Коллизии норм права и способы их разрешения кратко

Обновлено: 02.07.2024

В правореализационном процессе такие противоречия встречаются постоянно. До сих пор действует множество устаревших, но формально не отмененных норм.

Юридические коллизии, безусловно, мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм.

Причины возникновения юридических коллизий:
    1. наличие в законодательстве всевозможных разночтений, нестыковок, параллелизмов, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов;
    2. возможность различных подходов к решению одних и тех же вопросов;
    3. одновременное действие актов разного уровня и значения, разной юридической силы, ранга, социальной направленности (в частности, старые, союзные, и новые, российские);
    4. правовой тупик, когда нет предусмотренного законом выхода из создавшейся ситуации.

    Российское законодательство - сложное, многоотраслевое, иерархическое образование, в котором масса всевозможных разночтений, нестыковок, параллелизмов, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов. Будучи по своему характеру территориально обширным и федеральным, оно уже в силу этого содержит в себе возможность различных подходов к решению одних и тех же вопросов , учета национальных и региональных особенностей, интересов центра и мест.

    В общем законодательном массиве одновременно действуют акты разного уровня и значения , разной юридической силы, ранга, социальной направленности, в частности, старые, союзные, и новые, российские; протекают процессы унификации и дифференциации, объединения и обособления; переплетаются вертикальные и горизонтальные связи и тенденции. Это динамически напряженная и во многом изначально противоречивая и асимметричная система.

    С другой стороны, в практической жизни постоянно возникают такие "замысловатые сюжеты", которые сразу подпадают под действие ряда норм и порождают нежелательные юридические дилеммы и альтернативы. Различные нормы как бы вступают друг с другом в противоборство, пересекаясь в одной точке правового пространства и "претендуя" на регулирование одних и тех же отношений.

    Коллизия может выражаться также в виде правового тупика , когда нет предусмотренного законом выхода из создавшейся ситуации.

    Способы разрешения юридических коллизий

    Под способами разрешения юридических коллизий понимаются конкретные приемы, процедуры их устранения.

    На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

      1. если противоречащие друг другу акты изданы разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой , т. е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов;
      2. если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;
      3. если возникают коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями и уставами, то приоритет имеют общефедеральные ;
      4. если возникают коллизии между национальным (внутригосударственным) и международным правом, то приоритет имеют международные нормы .

      Кроме указанных правил юридические коллизии могут быть разрешены путем:

        • ;
        • принятия нового акта;
        • отмены старого;
        • внесение изменений или уточнений в действующие нормативные акты.

        В некоторых случаях нужны соответствующие процедуры для преодоления разногласий, разрешения споров по поводу противоречий в юридической сфере (согласительные - для преодоления разногласий; судебные процедуры - для рассмотрения и разрешения споров сторон).

        Коллизии в праве могут иметь естественный характер, например, при возникновении противоречий в связи с действием норм во времени или в пространстве, при наличии противоречий в отношениях, регулируемых правом. Коллизии могут быть также вызваны ошибками в правотворчестве, недостатками в кодификационной работе или при формировании системы права.

        Юридические коллизии вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.

        Однако, не следует рассматривать юридические коллизии как сугубо негативное явление, ибо они указывают на недостатки, возникшие в правовой системе.

        Для юридических коллизий свойственны противоречия: в механизме правового регулирования; в регулировании конкретного отношения; в содержании норм права, регулирующих конкретное отношение.

        Коллизия правовых норм возникает в момент издания противоречивых норм, но проявляет она себя реально при их реализации, в том числе применении. Различия, или противоречия между правовыми нормами могут касаться условий применения нормы, самого правила поведения и, наконец, санкций.

        Выделяют объективные и субъективные причины юридических коллизий.

        К объективным причинам относятся: динамизм общественных отношений, их противоречивость; разнообразие общественных отношений, предполагающее дифференцированное их регулирование с применением различных методов.

        Субъективные причины связаны с изъянами в процессе правотворчества, в юридической технике: недостаток опыта законодателя, непоследовательная систематизация нормативных актов, слабая координация нормотворческой деятельности, низкий уровень правовой культуры, правовой нигилизм, политическая борьба и пр.

        Превентивные меры предотвращения коллизий. Они предполагают:

        — действие субъектов правотворчества строго в рамках конституционных установлений, в рамках закона, а также в пределах, закрепленных компетенциями;

        — предварительные юридические экспертизы нормативных актов там, где они необходимы;

        — систематизацию законодательства, т. е. упорядочение действующего нормативного правового материала;

        — анализ эффективности действия нормативных правовых актов.

        Коллизии правовых норм могут быть самыми разнообразными.

        1. Между положениями вступившего в силу для Российской Федерации международного договора и национального права (например, между содержащимися в международных соглашениях по вопросам налогообложения и в российском налоговом праве).

        2. Между нормами федеральных законов и законов субъектов РФ (например, между содержащимися в федеральном законе и законе субъекта РФ).

        3. Между нормами, содержащимися в актах различной юридической силы (например, в федеральном законе и указе Президента РФ).

        4. Между нормами кодифицированных актов, в отношении которых установлен приоритет их норм (например, Гражданского кодекса РФ и Трудового кодекса РФ).

        6. Между ранее действующей нормой и нормой, принятой позднее, которые содержатся в актах одного уровня (например, при вступлении в силу нового закона без отмены ранее действующего закона, регулировавшего этот вопрос).

        7. Между нормами частного и публичного права (например, между нормами Гражданского кодекса РФ и нормами Бюджетного кодекса РФ).

        8. Между нормами различных отраслей права (например, гражданского и бюджетного права).

        9. Между нормами подзаконных актов организаций, не находящихся в подчинении друг другу (например, Федеральной налоговой службы и Банка России).

        10. Между общеправовыми принципами и нормами права, закрепляющими иные принципы права, либо предоставительно-обязывающими нормами (т. е. нормами, закрепляющими права и обязанности).

        11. Между нормами права, закрепляющими иные принципы права (т. е. не относящиеся к числу общеправовых), и предоставительно-обязывающими нормами.

        12. Между положениями одного акта (например, содержащимися в различных главах Гражданского кодекса РФ).

        Для устранения противоречий в праве существуют коллизионные нормы, которые по своему юридическому содержанию могут быть разделены на четыре основные группы в зависимости от содержания коллизий: темпоральные, пространственные, иерархические (субординационные), содержательные.

        Темпоральные коллизии имеют в виду расхождение норм права во временных пределах. Они возникают в результате издания в разное время по одному и тому же вопросу двух и более норм, содержащих разные правовые предписания.

        Чаще всего, эти коллизии возникают из-за ошибок в юридической технике: принята новая норма права, а ранее действующая не отменена. Способом разрешения темпоральных коллизий служит правило, установленное еще римскими юристами, согласно которому позже принятая норма отменяет ранее действующую.

        Иерархические коллизии — это несогласованность норм разной юридической силы. Эти коллизии появляются тогда, когда на регулирование конкретного отношения одновременно претендуют нормы разного уровня, содержащие различные предписания. Данные коллизии разрешаются на основе правила, разработанного римскими юристами, которые отдавали предпочтение нормам более высокого уровня, более высокой юридической силы. Так, ч. 2 ст. 84 УК РФ устанавливает приоритет нормы акта амнистии над нормой УК. Например, лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава конкретного преступления, освобождается от уголовной ответственности, если это предусмотрено соответствующей нормой акта об амнистии.

        Содержательные коллизии имеют место тогда, когда между собой конкурируют общие, специальные и исключительные нормы, обладающие одинаковой юридической силой.

        Данного вида коллизии возникают в одном пространстве и в одно и то же время между нормами одинаковой юридической силы. Но различие между ними состоит в объеме регулирования: общая норма призвана регулировать общественные отношения в целом, а специальные нормы — подвид или часть этих отношений. Специальная норма делает как бы изъятие отдельных обстоятельств из действия общих норм.

        Другая важная проблема — коллизии между федеральными актами и актами субъектов федерации. И хотя в Конституции РФ закреплен приоритет федеральных актов перед актами субъектов Федерации (кроме актов по вопросам исключительной компетенции субъектов), тем не менее, данного рода коллизии во многом носят политический характер, поэтому разрешаются, главным образом, путем переговоров и достижения компромиссов.

        2. Способы разрешения коллизий норм права

        Рассматривая вопросы юридической коллизии, практически все авторы имеют в виду отраслевые коллизии. Но есть коллизии и межотраслевые.

        Межотраслевые коллизии изучены наиболее слабо. В данном случае признание их существования означает, что правоприменительные органы вынуждены произвольно решать, нормами какой отрасли регулируются те или иные отношения, проявляемые через возникновение юридических факторов.

        К способам разрешения коллизийотносятся: правотворчество, согласительные процедуры (переговорный процесс), судебные процедуры (судебный порядок, разбирательство), судебное толкование.

        Согласительные процедуры.Согласительная процедура — это предусмотренный правовым актом порядок рассмотрения разногласий между органами государственной власти, иными субъектами, добровольно одобренный ими. На практике применяются следующие виды согласительных процедур: паритетные комиссии; процедуры рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации; третейское разбирательство; процедуры разрешения Президентом разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

        Порядок работы паритетных комиссий и принятия ими согласованных решений может быть предусмотрен в протоколе, подписанном сторонами, либо в двустороннем договоре (соглашении) между соответствующими органами государственной власти.

        Третейское разбирательство. В сфере арбитражного судопроизводства возможность передачи спорных вопросов на разрешение третейского суда предусмотрена ст. 23 АПК.

        Судебные процедуры. Радикальный способ устранения коллизий — судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское. Данный способ считается одним из эффективных, так как судебные решения носят императивный характер.

        Важное средство разрешения коллизий — судебное толкование. Оно позволяет установить коллизионность норм, актов, процедур и т. д. Толкование конституционных норм со стороны Конституционного Суда РФ имеет прецедентное значение как для самого суда, так и для других государственных органов и должностных лиц. Важное значение имеет также толкование действующего законодательства Верховным Судом РФ.

        Из других способов устранения коллизий называют референдум, систематизацию законодательства, гармонизацию юридических норм, международные процедуры.

        Существуют определенные правила разрешения коллизий в правоприменительной деятельности:

        — коллизии между Конституцией и иными актами, в том числе и законами, разрешаются в пользу Конституции;

        — коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов;

        — коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов федерации разрешаются в пользу последних, если они приняты в пределах их ведения;

        — коллизии между актами одного и того же органа, изданными в разное время, разрешаются в пользу позже принятого акта;

        — коллизии между актами, изданными одновременно, но разными органами, разрешаются применением акта, обладающего более высокой юридической силой;

        В случаях, когда речь идет о коллизии между нормами, содержащимися в подзаконных актах одного уровня, принятых различными органами, существует правило, суть которого заключается в том, что правовое регулирование конкретного вопроса на подзаконном уровне может осуществляться только строго уполномоченным органом, акту которого и отдается приоритет, т. е. в этом случае, прежде всего, производится оценка правомочности органа, принявшего акт, осуществлять правовое регулирование данного вопроса. Этот способ достаточно ограниченной сферы действия применяется вместо принципа приоритета нормы, обладающей более высокой юридической силой, опять же при невозможности применения принципа приоритета специальной нормы по отношению к общей.

        При коллизии норм кодифицированных нормативных правовых актов и норм некодифицированных приоритет отдается первым.

        Существует строго определенная последовательность примененияперечисленных принципов, т. е. каждый последующий из них применяется только при невозможности применения предыдущего.

        В первую очередь, применяется принцип приоритета нормы, обладающей более высокой юридической силой. Юридическая сила акта определяется исходя из полномочий органа, принявшего акт, а в отдельных случаях — исходя из вида акта (применительно к соотношению Конституции РФ с иными актами, а также федеральных конституционных законов с федеральными законами). При разрешении коллизий между нормами, содержащимися в актах федерального уровня, и нормами, содержащимися в актах субъектов Российской Федерации, юридическая сила этих актов по отношению друг к другу определяется в зависимости от предметов ведения.

        Во вторую очередь применяется принцип приоритета специальной нормы перед общей. Специальный характер нормы определяется либо через наличие указания на возможность установления особенностей правового регулирования в других актах, либо через сравнение сферы действия норм по субъекту или по объекту. Сферы действия общей и специальной норм должны либо совпадать по объектам правового регулирования, но соотноситься как общее и частное по субъектам регулируемых отношений, либо совпадать по субъектам регулируемых отношений, но соотноситься как общее и частное по объектам правового регулирования.

        В последнюю очередь применяется принцип приоритета нормы, принятой позднее.


        1. Юридические коллизии и способы их разрешения

        Под юридическими коллизиями понимаются: расхождения либо противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения. Кроме того, юридические коллизии — это противоречия, которые возникают именно в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

        Причины юридических коллизий носят, как правило, объективный характер. Правильность правовых норм зависит от воли и сознания политиков, законодателей, представителей государственной власти.

        Вообще, в рамках теории государства и права существует множество видов юридических коллизий, однако все их можно разделить на четыре основные группы:

        1. Юридические коллизии, возникающие между целыми нормативно-правовыми актами или отдельными правовыми нормами.

        2. Юридические коллизии, возникающие в области правотворчества. К такого рода юридическим коллизиям относятся бессистемность, дублирование правовых норм, издание взаимоисключающих нормативно-правовых актов.

        3. Юридические коллизии, возникающие в области правоприменения.

        4. Юридические коллизии, возникающие в полномочиях и статусах государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований.

        При правоприменении соответствующие государственные органы и должностные лица в случае обнаружения юридических коллизий руководствуются следующими правилами:

        • закон, изданный позже, отменяет закон, изданный раньше, принятый тем же государственным органом, во всем том, в чем он с ним расходится;

        • в том случае, если коллизионные акты изданы одновременно, но различными государственными органами, применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой;

        • при расхождении общего и специального нормативных актов одного правового уровня (это так называемые юридические коллизии по горизонтали), применяется специальный нормативно-правовой акт;

        • при расхождении общего и специального нормативных актов различных правовых уровней (это так называемые юридические коллизии по вертикали), применяется общий нормативно-правовой акт.

        В теории правоведения выделяют следующие способы разрешения юридических коллизий :

        2) принятие нового нормативно-правового акта, устраняющего юридические коллизии,

        3) отмена старого нормативно-правового акта,

        4) внесение изменений, уточнений и дополнений в действующий нормативно-правовой акт,

        5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение,

        6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм,

        7) переговорный процесс, создание согласительных государственных комиссий,

        8) конституционное правосудие, т. е. разрешение юридических коллизий Конституционным Судом Российской Федерации.

        Конституция Российской Федерации предусматривает право Президента РФ приостанавливать действие актов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в том случае, если последние противоречат Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам либо если последние нарушают права и свободы человека и гражданина. Способ устранения юридических коллизий между нормативно-правовыми источниками должен быть правовым, а не силовым.

        Коллизии в праве – это противоречия в нескольких правовых актах, которые отвечают за регулирование одних и тех же вопросов, и общественных отношений. Столкновения противоречий вносят в систему права дефекты, несогласованность, что является причиной ряда неудобств в юридической практике. Также существуют коллизии-противоречия, которые чаще всего возникают в процессе применения прав при выполнении своих полномочий должностными лицами и компетентными органами.

        Иными словами, это несовершенство самого права, которое приводит к расхождению взглядов на одну и ту же ситуацию, не однозначное прочтение любого из правовых актов.

        Коллизии правовых норм

        Коллизионная норма По данной теме мы уже выполнили реферат Коллизионные нормы подробнее – это закон, определяющий право применения необходимой правовой нормы к соответствующему правоотношению.

        Коллизии норм права можно разделить на четыре вида:

        • временные - это такие противоречия норм, которые расходятся во временных пределах. Это такие противоречия, которые возникают между актами, изданными одним и тем же органом, но в разные периоды времени (принимают тот правовой акт, который принят позже);
        • пространственные – это коллизии норм, которые возникают при необходимости применить нормы разного территориального действия. Такие коллизии могут возникнуть между актами субъектов любой страны и общепринятыми международными актами (в первую очередь рассматриваются акты регионального значения). Если такой вид коллизии норм возникает в пределах Российской федерации, то противоречие между актами субъектов РФ и актами федерального значения рассматриваются в сторону актов субъекта РФ только в том случае, если он принят в пределах ведения согласно ч.6 ст.76 Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее человека;
        • иерархические – разногласия норм обусловлены разной правовой силой норм; например, если спор возник между Конституцией и любыми нормативными актами, данный случай рассматривается всегда в пользу Конституции;
        • содержательные – это те коллизии, которые возникают между специальными и общими нормами, то есть между актами, принятыми разными органами рассматривается тот акт, который обладает более высокой правовой силой.

        Готовые работы на аналогичную тему

        Коллизии в праве и способы их разрешения

        Коллизии в праве возникают между отдельными отраслями права и даже между определенными нормами внутри одного закона. Одни и те же правоотношения можно регулировать с помощью различных норм. Такие противоречия норм называют позитивными коллизиями, так же возможен вариант, когда нет предусмотренного законом выхода, тогда коллизию считают негативной.

        Причины противоречий в праве разделяют по характеру возникновения. Объективные причины коллизий – это изменчивость общественных отношений и динамизм, т.е. отставание права, не поспевающее за реальным развитием жизни. Субъективные причины коллизий зависят от сознания, воли законодателей, людей, а также политиков (непродуманность, неоднозначность правотворческой деятельности, отсутствие культуры права, политическая борьба).

        Устранить юридические противоречия возможно, анализируя практику реализации законов и оценивая меру осуществления актов полностью или их отдельных норм. Ответы на подобные запросы может дать определенный государственный орган разных уровней, а также общественные организации по обращениям отдельных граждан. Зачастую к причинам обращений и запросов относятся неясности в трактовке терминов и понятий, отдельных норм, различные позиции по отношению к области их применения, определенного круга субъектов, на которых распространяется их действие.

        Значимым инструментом преодоления правовых противоречий является принятие комплекса всевозможных изменений в систему действующего юридического регулирования внутри Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее , а также установление правил, с помощью которых возможно устранить возникающие коллизии, определяя приоритет отдельных норм, подлежащих к применению в данной правовой ситуации. К примеру, особенно эффективным инструментом устранения противоречий на практике является принятие коллизионных норм в международном праве, что позволяет установить право, применяемое к различным общественным отношениям.

        Также возможно применить и другие способы устранения коллизий. Например, организация предварительной правовой экспертизы нормативных конституционных актов. Перед принятием нормативных актов мониторинг в применении действующего законодательства (п. 8 Методики осуществления мониторинга применения права в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , утв. Постановлением Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее от 19.08.2011 N 694).

        Анализ, обобщение любой правоприменительной практики всеми, в особенности судебными правоохранительными органами, совершенствование действующего законодательства РФ с помощью вышеперечисленных действий можно сделать более понятным и ясным, выявить и устранить коллизии.

        Читайте также: