Энеолит кратко самое главное

Обновлено: 04.07.2024

От неолита во многих странах, в том числе у нас, отличают энеолит. Это странное слово - смешанное латино - греческое (aeneus по-латыни - медный, "литос" по-гречески - камень). Некоторые предпочитают поэтому термин халколит ("халкос" по-гречески - медь). Оба термина говорят о том, что в ту эпоху появилась уже медь, но подавляющее преобладание в индустрии принадлежало ещё камню. Иначе такое время называется "медный век".

С самого начала надо подчеркнуть, что неолит (не считая раннего) и энеолит в основном одновременны. Различаются они не хронологически, а по уровню культуры, относясь одинаково к IV и III тысячелетиям до н. э. В это время многие области Европы и Азии были заселены неолитическими племенами, незнакомыми с металлом и ведшими охотничье - рыболовческое хозяйство. В других областях Европы и Азии жили энеолитические племена, имевшие уже некоторое знакомство с металлом, и хозяйство их было, как правило, основано уже на земледелии и скотоводстве.

Существование медного века между каменным и бронзовым доказано химическими анализами древнейших металлических орудий труда и оружия. Все они во всех странах оказались не бронзовыми, а чисто медными. Чистой медью надо признать при этом медь без искусственных примесей, естественные примеси почти неизбежны.

Довольно позднее появление бронзы понятно: она является сплавом меди и олова. Трудно было открыть такой сплав и оценить его превосходство, тем более что олово в природе встречается не так часто. Но медь, во-первых, слишком мягка, во-вторых, её температура плавления трудно достижима для древних людей. Поэтому медные орудия не только не могли вытеснить кремнёвых, но были в течение медного века сравнительно редки.

Как ни мало было этих орудий, они стали провозвестниками великих будущих новшеств. В мир камня и дерева вошло новое вещество - металл.

Медные орудия делались сначала из самородной меди. Наиболее древние из них изготовлены путём холодной обработки ударами: медь считалась одним из видов камня. Но в конце концов (в IV тысячелетии до н. э.) люди узнали (может быть, сначала случайно, при разведении костра), что металл обладает драгоценным свойством: превращается при сильном огне в жидкость и может при этом принять любую форму, сохраняя её при застывании. Так началась металлургия.

Из энеолитических поселений наиболее типичны так называемые поселения расписной керамики. Они распространены от Китая до Дуная и всюду отмечают одну и ту же ступень общественного развития. Пять общих признаков объединяют их между собой: 1) господство мотыжного земледелия над другими видами хозяйства, 2) появление медных орудий при значительном преобладании кремнёвых, 3) большие, обычно глинобитные, дома больших первобытно - общинных коллективов, 4) глиняные женские статуэтки родоначальниц, характерные для материнского рода, 5) расписная керамика, т. е. покрытая узорами, нанесёнными кистью. Редкое сходство социально- экономической обстановки всюду вызвало сходные формы прикладного искусства. Впрочем, керамика сходна, но не тождественна.

Подобные поселения раньше, чем в других странах, возникли в Двуречье и в Египте. Первобытные древности обеих этих стран, дошумерские в Двуречье, додинастические в Египте, датируются IV тысячелетием до н. э. Для них характерны все перечисленные признаки. Расписная керамика Двуречья покрыта обычно клетчатыми узорами. Расписная керамика Египта отличается сюжетностью росписи.

В IV - III тысячелетиях в Двуречье и Египте уже развилась высокая цивилизация на основе рабовладения (энеолит, впрочем, там ещё продолжался). Но в это время на огромных территориях Азии и Европы распространились поселения с расписной керамикой. Керамика эта тогда всюду была связана с мотыжным земледелием.

Все перечисленные признаки поселений расписной керамики прослежены в Китае, Иране, Средней Азии (Анау в Туркмении), крайне (Триполье), Румынии, Болгарии, Югославии, Греции и т. д.

Впрочем, надо оговориться, что для энеолитических поселений примитивных земледельцев расписная керамика типична в большинстве стран, но не всюду. В Германии, Франции и некоторых других странах Европы расписной керамики нет, но там тоже распространены подобные поселения. Для них там характерна ленточная керамика, т. е. с нарезным узором, расположенным лентами. В дунайских странах и на крайнем западе Украины (верховья Днестра) встречаются обе керамики, при этом оказывается, что расписная связана с несколько более высоким уровнем развития. В подобных поселениях Закавказья (см. ниже) керамика не расписная и не ленточная.

Энеолит лучше, чем где бы то ни было, изучен на Украине. Здесь к нему относятся трипольские поселения, датируемые III тысячелетием до н. э. Близ селения Триполье на Днепре, .немного ниже Киева, было раскопано первое поселение с расписной керамикой, по нему называются и все остальные, а их много открыто на Украине, преимущественно Правобережной: от Днепра до Карпат. На Левобережной Украине их мало. В последние годы много трипольских поселений открыто в Молдавии.

Трипольские, так называемые глиняные, площадки долго считались загадочными сооружениями. В науке шёл о них спор. Одни археологи считали их остатками погребально - культовых построек, другие - керамических мастерских, третьи - жилых домов. Ни такие культовые постройки, ни керамические мастерские при данном уровне социального развития немыслимы. Храмы (пусть погребальные) всюду появляются или при возникновении классов, или незадолго до того; ремесленное производство тоже. Трипольцам до этого было далеко.

В советское время систематические раскопки решили спор путём сплошного вскрытия этих сооружений на больших площадях. Площадки оказались несомненными остатками жилых домов, пол и стены которых были обмазаны толстым слоем глины. Решению спора помогли сами первобытные обитатели этих посёлков, изготовившие ряд глиняных моделей таких жилищ, очевидно, с культовыми целями. В модели, найденной в селе Сушковке (длина её 26 см), вылеплена даже фигурка женщины, работающей внутри дома на зернотёрке. Там же вылеплены зернотёрки на подставке, печь, несколько грушевидных сосудов для зерна. Всё это точно соответствует по форме и расположению зернотёркам, печам и большим грушевидным сосудам, находимым при раскопках. Есть и вторая столь же сложная модель, найденная в селе Попудне. Там тоже женщина работает на зернотёрке, и её окружает такая же обстановка. Другие подобные модели не имеют таких деталей, но тоже точно передают общий облик прямоугольного глинобитного дома. От такого дома оставались при разрушении плотные слои глины, названные в археологии площадками и оставшиеся непонятными при замкнутых небольших раскопках старых археологов.

Основа стен дома была из столбов и прутьев. Глину при сооружении жилища обжигали, затем красили в цвета белый, жёлтый, красный. Краски применялись минеральные: мел и охра. Длина трипольского дома от 5 до 30 м, ширина 5 - 7 м. Во всяком случае в среднем трипольском доме жило много людей, объединённых общим хозяйством.

Трипольский посёлок состоял из таких домов, расположенных по окружности с площадью посредине. Каждый трипольский посёлок соответствовал, по-видимому, одному роду, дома в нём исчисляются десятками, а жители сотнями. Круглая площадь посредине служила общему родовому хозяйству. Там помещался загон для скота. Высказано предположение, что на этой площади происходили собрания, празднества и обрядовые пляски.

Рис. 15. Предметы из трипольских поселений


Рис. 15. Предметы из трипольских поселений

На глиняном полу дома встречаются глиняные сооружения: печи, скамьи, лежанки, жертвенники и подставки для зернотёрок. Часты во всех жилищах хлебные зёрна. Представлены три злака: пшеница, ячмень, просо.

Медных орудий очень мало, и это преимущественно топоры. Они невелики, плоски, книзу расширены и явно подражают формам каменных полированных топоров, уплощённых и тоже расширенных книзу (без сверлин). Древнейшие медные орудия вообще иногда подражают формам, выработанным в камне. Встречаются ещё медные четырёхгранные шилья и медные небольшие колечки. Бронзы вовсе нет.

Из орудий труда наиболее интересны кремнёвые, хорошо ретушированные, криволинейные серпы и каменные полированные мотыги. Серп во всех странах появляется вместе с древнейшим земледелием. Кривизна лезвия для него обязательна: иначе он не справится со своей задачей. Наряду с цельными кремнёвыми серпами у трипольцев были серпы из кремнёвых вкладышей. Мотыги делались также из оленьих рогов. Всё говорит о преобладании земледелия. Зернотёрок очень много в каждом доме. Из кремнёвых орудий есть ещё скребки и ножи. Скотоводство было тесно связано с земледелием. Трипольцы разводили коров, свиней и овец.

Три злака: пшеница, ячмень и просо, встречаемые в трипольских жилищах, были в это время известны во многих странах Европы и Азии. Обычно все эти три злака встречаются вместе. В диком виде они в Европе не росли и проникли сюда, вероятно, с гор, разграничивающих Среднюю Азию и Индию, где поныне известны их дикие сородичи. Но ещё не удалось выяснить, когда и как они распространились оттуда по другим странам. Во всяком случае это произошло на заре земледелия. Серьёзное земледелие без злаков и невозможно, а другие злаки введены в культуру гораздо позже.

Рис. 16. Зернотёрка


Рис. 16. Зернотёрка

Вопрос о происхождении домашних животных решается иначе. Предки домашних коров, овец, свиней, лошадей были в диком состоянии распространены в очень многих странах Европы и Азии, поэтому и приручение их могло одновременно произойти во многих центрах.

Глиняные трипольские статуэтки почти всегда изображают женщин, мужские фигурки редки. Женских статуэток найдено много сотен. Они условны и схематичны в отличие от реалистических женских статуэток палеолита. Причины такой разницы в стиле пока неизвестны. Женские признаки старательно подчеркнуты. Есть и скульптурные изображения животных, обычно быков, но они не так часты.

Статуэтки позволяют утверждать, что и трипольское общество было матриархальным; о том же говорит характер хозяйства. У племён, хозяйство которых основано на примитивном земледелии, материнский род, судя по этнографическим данным, всегда прочен. Этому содействуют особое значение и самостоятельность женского труда. Ведь мотыжное земледелие всегда является делом женщин. "Было время, время матриархата, когда женщины считались хозяевами производства. Чем объяснить это? Тем, что в тогдашнем производстве, в первобытном земледелии, женщины в производстве играли главную роль, они выполняли главные функции, тогда как мужчины бродили по лесам в поисках зверя" 1 .

1 (И. В. Сталин, Соч., т. 1, стр. 340.)

Трипольская керамика в большинстве совсем уже плоско- донна, что обусловлено распространением плоского обеденного стола и плоского печного пода. Только эти причины могли вызвать переход от круглодонных сосудов к плоскодонным, происходивший в разных областях в разное время. Энеолитическая керамика всюду отличается от неолитической своей значительной диференциацией, что вызвано развитием земледелия и скотоводства. Трипольские керамические формы разнообразны. Характерны большие грушевидные сосуды для зерна. Есть маленькие чашечки. Встречаются специальные глиняные крышки для сосудов. Роспись керамики производилась минеральными красками: красной, чёрной и белой. Узоры чаще всего спиральные; реже встречаются символические изображения солнца, фигуры животных и человекообразные большеглазые лики. Заключительная эпоха истории трипольских поселений относится уже к бронзовому веку (см. ниже).

Энеолит столь же ярко представлен в Анау, близ Ашхабада, в Южной Туркмении. Там находятся холмы, образовавшиеся на ровном месте из культурного слоя, накопленного за много веков. В основном они состоят из развалин глинобитных домов. Когда такой дом разрушался, на его остатках воздвигался другой такой же и т. д.; холм тем самым рос. Холмов в Анау два, северный и южный, расстояние между ними полкилометра. К энеолиту относится северный холм, он делится на два слоя: нижний (Анау I) толщиной в 14 м и верхний (Анау II) толщиной в 5 м.

Рис. 17. Сосуды. Анау I


Рис. 17. Сосуды. Анау I

Анау I относится в основном к IV тысячелетию до н. э. Уровень культуры близок к Триполыо, хозяйство тоже было мотыжно - земледельческим, разводились пшеница и ячмень (мякина этих злаков примешана к составу глины толстых горшков). Много зернотёрок. Приручены были корова, свинья и овца. Орудия почти исключительно кремнёвые, среди них много ножевидных пластинок. Среди оружия имеются полированные каменные булавы, форма их здесь шаровидная. Расписная керамика довольно близка к трипольской, хотя, вероятно, древнее её. Совпадают основные краски, приёмы росписи и общая её размашистость. Некоторые элементы узоров в Триполье и Анау поразительно однородны, но эту однородность нельзя переоценивать. Пусть отдельные трипольские черепки неотличимы от анауских, в целом системы узоров совершенно различны, да и элементы их, как правило, различаются. Так, для Анау наиболее типичен орнамент из многочисленных криволинейных треугольников. В формах керамики сходства тоже нет: в Анау господствуют разные типы чашевидных сосудов. Но и здесь распространено плоское дно.

Рис. 18. Черепки. Анау I и Анау II


Рис. 18. Черепки. Анау I и Анау II

Можно утверждать, что одежды в Анау сделаны были уже из тканей. Доказательством этого являются находки пряслиц. Так называются хорошо знакомые всем археологам каменные или глиняные кружки. Пряслице надевалось на веретено, чтобы сделать нижний его конец устойчивым и обеспечить равномерность вращения. Эти предметы принадлежат к самым частым находкам при раскопках поселений энеолита, бронзового века и железного века. Глиняные пряслица, встречаясь часто уже в Анау I, свидетельствуют, что энеолитические обитатели Средней Азии умели прясть и имели нитки, а следовательно, были знакомы и с примитивным ткачеством. Ткани не сохранились, они могли быть шерстяные или льняные. К IV тысячелетию до н. э. восходят вообще древнейшие ткани в мире.

Анау II относится в основном к III тысячелетию до н. э. Кремнёвые орудия по-прежнему преобладают, но медные уже довольно обычны: среди них имеются не только мелкие (шилья и т. д.), но и крупные (кинжалы). Встречаются также медные булавки и бусы. Бусы делались ещё из сердолика и других цветных камней. Значение скотоводства при сохранении земледельческого хозяйства выросло. Вслед за коровами, овцами и свиньями приручены были лошади и верблюды. Орнамент расписной керамики стал немного сложнее и окраска пестрее. В разных комбинациях применялись краски чёрная, коричневая, фиолетовая, красная и т. д. Когда на северном холме Анау жизнь кончилась, возник южный холм, речь о нём будет ниже.

Кроме Анау в Туркмении раскопаны другие подобные энеолитические посёлки. От них остались холмы такого же происхождения. Наиболее известен из них Ак-тепе, тоже близ Ашхабада. Он хронологически и по уровню хозяйства связан с Анау II, но существенно от него отличается по формам и узорам керамики, несмотря на территориальную близость. Это может говорить о резкой разобщённости смежных племён. Глинобитные дома в Ак-тепе делились, судя по размещению находок, на женские и мужские половины. В первых хозяйственных остатков было много, и керамика преобладала расписная, во-вторых - лишённая росписей. Такая керамика в одновременных могильниках Ирана встречается в мужских могилах.

Рис. 19. Медный кинжал. Анау II


Рис. 19. Медный кинжал. Анау II

При всей огромной распространённости энеолитической расписной керамики она не всюду в СССР характерна для примитивных земледельцев этой эпохи. В Закавказье типичный посёлок таких земледельцев III тысячелетия до н. э. раскопан в Армении - Шенгавит, близ Еревана. Глинобитные дома там были, в отличие от Триполья и Анау, не четырёхугольные, а круглые. Круглые центральные комнаты, перекрытые коническими крышами, были вымощены галькой концентрическими кругами и в центре имели круглые глиняные очаги с рельефными узорами. Керамика была чёрная с лощёной до блеска поверхностью. Жители сеяли пшеницу и ячмень, разводили коров и овец. Много найдено кремнёвых вкладышей. Удалось выяснить, что из таких кремешков составлялись здесь лезвия серпов. Есть полированные каменные булавы грушевидной формы. Булавы такой формы широко распространены в это время у народов Двуречья. Медь представлена булавками и шильями. О местной металлургии свидетельствует обломок литейной формы для отливки плоского медного топора. Есть глиняная женская статуэтка схематических очертаний. Шенгавит является пока единственным хорошо исследованным энеолитическим поселением Закавказья. Несколько подобных поселений открыто в Армении и Грузии. В Азербайджане их нет, зато там раскопаны курганы этого времени, близкие к данным поселениям по керамике. В них найдены каменные полированные шаровидные булавы, кремнёвые стрелы, медные ножи и золотые бусы. Золото благодаря своему блеску рано стало известно людям, оно распространяется вместе с медью в энеолите, хотя при раскопках встречается, по понятным причинам, ещё реже. Погребения в названных курганах скорченные, т. е. костяки лежат на боку с подогнутыми ногами. Этот обряд погребения во многих странах типичен для энеолита.

Рис. 20. Древнеямный сосуд


Рис. 20. Древнеямный сосуд

Энеолит представлен на огромном пространстве поселениями первобытных земледельцев. Но, конечно, были тогда и другие виды хозяйства. Выше уже шла речь о неолитических стоянках того же времени. Даже непосредственными соседями трипольцев были охотничьи племена, курганные погребения которых до нас дошли.

Ниже будет рассказано о курганах со скорченными и окрашенными костяками, характерных для бронзового века наших степей (низовья Дона, Днепра и Волги). Но наиболее древние из этих курганов, так называемые древнеямные, относятся к энеолиту. Это самые ранние погребальные насыпи Восточной Европы, да и во всём мире более древних курганов нет. Они относятся к III тысячелетию до н. э.

Простые подкурганные могильные ямы дали эпохе имя; впрочем, этот термин очень случаен, ямы и во всех позднейших курганах обычны. Инвентарь древнеямных погребений беден, часто вовсе нет вещей. Встречаются кремнёвые треугольные стрелы, скребки, ножевидные пластинки. Меди мало; она представлена ножами и шильями. Глиняные сосуды все кругло донны или остродонны в отличие от плоскодонных сосудов земледельцев. Орнамент, если он есть, гребенчатый по верхней части. Кости животных, встречаемые в погребениях, свидетельствуют о подавляющем преобладании охоты над скотоводством. Они все почти принадлежат диким животным: оленю, зайцу и т. д. Домашних животных почти нет, только в трёх курганах (один донецкий и два волжских) встречены кости овцы. В пищу употреблялись моллюски; в курганах находятся иногда кучи раковин. В одном днепровском кургане такая куча имеет 1,5 м в диаметре. В конце III тысячелетия до н. э. древнеямные курганы были сменены так называемыми катакомбными курганами, принадлежащими уже скотоводам бронзового века.

Эпоха энеолита или медный век – одна из эпох развития человечества, является переходным периодом между неолитом и бронзовым веком. Его еще могут называть медно-каменный век, так как каменные орудия труда все еще использовались в этот период.
Эпоха энеолита – это период с 4 по третье 3 до нашей эры. Интересно то, что на некоторых территориях очагов развития человечества, медного века не было и вовсе, а в некоторых регионах он существовал значительно дольше.

Данные археологии об эпохе энеолита

Достижения эпохи энеолита

Как говорят археологические находки, именно в эпохе энеолите человечество изготовило первое колесо. Сначала считалось, что это открытие сделали народы Месопотамии, но последние археологические данные говорят, что колесо, возможно, появилось на территории Восточной Европы. Колесо сыграло огромную роль в транспортной системе, способствовало развитию торговли, строительства, военному делу.
Кроме этого, в это время были приручены лошади. Это способствовало развитию сельского хозяйства, военному делу, скотоводство перешло на абсолютно новый уровень.
О том, что культуры энеолита научились выплавлять металлы из руды, мы уже говорили, пока что это была медь. Это позволило улучшить орудия труда, каменные приходили в забвения, а уровень сельского хозяйства сильно вырос, как и промышленность, и военное дело. Оружие из меди хоть и было довольно мягкое, но все же его можно было починить, если оно подверглось деформации.
Как вывод, следует сказать, что эпоха энеолита – это важный период в развитии человечества, без достижения которого, мы бы не могли представить современный мир. Кем бы было человечество, если бы не научилось плавить металлы из руды и без изобретения колеса?

Содержание

Технологии

Первое знакомство человека с медью произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка). Сплавлять медь с другими металлами для получения бронзы тогда не умели. В некоторых культурах самородки после ковки прогревали для уничтожения межкристаллических связей, делающих металл хрупким. Низкое распространение меди в энеолите связано, в первую очередь, с недостаточным количеством самородков, а не с мягкостью металла — в регионах, где меди было много, она быстро стала вытеснять камень. Несмотря на свою мягкость медь имела важное преимущество — медное орудие можно было починить, а каменное приходилось делать заново.

Археологические данные

Ближний Восток и Европа


Древнейшие в мире металлические вещи найдены при раскопках в Анатолии. Жители неолитического селения Чайоню одними из первых начали эксперименты с самородной медью [1] [2] , а в Чатал-Гуюке ок. 6000 г. до н.э. научились выплавлять медь из руды и начали применять ее для изготовления украшений. В Двуречье металл узнали в VI тысячелетии (самаррская культура), тогда же украшения из самородной меди появились в долине Инда (Мергарх). В Египте и на Балканском полуострове их делали в V тысячелетии (Рудна Глава). К началу IV тысячелетия до н.э. медные изделия вошли в обиход самарской, хвалынской, среднестоговской и других культур Восточной Европы.


С IV тысячелетия до н. э. медные и бронзовые орудия труда начали вытеснять каменные.

Халколит в Древней Америке


Погребальная маска 9-11 вв, культура Сикан (Перу). Золото, медь, киноварь. Местонахождение — Метрополитен-музей

Южная Америка

Первые находки медных предметов в Южной Америке относятся к цивилизации Чавин (I тысячелетие до н. э.). В дальнейшем народы Анд достигли большого мастерства в металлургии меди, особенно культура мочика. Впоследствии эта культура стала выплавлять мышьяковистую а культуры тиуанако и уари — оловянистую бронзу. Государство инков Тауантинсуйу уже может считаться цивилизацией развитого бронзового века.

Месоамерика

В Месоамерике медь появилась намного позже, предполагают, что её изготовление распространилось как культурное влияние Южной Америки через Панамский перешеек. Месоамериканцы не достигли большого мастерства в этом ремесле, ограничившись лишь медными топорами, иголками и, конечно, ювелирными изделиями. Наиболее продвинутые методы были разработаны миштеками, которые научились создавать великолепно украшенные вещи. Выплавлять бронзу древние месоамериканцы так и не научились.

История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, который называется первобытнообщинным строем. Одной из наиболее распространенных периодизаций этой формации является археологическая, т.е. деление ее на каменный век, меднокаменный (энеолит), бронзовый и ранний железный века. В основу этой периодизации положен принцип преобладания того или иного материала в производстве орудий труда. Каменный век, самый длительный в истории людей, делят еще на палеолит - древний каменный век, мезолит - средний каменный век и неолит - новый каменный век. В свою очередь палеолит подразделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний). В эпоху раннего палеолита идет процесс антропогенеза - возникновения и развития "человека разумного". Согласно научному подходу, человек выделился из животного царства благодаря труду, систематическому изготовлению орудий труда. В процессе трудовой деятельности совершенствовалась человеческая рука, появилась и стала развиваться речь. Наука за последние десятилетия все более удревняет явление очеловечивания наших звероподобных предков, что в свою очередь заставляет искать ответы на новые вопросы. Недостающие звенья антропогенеза заполняются новыми находками, но появляются и новые лакуны. Первыми предками человека, которые вступили на долгий путь развития, были обезьяны - австралопитеки. Что же касается древнейших людей (архантропов), то, судя по находкам в Африке в последние десятилетия, их появление относится ко времени, отстоящему от нас на 2 - 2,5 млн лет. В конце раннего палеолита, около 100 тыс. лет тому назад, появился неандертальский человек, названный так по первой находке в Германии. Неандертальцы - палеоантропы, они стоят гораздо ближе к современному человеку, чем предшествующие им архантропы. Неандертальцы распространились весьма широко. Стоянки их на территории нашей страны обнаружены на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, Казахстане, в низовьях Днепра и Дона, возле Волгограда. Большую роль в развитии человека начинает играть оледенение, менявшее состав животных и облик флоры. Неандертальцы научились добывать огонь, что было огромным завоеванием формирующегося человечества. У них, по всей видимости, появились уже первые зачатки идеологических представлений.

В позднем палеолите (40-35 тыс. лет тому назад) формируется человек современного типа (кроманьонский человек). Эти люди уже значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий: они становятся гораздо более разнообразными, иногда миниатюрными. Появляется метательное копье, что значительно повысило эффективность охоты. Зарождается искусство. Магическим целям служила наскальная живопись. На стены пещер смесью природной охры с животным клеем наносились изображения носорогов, мамонтов, лошадей и т.д. (например, Каповая пещера в Башкирии). В эпоху палеолита постепенно изменяются и формы человеческих сообществ. От первобытного человеческого стада - к родовому строю, который и возникает в позднем палеолите. Основной ячейкой человеческого общества становится родовая община, для которой характерна общая собственность на основные средства производства. Переход к среднекаменному веку - мезолиту на нашей территории начался в XII-X тысячелетиях до н.э., а закончился в VII-V тысячелетиях до н.э. В это время человечество сделало много открытий. Важнейшим изобретением были лук и стрелы, что привело к возможности не загонной, а индивидуальной охоты, причем и на мелких живот- ных. Были сделаны первые шаги в направлении скотоводства. Была приручена собака. Некоторые ученые предполагают, что в конце мезолита были приручены свиньи, козы и овцы. Скотоводство, как вид хозяйственной деятельности сформировалось только в неолите, когда зародилось и земледелие. Переход к производящему хозяйству имеет такое необыкновенное значение для человечества и по масштабам каменного века произошел так быстро, что позволяет ученым говорить даже о неолитической "революции". Расширя- ется и усовершенствуется ассортимент каменных орудий труда, но появляются и принципиально новые материалы. Так, в неолите было освоено изготовление керамики, еще лепной, без гончарного круга. Освоено было и ткачество. Изобретена лодка и было положено начало судоходству. В неолите родоплеменной строй достигает более высокой стадии развития - создаются крупные объединения родов - племена, появляется межплеменной обмен и межплеменные связи.

1.2. Век меди и бронзы

Настоящим переворотом в жизни человечества было освоение металлов. Первым металлом, который люди научились добывать, была медь. Появление медных орудий активизировало обмен между племенами, так как месторождения меди распределены весьма неравномерно по земле. Неолитическая община была уже гораздо менее замкнутой, чем община эпохи палеолита. Это время называется энеолитическим веком. Со временем на базе меди люди научились создавать новые сплавы - появилась бронза.

В эпоху энеолита (медно-каменный век, 4-3 тыс. до н. э.) людьми осваивается обработка меди. Усиливается развитие племён, люди живут в собственноручно построенных домах. Сами люди по внешнему облику уже мало отличались от современных людей.

Энеолит является переходной эпохой от неолита к бронзовому веку. В это время происходит знакомство населения с металлургией и металлообработкой меди. Основными материалами для изготовления орудий оставались камень и кость. Единичные металлические предметы - пластины, ножи, иглы, шилья и другие мелкие изделия - выполнены методом ковки.

Эпоха энеолита характеризуется распространением и упрочением производящих форм хозяйства, использованием нового природного материала - меди, изобретением колесного транспорта. На ряде обширных территорий, где возможности земледелия были ограничены, скотоводство имело широкие перспективы для выработки новых форм. Постепенно распространяясь в широтном и меридиональном направлении, скотоводство проникло в зону охотничье-рыболовческих культур, население которых достаточно быстро осознало его эффективность. В лесостепных районах производящее хозяйство сочеталось с традиционными формами присваивающего - охотой, рыбной ролью, собирательством. Внедрение новой экономики и ее особенности предопределили образование новых культур и системы связей, создание неизвестных ранее культов и традиций.

Идеологические воззрения и верования энеолитических земледельцев Восточной Европы представляли собой составную часть их бытия. Центральное место занимал культ плодородия, на что указывают глиняные женские фигурки, культовый инвентарь, роспись на сосудах, найденных в специально сооруженных святилищах. Особую группу составляют амулеты, связанные с культом солнечного быка и других животных, являвшихся объектом поклонения. Ритуальными являются и глиняные модели жилищ, в которых важнейшим сооружением была печь. Эти модели использовались в домашних обрядах во время выпечки хлеба и в магических действиях, направленных на обеспечение обильного урожая. В начале энеолитической эпохи, восприняв идеи скотоводства, лесостепные племена начали приручать диких лошадей, которые прежде являлись объектом охоты и издревле обитали на территории Волго-Уралья. Распространение крупного и мелкого рогатого скота происходило в результате продвижения энеолитических племен из западных районов Восточной Европы.
С началом коневодства стал утверждаться культ коня, что отразилось в устройстве жертвенников с черепами лошадей, распространении изображений лошади.
Религиозные верования лесостепных племен нашли отражение в практиковавшемся ими погребальном обряде. Открытие и исследование могильников показало, что по сравнению с предыдущей эпохой, идеологические представления племен, населявших территорию Самарского Поволжья, значительно изменились. Сооружение могильника - древнего кладбища - сопровождалось определенными ритуальными действиями, связанными с представлениями людей о жизни и смерти. Умерших соплеменников клали в неглубокие ямы в вытянутом положении на спине, головой на север или северо-восток. В одной могильной яме могли похоронить от одного до трех человек. Сверху тела посыпали охрой, красной краской, символизирующей кровь, жизнь, тепло.

2. ПОНЯТИЕ ЭПОХИ ЭНЕОЛИТА. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В табл. 1 приведено историческое положение эпохи энеолита в истории развития научных знаний о человечестве, в материальном развитии человечества и его влиянии на этноисторические процессы.

Временные ступени 1

Аббевиль (трудовая традиция)

Средний ашель 5

Поздний ашель 5 4

Раннее мустье 6

Среднее мустье 6

Позднее мустье 6

Верхний палеолит ранний

Верхний палеолит средний

Верхний палеолит поздний 7

Ранний железный век

Поздний железный век

1. Единица счета 1 000 лет; временные ступени приведены без уточнения начала отсчета.

2. развитие в рамках биоценоза (биосферы).

3. овладение огнем, выход из биоценоза и становление ноосферы.

4. развитие в рамках ноосферы.

5. нижний палеолит, планетарная хронология, доистория.

6. средний палеолит, планетарная хронология, доистория.

7. региональные хронологии, региональная история.

2.1. Содержание понятия "энеолит".

Вначале я рассмотрю вопрос, что подразумевается под понятием "энеолит". Здесь мы сталкиваемся с различными подходами. Авторы тома "Энеолит СССР", подводя черту под списком имеющихся подходов к определению энеолита, выделяют два главных подхода: формально-семантический и содержательный. Авторами отмечается односторонность при использовании формально-семантического метода, так как при определении эпохи главное внимание уделяется наличию медных и каменных изделий и на этом все ограничивается. Такой подход использован во многих учебных пособиях и справочной литературе. Более результативным они считают другой метод – содержательный, так как в основе археологической периодизации лежит весь комплекс культурных элементов, носителями которых были древние племена, что нашло отражение в археологических материалах. Основателем этого метода явился Б.Б. Пиотровский. Необходимо отметить, что большим достижением разработчиков содержательного метода явилось осознание "энеолита" как самостоятельной археологической эпохи в развитии древних культур, когда происходит интенсивное развитие производящих форм экономики (в различных сочетаниях) и соответствующие им новые культурные традиции, которые и проявились в новых археологических наборах вещей – "…плоскодонная богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, прочные жилища с ровным полом".

Другие авторы отошли от противопоставления названных подходов при определении понятия "энеолит". Стало иным и направление исследований, когда используют возможности каждого из них в комплексе. Так А.В. Арциховский соединяет в своем определении "энеолит" как археологические признаки (формально-семантические), так и признаки исторического порядка (содержательные). Меднокаменный век, по определению исследователя, явился эпохой, когда "…появилась медь, но подавляющее преобладание в индустрии принадлежало еще камню, …это соответствует широкому распространению земледелия и скотоводства, …типичны поселения с расписной керамикой; характерные признаки: господство мотыжного земледелия, большие глинобитные дома первобытнообщинных коллективов, статуэтки родоначальниц, характерные для материнского рода".

В.Н. Черных связывает начало и развитие энеолитической эпохи с развитием Балкано-Карпатской металлургической провинции. Признаками (металлургическими) эпохи являются: "…появление кованных и отлитых в открытых формах изделий из меди без искусственных примесей; – распространение наряду с мелкими изделиями трех основных видов тяжелого медного оружия и орудий труда. Это совпадает с консолидацией огромных культурно-исторических общностей и культур; возникновение могучих культурных и производственных центров; переориентация культурных и экономических связей больших этнических групп".

Следует, однако, заметить, что в разработках критериев определения и содержания понятия "энеолит" исследователи, точки зрения которых изложены выше, основывались, в основном, лишь на материалах земледельческо-скотоводческих культур Средней Азии, Кавказа и Правобережной Украины, т.е. регионов с преобладающей земледельческой формой экономики. В отношении более северных районов – лесной зоны – сложилось мнение об энеолите, как о переходном периоде, в течение которого экономическое и социальное развитие шло особенно быстрыми темпами, когда "…на протяжении всего периода еще господствуют неолитические традиции" в социально-экономическом укладе и в быту. Появляются лишь редкие медные изделия, а каменная индустрия достигает совершенства, которого не наблюдается даже в неолите. Организация охотничье-рыболовческого хозяйства становится более сложной и производительной, стоянки более крупные и долговременные. Тогда же резко расширяются контакты между племенами и обмен.

В работе И.Б. Васильева и А.Т. Синюка рассматриваются вопросы происхождения и периодизации культур Днепро-Доно-Волжской лесостепи с привлечением материалов и степного региона. Подразумевая под "Энеолитом" самостоятельную археологическую эпоху, они подчеркивают, что она связана "…с появлением медных изделий любого назначения и тех археологических признаков, которыми обусловлено внедрение в жизнь металлообработки и металлургии, до распространения изделий из искусственных сплавов". По мнению исследователей, целью их изучения является выявление тех признаков, которые специфичны в различных географических зонах, и за которыми скрыты исторические явления, обусловленные развитием производящих форм хозяйства и металлургического производства.

Следующий шаг в разработке понятия "энеолит" был сделан И.Ф. Ковалевой. Ею поддержана та точка зрения, согласно которой при определении понятия "энеолит" оба подхода, технологический и экономический (в интерпретации И.Ф. Ковалевой) тесно взаимосвязаны. Первый определяет критерии выделения периода, второй – его содержание. Поэтому в качестве принципа, на основании которого следует судить об экономическом характере эпохи, выступает присутствие изделий из меди, но не единичных, а устойчивых типов. В экономическом же плане это вело к общему прогрессу в экономике, "…сложению скотоводческо-земледельческого хозяйства, сопровождавшегося перегруппировкой населения, формированию новых систем связей".

Нельзя не признать справедливости данной характеристики эпохи "энеолита", однако начало эпохи металла, с моей точки зрения, датируется моментом появления на памятниках первых, еще единичных находок из меди. Учитывая большую ценность этих изделий в то время, особенно на начальном этапе, когда каждая использованная вещь шла в переплавку, для отнесения памятника к энеолиту достаточно появления единичных находок из металла.

Наиболее верная точка зрения в отношении понятия "энеолит" Восточной Европы, на мой взгляд, высказана А.Т. Синюком. Автор отмечает тот факт, что начало энеолита следует связывать с появлением не только развитых типов медных изделий (т.к. они проникали позднее времени возникновения их как типов вообще под влиянием культур Балкано-Карпатской металлургической провинции), но и комплексов археологических признаков, "…которые материализуют явления, связанные с использованием меди: переоценку видов труда и самих изделий, появление новых культовых представлений и ритуалов, культурных переориентаций, новых форм межплеменных и межэтнических контактов". Эти признаки специфичны для различных ландшафтно-климатических зон или районов, где проживали племена, отличавшиеся спецификой экономики и культуры. А.Т. Синюк выделяет такой комплекс признаков, который характерен для ранней стадии энеолита: глиняная посуда с характерным воротничковым оформлением верха; с округлыми и плоскими днищами; с включением в систему орнамента волнистых прочерченных линий; наличие коллективных могильников с вытянутыми погребениями с украшениями из раковин, костяных зооморфных пластинок, с каменными навершиями булав "второго мариупольского типа", – признаками, характеризующими могильники мариупольского типа; жертвенниками с остатками лошадей; сопровождение погребений частями туш лошади; кости лошади среди фаунистических остатков в культурных слоях памятников; ножи на крупных ножевидных пластинах; первые изделия из меди и золота. Эти археологические признаки отражают, по мнению А.Т. Синюка, скотоводческое направление хозяйства племен, с преобладанием коневодства.

Таким образом, исследования целого ряда авторов показали, что "энеолит" является самостоятельной археологической эпохой, определение которой включает признаки как археологического, так и исторического порядка. Его материальные признаки являются новым уровнем фиксации научных знаний о развитии человечества.

Как мной было рассмотрено, понятие "энеолит" имеет конкретное проявление в различных регионах или ландшафтных зонах Восточной Европы. Изучение материальной культуры и экономики населения, оставившего памятники, дают серию фактов, которые согласуются с определением "Энеолита" Восточно-европейской степи и лесостепи как "…самостоятельной эпохи в системе археологической периодизации, начинающейся с распространением культур, характеризуемых таким комплексом археологических признаков, которые обусловлены навыками изготовления первых медных изделий и распространением скотоводческого хозяйства, включая коневодство".

Поскольку факты являются основной формой научного знания, то материальные памятники энеолита являются их материальной фиксацией.

Научный факт возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания,интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального. Факты определяются свойствами материальной действительности и в силу этого могут подтвердить или опровергнуть теорию.

В данной работе мной приведены факты новых научных знаний об истории развития человечества в эпоху энеолита:

1. Получение и использование в хозяйстве нового материала - меди. Внедрение металлообработки и металлургии.

2. Изобретение колесного транспорта.

3. Построение нового вида жилищ и использование печей.

4. Развитие коневодства.

1. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. 2-е изд. Л, 1979.

2. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.

3. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

4. Гурин Ю.Г. Памятники раннего энеолита бассейна Северского Донца.

5. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

6. Мезолит СССР / Археология СССР. М., 1989.

7. Палеолит СССР / Археология СССР. М., 1984.

8. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). - М.: "Советская энциклопедия", 1981. - 1600 с. с илл.

Энеолит (от лат. aeneus - медный и греч. λίθος - камень) – название переходного времени от неолита до бронзового века, которую применяют археологи в связи с появлением и распространением в то время изделий из меди.

Общая характеристика и признаки энеолита

Период распространения медных орудий труда некоторые ученые называют энеолитом или медно-каменным веком. Энеолит стал переходом от каменного периода до эпохи металла. Хронологические рамки энеолита охватывают IV-III тыс. к н. е.

Ярким показателем развития человечества является то, что в IV тыс. к н.е. люди освоили новое сырье - медь, освоили технологию ее производства и обработки. Медь стала первым металлом, который человечество начало применять. Несмотря на то, что этот материал не был достаточно практичным для того, чтобы внести разительные перемены в жизни человека (как, например, железа) старт применение медных изделий означал начало совершенно новой эпохи в истории человечества и стал толчком к дальнейшему прогрессу.

Регионами, где началась обработка меди, были:

  • Балканы;
  • Подунавья (Трансильвания);
  • Закавказье.

Оттуда медная руда и изделия попали на территорию Украины. Впоследствии рудники медной руды появились на Донбассе.

Использование медных орудий труда и тягловой силы быка способствовало росту производительности труда, оживлению примитивных обмена и торговли, развития имущественной дифференциации. Обработка меди требовала от человека особых навыков и опыта, поэтому в первобытном обществе формируются новые ремесленные специальности. Ремесленники выполняли работу в пользу общины и находились на ее содержании. Так возникает разделение труда обработка меди дала возможность изготавливать невиданные к этому времени гвозди, проволоку, заклепки, а следовательно вывести строительство и сооружение хозяйственных конструкций и орудий на новый уровень. Медный инвентарь позволил разработать новые способы обработки камня, древесины, выделки шкур и изготовления тканей.

Эпохи энеолита накопительное хозяйство окончательно уступает место воспроизводственном. Эпоха меди – это еще и эпоха расцвета земледелия, которое окончательно изменило облик земли, привело к образованию первых развитых цивилизаций. Уже в сутки меди на территории Украины пользовались колесным транспортом, смогли приручить лошадь, стали использовать тягловый скот.

в течение энеолита основные отрасли хозяйства-земледелие и скотоводство разделяются. Это интересно, ведь за предыдущих эпох подобного хозяйственного разграничения не прослеживалось. В IV – III тысячелетии до н.е. на территории Украины существовали археологические культуры энеолита – трипольская и культура Гумельница. Наряду с ними существовала культура полукочевому скотоводству.

Самой яркой из культур украинского энеолита открыта в ХІХ века неподалеку от села Триполье трипольская культура.

Трипольская культура энеолита, ее развитие и особенности.

самой Яркой археологической культурой эпохи энеолита была трипольская культура (IV-III тыс. к н. е, некоторые исследователи указывают хронологические рамки существования этой культуры – V - начало III тыс. к н. е.; некоторые - называют еще другие параметры). Ее название происходит от с. Триполье на Киевщине. Элементы этой культуры нашел при раскопках 1893-1906 гг. археолог В. Хвойка.

Трипольцы оставили очень заметный след в этнокультурном развитии Европы. До сих пор продолжается дискуссия между исследователями, хронологические рамки этой грандиозной культуры, на какие территории распространяется ее влияние, а главное - откуда пришли трипольцы и их можно считать предшественниками современного украинского населения.

Если по вопросу периодизации существования этой культуры в исторической литературе указываются разные хронологические рамки, то относительно определения территории расселения исследователи единодушны: на позднем этапе своего развития трипольские племена занимали огромные пространства Восточной Европы от Слободской Украины (Слобожанщина) к Словакии, Румынии, от Черниговщины и Полесья до Черного моря и Балканского полуострова.

Не до конца выясненной остается проблема происхождения трипольцев. В последнее время археологи склоняются к мысли, что основу раннетрипольской культуры составляли пришлые с юга земледельческо-скотоводческие племена культур балканского происхождения. Подтверждением этой гипотезы служит ряд особенностей материальной и духовной культуры трипольцев.

Так трипольские прямоугольные глинобитные жилища с деревянным каркасом стен и глиняным полом демонстрируют типичный пример балканской домостроительной традиции, которая возникла в VII-VI тыс. к н.е. в Восточной Греции. Украинская хата-мазанка представляет собой ее позднесредневековый проявление. Многочисленные глиняные статуэтки женщин из поселений трипольцев, а также их посуда, указывают на балканские корни культуры. Об этом свидетельствует и их восточно антропологический тип.

Хозяйство трипольцев постоянно развивалось. Сначала доминировало оседлое скотоводство, существовало мотичне земледелие, различные вспомогательные хозяйственные промыслы, было распространено производство глиняной посуды, кремневых орудий, прядение и ткачество. Археологи познают трипольские поселения прежде всего за совершенным, богато орнаментированным глиняной посудой.

Экономической основой этой яркой археологического сообщества было выращивание пшеницы и ячменя, а также разведение крупного рогатого скота, коз, овец, свиней. Пашенное земледелие трипольцев мало залежную форму - с истощением земли трипольцы переселялись все дальше на восток. Постоянно возрастал обмен с различными соседними племенами, в частности дунайско-балканского региона. На позднем этапе развития трипольской культуры через изменение экономической ситуации и влияние кочевых племен усилилась роль оседлого скотоводства, усовершенствовалось производство кремневых орудий, глиняной посуды, появились большие горны для обжига посуды. В этот период изготавливалось больше оружия из кремня, камня и меди.

Духовная культура трипольцев была достаточно развитой. Она содержала различные земледельческие культы-космогонические представления, культ Матери-Земли, домашних животных (по большей части быка), огня. Трипольцы освоили различные формы искусства, в частности роспись минеральными красками помещений, глиняной посуды. Сначала был распространен линейно-углубленный орнамент, а затем - шнуровой и заглубленный. Широко известна микроскульптура трипольцев: фигурки женщин, животных, модели жилищ.

Трипольское земледельческое общество достигло высокого уровня развития и стояло на пороге цивилизации. Цивилизацией называют такой уровень социально-экономического развития общества, когда возникают города и письменность. Огромные трипольские поселения - Майданецкое, Тальянки, Доброводы и другие, которые насчитывали по 3 тыс. жителей и занимали площадь 200-400 га, по праву считаются протогорода. Сложная знаковая система трипольских орнаментов и глиняные конические фишки и шарики для счета свидетельствуют, что трипольцы стояли на пороге внедрения письма. Итак трипольские протогорода и протописемнисть дают основания считать Триполье протоцівілізацією.

Триполье имеет огромное значение в первобытной истории Украины, которое заключается в том, что именно с ним связана окончательная победа воспроизводящей. экономики на украинских землях в IV тыс. к н. е.

Полукочевые скотоводы энеолита

рядом с земледельческо-скотоводческой деятельностью трипольцев существовала скотоводческо-земледельческая. Она отличалась тем, что представители вели не оседлый, а полукочевой образ жизни. Преобладание скотоводства имело место в причерноморских территориях Украины и в Крыму.

Существовало 2 разновидности скотоводства:

  1. Відгінний, при котором летом пасли скот на не очень удаленных от поселений территорий, а зимой выкармливали заранее подготовленным кормом и изредка отправляли на пастбища;
  2. Перегонный, по которому вся община должна была находиться в движении круглые год, постоянно перегоняя домашних животных на новые пастбища и избегая заготовки зимнего корма.

Для ранних скотоводов характерной была відгінна система организации труда и со временем они перешли к постоянному кочевничество в поисках новых пастбищ. Это стало предпосылкой образования кочевого скотоводства, которое потом долгое время существовало на степной территории Украины.

мобильное существование наложило свой отпечаток и на хозяйство, в на культуру. Нехватка материалов, привычных для оседлого населения привела к развитию у скотоводов обработки костей, шкур, возникновения плетения, а впоследствии ткачества, то есть использование продуктов животного происхождения во многих сферах жизни. кстати, именно скотоводам приписывают одомашнивание лошади, до суток энеолита относят колесный транспорт, найденный в захоронении одного из энеолитических скотоводов, древнейший из найденных на территории Украины. Образ домашнего животного прочно входит и в культуру первых скотоводов. Археологи часто находят вырезанные из камня скипетры в форме головы лошади или другого скота, медные украшения с зооморфными мотивами и тому подобное. Предполагают, что в энеолитических скотоводов существовал культ домашних животных и культ Солнца.

Итак, медный век или энеолит характеризуется не только началом обработки меди, но и важными хозяйственными изменениями – разделом хозяйство на скотоводство и земледелие, возникновением ремесленничества. В этот период человек приручает лошадь и начинает использовать колесный транспорт.

Читайте также: