Компоненты родительской компетентности не менее 3 х кратко их описать

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Исследование родительской компетентности.docx

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куокуйская средняя общеобразовательная школа

Исследование родительской компетентности как основа

фактора эффективности взаимодействия школы и семьи

(на примере Куокуйской СОШ Кобяйского улуса)

Алексеева Александра Васильевна

Павлова Галина Павловна

заместитель по учебно-методической работе

Раздел 1. Теоретико-правовые основы родительской компетентности . . . 4

Раздел 2. Анализ сформированности родительской компетентности. . . . . 5

Раздел 3. Основные пути решения проблемы . . . . . . . . 23

В требованиях ФГОС важное место отведено сотрудничеству школы с семьей, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Также в новом стандарте отмечено, что он является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Изучая понятие родительской компетентности в разных источниках, натолкнулись на факт существования большого противоречия, как в понимании родительской компетентности, так и в путях ее формирования. Одно из самых распространенных и полных определений родительской компетентности сегодня звучит следующим образом:

Можно сделать вывод о том, что многие современные родители испытывают потребность в грамотной помощи профессионалов в вопросах гармоничного воспитания ребенка и формированию родительской компетентности должно быть уделено особое внимание психологов.

Актуальность проблемы, ее психолого-педагогическая значимость в теоретическом и практическом значении обусловили потребность в поиске новых подходов в работе с родителями.

В связи с этим, мы пришли к необходимости исследования родительской компетентности, в которой попытались сделать упор на глубокий всесторонний анализ тех основных, ключевых аспектов, которые послужат основой эффективного взаимодействия школы и семьи. В основу исследования была положена активная работа с родителями – главными участниками первичной социализации.

Цель: выявить наличие и уровень родительской компетенции родителей учащихся школы.

1. Изучить основные теоретические подходы.

2. Определить содержание, структурные компоненты и критерии родительской компетентности.

3. В ыявить взаимосвязь между уровнем родительской компетенции и перфекционистскими установками у родителей и детей.

4. Научить классных руководителей методам исследования родительской компетентности для моделирования эффективного взаимодействия с семьей.

Гипотеза: если ввести в работу с родителями психолого-педагогическое сопровождение, в котором создаются условия для самопознания, самообучения, саморазвития родителей, то у них с большей вероятностью будет развиваться родительская компетентность.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов: М.О. Ермихиной, Т.М. Мишиной, В.М. Воловика, А.М. Захарова, А.С. Спиваковской, И.М. Марковской, и др., и зарубежных исследователей: А.Адлера, К. Роджерса, В. Сатир, Ф. Райса, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юцтискиса, и др. Они отмечают, что именно высокий уровень компетентности родителей поможет им избежать ошибок в воспитании детей.

Анализ научных исследований (Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, В.П. Дуброва, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, В.К. Котырло, Т.А. Куликова, С.Л. Ладывир, Т.А. Маркова, Н.М. Метенова, Л.Ф. Островская, А.А. Петрикевич, Л.Г. Петряевская и др.) показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей (физического и психического). Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требуют совершенствования содержания, форм и методов психолого-педагогического сопровождения семьи, которые могли бы удовлетворить запросы родителей, как в информационном, так и в организационном плане, а также могли бы способствовать становлению родительской компетентности.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В школе проведено исследование, в котором приняли участие 53 родителя. Следует отметить, что 21 родитель имеют детей, которые обучаются в разных классах.

Исследование родительской компетентности провели по шести компетентностям: информационная, коммуникативная, воспитательная (проблемная), ценностно-смысловая, правовая и личного самосовершенствования. Как отмечают ученые, ключевыми компетентностями являются: информационная, коммуникативная, кооперативная и проблемная. Коммуникативная компетентность слагается из информационной. Кооперативная формируется на основе двух предыдущих. Проблемная компетентность слагается из трёх предыдущих. Таким образом, информационная компетентность является основой ключевых компетентностей.

Для выявления динамики сформированности родительской компетентности провели анкетирование. Результаты всех анкет обработали.

№ 1 ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – это основополагающая компетентность, из которой слагается коммуникативная компетентность.

Слагающие аспекты информационной компетентности следующие:

Владение знаниями педагогики и психологии.

Знание и применение знаний о возрастных особенностях.

Умение анализировать информацию и довести до ребенка.

Знание проблем молодежи.

Самый наибольший результат по умению сформированности информационной компетентности родителей наблюдаются среди родителей 6 и 9 классов – 71и 72% соответственно.

Вторым наилучшим результатом среди родителей учащихся 7 и 11 классов – 63 и 64% соответственно.

Наименьшие результаты у родителей учащихся 3 и 10 классов – по 40% умения.

Больше затруднения испытывают родители учащихся начальных классов – 53%.

Второй наименьший результат среди родителей учащихся старшей ступени – это 46%.

Родители учащихся основной ступени показали, что 37% испытывают затруднения.

Из данных гистограмм видно, что все родители испытывают затруднения по формированию информационной компетентности. Если анализировать ответы родителей по слагающим аспектам, получается:

4. 69% родителей умеют анализировать информацию и довести эту информацию до детей.

№ 2 Подведем итоги КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ среди родителей.

Перечень вопросов , которые определяют сформированность коммуникативной компетентности. Это умение:

чувствовать настроение ребёнка.

общаться с друзьями ребенка.

общаться с учителями ребёнка.

По итогам проведенных исследований среди родителей по выявлению динамики сформированности коммуникативной компетентности со своими детьми среди начальных классов получается, что:

Чувствовать настроение ребёнка – по данному вопросу затрудняются родители 2 класса.

Слушать ребёнка – затрудняются родители 3 и 4 классов.

Давать советы – чем старше становится ребёнок, тем больше испытывают родители затруднения.

Отказывать ребёнку – из всех категорий, входящих в группу вопросов по выявлению коммуникативной компетентности, данная категория получила самый большой процент затруднения среди родителей. Кроме того, есть родители среди 2, 3 и 4 классов, которые не умет отказывать ребёнку (особенно родители 4 класса).

Делать замечание ребенку – в этом вопросе затрудняются особо родители 3 класса. Также в 3 классе есть родители, которые не умеют делать замечание ребенку.

Общаться с друзьями ребенка – затрудняются родители всех начальных классов.

Общаться с учителями ребенка – затрудняются все родители начальных классов.

Анализ динамики сформированности коммуникативной компетентности среди родителей учащихся по классам:

Самая высокая коммуникативная компетентность среди родителей с детьми в 8 классе (94%), в 1 классе – 87,5%, в 4 и 10 классах – 85% и во 2 классе – 84%.

Анализ динамики сформированности коммуникативной компетентности среди родителей учащихся по ступеням обучения показал, что чем старше ребенок, тем трудно родителям поощрять ребенка, отказывать ребенку, общаться с друзьями ребенка.

Анализ динамики сформированности коммуникативной компетентности среди 53 родителей учащихся школы показал, что родители:

№ 3 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ . Данная компетентность слагается из кооперативной компетентности (это готовность к общению с другими людьми), которая в свою очередь формируется из коммуникативной и информационной компетентностей.

Для определения динамики родителей по воспитательной компетентности были заданы следующие вопросы, содержащие умения:

увлечь любимым делом.

замечать достоинства ребенка.

закрепить достижения ребенка.

воспитать ребенка примером.

организовать совместные дела.

чувствовать проблемы ребенка.

критически оценивать поведение ребенка.

развивать проблемную компетенцию у ребенка.

Из заданных 9 вопросов, из которых слагается воспитательная компетентность родители:

замечать достоинства своего ребенка – 86%.

организовать совместные дела - 82%.

увлечь любимым делом – 80%.

1.развивать проблемную компетенцию у ребёнка – 53% .

2. наполнять досуг – 40%.

2.критически оценивать поведение ребёнка – 33%.

3. закрепить достижения ребенка – 30%.

Итоги показателей воспитательной компетентности родителей учащихся по всем классам показал, что:

Наиболее высокие показатели у родителей учащихся 10 класса – 87%. Также высокие показатели у родителей учащихся 6, 8 и 11 классов – 79 и 78%.

Затрудняютс я родители учащихся 2,3,9 и 7 классов- 39; 38,5; 33 и 31 % соответственно.

Приведем пример показателей родителей учащихся тех классов, которые по наблюдениям работников школы, имеют низкие уровни воспитанности. Это учащиеся 7 и 10 классов. Но, показатели родителей учащихся 10 класса показывают наиболее высокие показатели по школе. У родителей учащихся 7 класса показатели сформированности воспитательной компетентности средние – 69% родителей умеют хорошие показатели.

Если рассмотреть показателей по ступеням обучения , то наиболее затрудняются родители учащихся начальных классов – 33%, затем родители учащихся основной ступени – 29% и родители старшей ступени обучения- 19%.

По школе показания следующие:

хорошая сформированность воспитательной компетентности у родителей – 71%.

затрудняются 30% родителей.

№ 4.Формирование ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.

Аспекты ценностно-смысловой компетентности:

Умение создать семейные традиции.

Умение поддержать доброжелательную обстановку в семье.

Умение передать семейные ценности.

Знание принципов семейного воспитания.

Анализ анкетирования родителей учащихся по всем классам выявил следующее:

Родители хорошо умеют:

1.поддержать доброжелательную обстановку в семье и создать семейные традиции – 93%.

2. передать семейные традиции – 85% и знают принципов семейного воспитания – 83%.

Весомых затруднений не испытывают.

Наивысшие показатели по данной компетентности у родителей 7,8 и 11 классов -100% умения.

Высокие показатели у родителей 2, 6, 4 и 10 классов – 96, 93,92, 90 % соответственно.

Затрудняются родители 1, 3 классов – по 25% от количества родителей данных классов.

Если анализировать показатели родителей учащихся по ступеням , то:

1.Наибольшие показатели у родителей учащихся старшей ступени – 96%.

2. На втором месте у родителей учащихся основной ступени – 90%.

3. Затем следуют родители учащихся начальных классов – 85%.

Анализ показателей родителей по школе :

89% имеют высокую сформированность ценностно-смысловой компетентности.

11% родителей затрудняются.

№ 5 ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ.

Аспекты, отражающие правовую компетентность. Это умение родителей:

Прививать нормы поведения.

Анализировать мотивы правонарушения.

Критически оценивать информацию криминального содержания.

Развивать способность противостоять негативу.

Хорошо умеют прививать нормы поведения- это 84% от общего числа родителей. В этом вопросе особо затрудняются родители 3, 1, 5 и 10 классов – 38, 33 и по 20% соответственно.

Средние показатели умения анализировать мотивы правонарушения – это 74%. Большие затруднения испытывают родители учащихся 3,1,5 и 11 классов, что составляет 54,50, 40 и 29% соответственно.

Затрудняются развивать способность противостоять негативу – 37%. Большие затруднения в этом вопросе испытывают родители 3,1,5,6 и 11 классов. Это 77, 50,50, 43 и 29 % соответственно.

Также испытывают затруднения критически оценивать информацию криминального содержания- 31% и не умеют – 2% родителей. Здесь испытывают затруднения родители учащихся 3,8,4 и 6 классов – 62, 50, 44 и 39% соответственно.

По отдельным классам:

Самые высокие показатели сформированности правовой компетентности у родителей учащихся 9 класса – 90%.

Высокие показатели у родителей учащихся 2,11 и 10 классов – 83,82 и 80% соответственно.

Особо затрудняются по формированию правовой компетентности родители учащихся 3,1 и 5 классов- 58,37 и 35% соответственно.

Далее приведем пример показателей родителей учащихся 7 и 10 классов. Учащиеся данных классов имеют взыскания по соблюдению норм поведения.

10 класс. По всем четырем аспектам из 4 родителей только один родитель испытывает затруднение. Остальные родители считают себя как родителя, умеющего хорошо сформировать правовую компетентность в своем ребенке.

1.Наиболее высокие показатели у родителей учащихся старшей ступени-81%.

2. Вторым следует показатели родителей основной ступени – 77%.

3. У родителей учащихся начальных классов – 64%.

По школе 72% родителей умеют хорошо сформировать правовую компетентность в своем ребенке.

№ 6 КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

Слагающими компетентность личного самосовершенствования являются умения:

Заботиться о здоровье и прививать ребенку.

Анализировать информацию по ведению ЗОЖ.

Соблюдать правил ОБЖ.

Привить личностное самовоспитание в ребенке

1.Умение заботиться о здоровье и прививать ребенку – данный критерий получил самый высокий процент-95%.

2.Соблюдать правила ОБЖ – 92%.

3. Умение вести ЗОЖ – 84%

4. Умение анализировать информацию по ведению ЗОЖ – 83%.

5. Умение привить личностное самовоспитание в ребенке – 82%.

Если сравнить по отдельным классам, то:

1.Родители учащихся 8 и 9 классов – по всем пяти критериям получили 100%.

2. Родители учащихся 11 класса получили 97,2%, 10 класса – 96%, 2 класса-93,4%, 6 класса – 91,6%.

3. В пределах 80-85% получили родители учащихся 4,5 и 7 классов.

4. Родители учащихся 1 класса – 73,4% и самый низкий показатель дали родители учащихся 3 класса – 72,4%.

Общий итог показателей сформированности родительской компетентности по всем шести компетентностям (информационной, коммуникативной, воспитательной, ценностно-смысловой, правовой и личностного самосовершенствования) показал, что:

Самый высокий процент умения занимает ценностно-смысловая компетентность – 89%. Затрудняющих в этом вопросе – 11% родителей.

Компетентность личностного самосовершенствования заняла второй наилучший показатель – 87% умения родителей. Затрудняющих – 12,8% и не умеющих -0,2%.

К сожалению, информационная компетентность, одна из самых ключевых компетентностей их которых слагается коммуникативная, воспитательная компетентность, находится на самом последнем месте – владеющих хорошо всего 54% родителей. Затрудняющих 39% и не умеющих 7%.

Теперь подведём итог родительской компетентности по классам. Ранжирование по занимаемым местам выглядит таким образом: (данные в %)

Из гистограммы видно, что наиболее высокая родительская компетентность у родителей учащихся 11,9 и 8 классов. Следует отметить, что чем младше класс, тем низкая родительская компетентность.

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

На основе данных исследования провести дальнейший мониторинг сфрмированности родительской компетентности один раз в учебный год родителей учащихся (отв.классные руководители).

3. На основе данных исследования провести психолого-педагогическое сопровождение семьи – это создание условий педагогом и классными руководителями, направленных на оказание превентивной и оперативной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем, на развитие родительской компетентности (отв.классные руководители).

4. Следует разработать конкретные(ую) программ(у) работы с родителями и педагогическим коллективом (отв. зам. директора по ВР).

Практическое значение видим в том, что определены содержание и структурные компоненты и критерии родительской компетентности, по которым можно провести исследования в любых образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных образовательных учреждениях. Доказана эффективность использования результатов исследования по работе с родителями, так в ыявлена взаимосвязь между уровнем родительской компетенции и перфекционистскими установками у родителей и детей (например в 11 и 9 классах). Должны стремиться к усилению социально-позитивного отношения педагогов к взаимодействию с детьми, коллегами, родителями и возрастанию творческой активности родителей в применении полученного опыта и знаний.

При проведении практического семинара для учителей школы особое внимание уделили на разработку и апробацию Единой программы по работе с родителями по повышению родительской компетентности по ключевым компетентностям. Здесь особое внимание следует учитывать на то, чтобы научить родителя видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону на основе знаний возрастных особенностей ребенка, эффективных методов взаимодействия с ним, на основе самопознания и самоизменения самого родителя. Ведь, осознание и принятие родителями ценности своего опыта, необходимости саморазвития – это и есть достижение большой эффективности в воспитательной деятельности любой школы.

В дальнейшем планируется апробация коучинга детско-родительских отношений как метода психолого-педагогического сопровождения и тренировки эффективных моделей родительского поведения.


Каждый человек появляется и растет в семье. Именно семья играет немаловажную роль, она является важнейшим общественным институтом, который влияет на экономическое, социальное и культурное развития всего общества, но также, необходимо понимать, что особое влияние она оказывает на развитие и формирование личности как детей, так и каждого отдельного члена семьи. Являясь значимым институтом, семья выполнят ряд функции такие как: репродуктивная, экономическая, регулятивная, коммуникативная, воспитательная и другие. Особое значение для данной работы имеет именно воспитательная функция. Почти каждый человек когда-то становится родителем. От того как человек будет исполнять родительскую роль, на сколько качественно и осознанно, будет зависеть состояние общества в целом, самого института семьи и психологического здоровья будущего поколения. Именно семья оказывает высокое влияние на личность ребенка и формирует основу для его дальнейшего благополучия.

Из этого следует, что любая компетенция имеет две составляющих. Это способность, которая отражает когнитивно-функциональный аспект, и готовность, которая отражает мотивационно-личностный аспект.

− компетенция в области права — предполагает, что каждый родитель обладает определенные знаниями в области права, умеет ориентироваться в нормативно-правовых документах и законах РФ по вопросам семьи, а также, может применить их на практике.

− компетенция в области здоровья — представляет собой определенны знания и умения в области здоровья ребенка, и готовность родителя применить их на практике.

− психолого-педагогические компетенции — это социально-педагогический феномен, обусловливающий совокупность интегративных качеств личности родителя, включающих когнитивный, функциональный, мотивационный и личностный компоненты, задаваемых по отношению к своему ребенку, и необходимых для качественной реализации воспитательной функции семьи.


Рис. 1. Компонентная структура психолого-педагогической компетенции

Предложенный вариант состоит из четырех компонентов, таких как когнитивный, функциональный, мотивационный и личностный. Рассмотрим более подробнее каждый из этих компонентов.

Для диагностики уровней сформированности психолого-педагогических компетенций необходима специальная методика, но в современной психолого-педагогической литературе нами не было выявлено единой методики определения уровня сформированности психолого-педагогической компетенции родителей, однако, попытки составить критериально-уровневую модель ее оценки предприняли в своих научных трудах Мимикина, А. А Селина В.В [5,6].

Для диагностики уровня сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей воспитывающих детей дошкольного возраста мы взяли две критериально-уровеневые моделей, путем анализа и обобщения данных, опираясь, в свою очередь, на компонентную структуру психолого-педагогических компетенций (Рис. 1), нами была составлена модифицированная модель критериальных характеристик уровней психолого-педагогических компетенций родителей детей дошкольного возраста, которая приведена в таблице 1. Где, когнитивному компоненту относится информационная компетенция, функциональному — коммуникативно-деятельностная или технологическая компетенция, мотивационному — ценностно-мотивационная, и на конец, личностный компонент — аналитическая или рефлексивная компетенция.

Критериальные характеристики уровней психолого-педагогических компетенций родителей детей дошкольного возраста

Уровень /Компонент

Когнитивный

- знает возрастные особенности детей дошкольного возраста

— знает многие методы и средства воспитания

— знает все стили воспитания

— знает все задачи воспитания детей дошкольного возраста

— владеет разными источниками психолого-педагогической информации

— знает все кризисные периоды возрастного развития дошкольников

- знает большую часть возрастных особенностей детей дошкольного возраста

— знает некоторые методы и средства воспитания

— знает большую часть стилей воспитания

— владеет некоторыми источниками психолого-педагогической информации

— знает один кризисный период возрастного развития

- имеет частичное представление о возрастных особенностях детей дошкольного возраста

— не знает ни одного метода и средства воспитания

— знает один-два стиль воспитания или не знает ни одного

— в вопросах воспитания опирается только на свой жизненный опыт или обращается за советом к родственникам, друзьям, знакомым.

— не знает ни одного кризисного периода возрастного развития дошкольника

Уровень /Компонент

Функциональный

- имеет высокий уровень коммуникации с ребенком;

— способен оказывать ребенку помощь и поддержку в трудных ситуациях;

— применяет положительные методы в конфликтных ситуациях

— применяет различные методы и приемы (в основном положительные) в воспитании;

— владеет методами бесконфликтного общения с ребенком

— всегда замечает достижения своего ребенка

- имеет средний уровень коммуникации с ребенком

— не всегда оказать ребенку помощь в трудных ситуациях

— применяет как положительные, так и отрицательные методы в решении конфликтных ситуаций

— применяет как положительные, так и отрицательные методы, и приемы в воспитании

— частично владеет методами бесконфликтного общения с ребенком (применяет как положительные, так и отрицательные методы)

— не всегда замечает достижения своего ребёнка;

- имеет низкий уровень коммуникации с ребенком

— не оказывает помощь ребенку в трудных ситуациях

— применяет отрицательные методы в решении конфликтных ситуаций

— в основном применяет отрицательные методы и приемы в воспитании

— не владеет методами бесконфликтного общения

— не замечает достижения ребенка

Уровень /Компонент

Мотивационный

- понимает необходимость в получении дополнительной информации о возрастных особенностях, методах и способах воспитания и развития ребенка в период дошкольного детства

— готов ставить перед собой все воспитательные задачи, необходимые ребенку дошкольного возраста

— хочет развить в ребенке лучшие качества (указал три или более качества)

— имеет представление о том, к чему стремиться в идеале (идеальный ребенок)

— готов проходить дополнительные программы для повышения психолого-педагогических компетенций

— понимает необходимость в получении дополнительной информации о возрастных особенностях, методах и способах воспитания и развития ребенка в период дошкольного детства, но не может выделить на это время

— ставит перед собой большую часть воспитательных задач

— хочет развить в ребенке лучшие качества (указал два-три качества)

— имеет представление о том, к чему стремиться в идеале (идеальный ребенок)

— готов проходить дополнительные программы для повышения психолого-педагогических компетенций, но не готов сейчас уделять этому время или готов самосовершенствоваться в данном вопросе.

- не считает необходимым получения дополнительной информации о возрастных особенностях, методах и способах воспитания и развития ребенка в период дошкольного детства

— ставит перед собой одну-две воспитательных задач

— хочет развить в ребенке лучшие качества (указал одно качество)

— не имеет представления к чему стремиться в идеале (идеальный ребенок)

— не готов уделять время для прохождения программы для повышения психолого-педагогических компетенций

Уровень /Компонент

Личностный

- может анализировать собственные ошибки в вопросах воспитания

— уверен, что понимает внутренний мир ребенка

— готов самостоятельно разбираться в вопросах воспитания и обучения своего ребенка

— готов проходить дополнительные программы для повышения психолого-педагогических компетенций

— анализирует свои достижения в процессе воспитания (задачи воспитания) и считает, что достигает всех поставленных задач

- частично может анализировать собственные ошибки в вопросах воспитания, в некоторых вопросах нужна помощь специалиста

— частично понимает внутренний мир ребенка

— понимает необходимость в получении дополнительных рекомендаций от специалиста

— готов развиваться как родитель, совершенствовать свою компетентность в вопросах воспитании и развитии ребенка, но не может

— анализирует свои достижения в процессе воспитания (задачи воспитания) и считает, что достигает большую поставленных задач

- не может анализировать собственные ошибки в вопросах воспитания

— не понимает внутренний мир ребенка

— готов ставить перед собой все необходимые ребенку дошкольного возраста воспитательные задачи, но хочет уделить этому время или не готов вовсе

— не испытывает желание совершенствоваться в вопросах воспитания и развития детей.

— анализирует свои достижения в процессе воспитания (задачи воспитания) и считает, что достигает меньшую часть поставленных задач, затрудняется ответить или однозначно нет.

Для изучения уровня сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей, мы применили метод анкетирования с помощью программы Google Формы. На основе компонентной структуры психолого-педагогической компетенции у родителей (Рис.1), нами была разработана анкета, вопросы которой отражали сущность всех четырех компонентов: когнитивного, функционального, мотивационного и личностного, а также включили дополнительные вопросы. Данная анкета была загружена на онлайн платформу в двух вариантах: анкета для мам, анкета для пап.

В первичном анкетировании приняло участие 61 родителей, из них 40 матерей и 21 отцов. В таблице 2, представлены результаты диагностики, основанные на результате первичного анкетирования родителей детей дошкольного возраста. Для перевода качественных показателей в количественные, для каждого компонента был присвоен балл: высокий уровень — 2 балла, средний уровень — 1 балл, низкий уровень — 0 баллов.

Распределение родителей по уровню сформированности психолого-педагогических компетенций (первичная диагностика)


Но самое главное, это обеспечение покоя, доброжелательности, любви и теплоты внутрисемейных отношений, что будет способствовать благоприятному психическому развитию ребенка. Но, к сожалению, институт семьи еще далек от идеального. Зачастую в семье царят: ссоры, тревожность, напряженность. В такой семье ребенок растет нервным, испытывая психоэмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим.

Обосновывается актуальность проблемы повышения родительской компетентности. Представлены результаты проведенного авторами опроса родителей, на основании которых определены их потребности в повышении социальных компетенций.

Ключевые слова

Текст научной работы

В современных условиях социально-экономического и нравственного кризиса семья переживает серьезные трудности: наметилась тенденция к увеличению количества неблагополучных семей, наблюдается смещение моральных ценностей и ориентации, рост бездуховности; снижается уровень психолого-педагогической подготовки родителей к воспитанию детей в семье, ответственность за них, за их будущее. Острота ситуации определяется тем, что материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению новых проблем, касающихся семейного воспитания, нарушения детско-родительских отношений [2].

В настоящее время проблема уровня родительской компетентности как фактора психосоциального благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Вопрос семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Проблемы родительской компетентности рассматриваются педагогами, социологами, психологами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н.Авдеева, А.И. Захаров и др.). При этом затрагиваются различные сферы родительской подготовленности: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

Понятие родительская компетентность предполагает, что родитель должен обладать знаниями и навыками, необходимых для успешного воспитания детей, для определения степени обладания ими С. П. Акутина условно выделяет три уровня педагогической компетентности родителей:

  • Высокий уровень. Родители осознают главную цель – воспитание духовно-нравственной и социально-активной личности. Для ее достижения правильно выбирают и выстраивают воспитательную работу, имеют четкое представление о последствиях выбранных методов воспитания, которые должны быть разнообразны. Кроме того, родители придерживаются активной социальной позиции и помогают детям в общественной работе.
  • Средний уровень. Родители не осознают главную цель воспитания и имеют поверхностное представление о направлениях воспитательной работы. Они не всегда правильно определяют, какие методы целесообразны на данном этапе психолого-физиологического развития ребенка. В отдельных случаях может проявляться несогласованность воспитательной работы со стороны разных членов семьи, а требования носят разумный, но часто несистематический характер. В общественной жизни своего ребенка не участвуют, но с учебным заведением формальную связь поддерживают.
  • Низкий уровень. Родители не имеют четкого представления о цели воспитания, выбирают ограниченный круг воспитательных методов авторитарного характера, содержание которых ограничено хозяйственно-бытовыми вопросами. Детско-родительские отношения прохладны, отсутствуют уважение, доверие и взаимная поддержка. В общественной жизни ребенка родители участия не принимают.

В целях профилактики родительской некомпетентности, формирования родительских ценностных установок в направлении обеспечения прав и интересов ребенка, полагаем, важным организацию работы с молодежью, направленной на психологическую, нравственную подготовку [1].

В 2016 году нами проведено исследование, которое позволило выявить субъективную оценку собственной родительской компетентности и потребность в получении информации, способствующей повышению социально-педагогической грамотности родителей. Исследование проводилось в режиме онлайн-опроса. В анкетировании приняли участие 100 респондентов. В число участников опроса были включены родители, воспитывающие детей старше двух лет.

В заключение отметим, что, учитывая вышесказанное, особенно в части о социально-педагогической грамотности, считаем, что результаты данного исследования могут найти применение при планировании мероприятий в области повышения родительской компетентности.

Список литературы

Цитировать

Читайте также: