Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав кратко

Обновлено: 07.07.2024

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) выполняет важнейшие функции по защите прав детей и подростков, координирует деятельность всех структур в сфере профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Деятельность КДН основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к каждому подопечному с соблюдением конфиденциальности полученной информации и обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

1) осуществляют меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) содействуют несовершеннолетним в реализации и защите прав и законных интересов;

3) организуют контроль за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с ними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) принимают меры к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, психического, и иных форм насилия, от всех форм дискриминации, сексуальной и иной эксплуатации, а также от вовлечения в различные виды антиобщественного поведения;

5) выявляют и анализируют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних, и определяют меры по их устранению;

6) участвуют в пределах своей компетенции в организации работы по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, не выполняющих своих обязанностей по содержанию, воспитанию, образованию, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, отрицательно влияющих на поведение или жестоко обращающихся с несовершеннолетними, ведут учет этих категорий лиц;

7) рассматривают в пределах своей компетенции материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

8) осуществляют функцию административной юрисдикции в отношении несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних;

9) взаимодействуют с общественными объединениями, религиозными организациями и гражданами по вопросам, связанным с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защитой их прав и законных интересов.

В связи с тем, что в каждом субъекте РФ, а также в каждом районе и районе в городе отдельно принимается положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и их отдела, то функции КДН на местах могут быть определены и более широко и разнообразно, но без отступления от основных направлений их деятельности. Отдельно может быть закреплена, например, функция по подготовке и представлению отчетов по вопросам осуществления государственных полномочий по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав или функция связи с СМИ.

Координация – это обеспечение согласованности действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Построить работу во взаимодействии всех ведомств в интересах ребенка – это главная задача комиссий всех уровней.

Важнейшие компоненты координирующей роли комиссий – это анализ, прогнозирование, выявление проблем и предложение путей их решения.

Базой для выработки согласованных подходов в деятельности является межведомственный состав комиссий.

Кроме того, комиссии придерживаются принципа межведомственности в планировании.

Комиссия обладает необходимыми ресурсами и возможностями для организации продуктивного взаимодействия субъектов системы профилактики в создании благоприятной среды проживания несовершеннолетних и защите их прав.

Для эффективного осуществления координирующей роли в комиссиях создаются и ведутся реестры ведомств, государственных и общественных организаций и учреждений, частных лиц, расположенных на территории муниципальных образований и обеспечивающих реализацию несовершеннолетними их права на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и другое. Это позволяет использовать возможности всех органов и учреждений системы профилактики в индивидуально-воспитательной, социально-педагогической и реабилитационной работе с несовершеннолетними.

Говоря о координации всей системы профилактики, комиссии взаимодействуют и с теми субъектами, которые не перечислены в Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ, но взаимодействие с которыми, очень важно в их работе: ЗАГС, родильные дома, воспитатели, психологи в следственных изоляторах и воспитательных колониях; сотрудники уголовно-исполнительных инспекций; подразделений Федеральной службы РФ по контролю, за оборотом наркотиков и другие.

В целях осуществления полномочий по координации межведомственного взаимодействия учреждений и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных образованиях районными комиссиями (в том числе с участием представителей образовательных учреждений) используются различные формы профилактической работы:

– проведение рейдов по местам массового скопления несовершеннолетних, по местам продажи алкогольной продукции;

–организация на территории соответствующего муниципального образования межведомственных комплексных профилактических операции;

– оказание методической, информационной помощи школьным Советам профилактики правонарушений несовершеннолетних, общественным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав;

– внесение районными комиссиями представлений об устранении причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних различным органам и учреждениям системы профилактики;

– разработка и реализация районных межведомственных комплексных целевых программ, порядков межведомственного взаимодействия районных комиссий с муниципальными образовательными учреждениями, отделами (секторами) образования, социальной защиты населения, лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения, центрами занятости, ОПДН ОВД, общественными организациями, межведомственными комиссиями и иными учреждениями;

– участие ответственных секретарей районных комиссий в совещаниях директоров образовательных учреждений, семинарах для социальных педагогов и общественных инспекторов по охране прав детства, сотрудников отделов по делам несовершеннолетних ОВД, родительских собраниях;

– проведение лекций для родителей и учащихся;

– проведение ежемесячных (ежеквартальных) сверок списков несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики районов: ПДН ОВД, органах опеки и попечительства, социальной защиты населения, образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения;

– разработка комплексов мер по оказанию социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, вернувшимся из мест лишения свободы, реализация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, нуждающимися в помощи государства, в соответствии с рекомендациями областной Комиссии.

Меры по защите прав несовершеннолетних, предпринимаемые комиссиями, носят разнообразный характер и заключаются, в частности, в информировании органов прокуратуры и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о нарушении прав детей; постановке на учет семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, оказании им методической и иной помощи, ведении разъяснительной работы.

Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов.

Ведущее место в этой деятельности отводится индивидуальной профилактической работе с детьми группы риска, направленной на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также на их социально-педагогическую реабилитацию и предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Индивидуальная профилактическая работа позволяет решать следующие основные задачи: оказывать адресную помощь детям и семьям, которые в ней нуждаются; воздействовать на них в случае совершения ими неправомерных деяний; защищать их от необоснованного и неквалифицированного вмешательства в их жизнь различных лиц и организаций.

Заключение

На сегодняшний день изучение деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является актуальным, так как именно от её деятельности зависит в дальнейшем жизнь несовершеннолетних правонарушителей, безнадзорных и беспризорных детей, а в дальнейшем и будущее страны в целом. Этой проблемой на данном этапе начинает уделяться больше внимания в Правительстве РФ.

В нашей работе мы изучили содержание и формы работы КДН и ЗП на разных исторических этапах. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в процессе своего создания, развития и становления прошла длинный путь с 9 января 1918 года, когда была образована первая КДН декретом Советской власти. Это ознаменовало принципиально новое направление в истории правосудия по делам несовершеннолетних. На протяжении этого времени постоянно изменялись её цель, структура и направления деятельности. Последние серьезные преобразования в КДН и ЗП были 6 мая 2006 год – была образована Правительственная КДН и ЗП Постановлением Правительства РФ №272.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является государственным образованием и обладает полномочиями правоприменительного, правоохранительного и организационного характера. КДН и ЗП наделена возможностью выполнять функции управления, координации и контроля в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как на местном уровне, так и в масштабах региона и страны в целом.

Значительную по объему правовых решений группу региональных нормативных правовых актов составляют акты, устанавливающие правовой статус и регламентирующие порядок создания, организацию работы; содержание функциональной деятельности региональных и муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Здесь наблюдаются различные подходы: как правило, эти вопросы решаются в форме отдельных законов субъектов Российской Федерации применительно к региональным и муниципальным КДН; в некоторых субъектах Российской Федерации эти вопросы решаются исполнительными органами государственной власти в форме постановлений правительств или глав администраций регионов.

Деятельность КДН и ЗП осуществляется на четырёх уровнях: федеральный, региональный, городской и районный. Все комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на каждом уровне призваны оказывать помощь несовершеннолетним в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности; осуществлять контроль в пределах предоставленных им полномочий за условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними; рассмотрение дел о правонарушениях детей и (или) родителей, но на разных уровнях структуры.

На основании проанализированного литературы мы смогли выделить основные функции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к ним относятся: образовательно-воспитательная, диагностическая, коррекционно-координационная, посредническая, прогностическая и экспертная, социально-компенсаторная, охранно-защитная.

Правовой статус КДН и ЗП определен сразу в нескольких Федеральных законах и в подзаконных актах субъектов, помимо актов международных и не существует на сегодняшний день введенного в действие единого законодательного акта об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3) организует контроль, обследования и проверки условий содержания, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

4) обращается в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, направляет в суд материалы на родителей, законных представителей несовершеннолетних в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей по содержанию, воспитанию, образованию, защите прав и интересов несовершеннолетних;

а) представление органа управления образовательного учреждения о переводе обучающегося, достигшего возраста 15 лет, на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение; об оставлении несовершеннолетним образовательного учреждения при достижении им возраста 15 лет до получения основного общего образования; об исключении обучающегося, достигшего возраста 15 лет, из образовательного учреждения. В случае исключения обучающегося из образовательного учреждения принимает меры по продолжению им обучения или его трудоустройству;

б) представление работодателя о расторжении трудового договора с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации). В случае расторжения трудового договора с несовершеннолетним работником принимает меры по его трудоустройству;

в) жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей, законных представителей и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;

а) несовершеннолетнего, совершившего действие, за которое установлена административная ответственность;

б) несовершеннолетнего, совершившего общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

в) несовершеннолетнего, совершившего антиобщественные действия;

г) родителей, законных представителей несовершеннолетнего в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетнего;

д) других категорий лиц, предусмотренных федеральным законодательством, рассматривает материалы и дела, применяет меры воздействия в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы, и принимает решения:

а) о направлении несовершеннолетних, имеющих проблемы в обучении и поведении, с согласия их родителей, законных представителей, а в случае, если несовершеннолетний достиг возраста 15 лет, - с его согласия в реабилитационные учреждения различных видов и типов в порядке, установленном федеральным законодательством;

б) о проведении профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические средства, психотропные вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, освободившимися из мест лишения свободы;

7) вносит предложения в органы опеки и попечительства о формах устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

8) реализует иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Основными задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;

2) организация контроля за предоставлением несовершеннолетним условий содержания, воспитания, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и иных социальных услуг;

3) принятие мер к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, сексуального, психологического и иных форм насилия, от вовлечения несовершеннолетних в разовые антиобщественные действия - употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятие бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц, не являющиеся преступлением или административным правонарушением;

4) участие в организации работы по выявлению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних; родителей; опекунов, попечителей, приемных родителей (далее - законные представители), не выполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение; учет лиц данных категорий;

5) выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних;

6) осуществление мер по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) рассмотрение материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния до достижения возраста, с которого наступает ответственность, а также рассмотрение дел о поведении, отклоняющемся от дозволенного правовыми нормами или нормами морали, и об антиобщественных действиях;

8) осуществление функции административной юрисдикции в отношении несовершеннолетних, их родителей, законных представителей;

9) иные задачи, определенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Комиссии имеют право:

1) запрашивать и бесплатно получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимые для своей работы сведения;

2) приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для получения от них информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;

3) привлекать для участия в работе представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также других заинтересованных лиц;

4) вносить представления в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности по вопросам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

5) вести прием несовершеннолетних, их родителей, законных представителей и иных лиц;

6) ставить перед уполномоченными на то органами вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений, определений комиссий и непринятия мер по выполнению представлений комиссий;

7) ходатайствовать перед судом:

а) о неприменении наказания, применении более мягкого наказания, об условном осуждении и применении других мер, предусмотренных федеральным законодательством в отношении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности;

б) о досрочном выпуске несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа;

8) ходатайствовать перед должностными лицами воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетнего и применении к нему предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации мер поощрения;

9) применять установленные федеральным законодательством меры воздействия к несовершеннолетнему, совершившему противоправное действие;

10) применять установленные федеральным законодательством меры воздействия к родителям, законным представителям несовершеннолетнего, иным лицам за нарушение его прав и законных интересов;

11) иные права, установленные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Члены комиссий по поручению комиссий имеют право в установленном порядке беспрепятственно посещать учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проверки условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Деятельность комиссий основана на нормах и принципах международного права: Конвенция ООН о правах ребёнка, Федеральный Закон РФ № 120-ФЗ [1] .

Порядок образования комиссий и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации [3] .

Содержание

История

14 января 1918 года Советом народных комиссаров принят Декрет о комиссиях для несовершеннолетних, в соответствии с которым упразднялись суды и тюремное заключения для малолетних [4] , а дела о несовершеннолетних до 17 лет стали передаваться в комиссию для несовершеннолетних.

Разновидности

Известны следующие разновидности комиссий:

  • правительственная [5] (под председательствомминистра внутренних дел);
  • межведомственная (республиканская) [6] ;
  • областная [7] ;
  • городская [8] .

Основные задачи комиссий

Комиссии в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в частности, обеспечивают [3] :

  • осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних
  • осуществление мер по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания и обращения с несовершеннолетними в специальных учреждениях
  • осуществление мер по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • подготовку материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа
  • рассмотрение представлений по вопросам обучения несовершеннолетних
  • оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства

См. также

Примечания

Литература

  • Славко А.А. Начало формирования нормативно-правовой базы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в России в первые годы советской власти // Известия Алтайского государственного университета, № 4-4, 2009, С. 229-234.
  • Пучнина С.А. О мерах повышения профилактической роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как правоприменительного органа // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, № 3, Том 83, 2010, С. 383-387.

Ссылки

  • Добавить иллюстрации.
  • Проставить для статьи более точные категории.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" в других словарях:

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав — образуются органами местного самоуправления в целях организации контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, за обращением с подростками и юношами в учреждениях системы профилактики безнадзорности и… … Педагогический терминологический словарь

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав — в РФ специализированные комиссии, образуемые органами местного самоуправления. Комиссии в пределах своей компетенции обеспечивают: а) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных … Энциклопедия права

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав — в РФ специализированные комиссии, образуемые органами местного самоуправления. Комиссии в пределах своей компетенции обеспечивают: а) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и… … Большой юридический словарь

Комиссия по делам несовершеннолетних — орган, наделенный административной юрисдикцией. Комиссии по делам несовершеннолетних при местных администрациях (согласно Федеральному закону Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 24 июня 1999 г … Административное право. Словарь-справочник

Уголовно-правовой режим несовершеннолетних в России — (особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, ювенальное уголовное право) установленный уголовным законодательством России специфический уголовно правовой режим, предусматривающий значительное смягчение репрессивных мер в… … Википедия

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — в РФ система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых… … Большой юридический словарь

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — в РФ система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых… … Энциклопедия права

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних — нуждающихся в особых условиях воспитания, в Рос. Федерации учебные заведения для лиц, совершивших социально опасные деяния (правонарушения или преступления, но освобождённых по возрасту от уголовной ответственности) (см. Преступность… … Педагогический терминологический словарь

Права Несовершеннолетних В Трудовых Правоотношениях — несовершеннолетние (лица, не достигшие 18 лет), в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными… … Словарь бизнес-терминов

ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ — несовершеннолетние (лица, не достигшие 18 лет), в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными… … Энциклопедия трудового права

от 6 ноября 2013 года N 995

(с изменениями на 10 февраля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 ноября 2013 года N 995

Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав

(с изменениями на 10 февраля 2020 года)

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.

Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

2. Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют:

комиссии, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территории субъектов Российской Федерации (далее - комиссии субъектов Российской Федерации);

территориальные комиссии, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или муниципальные комиссии, созданные органами местного самоуправления, - районные (городские), районные комиссии в городах, осуществляющие деятельность на территориях городских поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских территорий городов федерального значения этих субъектов Российской Федерации (далее - территориальные (муниципальные) комиссии).

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, на которые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации возложены полномочия по созданию территориальных (муниципальных) комиссий, для обеспечения деятельности комиссий субъектов Российской Федерации и территориальных (муниципальных) комиссий (далее - комиссия) могут создавать отделы или другие структурные подразделения в составе исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

3. Комиссии руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящим Примерным положением, а также законами и актами субъектов Российской Федерации.

4. Деятельность комиссий основывается на принципах законности, демократизма, поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

5. Порядок рассмотрения комиссиями материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, определяется законодательством субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законодательством.

6. Задачами комиссий являются:

а) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

7. Для решения возложенных задач:

а) комиссии субъектов Российской Федерации и территориальные (муниципальные) комиссии:

координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, осуществляют мониторинг их деятельности в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации;

обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

анализируют выявленные органами и учреждениями системы профилактики причины и условия безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимают меры по их устранению;

утверждают межведомственные планы (программы, порядки взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

участвуют в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности и правонарушений;

принимают меры по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики по итогам анализа и обобщения представляемых органами и учреждениями системы профилактики сведений об эффективности принимаемых ими мер по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений;

принимают меры по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями и религиозными организациями, другими институтами гражданского общества и гражданами, по привлечению их к участию в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, их социально-педагогической реабилитации;

могут утверждать составы межведомственных рабочих групп по изучению деятельности органов и учреждений системы профилактики и порядок их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также деятельности по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних;

б) комиссии субъектов Российской Федерации:

разрабатывают и вносят в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;

оказывают методическую помощь, осуществляют информационное обеспечение и контроль за деятельностью территориальных (муниципальных) комиссий в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации;

участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, антиобщественных действий и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализируют их эффективность;

принимают на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивают конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;

принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних (далее - решение о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость);

принимают меры по организации обобщения и распространения эффективного опыта работы органов и учреждений системы профилактики на территории субъектов Российской Федерации;

могут принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, вправе в установленном порядке посещать указанные учреждения;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации;

в) территориальные (муниципальные) комиссии:

подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

дают согласие организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования;

дают при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетним, достигшим возраста 15 лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования. Комиссии принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет и оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения таким несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству;

обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия);

применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

принимают решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;

принимают постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;

подготавливают и направляют в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;

рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;

рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности к компетенции комиссий;

обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

согласовывают представления (заключения) администраций специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимые в суды по месту нахождения указанных учреждений:

о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;

о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);

участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

координируют проведение органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы в отношении категорий лиц, указанных в статье 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

Читайте также: