Гераклит учение о первоначале кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гераклит По данной теме мы уже выполнили реферат Гераклит подробнее ($544-483$ гг. до н.э.), древнегреческий философ, выходец из Малой Азии, из города Эфеса.

Гераклита можно считать основателем первой формы философской диалектики.

Учение о логосе

Сущее, мысль, природа, слово – для Гераклита всё один и тот же логос. Логос объединяет в себе план фюсиса, природы, то, что есть план умопостигаемости. Логос связан с греческим словом лего – считать и собирать, то есть логос – единящее начало.

Гераклитов логос – это единство сущего (природы), единство мысли, единство логоса, выразимого в слове. Увидеть многое можно только умом.

Только ум, в созерцании усматривает мир как одно. Ум руководит Вселенной всем через всё. Мудрость в том, чтобы знать всё как одно.

  • Ум проявляет себя как логос.
  • Логос – соединяющий всё воедино, это единящее начало.
  • Логос, природа и мир синонимичны друг другу.

Для Гераклита важна полисемия логоса. Логос это Космос. Всё вокруг пропитано логосом. Логос присущ всем и всему.

Готовые работы на аналогичную тему

Всё есть "огонь"

Пожалуй, самый значительный вклад в античную философию Гераклит внёс в своём учение о новом первоначале. С первого взгляда может казаться, что Гераклит примыкает к другим древнегреческим философам, к школе ионитов, которые видели в первоначале материальные стихии: воду, воздух.

Идея движения и всеобщей изменчивости. Но по большей части огонь – это символ, в отличие от воздуха и воды, это отделяет Гераклита от предшественников.

Благодаря этому первоначалу Гераклит мог подходить к осознанному пониманию целостности Космоса. То есть, гераклитово первоначало могло объяснить и возникновение Вселенной и взаимосвязь стихий и элементов.

Так, этот образ был весьма перспективным и претендовал на уверенную космогоническую гипотезу. Кроме этого, он объяснял ещё и общеприродные явления, с отсылкой на материальные основания.

Это основной образ и ключевая парадигма космогонии, всегда существующий огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий, обеспечивающий тем самым непрерывность рождения и сокрытия природы.

Огонь Гераклита несет оттенок судьбы, когда о нём говорится, что Вселенная испепелиться и разложится в то, из чего была создана, то есть из огня.

Огонь, по его пониманию, подходит ещё и потому, что душу можно так же уподобить огню. Душа – первооснова человека. Человеческая душа – это динамичный огонь. Такое полагание души приводит Гераклита к одушевлению природы.

Диалектика Гераклита

Так, По Гераклиту, изменение сливается с единством противоположностей, объединение крайностей возникновения и уничтожения, из уничтожения одного рождается другое.

Специфика диалектики Гераклита — еще и в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей. Предвестником такого подхода, как уже упоминалось, был Анаксимандр. Гераклит как бы извлекает из недр внутренней логики первоначала только брезжившую идею единства и борьбы противоположностей и подробно, уже именно по-философски, развивает её. Идея Единого — и, стало быть, приведения к Одному, к единству — соседствует с идеей раздвоения Единого, выделения из него противоположностей. "Выслушав не мою, но эту-вот Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно", — говорит, согласно свидетельству Ипполита, Гераклит (26 (а); 199). Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но их неизбывность и всеобщность. Противоположности существуют везде. Эта идея воплощается у Гераклита в некоторой космической, но также в этической и эстетической формах. Ибо наличие противоположностей для Гераклита — основа и существования, и гармонии мира. Противоречивость сближает — таков гераклитовский парадокс.

Еще одна диалектическая идея — борьба, "вражда" противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, т.е. к самой жизни. "Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей. и что все возникает через вражду и заимообразно [= "за счет другого"]" (28 (а); 201). В этой связи Гераклит снова вступает в полемику с Гомером: ведь тот, молясь, "чтобы вражда сгинула меж богами и меж людьми, сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех [существ]", "ибо они рождаются в силу противоборства и противодействия. "

Философия Демокрита.

ДЕМОКРИТ из Абдеры (греческое Demokritos) (460—371 до нашей эры), греческий философ, главным образом представитель античной атомистики и философской школы город Абдера, бывшего тогда богатым торговым городом с высокоразвитой культурой. Демокрит был выразителем идеологии античной рабовладельческой демократии. Он совершал дальние путешествия и, будучи человеком энциклопедических знаний, оставил после себя множество философских и естественнонаучных сочинений, от которых до нас дошли лишь фрагменты.




Философия Демокрита — поворотный пункт в истории атеизма. Демокрит выступал против национальной религии, боги для него лишь воплощение явлений природы и человеческих свойств, например Зевс — для него солнце, Афина — разум. В области логики Демокрит особенное внимание уделяет определениям содержания и исследует также вопросы индукции, аналогии и гипотезы. Во всяком случае, Аристотель считал Демокрита своим предшественником в этой области. В сфере искусства Демокрит был поборником наивного реализма, который смотрит на искусство как на подражание природе. Этические взгляды Демокрита тесно связаны с его теорией познания и атомистическими установками. Радость возникает так же, как и восприятие. Истинное счастье, эвдемония, являющееся целью и мерой жизни, вытекает не из внешнего благополучия или чувственного удовлетворения, а из легкого движения атомов огня, которое определяет правильное понимание. Согласно античным источникам, Демокрит написал много математических работ, например по математической теории музыки и о перспективе. Из этих сочинений сохранились лишь фрагменты, в которых Демокрит на основе своих атомистических представлений (вероятно, путем разложения на слои) впервые представил объемы конуса и пирамиды, конечно, без строгого доказательства. Воззрения Демокрита, представляющие собой вершину материалистического и естественнонаучного учения античности, оказали большое влияние на философию последующих времен, в том числе на Эпикура, Лукреция, Гассенди, Галилея, Лейбница, и современную атомную физику.

Специфика диалектики Гераклита — еще и в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей. Предвестником такого подхода, как уже упоминалось, был Анаксимандр. Гераклит как бы извлекает из недр внутренней логики первоначала только брезжившую идею единства и борьбы противоположностей и подробно, уже именно по-философски, развивает её. Идея Единого — и, стало быть, приведения к Одному, к единству — соседствует с идеей раздвоения Единого, выделения из него противоположностей. "Выслушав не мою, но эту-вот Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно", — говорит, согласно свидетельству Ипполита, Гераклит (26 (а); 199). Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но их неизбывность и всеобщность. Противоположности существуют везде. Эта идея воплощается у Гераклита в некоторой космической, но также в этической и эстетической формах. Ибо наличие противоположностей для Гераклита — основа и существования, и гармонии мира. Противоречивость сближает — таков гераклитовский парадокс.

Еще одна диалектическая идея — борьба, "вражда" противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, т.е. к самой жизни. "Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей. и что все возникает через вражду и заимообразно [= "за счет другого"]" (28 (а); 201). В этой связи Гераклит снова вступает в полемику с Гомером: ведь тот, молясь, "чтобы вражда сгинула меж богами и меж людьми, сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех [существ]", "ибо они рождаются в силу противоборства и противодействия. "

Философия Демокрита.

ДЕМОКРИТ из Абдеры (греческое Demokritos) (460—371 до нашей эры), греческий философ, главным образом представитель античной атомистики и философской школы город Абдера, бывшего тогда богатым торговым городом с высокоразвитой культурой. Демокрит был выразителем идеологии античной рабовладельческой демократии. Он совершал дальние путешествия и, будучи человеком энциклопедических знаний, оставил после себя множество философских и естественнонаучных сочинений, от которых до нас дошли лишь фрагменты.

Философия Демокрита — поворотный пункт в истории атеизма. Демокрит выступал против национальной религии, боги для него лишь воплощение явлений природы и человеческих свойств, например Зевс — для него солнце, Афина — разум. В области логики Демокрит особенное внимание уделяет определениям содержания и исследует также вопросы индукции, аналогии и гипотезы. Во всяком случае, Аристотель считал Демокрита своим предшественником в этой области. В сфере искусства Демокрит был поборником наивного реализма, который смотрит на искусство как на подражание природе. Этические взгляды Демокрита тесно связаны с его теорией познания и атомистическими установками. Радость возникает так же, как и восприятие. Истинное счастье, эвдемония, являющееся целью и мерой жизни, вытекает не из внешнего благополучия или чувственного удовлетворения, а из легкого движения атомов огня, которое определяет правильное понимание. Согласно античным источникам, Демокрит написал много математических работ, например по математической теории музыки и о перспективе. Из этих сочинений сохранились лишь фрагменты, в которых Демокрит на основе своих атомистических представлений (вероятно, путем разложения на слои) впервые представил объемы конуса и пирамиды, конечно, без строгого доказательства. Воззрения Демокрита, представляющие собой вершину материалистического и естественнонаучного учения античности, оказали большое влияние на философию последующих времен, в том числе на Эпикура, Лукреция, Гассенди, Галилея, Лейбница, и современную атомную физику.

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский – один из самых независимых и интересных мыслителей древности. Жил в VI в. до н.э. И, как отмечают исследовали, учителя не имел и ни к какой школе не принадлежал. Сам он это также подчёркивал неоднократно.

Философская школа Гераклита: к какому направлению он относился?

Происходил он из города Эфес. На карте мы можем увидеть, что этот город находится совсем недалеко от Милета – столицы философской мысли того времени в той же Ионийской области.


Древнегреческий философ Гераклит Эфесский

Поэтому традиционно Гераклита относят к ионийской философии, хотя он выделяет совершенно другие установки и принципы философствования в сравнении с его предшественниками – натуралистами.

Это значит, что всё-таки влияние милетов может быть. Но язык этого произведения совершенно не научен и больше походит на набор высказываний оракулов. Они парадоксальны и очень туманны.

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский и принцип динамизма

Философ уделяет пристальное внимание принципу динамизма, который был выведен милетцами. И можно сказать, что он открывает его совершенно по-новому. Согласно принципу динамизма, все вещи вечно изменяются, переходят из одной в другую, ничто не уничтожается, но ничто и не рождается.

В связи с этим философ Гераклит выводит образ реки. Нам известны такие высказывания для понимания учения Гераклита:

Второе высказывание здесь вынесено на первый план. На первый взгляд это высказывание не имеет смысла. Но философ презирает первый взгляд. Он презирает своих соотечественников. Он живёт в отдалённости, не участвует в политической жизни, хотя тогда это было принято особенно для мудреца.

Но вернёмся к теме реки. Почему мы входим и не входим в одну и ту же реку? То есть река Гераклита – это та же река. Она видится нам той же. Хотя, когда мы входим уже во второй раз, нас омывают всё новые воды.

Так же и мы сами. В каждый новый момент мы становимся кем-то другим. Вот этот человек больше не существует. В момент А он есть. А в момент В – уже нет.

Диалектика Гераклита: борьба противоположностей

Вот этот процесс становления очень привлекает Гераклита. Он видит всё мировое устройство как вечную борьбу противоположностей и утверждает, что миром руководит война. Гераклит считал, что война – это мать мира и его сущность. Но одновременно с этой враждой вещей мы видим и гармонию. Её нам даёт вражда. И благодаря таким контрастностям люди могут обрести смысл. Они могут отличать одно явление от другого.


Принцип динамизма Гераклита

Для понимания философии и стиля высказывания этого мыслителя можно привести ещё его высказывания, чтобы познакомиться с его философией поближе:


Гераклит первоначало (Архэ)

Логос Гераклита

То есть мы не должны доверять чувствам. Это уже такой критический выпад против натуралистической философии, которая часто прибегала к опытам, к наблюдениям. Когда мы доверяем своим чувствам, мы видим видимость, но не видим истины, которая находится внутри под вот этой вот оболочкой.

Именно поэтому у Гераклита такой необычный стиль письма, основанный на парадоксах, потому что ему близка традиция оракулов. Ему близки размышления орфиков о воздаянии после смерти, о бессмертии души. И вот главной мировой душой он видит Логос.

Гераклит Эфесский до сих пор привлекает внимание многих философов, учёных. В частности, Гегель основывал свою логику, диалектику, диалектическую логику на идее динамизма и противостоянии идеи борьбы, на диалектике Гераклита. Ну и в XX веке к нему обращался Хайдеггер и другие философы.

Гераклит

Гераклит – один из первых древнегреческих философов, отец – основатель научной диалектики, считал, что все в мире непрерывно меняется и в результате этого противоположности притягиваются.

Что известно о биографии философа?

Но еще в молодости Гераклит решил посвятить свою жизнь науке и отказался от высоких должностей в пользу брата, а сам поселился при храме Артемиды и занялся размышлениями и умозаключениями.

Кстати, именно этот известнейший в мире, как одно из чудес света, храм сжег в 356 г до н.э. некто Герострат, желавший получить вечную славу и память у потомков.

Диалектика в понимании Гераклита

Научные идеи и выводы Гераклита соответствовали философам ионийской школы, которые считали, что окружающий мир состоит из четырех стихий, главной из которых является огонь. Так и в учениях Гераклита особое место занимает логос – огонь – первооснова бытия. Именно огонь является и началом, и концом существования, он разгорается или утихает по мере надобности. В результате каких-либо природных катаклизмов разгорается мировой огонь, который уничтожает все живое и на земле, и в космосе, но лишь для того, чтобы на очищенном пространстве зародить новую жизнь.

Именно этому философу принадлежит честь употребления слова КОСМОС в современном его понимании – Галактика, Вселенная.

В основе диалектики Гераклита лежит – постоянная связь всего сущего в мире, борьба и притяжение противоположностей и вечная непрерывная изменчивость мира.

Мир – постоянен и вечен, но в то же время и вечно изменяющаяся борьба всех стихий: огня и воды, земли и воздуха. Именно Гераклиту присуждают высказывания о том, что все течет, все изменяется, а также, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Противоположности в одно и то же время отталкиваются и борются, но и сходятся: день сменяется ночью, жизнь переходит в смерть, добро и зло меняют циклично друг друга в круговерти людской жизни. Но этот постоянный круговорот имеет границы, ритм и темп.

ОН также считал, что чувства нас постоянно обманывают: то, что кажется неподвижным и статичным, меняется невидимо глазу и находятся в постоянном движении.

Душа в учении Гераклита

Он мучился в бессильной ярости от людской глупости и невежества, нежелании меняться и менять свою жизнь. Самыми страшными и бесполезными для общества людьми философ считал тех, кто не хочет размышлять и учиться чему-то новому, кто предпочитает богатства земные богатствам души и знаниям.

Он также считал, что природа – лучший учитель для человека, и каждый может учиться и совершенствоваться, приложив совсем немного усилий.

Причем, очень интересны размышления философа о состоянии человеческих душ. По его мнению, невежественные души состоят из пара, они получают влажный пар из воздуха и меняются в зависимости от погоды, поэтому и не имеют собственного мнения и легко поддаются влиянию извне. Души людей подлых и глупых состоят из воды, и чем больше воды, тем больше отрицательных качеств в человеке, а души людей благородных и добрых – сухи, они тождественны с Логосом – огнем и способны излучать свет изнутри.

Взгляды на политику и религию

На общественное устройство Гераклит имел свое особое мнение: он не был сторонником ни демократии, ни тирании. Людскую толпу он считал неразумной и подверженной влиянию, чтобы позволить ей управлять государством и общественной жизнью.

Глядя на людей, как невежественных зверей, нежелающих улучшать свою жизнь и получать новые знания, он уподоблял их прирученным животным, которые могут есть из рук человека, если живут с людьми, но становятся дикими, получив желанную свободу.

Существует легенда, что когда жители города Эфес обратились к Гераклиту с просьбой составить свод справедливых законов, он отказал, сказав, что вы – дурно живете потому, что не можете жить по другому. А также отказал и жителям Афин, и даже царю Персии Дарию, не желая покидать свою Родину и своих сограждан, которых он в большинстве своем презирал.

Кроме того, Гераклит считал, что не Боги создали этот мир, а стихии и главной среди них был огонь. Он отвергал существование олимпийцев и не верил в богов, но во главе жизни ставил природу. При этом философ считал, что ему открылась единственно правильная истина, он достиг огненного просветления и победил свои недостатки.

Гераклит был уверен в собственной уникальности и считал, его имя будет жить вечно, пока существует человечество из-за его учений о Логосе и душе.

Самое известное учение Гераклита

Как уже было сказано ранее, Гераклиту было свойственно высказываться аллегорически, подавать свои выводы в перефразированном виде, довольно запутанном и непонятном для современников. Именно поэтому нам и не всегда понятен глубинный смысл его умозаключений.

Уход от общества и смерть

Неожиданно для всех окружающих Гераклит покинул город, удалился от всех людей и повел жизнь отшельника. Он не появлялся в городе, а жил тем, что давала ему природа. Питался лишь травой и кореньями. Считается, что он умер от полученной водянки, поскольку обмазался толстым слоем навоза, в тщетной надежде, что жар от него выделил излишнюю влагу из тела и наделит его огненным здоровьем.

Такое поведение философа некоторые исследователи считают подтверждением его склонности к зороастризму, с которым он был хорошо знаком.

Точная дата смерти не известна, но исследователи склоняются к приблизительным датам в районе 484-481 г до н.э.

Идеи Гераклита были близки стоикам (Сократу, Диогену и другим). История сохранила для нас образ Гераклита – мудрого, но замкнутого, высокомерного и одинокого, презирающего людей за их невежество и нежелание меняться.

Ученые исследователи, расшифровав некоторые высказывания философа, высказывались о нем, как о пессимисте, который скорбел о быстротечности жизни и неумении распорядиться ею правильно.

Но многие античные философы относились к нему с искренним уважением и почитанием. Например, в своей небольшой сценке Аристотель показывает Гераклита совершенно другим, нежели привыкли его видеть современники.

Чужеземные странники хотели увидеть великого философа и подошли к его жилищу, но остановились на пороге, пораженные бедностью жилища и убогим одеянием человека, который грел свое тело в лохмотьях у очага.

Может быть, философ хотел донести до потомков, что Логос – это именно то, что позволяет объединить разрозненные части в единое целое.

Читайте также: