Гуманизм раннего возрождения проблема достоинства и свободы человека кратко

Обновлено: 07.07.2024

Эпоха Возрождения охватывает период с XIV по XVI в. Ее основное содержание — переход от Средневековья к Новому времени, формирование раннебуржуазного общества с его своеобразными экономикой, политикой, наукой, искусством, моралью. В это время распространяется идея доверия к естественному человеческому разуму и закладываются основы философии, свободной от религиозных идей.

В средневековой Европе господствовало убеждение, что земная жизнь человека не обладает самостоятельной ценностью. Она только готовит нас к жизни загробной, и эта подготовка осуществляется под руководством католической церкви. Все земные дела, чувства и интересы лишь отвлекают человека от любви к богу и служения ему, от искупления своих грехов и спасения души.

Крупнейшими гуманистами, разрабатывавшими идею свободы и достоинства человека, были ЛЕОНАРДО БРУНИ, ЛОРЕНЦО ВАЛЛА, МАРСИЛИО ФИЧИНО, ПЬЕТРО ПОМПОНАЦЦИ, ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА. Более глубокое философское осмысление человека и его места в мире дано в трудах выдающегося философа, кардинала католической церкви НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО. Он отошел от схоластического понимания мира и сделал попытку найти новый метод познания. Согласно Николаю Кузанскому, ученое незнание — это осознание разномасштабности, несоответствия между конечным человеческим разумом и бесконечным богом. Для описания бога философ вводит глубоко диалектичные понятия абсолютного минимума и абсолютного максимума. Бог Кузанского оказывается единством противоположностей. С одной стороны, он — вся Вселенная, абсолютный максимум, самое большое, что может быть. Отождествляя бога со всей природой в целом, Кузанский заложил основу новой философской концепции — ПАНТЕИЗМА. ПАНТЕИЗМ (от греч. pan — все и theos — бог) — это философское учение, отождествляющее бога и мир, считающее, что бог слит с природой, как бы разлит в окружающем мире. Но, с другой стороны, бог является также и абсолютным минимумом, самым малым, что может быть, — ведь бог присутствует в каждой пылинке, в мельчайшей частице вещества. Поэтому конечный человеческий разум приближается к бесконечному, к богу, постигая его как единство противоположностей. Конечные вещи следует рассматривать в их связи с целым, с бесконечностью. Каждая вещь, в том числе и человек, выступает как содержащая в себе весь мир в свернутом виде, т.е. любая вещь есть микрокосм. Стремление найти онтологические, бытийные основания для объяснения самоценности земной жизни человека привело Кузанского к постановке вопроса о положении человека в космосе, о его физических и смысловых связях с мировым целым.

В эпоху Возрождения эта христианская концепция человека начинает разрушаться. Главный удар по ней нанес НИКОЛАЙ КОПЕРНИК, заменивший геоцентризм в астрономии ГЕЛИОЦЕНТРИЗМОМ. Первоначально папа римский одобрил исследования Коперника, и его расчеты движения небесных тел были использованы церковью для реформы календаря. Однако позже протестанты, а затем и католики по идеологическим соображениям резко осудили гелиоцентрическую систему. Из нее, в частности, следовало, что человек вовсе не находится в центре сотворенного мира — он лишь одно из живых существ, обитающее на одной из планет, т.е. такое же рядовое явление природы, как и любое животное или растение. Таким образом, открытие Коперника обогатило гуманизм новыми идеями. Теперь человек понимался не как центр сотворенного мира, а как рядовая часть природы, подчиненная ее законам. Концепция человека начала опираться на зарождающуюся науку и приобрела материалистический характер.

Параллельно демократическим идеям раннебуржуазных мыслителей и утопических социалистов в эпоху Возрождения получил теоретическое обоснование противоположный подход к общественному развитию — сформировалась идеология диктаторских, тоталитарных политических режимов. Наиболее детально ее обосновал флорентийский историк и общественный деятель НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ. В его трактатах проводится мысль, что самой лучшей формой правления является демократическая республика, напоминающая древнеримское государство. Однако республиканская форма правления возможна отнюдь не везде и не всегда — для ее существования необходимо, чтобы в народе были хорошо развиты гражданские добродетели, т.е. стремление реально участвовать в общественной жизни, заботиться о процветании государства. Если же гражданские добродетели развиты недостаточно (народ равнодушен к общественным интересам и проблемам), наиболее целесообразным типом власти становится монархия, даже диктатура.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ГУМАНИЗМ И ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

Гост

ГОСТ

Эпоха Возрождения – это культурный феномен позднего средневековья XIV-XVI веков, характеризующийся сменой христианской культурной парадигмы, на светски-гуманистическую, основанную на переосмыслении достижений античной мысли.

Понятие гуманизма и этапы его развития в эпоху Возрождения

Гуманизм – это философско-этическая позиция в центре которой находится человек, его естественные права, свободы, ценности, идеалы, которая направлена на всестороннее совершенствование человека при его жизни и в рамках его жизни.

Философские идеи которые можно было бы отнести к гуманистическим, возникали еще до эпохи Возрождения в работах античных авторов, схожие мотивы можно обнаружить и в трудах средневековых схоластов, однако именно в период Ренессанса, гуманизм сформировался как всестороннее и мощное культурное течение. Формирование философии и этики гуманизма являло собой естественный ответ со стороны наиболее творческой, интеллектуальной части общества на его запросы. После многовекового периода доминирования религиозно-христианского мировоззрения, основанного на формальном превозношении духовного над мирским, и посмертного над прижизненном, при фактическом стремлении церковных иерархов к обогащению и потреблению земных благ здесь и сейчас, общество не могло не прийти к переоценке ценностей и доминирующего мировоззрения, что вылилось в движение реформации в религиозной сфере и философии гуманизма зародившейся в области культуры и стремящейся к созданию новой светской культуры.

Открытие новых земель, первое внедрение научных наработок в практическую деятельность, возрастающая роль капитала в системе общественного производства, ставила задачи создания нового миропонимания, в центре которого находится человек, не пассивный раб высших сил, но активный, действующий, преобразующий и подчиняющий окружающий мир. Что характерно ответ на эти задачи был дан не официальными философами – выпускниками христианских университетов, монастырскими деятелями, а людьми искусства, литераторами, живописцами, изобретателями. В эпохе Возрождения можно выделить два больших периода:

  • реставрации, в течении которого (XIV-XV в.) основная работа мыслителей была связана с восстановлением наследия античной мысли и попытками адаптировать его к реалиям тогдашней эпохи;
  • натурфилософский (XVI в.) во время которого развивалась оригинальная философская мысль, ставшая предтечей философии Нового времени.

Основные идеи гуманизма

Гуманизм зарождается в богатых городах северной Италии, таких как Милан, Флоренция, Венеция, мощных торговых и культурных центрах, обладающих вековыми традициями и независимых от феодалов и церкви. Вместе с тем деятели раннего гуманизма, такие как Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Дж. Боккачо в своих произведениях не стремятся отринуть или разрушить христианское мировоззрение, напротив, признавая авторитет божественного, они лишь ставят перед собой цель выявить специфику человеческого, посмотреть на человека как на личность, посмотреть на него не с точки зрения высших божественных принципов, но глазами другого человека, исходя из его потребностей, целей, ценностей, желаний.

Готовые работы на аналогичную тему

Гуманизм эпохи Возрождения антропоцентричен, его главной ценностью является человек, человеческая жизнь. При этом мыслители гуманисты формируют моральный облик идеального человека и задают ему достаточно высокую планку. Гуманист – это высоко духовная, развивающая личность, творец, стремящийся к саморазвитию и преобразованию мира, отважный исследователь покоряющий природу и неизведанный земли, храбрый, смелый, великодушный, но главное деятельный, активный, живущий полной жизнью. Также учение гуманистов закладывает несколько принципиальных идей:

  • представление о естественных правах человека на жизнь, свободу, собственность и т.д., как заложенных в его природу, неотъемлемых;
  • представление о равенстве всех людей вне зависимости от их происхождение, разрушение сословной системы;
  • представление о доброй, созидательной природе человека, в противовес христианскому пониманию природы человека как грешной и испорченной;
  • представление об обществе как естественно возникшем единстве людей, необходимой среде существования человека.

Политические идеалы гуманизма

Одной из важных проблем философии гуманизма было переосмысление социально-политического устройства общества, тех оснований, на которых выстраиваются в нем отношения между людьми. Можно выделить два основных подхода к решению данной задачи. Один из них представлен теми мыслителями, которые стремились дать реалистическое описание политики, ее целей, средств и задач. Наиболее ярким его представителем является Никколо Макиавелли По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Никколо Макиавелли подробнее .

Макиавелли вводит понятие государственного интереса, который в его представлении отражает интересы всего общества, как единого целого, по сохранению суверенитета государства, укреплению его мощи, повышению благосостояния. При этом Макиавелли указывает, что государь – это тот человек, который должен заботиться в первую очередь не о абстрактных понятиях чести, достоинства, добродетели, но о реализации государственного интереса и укреплении власти, и для достижения этих целей использовать любые подходящие средства, в том числе обман, хитрость, насилие.

Другой подход связан с описанием общества нового типа, построенного на принципах равенства всех его членов, принципах коллективного самоуправления, справедливого распределения труда и производимых благ. Он раскрывается в произведениях гуманистов-утопистов, таких как Т. Мор, Т. Кампанелла и др. В их произведениях закладывались принципы демократического общественного устройства, которое должно было прийти на смену феодальных отношениям.

Гуманизм — центральное для эпохи Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождался на кафедрах университетов.

В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. С этим связано и понимание достоинства человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, индивидуальность.

Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации, главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности). Эразм Роттердамский. В целом его философские воззрения были просвещенческими. Он, полагал, что все люди равны между собой от рождения и перед богом, становятся либо нравственными, благочестивыми, либо безнравственными не в силу сословных причин, а благодаря своему просвещению, т.е. уровню образования и воспитания. Этому процессу он уделял много внимания, а роль философии и религии усматривал в том, какое они имеют значение в формировании нравственности человека. С учетом этого он рассматривал человека, как образ и подобие бога.

Особый упор он делал на самопознание (ссылки на Сократа). Это позволяло понять, что в человеке есть греховное, а что божественное.

Существует З составляющих человека: дух, душа, тело.

Дух — высшее, божественное в человеке, цвет истины, добра, красоты,

Противоположность его — тело, которому присущи страсти,

плотские влечения, желания, которые толкают человека на безнравственные

Душа — звено, связывающее тело и дух.

В зависимости от того, направлена ли душа к духу или к телу, человек либо нравственен, либо безнравственен. Душа поэтому занимает особое место в человеке. Наибольшую роль в философии эпохи Возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.

Мишель Монтень. Хотя и являлся натурфилософом, уделял большое внимание проблеме человека: человек понимался как часть сотворенной богом природы. Это значит, что человек не занимает привилегированное положение в мире. Он является одним из многих в ряду земных существ. Он равен другим существам. В понимании свободы Монтень сближается с точкой зрения античных стоиков: свобода человека есть познанная необходимость и деятельность человека в соответствии с этой необходимостью.

Гуманизм — центральное для эпохи Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождался на кафедрах университетов.

В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. С этим связано и понимание достоинства человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, индивидуальность.




Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации, главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности). Эразм Роттердамский. В целом его философские воззрения были просвещенческими. Он, полагал, что все люди равны между собой от рождения и перед богом, становятся либо нравственными, благочестивыми, либо безнравственными не в силу сословных причин, а благодаря своему просвещению, т.е. уровню образования и воспитания. Этому процессу он уделял много внимания, а роль философии и религии усматривал в том, какое они имеют значение в формировании нравственности человека. С учетом этого он рассматривал человека, как образ и подобие бога.

Особый упор он делал на самопознание (ссылки на Сократа). Это позволяло понять, что в человеке есть греховное, а что божественное.

Существует З составляющих человека: дух, душа, тело.

Дух — высшее, божественное в человеке, цвет истины, добра, красоты,

Противоположность его — тело, которому присущи страсти,

плотские влечения, желания, которые толкают человека на безнравственные

Душа — звено, связывающее тело и дух.

В зависимости от того, направлена ли душа к духу или к телу, человек либо нравственен, либо безнравственен. Душа поэтому занимает особое место в человеке. Наибольшую роль в философии эпохи Возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.

Мишель Монтень. Хотя и являлся натурфилософом, уделял большое внимание проблеме человека: человек понимался как часть сотворенной богом природы. Это значит, что человек не занимает привилегированное положение в мире. Он является одним из многих в ряду земных существ. Он равен другим существам. В понимании свободы Монтень сближается с точкой зрения античных стоиков: свобода человека есть познанная необходимость и деятельность человека в соответствии с этой необходимостью.

Гуманизм – центральное для Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождается на кафедрах университетов. В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются именно не только Богом данные, но и реализованные, как результат собственных усилий в равной мере. С этим связано и понимание достоинства человека, и понимание его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, реализует свою индивидуальность – это основные проблемы. Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности). Пико делла Мирандола. В его учении человек не просто природное существо, но и творец самого себя и этим отличается от прочих существ. Ему Бог дал свободную волю и разум, и он может сам решить свою судьбу. Руководясь своей волей, осуществляя деятельность, человек может подняться до ангельских высот или опуститься до животного состояния. Эразм Роттердамский. В целом его философские воззрения были просвещенческими. Он, полагал, что все люди равны между собой от рождения и перед богом, становятся либо нравственными, благочестивыми, либо безнравственными не в силу сословных причин, а благодаря своему просвещению, т.е. уровню образования и воспитания. Этому процессу он уделял много внимания, а роль философии и религии усматривал в том, какое они имеют значение в формировании нравственности человека. Являясь религиозным мыслителем, Эразм обращал основное внимание на нравственную сторону религии, стремился в доходчивой форме излагать божественное. Здесь он резко выступал против схоластики, как учение об абстрактных проблемах. Он считал, что задача философии – сделать более обыденными нравственные принципы из священного писания, чтобы они были руководством в земной жизни человека. С учетом этого он рассматривал человека, как образ и подобие бога. Особый упор на самопознание (ссылки на Сократа). Это позволяло понять, что в человеке есть греховное, а что божественное. 3 составляющих человека: дух, душа, тело. Дух – высшее, божественное в человеке, цвет истины, добра, красоты, благости. Противоположность его – тело, которому присущи страсти, плотские влечения, желания, что толкает человека на безнравственные поступки. Душа – звено, связывающее душу и дух. В зависимости от того, направлена ли душа к духу или к телу, человек от этого либо нравственен или безнравственен. Душа поэтому занимает особое место в человеке. Свобода человека – добровольное следование тому миропорядку, который определил бог. Свобода – не произвол, движение к богу. Мишель Монтень. Хотя он и является натурфилософом, он уделяет большое внимание проблеме человека: человек понимался как часть сотворенной богом природы. Это значит, что человек не занимает привилегированное положение в мире. Он является одним из многих в ряду земных существ. Он равен другим существам. Человек включен в цепь причинных связей природы. Этим определяется жизнедеятельность человека, её возможности, условия. Хотя человек и обладает свободой, которая направляется его волей и реализуется в процессе активной деятельности человека, эта деятельность должна быть соразмерна с природной необходимостью. В понимании свободы Монтень сближается с точкой зрения античных стоиков: свобода человека есть познанная необходимость и деятельность человека в соответствии с этой необходимостью. По Монтеню, действовать по случайности нельзя. Поскольку свобода человека опирается на разум и знания, постольку существенное значение для него приобретает с/познание (Сократ), которое позволяет человеку лучше познать самого себя и делает более эффективным свободу человека. Результатом такое свободной деятельности человека является не просто достижение внешних целей, а пр. вс., творение человеком самого себя.

22.ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ САМОГО СЕБЯ


Принципы гуманизма

Во 2-ой половине XIV в. важной становится классическая литература — произведения Древних Греции и Рима. Писателей этих существовавших некогда государств, считали настоящими учителями людей, выделяя Вергилия. Известно, что гуманист Гермолай Варвара (1453- 1493 гг.) сказал, что кроме Христа и литературы иных господ для него не существует.

По убеждениям гуманистов, человека следует оценивать не по тому, сколько он имеет денег, не по тому, насколько он знатен и не по тому, что сделали его предки. Они считали, что индивидуума могут охарактеризовать исключительно собственные его достижения.

Философия Лоренцо Валло имела много общего с эпикурейством. Он отождествлял природу с Богом, не допуская, что она может являться источником зла; считал, что человек хочет удовольствий, так как того требует природа. Поэтому чувственные удовольствия Валло не считал безнравственными. По мнению индивидуалиста Лоренцо, интересы окружающих должно учитывать постольку, поскольку они касаются личных удовольствий.

Гуманисты оставались добрыми христианами — посещали церковь, соблюдали посты, однако не лишали себя простых радостей.

Творчество гуманистов

Писатели-гуманисты посвящали свои произведения не одним лишь святым, но и обычным гражданам, в жизнях которых случаются плохие и счастливые моменты. Поэты читали вирши не только о блаженстве на небесах, но и о любви к женщине и Родине, о верности долгу. Земная любовь для этих людей не являлась грешной, напротив, считали это высокое чувство Божьим даром.

Произведения гуманистов прославляли благородных людей, служивших людям и родине.

Художники-гуманисты продолжали посвящать работы главным образом религии, однако Христа, апостолов и святых могли писать с реальных личностей. Бог и святые изображались в одеждах современников гуманистов на фоне чудесных земных ландшафтов. Картины гуманистов прославляли еще и человеческую красоту, красоту природы, земные радости.

В эпоху Ренессанса живописцы и скульпторы изображали человеческое тело живо и достоверно. В то время началось применение перспективы при написании картин. Творения стали живее, реалистичнее.

По убеждению гуманистов, индивидуум мог достичь в жизни всего, если действительно того хочет. По их мнению, нельзя было всецело полагаться на Бога, нужно было и самому прилагать усилия. Бог помогает тому, кто сам себе помогает. Только человек сделает свою жизнь счастливой и наполнит ее красками, считали гуманисты.

Читайте также: