Компоненты образовательной среды кратко

Обновлено: 07.07.2024

Тема 4.1. Развивающая предметно-пространственная среда – компонент образовательной среды современной ДО

Ключевые понятия темы

Образовательная среда, структурная модель образовательной среды, критерии качества образовательной среды

Краткое содержание теоретических вопросов

На становление и развитие ребенка, формирование его личностных качеств влияет множество факторов: особенности семейного воспитания, ближайшее социальное окружение, пространственно-предметное окружение, социокультурная обстановка и т. д. Сочетание этих факторов в различных вариациях задает образовательную среду с определенными характеристиками и с различными развивающими возможностями.

Образовательную среду определяют по-разному.

Образовательная среда представляет собой совокупность специально организованных педагогических условий развития личности.

Образовательная среда – это взаимодействие различных социальных институтов в целях обеспечения полноценного достижения целей обучения, воспитания и развития ребенка.

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении. Образовательная среда составляет диалектическое единство всех пространственно-предметных и социальных компонентов, взаимообусловленных и тесно связанных между собой. Образовательная среда имеет определенную структуру.

В. А. Ясвин предлагает структурную модель образовательной среды, содержащую четыре компонента: пространственно-предметный, социальный, психодидактический и субъектов образовательного процесса.

1. Пространственно-предметный компонент – это архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки.

2. Социальный компонент – определяется присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности.

3. Психодидактический компонент – содержание образовательного процесса, осваиваемые способы деятельности, организация обучения. Внутри данного компонента даются ответы на вопросы чему и как учить.

4. Субъектов образовательного процесса. Как подчеркивает Т. Н. Щербакова, люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие, но и образовательная среда влияет на каждого субъекта образовательного процесса.

Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов и межличностных отношений субъектов.

Ю. Кулюткин и С. Тарасов выделяют следующие обобщенные компоненты образовательной среды любой образовательной организации.

  • архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.);
  • символическое пространство (различные символы – герб, гимн, традиции и др.).
  • содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.);
  • формы и методы организации образования (формы организации занятий – уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т. д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.).
  • особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т. п.);
  • коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.);
  • организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.).

Авторы предлагают основания для типологизации образовательной среды:

  • по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная – кооперативная, гуманистическая – технократическая и т. д.);
  • по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная – инновационная, национальная – универсальная и т. д.);
  • по степени творческой активности (творческая – регламентированная);
  • по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая – замкнутая).

Выделяемые авторами типы – условны. В одной образовательной организации возможно сочетание разных, даже взаимопротивоположных условий среды.

Е. В. Коротаева подчеркивала, что любой компонент среды должен быть эмоционально развивающим. Она выделила условия, которые могут обеспечить эмоционально-развивающий характер компонентов образовательной среды:

  • отношения между участниками совместной жизнедеятельности, то есть эмоционально-поддерживающий компонент среды;
  • режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в ДОУ или школе, то есть эмоционально-развивающий компонент;
  • внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и т. д.) – эмоционально-настраивающий компонент;
  • организация занятости детей – игры, учеба, сюрпризные моменты – эмоционально–активизирующий компонент;
  • включение в занятия эвристических упражнений с детьми – эмоционально-тренирующий компонент.

К образовательной среде специалисты предъявляют определенные требования:

  • обеспечение непрерывного развития ребенка;
  • целостность;
  • взаимосвязь обучения и воспитания;
  • четкость и одинаковость требований и образовательных ориентиров;
  • обеспечение положительного эмоционального фона.

По мнению Т. Н. Щербаковой, качество образовательной среды определяется качеством пространственно-предметного содержания данной среды, качеством социальных отношений в данной среде и качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды. Основным совокупным критерием качества образовательной среды выступает способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития.

Г. А. Ковалев, А. И. Савенков, Е. А. Соловьева, Ю. Г. Панюкова, В. Г. Утробина, В. А. Ясвин и другие авторы указывают на существенную роль пространственно-предметного компонента образовательной среды в организации различных аспектов образовательного процесса.

Предметно-простанственная среда выступает для ребенка источником развития. Это не просто совокупность неких предметов, а способ их функционирования в данной образовательной среде.

Г. А. Ковалев и Ю. Г. Панюкова выделяют принципы организации пространственно-предметной компоненты образовательной среды:

Развивающая предметно-пространственная среда как часть образовательной среды дошкольных образовательных учреждений имеет свою специфику. Она обусловлена рядом факторов:

  • возрастными и психофизиологическими особенностями детей;
  • характером ведущего вида деятельности и процесса обучения дошкольников;
  • типом педагогического взаимодействия;
  • подходами к осуществлению образовательного процесса в детском саду;
  • особенностями проектирования его помещений, территории.

Развивающая предметно-пространственная среда является важным компонентом образовательной среды для детей дошкольного возраста. В этот период жизни происходит освоение ребенком окружающего пространства, идентификация себя как личности, члена общества, растет потребность в получении новых впечатлений. Во многом это становится возможным благодаря наличию комплекса условий, обеспечивающих становление маленького человека.

В дошкольных образовательных учреждениях в этом ключе мы говорим о создании особой образовательной среды, которая, согласно положениям ФГОС дошкольного образования:

  • 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  • 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  • 4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • 5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
  • 6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Следует подчеркнуть, что сама по себе предметно-простанственная среда, как часть образовательной среды, неотделима от социальных отношений в ней, от взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Образовательная среда – это совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых осуществляется учебная деятельность человека, а также комплекс образовательных услуг, реально доступных членам определенной территориальной общности.

Образовательная среда создается таким образом, чтобы обеспечить условия для полноценного развития каждой личности, актуализировать ее потенциал. Для этого реализуется специальное предметно-пространственное построение среды, которое стимулирует развитие каждого ее участника.

Образовательное пространство – это совокупность объектов, тем или иным образом связанных с образованием и, обеспечивающих наполнение пространства важными и значимыми для образования качествами.

Как видно, данные понятия нельзя считать сходными, а тем более синонимичными. Они имеют качественные отличия. К ним относятся следующие аспекты:

  1. Образовательная среда выступает основой построения образовательного процесса на любом уровне и любом этапе обучения, а не является, лишь, совокупностью объектов образовательной деятельности;
  2. Образовательное пространство является только малой частью образовательной среды, ориентированной на ее продуктивное наполнение и качественную работу;
  3. Всеохватывающее воздействие образовательной среды: она формирует личности учащихся и влияет на развитие и профессиональную деятельность педагогов, которые приобретают и развивают опыт деятельности;
  4. Образовательная среда ориентирована на реализацию целей и задач образования;
  5. Разные составные компоненты образовательной среды и образовательного пространства.

При этом, следует отметить, что образовательное пространство рассматривается как одна из характеристик образовательной среды, а образовательная среда – в качестве характеристики образовательного пространства.

Готовые работы на аналогичную тему

Образовательное пространство выступает локальной характеристикой образовательной среды.

При этом, в настоящее время идет ориентация на построение единого образовательного пространства т.е. единой среды, в которой будет реализован образовательный процесс. Таким образом, данные понятия приобретают тождественный характер т.е. сливаются воедино и отражают формирование условий для полноценного развития личности. И это вполне закономерно. Ведь образовательное пространство является локальным отражением образовательной среды.

Компоненты образовательной среды

Образовательная среда включает в себя следующие компоненты:

  1. Пространственно-предметный компонент. Он состоит из архитектурного устройства образовательной среды, ее функционального назначения и использования разных объектов и различных материалов среды, которые ориентированы на применение в целях творческого развития ее субъектов.
  2. Информационно-образовательный компонент. Он отражает формы и методы образовательной деятельности, технологии реализации обучения и воспитания, образовательные программы и учебные планы.
  3. Социально-психологический компонент. Он связан со стилем преподавания, стилем построения взаимоотношений между педагогами и учащимися, спецификой развития субъектов образовательной среды и их активном участии при ее построении, коррекции, оптимизации ее функционирования.

Рисунок 1. Три компонента образовательной среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Уровни построения единого образовательного пространства

Построение единого образовательного пространства включает в себя 6 функциональных уровней:

  1. Аксиологический уровень. Он отражает стратегию реализации образовательной деятельности и организации образовательной среды отдельного учебного заведения.
  2. Личностный уровень. Он отражает направленность обучения на развитие отдельных учащихся и их саморазвитие, при признании гуманистических основ воспитания и обучения в качестве фундамента построения образовательной среды.
  3. Семантический уровень. Он связан с созданием предметного поля познания.
  4. Коммуникативный уровень. Он связан с организацией взаимодействия, построением продуктивных взаимоотношений между всеми субъектами образовательной среды и участниками образовательной деятельности. на данном уровне, образовательная среда становится внешним механизмом саморазвития.
  5. Организационный уровень. Он включает в свой состав образовательную среду со всем ее многообразием, основанном на трехуровневом построении: целевое назначение среды, поисковое и рефлексивное пространство.
  6. Итоговый уровень. Он связан с результатами реализации образовательной деятельности, которые проявляются в определенном уровне личностного развития субъектов образования, формировании их познавательных способностей и реализацию познавательных потребностей.

В структуру единого образовательного пространства входят разнообразные службы, ориентированные на сопровождение развития детей с особыми образовательными потребностями, службы реализации культурного развития учащихся, система стандартного образования и дополнительного образования.

В таком пространстве должны быть созданы условия для творческого развития и саморазвития каждого конкретного учащегося, раскрытие его потенциала и формирование у него универсальных учебных действий. Кроме того, в едином образовательном пространстве осуществляется профессиональное развитие педагога, формирование у него опыта деятельности и повышение квалификации.

Единое образовательное пространство опирается на принцип активности. Это означает, что каждому субъекту дается выбор видов и способов деятельности, в которые они включаются, посредством применения разнообразных приемов мотивации и в опоре на систему диалогового взаимодействия. Каждому учащемуся открываются возможности самореализации и самоутверждения, а совместная работа детей и взрослых строится на позитивных и гуманных началах.

Построение единого образовательного пространства регулируется федеральными стандартами – ФГОС, которые выдвигают определенные требования к его устройству и функционированию.

Прежде всего, не следует путать развивающее образование и развивающее обучение. Последний термин имеет прямое отношение к концепции В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина и разработанной ими системе, которая вот уже несколько десятилетий реализуется в российских школах. А вот под развивающим образованием в настоящее время понимается нечто более широкое и емкое: это не просто одна из технологий, а образовательная система, нацеленная на развитие.

Иными словами, развивающее образование главной целью ставит личностное развитие, а не обучение. Не формирование пресловутых ЗУНов, а качественное преобразование всех психических сфер ребенка.

Одной из важнейших идей, объединяющих многообразные теоретические концепции и практико-ориентированные программы в рамках развивающего образования, является понимание развития как саморазвития, как активного созидательного процесса, осуществляемого ребенком в сотрудничестве со взрослым.

ОТТОЛКНЕМСЯ ОТ ПРИНЦИПОВ

Исследователи пришли к выводу, что в основе образования, гордо именующегося развивающим, должны лежать следующие принципы.

Во-первых, основной целью образования является развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания, а не только формирование знаний-умений-навыков.

Во-вторых, в основу образовательного процесса следует положить не логику воздействия, а логику взаимодействия. Уже давным-давно устарел взгляд, согласно которому учитель воздействует на ученика, а ученик изменяется под этим воздействием или противостоит ему. Наивным является учитель, верящий в то, что только он оказывает влияние на учеников, а они на него — нет. Всякий контакт между людьми есть процесс взаимовлияния и взаимодействия. Игнорирование этого факта ведет к тому, что учитель теряет связь с реальностью и не замечает изменений в себе, происходящих в результате влияния учеников.

В-пятых, обучение детей не должно идти в ущерб их физическому и психическому развитию.

В-шестых, развивающее образование должно строиться на знании и грамотном использовании психологических закономерностей развития детей и взрослых.

КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В настоящее время под образовательной средой многими психологами и педагогами понимается система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий; внеучебная работа; управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

В.А. Ясвин предлагает в образовательной среде выделять пространственно-архитектурный, социальный и психодидактический компоненты.

Первый компонент — это архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки. Ведь на самом деле в образовательном процессе имеет значение не только то, кто учит, кого учит, чему учит, но и где учит. Трудно говорить о духовности и личностном росте в классе с низким потолком, грязно-коричневыми стенами и старой поломанной мебелью. Предметная среда, окружающая ученика и учителя, безусловно, оказывает сильнейшее влияние на результаты процесса обучения.

Другой компонент образовательной среды — социальный — определяется особой, присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности. Важно, чтобы выполнялись следующие условия: учитель и ученик — единый полисубъект развития; наличие между учителем и учениками отношений сотрудничества; наличие коллективно-распределенной учебной деятельности; насыщение жизни детей и взрослых в школе коммуникацией.

РАЗНЫЕ ФУНКЦИИ

Опираясь на позиции экопсихологии развития (В.И. Панов, 1999, 2000), образовательную среду можно рассмотреть с нескольких точек зрения.

Во-первых, как совокупность возможностей для обучения учащегося, а также для проявления и развития его способностей и личностных потенциалов.

В-третьих, как предмет проектирования и моделирования. Так, образовательная среда конкретной школы сначала теоретически проектируется, а затем практически моделируется в соответствии с целями обучения, специфическими особенностями контингента детей и условиями школы.

В-четвертых, как объект психолого-педагогической экспертизы и мониторинга, необходимость которых диктуется постоянной динамикой образовательной среды.

Как подчеркивает В.И. Слободчиков (2000), образовательную среду нельзя считать чем-то однозначным, наперед заданным. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно что-либо проектируют и строят. Такую среду можно рассматривать и как предмет, и как ресурс совместной деятельности.

В качестве особой образовательной среды выступает именно общность взрослого и ребенка, через которую нужно рассматривать, что происходит с человеком в процессе его развития и присвоения им норм и образцов (В.В. Рубцов, 2000).

РЕСУРСЫ ШКОЛЫ

Такое понимание образовательной среды позволяет осознать и сформулировать ее важнейшие характеристики.

Основным ресурсом образовательной среды является личностно-ориентированный подход к обучению детей, реализуемый в системе развивающего образования. Образовательная среда, выступающая как совокупность экопсихологических условий жизнедеятельности учащихся, проектируется как бы заново каждый раз при появлении нового ученика или при обнаружении сдвигов в развитии отдельного ученика. Поэтому развитие образовательной среды есть условие развития каждого отдельного ученика и всего школьного микросоциума.

В.И. Слободчиков (2000) выделяет два основных показателя образовательной среды — ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ организации).

Перспективой развития для большинства школ может стать образовательная среда, организованная по принципу вариативности. В такой среде должно происходить объединение разного рода ресурсов в рамках всеобъемлющих образовательных программ, обеспечивающих свои траектории развития разным субъектам: отдельным людям, общностям, образовательным системам.

Для реализации этих целей необходимо осуществлять постоянный мониторинг состояния образовательной среды и, в зависимости от его результатов, вносить изменения в учебный процесс.

Как было сказано выше, насыщение образовательной среды необходимыми ресурсами должно сочетаться с личностно-ориентированным подходом, реализуемым и в обучении, и во внеучебной работе (в частности, в рамках психологической поддержки образовательной среды) через внедрение системы инновационных образовательных и развивающих программ.


Литература

1. Моделирование образовательных сред в рамках развивающего образования /Под ред. В.П. Лебедевой,
В.И. Панова, В.А. Орлова. Черноголовка, 1996.
2. Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования. Психологическая наука и образование, № 3–4, 1998.
3. Панов В.И. Образовательная среда как предмет экопсихологии развития. Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12–14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000.
4. Рубцов В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний (к определению предмета экологической психологии). Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12–14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000.
5. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12–14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000.
6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.


В последние годы возродилась тенденция научного рассмотрения проблем организации образовательной среды в учебных учреждениях, появилось большое количество публикаций по данной проблематике. Однако, до сих пор нет единого мнения о сущности образовательной среды, ее структуре, основных компонентах.

Д.Ж. Маркович определяет среду как совокупность естественных и искусственных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека.

Определяя среду человека, Л.В. Максимова отмечает, что эта среда является сложным образованием, включающим целый ряд взаимосвязанных компонентов природного и социального характера.

В толковом словаре русского языка среда определяется как окружающие человека социально – бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

В теории педагогики среда включает в себя все то, что оказывает влияние на обучение, воспитание и развитие человека.

Многими психологами и педагогами под образовательной средой понимается система, включающая в себя такие структурные элементы, как совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Гуманистическая тенденция в современном образовании предполагает разносторонность его содержания, усиления связи с жизнью, историзма, толерантности, этической и экологической направленности, единства эмоционального и рационального, возрастания роли рефлексивных знаний и умений, ориентирующих на последующее непрерывное образование.

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [4]

В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.

В самом широком контексте образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Образовательная среда имеет свою структуру, однако нет единого подхода к выделению компонентов образовательной среды. Рассмотрим подходы отдельных авторов.

Г.А. Ковалев в качестве единиц образовательной среды выделяет физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения. К физическому окружению им отнесены: архитектура школьного здания, размер и пространственная структура школьных интерьеров; легкость трансформирования внутришкольного дизайна в пространстве школы; возможность и диапазон перемещений учащихся в интерьерах школы и т.д. к человеческим факторам им отнесены: личностные особенности и успеваемость учащихся; степень их скученности и ее влияние на социальное поведение, распределение статусов и ролей; половозрастные и национальные особенности учащихся и их родителей. К программе обучения отнесены: структура деятельности учащихся, содержание программ обучения (их консерватизм или гибкость), стиль преподавания и характер контроля и т.д.

Изучая среду, Н.Е. Щуркова выделяет такие компоненты, как предметно – пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное пространство.

1. Пространственно-предметный компонент – это архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки.

2. Социальный компонент – определяется присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности. Здесь важно соблюдать несколько условий: педагог и студент – единый полисубъект развития; наличие между педагогами и студентами отношений сотрудничества; наличие коллективно распределенной учебной деятельности; коммуникативное насыщение жизни студентов и педагогов в стенах вуза.

3. Психодидактический компонент – содержание образовательного процесса, осваиваемые студентом способы деятельности, организация обучения. Внутри данного компонента даются ответы на вопросы чему и как учить.

Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие, но и образовательная среда влияет на каждого субъекта образовательного процесса.

Как подчеркивает В.И. Слободчиков, образовательную среду нельзя считать чем-то однозначным, наперед заданным. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно что-либо проектируют и строят. Такую среду можно рассматривать и как предмет, и как ресурс совместной деятельности.

Е.В. Коротаева подчеркивала, что любой компонент среды должен быть эмоционально развивающим. Она выделила условия, которые могут обеспечить эмоционально–развивающий характер компонентов образовательной среды:

* отношении между участниками совместной жизнедеятельности, то есть эмоционально – поддерживающий компонент среды;

* режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в ДОУ или школе, то есть эмоционально – развивающий компонент;

* внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и т.д.) – эмоционально – настраивающий компонент;

* организация занятости детей – игры, учеба, сюрпризные моменты – эмоционально – активизирующий компонент;

* включение в занятия эвристических упражнении с детьми – эмоционально – тренирующий компонент.

Чаще всего образовательная среда характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации). Образовательная среда только в том случае будет способствовать личностному и культурному росту обучающихся, когда "наличное социокультурное содержание превращается и в содержание образования, то есть собственно образовательную среду" (по В. Слободчикову).

Итак, мы кратко рассмотрели вопрос выделения компонентов образовательной среды. Для современного педагога важно уметь моделировать разные компоненты образовательной среды, создавать условия для полноценного воспитания и развития учеников.

Балабанова Н.В. Образовательная среда школы и проблемы социализации личности: Монография. Краснодар, 2002.

Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования: вторая Российская конференция по экологической психологии: Тезисы докладов. М.,2000.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, среда, образовательный процесс, социокультурное пространство, выделение компонентов, зона взаимодействия, образовательный материал, психодидактический компонент, физическое окружение, экологический комплекс.

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной.

Образовательная среда представляет собой систему взаимосвязанных компонентов: субъектов образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей, социальных

5. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем. СПб.: Изд-во Питер, 2006.

Структурно-функциональная модель экологической.

Экологическая образовательная среда морского технического университета сложная многоуровневая развивающая система, так как ее компоненты имеют различные виды связи, выполняют различные функции.

Построение образовательной среды современной школы

Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и

Cистемный подход к построению образовательной среды предполагает выделение его

- психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов.

Социальная сфера социокультурной образовательной среды.

Социокультурная образовательная среда вуза как любая система представляет собой синергетическое взаимодействие четырех основных компонентов, каждый из которых в свою очередь является системой

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Ключевые слова: образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды

Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.

Средовый подход в образовании: безопасная образовательная.

В структуре социокультурной образовательной среды выделяют несколько взаимосвязанных уровней: глобальный.

Городская среда как системно-локализованное поле.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, город, университет, Россия, образовательный центр

Практические позиции взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества в процессе профессиональной подготовки управленческих.

Организация современной образовательной среды в ДОУ.

– предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми

Для маскулинной группы игровой материал должен иметь немного агрессивный вид, сложные конструкции и способствовать развитию.

Деловая игра в воспитательном пространстве образовательной.

Современные исследователи образовательной среды выделяют различные структурные компоненты.

– содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса — психодидактический компонент.

Читайте также: