Коммуникативная ситуация это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Коммуникативная ситуация имеет определенную структуру. Она состоит из следующих компонентов:

1) Участникикоммуникативной ситуации:

2) Код коммуникативной ситуации. Это тональность или настроение коммуникативной ситуации (официальная – нейтральная – дружеская). Это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта для создания определенного настроения.

5) Важнейшим структурным компонентом любой коммуникативной ситуации является обратная связь. Реакция слушающих на высказывание говорящего по сути составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации. Более того, реакция со стороны слушателя в виде явно выраженного интереса к говорящему составляет общий фон, на котором только и может развертываться разговор. При отсутствии такого интереса общение становится тяжелым и прерывается.

6) К психологическим структурным компонентам акта коммуникативной ситуации следует в первую очередь отнести намерение и цель, т.е. мотивационную составляющую, которая определяет, что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания.

Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция) – желание вступить в общение с другим лицом.

В коммуникативной ситуации обычно различают два вида целей, которые может преследовать говорящий – ближайшую, непосредственно выражаемую говорящим, и более отдаленную, долговременную, нередко воспринимаемую как целевой подтекст. Тот и другой вид целей имеет много разновидностей. Основными разновидностями ближайшей цели общения являются:

· получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка мнения; развитие темы; разъяснение; критика (так называемая интеллектуальная цель);

· поддержка или отталкивание партнера, развитие или прекращение коммуникации (цель, связанная с установлением характера отношений);

· побуждение к действию;

· изменение эмоционального состояния партнера.

Долговременные цели говорящего выясняются и понимаются по общему характеру разговора благодаря более глубокому знанию данного человека, по непроизвольным проявлениям (вербальным или невербальным). Часто они более или менее тщательно скрываются людьми, порой принимаются меры к их маскировке.

Составляющие коммуникативной ситуации – ситуативные переменные. Изменение значений каждой из этих переменных ведет к изменению коммуникативной ситуации и, следовательно, к варьированию средств, используемых участниками ситуации, и их коммуникативного поведения в целом.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Общение между людьми будет неэффективным, если собеседники не знают, как управлять конкретной коммуникативной ситуацией, в которой они находятся. Она может быть очень нестабильной. Партнеры должны четко и адекватно реагировать на изменения в ее структуре и уметь не проявлять (или проявлять, но правильно) собственные реакции.

Разберемся в терминологии

Вам будет интересно: Учитель как субъект педагогической деятельности: описание, методы преподавания

общение коммуникативная ситуация

Таким образом, различие в этих понятиях кроется в том, что первое из них отражает психологические аспекты взаимодействия людей, а второе относится к технической стороне взаимного информирования.

В результате общения и получения разнообразнейшей информации извне через различные каналы человек развивается как личность, познает мир и учится пользоваться его благами, устанавливать, говоря научным языком, коммуникативные связи с окружающими в собственных интересах.

Схема коммуникативного процесса

Вам будет интересно: Стратегические риски: виды, анализ и оценка

Для обмена какими-либо сведениями требуется минимум два участника этого процесса: первый — отправитель, инициатор коммуникации, второй — получатель информации. Чтобы она была правильно воспринята и истолкована адресантом, отправитель должен позаботиться о ее доступности: учесть возраст, уровень образованности и степень его интереса к предмету, правильно выбрать способ кодирования (средство коммуникации) и канал передачи. Кодирование происходит с помощью письма, рисунка, фото, схемы, таблицы, устной речи. Много важного можно сообщить, например, языком жестов, мимикой, голосовыми интонациями, особым поведением, специальным одеянием.

Каналы передачи: телефон, телеграф, почта, средства массовой информации, личное общение.

анализ коммуникативной ситуации

Получатель декодирует поступившую информацию и, если есть необходимость, сам становится отправителем: отбирает для ответа нужный материал, способ кодирования, выбирает средства передачи, отправляет партнеру по общению.

Коммуникативный процесс может быть кратким, односторонним (приказ директора по учреждению) и длительным, когда между его участниками взаимодействие происходит многократно (например, планирование работы предприятия). Его эффективность зависит от того, насколько хорошо участники владеют технологиями общения.

Вам будет интересно: Изучение иностранного через общение с носителями языка. Обзор сервисов

Ситуация — это сочетание, стечение различных условий существования чего-либо. Она может быть благоприятной и неблагоприятной, краткосрочной и долгосрочной, управляемой и неуправляемой, изменяемой и стабильной.

основные коммуникативные ситуации

Анализ коммуникативной ситуации показывает, что ее характер зависит от таких условий, как:

  • кто ее участники,
  • в каких отношениях они состоят,
  • какие цели преследуют,
  • каковы средства и способы их общения,
  • выбор его места и тона (дружеский, враждебный, нейтральный, официальный).

С изменением одного или нескольких этих показателей меняется и вся ситуация общения, что приводит или к достижению его участниками поставленных целей или, наоборот, к непониманию и несогласию.

Личностно ориентированное общение

Основными коммуникативными ситуациями, по мнению Леонтьева А. А. и Бгажнокова Б. Х., считаются личностно ориентированная и социально ориентированная. Классификация типов и видов общения обширна, зависит от методологических подходов к их изучению.

Личностно ориентированное общение направлено на формирование у человека (ребенка, ученика, студента, работника, пациента) собственных переживаний по какому-либо поводу, на обмен мнениями, эмоциями, знаниями. Общение, коммуникативная ситуация подобным же образом строится специалистами, работающими в сфере оказания услуг населению (медицинских, образовательных, культурных, социальных).

коммуникативная ситуация пример

С учетом личностных качеств, уровня воспитанности, общего развития и знаний, места, времени общения, присутствия или отсутствия других лиц, уровня отношений с ребенком воспитатель создает определенную коммуникативную ситуацию. Пример: он, заботясь об индивидуальном подходе к личности, выбирает цель, средства и способы, тон общения с воспитанником. При этом он учитывает и собственное эмоциональное состояние, поскольку такие отрицательные чувства, как гнев, могут толкнуть на нежелательные высказывания и действия.

Социально ориентированное общение

Этот тип коммуникативной деятельности отличается от личностно ориентированного по следующим параметрам: в основе лежат социально направленные отношения, которые диктуются объективными, а не субъективными факторами.

Цель социально ориентированного общения — прямое или опосредованное воздействие на членов общества с помощью принятых норм и правил. Такой тип взаимодействия существует между членами трудового коллектива, между руководителями и подчиненными и может осуществляться в прямых контактах и опосредованно через письменные распоряжения, приказы, уведомления, докладные.

Соблюдение служебного этикета требует выбора вербальных и невербальных средств общения, его стиля, целей, длительности, учета обстановки. Социальная коммуникативная ситуация отношений подчиненного с начальником, например, исключает фамильярность, допустимую иногда в неформальной обстановке, но требует краткости и четкости изложения проблемы, использования профессиональных терминов.

социально коммуникативное развитие социальные ситуации

На совещаниях и общих собраниях требуется соблюдение регламента выступлений, их практической обоснованности.

Руководство, заботящееся о социально-коммуникативном развитии, о социальной ситуации в своем коллективе, находит возможности для повышения культуры его членов в области служебного и межличностного общения.

Коммуникативные барьеры ("шумы")

В течение жизни человек попадает в различные коммуникативные ситуации или же сам создает их. Его речь должна быть понятной, доступной, точной. Это показатель как его собственной культуры, так и уважения к партнеру по общению.

  • из-за предвзятого, неприязненного, неуважительного отношения к собеседнику;
  • из-за неумения слушать или слышать его, концентрироваться на сути и логике разговора;
  • из-за некомпетентности в обсуждаемой теме;
  • из-за неумения четко и грамотно формулировать мысли, использовать неязыковые средства: мимику, жесты, движения;
  • из-за отсутствия культуры речи и поведения;
  • из-за неумения или нежелания признавать свои ошибки и деликатно реагировать на чужие;
  • из-за плохой организации беседы: неправильно выбраны ее место, время, продолжительность, структура.

различные коммуникативные ситуации

Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от позитивности настроя и умения с первых минут определить психологическое состояние и тип собеседника, подстроиться к нему.

Подготовка к общению

Подготовленная коммуникативная ситуация должна быть стечением желательных, а не случайных, обстоятельств.

Любое общение, личностное или деловое, имеет свои цели участников, и поэтому требует с их стороны подготовки, продуманности структуры и содержания.

Эффективность коммуникативных связей

Не всякое общение заканчивается удовлетворением интересов всех его участников: кто-то полностью достиг поставленных целей, кто-то — частично, а у кого-то переговоры закончились вовсе безрезультатно. Однако первый участник получил желаемое, но перессорился со всеми остальными. Второй и третий, будучи недовольными результатами, сохранили нормальные деловые контакты и намерены в дальнейшем поддерживать их. Соответственно, именно для них коммуникативные связи оказались эффективными, поскольку сохранены отношения. В дальнейшем это позволит им объединять усилия для решения других задач.

Важный закон общения

Подготовка и осуществление сценариев общения требует больших затрат внутренней энергии от каждого его участника, если он хочет во что бы то ни стало добиться желаемой цели. Это один из законов эффективной коммуникации.

Безусловная вежливость, спокойствие даже в провоцирующей ситуации, сохранение личного достоинства демонстрируют внутреннюю силу и внушают уважение. Участник общения должен быть внимательным и открытым, готовым идти на компромиссы и твердым в тех вопросах, где уступки невозможны.

социальная коммуникативная ситуация

Усилий требует демонстрация доброжелательного отношения к партнеру, готовность предоставить необходимые и достаточные разъяснения, доказательства своей правоты. Понимание и учет эмоционального состояния собеседника, подавление собственных негативных переживаний в интересах дела — задача не из легких.

Правильная речь, умение убеждать, настаивать и соглашаться, управлять коммуникативным процессом — результат не только воспитания, обучения и опыта, но и большой внутренней работы над собой.

communicative situation. - набор обстоятельств, соотносимых с культурой коммуникантов и диктующих участникам коммуникации определенный стиль речевого поведения. Структура коммуникативной ситуации включает следующие постоянные категории: 1) участники (адресант говорящий, адресат слушающий); 2) время; 3) место общения; 4) событие / факт; 5) отношения между адресантом и адресатом; 6) тональность общения (официальная — нейтральная — дружеская); 7) цель; 8) средство общения (язык, паралингвистические и невербальные средства и др.; 9) способ общения (устный / письменный, контактный / дистантный). тж. прагматическая, поведенческая ситуация, ситуационная модель, ситуация побуждения. См. ситуация интерактивная.

1. Структурная организация определенной ситуации общения: 1) говорящий (адресант); 2) слушающий (адресат); 3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим 4) тональность общения (официальная, нейтральная, дружеская); 5) цель; 6) средство общения (язык или его подсистема: диалект, стиль, а также параязыковые средства - жесты, мимика; 7) способ общения (устный / письменный, контактный / дистантный); 8) место общения. Изменение каждого из параметров ведет к изменению К.с. 2. Синхронное состояние коммуникации в той или иной национальнотерриториальной общности. К.с. характеризуется: 1) общим объемом коммуникативного пространства; 2) количеством и типом составляющих это пространство коммуникативных сфер; 3) особенностями коммуникативных процессов в них.
-языковая ситуация
См. также: Языковая ситуация

Особенности речи и речевого поведения человека зависят от многих причин и факторов. Совокупность этих факторов называется коммуникативной ситуацией. Основные компоненты речевой ситуации – это внешние и внутренние условия общения, участники общения, их отношения. Кроме того, на качества деловой речи влияют степень знакомства, степень удаленности собеседников друг от друга, присутствие или отсутствие других людей и т.д.

Официальная обстановка общения предполагает особую юридическую значимость делового общения. Официальное общение протекает в служебном помещении – офисе, приемной, конференц-зале и т.д. Официальная обстановка требует соблюдения соответствующих этикетных норм речевого поведения:

• обязательного двустороннего Вы-общения по отношению к собеседнику любой возрастной группы и любого социального положения;

• строгого соблюдения этикетной рамки общения (слов приветствия и прощания);

• использования этикетных стандартных формул вежливости ("будьте добры", "будьте любезны", "разрешите мне . " и т.п.).

Официальная обстановка предъявляет требования к лексическому составу речи, в который не должны входить бранные, жаргонные, просторечные слова и диалектизмы.

Официальная обстановка обусловливает выбор литературного типа произношения, а не бормотания, не скороговорки или небрежного фонети­ческого оформления речи (не [здрас'т'е], а [здраствуйт'е], не [када], а [кагда]).

Определяющим фактором в неофициальной обстановке является степень знакомства. Беседа с незнакомым или малознакомым челове­ком накладывает те же требования этикетного характера, что и официальное общение. Даже присутствие "постороннего" человека (посетителя, клиента) требует от людей, находящихся с ним в одной комнате, переключиться на правила официального общения.

Факторадресата в деловом общении не менее важен, чем условия общения.Адресат человек, к которому обращена (адресована) речь. От того, в какие ролевые и коммуникативные отношения вступает с ним говорящий или пишущий (адресант), будет зависеть коммуникативная тактика и выбор этикетных средств. При выборе обращения, например, важнейшим критерием является социальный статус адресата. Обозначение социального статуса адресата может быть вербальным (словесным) и невербальным (обозначаемым при помощи интонации).

Индексами социального статуса являются служебное положение, общественное положение, материальное положение, заслуги. Согласно русской традиции в деловом общении половые различия не акцентируются, т.е. женщина обладает при равном социальном статусе теми же преимуществами, что и мужчина.

Социальная роль во многом определяет характер коммуникативного ожидания собеседника, который нельзя не учитывать. Если вы начальник, подчиненный во время общения с вами ожидает от вас корректности, вежливости, заботливости, иногда покровительства и всегда уважения. Агрессия, желание отнести просчеты и ошибки на счет подчиненного являются нарушением нормы речевого поведения.

Коммуникативные роли, в отличие от социальных, переменчивы. Одно и то же лицо в процессе диалога (полилога) выступает в качестве адресанта, адресата и наблюдателя.

Адресант инициатор диалога, говорящий, пишущий, активный коммуникант. Это, безусловно, тактически выигрышная роль. Адресант задает тон, темп и тематическую программу общения. Недаром во всем мире ценится речевая активность, умение направлять беседу и регулировать ее временные рамки.

Позиция наблюдателя – это тоже позиция активного участника общения. Даже не участвуя в диалоге, наблюдатель влияет на его ход. Так, наличие в кабинете посетителя предполагает, что рабочие внутрикорпоративные вопросы решаются быстро, без излишней детализации.

Таким образом, пассивных участников коммуникативного процесса в деловом общении не существует.

Факторцели связывает позиции говорящего и слушающего в едином коммуникативном процессе.

Особенности речи и речевого поведения человека зависят от многих причин и факторов. Совокупность этих факторов называется коммуникативной ситуацией. Основные компоненты речевой ситуации – это внешние и внутренние условия общения, участники общения, их отношения. Кроме того, на качества деловой речи влияют степень знакомства, степень удаленности собеседников друг от друга, присутствие или отсутствие других людей и т.д.




Официальная обстановка общения предполагает особую юридическую значимость делового общения. Официальное общение протекает в служебном помещении – офисе, приемной, конференц-зале и т.д. Официальная обстановка требует соблюдения соответствующих этикетных норм речевого поведения:

• обязательного двустороннего Вы-общения по отношению к собеседнику любой возрастной группы и любого социального положения;

• строгого соблюдения этикетной рамки общения (слов приветствия и прощания);

• использования этикетных стандартных формул вежливости ("будьте добры", "будьте любезны", "разрешите мне . " и т.п.).

Официальная обстановка предъявляет требования к лексическому составу речи, в который не должны входить бранные, жаргонные, просторечные слова и диалектизмы.

Официальная обстановка обусловливает выбор литературного типа произношения, а не бормотания, не скороговорки или небрежного фонети­ческого оформления речи (не [здрас'т'е], а [здраствуйт'е], не [када], а [кагда]).

Определяющим фактором в неофициальной обстановке является степень знакомства. Беседа с незнакомым или малознакомым челове­ком накладывает те же требования этикетного характера, что и официальное общение. Даже присутствие "постороннего" человека (посетителя, клиента) требует от людей, находящихся с ним в одной комнате, переключиться на правила официального общения.

Факторадресата в деловом общении не менее важен, чем условия общения.Адресат человек, к которому обращена (адресована) речь. От того, в какие ролевые и коммуникативные отношения вступает с ним говорящий или пишущий (адресант), будет зависеть коммуникативная тактика и выбор этикетных средств. При выборе обращения, например, важнейшим критерием является социальный статус адресата. Обозначение социального статуса адресата может быть вербальным (словесным) и невербальным (обозначаемым при помощи интонации).

Индексами социального статуса являются служебное положение, общественное положение, материальное положение, заслуги. Согласно русской традиции в деловом общении половые различия не акцентируются, т.е. женщина обладает при равном социальном статусе теми же преимуществами, что и мужчина.

Социальная роль во многом определяет характер коммуникативного ожидания собеседника, который нельзя не учитывать. Если вы начальник, подчиненный во время общения с вами ожидает от вас корректности, вежливости, заботливости, иногда покровительства и всегда уважения. Агрессия, желание отнести просчеты и ошибки на счет подчиненного являются нарушением нормы речевого поведения.

Коммуникативные роли, в отличие от социальных, переменчивы. Одно и то же лицо в процессе диалога (полилога) выступает в качестве адресанта, адресата и наблюдателя.

Адресант инициатор диалога, говорящий, пишущий, активный коммуникант. Это, безусловно, тактически выигрышная роль. Адресант задает тон, темп и тематическую программу общения. Недаром во всем мире ценится речевая активность, умение направлять беседу и регулировать ее временные рамки.

Позиция наблюдателя – это тоже позиция активного участника общения. Даже не участвуя в диалоге, наблюдатель влияет на его ход. Так, наличие в кабинете посетителя предполагает, что рабочие внутрикорпоративные вопросы решаются быстро, без излишней детализации.

Таким образом, пассивных участников коммуникативного процесса в деловом общении не существует.

Факторцели связывает позиции говорящего и слушающего в едином коммуникативном процессе.

Читайте также: