Концепция 6 сигм кратко

Обновлено: 04.07.2024

Концепция 6 Сигма (англ. Six Sigma) была разработана компанией Motorola в восьмидесятых годах с целью снижения отклонений в процессах производства электронных компонентов. Вообще вся идея 6 Сигма направлена на то, чтобы максимально улучшить качество работы организации. В основу были положены статистические методы управления процессами, и работы японского специалиста в области качества Genichi Taguchi.

В современном понимании 6 Сигма рассматривается с трех сторон: как философия, как методология управления и как набор инструментов совершенствования работы. Она применяется в организациях различных сфер деятельности – от промышленных предприятий до банков. Однако, основной сферой для 6 Сигма по-прежнему остается производство.

Термин 6 Сигма, который используется в названии концепции, означает стандартное отклонение случайной величины от среднего значения. Этот термин применяется в математической статистике. Случайная величина может быть охарактеризована двумя параметрами – средним значением (обозначается символом мю) и стандартным отклонением или другое название — среднеквадратическое отклонение (обозначается символом сигма).

6 Сигма

Если в качестве случайной величины рассматривается параметр качества процесса, то с помощью среднего значения и стандартного отклонения можно оценить вероятную долю дефектов процесса. Для этого предварительного необходимо установить верхнюю и нижнюю границы поля допуска параметра качества. Чем больше будет поле допуска, тем больше будет доля годной продукции этого процесса. Чем больше будет значение сигма, тем меньше доля годной продукции.

Чтобы повысить долю годной продукции, необходимо для заданного поля допуска стремиться уменьшить значение сигмы, тем самым, увеличив их количество, укладываемых в поле допуска.

В том варианте, где от среднего значения до ближайшей границы поля допуска уместилось шесть значений сигм, количество дефектных изделий процесса может составлять 3,4 на один миллион. В том варианте, где уместилось три значения сигм, возможное количество дефектных изделий процесса — 66,807 на один миллион.

Суть концепции шесть сигм заключается в том, чтобы применяя различные методы и инструменты управления процессами добиться снижения значения стандартного отклонения при заданном поле допуска.

Философия 6 сигма

Философия шесть сигм основывается на подходе постоянного совершенствования процессов и снижения количества дефектов. В организации должен быть внедрен подход постоянного совершенствования и улучшения деятельности.

Улучшение может осуществляться за счет радикальных изменений (подход реинжиниринга процессов) или за счет незначительных постоянных улучшений (подход кайдзен). Целью улучшений могут быть повышение безопасности продукции, повышение качества, сокращение производственного цикла, улучшение рабочих мест, снижение затрат и пр.

Ключевыми элементами философии 6 сигм являются:

  • удовлетворение потребителя. Потребители определяют уровень качества работы. Они ожидают высокое качество продукции, надежность, адекватную цену, своевременную доставку, хорошее обслуживание и пр. В каждом элементе ожиданий потребителя скрыты требования к качеству. Организация должна выявить и удовлетворить все эти требования.
  • определение процессов, их показателей и методов управления процессами. Чтобы повышать качество работы необходимо смотреть на процессы с точки зрения потребителя. Все элементы процессов, не приносящие ценности потребителю, должны быть устранены.
  • командная работа и вовлечение персонала. Результаты работы организации — это труд ее сотрудников. Для достижения высокого качества каждый сотрудник должен быть заинтересован в работе и заинтересован в достижении высоких результатов. Заинтересованность сотрудников приводит к повышению удовлетворенности потребителей.

Применение 6 Сигма

Для проведения улучшений, совершенствования, и управления процессами 6 сигм применяет набор различных инструментов качества. Управление процессами может осуществляться на основе качественных и количественных показателей. В каждой организации может применяться свой набор инструментов. Примерами таких инструментов являются — статистическое управление процессами на основе контрольных карт, FMEA анализ, диаграмма Парето, диаграмма Исикавы, Древовидная диаграмма и др.

На сегодняшний день инструментарий шесть сигм расширился за счет применения этой концепции во многих областях деятельности. Инструментарий 6 сигм включает в себя весь набор инструментов качества. Некоторые из них можно посмотреть в разделе Инструменты качества.

Методология 6 Сигма

Шесть сигм является процессно-ориентированной методологией, направленной на улучшение работы. Она позволяет совершенствовать все области деятельности.

В основе методологии 6 сигм находятся три взаимосвязанных элемента:

  • улучшение существующих процессов;
  • проектирование новых процессов;
  • управление процессами.

Для совершенствования существующих процессов применяется подход постепенного улучшения. Основное внимание уделяется снижению уровня дефектности. Целью улучшения в концепции шесть сигм является устранение недостатков в организации и исполнении процессов.

Улучшение осуществляется за счет применения пяти последовательных шагов. Эти шаги называются методом DMAIC (первые буквы от английских слов – Define, Measure, Analyze, Improve, Control):

  • Define – на этом шаге определяют основные проблемы процесса, формируется команда проекта шесть сигм по совершенствованию процесса. Команда наделяется необходимыми полномочиями и ресурсами для работы. Устанавливается ее зона ответственности.
  • Measure – на этом этапе собираются данные о выполнении процесса. Команда проводит анализ собранных данных и выдвигает предварительные предположения о причинах возникающих отклонений в совершенствуемом процессе.
  • Analyze – в ходе выполнения этого шага команда проверяет предварительные идеи о причинах отклонений в процессах, определяет все причины несоответствий и предлагает методы по устранению выявленных причин.
  • Improve – на этом этапе разрабатываются мероприятия по улучшению процесса и проводится их апробация. Мероприятия внедряются в практику работы организации.
  • Control – этот шаг предполагает документирование и стандартизацию улучшенного процесса. Для проверки эффективности мероприятий команда проекта шесть сигм выполняет контроль и мониторинг исполнения процесса. В ходе мониторинга особое внимание уделяется проверке устранения причин несоответствий.

Для вновь создаваемых процессов применяется подход, направленный на предвосхищение ожиданий потребителей. Основное внимание уделяется предупреждению появления дефектов в процессах.

Проектирование нового процесса (или перепроектирование существующего) также осуществляется за пять шагов. Метод проектирования (перепроектирования) в концепции 6 сигм называется методом DMADV (первые буквы слов – Define, Match, Analyze, Design, Verify):

  • Define – на этом шаге определяются цели нового процесса с учетом требований потребителей. Создается команда проекта шесть сигм по проектированию (перепроектированию) процесса.
  • Match – команда разрабатывает и определяет набор технических характеристик, на основании которых можно определить достижение целей процесса.
  • Analyze – проводится анализ характеристик проектируемого процесса и разрабатываются предварительные варианты исполнения процесса.
  • Design – в ходе этого шага создаются детальные спецификации нового процесса и осуществляется его внедрение в работу организации.
  • Verify – на этом этапе команда проекта шесть сигм по проектированию процесса выполняет проверку процесса на предмет достижения поставленных целей с учетом заданных характеристик.

Одним из важных элементов методологии 6 сигм является управление процессами, т.к. очень часто в организации одновременно происходит и совершенствование действующих процессов, и проектирование новых. Управление постоянно изменяющимися процессами становится достаточно сложной задачей.

В целом, методология шесть сигм по управлению процессами не сильно отличается от принятой методологии процессного управления.

Основные элементы управления процессами по методологии 6 сигм включают в себя:

Внедрение 6 Сигма в компании

Выделяют семь степеней владения данной концепцией:

Шесть сигм - правило

Во все времена руководители компаний задумывались о том, как улучшить работу своей организации. Были радикальные методы управления, но они постепенно вымирают. Идеальными считаются либеральные методы управления, но они хороши в небольших компаниях. Когда же в компании работают тысячи, десятки тысяч сотрудников, невероятно сложно находить к каждому сотруднику индивидуальный подход, нужна комплексная философия.

Шесть сигм (six sigma) рассматривается и как методология, и как философия, и как набор инструментов совершенствования работы. Может внедряться в организации разных направлений — от медицинских до транснациональных корпораций.

Немного математики

Установление шести сигм в поле допуска будет означать, что у нас будет 3,4 дефектных изделия на один миллион или 99, 99966% идеальных изделий. Суть концепции в том, что применение инструментов управления процессами позволит снизить значение стандартного отклонения.

Базовые принципы концепции шести сигм

  • Ключевые показатели эффективности (KPI) должны быть измеряемыми. Если процессы можно измерить, значит их можно контролировать, а поэтому улучшить
  • Необходимо постоянно стремиться к тому, чтобы все процессы на производстве были предсказуемыми
  • Удовлетворение потребителя. Они же являются индикаторами качества продукции. Сколько бы ни стоила продукция, потребитель ожидает ее высокого качества, быструю доставку, отменное обслуживание
  • Интерес к клиенту должен быть искренним. Клиент чувствует неискренность
  • Управлять компанией стоит только на основе данных и фактов, а не слухов и домыслов
  • Упреждающее управление. Лучше выделить деньги на профилактику, чем потом на восстановление имиджа компании
  • Стремление к совершенству
  • Налаживание командной работы и вовлечения персонала. Работник должен быть заинтересован в результатах. Заинтересованный сотрудник приносит значительную помощь в развитии компании
  • Определение и анализ причин дефектов
  • Дальнейший контроль за процессом

Если компания внедрила концепции шести сигм, она теперь может очень гармонично пользоваться различным инструментарием. Это может быть диаграмма Парето, Древовидная диаграмма, диаграмма Исикавы.

Методология шести сигм

В основе шести сигм как методологии находятся три взаимосвязанных элемента:

  • управление процессами
  • улучшение уже существующих процессов
  • проектирование новых процессов

Как же происходит улучшение процессов? Для этого применяется пять шагов и называются методом DMAIC (Define, Measure, Analyze, Improve, Control).

  1. Define – определите основные проблемы в процессе. Формируется команда, которая наделяется полномочиями и определяется зона ее ответственности.
  2. Measure – собираются все данные. Высказываются предварительные предположения.
  3. Analyze – проверяются все предположения, выясняются истинные причины отклонений и проблем.
  4. Improve – разрабатываются улучшения и проводится их внедрение.
  5. Control – стандартизация и документирование; постоянный контроль на их основе.

Семь степеней владения шестью сигмами

Этим самым командам, которые формируются руководством компании, присваиваются свои звания. Всего существует семь званий.

  • Руководство. Это владельцы бизнеса.
  • Чемпион. Член высшего руководства компании. Именно он и должен принять решение о запуске проекта шести сигм.
  • Черный пояс. Эксперт в области шести сигм. Занимается обучением и руководством команды. Несет полную ответственность за результаты.
  • Зеленый пояс. Этот человек работает под руководством черного пояса. Анализирует и решает задачи.
  • Желтый пояс. Отвечает за реализацию небольших задач.
  • Белый пояс. Отвечает за реализацию простых задач.

В современном мире концепция шести сигм стала очень популярной. Популярность любой концепции зависит от количества и масштабности компаний, которые ее внедряют. Поэтому когда ее внедрила компания General Electric, подтянулись и другие компании. Западные компании берут многое из японских методов управления и пытаются усовершенствовать их концепции под западный менталитет. Шесть сигм — едва ли не первая попытка на этом поприще.

А что вы думаете о концепции шести сигм? Оставляйте свои мнения в комментариях.

Концепция "Шесть сигм" своей главной целью видит измерение уровня отклонений бизнес-процессов от их изначальных целей, а также их последующее совершенствование на базе данного анализа, которое направлено на то, чтобы удовлетворить потребительские запросы и повысить рентабельность производства.

История концепции, ее задачи

Стоит сказать, что концепция "Шесть сигм" своей целью ставит решение трех ключевых задач:

  1. повышение уровня удовлетворенности потребителей;
  2. уменьшение временного промежутка операционного цикла;
  3. снижение количества дефектов.

Технология концепции

Концепция "Шесть сигм" подразумевает постановку краткосрочных целей организации, которые направлены на последующее выполнение долгосрочных целей. Как краткосрочные цели могут быть рассмотрены выполнение бизнес-процессов на конкретном уровне, как долгосрочные - совершенствование бизнес-процессов, направленное на удовлетворение потребительских нужд и увеличение степени рентабельности производства.

Показателем измерений является число дефектов на единицу продукции и число дефектов на миллион событий. Число дефектов на единицу продукции можно вычислить с помощью деления числа дефектов, которые обнаружены на каком-то конкретно рассматриваемом участке процесса, на число единиц продукции, которые прошли через данный участок. Число дефектов на миллион событий можно получить посредством умножения БР11 на миллион и последующим делением данного произведения на среднее количество событий с ошибками.

Для любой операции либо на любом шаге процесса можно выявлять число дефектов (к примеру, отсутствие реакции на запрос заказчика в течение определенного промежутка времени, ошибка в выполнении заказа клиента, ошибочный счет и проч.) Возможно также выявить дефекты в цепи процессов, которые связаны с внутренними и внешними заказчиками.

Данный показатель применяется по отношению к оценке и изменению разнообразных объектов: произведенной продукции, работы оборудования, ПО, осуществлении процессов проектирования, производства, менеджмента и проч.

Итак, можно сказать, что значение сигмы отображает то, как часто может возникнуть дефект. Соответственно, чем больше значение сигмы, тем менее вероятным является возникновение дефекта.

Также четыре сигмы в США означали бы 500 ошибочных хирургических операций за неделю, 20 000 неверно заполненных фармацевтических рецептов каждый год и 2000 потерянных почтовых отправлений за один час.

Сигмовая шкала

Сигмовая шкала

  • неудовлетворенный потребитель делится своим неудачным опытом с 9-10 другим людям, которые в будущем также могут делиться этой негативной информацией;
  • если решение проблемы будет успешным, то потребитель сообщит о ней лишь 5 людям;
  • 31% потребителей, который сталкиваются с проблемой сервиса, никогда не станут регистрировать свои жалобы и обратную связь, из числа этих потребителей лишь 9% с будущем будут иметь отношения с данной организацией.

Агенты шести сигм

Отмена строительства нового завода (пример)

Некоторая фармацевтическая компания довольно сильно преуспела в продажах создаваемого ею же болеутоляющего средства и приняла решение увеличить объемы его производства вдвое, инвестировав в данную деятельность 200 млн долларов США для строительства нового завода.

В начале данного проекта, участники программы "Шесть сигм" приняли решение осуществить ряд улучшений для роста производственных объемов в рамках уже существующего завода. Собрав соответствующую информацию, было обнаружено, что лишь 40% упакованных лекарств могут быть использованы. Этот факт был обусловлен неудовлетворительным способом запаивания ампул (часть из них запаивались не целиком, иные же - не помещались в коробке).

Были использованы улучшения технологии данного процесса упаковки и соответствующие эксперименты. Для этого процесса завод закупил по 50 долларов несколько деталей для того, чтобы регулировать оборудование для запайки ампул. Данная мера увеличила выход готовой продукции до 85%.

Таким образом, руководство завода пришло к выводу, что соответствующий рост объема производства более чем в два раза сделал нерентабельным строительство новых заводских цехов.

Lean Six Sigma – это общая система, которая включает в себя и японскую, и американскую концепции, объединяя в себе их самые эффективные и результативные методы и инструменты:

  • Бережливое производство (или Lean manufacturing) — действия, направленные на сокращение потерь и ускорение процессов.Шесть сигм (или Six Sigma) — действия, назначение которых — повышение качества и увеличение удовлетворенности и лояльности клиентов.

У каждой из этих концепций есть преимущества и недостатки - так вот система Lean Six Sigma объединяет их и включает в себя все преимущества обеих концепций и восполняет недостатки каждой (то, что упускается в одной концепции, есть во второй). Чтобы визуально проще было это увидеть, посмотрите таблицу сравнительного анализа этих концепций, о каждой из них мы отдельно расскажем ниже.

Даже судя по этой таблице видно, что лучше, выгодней и эффективней использовать обе концепции - и Бережливое производство, и Шесть сигм. Применение общей системы Lean Six Sigma нужно для суперэффективного и результативного совершенствования, изменения процесса, создания продукта или услуги, улучшения качества и повышения удовлетворенности клиентов.

А теперь давайте пошагово разберем каждый этот подход.

(или Lean manufacturing, методология бережливого производства, lean-методологией, lean production) - концепция управления проектами в компании, которая устраняет все помехи бизнесу или производству. Дефекты и несоответствия признаются одним из основных источников потерь в компании.

Главная цель концепции - уменьшение потерь и непроизводственных затрат.

2.1. Принципы. Названий концепции много, но суть одна – вот основные принципы концепции:

2.2. Как внедрить? Все, что влияет и портит конечный результат (например, траты времени и ресурсов) должно быть исправлено и оптимизировано и, если процесс можно сделать быстрее, качественнее и дешевле то это и делается.

Пересмотр алгоритмов работы происходит в несколько этапов:

1. Собрать всю информацию о будущей задаче и разбить ее на подзадачи.

2. Провести бенчмаркетинг (анализ опыта конкурентов по сравнению с Вашим) и исходя из него рассчитать все сроки и бюджет

2.3. Инструменты. Вот что поможет внедрить бережливое производство – основные инструменты:

2.3.1. Стандартизированные работы. Являются четким и максимально визуализированным алгоритмом выполнения каких-либо конкретных работ.

Читайте также: