Компетенция рф и субъектов рф кратко
Обновлено: 07.07.2024
Компетенция Российской Федерации и ее субъектов
Описание: Компетенция Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ субъектов РФ и предметы их совместного ведения. Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти т. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
Дата добавления: 2015-01-16
Размер файла: 7.46 KB
Работу скачали: 81 чел.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
42. Компетенция Российской Федерации и ее субъектов.
Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ, субъектов РФ и предметы их совместного ведения.
РФ обладает суверенитетом на всей территории РФ и осуществляет полномочия, отнесенные к предметам ее исключительного ведения в силу их особой важности для государства. Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти, т. е. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
Компетенция органа власти это определенный объем полномочий, установленный Конституцией РФ и другими федеральными законами.
Разграничение полномочий РФ и ее субъектов может быть в формах: 1) заключения договора между субъектом РФ и РФ; 2) установления в нормах Конституции РФ.
Конституция РФ жестко устанавливает следующие виды компетенции органов государственной власти в зависимости от федеративного устройства РФ: 1) компетенция самой РФ; 2) компетенция субъектов РФ; 3) вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Субъекты РФ не вправе без предварительного соглашения с РФ принимать нормативные акты, затрагивающие компетенцию РФ, например устанавливать собственные военные формирования, учреждать иные границы, нежели административно-территориальные, устанавливать таможенные налоги и сборы при въезде и выезде на территорию субъекта РФ.
Однако РФ вправе передавать часть своих полномочий органам власти субъектов РФ, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит Конституции РФ. Эта передача полномочий осуществляется на основании договора о разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти субъектами РФ соглашение, в силу которого устанавливается компетенция органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
Юридическое значение договоров о разграничении предметов ведения между органами государственной власти рФ и ее субъектов заключается в следующем: четко устанавливается перечень вопросов, по которым субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные акты, устанавливаются границы власти РФ на территории ее субъектов.
Сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ полномочия, в пределах которых вправе действовать и РФ, и ее субъекты. Эти полномочия субъекты правоотношений осуществляют с учетом взаимной выгоды, взаимного согласия и взаимного делегирования полномочий на основании федеративных договоров о разграничении предметов ведения.
Разграничение этих полномочий осуществляется согласно принципам: 1) соответствия законодательств субъектов РФ федеральному (если акт не в пределах своей компетенции, то он м.б. признан судом не соотв. законодательству, т.е. такой акт не подлежит применению и ссылки на него не допустимы.); 2) равноправия субъектов РФ в осуществлении их полномочий (Равноправие субъектов РФ перед РФ означает, что все субъекты РФ вправе самостоятельно, независимо от других, осуществлять полномочия в пределах своей компетенции, при этом полномочия по изданию нормативных актов у всех субъектов равные.); 3) независимости органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении своих полномочий от федеральных органов власти (Органы государственной власти субъектов РФ исполняют свои полномочия, но только в пределах своей компетенции либо по предметам совместного ведения согласно федеративным договорам о разграничении предметов ведения. Никакие органы государственной власти РФ не вправе препятствовать осуществлению полномочий субъектов РФ, принуждать к принятию того или иного закона.)
Компетенцию, то есть совокупность предметов ведения и полномочий, субъектов Российской Федерации, как и компетенцию субъектов других федеративных государств, составляют:
во-первых, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленные в статье 72 Конституции Российской Федерации, которые распространяются в одинаковой степени на всех субъектов Российской Федерации;
во-вторых, в статье 73 Конституции Российской Федерации установлено, что вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
С учетом особенностей конституционного определения предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации:
в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина:
- обеспечивают соответствие конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
- в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами обеспечивают защиту прав и свобод человека и гражданина; защиту прав национальных меньшинств; обеспечивают законность, правопорядок, общественную безопасность; режим пограничных зон;
в области законодательства, деятельности правоохранительных органов и правовой системы субъекты Российской Федерации:
- реализуют свое право на издание законов по вопросам административного, административно-процессуального, трудового, семейного, жилищного, земельного, водного и лесного нормативно-правового регулирования, а также и законов о недрах и об охране окружающей среды;
Соответствующие полномочия принадлежат субъектам Российской Федерации и при реализации ими своей деятельности в областях экономического и социально-культурного развития, а также и в области внешних отношений.
Полномочия и Российской Федерации, и субъектов Российской Федерации определяются также федеральными законами.
Все субъекты Российской Федерации:
- решают вопросы, связанные с наименованием, переименованием субъекта Российской Федерации и представляют свое решение по этому вопросу в федеральные органы государственной власти для решения вопроса о внесении изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации;
- устанавливают систему законодательных, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, определяют порядок их формирования и деятельности, исходя из общих принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах;
- формируют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; утверждают представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру на должность 270 высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; формируют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, соблюдая требования федеральных законов;
- устанавливают порядок управления и обеспечивают управление учреждениями и организациями, находящимися в подчинении субъекта Российской Федерации, определяют их структуру, устанавливают их правовое положение и компетенцию в соответствии с требованиями федеральных законов;
- обеспечивают правовое и иное обеспечение организации и деятельности местного самоуправления;
- разрешают вопросы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации.
Компетенцию, то есть совокупность предметов ведения и полномочий, субъектов Российской Федерации, как и компетенцию субъектов других федеративных государств, составляют:
во-первых, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленные в статье 72 Конституции Российской Федерации, которые распространяются в одинаковой степени на всех субъектов Российской Федерации;
во-вторых, в статье 73 Конституции Российской Федерации установлено, что вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
С учетом особенностей конституционного определения предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации:
в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина:
- обеспечивают соответствие конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
- в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами обеспечивают защиту прав и свобод человека и гражданина; защиту прав национальных меньшинств; обеспечивают законность, правопорядок, общественную безопасность; режим пограничных зон;
в области законодательства, деятельности правоохранительных органов и правовой системы субъекты Российской Федерации:
- реализуют свое право на издание законов по вопросам административного, административно-процессуального, трудового, семейного, жилищного, земельного, водного и лесного нормативно-правового регулирования, а также и законов о недрах и об охране окружающей среды;
Соответствующие полномочия принадлежат субъектам Российской Федерации и при реализации ими своей деятельности в областях экономического и социально-культурного развития, а также и в области внешних отношений.
Полномочия и Российской Федерации, и субъектов Российской Федерации определяются также федеральными законами.
Все субъекты Российской Федерации:
- решают вопросы, связанные с наименованием, переименованием субъекта Российской Федерации и представляют свое решение по этому вопросу в федеральные органы государственной власти для решения вопроса о внесении изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации;
- устанавливают систему законодательных, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, определяют порядок их формирования и деятельности, исходя из общих принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах;
- формируют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; утверждают представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру на должность 270 высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; формируют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, соблюдая требования федеральных законов;
- устанавливают порядок управления и обеспечивают управление учреждениями и организациями, находящимися в подчинении субъекта Российской Федерации, определяют их структуру, устанавливают их правовое положение и компетенцию в соответствии с требованиями федеральных законов;
- обеспечивают правовое и иное обеспечение организации и деятельности местного самоуправления;
- разрешают вопросы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации.
Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты Федерации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют Федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.
Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей – субъектов. Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны субъекты Федерации.
Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти обладает полномочиями в различных сферах общественной жизни: в области государственного строительства, экономики и финансов, охраны природы, социально-культурной, защиты прав и свобод человека, в области международных отношений, обороны и безопасности.
Под предметами ведения обычно имеются в виду сферы государственной и общественной жизни, которые находятся в распоряжении соответствующих государств и государственных образований и внутри которых их органы осуществляют те или иные полномочия.
Под полномочиями понимаются права и (или) обязанности государств, государственных образований и их органов по рассмотрению и решению конкретных вопросов в рамках соответствующих сфер (предметов ведения).
компетенция соответственно федерации, ее субъектов, их органов.
Вопросы ведения Федерации описаны в ст. 71 Конституции РФ. К ее ведению отнесены весьма важные вопросы государственного строительства, законотворчества, защиты прав и свобод человека:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
44. Формы взаимодействия РФ и ее субъектов. Проблема федерального вмешательства
Взаимодействие Федерации и ее субъектов воплощается как в системе специальных гарантий положения каждой стороны в федеративных отношениях, так и в постоянных контактах органов властиФедерации и ее субъектов.
Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты Федерации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют Федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.
Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей – субъектов. Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны субъекты Федерации.
Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти обладает полномочиями в различных сферах общественной жизни: в области государственного строительства, экономики и финансов, охраны природы, социально-культурной, защиты прав и свобод человека, в области международных отношений, обороны и безопасности. Вопросы ведения Федерации описаны в ст. 71 Конституции РФ. К ее ведению отнесены весьма важные вопросы государственного строительства, законотворчества, защиты прав и свобод человека:
принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль над их соблюдением;
федеративное устройство и территория РФ;
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;
установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов;
установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного развития РФ;
судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
федеральное коллизионное право;
федеральная государственная служба;
государственные награды и почетные звания РФ.
К ведению Федерации отнесены также метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет.
К ведению федеральных органов государственной власти в области экономики, финансов, социально-культурной сфере отнесены:
установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития в РФ;
федеральная государственная собственность и управление ею;
установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы (включая федеральные банки);
федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
В сфере международных отношений, обороны и безопасности, защиты границ к ведению федеральных органов государственной власти отнесены:
внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира;
внешнеэкономические отношения РФ;
оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия и боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
определение статуса, режим и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.
Совместное ведение Российской Федерации и субъектов Федерации
К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесены разнообразные вопросы:
обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Конституции и законам РФ;
защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
разграничение государственной собственности;
установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта;
координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
административное, жилищное законодательство, земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; административно-процессуальное, трудовое, семейное законодательство;
осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; выполнение международных договоров РФ.
Вне пределов полномочий РФ субъекты РФ обладают всей полнотой власти. Например, они самостоятельно формируют свои органы государственной власти, утверждают бюджеты, принимают законы и т.д.
Распределение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами выражает как общегосударственные интересы, суверенитет Федерации, так и интересы субъектов, обеспечивает целостность Российского государства и в то же время широкую самостоятельность регионов.
Читайте также: