Вклад грибоедова в русскую литературу кратко

Обновлено: 07.07.2024

Содержимое работы - 1 файл

реферат.docx

Министерство образования и науки

кафедра русского языка, литературы и методики преподавания

Роль А.С. Грибоедова в развитии русского языка

Выполнила: студентка 4 курса

Проверила: Добрянская Л.Н.

В литературном процессе первой половины XIX в.выделяется два периода:

Все исследователи отмечают сложность литературных процессов первой четверти XIX в.: классицизм долго не сдает позиции, ему противостоит сентиментализм, уступивший в 20 –е гг. дорогу романтизму. Карамзинские преобразования литературного языка и языка художественной литературы нашли продолжателей в лице В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, П.А. Вяземского, с которых начинается новый период русской литературы.

В формировании языка реалистической литературы, в процессе выработки норм устной литературной речи, в процессе сближения литературного языка с живой народной речью важную роль сыграл А.С. Грибоедов, синтезирующий языковые средства народной речи с различными языковыми элементами литературного языка.

Вклад А.С. Грибоедова в развитие русского литературного языка

В комедии Грибоедова отражение норм живой разговорной речи можно проследить на разных уровнях: орфоэпическом, грамматическом, лексико-фразеологическом.

В орфографии текста нашло отражение произношение жителями Москвы отдельных слов и форм слова: испужал, сурьезный, клоб, рюматизм, Бейрон и др.

Фамусов: Я скоро к ним вбежал! Я помешал! Я испужал!

В репликах Лизы, Фамусова, Хлестовой и других героев комедии широко представлены просторечные формы слова: живали, хвать, пенье, для докладу, у докторше и др. Например:

Хлестова: Я за уши его дирала, только мало.

Фамусов: А ты, сударыня, чуть из постели прыг,

С мужчиной! С молодым! – Занятье для девицы!

Эмоционально- экспрессивной насыщенности текста способствует постоянное употребление именной лексики с суффиксами субъективной оценки: равнехонько, петличка, сверстничек, старичок, черномазенький, должок и др.

В комедии много постпозитивных частиц, разговорных (-ка, -то) и просторечных (-ста, -тка, -от):

Фамусов: Весь в орденах, езжал - то вечно цугом….

В репликах многих персонажей употребляется частица –с для придания речи оттенка вежливости, почтительности, подобострастия:

Молчалин: Нет-с, свой талант у всех…

Фамусов: Сергей Сергеич, к нам сюда-с

Текст комедии насыщен междометиями: ба, тьфу, ах, а, ух, э, ой, тс, эй, ох. Например:

Хлестова: Ух! Я точнехонько избавилась отпетли…

В репликах персонажей комедии широко представлены лексические единицы устной речи. К ним относится и бытовая лексика: колпак, халат, платок, жилет, ширма, мести, обедать и др.

Показательна фразеология текста комедии. Например: броситься со всех ног, с рук сойдет, сон в руку, выкинуть штуку, в полмя из огня и др.

А.С. Грибоедов, чувствуя необычайно остро своеобразие устойчивых словосочетаний русского языка, создал сам большое количество выражений, которые стали крылатыми, пополнили состав фразеологии русского языка: счастливые часов не наблюдают; блажен, кто верует, тепло ему на свете; Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом и др.

В монологах и диалогах героев чередуются нейтральные, книжные и разговорные языковые единицы в зависимости от речевой ситуации, собеседника, темы высказывания. Синтез различных языковых единиц так органичен, что вычленение их нарушает гармонию образов.

Список использованной литературы.

А.С. Грибоедов - знаменитый русский драматург, блестящий публицист, успешный дипломат, один из умнейших людей своего времени. В историю мировой литературы он вошел как автор одного произведения - комедии "Горе от ума". Однако написанием знаменитой пьесы творчество Александра Сергеевича не ограничивается. Все, за что брался этот человек, носит отпечаток уникальной одаренности. Его судьба была украшена необыкновенными событиями. Жизнь и творчество Грибоедова кратко будут изложены в этой статье.

творчество грибоедова

Детство

Грибоедов Александр Сергеевич появился на свет в 1795 году, 4 января, в городе Москве. Он воспитывался в обеспеченной и родовитой семье. Его отец - Сергей Иванович - на момент рождения мальчика был отставным секунд-майором. Мама Александра - Анастасия Федоровна - в девичестве носила ту же фамилию, что и замужем - Грибоедова. Будущий литератор рос необыкновенно развитым ребенком. В шесть лет он уже владел тремя иностранными языками. В юности он стал легко изъясняться на итальянском, немецком, французском и английском. Мертвые языки (древнегреческий и латынь) также были для него открытой книгой. В 1803 году мальчика отдали в благородный пансион при Московском университете, в котором он провел три года.

Юность

В 1806 году Александр Сергеевич поступил в Московский университет. Уже через два года он стал кандидатом словесных наук. Однако Грибоедов, жизнь и творчество которого описываются в данной статье, учебу не оставил. Он поступил сначала на нравственно-политическое отделение, а затем - на физико-математическое. Блестящие способности юноши были очевидны всем. Он мог сделать великолепную карьеру в науке или на дипломатическом поприще, однако в его жизнь внезапно ворвалась война.

грибоедов творчество

Военная служба

В 1812 году Александр Сергеевич вступил добровольцем в Московский гусарский полк, которым командовал Салтыков Петр Иванович. Сослуживцами юноши стали юные корнеты из самых известных дворянских фамилий. Вплоть до 1815 года писатель находился на военной службе. Его первые литературные опыты датируются 1814 годом. Творчество Грибоедова началось с очерка "О кавалерийских резервах", комедии "Молодые супруги" и "Письма из Брест-Литовска к издателю".

Светская жизнь в столице

В 1816 году вышел в отставку Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество писателя стали развиваться по совсем другому сценарию. Он познакомился с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером, стал учредителем масонской ложи "Du Bien" и устроился на дипломатическую службу в качестве губернского секретаря. В период с 1815 по 1817 год Александр Сергеевич в соавторстве с друзьями создал несколько комедий: "Студент", "Притворная неверность", "Своя семья или Замужняя невеста". Творчество Грибоедова не ограничивается драматургическими опытами. Он пишет критические статьи ("О разборе вольного перевода Бюргеровской баллады "Ленора") и сочиняет стихи ("Лубочный театр").

грибоедов жизнь и творчество

На юге

В 1818 году Александр Сергеевич отказался от работы чиновника дипломатической миссии в США и был назначен секретарем при царском поверенном в Персии. Перед поездкой в Тегеран драматург закончил работу над пьесой "Пробы интермедии". Грибоедов, творчество которого только приобретало известность, по дороге в Тифлис начал вести путевые дневники. Эти записи раскрыли еще одну грань искрометного таланта писателя. Он был самобытным автором иронических путевых заметок. В 1819 году творчество Грибоедова обогатилось стихотворением "Прости, Отечество". Примерно в это же время он заканчивает работу над "Письмом к издателю из Тифлиса от 21 января ". Дипломатическая деятельность в Персии очень тяготила Александра Сергеевича, и в 1821 году он, по состоянию здоровья, перебрался в Грузию. Здесь он сблизился с Кюхельбекером и сделал первые черновые наброски комедии "Горе от ума". В 1822 году Грибоедов начал работу над драмой "1812".

Столичная жизнь

В 1823 году Александру Сергеевичу удалось на время оставить дипломатическую службу. Он посвятил свою жизнь созданию литературных произведений: продолжил работу над "Горем от ума", сочинил стихотворение "Давид", драматургическую сцену "Юность Вещего" и веселый водевиль "Кто брат, кто сестра или Обман за обманом". Творчество Грибоедова, кратко описанное в этой статье, не ограничивалось литературной деятельностью. В 1823 году увидела свет первая редакция его популярного вальса "e-moll". Кроме того, Александр Сергеевич публиковал дискуссионные записи в журнале "Desiderata". Здесь он полемизирует с современниками по вопросам русской словесности, истории и географии.

творчество грибоедова кратко

"Горе от ума"

В 1824 году совершилось великое событие в истории российской драматургии. Закончил работу над комедией "Горе от ума" А.С. Грибоедов. Творчество этого талантливого человека навсегда осталось в памяти потомков именно благодаря этому произведению. Яркий и афористический стиль пьесы содействовал тому, что она полностью "разошлась на цитаты".

В комедии сочетаются элементы классицизма и новаторских для того времени реализма и романтизма. Беспощадная сатира на столичное аристократическое общество первой половины 19 века поражала своим остроумием. Однако комедия "Горе от ума" была безоговорочно принята российской публикой. Отныне все узнали и оценили литературное творчество Грибоедова. Кратко описанная пьеса не может дать полного представления о гениальности этого бессмертного произведения.

Снова на Кавказ

В 1825 году Александру Сергеевичу пришлось отказаться от намеренья съездить в Европу. Литератору необходимо было вернуться на службу, и в конце мая он отправился на Кавказ. Там он выучил персидский, грузинский, турецкий и арабский языки. Накануне поездки на юг Грибоедов закончил перевод фрагмента "Пролог в театре" из трагедии "Фауст". Также ему удалось составить примечания к произведению Д.И. Цикулина "Необыкновенные похождения и путешествия. ". По дороге на Кавказ Александр Сергеевич посетил Киев, где пообщался с видными деятелями революционного подполья: А.З. Муравьевым, С.П. Трубецким, М.П. Бестужевым-Рюминым. После этого некоторое время провел в Крыму Грибоедов. Творчество, кратко представленное в данной статье, получило новое развитие в эти дни. Писатель задумал создание эпической трагедии о Крещении на Руси и постоянно вел путевой дневник, который увидел свет только через тридцать лет после кончины автора.

грибоедов творчество кратко

Внезапный арест

После возвращения на Кавказ Александр Сергеевич написал "Хищники на Чегеме" - стихотворение, созданное под впечатлением от участия в экспедиции А.А. Вельяминова. Однако вскоре случилось еще одно судьбоносное событие в жизни литератора. В 1926 году, в январе, он был арестован по подозрению в принадлежности к тайному обществу декабристов. Под угрозой оказались свобода, жизнь и творчество Грибоедова. Кратко изложенная биография писателя дает понимание того, в каком невероятном напряжении он находился все эти дни. Следствию не удалось найти доказательства причастности Александра Сергеевича к революционному движению. Через полгода его освободили из-под ареста. Несмотря на полную реабилитацию, за писателем велось негласное наблюдение еще некоторое время.

Последние годы жизни

В 1826 году, в сентябре, А.С. Грибоедов вернулся в Тифлис. Он снова занялся дипломатической деятельностью. Благодаря его усилиям Россия заключила выгодный Туркманчайский мирный договор. Александр Сергеевич сам доставил текст документа в Петербург, получил должность министра-резидента (посла) в Иране и отбыл на место назначения. По пути он сделал остановку в Тифлисе. Там он встретился с повзрослевшей дочерью своего друга - Ниной Чавчавадзе. Пораженный красотой юной девушки, литератор тут же сделал ей предложение. Он обвенчался с Ниной через несколько месяцев - 22 августа 1828 года. Юную супругу Александр Сергеевич забрал с собой в Персию. Это подарило счастливым супругам еще несколько недель совместной жизни.

очерк жизни и творчества грибоедова

Трагическая гибель

В Персии Александру Сергеевичу пришлось тяжело работать. Он постоянно посещал Тегеран, где вел дипломатические переговоры в очень жестком ключе. Русский император требовал от своего посла неумолимой твердости. За это персы прозвали дипломата "жестокосердным". Эта политика принесла свои трагические плоды. В 1929 году, 30 января, русская миссия была уничтожена толпой взбунтовавшихся фанатиков. Погибло тридцать семь человек в посольстве. Среди них оказался А.С. Грибоедов. Его растерзанное тело впоследствии смогли опознать только по травмированной в юности левой руке. Так погиб один из самых одаренных людей своего времени.

Многие литературные проекты так и не успел завершить Грибоедов. Творчество, кратко описанное в данной статье, пестрит неоконченными произведениями, талантливейшими набросками. Можно понять, какого даровитого писателя лишилась в тот момент Россия.

таблица жизни и творчества грибоедова

Таблица жизни и творчества Грибоедова представлена ниже.

1795 год, 4 января

Александр Сергеевич Грибоедов появился на свет.

1806 - 1811 годы

Будущий литератор обучается в Московском университете.

Грибоедов вступает в Московский гусарский полк в звании корнета.

Александр Сергеевич выходит в отставку и начинает светскую жизнь в столице.

Грибоедов становится сотрудником Коллегии иностранных дел.

Драматург пишет свои первые комедии, самостоятельно и в соавторстве с друзьями.

Александр Сергеевич поступает на должность секретаря русской дипломатической миссии в Тегеране.

Писатель закончил работу над стихотворением "Прости, Отечество!"

Грибоедов задействован в качестве секретаря в дипломатической части при генерале А.П. Ермолове, командующим всеми русскими войсками на Кавказе.

Александр Сергеевич заканчивает работу над комедией "Горе от ума".

1826 год, январь

Грибоедов арестовывается по подозрению в связях с бунтовщиками-декабристами.

1826 год, 2 июня

Александр Сергеевич освобождается из-под стражи.

Начинается русско-персидская война. Грибоедов отправляется служить на Кавказ.

Заключение Туркманчайского мирного договора, подписанного при непосредственном участии Грибоедова

1828 год, апрель

Александр Сергеевич назначается на пост полномочного министра-резидента (посла) в Иран.

Грибоедов сочетается браком с Ниной Чавчавадзе. Место венчания - Тифлисский собор Сиони.

1829 год, 30 января

Александр Сергеевич погибает во время разгрома русской миссии в Тегеране.

Даже сокращенный очерк жизни и творчества Грибоедова дает представление о том, какой незаурядной личностью был Александр Сергеевич. Его судьба оказалась короткой, но удивительно плодотворной. До конца своих дней он был предан Родине и погиб, защищая ее интересы. Именно такими людьми должна гордиться наша страна.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат ИРЛЯ.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ И СЛОВЕСНОСТИ

«Роль А.С.Грибоедова в истории русского

Выполнил: студент 4 курса

Как один из основоположников современного русского литературного языка А. С. Грибоедов может быть поставлен в ряд с Пушкиным и Крыловым. Он прославился как автор всего лишь одной комедии, но комедия эта бессмертна.

Один из самых блестящих деятелей декабризма, Грибоедов в своей комедии с удивительной полнотой и художественной выразительностью высказал то, чем жило его поколение, чем жил он сам. Решительно и беспощадно заклеймил писатель все, что составляло основы самодержавно-крепостнического миропорядка, смело и энергично отстаивал прогрессивные идеалы, за которые боролись лучшие люди из дворян — первые русские революционеры. Замечательна и поучительна судьба этой великой комедии. Вот уже много лет она волнует сердца и умы людей, отдельные словечки и выражения Грибоедова не сходят с языка. Не много можно назвать литературных произведений, которые до наших дней сохранили такую силу жизненности и общественного влияния.

Грибоедов, как подлинно великий национальный и народный писатель, поставил в "Горе от ума" коренные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбой русского народа. Воодушевленный пламенными патриотическими и освободительными идеями, он создал произведение, которое звало на борьбу против насилия и рабства, подлости и невежества - за торжество свободы и правды, разума и культуры. Выдвинутая в "Горе от ума" на первый план тема борьбы нового со старым, нарождающегося с отживающим - с течением времени не только не теряла своего злободневного значения, по, напротив, приобретала все большую остроту, знаменуя еще более углубившиеся общественно-исторические противоречия новой, буржуазной эпохи. Это обстоятельство в первую очередь и определило беспримерную жизненность "Горя от ума" и неослабную силу его идейного влияния.

Грибоедов сыграл крупнейшую роль в историческом развитии русской литературы, в истории русского критического реализма. В. Г. Белинский, указав, что "Горе от ума" наряду с "Евгением Онегиным" Пушкина "было первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении слова", писал в развитие своей мысли: "В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, были школою, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь". И далее Белинский пояснил, что без "Горя от ума" Гоголь "не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины".

Создание "истинно общественной комедии" - это и была главная заслуга Грибоедова перед русской литературой. В этом же прежде всего заключалось и его творческое новаторство, ибо нравственно-общественная установка властно диктовала необходимость выработки новых, реалистических средств и приемов художественной выразительности. Творчество Грибоедова ответило на обе задачи, поставленные самой действительностью перед русской реалистической литературой: оно разоблачало зло и уродство крепостнического мира и вместе с тем было проникнуто пафосом утверждения положительного идеала, призывало к созданию новой, "свободной жизни". Единство этих двух начал - сатирически-разоблачительного и героически-жизнеутверждающего - воплощено и в комедии "Горе от ума". Продолжив лучшие традиции, завещанные его предшественниками, - традиции Радищева и Новикова, Фонвизина и Крылова, - Грибоедов создал произведение, в котором русская историческая действительность его времени, десятых - двадцатых годов XIX века, нашла замечательно верное и яркое художественное отражение. Грибоедов сумел выполнить эту задачу потому, что как мыслитель и художник он был глубоко верен правде жизни, потому, что он стоял на уровне самых прогрессивных идей века, потому, что он постиг существо и характер наиболее важных социальных противоречий своего времени.

Эмоционально- экспрессивной насыщенности текста способствует постоянное употребление именной лексики. С суффиксом субъективной оценки: ровнехонька, тепличка, старичок, должок и др.

Текст насыщен междометиями: ба, тьфу, ах, а, ух, э, ой, те, эй, ох (Репетилов); Э! Брат! Кто нынче спит! (Чацкий); Ба! Друг старый, мы давно знакомы, вот судьба!

Лиза. Седьмой, осьмой, девятый.

С. Неправда! На балу в 3 дейст.

Представлены лексические единицы устной речи. К ним относится бытовая лексика: колпак, платок, жилет, софа, мести, обедать.

Использование эмоционально-экспрессивной оценочной лексики: глупец, дурак, обманщик, змея (о человеке), врать, глазеть, вздорный, полоумный.

Показательна фразеология текста. В репликах Чацкого: Куда как хороши! Ни на волос любви! Чуть свет! Ври, да знай же меру! В репликах Софьи: С рук сойдет! Горе ждет из-за угла! Сон – в руку. В репликах Фамусова: В пламя из огня. Бьют баклуши и др.

А.С. Грибоедов, чувствуя необычайно остро своеобразие устойчивых словосочетаний русского языка, создал самое большое количество выражений, которые стали крылатыми. Крылатые слова: Счастливые часов не наблюдают. Блажен, кто верит, тепло ему на свете.

В монологах и диалогах героев чередуются нейтральные, книжные и разговорные языковые единицы в зависимости от речевой ситуации, собеседника, темы высказывания.

Книжность речей Чацкого отличает его реплики от реплик других персонажей (судьба, древность, вражда, сужденья).

Книжная лексика Чацкого имеет различный состав: славянизмы: алчущий, высылать, прах, сирый; русская книжная лексика широко употребляется: древность, вражда, колдовство, мечтатель; генетивные словосочетания: расточитель слов, недруг лиц. В репликах Чацкого встречаются иноязычные слова: бал, альбом, маскарад, а также у Софьи: фортепиано, дуэль, был; Загорецкого: либерал, оригинал.

За свою долгую и славную жизнь "Горе от ума" не потеряло ни сатирической силы, ни художественного очарования, ни редкой притягательности. Народная любовь к комедии не угасала, живой интерес к ней не притуплялся, значение ее в ходе дальнейшего развития русской мысли и культуры не умалялось.

Таким образом, Грибоедов — писатель, которому общенародный русский язык обязан заметным обогащением фразеологии. И в этом проявилось одно из прямых воздействий языка художественной литературы на общий литературный язык.

Комедия Грибоедова все так же насущно нужна народу. Она и сейчас помогает в борьбе нового со старым, помогает выкорчевывать все негодное, отжившее, что мешает движению людей вперед. Великая комедия стала поистине всенародным достоянием. В полной мере исполнилось то, что предсказал при появлении "Горя от ума" писатель-декабрист А. А. Бестужев: "Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных". Наследие Грибоедова, и прежде всего его гениальное создание - "Горе от ума", вызывает чувство гордости и восхищения у людей, как одно из самых драгоценных достояний русской национальной культуры.

Комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма.

Многие фразы из пьесы, включая её название, стали крылатыми.

Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество (идеологом которого выступает отец Софьи Павел Афанасьевич Фамусов). Однако в обществе проходят слухи о сумасшествии Чацкого, пущенные раздосадованной Софьей. В конце пьесы Чацкий решает покинуть Москву.

Музыкальные произведения

Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он — автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепьянная соната — самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В.Ф. Одоевский

Проектная работа

по: Истории русского литературного языка

на тему : Роль А.С.Грибоедова в развитии РЛЯ.

Набиев Хусан.

Навои – 2018 год

Александр Сергеевич Грибоедов (1794-1829)

Александр Сергеевич Грибоедов (1794-1829)

В.Ф. Одоевский

“ О стихах не говорю, половина войдет в пословицы”. Действительно, ни одно из произведений русской классической литературы не дало языку народа столько крылатых слов, сколько “Горе от ума”.

А. С. Пушкиным в его письме к Пущину

«Какой язык ,какой стих – энергический, сжатый, молниеносный , чисто русский! Удивительно ли, что стихи Грибоедова обратились в поговорки и

В.Г.Белинский

Быт и нравы старинной дворянской семьи,

домашнее воспитание и образование

Удивительные способности к иностранным языкам, серьёзное занятие музыкой, любовь к литературе и истории

Благородный пансион

Московский университет

Словесное отделение философского университета, естественно-математический и юридический факультеты, студенческая среда, увлечение освободительными идеями

Служба в армии

иностранных

Дипломатиче-

ская служба

Пушкин, Кюхельбекер, Рылеев, Бестужев и будущие декабристы.

Секретарь по

иностранным делам

в штабе генерала

Семья Чавчавадзе

Политическая ссылка

«Смерть постигла его

посреди смелого

Прах Грибоедова был похоронен, по завещанию

поэта, в монастыре святого Давида.

На памятнике, поставленном на могиле, надпись,

составленная его женой:

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русских , но

Читайте также: