Композиция речи в риторике кратко

Обновлено: 02.07.2024

Успешное публичное выступление – это грамотно спланированное выступление. Для того чтобы речь произвела на аудиторию нужное впечатление и достигла поставленных целей, недостаточно просто познакомить слушателей с набором убедительных фактов, подкрепив их примерами. Зачастую гораздо большее значение имеет хорошая проработка композиции выступления, благодаря которой удается заинтересовать аудиторию и удерживать ее внимание столько, сколько это необходимо.

Конкретная структура речи может разниться в зависимости от целей, стоящих перед оратором, однако в общих чертах схему выступления всегда можно разделить на три составляющие: вступление, основную часть и заключение. Каждый из основных элементов, в свою очередь, делится на подпункты. Так, вступление состоит из зачина, призванного подготовить слушателей к выступлению и завладеть их вниманием, и завязки, во время которой произносится главный тезис речи.

Основная часть включает в себя изложение, аргументацию и опровержение. В изложении более подробно, чем в завязке, рассматривается основной тезис речи, а в аргументации обосновывается точка зрения выступающего с последующим убеждением слушателей. Именно на этом этапе следует использовать примеры, наглядно разъясняющие теоретические положения. Основная часть аргументирующей речи дополнительно содержит в себе опровержение, которое также используется для убеждения аудитории.

В заключительной части выступления оратор обобщает ранее сказанное и делает вывод, вызывая у слушателей необходимую ему реакцию. Заключение также включает в себя так называемый абсолютный конец речи, который подогревает интерес к теме и используется для соблюдения этикета (прощание, ответы на вопросы слушателей).

Вне зависимости от конкретной композиции выступления, эффективная речь должна соответствовать четырем главным принципам:

Для успешного публичного выступления- недостаточно изу­чить литературу по выбранной теме, найти интересные сведе­ния, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последова­тельности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать вни­мание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Композиция речи— построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему высту­плению как единому целому.

Как видно из определения, когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносят­ся между собой части выступления, какое место занимает от­дельная часть по отношению ко всему выступлению. Если со­отношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

Конечно, не существует универсальных правил построе­ния публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед орато­ром, от состава слушателей. Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать орато­ру и учитывать в процессе создания своей речи. Назовем ос­новные из них.

Принцип последовательности— каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.

Принцип усиления— значимость, вес, убедительность ар­гументов и доказательств должны постепенно нарастать, са­мые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.

Принцип органического единства— распределение ма­териала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.

Принцип экономии— умение достигать поставленной це­ли наиболее простым, рациональным способом, с минималь­ной затратой усилий, времени, речевых средств.

Наиболее распространенной структурой устного выступле­ния считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение.

Вступление

Задача выступления — подвести слушателей к восприятию данной темы.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значе­ние ее для данной аудитории, формулируется цель выступле­ния, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — под­готовить слушателей к восприятию данной темы.

Какие же приемы можно использовать во вступительной части речи для привлечения внимания аудитории?

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с ин­тересного примера, пословицы и поговорки, крылатого вы­ражения, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глуб­же осмыслить высказанное положение. Так, один из лекто­ров, выступающий по проблемам молодежи, удачно использо­вал прием парадоксального цитирования для создания опреде­ленного эмоционального настроя слушателей, для подготовки аудитории к восприятию своих идей. Обратившись к аудито­рии, он прочитал такие цитаты:

1.Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважа­ет стариков.

2.Я утратил всякие надежды относительно будущего на­шей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возь­мет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

3.Наш мир достиг критической стадии. Дети уже больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.

4.Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколе­ние сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу куль­
туру.

Когда часть слушателей аплодисментами поддержала вы­сказанные мнения, так как они совпали с их собственными оценками современной молодежи, лектор назвал имена ав­торов цитат. Первая заимствована у Сократа (470—399 гг. до н. э.), вторая — у Гесиода (720 г. до н. э.), третье изре­чение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. at, четвертая обнаружена на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона, возраст горшка — свы­ше 3000 лет.

Пробуждает интерес к выступлению, помогает вниматель­но слушать и рассказ о каких-либо значительных событи­ях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме высту­пления.

Следует иметь в виду, что каждое выступление требует сво­его, особого, начала. При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее подготовленно­сти, и эмоциональный настрой самого оратора.

Главная часть

Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивают ус­пеха выступления. Бывает, оратор оригинально начал свое вы­ступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их вни­мание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача— не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наи­более ответственной является главная часть ораторского вы­ступления.

В главной частиизлагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их пра­вильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать матери­ал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого по­ложения, какие ораторские приемы использует с целью при­влечения внимания слушателей. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала,избранного оратором. Эти мето­ды сформировались на базе многовековой ораторской практи­ки, описаны в различных риторических пособиях, активно ис­пользуются современными ораторами. Кратко охарактеризу­ем основные их них.

Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положе­ния, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в вы­ступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии — сопоставление различных явлений, со­бытий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хоро­шо известно слушателям. Это способствует лучшему понима­нию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод — расположение материала во­круг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступаю­щий переходит от общего рассмотрения центрального вопро­са к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод — последовательное изложение од­ного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод — изложение материала в.хроноло­гической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течени­ем времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудито­рию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном на­правлении. Поэтому при работе над главной частью следует продумать систему логических и психологических доводов, ис­пользуемых для утверждения выдвинутых положений и воздей­ствия на аудиторию.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, пси­хологические — к чувствам. Они бывают сильными, против которых трудно что-либо возразить, и слабыми, легко опро­вергаемыми. Располагая доводы в своей речи определенным образом, оратор должен иметь в виду, что самые сильные до­воды, как правило, используются в конце рассуждения.

Как бы ни было интересно выступление, внимание со вре­менем притупляется, и человек перестает слушать. Поэтому выступающему важно не только знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей, но и заранее плани­ровать их при работе над структурой главной части речи, правильно определить, какой прием использовать в том или ином месте.

Каждому оратору следует иметь представление и о возмож­ных недостатках в композициипубличного выступления, что­бы избежать их при подготовке. Основная из них — наруше­ние логической последовательности в изложении материа­ла. К недостаткам композиции относится также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие до­казательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.

Оратору не следует освещать много вопросов в своем вы­ступлении. Это утомляет слушателей, лишает оратора возмож­ности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им пробле­мы. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3—4 вопросов.

Публичное выступление не должно содержать факты, при­меры и т.п., не относящиеся к обсуждаемому предмету. Необ­ходимо, чтобы речь оратора была экономной и краткой. Но краткость речи, по мнению специалистов, состоит не в кратко­сти времени, в течение которого она произносится, а в отсут­ствии в ней всего лишнего. Выступление может продолжаться часами и быть кратким, информативным, иногда же речь зву­чит всего несколько минут, а слушателям кажется длинной и утомительной.

Таковы основные требования, предъявляемые к построе­нию главной части речи. Однако ораторское искусство — де­ло творческое, поэтому универсальных правил здесь не суще­ствует. Все зависит от самого оратора.

Заключение

Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было дос­таточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели потратили время напрасно. Этого не следует делать. Плохо, если оратор закан­чивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступле­ния. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от глав­ных положений речи.

В заключенииподводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи.

Каким же должно быть заключение?

Последние слова оратора должны мобилизовать слушате­лей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Ес­ли речь заканчивается лозунгом, призывом, то она произносит­ся высоким тоном, эмоционально.

В заключение следует подчеркнуть, что всякое выступле­ние как творческий акт в деятельности оратора требует сво­его завершения, своего последнего аккорда.

Словесное оформление публичного выступления.

При подготовке публичного выступления перед оратором неизбежно возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою речь, обязательно или нет составлять ее письменный текст. Это давний спор, своими корнями уходящий в глубо­кую древность.

Многие опытные ораторы, известные политические и су­дебные деятели, теоретики красноречия последующих вре­мен, тоже считали, что речи должны быть предварительно написаны.

Однако после написания и отработки текста выступления оратор не должен тешить себя надеждой, что он уже готов к встрече со слушателями. Конечно, проще всего было бы вый­ти на трибуну и прочитать текст речи по рукописи, но такое выступление не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, так как отсутствует жи­вой контакт между оратором и аудиторией.

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст. Что это значит? Сначала необходимо хорошо осмыс­лить и освоить написанную речь. Целесообразно соответствующим образом разметить и сам текст речи, т.е. подчеркнуть ос­новные положения речи, пронумеровать освещаемые вопро­сы, выделить фамилии, названия, статистические данные, нача­ло и конец цитат, обозначить иллюстративные примеры и т.п.

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями.

1.Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами).

2.Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными. Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т.п.

3.План с цитатами и т.п.

4.Речь без опоры на текст.

Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть воз­можность для предварительной подготовки выступления. Ино­гда на заседаниях, совещаниях, собраниях, различного рода встречах приходится выступать экспромтом, т.е. создавать речь в момент ее произнесения. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизированные вы­ступления, как правило, хорошо воспринимаются аудиторией. Устанавливается живой, непосредственный контакт со слуша­телями.

Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда мо­жет уложиться в отведенное время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными. Неизбеж­ны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, порой неточными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен.

Импровизация возможна только на базе больших предва­рительно полученных знаний. Экспромт бывает хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может ро­диться только у человека, который имеет большой запас зна­ний и владеет необходимыми риторическими навыками и уме­ниями. Удачный экспромт — это результат постоянной рабо­ты оратора над собой, итог долгих размышлений, награда за большой многолетний труд.

Композиция является неотъемлемой частью речи, так как позволяет повысить эффективность воздействия на аудиторию, помогая оратору правильно определить способ обоснования тезиса, расположить порядок следования содержательных компонентов речи.

Части композиции:

1. Вступление – первая часть композиции речи, как и заключение, является функционально значимым в смысловом отношении, так как, согласно закону края, лучшего всего запоминается информация, представленная в начале и конце речи. Цель вступления – установить контакт с аудиторией и сообщить о чем, пойдет речь.

1. Оратор должен вызвать доверие аудитории, расположить ее к себе – установить контакт, заинтересовать аудиторию, создать в ее глазах впечатление убежденного человека. Поэтому во вступлении должно быть решительное начало - первая фраза, которая является домашней заготовкой, должна быть произнесена уверенно. Во вступлении важны этикетные формулы, приветствие, которые относятся к одной из частей вступления - зачину;

2. Оратор должен сформулировать тезис, задачи речи и те вопросы, которые будут обсуждаться, подчеркнуть актуальность темы.

Приемы организации вступления :

2. Искусственное начало реализуется в критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда аудитория невнимательна. Поэтому выделяются следующие разновидности искусственного начала, помогающие расположить к себе аудиторию и сконцентрировать ее внимание: афоризм, аналогия (чаще фигуральная), ироническое замечание или шутка, притча или легенда, вопросы философского или оценочного характера, общественная или моральная оценка обсуждаемого события, оценка аудитории.

3. Внезапное начало, когда оратор начинает речь неожиданно, раскрывая перед аудиторией свое эмоциональное состояние. Нужно помнить, что внезапное начало – это не импровизация, оно готовится заранее, но должно выглядеть как непосредственная реакция на событие. К такому типу начало следует прибегать только опытным ораторам.

2. Основная часть. Работа над ней посвящена построению логико-речевого доказательства. В основной части мы раскрываем, доказываем тезис посредством аргументации согласно намеченному плану-конспекту речи, т.е. формулируем основную мысль, приводим аргументы.

Аргументы или микротемы могут располагаться по нескольким видам аргументации:

1. Восходящая аргументация: сила воздействия к концу речи возрастает. Здесь часто используется градация;

2. Нисходящая аргументация: сила воздействия к концу речи убывает;




3. Дедуктивная аргументация: это выведение обосновываемого положения из иных, ранее принятых утверждений, т.е. от общей посылки к аргументам.

4. Индуктивная аргументация: от аргументов к выводу.

Методы изложения материала[38]:

1. Исторический метод экспликации информации, т. е. изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли с течением времени. Часто этот метод называют хронологическим;

2. Дедуктивный метод - изложение материала в структуре речевого произведения от общего к частному, от тезиса к аргументам;

3. Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему; от аргументов к выводу;

4. Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов в целях перенесения закономерностей, выявленных при анализе хорошо изученного объекта на объект менее изученный;

6. Ступенчатый, или стадиальный, метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Этот метод напоминает хронологический метод линейностью представления событий. Однако если хронологический отражает логику событий, то ступенчатый - логику движения мысли оратора.

3. Заключение. В этой части композиции следует подвести итог выступлению, а именно: вы должны возвратиться к началу речи, к тезису, напомнить о чем говорили и к каким обобщающим выводам пришли. При этом, как считает Н.Н. Кохтев, заключение, как и вступление, может содержать этикетные формулы (поблагодарить аудиторию за внимание).

Речевые формы заключения:

- подвести итог сказанному

- заострить проблему, усилить впечатление от речи

- повторить основные этапы развития темы

- показать пути выхода из проблемы, наметить ее возможное развитие

- выдвинуть конкретное предложение

- высказать пожелание аудитории.

Общие принципы построения выступления [39]:

1. Принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима;

2. Пинцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения;

3. Принцип органического единства — распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора;

4. Принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств;

5. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, то есть непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла;

6. Закон края (см. выше).

Необходимо помнить, что содержательно и структурно композиция зависит от жанра речи.

Композиция является неотъемлемой частью речи, так как позволяет повысить эффективность воздействия на аудиторию, помогая оратору правильно определить способ обоснования тезиса, расположить порядок следования содержательных компонентов речи.

Части композиции:

1. Вступление – первая часть композиции речи, как и заключение, является функционально значимым в смысловом отношении, так как, согласно закону края, лучшего всего запоминается информация, представленная в начале и конце речи. Цель вступления – установить контакт с аудиторией и сообщить о чем, пойдет речь.

1. Оратор должен вызвать доверие аудитории, расположить ее к себе – установить контакт, заинтересовать аудиторию, создать в ее глазах впечатление убежденного человека. Поэтому во вступлении должно быть решительное начало - первая фраза, которая является домашней заготовкой, должна быть произнесена уверенно. Во вступлении важны этикетные формулы, приветствие, которые относятся к одной из частей вступления - зачину;

2. Оратор должен сформулировать тезис, задачи речи и те вопросы, которые будут обсуждаться, подчеркнуть актуальность темы.

Приемы организации вступления :

2. Искусственное начало реализуется в критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда аудитория невнимательна. Поэтому выделяются следующие разновидности искусственного начала, помогающие расположить к себе аудиторию и сконцентрировать ее внимание: афоризм, аналогия (чаще фигуральная), ироническое замечание или шутка, притча или легенда, вопросы философского или оценочного характера, общественная или моральная оценка обсуждаемого события, оценка аудитории.

3. Внезапное начало, когда оратор начинает речь неожиданно, раскрывая перед аудиторией свое эмоциональное состояние. Нужно помнить, что внезапное начало – это не импровизация, оно готовится заранее, но должно выглядеть как непосредственная реакция на событие. К такому типу начало следует прибегать только опытным ораторам.

2. Основная часть. Работа над ней посвящена построению логико-речевого доказательства. В основной части мы раскрываем, доказываем тезис посредством аргументации согласно намеченному плану-конспекту речи, т.е. формулируем основную мысль, приводим аргументы.

Аргументы или микротемы могут располагаться по нескольким видам аргументации:

1. Восходящая аргументация: сила воздействия к концу речи возрастает. Здесь часто используется градация;

2. Нисходящая аргументация: сила воздействия к концу речи убывает;

3. Дедуктивная аргументация: это выведение обосновываемого положения из иных, ранее принятых утверждений, т.е. от общей посылки к аргументам.

4. Индуктивная аргументация: от аргументов к выводу.

Методы изложения материала[38]:

1. Исторический метод экспликации информации, т. е. изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли с течением времени. Часто этот метод называют хронологическим;

2. Дедуктивный метод - изложение материала в структуре речевого произведения от общего к частному, от тезиса к аргументам;

3. Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему; от аргументов к выводу;

4. Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов в целях перенесения закономерностей, выявленных при анализе хорошо изученного объекта на объект менее изученный;

6. Ступенчатый, или стадиальный, метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Этот метод напоминает хронологический метод линейностью представления событий. Однако если хронологический отражает логику событий, то ступенчатый - логику движения мысли оратора.

3. Заключение. В этой части композиции следует подвести итог выступлению, а именно: вы должны возвратиться к началу речи, к тезису, напомнить о чем говорили и к каким обобщающим выводам пришли. При этом, как считает Н.Н. Кохтев, заключение, как и вступление, может содержать этикетные формулы (поблагодарить аудиторию за внимание).

Речевые формы заключения:

- подвести итог сказанному

- заострить проблему, усилить впечатление от речи

- повторить основные этапы развития темы

- показать пути выхода из проблемы, наметить ее возможное развитие

- выдвинуть конкретное предложение

- высказать пожелание аудитории.

Общие принципы построения выступления [39]:

1. Принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима;

2. Пинцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения;

3. Принцип органического единства — распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора;

4. Принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств;

5. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, то есть непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла;

6. Закон края (см. выше).

Необходимо помнить, что содержательно и структурно композиция зависит от жанра речи.

Составляющие композиции публичного выступления

В последнее время многие люди сталкиваются с необходимостью публичных выступлений. Это участие в тренингах, семинарах, различного рода конференциях, публичные обучения. В таком случае обязательно потребуется композиция устного публичного выступления. Данное понятие тесно связано со структурой, планом, взаимосвязью пунктов речи между собой. О том, как правильно подготовиться к публичному выступлению, общению с большим количеством людей и что для этого потребуется, пойдет речь ниже.

Ораторское искусство – одно из самых сложных. Именно поэтому речь одного выступающего слушать приятно, а от другого неудержимо клонит в сон. Очень важно соблюдать размеры частей в докладе, их определенное соотношение. На этот параметр накладывается идея автора и тема, а все вместе образует композицию публичного выступления. Как свидетельствует печальный опыт начинающих авторов, речь, не имеющая под собой четкой основы, обладает рядом существенных недостатков:

  • не выдерживается темп – докладчику тяжело уложиться в регламент;
  • отсутствует четко продуманная последовательность, слитность.

В результате вышесказанного оратор легко может быть сбит с толку, теряет нить своего повествования и проваливает его.

Важно. Допустимо обойтись без планирования, но для этого, во-первых, необходим солидный опыт, а во-вторых, такая практика больше подходит для кратких, лаконичных речей.

Композиция публичного выступления

Как правильно составить композицию

Прежде всего, нужно начать с того, о чем будет говориться в докладе. Это и ляжет в основу выступления. Потом можно начать подбирать литературу или разыскивать материал в интернете, попутно набрасывая основные тезисы. Не беда, если в процессе сбора информации план будет серьезно изменен: от этого он станет только лучше.

Более того, углубленная проработка тезисов, вычитка и исправление помогут серьезным образом усовершенствовать речь, сделать ее понятнее и лаконичнее. Обязательно нужно акцентировать внимание на ключевых моментах: цифрах, важных фактах, выводах. Текст должен иметь четко выраженный причинно-следственный характер, а не выглядеть, как изложение школьника на тему проведенного лета.

Следует избегать излишне патетических и напыщенных выражений, концентрируясь на сути вопроса. Четкое, грамотное изложение, подкрепленное логичными выводами, вызовет больше поддержки и понимания, чем переполненный эмоциями монолог о проблемах менеджмента или развитии малого бизнеса.

Неплохо бы подготовить для слушателей краткое изложение статьи с основными разделами: так им будет легче следить за докладом, комментировать или задавать вопросы.

Внимание. Последние 2 момента важны, если это открытое обсуждение, речь на научном совете или семинар – на подобных мероприятиях последующая краткая полемика с автором не менее ценна, чем само его выступление.

Планирование выступления

В композицию публичного выступления и определение основных принципов входят планы – простые и сложные. Первый обычно включает основные позиции, связанные с тематикой доклада. Трансформировать его во второй вид достаточно легко: нужно расширить изложение, добавив подпункты. Сложный план обязательно содержит 3 раздела:

  • вступление;
  • основной;
  • заключение.

Это основные требования, но они не исключают импровизацию. Не существует 2 одинаковых, схожих до мелочей докладов, даже на одинаковую тематику. Плавные переходы от одного раздела к другому, логика – приветствуются. Более того, без них невозможен сам процесс доклада: слушатели не смогут уловить идею, которую пытался им донести автор.

Когда работа над планом завершена, пора переходить к стилистике. Классическая схема разбиения доклада на 3 логические раздела восходит еще к античным временам, когда философы и ораторы завоевывали свою популярность исключительно за счет собственной одаренности и мастерства.

Существование каждой части оправдано: во вступительном слове автор должен установить контакт с аудиторией, заинтриговать слушателей. В основном разделе развивается тема, излагаются главные вопросы, приводятся факты. И в заключении докладчик мягко подводит слушателей к выводам, что, собственно, он хотел донести до публики своим выступлением.

Основы планирования

Правила составления композиции

Начинающим ораторам помогут несколько отработанных упражнений, призванных повысить восприятие материала слушателями.

  1. Индуктивное повествование. Автор последовательно излагает материал, построив свой доклад на отдельно взятом частном случае, а потом последовательно переходит к общему. Например: ситуация с уровнем заработной платы и рынком рабочих мест в отдельном регионе и на ее основе – обзор обстановки по всей стране.
  2. Дедукция. Обратна первому способу, логика строится на переходе от обобщений к частным ситуациям. То есть начать можно с основных и глобальных вещей, постепенно переходя к какому-то конкретному моменту.
  3. Аналогия. Другими словами – сопоставление, сравнение подобных случаев, фактов. Необходимо быть уверенным, что аудитория знакома с темой доклада, иначе многие моменты, на которые автор делал ставку в своем выступлении, окажутся упущенными.
  4. Концентрация. В центре излагаемой речи находится цель доклада. Докладчик последовательно преподносит материал, сосредотачиваясь на корне проблемы.
  5. Ступенчатое изложение. Вся речь пронизана четкой причинно-следственной связью: пункты следуют один за другим, не повторяясь.
  6. Хронологический (исторический) метод. Основан на строгом датировании событий и явлений.

Почему важно соблюдать композицию выступления

Слитное, логичное изложение материала в соответствии с составленным планом – практически залог успеха. В качестве памятки композиции публичного выступления можно использовать краткие заметки или тезисы. В самом тексте уместны тонкие, легкие шутки, не отвлекающие внимания от самой тематики и использование цитат (выдержек из известных книг). Они помогают установить устойчивую связь между докладчиком и аудиторией.

Внимание. Немаловажно то, как докладчик говорит. Вялая, косноязычная, заторможенная речь к успеху не приведет.

Точно так же, как и излишне яркая, вычурная, пересыпаемая остротами: ничто не должно отвлекать слушателей от тематики доклада. Каждая шутка, любой экспромт должны быть уместны и вписаны в канву выступления. Чтение по напечатанному тексту – категорически недопустимо, периодически сверяться со своими заметками, не выделяя этого голосом – совсем другое дело.

В заключение

Читайте также: