Концепция публичных арен кратко

Обновлено: 28.06.2024

Источник:Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами мас­совой коммуникации. Казань: Изд-во Казанского университета, 2004. С. 56.

Именно вопрос о том, что происходит с социальной проблемой после появления официальной реакции оказывается наиболее значи­мым с точки зрения ее решения, ибо в нем концентрируется то, что имеет место после определения и осуществления официальной поли­тики. Как правило, должностные инстанции реагируют на выдвиже­ние утверждений—требований рутинным способом: созданием осо­бых правительственных комиссий, традиционно формируемых из представителей правящей элиты. Целью деятельности комиссий яв­ляется выработка (на основе анализа мнения заинтересованных сто-

рон) рекомендаций — процедура, занимающая обычно длительное время, в течение которого могут измениться начальные условия. Ре­акция правительства на предложенные рекомендации может быть как позитивной, так и негативной, но сам рекомендательный характер предложений позволяет часто пренебрегать ими, не становясь дей­ствием. Тогда заинтересованная группа может решиться на самостоя­тельные действия, используя для этого СМИ.

Одной из наиболее влиятельных теорий, разработанных в рамках кон-струкционистского подхода является концепция публичных арен Сти­вена Хилгартена и Чарлза Боска 1 , выдвинувших идею конкуренции между социальными проблемами за обладание ограниченными ресур­сами общественного внимания и пропускной способностью масс-ме­диа как одной из основных арен публичного дискурса. В рамках этой теории ее создатели попытались ответить на вопрос, почему из огром­ного количества значимых для общества ситуаций одни воспринима­ются как проблемы, привлекая внимания общественности, журнали­стов и политиков, т.е. обладают статусом социальных проблем, в то время как другие, не менее опасные, этого состояния не достигают? Положения, предложенные Хилгартеном и Воском, имеют принци­пиальное значение, фиксируя механизмы формирования повестки дня, поэтому они будут приведены полностью.

Глава 6. Исследования аудитории, или эффекты воздействия СМИ


  1. Степень внимания к проблеме со стороны общества является результатом коллективного определения.

  2. Социальные проблемы как таковые конструируются на публич­ных аренах, где осуществляется обсуждение, отбор, определение и фор­мулирование, драматизация, оформление и представление их, а успех социальной проблемы зависит от количества уделяемого ей внимания.

  1. Особое значение имеет представление о пропускной способно­сти средств массовой коммуникации — понятии, имеющем решаю­щее значение для функционирования масс-медиа (вспомним извест­ную статью Уайта начала 50-х годов XX в., в которой продемонстирова-но, что только 10% информации доходит до потребителя). Для Ч. Боска и С. Хилгартена именно пропускная способность масс-медиа являет­ся реальным ограничителем, показателями которой выступают ми­нуты эфирного времени в теле- и радиовещании, объем полос печат­ных изданий — для газет и журналов.

  2. Вывод авторов: пропускная способность масс-медиа слишком мала, чтобы они могли представить общественности все многообра­зие социальных проблем, а число представляемых определяется не реальным количеством вредных или опасных ситуаций в обществе, но лишь пропускной способностью СМИ.

на определенный период времени. Чем меньше пропускная способ­ность того или иного информационного средства, тем интенсивнее конкуренция между проблемами: поскольку пропускная способность телевидения значительно уступает аналогичной способности печат­ных изданий, в этом пространстве царит повышенная конкуренция.

Основной вопрос в этой связи С. Хилгартен и Ч. Боск формули­руют следующим образом: каким критериям должна соответствовать социальная проблема, чтобы стать успешной, т.е. выиграть в конкурен­ции с другими? Они перечисляют принципы отбора, используемые СМИ и определяющие вероятность появления в информационном про­странстве тех или иных социальных проблем. К ним отнесены: драма­тичность, новизна, культурные предпочтения, политические пристрас­тия. Все эти принципы являются универсальными, в каждом из них содержится весьма значимый элемент оценки, уровень которого опре­деляется наличными практиками журналистской деятельности.

Глава 6. Исследования аудитории, или эффекты воздействия СМИ

эквивалентом которого является понятие эмоционального выгорания, предложенное отечественным исследователем И.Г Ясавеевым.

1 Lazarsfeld P. F., Merton R. К. Mass Communication, Popular Taste and
Organized Social Action // L. Bryson (ed.). The Communication of Ideas. N. Y. - . Harper
and Brothers, 1948. P. 95-118.

3 Kinnick K.N., Krugman D.M., Cameron G.T. Compassion Fatigue:
Communication and Burnout toward Social Problems // Journalism and Mass
Communication Quarterly. Vol. 73. N 3 (Autumm 1996).

Характерными чертами средств массовой коммуникации, кото­рые, как предполагается, способствуют возникновению усталости к состраданию, являются их вездесущность в повседневной жизни и

1 Meunshow S., Gilfillan S. Social Policy and Media // E. Zigler, Sh. Kagan, E.
Klugman (eds.) / Children, Families and Government: Perspectives on American Social
Policy. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1983. P. 238.

2 Ray M., Sawyer A.G., Strong E.C. Frequency Effect Revisited // Journal of
Advertising Research. Vol. 11 (February 1971).

Глава 6. Исследования аудитории, или эффекты воздействия СМИ

журналистские ценности, определяющие содержание новостей и, та­ким образом, влияющие на представление социальных проблем.

Желание привлечь потребителей массовой коммуникации ведет к тому, что предпочтение отдается не хроническим, но, может быть, более серьезным проблемам, а конфликту, насилию и кризисам, а так­же социальным проблемам, визуально драматичным и значимым для большого числа людей. Таким образом, масс-медиа склонны прида­вать социальным проблемам характер сенсаций, представляя их в ка­честве кризисов, имеющих ошеломляюще крупный масштаб.

В то же время данные опросов общественного мнения постоян­но показывают существование у людей ощущения, что им сообщает­ся слишком много плохих новостей. При этом респонденты больше

Наконец, масс-медиа часто пренебрегают освещением контек­ста или углубленным рассмотрением социальных проблем, представ­ляя их посредством освещения событий, а не того, что эти события означают. Тот факт, что большинство средств массовой информации не имеет специальных рубрик (beats), посвященных социальным про­блемам, а последние могут не соответствовать традиционным рубри­кам газет и журналов, часто означает, что содержание новостей, каса­ющихся социальных проблем, отражает работу журналистов, лишь по­верхностно знающих суть дела.

Глава 6. Исследования аудитории, или эффекты воздействия СМИ

связь со средствами массовой коммуникации. В качестве основных тем были выбраны проблемы СПИДа, бездомности, насильственных пре­ступлений и жестокого обращения с детьми (child abuse).

Респонденты упоминали о предпочтении печатных источников или общественного радиовещания как менее образных альтернатив телевидению; о выборе программ с учетом своего настроения (в осо­бенности о попытках избежать определенной темы в состоянии по­давленности или усталости); о предпочтении развлекательных про­грамм телевизионным новостям и уклонении от новостей независи­мо от темы в обеденное время или перед сном.

В крайней форме усталость сострадать проявляется в полном от­странении от средств массовой коммуникации (отказ от просмотра

Эти данные подчеркивают существование представлений об от­рицательном характере (negativity) средств массовой коммуникации,

Глава 6. Исследования аудитории, или эффекты воздействия СМИ

Ежедневно огромное число журналистов комментирует результаты опросов, сообщая каждому человеку, в какой мере его личное отно­шение к важнейшим политическим, социальным и экономическим проблемам разделяется или, напротив, отвергается другими людьми.

Понятие общественного мнения

Происхождение термина обычно связывается с необходимостью ос­мысления публичной (public), или общественной, сферы и ее функ­ций (см. гл. 2). Возникновение общественного мнения большинство

6.5. Общественное мнение

Что же такое мнение? Это коллективные представления, включающие в себя традиции, предрассудки и верования, с одной стороны, организованные на основе разума и логики, с другой — более или менее связная совокупность раз-

1 Бурдье П. Общественного мнения не существует// Социология полити­ки / пер. с фр. М.: Socio-Logos, 1993.

Глава 6. Исследования аудитории, или эффекты воздействия СМИ

1 Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.:
Центр психологии и психотератии, 1996. С. 242.

2 Грушин Б.А. Логические принципы исследования массового сознания //
Вопросы философии, 1970. № 7. С. 91.

3 Он же. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследова­
ния. М.: Политиздат, 1987. С. 162.

6.5. Общественное мнение

толпу. И если индивидуальное поведение сложно и непредсказуемо—даже сами люди затрудняются с определением мотивов своих поступков (нам трудно точно предсказать собственное поведение), —то, основываясь на статистических вероятностях, социология может довольно успеш­но прогнозировать массовое поведение, проявляющееся, в частности, в ходе выборов. Именно эти потребности в прогнозах и породили опро­сы общественного мнения.

Дж. Гэллап и научное изучение общественного мнения

Дж. Гэллап родился 18 ноября 1901 г. в городе Джефферсон, штат Айова. Финансовые возможности его родителей были ограниченными, и Гэллап вынуж­ден был работать, чтобы оплачивать свое образование в колледже. В 1923 г. он по­лучил степень бакалавра и начал преподавать, в 1925 г. ему была присвоена магис­терская степень, а в 1928 г. он стал доктором психологии. С 1932 г. он — профессор в Северо-Западном университете Айовы, позже избирается почетным доктором нескольких университетов и президентом ряда исследовательских комитетов.

Глава 6. Исследования аудитории, или эффекты воздействия СМИ

1930-е годы были временем, когда американское общество после великой депрессии испытывало острейшую потребность в конкретной информации о себе, и измерение общественного мнения превращается в самостоятельный вид науч­но-эмпирической деятельности, возникновение которой, кроме Дж. Гэллапа, связано с именами Арчибальда Кроссли (Archibald Crossley, 1896-1985), одним из первых приступившего к изучению радиоаудиторий: именно ему принадле­жит идея конструирования рейтингов аудитории и построение ее репрезента­тивных выборок; и Элмо Роупера (Elmo Roper, 1900-1971), начинавшего свою карьеру в маркетинге (в 1935 г. он стал проводить ежеквартальные маркетинговые опросы для журнала Fortune), а позже, измеряя политические и социальные уста­новки, активно использовал свой опыт исследований рынка. В 1946 г. совместно с Дж. Гэллапом он создал Роупер Центр (The Roper Center), находящийся ныне в Университете штата Коннектикут, где собран богатейший в мире материал ис­следований общественного мнения. Дж. Гэллап и двое названных исследовате­лей общепризнанно считаются отцами-основателями современной практики изу­чения общественного мнения.

4.Публичные арены имеют определенную пропускную способность.

6. Gate-keepers (привратники, контролеры) функционеры, осуществляющие отбор вопросов и таким образом формирующие повестку дня.

Критерии отбора социальной проблемы:

1.Драматичность (чтобы эмоционально затронуло)

2.Отрицание существования предполагаемой ситуации, которая считается проблемой

3.Утверждается, что другие вопросы являются более неотложными

4.Наносимый вред имеет другие причины, не те, о которых говорит конкурирующая группа

5.Выставление противоположного лагеря несведущим и нерациональным

6.Утверждения, что данная проблема естественна, приемлема и неизбежна и что решения данной проблемы неотложно.

7.Новизна. Проблемы должны сохранять свой драматичный характер. Их драматичность должно всегда обновляться

8.Культурные предпочтения. Социальные проблемы, связанные с культурными предпочтениями, обладают более высокой конкурентоспособностью.

9.Политические пристрастия. Большинство публичных арен, включая СМК, находится под влиянием господствующих политических или экономических групп.

10.Проблемы, растущие в пределах одной публичной арены, имеют свойство распространяться на другие.

Выделены стадии развития социальной проблемы:

1. Предпроблемная стадия, еще не завладело общественным вниманием.

2. Стадия открытия

3. Стадия понимания

4. Стадия общественного интереса

5. Постпроблемная стадия (зашкалили грань эмоционального восприятия)

Проблемы:

1. Акцент на сенсационном

3. Неспособность представить контекст социальных проблем

4. Представление социальных проблем, а не их решений

4.Публичные арены имеют определенную пропускную способность.

6. Gate-keepers (привратники, контролеры) функционеры, осуществляющие отбор вопросов и таким образом формирующие повестку дня.

Критерии отбора социальной проблемы:

1.Драматичность (чтобы эмоционально затронуло)

2.Отрицание существования предполагаемой ситуации, которая считается проблемой

3.Утверждается, что другие вопросы являются более неотложными

4.Наносимый вред имеет другие причины, не те, о которых говорит конкурирующая группа

5.Выставление противоположного лагеря несведущим и нерациональным

6.Утверждения, что данная проблема естественна, приемлема и неизбежна и что решения данной проблемы неотложно.

7.Новизна. Проблемы должны сохранять свой драматичный характер. Их драматичность должно всегда обновляться

8.Культурные предпочтения. Социальные проблемы, связанные с культурными предпочтениями, обладают более высокой конкурентоспособностью.

9.Политические пристрастия. Большинство публичных арен, включая СМК, находится под влиянием господствующих политических или экономических групп.

10.Проблемы, растущие в пределах одной публичной арены, имеют свойство распространяться на другие.

Выделены стадии развития социальной проблемы:

1. Предпроблемная стадия, еще не завладело общественным вниманием.

2. Стадия открытия

3. Стадия понимания

4. Стадия общественного интереса

5. Постпроблемная стадия (зашкалили грань эмоционального восприятия)

Социальные проблемы – предполагаемые условия или ситуации, на которые действующие лица наклеивают ярлык проблемы на аренах публичного дискурса и действия, определяя их как вредные тем или иным образом (т.е. эти проблемы не существуют как реальные. Это то, что люди считают социальными проблемами).

Уровень внимания к той или иной социальной проблеме – это не следствие ее объективного характера, процесса коллективного определения;

Во-первых, социальные проблемы существуют в рамках отношений с другими социальными проблемами, а, во- вторых, они включены в сложную институционализированную систему формулирования и распространения проблемы. Вместо того, чтобы подчеркивать стадии развития социальной проблемы, мы сосредоточиваемся на конкуренции: предполагается, что общественное внимание является дефицитным ресурсом, распределяемым посредством конкуренции в системе публичных арен.

Публичные арены – СМИ, кино, исполнительная и законодательная ветви власти, суды, группы социального давления, организации по проведению политических кампаний, научные, религиозные, профессиональные общества.

Схематически концепция Хилгартнера и Боска состоит из шести идей:

1) динамичного процесса конкуренции между представителями крайне многочисленной “популяции” утверждений, проблематизирующих ситуацию;

2) институциональных арен, служащих той средой, в которой социальные проблемы конкурируют между собой за внимание и растут;

3) “пропускной способности” этих арен, ограничивающей число проблем, которые могут пользоваться широким общественным вниманием в один и тот же период времени;

4) “принципов отбора” или институциональных, политических и культурных факторов, влияющих на вероятность выживания конкурирующих между собой формулировок проблемы;

5) образцов взаимодействия между различными аренами, таких, как обратная связь и синергия, служащих средством распространения активности от одной арены к другим;

6) сетей выдвигающих и стремящихся контролировать определенные проблемы функционеров (operatives), каналы коммуникации которых пересекают границы различных арен.

Культурологический анализ исходит из общего предположения, что для индивидов опыт реальности — это осуществляемый ими непрерывный процесс социального конструирования, а не просто то, что навязывает якобы неискушенной публике власть или элита. Этот посыл резко контрастирует с основными положе­ниями теорий массового общества и ограниченных эффектов. Тео­рия массового общества утверждает, что большое число людей живет в кошмарных условиях, под гнетом демагогов. Изучение ограниченных эффектов сосредоточилось на эффективной передаче идей и информации от доминирующих источников к пассивным получателям. В массовой коммуникации гипотеза социального конструирования реальности означает активную аудиторию. Члены аудитории не просто пассивно принимают и хранят элементы информации, они эту информацию активно обрабатывают, переделывают и запоми­нают только то, что удовлетворяет их потребности, определенные культурой. Идеи социального конструирования реальности были разрабо­таны Питером Бергером и Томасом Лукманном.

Жан-Пьер Пажес, французский социолог – конструктивистская теория общественного мнения. С помощью СМИ в обществе происходит коммуникация по поводу социальных конфликтов. Формирование общественного мнения вокруг какого-либо конфликта включает 3 момента:

2) игру предложения и спроса с участием СМИ и опросов общественного мнения, позволяющих откорректировать актерские роли в соответствии с ожиданиями публики;


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (49):

Гл4.doc

ЧАСТЬ II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ГЛАВА 4. ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ
Один из основных вопросов в рамках конструкционистского подхода - почему одни ситуации вызывают беспокойство, определяются как проблемы и находятся в центре внимания политиков, журналистов, общественности в целом, а другие, не менее опасные и угрожающие, не проблематизируются? В современном обществе существует бесконечное множество ситуаций, которые потенциально могут иметь статус социальных проблем, однако лишь небольшое число в действительности достигает этого статуса. Каким образом происходит отбор социальных проблем?

Один из вариантов ответа на этот вопрос предлагает концепция публичных арен, разработанная американскими социологами Стивеном Хилгартнером и Чарльзом Боском. В этой главе мы попытаемся применить данную модель к анализу российского общества.
4.1. Концепция публичных арен С.Хилгартнера и Ч.Боска
Основные положения концепции публичных арен Хилгартнера и Боска, касающиеся средств массовой коммуникации, заключаются в следующем 1 :

2. Уровень общественного внимания, уделяемого той или иной социальной проблеме, является следствием прежде всего не ее объективного характера, а процесса коллективного определения.

3. Социальные проблемы конструируются в рамках публичных арен. Успех (размер, масштаб) социальной проблемы определяется количеством внимания, уделяемого ей на этих аренах. Публичными аренами являются исполнительная и законодательная ветви власти, суды, средства массовой коммуникации (телевизионные службы новостей, журналы, газеты и радио), телевизионные фильмы, кино, организации, занимающиеся проведением политических кампаний, книги, касающиеся социальных вопросов, научные сообщества, религиозные организации, профессиональные общества и частные фонды. Именно в этих институтах происходят обсуждение, отбор, определение, формулировка, драматизация, оформление и представление

общественности социальных проблем.

4. Средства массовой коммуникации, как и другие публичные арены, имеют определенную пропускную способность, ограничивающую число социальных проблем, которые они могут конструировать в течение какого-либо периода. Показателями пропускной способности радио и телевизионных новостей являются минуты эфирного времени, для газет и журналов таким показателем является площадь столбцов.

5. Пропускная способность средств массовой коммуникации слишком мала для того, чтобы они могли представлять все потенциальные социальные проблемы.

6. Вследствие этого социальным проблемам приходится конкурировать за место в информационном пространстве, формируемом средствами массовой коммуникации, то есть за место в телевизионных новостях и радиоэфире, на страницах газет и журналов и т.д. Эта конкуренция является постоянной; проблемы должны конкурировать друг с другом как за то, чтобы быть включенными в публичную повестку дня, так и за то, чтобы остаться в ней.

8. Число социальных проблем, представляемых средствами массовой

коммуникации, определяется не числом вредных или опасных ситуаций, ____________________________________

3 Хилгартнер С, Боек Ч. Указ. соч. С.23.

существующих в обществе, а пропускной способностью телевидения, радио, газет и т.д.

9. Чем меньше пропускная способность тех или иных средств массовой коммуникации, тем интенсивнее конкуренция между социальными проблемами. Так, пропускная способность телевизионных новостей гораздо меньше пропускной способности газет, что объясняет более высокую интенсивность конкуренции между проблемами за место в телевизионных информационных программах.

10. За исключением того случая, когда пропускная способность средств массовой коммуникации изменяется, рост одной социальной проблемы имеет тенденцию сопровождаться упадком одной или нескольких других. Наиболее очевидным примером такого роста является в последнее время социальная проблема терроризма.

11. Общественное внимание, которым пользуются социальные проблемы, крайне неравномерно распределено между ними:

а) очень небольшое число социальных проблем достигает чрезвычайного успеха и становится доминирующими информационными темами;

б) несколько большее число достигает умеренного успеха и пользуется некоторым вниманием журналистов, политиков и общественности;

в) огромное большинство потенциальных социальных проблем остается вне или на самом краю сферы общественного внимания.

Ключевой вопрос концепции С.Хилгартнера и Ч.Боска: каким критериям должна соответствовать социальная проблема для того, чтобы с успехом выигрывать конкуренцию с другими проблемами?

12. Средства массовой коммуникации, как и другие публичные арены, обладают принципами отбора, определяющими вероятность появления в формируемом ими информационном пространстве тех или иных социальных проблем.

13. Драматичность. - Средства массовой коммуникации отдают предпочтение драматичным ситуациям. Социальные проблемы, представленные в драматичном виде, имеют более высокие шансы успешно выдержать конкуренцию с другими проблемами.

Конкуренция между социальными проблемами - это конкуренция между различными противоборствующими группами, когда одни группы драматизируют ту или иную ситуацию, а другие используют стратегии дедраматизации.

14. Новизна. - Насыщение информационного пространства многочисленными утверждениями о какой-либо проблеме и соответствующими символами может дедраматизировать данную проблему. Для того, чтобы оставаться в публичной повестке дня, проблемы должны сохранять свой драматичный характер; их драматичность постоянно должна обновляться за счет новых символов или событий, в противном случае проблема будет испытывать упадок.

15. Культурные предпочтения. - Социальные проблемы, связанные с широко распространенными культурными предпочтениями, обладают более высокой конкурентоспособностью.

16. Политические пристрастия. - Большинство публичных арен, включая средства массовой коммуникации, находится под мощным влиянием господствующих политических и экономических групп. Вследствие этого определения социальных проблем, соответствующие их политическим интересам, имеют более высокие шансы на успех. В то же время элиты могут активно противодействовать тем или иным определениям проблем, блокируя их конструирование.

17. Проблемы, растущие в пределах одной публичной арены, имеют тенденцию распространяться и на другие. Относительно небольшое число социальных проблем, достигших чрезвычайного успеха, склонны занимать большую часть пространства на большинстве арен.

18. Несмотря на это, некоторым проблемам, неконкурентоспособным на большинстве арен, удается выжить, занимая определенную нишу в пределах какой-либо арены и не проявляя признаков распространения.

19. Социальные проблемы конструируются сообществами функционеров публичных арен, которые могут "приватизировать" ту или иную проблему.

Во многом критерии отбора социальных проблем функционерами средств массовой коммуникации и других публичных арен, очерченные Хилгартнером и Боском, совпадают с пятью "условиями предрасположенности" ежедневной газетной прессы к участию в конструировании той или иной социальной проблемы на начальных стадиях, на которые указывают А.Клей Сконфельд, Роберт Ф. Мейер и Роберт Дж. Гриффин:

«Во-первых, проблема должна, вероятно, носить такой характер, чтобы выдвигающие утверждения-требования могли обеспечить прессу постоянным потоком событий - информационных поводов, - соответствующих ценностям отделов новостей.

Во-вторых, проблема, вероятно, должна соответствовать одной из установленных стилизованных "рубрик", обычно используемых ежедневными газетами.

В-третьих, необходимо, чтобы между инициаторами выдвижения

утверждений- требований, с одной стороны, и репортерами и редакторами, с другой, наблюдалось некоторое классовое соответствие - если не в политико-экономических интересах, то хотя бы в плане способов коммуникации и простоты установления социальных и профессиональных контактов.

Четвертым непременным условием является быстрое проникновение в редакции газет журналистов, участвующих в выдвижении утверждений-требований.

Вряд ли можно согласиться с утверждением, что эта ситуация естественна и неизбежна. Около половины всех ДТП составляют наезды на пешеходов 9 , при этом одними из наиболее очевидных причин последних являются плохое освещение улиц и отсутствие

5 Сконфельд А.К., Мейер Р.Ф., Гриффин Р.Дж. Конструирование социальной проблемы: пресса и инвайронментализм // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000. С. 169.

достаточного числа подземных переходов и виадуков. Из 184 тысяч ДТП в 2002 г. 49 тысяч произошло из-за плохого состояния автодорог 10 . Улучшение освещения улиц, устройство переходов, должный уход за проезжей частью - это вполне посильные и решаемые задачи. Некоторые шаги, такие, как распространение среди детей специальных светоотражающих значков, как это было сделано, например, в Мурманске, не требуют значительных финансовых затрат. Вопрос в том, почему должное внимание к обеспечению безопасности на автодорогах не является приоритетом для российских политиков, журналистов и общественности в целом?

Подобные вопросы можно задавать в отношении множества ситуаций. Так, среднее потребление алкоголя в России на душу населения, по экспертным оценкам, составляет около 14,5 литров чистого спирта в год. Всемирная организация здравоохранения признает ситуацию опасной, когда потребление алкоголя превышает 8 литров. Социальные последствия употребления алкоголя в таких количествах огромны и с трудом поддаются учету, тем более, ряд последствий имеют долгосрочный характер. В состоянии алкогольного опьянения совершается 71-78% убийств, 74-80% случаев причинения тяжкого вреда здоровью, 70-78% изнасилований, 72-75% хулиганских действий. Общая доля "пьяной" преступности в 2000 г. составляла 23,1%. В то же время доля лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического и токсического опьянения, составляет 0,2-0,9%, а наркозависимыми - в среднем 0,2% 11 . Почему пьянство и его последствия не имеют статуса серьезной социальной проблемы для официальных структур и средств массовой коммуникации, в отличие от употребления наркотиков?

В шестой главе подробно рассматривается аналогичная ситуация с распространением ВИЧ/СПИДа. ВИЧ не относится к числу приоритетных тем для российской общественности, хотя темпы распространения заболевания в России являются одни из самых высоких в мире, и в настоящее время уже инфицирован 1% населения.

Перечисленные ситуации не имеют статуса серьезных социальных

11 Гилинский Я.И. Криминология. СПб., 2002. С.71.

12 Домашнее насилие в отношении женщин: масштабы, характер, представления общества. М., 2003. С.49-50.

проблем, поскольку не соответствуют принципам отбора проблем на публичных аренах, в частности в сфере массовой коммуникации. Они не обладают драматичностью и новизной, поскольку имеют место ежедневно.

Таким критериям не соответствуют также коррупция, ежедневное загрязнение окружающей среды, жестокое обращение с детьми, отсутствие необходимых условий для интеграции людей с ограниченными физическими возможностями в общество, крайне высокий уровень насилия в отношениях между военнослужащими в российской армии, немыслимо тяжелые условия содержания заключенных в российских СИЗО и колониях, распространение туберкулеза, бездомность и беспризорность и многое-многое другое.

Домашнее насилие, употребление алкоголя, смертность в результате ДТП, распространение ВИЧ/СПИДа не вызывают обеспокоенности и вследствие действия ряда культурных факторов, таких, как традиционно подчиненное положение женщины, терпимость к алкоголю, исторически репрессивное отношение к девиантам, сложившееся в XX в., наконец, невысокая значимость человеческой жизни. Кроме того, конструирование социальных проблем в данных случаях никоим образом не способствует реализации интересов российских элит.

Конструирование ряда социальных проблем "блокируется" правящими политическими группировками, контролирующими основные каналы массовой коммуникации, не говоря уже о законодательной и судебной сферах. Такими проблемами, блокируемыми или "дедраматизируемыми"элитами, являются коррупция, ввоз ядерных отходов, война на Северном Кавказе (в период после выборов 2000 г.), положение в российской армии в целом.

14 Hall, S., 'A World at One with Itself, in S.Cohen and J.Young (eds.), The Manufac­ture of News. Beverly Hills, 1981, pp.147-156.

симптоматичном явлении, как регулярные побеги военнослужащих из воинских частей с оружием в руках, которые часто сопровождаются убийствами и самоубийствами, средства массовой коммуникации, подконтрольные правящей политической элите, сопровождают репортажами об "успешном" реформировании российской армии, ее переводе на контрактную основу, учениях, испытаниях нового оружия и пр.

Избивали так сильно, что двоих пришлось госпитализировать. Сейчас они в местной больнице. С журналистами общаться отказываются, боятся появляться перед камерами, закрываясь одеялами и гимнастерками.

Дежурный врач говорит, что уже привык принимать пострадавших из ближайших воинских частей с отбитыми почками и многочисленными ушибами.

Другие вопросы являются более важными, используются Михаилом Леонтьевым в его комментарии на радиостанции "Эхо Москвы" по поводу гибели 30 августа 2003 г. подводной лодки К-159 с девятью моряками на борту, затонувшей при буксировке на утилизацию: «Как это ни странно говорить, но это совершенно банальный случай, абсолютно банальный, можно сказать,

рабочий, рутинный случай. Непонятно только, почему действительно там было столько народу в этой лодке. Но вообще, в действительности буксировка в этих широтах и понтонах, и если это в плавучем доке делается, это всегда страшный риск, всегда. Я только недавно разговаривал с корабельщиками, которые говорили, что они всегда, когда подписывают документы по буксировке, они всегда думают, сядут они или не сядут. Потому что это всегда риск, и, в общем, ничего в этом удивительного нет, особенно в условиях шторма и так далее.

В отличие от ситуации в российской армии, ДТП и их последствий, домашнего насилия, употребления алкоголя, распространения ВИЧ/СПИДа, успешно выигрывают конкуренцию с другими проблемами за место в российском информационном пространстве такие социальные проблемы, как терроризм, преступность, последствия стихийных бедствий и крупных техногенных катастроф. Эти явления драматичны и "событийны", а подчас и сенсационны, они неожиданны и всегда обладают новизной. Некоторые из них, в частности, терроризм, могут быть выгодны определенным частям правящей политической элиты, оправдывая применение жестких, силовых мер по отношению к определенным группам вплоть до военных действий.

В целом, можно утверждать, что концепция публичных арен С.Хилгартнера и Ч.Боска вполне применима к анализу социальных проблем в российском обществе. В России, как и в любом современном обществе, конкуренцию выигрывают драматичные социальные проблемы, постоянно порождающие информационные поводы и сенсации, соответствующие культурным предпочтениям и интересам правящих элит. Единственная поправка, очевидно, связана с тем, что политический фактор – соответствие социальных проблем интересам элит - имеет гораздо большее значение в российском обществе в силу подконтрольности правящим группировкам большей части средств массовой коммуникации, законодательной и судебной

ветвей власти. Краткосрочные и долгосрочные последствия отбора социальных проблем в соответствии с указанными критериями весьма значительны. Вполне очевидно, что одним из таких последствий является расходование ресурсов общества на решение не самых значимых социальных вопросов, при том, что используемые "способы решения" в свою очередь могут порождать серьезные проблемы, как в случае с "жесткой борьбой" с преступностью. В следующей главе мы рассмотрим особенности представления ситуации с преступностью средствами массовой коммуникации.

Читайте также: