Компенсация одних анализаторов другими кратко

Обновлено: 07.07.2024

Сенсорной системой, или анализатором , называют часть нервной системы, осуществляющей формирование ощущений и восприятий раздражителей внешнего и внутреннего мира. Ощущение – это субъективное отражение отдельных свойств, качеств реальных объектов объективной реальности. Восприятие – это субъективное отражение целостного объекта объективной реальности, формирующееся на основе суммации отдельных ощущений.

Анализаторы (сенсорные системы) представляют собой системы ввода информации в мозг и анализа этой информации, что, в свою очередь, является необходимым условием развития и функционирования ЦНС.

Что произойдёт если человека или животное лишить анализаторов? Ярким ответом представляется следующий факт. В своё время С.П.Боткин показал И.М.Сеченову больную, которая ощущала внешний мир только через осязание одной руки. Все её органы чувств были повреждены. Больная всё время спала, и, только постучав по руке, её можно было разбудить. Говорила она очень мало и отвечала, когда писали по её руке.

Органы чувств, первыми восприняв внешние явления, стимулируют к работе головной мозг. И.П. Павлов назвал их своеобразными щупальцами мозга.

Учение об анализаторах было создано И.П. Павловым. Анализатором И.П. Павлов считал совокупность нейронов, участвующих в восприятии раздражений, проведении возбуждения, а также анализе его свойств клетками коры больших полушарий.

Анализатор рассматривался И.П. Павловым как единая система, состоящая из 3 основных отделов.

  1. Периферический отдел анализатора – представлен рецептором, воспринимающим только адекватный раздражитель. Например,
  • палочки и колбочки сетчатки – начало зрительного анализатора,
  • волосковые клетки кортиева органа внутреннего уха – рецепторы слухового анализатора,
  • волосковые клетки полукружных каналов и отолитового аппарата – начало вестибулярного анализатора,
  • вкусовые сосочки языка – рецепторы вкусового анализатора,
  • обонятельные рецепторы носовой полости – начало обонятельного анализатора,

Проводниковый отдел анализатора – представлен проводящими путями, которые делятся на специфические и неспецифические. Специфический путь анализатора включает в себя спинно- и черепномозговые нервы, восходящие пути и подкорковые центры, которые заканчиваются в определенном участке коры головного мозга. Например,

  • специфический путь зрительного анализатора включает в себя зрительный нерв → верхние бугры четверохолмия в среднем мозге → латеральные коленчатые тела в таламусе,
  • специфический путь слухового анализатора состоит из слухового нерва → нижних бугров четверохолмия среднего мозга → медиальных коленчатых тел таламуса,
  • специфический путь вестибулярного аппарата – слуховой нерв → вестибулярные ядра продолговатого мозга → промежуточный мозг,
  • специфический путь вкусового анализатора – тройничный и языкоглоточный нервы → ядра продолговатого мозга → промежуточный мозг,
  • специфический путь обонятельного анализатора – обонятельный нерв → обонятельные луковицы → обонятельный тракт,
  • специфический путь осязательного анализатора – нервы от кожи → спинной мозг → продолговатый мозг → промежуточный мозг.

Неспецифический путь анализатора проходит от рецепторов к ретикулярной формации, а оттуда оказывает активирующее влияние на всю кору больших полушарий.

  1. Центральный отдел анализатора – это конкретный участок коры головного мозга, который отвечает за формирование ощущения. Например,
  • зрительный анализатор – затылочная доля коры,
  • слуховой анализатор и вестибулярный аппарат – височная доля коры,
  • обонятельный анализатор – гиппокамп и височная доля коры,
  • вкусовой анализатор – теменная доля коры,
  • осязательный анализатор (соматосенсорная система) – задняя центральная извилина (соматосенсорная зона),
  • двигательный анализатор – передняя центральная извилина (моторная зона).

Если периферический отдел анализатора представлен не только рецепторами, но и вспомогательными структурами, обеспечивающими восприятие рецептором энергии раздражителя, то анализатор называется сенсорной системой. Например, зрительная сенсорная система – периферический отдел, которой представлен глазом; слуховая сенсорная система – периферический отдел, которой состоит из наружного, среднего и внутреннего уха и т.д.

Сенсорная система обладает способностью приспосабливать свои свойства к условиям среды и потребностям организма. Сенсорная адаптация – общее свойство сенсорных систем, заключающееся в приспособлении к длительно действующему (фоновому) раздражителю. Адаптация проявляется в снижении абсолютной и повышении дифференциальной чувствительности сенсорной системы. Субъективно адаптация проявляется в привыкании к действию постоянного раздражителя (например, мы не замечаем непрерывного давления на кожу привычной одежды). Адаптационные процессы начинаются на уровне рецепторов, охватывая все нейронные уровни сенсорной системы.

Зрение, слух, обоняние и другие анализаторные функции можно тренировать, как и мышцы. В труде они достигают поразительного совершенства. Шлифовальщик, например, различает просвет в 0,002 мм. Сталевар через синие очки подмечает тончайшие оттенки расплавленного металла, ткачиха определяет на слух, когда нитка заканчивается в челноке. Врач по шумам в сердце и жесткому дыханию ставит диагноз. Мукомол на ощупь определяет сорт муки.

Поразительной чувствительности достигают отдельные органы чувств, особенно если из работы исключаются другие анализаторы. Слепые, например, узнают человека по запаху. Специальные опыты показали роль слуха в ориентировании слепых. Слепому предлагали пройти по мягкому ковру, заглушающему звуки шагов. Оказалось, что у него значительно ослаблена способность, обнаруживать препятствия. Если слепому закрывали уши, то он наталкивался на препятствия. Слепые пользуются отраженным звуком – эхом. При потере зрения и слуха сильно развивается осязание. Следовательно, можно говорить о взаимозаменяемости анализаторов, но полной компенсации одного анализатора другим быть не может.

1) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов;

2) контроль произвольных движений;

3) контроль деятельности внутренних органов;

4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.

Ощущение представляет собой субъективную чувственную реакцию на действующий сенсорный стимул (например, ощущение света, тепла или холода, прикосновения и т. п.). Однородные сенсорные стимулы активируют одну из сенсорных систем и вызывают субъективно одинаковые ощущения, совокупность которых обозначается термином модальность. Самостоятельными модальностями являются осязание, зрение, слух, обоняние, вкус, чувство холода или тепла, боли, вибрации, ощущение положения конечностей и мышечной нагрузки. Внутри модальностей могут существовать разные качества, или субмодальности; например, во вкусовой модальности различают сладкий, соленый, кислый и горький вкус. На основе совокупности ощущений формируется чувственное восприятие, т. е. осмысление ощущений и готовность их описать. Восприятие не является простым отражением действующего стимула, оно зависит от распределения внимания в момент его действия, памяти о прошлом сенсорном опыте и субъективного отношения к происходящему, выражающегося в эмоциональных переживаниях. Сенсорное восприятие включает следующие этапы:

1) действие раздражителя на периферические рецепторы;

2) преобразование энергии стимула в электрические сигналы — потенциалы действия, возникающие в первичном сенсорном нейроне;

3) последующую переработку передаваемых сигналов на всех иерархических уровнях сенсорной системы;

4) возникновение субъективной реакции на раздражитель, представляющей собой восприятие или внутреннее представительство действующего стимула в виде


Компенсаторные реакции возникают в ответ на нарушение функций, структур, обменных процессов и являются реакцией целостного организма. Они направлены, прежде всего, на восстановление гармоничных, координированных взаимоотношений органов и систем
в интересах целостного организма; поддерживают и сохраняют равновесие организма со средой. В основе сложного механизма компенсации лежит перестройка функций организма, регулируемая центральной нервной системой (ЦНС).

Чем тяжелее дефект, тем большее количество систем организма включается в процесс компенсации. Наиболее сложные функциональные перестройки наблюдаются при нарушениях ЦНС, в том числе и анализаторов. Таким образом, степень сложности механизмов компенсаторных явлений находится в зависимости от тяжести дефекта.

Автоматизм включения компенсаторных функций не определяет сразу механизмы компенсации; так, при сложных нарушениях деятельности организма они формируются постепенно. Постепенность развития компенсаторных процессов проявляется в том, что они имеют определенные стадии становления, которые характеризуются особым составом и структурой динамических систем нервных связей и своеобразием протекания процессов возбуждения и торможения.

Материальным субстратом компенсаторных перестроек является центральная нервная система. Формирование механизмов компенсации подчинено законам высшей нервной деятельности. Современная теория компенсации рассматривает компенсаторные явления в свете рефлекторной теории И.П. Павлова. Эта теория, базирующаяся на трех основных принципах: причинность (детерминизм), единство анализа и синтеза и структурность.

Применительно к учению о компенсации нарушенных или утраченных функций принципы рефлекторной деятельности означают следующее:

Принцип причинности. Любой дефект неизбежно вызывает ответную реакцию организма, причем сила и характер этой реакции зависят не только от степени нарушения той или иной функции или органа, но и от состояния организма и тех условий, которые его окружают. Эта реакция имеет своим механизмом замыкание новых временных связей в коре больших полушарий головного мозга.

Так, известен случай, когда после четырехкратной операции по поводу опухоли мозга у 12-летнего ребенка была удалена большая часть левого полушария мозжечка. Сразу после каждой операции у ребенка возникали нарушения двигательной сферы, речи и других функций мозга. Однако довольно быстро эти нарушения компенсировались. Компенсаторные возможности мозга с возрастом уменьшаются, это обусловлено ослаблением лабильности в формировании новых функциональных связей.

Принцип единства анализа и синтеза. В процессе анализа и синтеза, внешних воздействии у человека образуется весьма сложная, по строению функциональная система анализаторов. Полное или частичное нарушение функций какого-либо анализатора приводит к определенным нарушениям этой системы, что отражается в первую очередь на аналитической деятельности. Включение компенсаторных функций приводит к перестройке сохранных анализаторов, благодаря чему способность к аналитико-синтетической деятельности сохраняется, хотя диапазон, уровень, степень и путь анализа суживаются.

В результате взамен утраченного способа образования временных нервных связей в нервной системе проторяются новые, обходные пути, формируются новые условно-рефлекторные нервные связи, восстанавливающие нарушившееся равновесие во взаимоотношениях организма и среды.

Таким образом, физиологический механизм компенсации основывается на нормальном функционировании сохранных систем. При этом включение механизмов компенсации происходит, безусловно-рефлекторным путем, автоматически, а дальнейшее развитие компенсаторных приспособлений есть деятельность условно рефлекторная.

Свойства ЦНС, обеспечивающие механизмы компенсации:

Полифункциональность и полисенсорность каждого из элементов нервной системы. Основная функция нервной системы заключается в сборе, переработке, хранении, воспроизведении и передаче информации с целью организации интеллектуальной, поведенческой деятельности, регуляции функционирования органов, систем органов и обеспечения их взаимодействия. Многие из перечисленных функций реализуются уже на нейронном уровне. Нейроны обладают способностью выполнять все информационные функции нервной системы: восприятие, обработку, хранение, многократное воспроизведение и передачу информации. В этом и заключается основной принцип функционирования нервной системы – принцип полифункциональности.

Полифункциональность присуща большинству структур ЦНС. Например, сенсомоторная кора способна воспринимать сигналы кожной, зрительной, слуховой и других видов рецепции. В ответ на эти сигналы в сенсомоторной коре формируются реакции, которые обычно возникают при нормальной деятельности коркового конца зрительного, слухового или других анализаторов. Следовательно, благодаря полифункциональности одна и та же функция может быть выполнена разными структурами мозга. Этот принципиальный момент свидетельствует о практически безграничных возможностях компенсации функции в ЦНС.

Свойства полифункциональности нервных центров тесно связаны со свойством полисенсорности нейронов. Полисенсорность – это способность одного нейрона реагировать на сигналы разных афферентных систем. Нейрофизиологи выделяют нейроны моносенсорные, реагирующие только на один вид сигналов, бисенсорные – реагирующие на два разных сигнала, например, некоторые нейроны зрительной коры могут реагировать на зрительные и слуховые раздражения. Наконец, в коре мозга имеются нейроны, которые реагируют на три и более вида сигналов. Эти нейроны называются полисенсорными.

Относительная специализация нейронов отдельных областей мозга и локализация функций в коре. Нейроны отдельных областей мозга способны реагировать только на одну характеристику сенсорного раздражения, например, на определенную частоту звука или только на один цвет. Такие нейроны называются мономодальными (моносенсорными). Они обладают высокой избирательностью и высокой чувствительностью к определенным видам раздражений, т.е. являются специализированными. Локализуются специализированные нейроны в зонах первичных проекций анализаторов. Такими зонами являются первичные области зрительной, слуховой, кожной и других зон коры.

Локализация функций в коре определяется, прежде всего, моносенсорными нейронами, имеющими наименьшие пороги чувствительности на свои адекватные раздражения. Однако рядом с этими нейронами всегда имеются полисенсорные нейроны, которые обеспечивают взаимодействие локальной структуры с другими структурами мозга, а тем самым – возможность образования временной связи, компенсацию нарушений функций своей структуры и структур, с нею связанных. Полимодальные нейроны обеспечивают внутрисистемную компенсацию нарушенных функций.

Параллельная (одновременная) обработка разно сенсорной информации. В коре мозга нет такой зоны, которая была бы связана с реализацией только одной функции. В разных отделах мозга имеется разное количество полисенсорных и полимодальных нейронов. Наибольшее количество таких нейронов находится в ассоциативных и во вторичных, третичных зонах коркового конца анализаторов. Значительная часть нейронов моторной коры (около 40 %) также является полисенсорной, они реагируют на раздражения кожи, на звук, свет.

Число полисенсорных нейронов в структурах мозга меняется в зависимости от функционального состояния нервной системы и от выполняемой в данный момент времени задачи. Так, в период обучения с участием зрительного и моторного анализаторов число полисенсорных нейронов в этих зонах коры возрастает. Следовательно, направленное обучение создает условия увеличения полисенсорных нейронов и, тем самым, компенсаторные возможности нервной системы возрастают.

Важно также, что некоторые нейроны коры мозга в результате обучения способны становиться полисенсорными, т.е. если до применения сочетания условного и безусловного стимулов нейрон реагировал только на безусловный стимул, то после ряда сочетаний этот нейрон становится способным реагировать и на условный стимул.

Полимодальность и полисенсорность позволяют нейрону одновременно воспринимать раздражения от разных анализаторов или, если от одного анализатора, то воспринимать одновременно сигналы с разными его характеристиками.

Структурная избыточность и функциональная надежность. Полифункциональность и полисенсорность связаны с другим свойством функционирования мозга – его надежностью. Надежность также обеспечивается такими механизмами, как избыточность, модульность, кооперативность.

Избыточность достигается разными способами. Наиболее распространенным является резервирование элементов. У человека в коре постоянно активны только доли процента нейронов, но их достаточно для поддержания тонуса коры, необходимого для реализации ее деятельности. При нарушении функционирования коры количество фоновоактивных нейронов в ней значительно увеличивается. Избыточность элементов в ЦНС обеспечивает сохранение функций ее структур даже при повреждении значительной их части.

Например, удаление значительной части зрительной коры не приводит к нарушениям зрения. Одно полушарное повреждение структур лимбической системы не вызывает специфических для нее клинических симптомов. Доказательством того, что нервная система имеет большие резервы, являются следующие примеры. Глазодвигательный нерв нормально реализует свои функции регуляции движений глазного яблока при сохранности в его ядре всего 45 % нейронов. Отводящий нерв нормально иннервирует свою мышцу при сохранности 38 % нейронов его ядра, а лицевой нерв выполняет свои функции всего при 10 %-ной сохранности числа нейронов, расположенных в ядре этого нерва.

Высокая надежность в нервной системе обусловлена также множеством связей ее структур, большим количеством синапсов на нейронах. Так, нейроны мозжечка имеют на своем теле и дендритах до 60 тыс. синапсов, пирамидные нейроны двигательной коры – до 10 тыс., альфа-мотонейроны спинного мозга – до 6 тыс. синапсов.

Резервирование проявляется множеством путей реализации сигнала; так, дублирующийся двигательный сигнал, идущий из коры к мотонейронам спинного мозга, может достигнуть их не только от пирамидных нейронов 4 поля коры, но и от добавочной моторной зоны, из других проекционных полей, из базальных ганглиев, красного ядра, ретикулярной формации и других структур. Следовательно, повреждение моторной коры не должно приводить к полному выпадению двигательной информации к мотонейронам спинного мозга.

Следовательно, помимо резервирования, надежность нервной системы достигается дублированием, что позволяет оперативно вводить, по мере надобности, дополнительные элементы, чтобы реализовать ту или иную функцию. Примером такого дублирования может служить многоканальная передача информации, например, в зрительном анализаторе.

Модульность – это принцип структурно-функциональной организации коры мозга, который заключается в том, что в одном нейронном модуле осуществляется локальная переработка информации от рецепторов одной модальности. Между дендритами этого пучка имеют место не только синаптические связи, но и электротонические контакты. Последние обеспечивают синхронность работы нейронов микромодуля, что повышает надежность передачи информации.

В зрительной коре имеет место чередование колонок, нейроны которых реагируют на зрительные стимулы либо только правого, либо только левого глаза. Следовательно, в зрительной коре обоих полушарий мозга имеются глазодоминантные колонки, т.е. колонки, реагирующие на стимуляцию одного глаза (А.Г. Литвак, 2017).

В слуховой коре выделяются колонки, способные дифференцировать сигналы, идущие от обоих ушей, и колонки, не способные к такой дифференциации.

В сенсомоторной коре рядом расположенные колонки выполняют разнонаправленные реакции: например, одни из них возбуждают мотонейроны спинного мозга, другие – тормозят их.

Модульный принцип структурно-функциональной организации работы мозга является проявлением кооперативного характера функционирования нейронов мозга.

Кооперативность создает возможность относительной взаимозаменяемости нейронов, и, тем самым, повышает надежность нервной деятельности. В результате функционирование системы становится мало зависящим от состояния отдельной нервной клетки.

Кооперативность дает возможность структуре выполнять функции, не присущие отдельным ее элементам. Так, отдельный нейрон мозга не способен к обучению, но, находясь в сети нейронов, он приобретает такую способность.

Способность к саморегуляции и самоорганизации. Саморегуляция – свойство структур нервной системы автоматически устанавливать и поддерживать на определенном уровне свое функционирование. Основным механизмом саморегуляции является механизм обратной связи. Обратная связь упорядочивает, суживает множество вариантов прохождения сигнала, создавая тормозное окружение пути возбуждения из неактивных нейронов.

Тесно связан с саморегуляцией нервной системы механизм ее самоорганизации. Самоорганизующиеся системы вообще имеют ряд особенностей, которые присущи и ЦНС: множество входов и выходов; высокий уровень сложности взаимодействия своих элементов; большое количество функционирующих элементов и т.д. Благодаря принципу самоорганизации компенсация функций в нервной системе обеспечивается формированием новых связей на основе включения в активность потенциальных синапсов, использованием накопленного опыта данного индивида.

Развитие нервной системы в онтогенезе приводит к непрерывному усложнению взаимодействия ее систем. Чем больше форм, видов, число условных рефлексов, организуемых в онтогенезе, тем больше связей устанавливается между структурами нервной системы.

Увеличение количества функциональных связей между структурами нервной системы имеет решающее значение, так как в этом случае возрастает число вариантов прохождения сигналов, значительно расширяются возможности компенсации нарушенных функции.

В функции самоорганизации немаловажно то, что нервная система, помимо возможности большого выбора путей для достижения цели, способна избирательно усиливать или ослаблять сигналы.

Так, при усилении сигнала, обеспечивается надежная передача информации при частичной морфологической сохранности структуры, а при ослаблении сигнала – появляется возможность снизить помеху, идущую от других источников. Так как нервная система способна к избирательной фильтрации нужного сигнала, то это позволяет ей, выделив нужный, но слабый сигнал, во-первых, прямо усилить его, а во-вторых, дать ему преимущество при прохождении к воспринимающей структуре за счет снижения силы ненужных, мешающих сигналов.

Принципы иерархичности, иррадиации и концентрация активности. Структурная локализация функций предполагает, что мозг имеет детерминированные пути, системы, реализующие проведение сигнала, организацию той или иной реакции и т.д. Однако помимо жестко детерминированных связей в мозгу реализуются функциональные связи, развивающиеся в онтогенезе. Чем более упрочены, закреплены связи между структурами мозга в процессе индивидуального развития, тем труднее использование компенсаторных возможностей при патологиях.

На основе принципа структурности реализуется механизм иерархичности. Он заключается не столько в соподчинении, сколько в организации компенсаторных процессов. Каждая вышележащая структура участвует в реализации функций нижележащей, но делает это тогда, когда нижележащая структура затрудняется в выполнении своих функций.

Структуры мозга при обучении, при дисфункции одной из них не локализуют возбуждение в своих границах, а позволяют ему широко распространяться по мозгу – принцип иррадиации.

Иррадиация состояния активности распространяется в другие структуры мозга как по прямым связям, так и по опосредованным путям. Возникновение иррадиации при гипофункции структуры, участвующей в реализации того или иного процесса, позволяет найти пути компенсации гипофункции и реализовать нужную реакцию.

Нахождение нового пути закрепляется по рефлекторному принципу и заканчивается концентрацией активности в определенных структурах, заинтересованных в выполнении реакции.

Принцип общего конечного пути. С концентрацией активности в определенных структурах мозга тесно связаны конвергентность и принцип общего конечного пути. Этот принцип реализуется на отдельном нейроне и на системном уровне. В первом случае информация в нейроне собирается на дендритах, соме нейрона, а передается преимущественно через аксон в нейроны других структур мозга. Через синапсы дендритов информация передается только на соседние нейроны.

Наличие общего конечного пути позволяет нервной системе иметь разные варианты достижения нужного эффекта через разные структуры, имеющие выход на один и тот же конечный путь.

Трудности компенсаций, отмечаемые в более старших возрастах, обусловлены не тем, что резервы мозга исчерпаны, а тем, что сформировано большое количество оптимальных путей реализации функций, которые хотя и задействуются в случае патологии, но из-за нее же и не могут быть реализованы. Чаще при патологии требуется формирование новых путей реализации той или иной функции.

Пластичность нервных центров и отдельных нейронов. В основе формирования новых путей, новых функций структуры мозга лежит принцип пластичности. Пластичность позволяет нервной системе под воздействием различных стимулов осуществлять реорганизацию связей для целей сохранения основной функции или для реализации новой функции.

Пластичность позволяет нервным центрам реализовать функции, которые ранее им не были присущи, но благодаря имеющимся и потенциальным связям эти центры становятся способными участвовать в компенсации нарушенных в других структурах функций. Полифункциональные структуры обладают большими возможностями пластичности. В связи с этим неспецифические системы мозга, ассоциативные структуры, вторичные зоны проекций анализаторов, как имеющие значительное число полифункциональных элементов, более способны к пластичности, чем зоны первичных проекций анализаторов. Четким примером пластичности нервных центров является классический опыт П.К. Анохина с изменением связей центров диафрагмального и плечевого нервов.

В этом опыте были перерезаны диафрагмальный и плечевой нервы и центральный конец диафрагмального нерва был присоединен к периферическому концу плечевого, и, наоборот, центральный конец плечевого нерва к периферическому диафрагмального. По истечении некоторого времени после операции у животного восстанавливались правильная регуляция дыхания и правильная последовательность произвольных движений. Следовательно, нервные центры перестроили свою функцию таким образом, как этого требовала периферическая мышечная система, с которой была установлена новая связь. На ранних этапах онтогенеза перестройки такого типа более совершенны и динамичны.

Рефлекторный принцип функционирования. Наиболее существенную роль в компенсации дисфункций структур мозга играет рефлекторный принцип его функционирования. Каждая новая рефлекторная связь между структурами мозга является новым его состоянием, позволяющим реализовывать требуемую в данный момент функцию.

В настоящее время взаимодействие полушарий головного мозга понимается как взаимодополняющее, взаимно компенсирующее в реализации различных функций центральной нервной системы. Несмотря на то, что каждое полушарие выполняет ряд специфичных для него функций, нужно иметь в виду, что любая функция мозга, выполняемая левым полушарием, может быть выполнена и правым полушарием. Речь идет только о том, насколько успешно, быстро, надежно, полно формируются рефлексы.

Адаптация в психологии в широком смысле понимается как приспособле­ние человека к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два аспекта – биологический и психологический.

Рассматриваемая в психофизиологии адаптация органов чувств (напри­мер, темновая адаптация) – это частное проявление биологической адаптации, которая включает все направления приспособления организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влаж­ности, освещенности и другим физическим условиям), а также к возникающим изменениям в организме (заболеванию, потере какого-либо органа или ограни­чению его функций).

У животных адаптация к этим условиям осуществляется лишь в пределах внутренних возможностей регуляции функций организма, человек же использу­ет многочисленные вспомогательные средства, к которым относятся строения, одежда, средства передвижения, оптическая и акустическая аппаратура и др. Так, при недостатках зрительного восприятия используются средства оптиче­ской коррекции (очки и другие приспособления), при недостатках слуха – инди­видуальные слуховые аппараты и т.д.

Психологический аспект адаптации – приспособление человека как лично­сти к существованию в обществе (в микро- и макросоциальной среде) в соот­ветствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.

Психологическая адаптация происходит путем усвое­ния норм, правил и ценностей общества, в котором он живет (как в широком смысле, так и в более узком, включая образовательное учреждение, где учится ребенок, класс, семью). Основными проявлениями психологической адаптации человека следует считать взаимодействие с окружающими людьми (в том чис­ле общение с ними) и активную деятельность.

Основными средствами психологической адаптации являются воспитание, образование, а также трудовая и профессиональная подготовка.

Своеобразие адаптационных процессов при нарушениях развития характе­ризуется как недостатками определенных функциональных систем, вызванны­ми органическими повреждениями анализаторов или центральной нервной си­стемы, так и проявлениями некоторых общих закономерностей нарушенного психического развития. Из таких закономерностей наибольшее влияние на про­цесс адаптации оказывают трудности взаимодействия с окружающими людьми и замедленная скорость приема и переработки информации.

Своеобразие наблюдается и в процессе адаптации органов чувств, функ­ции которых частично нарушены. Например, при слабовидении, вызванном не­которыми дефектами зрительного анализатора, процесс темновой адаптации замедлен, а при других формах, напротив, ускорен, при снижении слуха вследствие повреждения клеток кортиева органа наблюдается феномен неравномерного нарастания громкости (рекрутмент), в результате чего звук, не достигающий болевого порога нормально слышащих, вызывает резкие болевые ощущения.

Уменьшение трудностей адаптации и максимально возможное приближе­ние психического развития аномальных детей к нормальному (так называемая нормализация) достигаются путем коррекции и компенсации недостатков раз­вития. Коррекция в современном понимании – это преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных пси­холого-педагогических воздействий.

Впервые целостная концепция коррекции отставания в развитии создана итальянским педагогом М. Монтессори (1870– 1952), которая полагала, что обогащение чувственного опыта и развитие моторики (сенсомоторная коррек­ция) автоматически приведут к развитию мышления, поскольку они являются его предпосылками.

Дальнейшее развитие идеи коррекции принадлежит бельгийскому педагогу Декроли (1871–1933). Он разработал трехэтапную систему коррекционной ра­боты с умственно отсталыми. Первым этапом было развитие наблюдения, что примерно соответствовало формированию сенсорной культуры в системе Монтессори.

Второй этап – воспитание ассоциаций – был направлен на фор­мирование мышления в процессе овладения родным языком и изучения обще­образовательных предметов. На третьем этапе – воспитание выражения – формировалась культура действий ребенка: речи, ручного труда, рисования, пения, движений. При этом учебный материал должен соответствовать по сво­ему содержанию и группировке элементарным физиологическим процессам и инстинктам детей.

В России ведущую роль в развитии теории и практики коррекционной рабо­ты сыграл А.Н.Граборов (1885–1949), разработавший целостную систему занятий с умственно отсталыми, включавшую и формирование сенсорной культуры, кото­рое опиралось на социально-значимое содержание: игры, ручной труд, предмет­ные уроки, экскурсии.

Основными компонентами системы А. Н. Граборова были: система специальных занятий по воспитанию культуры поведения, фюрмирова­ние мыслительной деятельности, развитие процессов памяти. Дальнейшее развитие системы коррекционной работы при умственной отсталости осуществлялось в наибольшей мере Г. М.Дульневым и его сотрудни­ками применительно к разным разделам программы школ для умственно отста­лых детей.

Как отмечал еще Л.С.Выготский, коррекция наиболее успешно осуще­ствляется по отношению к вторичным недостаткам развития, первичные же недостатки лишь в небольшой мере могут быть уменьшены с помощью коррек­ционных, т.е. психолого-педагогических, воздействий. Более значительную роль в преодолении первичных недостатков, особенно недостатков зрительно­го и слухового восприятия, а также моторики, играет компенсация с помощью технических средств, путем перестройки деятельности частично нарушенной функциональной системы и замещения функции поврежденной системы дея­ тельностью другой, сохранной.

Компенсация функции (от лат. compensatio – возмещение) – восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вслед­ствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм. В процессе компенсации функция поврежденных органов или структур либо начинает осу­ществляться непострадавшими непосредственно системами путем усиления их деятельности (так называемая заместительная гиперфункция), либо происхо­дит перестройка частично нарушенной функции (иногда с включением других систем). Компенсация является одним из важных видов адаптационных реак­ций организма.

Обычно в процесс компенсации вовлекается весь организм, поскольку при нарушении функционирования какой-либо системы возникает ряд изменений в организме, которые связаны не только с пострадавшей системой (первичные нарушения), но и с влияниями ее повреждения на другие, связанные с ней функции (вторичные нарушения).

Например, врожденное или рано возникшее поражение органа слуха приводит к потере или нарушению слухового восприя­тия (первичный дефект), что вызывает нарушение развития речи (вторичный дефект), которое, в свою очередь, может стать причиной недостатков развития мышления, памяти, других психических процессов (дефекты третьего порядка) и в конечном счете оказать определенное влияние на развитие личности в це­лом.

Вместе с тем повреждение системы неизбежно вызывает спонтанную перестройку функций ряда других систем, обеспечивающую процесс адаптации организма в условиях возникшей недостаточности (автоматическую компенса­цию), в которой важную роль играет оценка центральной нервной системой успешности приспособительных реакций (санкционирующая афферентация, по П.К.Анохину), осуществляемая на основе обратной афферентации.

Компенсация функций может происходить на разных уровнях: внутриси­стемном и межсистемном.

Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования ре­зервных возможностей данной функциональной системы. Например, при воспа­лении легких начинает работать дыхательная поверхность, обычно в дыхании не участвующая; при полном выключении одного легкого усиливается деятель­ность другого.

Межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции и представляет собой более сложную перестройку деятельности орга­низма с включением в процесс компенсации других функциональных систем.

Компенсация функций на уровне сложных психических процессов осуще­ствляется путем сознательного переобучения, обычно с использованием вспо­могательных средств. Например, компенсация недостаточности запоминания производится путем рациональной организации запоминаемого материала, привлечения дополнительных ассоциаций, введения других приемов мнемо­ техники.

При нарушениях развития, связанных с врожденными или рано приобре­тенными дефектами анализаторов, процесс компенсации осложняется допол­нительным отрицательным влиянием сенсорной депривации (недостаточности афферентации, стимуляции). Сенсорная депривация вызывает при длитель­ном действии значительные изменения в деятельности нервных центров соот­ветствующего анализатора, которые могут переходить в структурные изменения вплоть до дегенерации нервных клеток. Это влияние может быть преодолено только путем активного и возможно более раннего обучения.

В таких случаях, например, у детей с глубокими нарушениями зрения удается достигнуть компенсации недостатков познавательной деятельности путем раз­вития в ходе специальных занятий незначительных и не используемых ими обычно остатков зрения. Убедительные результаты в этом направлении полу­чены в исследованиях Л. П. Григорьевой. На их основе разработана система развития остаточного зрения.

Компенсация функций, полностью утраченных или глубоко поврежденных анализаторов , достигается путем замещения этих функций деятельностью дру­гих сенсорных систем. Так, путем специального обучения можно добиться зна­чительной компенсации утраченного зрения развитием осязательного восприя­тия. Развитие осязания у незрячих и его использование для ознакомления с окружающей предметной действительностью с опорой на речь и мыслительную деятельность обеспечивают формирование у них адекватной картины мира. У нормально видящих эта картина основывается почти полностью на зрительной информации.

В компенсации полностью утраченных функций важную роль играют специ­альные технические средства. Например, применением специальных прибо­ров, преобразующих звуковые сигналы в световые, можно облегчить восприя­тие глухими чужой речи (принципиально возможно преобразование звуковой речи в печатный текст), а приборы, осуществляющие обратное преобразова­ние, дают возможность слепым воспринимать световые явления, понять зако­ны преломления и отражения света и даже пользоваться обычными книгами (с помощью преобразования плоскопечатного текста в брайлевскую строку или звучащую речь), т.е. приобщиться к богатству зрительного мира.

В процессе компенсации выделяют два этапа – срочной и долговременной компенсации. Например, при утрате правой руки человек сразу же начинает ис­пользовать левую для выполнения действий, обычно осуществляемых правой рукой, хотя эта срочная компенсация первое время оказывается заведомо не­совершенной. В дальнейшем в результате обучения и формирования в голов­ном мозге новых временных связей развиваются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию – относительно совершенное выполнение левой рукой операций, выполнявшихся ранее правой рукой.

Особо сложной проблемой специальной психологии является вопрос компенсации функций при поражении коры головного мозга, так как при этом нарушаются механизмы процессов умственного развития и обучения. Компен­саторные процессы при таких поражениях наиболее сложны.

В их осуществле­нии важную роль играют многолинейность и многосторонность анатомических связей различных нервных центров и отделов нервной системы (благодаря чему при разрушении одного из путей его функция может выполняться другими нервными клетками) и пластичность нервных центров (под влиянием новой аф­ферентной сигнализации после повреждения на периферии нервные клетки как бы переучиваются, в результате чего меняется эфферентная сигнализация и нервные центры могут выполнять новые, не свойственные им ранее функции). Пластичность нервной системы особенно велика в детском возрасте, поэтому эффективность компенсации функций в таких случаях у детей выше, чем у взрослых.

Во многих случаях одним из условий успешности компенсации функций яв­ляется применение лечебных препаратов, физиотерапии и других медицинских мероприятий. В теории и практике компенсации функций важную роль сыграли концеп­ции отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева и других о развитии высших психических функций, об их месте и роли в деятель­ности человека.

Определенную роль в преодолении недостатков развития может сыграть психотерапия.
Применение психотерапии в специальной психологии долгое время огра­ничивалось в связи с представлением о том, что все психотерапевтические процедуры основаны на приемах, требующих от клиента вербальной коммуни­кации, участия интеллекта и других компонентов, присущих лицам с нормаль­ным интеллектом. Такое представление идет от К. Роджерса.

Оно ошибочно, так как, во-первых, и умственно отсталым свойственна интеллектуальная деятельность, во-вторых, могут быть использованы и несловесные средства и виды психотерапии, например арт-терапия. Вместе с тем давно отмечались факты повышенной внушаемости умственно отсталых, которая, по данным ряда исследований, связана с недостаточным взаимодействием первой и второй сигнальных си­стем мозга. Эта особенность также может быть использована при психо­терапии.

Эффективность арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими недостатки в развитии, показана Е.А.Медведевой, разработавшей комплексную программу артпедагогики и арттерапии для дошкольников с за­держкой психического развития.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ урок 54 8 Кол.docx

Тема: Кожно-мышечная чувствительность. Органы обоняния и вкуса

Цель: продолжить конкретизацию понятия анализатор, формировать знания о значении анализаторов в жизни человека, об их взаимодействии и взаимном контроле; выяснить механизмы работы вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов; развивать умения делать выводы о связи между строением и функциями органов чувств.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Слайд 2 – Задание 1. Дайте обоснованный ответ.

При стрельбе или взрыве рекомендуется открывать рот. Почему?

Ритмические колебания жидкости в улитке уха, возникающие под влиянием музыки, рефлекторно повышают тонус мышц. Почему под музыку приятно идти, делать гимнастику, танцевать?

Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Какие меры можно предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека?

Полукружные каналы располагаются в плоскостях X , Y , Z .

Вестибулярные центры связаны с мозжечком, ядрами глазодвигательных нервов, ВНС. Вегетативные рефлексы проявляются в виде укачивания в самолете, на качелях.

/После самоподготовки обучающиеся по схеме (слайд 4) рассказывают о чувстве равновесия./

В лабиринте внутреннего уха располагается орган равновесия - вестибулярный аппарат, который постоянно контролирует положение нашего тела в пространстве. С его помощью мы можем выполнять сложные движения. Постоянное поддержание равновесия необходимо для нормальной ходьбы, бега. Для выполнения многих трудовых навыков, для ориентации тела человека в пространстве.

Для восприятия любых изменений положения тела существуют специальные вестибулярные рецепторы, которые находятся во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных каналов. Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти плоскости соответствуют трем измерениям пространства; высоте, длине и ширине. Полукружные каналы заполнены студенистой жидкостью. Внутри каждого канала есть рецепторы – чувствительные волосковые клетки. При любом движении головы или туловища или при вращении жидкости смещается, давит на волоски и возбуждает рецепторы. Информация об изменении положения тела поступает в головной мозг

Изучение нового материала

Слайд 5 – А теперь рассмотрим органы осязания, которые включают рецепторы, регистрирующие растяжение и степень сокращения мышц, прикосновение и давление (в коже, мышцах, суставах, слизистых оболочках).

а) кожная чувствительность (тактильные, болевые, температурные раздражения)

б) мышечная чувствительность (изменение мышечного напряжения, растягивание мышц и сухожилий)

зависит ориентация движений и координация положения тела в пространстве

осязание координируется с мышечным чувством => можно определить форму, размер предмета, отличить один от другого.

Кожа наименее чувствительна к уколам в 9 00 утра.

Слайд 6 – Кожное чувство. Кожа – это важнейший приемник информации от окружающего нас мира. Кожа воспринимает прикосновение и давление, тепло и холод и, наконец, боль. Эти же ощущения воспринимает слизистая оболочка рта, носа, языка, глотки и даже внутренних органов. Но ощущение внутренних органов мы не может точно определить по месту (что и где болит), а ощущения на коже может определить с большой точностью.

Нервно-мышечное веретено — сложный рецептор, который включает видоизмененные мышечные клетки, афферентные и эфферентные нервные отростки и контролирует как скорость, так и степень сокращения и растяжение скелетных мышц.

Сухожильные рецепторы слабо реагируют на растяжение мышцы, но возбуждаются при ее сокращении.

Слайд 7 - В коже много рецепторов боли, около 100 на 1 кв.см. Боль – это очень важный сигнал тревоги для организма, сигнал мобилизации на борьбу с опасностью. К болевым ощущениям человек привыкнуть не может. А вот к температурным воздействиям человек легко привыкает. Ощущение тепла возникает с помощью одних рецепторов, а холода – других рецепторов. Больше всего таких рецепторов расположено на лице и губах. Важнейшее кожное чувство – это осязание, ощущение прикосновения и давления. Оно создается благодаря специальным рецепторам. Их больше всего на подушечках пальцев, на губах и на кончике языка. Рецепторы представляют собой окончания нервов, завернутые в капсулу или оболочку.

Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев руки, где кожные рецепторы расположены очень плотно. Сигналы от кожных рецепторов по чувствительным нервам направляются в спинной и головной мозг. В коре головного мозга происходит различение и узнавание ощупываемых предметов.

Слайд 8 – Орган обоняния:

периферический отдел обонятельного анализатора

Обоняние осуществляется с помощью рецепторов, которые находятся в слизистой оболочке носовой полости. Каждая обонятельная клетка способна обнаружить вещество определенного состава. При взаимодействии с ним она посылает нервные импульсы в мозг.

Слайд 9 – Механизм восприятия запахов

Вкус, слух, обоняние наиболее обострены между 17 и 19 часами. Обоняние у женщин на 20% лучше, чем у мужчин

Слайд 10 – Человека постоянно окружает множество различных запахов, которые имеют большое значение в жизни. Они сигнализируют о предстоящих событиях: например, обнаружен запах бытового газа – значит, надо перекрыть газовые краны, ощущается запах несвежей пищи – надо отказаться от нее.

Орган обоняния расположен в самой верхней части носовой полости. Это скопление обонятельных рецепторов, имеющих булавовидную форму и снабженных ресничками. Именно эти реснички и принимают на себя молекулы пахучих веществ. Затем по нервным волокнам к мозгу направляются импульсы, сигнализирующие о запахе.

Обонятельные рецепторы очень чувствительны – достаточно одной десятимиллионной доли грамма пахучего вещества, чтобы его воспринял человек. Самые чувствительные современные приборы не могут состязаться с обонянием человека. Пахучее вещество должно быть летучим, растворимым в воде или в жирах. Только при этих условиях наш орган обоняния может его ощутить и оценить.

Слайд 11 – Просмотрим еще раз процесс восприятия запахов человеком (видеофрагмент)

Слайд 12 – Орган вкуса – язык:

периферический отдел вкусового анализатора

воспринимает химическое раздражение

Вкус - ощущение сложное. Оно, как правило, возникает при восприятии пищи одновременно с запахом. Все вещества, которые растворяются в воде, обладают вкусом. Вкусовые рецепторы расположены на поверхности языка – на вкусовых сосочках. Разные участки языка по-разному ощущают вкус: кончик языка более всего чувствителен к сладкому, задняя часть языка – к горькому, боковые края – к кислому, передняя и боковые части языка – к соленому.

Слайд 13 – При обычном восприятии пищи работают все вкусовые рецепторы языка. Из четырех простых вкусов: кислого, сладкого, горького и соленого – мозг создает сложный вкусовой образ, который возникает, когда мы едим мороженое, лимон, арбуз, клубнику и другое. Обоняние обязательно участвует в восприятии пищи.

По нервным волокнам сигналы поступают в определенные отделы головного мозга.

Слайд 14 – Механизм восприятия вкуса пищи:

Слайд 15 – Компенсация одних анализаторов другими.

Вам уже известно, что слуховой анализатор связан со зрительным, зрительный – с мышечным и вестибулярным, вкусовой – с осязательным и обонятельным анализатором. При недостаточном развитии или повреждении одного анализатора компенсаторно совершенствуются другие. Хотя другие анализаторы не могут полностью возместить функцию отсутствующего, они позволяют больному человеку по-новому приспособиться к жизни.

Закрепление изученного материала

Слайд 16 – Ответьте на вопросы:

Каково значение вестибулярного анализатора?

Почему после вращения человеку кажется, что воспринимаемые предметы продолжают вращение?

Каким образом можно тренировать выносливость вестибулярного аппарата?

Что такое мышечное чувство?

Почему перед выполнением сложного действия важно мысленно представить его во всех деталях и нужной последовательности?

Как взаимодействуют органы вкуса и обоняния? Как человек это использует?

Подведение итога урока

Составить памятку по гигиене и профилактике заболеваний органов осязания, обоняния или вкуса.

Читайте также: