Государственный строй афин в классический период кратко

Обновлено: 04.07.2024

Возникновение Афинского государства стало следствием разложения родоплеменных отношений и перехода к территориальной организации населения. В основе этого процесса лежали общественное разделение труда, возникновение частной собственности и деление общества на классы.

Общественный строй афинского полиса представляет собой классовое рабовладельческое общество, где объем прав и привилегий индивида зависит от статуса свободы (родился он свободным или рабом), гражданства и имущественного положения. В структуре афинского общества выделились две группы населения – свободные и рабы. Несмотря на формальное равенство, свободное население не было однородным; оно состояло из полноправных граждан и неполноправных. Следует заметить, что в период расцвета демократии в Афинах насчитывалось 90 тыс. свободных, 45 тыс. неполноправных и 365 тыс. рабов.

По форме правления Афинское государство представляли собой демократическую республику, которая функционировала на основе ряда принципов', народоправство, выборность, сменяемость, коллегиальность, подотчетность, возмездность, разделение функций между органами власти.

Верховным органом власти в Афинах было народное собрание (экклесия), состоявшее из полноправных граждан (мужчин), достигших 20 лет, без ограничения имущественным цензом. Полномочия народного собрания были достаточно широкими и охватывали все стороны жизни Афин. В ведении народного собрания были важнейшие государственные дела: оно принимало законы; решало вопросы войны и мира; избирало должностные лица; заслушивало отчеты магистратов по окончании сроков полномочий; решало вопросы по продовольственному снабжению города; обсуждало и утверждало государственный бюджет.

Вторым по значению органом власти был Совет пятисот (булэ), действовавший в промежутках между народными собраниями и выполнявший административные функции. В компетенцию Совета пятисот входило предварительное рассмотрение вопросов, которые решало народное собрание; контроль над исполнением постановлений народного собрания, деятельностью должностных лиц; управление финансами, государственным имуществом, флотом, портами, рынками, чеканкой монет. Совет пятисот был постоянно действующим органом.

Вся исполнительная власть принадлежала коллегиям, ежегодно избираемым народным собранием и подчиненным ему и Совету пятисот. Особенность государственного строя Афин состояла в отсутствии в нем бюрократического аппарата .

Борьба за независимость и образование независимых латиноамериканских государств.

Война за независимость в Латинской Америке началась вскоре после того, как войска императора Наполеона 1 вторг­лись в Испанию и сместили законного короля Фердинанда VII (династии Бурбонов). На престол был посажен брат Наполео­на Жозеф. Создалась благоприятная обстановка для выступ­ления патриотических сил, поскольку новый испанский ко­роль был воспринят вколонияхкакузурпатор.
Колониальный аппарат на несколько лет фактически лишился связей с мет­рополией. В 1810 ᴦ. начались антииспанские выступления в Каракасе, Буэнос-Айресе, Боготе и других городах.Освободительная война в колониях прошла два этапа (1810-1815 гᴦ. и 1816-1826 гᴦ.). К 1815 ᴦ. испанской короне после восстановления власти Фердинанда VII удалось вновь установить свою власть на всей территории Латинской Аме­рики, исключая Ла-Плату. С этой целью он использовал метод уступок и распространил на колонии либерально-де­мократическую Кадисскую конституцию 1812 ᴦ., принятую в Испании, но все-таки основной упор им был сделан на использование не испанской конституции, а на военные силы.

По мере успехов освободительной войны (главным об­разом на втором ее этапе) правительственные хунты или специальные учредительные конгрессы провозглашали не­зависимость отдельных колоний. Как правило, это происхо­дило путем принятия специальных деклараций о независи­мости. К концу освободительной войны на месте бывших ис­панских и португальских колоний возникли 10 независи­мых государств: Аргентина, Боливия, Бразилия, Великая Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Центрально-Амери­канская федерация, Чили, Уругвай. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, все бывшие испанские колонии (за исключением островных вла­дений - испанская часть Сан-Доминго, Куба и Пуэрто-Рико) стали политически самостоятельными государствами.

Война за независимость в Латинской Америке, высту­пившая в виде антиколониального движения, дала мощный толчок этнической интеграции и формированию в после­дующем самих наций (мексиканской, аргентинской, венесуэльской и т. д.) и соответствующей им национальной государственности. Образование самостоятельных государств и падение колониального режима вызвали и социальные по­следствия, в частности ослабление позиций феодальных сил, национальную интеграцию и создание более благоприятных условий для развития капиталистических отношений.

Общественные отношения.Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:

1) право на свободу и личную независимость от другого человека;

2) право на земельный участок на полисной территории;

3) право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

4) право на ношение оружия и службу в ополчении;

5) право на участие в делах государства;

6) право на почитание и защиту отеческих богов;

7) право на защиту и покровительство афинских законов.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражда­нин, состояли в следующем:

1) беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

2) приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

3) защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);

4) повиноваться законам и избранным властям;

5) принимать активное участие в общественной жизни;

6) почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой- метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе: 1) права гражданства; 2) права приобретать недвижимость; 3) Права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах. У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась осо­бая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повин­ности. Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.

Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Одним из источников рабства служила долговая зависимость, посколь­ку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным ли­цам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право при­обретать собственность и распоряжаться ею.

Государственный строй.Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Заме­щение государственных должностей строилось на принципах вы­борности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии;

Основными органами Афинского государства являлись: 1) Народное собрание; 2) Совет пятисот; 3) гелиэя; 4) коллегия стратегов; 5) коллегия архонтов.

Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия. Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению го­рода, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы.

Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот. Членом совета мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.




Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов. Основными функция миколлегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обя­занности. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятель­ных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семей­ные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избирае­мых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кро­ме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называ­емую докимасию) и в гелиэе.

Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каж­дой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других кол­легий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Общественные отношения.Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:

1) право на свободу и личную независимость от другого человека;

2) право на земельный участок на полисной территории;

3) право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

4) право на ношение оружия и службу в ополчении;

5) право на участие в делах государства;

6) право на почитание и защиту отеческих богов;

7) право на защиту и покровительство афинских законов.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражда­нин, состояли в следующем:

1) беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

2) приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

3) защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);

4) повиноваться законам и избранным властям;

5) принимать активное участие в общественной жизни;

6) почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой- метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе: 1) права гражданства; 2) права приобретать недвижимость; 3) Права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах. У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась осо­бая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повин­ности. Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.

Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Одним из источников рабства служила долговая зависимость, посколь­ку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным ли­цам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право при­обретать собственность и распоряжаться ею.

Государственный строй.Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Заме­щение государственных должностей строилось на принципах вы­борности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии;

Основными органами Афинского государства являлись: 1) Народное собрание; 2) Совет пятисот; 3) гелиэя; 4) коллегия стратегов; 5) коллегия архонтов.

Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия. Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению го­рода, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы.

Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот. Членом совета мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов. Основными функция миколлегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обя­занности. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятель­ных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семей­ные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избирае­мых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кро­ме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называ­емую докимасию) и в гелиэе.

Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каж­дой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других кол­легий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Афинское государство в V - IV вв. до н. э К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе. В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу.

Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия.

Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

Государственное устройство Афин

1. Общие положения По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмезднос-ти, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

2. Народное собрание Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

3. Совет пятисот Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или прита-нию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

4. Органы исполнительной власти К ним относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегий архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Общественный строй Афин

1. Характеристика положения афинских граждан Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:

· право на свободу и личную независимость от другого человека;

· право на земельный участок на полисной территории;

· право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

· право на ношение оружия и службу в ополчении;

· право на участие в делах государства;

· право на почитание и защиту отеческих богов;

· право на защиту и покровительство афинских законов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

· беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

· приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

· защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);

· повиноваться законам и избранным властям;

· принимать активное участие в общественной жизни;

· почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

2. Положение метэков Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

· права приобретать недвижимость;

· права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.

У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.

Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.

3. Рабство в Афинах Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.

Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.

Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству.

Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

Основные этапы развития Афинской демократии:

Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершения греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла.

Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон).

Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

Возникновение Афинского государства стало следствием разложения родоплеменных отношений и перехода к территориальной организации населения. В основе этого процесса лежали общественное разделение труда, возникновение частной собственности и деление общества на классы.

Общественный строй афинского полиса представляет собой классовое рабовладельческое общество, где объем прав и привилегий индивида зависит от статуса свободы (родился он свободным или рабом), гражданства и имущественного положения. В структуре афинского общества выделились две группы населения – свободные и рабы. Несмотря на формальное равенство, свободное население не было однородным; оно состояло из полноправных граждан и неполноправных. Следует заметить, что в период расцвета демократии в Афинах насчитывалось 90 тыс. свободных, 45 тыс. неполноправных и 365 тыс. рабов.

По форме правления Афинское государство представляли собой демократическую республику, которая функционировала на основе ряда принципов', народоправство, выборность, сменяемость, коллегиальность, подотчетность, возмездность, разделение функций между органами власти.

Верховным органом власти в Афинах было народное собрание (экклесия), состоявшее из полноправных граждан (мужчин), достигших 20 лет, без ограничения имущественным цензом. Полномочия народного собрания были достаточно широкими и охватывали все стороны жизни Афин. В ведении народного собрания были важнейшие государственные дела: оно принимало законы; решало вопросы войны и мира; избирало должностные лица; заслушивало отчеты магистратов по окончании сроков полномочий; решало вопросы по продовольственному снабжению города; обсуждало и утверждало государственный бюджет.

Вторым по значению органом власти был Совет пятисот (булэ), действовавший в промежутках между народными собраниями и выполнявший административные функции. В компетенцию Совета пятисот входило предварительное рассмотрение вопросов, которые решало народное собрание; контроль над исполнением постановлений народного собрания, деятельностью должностных лиц; управление финансами, государственным имуществом, флотом, портами, рынками, чеканкой монет. Совет пятисот был постоянно действующим органом.

Вся исполнительная власть принадлежала коллегиям, ежегодно избираемым народным собранием и подчиненным ему и Совету пятисот. Особенность государственного строя Афин состояла в отсутствии в нем бюрократического аппарата .

Борьба за независимость и образование независимых латиноамериканских государств.

Война за независимость в Латинской Америке началась вскоре после того, как войска императора Наполеона 1 вторг­лись в Испанию и сместили законного короля Фердинанда VII (династии Бурбонов). На престол был посажен брат Наполео­на Жозеф. Создалась благоприятная обстановка для выступ­ления патриотических сил, поскольку новый испанский ко­роль был воспринят вколонияхкакузурпатор.
Колониальный аппарат на несколько лет фактически лишился связей с мет­рополией. В 1810 ᴦ. начались антииспанские выступления в Каракасе, Буэнос-Айресе, Боготе и других городах.Освободительная война в колониях прошла два этапа (1810-1815 гᴦ. и 1816-1826 гᴦ.). К 1815 ᴦ. испанской короне после восстановления власти Фердинанда VII удалось вновь установить свою власть на всей территории Латинской Аме­рики, исключая Ла-Плату. С этой целью он использовал метод уступок и распространил на колонии либерально-де­мократическую Кадисскую конституцию 1812 ᴦ., принятую в Испании, но все-таки основной упор им был сделан на использование не испанской конституции, а на военные силы.

По мере успехов освободительной войны (главным об­разом на втором ее этапе) правительственные хунты или специальные учредительные конгрессы провозглашали не­зависимость отдельных колоний. Как правило, это происхо­дило путем принятия специальных деклараций о независи­мости. К концу освободительной войны на месте бывших ис­панских и португальских колоний возникли 10 независи­мых государств: Аргентина, Боливия, Бразилия, Великая Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Центрально-Амери­канская федерация, Чили, Уругвай. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, все бывшие испанские колонии (за исключением островных вла­дений - испанская часть Сан-Доминго, Куба и Пуэрто-Рико) стали политически самостоятельными государствами.

Война за независимость в Латинской Америке, высту­пившая в виде антиколониального движения, дала мощный толчок этнической интеграции и формированию в после­дующем самих наций (мексиканской, аргентинской, венесуэльской и т. д.) и соответствующей им национальной государственности. Образование самостоятельных государств и падение колониального режима вызвали и социальные по­следствия, в частности ослабление позиций феодальных сил, национальную интеграцию и создание более благоприятных условий для развития капиталистических отношений.

Читайте также: