Коммуникатор и социологические способы его изучения кратко
Обновлено: 30.06.2024
4. Исследование коммуникатора
• Исследования коммуникатора связаны с анализом конкретных
информационных каналов или отдельного профессионала, который
репрезентирует этот канал. Понятие информационного канала связывается с
поименованным средством массовой коммуникации.
5. Средства СМК
6. Социологические проблемы изучения коммуникатора
• Изучение социально-демографических (ролевых) и
индивидуально-личностных его характеристик.
• Изучение особенностей восприятия коммуникатора аудиторией.
На формирование образа коммуникатора у аудитории могут
повлиять, в положительную или отрицательную сторону,
коммуникативная ситуация и формы подачи коммуникатора.
7. Изучение коммуникатора
• Отдельной, важной областью исследования служит изучение
социально-психологических характеристик коммуникатора и
построение его социально-психологических моделей.
8. Исследования
• Для выявления особенностей восприятия коммуникатора
в различных видах массовой коммуникации
систематически проводились экспериментальные
исследования.
• Направлениями этих исследований были: проблема
восприятия коммуникатора разными социальными
группами и проблема восприятия коммуникатора в
различных тематических передачах.
9. Направления исследований
Исследования аудитории СМИ проводятся по трем основным
направлениям:
1) количественные исследования аудитории;
2) исследования социально-демографического состава аудитории;
3) социально-психологические исследования аудитории.
10. Количественные исследования
• Измерение количественного состава аудитории электронных каналов
путем автоматического фиксирования аудитории – медиаметрии. В
семьях, принимающих участие в медиаметрических исследованиях, к
домашнему телевизору или радиоприемнику подключаются
специальные приборы, которые круглосуточно фиксируют просмотр
каждого канала всеми членами семьи. Эти исследования направлены
главным образом на выявление рейтингов различных каналов и
передач СМИ.
11. Качественные исследования
Преследуется цель изучения социально-демографического состава и
социально-психологических характеристик аудитории массовой коммуникации
Задачи качественного исследования:
определение мотивов обращения аудитории к СМИ;
изучение социальных стереотипов аудитории;
составление типологии аудитории СМИ и изучение особенностей и
характеристик различных типов аудитории.
Отправитель и получатель информации в системе коммуникации осуществляет и общую базовую функцию. должны отвечать общим требованиям: иметь хотя бы минимальный уровень гуманитарных знаний; понимать общий символьный язык (код); иметь ключи для кодирования и дешифрации закодированной информации; иметь взаимное желание к установлению и поддержанию коммуникации. Кроме того они должны обладать так называемыми фоновыми знаниями коммуникантов — знаниями окружающей действительности, социальных ценностей общества, культуры и т.п.
Коммуникатор, ставящий цель овладеть конкретной аудиторией, должен определить ее социальную ориентацию, знания и интересы. В зависимости от этого подбирается форма информации, ее объем и структура, а также средства ее передачи. Причем не любая информация служит реализации основной цели коммуникации - передаче содержательной информации. Одна часть информации является фоновой, другая несет лишь эмоциональный заряд, третья - ассоциативную функцию, напоминая о чем-либо, вызывая нужные для данного случая ассоциации.
Безусловно, сюда следует отнести и законодательство в сфере СМК, этические проблемы журналистики,-сферу профессиональной подготовки журналистов 1
Билет №21
Содержание информации и методика контент-анализа
Контент-ана́лиз или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идеографических методов.
Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.
Этапы применения контент-анализа
Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.
заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.
она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
она должна легко идентифицироваться;
число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.[1]
Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:
Тема не может выходить за пределы абзаца.
Новая тема возникает, если происходит смена:
Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований.
Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
физическая протяженность текстов;
площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
длительность трансляции по радио или ТВ;
метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.
В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.
Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.
Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.
Качественный к-а.- В этом случае исследователя интересует не столько что говорится, сколько как говорится.Например, может ставиться задача выяснить, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании.
Дополнительно:
Виды формализованного анализа содержания документов
• первый — основан на подсчете символов (ключевых слов),содержащихся в материалах массовой информации;
• второй — дальнейшая разработка первого; его можно назвать классификацией символов по отношению. Символыклассифицируются в соответствии с использованием в положительном (благоприятном) или отрицательном (неблаго-приятном) аспекте;
• третий — это анализ по элементам; он заключается в класси-фикации отдельных частей пропагандистского материала(сцен в фильмах, песен в радиопрограммах и т.д.). Этот анна-лиз требует выбора главных и второстепенных частей, опре-деления того, какие части затрагивают центральные, а какие— периферийные интересы аудитории;
• четвертый — тематический анализ, предполагающий выявле-ние явных и скрытых тем текстов;
• пятый — структурный анализ, имеющий дело с взаимоотно-шениями различных тем в пропаганде.Эти взаимоотноше-ния могут быть как взаимодополняющими (враг жесток, мымилосердны), объединенными (враг жесток, вероломен, аг-рессивен), сталкивающимися(когда темы работают на пересекающиеся цели);
Например: во время войны упор на тему о силе нацистов вызвал в США не столько чувство необходимости отпора, сколько настроения беспокойства и страха.
• шестой анализ пропагандистской компании имеет дело с вза-имоотношениями различных пропагандистских документов,которые все направлены на достижение одной общей цели.
Кроме этих шести типов анализа, часть которых относится скорее к технике проведения пропаганды, Лассуэлл разработал несколько тестов, которые базировались на анализе содержания.
• прямое признание — очевидная идентификация себя с враж-дебной стороной;
• параллелизм — совпадение содержания материалов исследуе-мого канала с содержанием материалов враждебного канала;
• связанность — соответствие потока материалов с объявленными целями враждебной пропаганды.
• презентация — баланс отрицательного и положительного отно-шения к каждому символу, принадлежащему одной из сторон;
• источник — предпочтение какого-нибудь одного источника;
• скрытый источник — частая публикация материалов без ука-зания источника;
• своеобразие — использование слов и оборотов, характерныхдля пропаганды враждебной стороны;
• искажения — постоянные искажения тех или иных высказы-ваний на общие темы и направления, выгодные лишь однойстороне.
Когда против подозреваемых в пронацистских настроениях газет в США был начат судебный процесс, Лассуэлл и ряд других социологов выступили в суде и представили свои исследования, основанные на упомянутых тестах, в качестве неопровержимого доказательства подрывного характера этих газет.
Сгруппируем таким же образом и исследования, имеющие в качестве объекта одну из вышеперечисленных частей коммуникативного процесса.
Безусловно, сюда следует отнести и законодательство в сфере СМК, этические проблемы журналистики,-сферу профессиональной подготовки журналистов.
Самостоятельность и важность структур, стоящих за собственно коммуникатором, позволило некоторым аналитикам вычленить особую фигуру коммуникативного процесса — Издателя (первым среди советских исследователей обратил внимание на проблематичность отношений Коммуникатора и Издателя Б. Грушин).
Действительно, газета или радио, телевидение или киностудия, любое средство СМК — сложный коммуникативный узел. Это система взаимоотношений, в которой действует иерархия положений, авторитетов и влияний. Как говорит Ф. Праггер, если вы посмотрите на газету как на механизм и увидите всю его сложность, вам покажется чудом, что она все-таки выходит 1 .
Ранее мы уже рассмотрели область производства информации как процесс взаимовлияния.
Характеристики Коммуникатора
Как фактор успешного контакта с информацией
В какой мере способствуют успешному контакту с информацией характеристики самого источника? Начнем с понятий престижа, доверия, надежности. Значение этих характеристик, известное из обыденного опыта общения на межличностном уровне, точно так же велико и для общения индивида с массовыми источниками информации. И это подтверждается опытом эмпирической социологии.
Приведем лишь два примера. Один из них относится к ранним попыткам изучения влияния коммуникации на индивида, предпринятым группой американских социопсихологов Йельского университета в США под руководством К. Ховланда в период с 1946 по 1961 гг.
Группе испытуемых (студентам колледжа) для оценки предоставлялись источники информации (научный и популярный) по разным проблемам: создание атомной подводной лодки, покупка лекарств без рецепта врача, влияние телевидения на уменьшение количества кинотеатров и др. Для каждой проблемы была зафиксирована различная степень доверия к источникам информации. По проблеме создания атомной субмарины в качестве источника фигурировали две статьи:
Затем те же статьи были предложены другой группе студентов, сходной с первой по большинству параметров (кстати, К. Ховланд работал при проведении аналогичных экспериментов и с солдатами американской армии). Каждый студент читал только одну статью. Несмотря на то, что аргументация статей была идентичной, первый источник признали заслуживающим доверия 94 % опрошенных, а второй — только 1 %. Более того, мнения опрошенных менялись в направлении аргументации источника сильнее, когда сам источник пользовался большим доверием 1 . Выводы эксперимента: в значительной степени на оценку журналистского материала влияет то, как оценивают его автора, независимо от фактов, которые он приводит, — т. е. такие социально-психологические механизмы, как престиж источника информации, его авторитет, начинают действовать до контакта личности с источником информации.
Еще более красноречив другой эксперимент, проведенный Ю. Сорокиным и В. Беляниным (Институт языкознания АН СССР). Группе опрашиваемых предъявили художественные тексты без указания фамилий авторов. После оценки их респондентами тексты были расположены в такой последовательности (от отличных к плохим): Альтов, Измайлов, Булгаков, Тэффи, Лебедь, Зощенко. Другая группа оценивала эти материалы, зная, кому они принадлежат. В итоге тексты выстроились следующим образом: Булгаков, Альтов, Зощенко, Тэффи, Измайлов, Лебедь.
Таким образом, следует отметить, что в коммуникации присутствуют индивидуальные коммуникаторы: журналисты, редакторы и др. лица, профессионально занимающиеся информационно-коммуникативной деятельностью. Особенностью массовой коммуникации является то, что ее обеспечивают коллективные коммуникаторы – целые информационно-технические комплексы, в рервую очередь, это СМИ. Уместно выделять профессиональных коммуникаторов: к ним относятся ранее названные; и непрофессиональных – это представители общественности (преподаватели, артисты, писатели и др., обращающиеся в СМИ и публикующие там свои материалы.
Раздел 8.2. Социологические методы изучения коммуникатора.
Цели изучения раздела.
Освоение социологических методов изучения коммуникаторов.
К числу основных методов в изучении коммуникатора отоносятся опросы, наблюдение, эксперименты. Применяемые на практике методы позволили выявить узловые проблемы деятельности коммуникаторов через отношение к ним аудитории. Исследуется отношение к своей деятельности и самих коммуникаторов. Исследования проводились в разных странах мира, включая Россию в основном по поводу колективных коммуникаторов, таких каналов передачи информации, как газеты, радио, ТВ и др. Проанализируем некоторые результаты исследований.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Коммуникатор. И социологические способы его изучения. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Исследование коммуникатора Исследования коммуникатора связаны с анализом конкретных информационных каналов или отдельного профессионала, который репрезентирует этот канал. Понятие информационного канала связывается с поименованным средством массовой коммуникации.
Средства СМК Газета или радио, телевидение или киностудия, любое средство СМК — сложный коммуникативный узел. Это система взаимоотношений, в которой действует иерархия положений, авторитетов и влияний.
Социологические проблемы изучения коммуникатора Изучение социально-демографических (ролевых) и индивидуально-личностных его характеристик. Изучение особенностей восприятия коммуникатора аудиторией. На формирование образа коммуникатора у аудитории могут повлиять, в положительную или отрицательную сторону, коммуникативная ситуация и формы подачи коммуникатора.
Изучение коммуникатора Отдельной, важной областью исследования служит изучение социально-психологических характеристик коммуникатора и построение его социально-психологических моделей.
Исследования Для выявления особенностей восприятия коммуникатора в различных видах массовой коммуникации систематически проводились экспериментальные исследования. Направлениями этих исследований были: проблема восприятия коммуникатора разными социальными группами и проблема восприятия коммуникатора в различных тематических передачах.
Направления исследований Исследования аудитории СМИ проводятся по трем основным направлениям: 1) количественные исследования аудитории; 2) исследования социально-демографического состава аудитории; 3) социально-психологические исследования аудитории.
Количественные исследования Измерение количественного состава аудитории электронных каналов путем автоматического фиксирования аудитории – медиаметрии. В семьях, принимающих участие в медиаметрических исследованиях, к домашнему телевизору или радиоприемнику подключаются специальные приборы, которые круглосуточно фиксируют просмотр каждого канала всеми членами семьи. Эти исследования направлены главным образом на выявление рейтингов различных каналов и передач СМИ.
Качественные исследования Преследуется цель изучения социально-демографического состава и социально-психологических характеристик аудитории массовой коммуникации Задачи качественного исследования: определение мотивов обращения аудитории к СМИ; изучение социальных стереотипов аудитории; составление типологии аудитории СМИ и изучение особенностей и характеристик различных типов аудитории.
Читайте также: