было часть контрреформации осуществляется в Западной Европе , но польская специфика была относительно низкого уровня репрессий против инакомыслящих, обусловленный вековой традицией толерантности в многоконфессиональном и многонациональном польске - литовское государство . Он длился с середины шестнадцатого века до середины восемнадцатого века.




нунций Джованни Франческо Коммендоне отговорил короля Сигизмунда II Августа от идеи создания национальной церкви в Польше.



Символическое изображение концепции политической системы в Королевстве Польском из работы Станислава Ожеховского Квинканкса 1564 года.

Это сделало Республику Польша явлением по сравнению с другими европейскими странами того времени, погрязшим в затяжных религиозных войнах. Современная историография называет Речь Посполитую государством без свай [1] . Католические короли, такие как Иоанн Казимир ( иезуит и кардинал ), не преследовали инакомыслящих. Многие из них [ кто? ] осознал, что введение репрессивной контрреформации, подобной западноевропейской модели, угрожает внутренним распадом многоконфессионального государства, которым могут воспользоваться соседние страны. Тем не менее в Содружестве репрессии и преследования против инакомыслящих продолжались с разной степенью интенсивности до Первого раздела Польши .

Когда Реформация появилась в Содружестве в 20-х и 30-х годах 16 века, католическая церковь была серьезно ослаблена внутренними спорами и отсутствием дисциплины среди духовенства и религиозных деятелей. По этой причине Контрреформация изначально была сосредоточена на многочисленных богословских спорах с инакомыслящими, которые, однако, как правило, не убедили ни одну из сторон и часто способствовали распространению протестантизма .

Король Зигмунт II Август вместе с Сенатом принял книгу законов Трентского совета в сейме в Парчеве 7 августа 1564 года от нунция Джованни Франческо Коммендона [2] .

С другой стороны, преимуществом католицизма в Содружестве была ограниченная поддержка общества Реформации, которая получила большее влияние только в крупных городах Королевской Пруссии, населенных немецкой буржуазией , в герцогстве Пруссии , Ливонии , герцогстве Курляндском. и Семигалия , среди среднего дворянства, проживающего в Сандомирском и Люблинском воеводствах , а также на границе Вильнюсского воеводства и Герцогства Смудзкого . Как правило, Реформация пользовалась поддержкой некоторых магнатов , среднего класса и мелкой знати. С самого начала Реформация страдала от нехватки широкой поддержки и адекватных средств, потому что магнаты были готовы конфисковать (в ограниченном масштабе) собственность церкви, но они не очень стремились поддерживать пасторов (дворянство было очень не желая финансово поддерживать Реформацию, не было средств даже на печать таких основных произведений, как Брестская Библия или Несвижская Библия ). В то время как католицизм практически не изменил своего состояния владения, польская Реформация никогда не имела достаточной силы и ресурсов из-за нестабильности и, в основном, очень поверхностного участия и пассивности знати и магнатов [3] .

Другой слабостью польской Реформации было ее отождествление (в 17-18 веках) с интересами иностранных сил и враждебных Польше. Дж. Тазбир заявил: « Пропаганда контрреформации в Польше ссылалась на преследование католиков в герцогской Пруссии и Англии, требуя ущемления прав коренных диссидентов. Поэтому они обратились к помощи своих зарубежных единоверцев, что, в свою очередь, породило обобщающие обвинения в антипольских схемах, желание развязать гражданскую войну и загрузить иностранное военное вмешательство. Это усилило чувство отчуждения и страха у подозреваемых, подтолкнув их к тому, в чем их обвиняли. Геополитическая ситуация в Польше, окруженной в основном некатолическими странами, разжигала такой порочный круг [4] .

Итак, польские протестанты оказались в безвыходном положении; защищаясь от репрессий, они автоматически обвинялись в государственной измене. Примером такой ситуации может служить судьба Ежи Немирича - магната, принадлежащего польским братьям.

На Украине действия Контрреформации против Православия (включая навязывание униатской церкви ) привели к вспышке Хмельницкого восстания , которое было тщательно использовано Россией , рассматривая защиту Православия как удобный предлог для начала польского восстания. -Русская война (1654–1667) [4] .

Насилие

В Содружестве также были случаи нападений, убийств, уничтожения имущества и погромов против инакомыслящих. Чаще всего такие действия совершались толпой, подстрекаемой местным католическим духовенством или монахами. Примером таких событий были краковские волнения 1574 г., во время которых были убиты двое евангелистов, покушение на убийство Социна в Кракове 30 апреля 1598 г. [8] , разрушение общины польских братьев в Кракове во время антипротестантской войны. бунты в мае 1591 года [9] или убийство министра Марцина Тертуллиана и сопутствующее уничтожение кальвинистской общины в Вильнюсе 2 и 3 июля 1611 года. В 20-х годах 17 века последовавшие после этого погромы разрушили многие протестантские церкви, такие как кальвинистские и польские братья в Люблине - через три дня после беспорядков Сейм запретил их восстановление [10] . В 1616 году после нескольких нападений толпы, подстрекаемые иезуитами, окончательно полностью разрушили здания как Познанских протестантских церквей, так и католической церкви Св. Иосифа и монастырь босых кармелитов - новая лютеранская церковь Святого Креста освящалась только в 1786 году [11] . Были также случаи нападений католической молодежи и простых людей на кладбища и похоронные процессии евангелистов, часто связанные с осквернением тел. Первым из серии таких событий стал кладбищенский беспорядок 1575 года в Кракове.

По сравнению с массовыми убийствами в Западной Европе это было немного. Католическая церковь, ссылаясь на каноническое право, признала большинство упомянутых людей католиками. Гораздо большее количество неверных были вынуждены покинуть места своего проживания в результате угрозы приговоров епископских судов. Они бежали в основном в лютеранскую герцогскую Пруссию, где, например, образовалась большая община польских братьев .

Юридические действия

Первым законодательным актом, запрещающим распространение Реформации в Польше, был Торуньский эдикт 1520 года. Затем Римско-католическая церковь предприняла ряд действий, направленных на ограничение свободы вероисповедания в Республике Польша. Примером такой формы репрессий против польских инакомыслящих является закрытие всех учреждений польских братьев в Ракове (включая знаменитую Раковскую академию ) в соответствии с постановлением парламента от апреля 1638 года. в результате действий епископа Кракова Якуба Личика , который использовал якобы разрушение придорожного креста студентами Академии.

Уникальным в истории Польши является тот факт, что все польские братья были изгнаны из Речи Посполитой в течение трех лет в соответствии с другим постановлением парламента от 1658 года. Этот срок продажи собственности был сокращен до двух лет, а после этого они были быть наказанным смертью [12] . Скорее всего, неприменение изгнания к польским лютеранам и кальвинистам было результатом поддержки этих групп в соседних странах [4] .

Варшавскую Конфедерацию часто не уважали, в т.ч. из-за того, что Сейм не принял постановления.

После окончания шведского потопа инакомыслящие были репрессированы за сотрудничество с протестантскими захватчиками (погромы, убийства, сожжение Лешно ). Факт подобного сотрудничества со стороны католиков игнорировался. Протестанты массово покинули Республику Польша, например, большинство литовских кальвинистов переехали в герцогскую Пруссию.

Польская контрреформация укрепила католическую церковь (также в Литве) и способствовала повышению образования духовенства. Католические школы начали развиваться, и по уровню преподавания они должны были конкурировать с нерелигиозными школами. Католическая литература на польском языке также развивалась , изначально моделируя ее по протестантским произведениям. Контрреформация также сформировала стереотип поляка как католика.

Негативным эффектом Контрреформации было разрушение протестантских творческих кругов (например, польских братьев), развитие ксенофобии и блокирование эволюции государственной системы и ее модернизации. Введение церковной цензуры практически отрезало Польшу от творческих течений и идей, исходящих с Запада, и внесло значительный вклад в снижение уровня духовной и культурной жизни в 17 веке и первой половине 18 века.

Сайт о Всемирной Истории в деталях. Исторический портал, посвященный Мировой Истории, начиная с появления человеческого общества и заканчивая текущими событиями в Мире. Мы освещаем ход развития Великих событий от эпохи Палеолита до Новейших времен. Редакция сайта является исследовательской группой.

Реформация в Польше

Сенокос. Гравюра. XVI в.

Сенокос. Гравюра. XVI в.

Реформационные идеи находили отклик во всех слоях польского общества — среди плебейских масс города и крестьянства, в средних слоях горожан и в шляхте, а также в среде светских магнатов.

Причины этого заключались в могуществе и особых привилегиях католического духовенства.

В XVI в. церковные владения составляли в Польше 1/5 всей земли. Церковная десятина, взимавшаяся как с крестьян, так и с других слоёв населения, была весьма разорительна и вызывала всеобщее возмущение, равно как и особые сборы в пользу папской курии, церковных судов и т. п.

Требования отмены десятины, церковной юрисдикции и распространения на духовенство государственных повинностей и налогов сделались важными пунктами, вокруг которых развёртывалась политическая борьба на сеймах.

Как и других странах Европы, широкие слои населения ставили в связь погоню католического духовенства за материальными богатствами с его моральным вырождением, с его формальным и равнодушным отношением к вопросам веры.

Нараставшее в разных слоях польского общества возмущение против церковного землевладения, против стяжательства католического духовенства и его бесцеремонных методов феодальной эксплуатации содействовало распространению в Польше реформационных идей.

Уже в XV в. в Польшу проникло гуситское учение. Оно нашло особенно благоприятную почву в Великой и Малой Польше и в Поморье.

Под его влиянием реформационное движение зародилось в Польше ещё до выступления Лютера.

Одним из его ранних представителей в конце XV — начале XVI в. был Бернат из Люблина, который свои разоблачения папской церкви и борьбу против схоластики сочетал с пропагандой в духе учения таборитов, направленной против феодальной эксплуатации.

Одновременно в оппозиционных шляхетских кругах Польши распространялись идеи умеренного гусизма.

После выступления Лютера в Германии немецкая часть населения польских городов стремилась придать реформационному движению в Польше характер лютеранства. Вначале идеи Лютера были популярны и в плебейских кругах польских городов.

Однако вскоре отдельные плебейские элементы, особенно в Поморье, стали толковать учение Лютера в радикальном духе. Появились также приверженцы анабаптистских идей.

Заседание польского сейма. Гравюра. XVI в.

Заседание польского сейма. Гравюра. XVI в.

Свою пропаганду среди ремесленников и крестьян Яков из Ильжи и его ученики связывали с восхвалением физического труда и технических знаний и с критикой схоластики.

Как и в других странах, в Польше со второй половины 20-х годов XVI в. в анабаптизме одержали верх сторонники непротивленчества и мирного сектантства.

Политической слабостью польских городов объясняется то обстоятельство, что они были мало затронуты реформационным движением. Отдельные прогрессивные деятели из числа сторонников Реформации, проникнутые патриотическим настроением и стремлением к социальной свободе, оставались одинокими.

В Кракове реформационное движение горожан приняло характер гуманистического вольнодумства и критики церковной идеологии с позиций естествознания.

С конца 30-х годов XVI в. ре-формационные учения интенсивно распространяются среди шляхты и части магнатов. Светские феодалы, стремившиеся к обогащению путём секуляризации церковных земель и к достижению большей независимости от государственной власти, избрали орудием своей политики кальвинизм.

Он привлекал шляхту своей церковной организацией, облегчавшей вмешательство именитых людей на правах старейшин общин в церковную жизнь, в деятельность синодов и школ, что привело бы к зависимости церковных общин от-шляхты. Интересам шляхты отвечал и тезис Кальвина о праве сословно-представительных учреждений не повиноваться королевской власти.

В то же время представители шляхетско-кальвинистской реформации не допускали изменений и новшеств в области феодального строя. Даже такие просвещённые кальвинисты, как Миколай Рей и Анзельм Гостомский, считали необходимостью умеренную феодальную эксплуатацию крестьян.

Ариане, как и анабаптисты, традиции которых они продолжали, оставались сектой, не искавшей революционных путей. Их организация сложилась уже в эпоху католической реакции и контрреформации.

Читайте также: