Коллегиальные органы это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Статья 41. Коллегиальный исполнительный орган общества

1. Если уставом общества предусмотрено образование наряду с единоличным исполнительным органом общества также коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции и других), такой орган избирается общим собранием участников общества в количестве и на срок, которые определены уставом общества. Уставом общества может быть предусмотрено отнесение вопросов образования коллегиального исполнительного органа общества и досрочного прекращения его полномочий к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Членом коллегиального исполнительного органа общества может быть только физическое лицо, которое может не являться участником общества.

Коллегиальный исполнительный орган общества осуществляет полномочия, отнесенные уставом общества к его компетенции.

Функции председателя коллегиального исполнительного органа общества выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, за исключением случая, если полномочия единоличного исполнительного органа общества переданы управляющему.

2. Порядок деятельности коллегиального исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества и внутренними документами общества.

(англ. collegial executive body) - в гражданском праве РФ образованный из нескольких лиц орган, реализующий функции управления коммерческой или некоммерческой организацией, подотчетный ее высшему органу управления и осуществляющий текущее руководство деятельностью соответствующей организации. Правовое регулирование образования и деятельности К.и.о. осуществляется ГК РФ*, федеральными законами об отдельных видах юридических лиц и др. правовыми актами РФ.

Как и единоличный исполнительный орган, К.и.о., организуя исполнение решений высшего или иного представительного органа управления организацией, решает все вопросы текущего руководства деятельностью данной организации, отнесенные к его ведению законодательством о соответствующем виде юридических лиц и учредительными документами организации. Образование К.и.о. может быть обязательным в силу императивных норм гражданского законодательства или может быть предусмотрено учредителями в учредительных документах соответствующего юридического лица. Если в корпорации одновременно с единоличным исполнительным органом образуется К.и.о., то в ее учредительных документах должна быть четко разграничена компетенция всех органов управления. Причем целесообразно устанавливать полномочия данных органов, по возможности, в исчерпывающих перечнях, не допускающих расширительного толкования. В процессе практической деятельности органов управления это позволит избежать противоречий и конфликтов.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Коллегиальный исполнительный орган" в других словарях:

Коллегиальный исполнительный орган — (англ. collegial executive body) в гражданском праве РФ образованный из нескольких лиц орган, реализующий функции управления коммерческой или некоммерческой организацией, подотчетный ее высшему органу управления и осуществляющий текущее… … Энциклопедия права

Исполнительный орган — см. Единоличный исполнительный орган; Исполнительная деятельность; Коллегиальный исполнительный орган … Энциклопедия права

Исполнительный орган общества — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Исполнительный орган общества о … Википедия

Исполнительный орган — общества орган, осуществляющий непосредственную оперативную деятельность по управлению хозяйственным обществом. Российское право разделяет: единоличный исполнительный орган должностное лицо, действущее от имени общества на основании Устава… … Википедия

Исполнительный орган — см. Единоличный исполнительный орган; Исполнительная деятельность; Коллегиальный исполнительный орган … Большой юридический словарь

Орган управления — Орган (управления) (в акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью) один из четырех возможных органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об акционерных обществах и обществах с ограниченной… … Википедия

Орган юридического лица — лицо (единоличный орган) или совокупность лиц (коллегиальный орган), которые в соответствии с законодательством, документами юридического лица либо решением иного уполномоченного на то органа юридического лица наделены определенными полномочиями… … Википедия

ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю в отношениях с другими лицами. Через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция… … Юридическая энциклопедия

ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю в отношениях с другими лицами. Через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция… … Энциклопедический словарь экономики и права

орган — I о/рган а; м. (от греч. órganon орудие, инструмент) 1) часть животного или растительного организма, выполняющая одну из его естественных функций 2) Лечить, исследовать, удалять какой л. орган. Больной орган. Внутренние органы. Дыхательные органы … Словарь многих выражений

Коллегиальность как принцип принятия решения органом управления

Коллегиальный орган управления – это элемент системы публичного управления, характеризующийся относительной самостоятельностью и участвующий в реализации управленческих функций государства в рамках своих полномочий посредством принятия решений по осуществлению поставленных управленческих задач группой должностных лиц.

Современная государственно-правовая наука не сформировала единого подхода к пониманию принципов коллегиальности и единоначалия. При этом большая часть правоведов относит эти категории к организационным принципам управления, которые могут реализовываться как обособленно, так и в сочетании.

Выбор конкретного инструмента принятия управленческих решений связан со следующими факторами, характеризующими, как сферу управления, так и субъекта управления:

  • характер управленческой функции, реализуемой органом публичного управления;
  • специфика объекта, на которое направлено управленческое воздействие;
  • цели реализации управленческого воздействия;
  • особенности разрешаемых в процессе функционирования органов публичного управления вопросов;
  • характеристика последствия управленческого воздействия и пр.

Единоначалие как принцип принятия управленческих решений представляет собой специфическую организационно-управленческую деятельность, в процессе которой управленческие решения принимаются по воле одного лица, например, руководителя органа или отдельного подразделения. Коллегиальность как форма принятия управленческого решения требует участия в управленческой деятельности определенной группы должностных лиц или ее представителей.

Единоначальная и коллегиальная формы принятия управленческих решений дополняют друг друга и строятся на взаимодействии руководителя и коллектива. Итак, единоначалие как форма принятия управленческого решения реализуется через делегирование полномочий от высшего уровня управления к низшему; коллегиальность, в свою очередь, реализуется посредством представительства низшего уровня управления в высшем или непосредственного взаимодействия низшего уровня и высшего. Таким образом, управленческое воздействие сочетает в себе как единоначалие, так и коллегиальность, и все субъекты управленческого процесса в различной степени являются участниками коллегиального или начального принятия решений.

Готовые работы на аналогичную тему

Коллегиальность как необходимый принцип деятельности органов управления

Коллегиальная форма принятия управленческих решений давно известна истории государственно-правового развития. Возникновение и закрепление в сфере публичного управления коллегиальной формы принятия управленческих решений связано со следующими причинами государственно-правового развития:

  • необходимость учреждения органов законодательной власти;
  • необходимость учреждения органов судебной власти;
  • необходимость выстраивания системы сдержек от произвола должностных лиц, реализующих исполнительную функцию государственной власти;
  • стремление к исключению разных ошибок в процессе принятия управленческих решений отдельными ветвями власти, отдельными отраслевыми органами власти и пр.;
  • необходимость согласования интересов всех субъектов управленческого воздействия на общественные отношения для целей эффективного развития государства и др.

Фактически коллегиальность выступает инструментом защиты от субъективности в принятии управленческих решений, имеющих важное социальное значение, которое могло бы иметь место, если бы решение принималось отдельным чиновником.

Так, например, нормативно-правовые акты высшего уровня всех развитых стран, регулирующие наиболее важные общественные отношения, принимаются посредством широкого многоступенчатого коллегиального рассмотрения в парламентах. В судебной системе коллегиальное принятие решений используется как инструмент системы обжалования в апелляционной и надзорных инстанциях, где рассмотрение поступивших жалоб реализуется судьями коллегиально. Кроме того, органы высшего управления система обеспечения правосудия такие, как совет судей, квалификационная коллегия судей, также при принятии решения используют принцип коллегиальности.

Принцип коллегиальности широко используется в исполнительных органах власти. Так, высшие органы управления развитых стран сегодня представляет собой коллегиальные органы – правительство, кабинет министров, совет министров и др.

Коллегиальные органы управления действует и на международном уровне: практически все международные организации, определяющие основные направления международной кооперации государств, действует коллегиально.

Принцип коллегиальности действует на более низких уровнях, в частности, в системе образования функционируют педагогические, научно-технические советы, которые осуществляют коллегиальное управление организацией обучением и деятельности конкретной организации образования.

Правительство как коллегиальный орган управления

Конституционное и федеральное законодательство характеризуют федеральное правительство в качестве высшего коллегиального органа исполнительной власти. Управленческие решения принимаются правительством страны на заседании. Управленческое решение считается принятым при наличии общего согласия членов правительства страны. При этом имеются исключения: член правительства может предложить председательствующему на заседании провести голосование по вопросу, по которому общее согласие достигнуто не было или по которому голосование еще не проводилось. В таком случае управленческое решение может быть принято большинством голосов от числа тех членов, которые присутствуют на заседании. Когда в процессе голосования определяется равенство голосов, решающим является голос председательствующего.

Итак, орган публичного управления признается коллегиальным в том случае, когда управленческие решения, входящие в его компетенцию, принимаются посредством участия, образующих его состав членов.

Работа коллегиальных органов документируется постановлениями, решениями, распоряжениями. Постановления и решения принимаются в результате обсуждения определенных задач и вопросов на заседаниях (совещаниях) коллегиальных органов. Ход заседаний фиксируется в протоколах, которые оформляются в соответствии с определенными правилами. Протокол ведет назначаемый или избираемый секретарь или специально назначенное лицо.

Протокол — документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов (эта группа протоколов не включает специфические протоколы судебно-следственных органов, дипломатической службы, а также протоколы, составляемые официальными лицами для удостоверения какого-либо факта, например протокол санитарного инспектора).

Протоколы оформляются на общих бланках формата А4 или на чистых листах бумаги. Реквизиты протокола следующие:

— наименование вышестоящей организации;

— наименование структурного подразделения;

— название вида документа (протокол);

— гриф утверждения (в том случае, если протокол подлежит утверждению);

Датой протокола является именно дата заседания, а не дата окончательного оформления и подписания протокола. Если заседание длится несколько дней, указывают дату начала и через тире — дату окончания заседания, например 01 — 03.12.2009.

Протоколы, как правило, имеют порядковую нумерацию с начала календарного года, которая одновременно означает и количество проведенных заседаний. Вместе с тем индекс протокола может состоять из порядкового номера в пределах календарного года и через косую черту — порядкового номера с момента избрания данного органа.

В заголовке протокола указываются вид коллегиальной деятельности — заседание, собрание, совещание — и название коллегиального органа в родительном падеже. Например: Протокол заседания экспертной комиссии; Протокол собрания членов жилищного кооператива.

В тексте протокола выделяют две части — вводную и основную. Вводная часть содержит строго определенную информацию, располагаемую всегда в одинаковом порядке:

Председатель — фамилия и инициалы.

Секретарь — фамилия и инициалы.

При проведении оперативных совещаний эта часть протокола отсутствует.

В протоколе заседания постоянно действующего коллегиального органа сначала перечисляются фамилии присутствующих постоянных членов коллегиального органа в алфавитном порядке (без указания должности), а затем — фамилии приглашенных с указанием их должностей:

Присутствовали — перечисляется состав присутствующих.

Приглашенные — указываются должности, наименования организаций и фамилии приглашенных.

На крупных расширенных заседаниях и собраниях присутствующие указываются только количественно, а пофамильный список прилагается к протоколу.

Присутствовали — 35 человек (список прилагается).

Вводная часть протокола заканчивается повесткой дня, в которой указываются вопросы, выносимые на обсуждение, фамилии и инициалы докладчиков, а также в случае необходимости и их должности. Вопросы в повестке дня должны располагаться так, чтобы первыми были наиболее важные и сложные. Каждый вопрос нумеруется арабской цифрой и помещается с новой строки с абзацного отступа.

1. О подготовке предприятия к работе в зимний период. Доклад главного энергетика Головни В. П.




Основная часть протокола отражает работу коллегиального органа. В ней записываются все выступления. Строится она по разделам в соответствии с порядком обсуждения вопросов повестки дня. Разделы нумеруют арабскими цифрами, при этом номер раздела должен соответствовать номеру вопроса повестки дня. Каждый раздел строится по традиционной схеме: СЛУШАЛИ — ВЫСТУПИЛИ — ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ). Эти слова пишутся прописными буквами, каждое с новой строки, после них ставится двоеточие. Таким образом, они зрительно разбивают текст и это позволяет быстро найти нужный вопрос.

Если в постановлении (решении) содержатся различные по характеру вопросы, то оно делится на пункты, которые нумеруют арабскими цифрами.

Постановляющая часть протоколов, как и распорядительные документы, должна быть конкретной и содержать составные части: кому, что сделать и в какой срок.

Принятые решения записывают, начиная чаще всего словами: утвердить тот или иной доклад, одобрить те или иные меры, такую-то информацию принять к сведению, утвердить проект в принятой редакции или с учетом внесенных изменений и поправок.

Особое мнение по поводу принятого решения участник заседания за своей подписью может изложить на отдельном листе, который прилагается к материалам протокола. Содержание особого мнения записывается в протокол после записи соответствующего решения.

Протокол подписывают председатель и секретарь.

Текст протокола должен быть кратким, точным, ясным, включать информацию, всесторонне характеризующую обсуждение вопроса.

Наиболее важные заседания на крупных предприятиях стенографируют. После расшифровки стенограмму прилагают к протоколу.

В зависимости от полноты освещения хода заседания протоколы бывают краткими и полными. В кратком протоколе указывают только повестку дня, фамилию докладчика, фамилии выступивших при обсуждении и принятое решение. Такой протокол не дает представления о ходе обсуждения вопроса, о мнениях, высказанных в прениях. Его можно вести в том случае, когда заседание стенографируется или ведется фонозапись, а также когда тексты докладов и выступлений прилагаются к протоколу. В любом случае стенограмма и фонограмма не исключают протокола. Краткими протоколами оформляются также оперативные совещания. Во всех остальных случаях составляют полный протокол.

Решения коллегиальных органов, зафиксированные в протоколе, доводятся до исполнителей в виде постановлений и решений, а на предприятиях, действующих на принципе единоначалия, — в приказах.

Решения могут быть доведены до исполнителей и в виде выписки из протокола.

Копии протоколов, выписки из постановлений (решений), принятых на заседаниях коллегиальных органов, оформляются так же, как и другие распорядительные документы.

ОФОРМЛЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ПИСЕМ

СЛУЖЕБНОЕ ПИСЬМО – способ обмена информацией между организациями, предприятиями, фирмами.

2. Реквизиты служебного письма: гос.герб, наименование министерства, ведомства, эмблема и наименование организации, почтовый адрес, номер телефона, факса, номер счета в банке, дата, индекс, ссылка на дату и номер входящего документа, адресат, заголовок к тексту, текст, подпись, отметка о направлении копии в другие адреса, в дело, фамилия и телефон исполнителя.

3. Реквизиты, состоящие из нескольких строк, печатают через один интервал, между реквизитами 1,5-2 интервала. Текст письма печатают через 1,5 интервала. На формате А5 допускается печатать текст через 1 интервал. Текст, предназначенный для размножения типографским способом, печатают через 2 интервала.

4. Текст письма должен быть лаконичным, убедительным. Писать надо точно и просто, отдавая предпочтение простым распространенным предложениям. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы каждое слово несло максимум информации.

5. Письма могут быть оформлены в виде просьбы, запроса, ответа, уведомления, отказа, обращения, предложения, требования, распоряжения, напоминания, предупреждения, приглашения, подтверждения, извещения, телеграммы, указания и др.

6. Письма бывают: сопроводительные гарантийные, циркулярные, справочно-информационные, информационно-рекламные, претензионные, договорные.

7. В сопроводительном письме адресату сообщается факт отправки ему прилагаемых к этому письму документов. Эти письма следует начинать словами: направляем, прилагаем, посылаем, представляем, возвращаем.

8. Гарантийное письмо – документ, в котором гарантируется выполнение обязательств, указанных в письме.

9. Циркулярное письмо –одну и ту же информацию посылают в несколько адресов нижестоящим организациям.

10. Претензионное (рекламационное) письмо – предъявление претензии к срокам, качеству, количеству продукции и т.д. Направляется виновной стороне в целях урегулирования споров.

Классификация служебных писем

Переписку, как любую другую документацию, принято подразделять на служебную (официальную) и личную. Пометка "Лично" на письмах, направляемых по адресу организации, может иметь двоякий характер: она может проставляться на письмах конкретному лицу, имеющих сугубо личный характер, и подчеркивать закрытость, конфиденциальность информации служебного характера.

Работа коллегиальных органов документируется постановлениями, решениями, распоряжениями. Постановления и решения принимаются в результате обсуждения определенных задач и вопросов на заседаниях (совещаниях) коллегиальных органов. Ход заседаний фиксируется в протоколах, которые оформляются в соответствии с определенными правилами. Протокол ведет назначаемый или избираемый секретарь или специально назначенное лицо.

Протокол — документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов (эта группа протоколов не включает специфические протоколы судебно-следственных органов, дипломатической службы, а также протоколы, составляемые официальными лицами для удостоверения какого-либо факта, например протокол санитарного инспектора).

Протоколы оформляются на общих бланках формата А4 или на чистых листах бумаги. Реквизиты протокола следующие:

— наименование вышестоящей организации;

— наименование структурного подразделения;

— название вида документа (протокол);

— гриф утверждения (в том случае, если протокол подлежит утверждению);

Датой протокола является именно дата заседания, а не дата окончательного оформления и подписания протокола. Если заседание длится несколько дней, указывают дату начала и через тире — дату окончания заседания, например 01 — 03.12.2009.

Протоколы, как правило, имеют порядковую нумерацию с начала календарного года, которая одновременно означает и количество проведенных заседаний. Вместе с тем индекс протокола может состоять из порядкового номера в пределах календарного года и через косую черту — порядкового номера с момента избрания данного органа.

В заголовке протокола указываются вид коллегиальной деятельности — заседание, собрание, совещание — и название коллегиального органа в родительном падеже. Например: Протокол заседания экспертной комиссии; Протокол собрания членов жилищного кооператива.

В тексте протокола выделяют две части — вводную и основную. Вводная часть содержит строго определенную информацию, располагаемую всегда в одинаковом порядке:

Председатель — фамилия и инициалы.

Секретарь — фамилия и инициалы.

При проведении оперативных совещаний эта часть протокола отсутствует.

В протоколе заседания постоянно действующего коллегиального органа сначала перечисляются фамилии присутствующих постоянных членов коллегиального органа в алфавитном порядке (без указания должности), а затем — фамилии приглашенных с указанием их должностей:

Присутствовали — перечисляется состав присутствующих.

Приглашенные — указываются должности, наименования организаций и фамилии приглашенных.

На крупных расширенных заседаниях и собраниях присутствующие указываются только количественно, а пофамильный список прилагается к протоколу.

Присутствовали — 35 человек (список прилагается).

Вводная часть протокола заканчивается повесткой дня, в которой указываются вопросы, выносимые на обсуждение, фамилии и инициалы докладчиков, а также в случае необходимости и их должности. Вопросы в повестке дня должны располагаться так, чтобы первыми были наиболее важные и сложные. Каждый вопрос нумеруется арабской цифрой и помещается с новой строки с абзацного отступа.

1. О подготовке предприятия к работе в зимний период. Доклад главного энергетика Головни В. П.

Основная часть протокола отражает работу коллегиального органа. В ней записываются все выступления. Строится она по разделам в соответствии с порядком обсуждения вопросов повестки дня. Разделы нумеруют арабскими цифрами, при этом номер раздела должен соответствовать номеру вопроса повестки дня. Каждый раздел строится по традиционной схеме: СЛУШАЛИ — ВЫСТУПИЛИ — ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ). Эти слова пишутся прописными буквами, каждое с новой строки, после них ставится двоеточие. Таким образом, они зрительно разбивают текст и это позволяет быстро найти нужный вопрос.

Если в постановлении (решении) содержатся различные по характеру вопросы, то оно делится на пункты, которые нумеруют арабскими цифрами.

Постановляющая часть протоколов, как и распорядительные документы, должна быть конкретной и содержать составные части: кому, что сделать и в какой срок.

Принятые решения записывают, начиная чаще всего словами: утвердить тот или иной доклад, одобрить те или иные меры, такую-то информацию принять к сведению, утвердить проект в принятой редакции или с учетом внесенных изменений и поправок.

Особое мнение по поводу принятого решения участник заседания за своей подписью может изложить на отдельном листе, который прилагается к материалам протокола. Содержание особого мнения записывается в протокол после записи соответствующего решения.

Протокол подписывают председатель и секретарь.

Текст протокола должен быть кратким, точным, ясным, включать информацию, всесторонне характеризующую обсуждение вопроса.

Наиболее важные заседания на крупных предприятиях стенографируют. После расшифровки стенограмму прилагают к протоколу.

В зависимости от полноты освещения хода заседания протоколы бывают краткими и полными. В кратком протоколе указывают только повестку дня, фамилию докладчика, фамилии выступивших при обсуждении и принятое решение. Такой протокол не дает представления о ходе обсуждения вопроса, о мнениях, высказанных в прениях. Его можно вести в том случае, когда заседание стенографируется или ведется фонозапись, а также когда тексты докладов и выступлений прилагаются к протоколу. В любом случае стенограмма и фонограмма не исключают протокола. Краткими протоколами оформляются также оперативные совещания. Во всех остальных случаях составляют полный протокол.

Решения коллегиальных органов, зафиксированные в протоколе, доводятся до исполнителей в виде постановлений и решений, а на предприятиях, действующих на принципе единоначалия, — в приказах.

Решения могут быть доведены до исполнителей и в виде выписки из протокола.

Копии протоколов, выписки из постановлений (решений), принятых на заседаниях коллегиальных органов, оформляются так же, как и другие распорядительные документы.

ОФОРМЛЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ПИСЕМ

СЛУЖЕБНОЕ ПИСЬМО – способ обмена информацией между организациями, предприятиями, фирмами.

2. Реквизиты служебного письма: гос.герб, наименование министерства, ведомства, эмблема и наименование организации, почтовый адрес, номер телефона, факса, номер счета в банке, дата, индекс, ссылка на дату и номер входящего документа, адресат, заголовок к тексту, текст, подпись, отметка о направлении копии в другие адреса, в дело, фамилия и телефон исполнителя.

3. Реквизиты, состоящие из нескольких строк, печатают через один интервал, между реквизитами 1,5-2 интервала. Текст письма печатают через 1,5 интервала. На формате А5 допускается печатать текст через 1 интервал. Текст, предназначенный для размножения типографским способом, печатают через 2 интервала.

4. Текст письма должен быть лаконичным, убедительным. Писать надо точно и просто, отдавая предпочтение простым распространенным предложениям. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы каждое слово несло максимум информации.

5. Письма могут быть оформлены в виде просьбы, запроса, ответа, уведомления, отказа, обращения, предложения, требования, распоряжения, напоминания, предупреждения, приглашения, подтверждения, извещения, телеграммы, указания и др.

6. Письма бывают: сопроводительные гарантийные, циркулярные, справочно-информационные, информационно-рекламные, претензионные, договорные.

7. В сопроводительном письме адресату сообщается факт отправки ему прилагаемых к этому письму документов. Эти письма следует начинать словами: направляем, прилагаем, посылаем, представляем, возвращаем.

8. Гарантийное письмо – документ, в котором гарантируется выполнение обязательств, указанных в письме.

9. Циркулярное письмо –одну и ту же информацию посылают в несколько адресов нижестоящим организациям.

10. Претензионное (рекламационное) письмо – предъявление претензии к срокам, качеству, количеству продукции и т.д. Направляется виновной стороне в целях урегулирования споров.

Классификация служебных писем

Переписку, как любую другую документацию, принято подразделять на служебную (официальную) и личную. Пометка "Лично" на письмах, направляемых по адресу организации, может иметь двоякий характер: она может проставляться на письмах конкретному лицу, имеющих сугубо личный характер, и подчеркивать закрытость, конфиденциальность информации служебного характера.

Читайте также: