Колберг возрастная периодизация кратко
Обновлено: 05.07.2024
Примером частной периодизации, отражающей отдельные стороны детского развития, являются представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка.
Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс, выделяя в нем 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня.
Второй уровень — конвенциональная мораль (конвенция - договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для 3 стадии, на авторитет — для 4. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.
Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей и позже — у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет.
Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенциональная мораль. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление.
Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.
Периодизация Лоуренса Колберга, основана на изучении уровня развития морального сознания человека.
Выявленные в исследованиях Колберга три уровня и 6 стадий нравственного развития.
2.Уровень Конвенциональная мораль (конвенция – договоренность, соглашение): Стыд перед окружающими людьми (10 -13 лет).
Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.
На 3 стадии ребенок в своем поведении ориентируется на одобрение других и оправдание ожидания, на 4 стадии в своем поведении и суждении ребенок ориентируется на авторитет.
3.Уровень Постконвенциональный (автономная мораль): Совесть (после 13 лет). Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними.
Следует отметить, что индивидуальные различия здесь велики, и возрастные границы весьма приблизительны. Кроме того, этапы в развитии морального сознания установлены на основе моральных суждений – того, что дети говорят, а не их реального поведения. Ребенок может знать, как правильно себя вести, но по какой-то причине поступать иначе. Впрочем, в ряде психологических исследований была показана взаимосвязь между уровнем моральных суждений и реальным нравственным поведением. Предполагается, что дети в большей степени, чем взрослые, подчиняют свое поведение усвоенным этическим принципам.
Несмотря на ряд имеющихся недостатков, тем не менее, теория вносит существенный вклад в наше понимание нравственного развития.
Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе;
особая форма общественного сознания и вид общественных отношений [1] . Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.
г) Периодизация личностного развития (Э.Эриксон)Эпигенетическая теория личности
Психосоциальная концепция Эриксона показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать. Все развитие человека от рождения до юности, рассматривается им как длительный период формирования зрелой психосоциальной идентичности, в результате которого человек приобретает объективное чувство принадлежности к своей социальной группе, понимание неповторимости и своей индивидуальности.
Эриксон ввел понятие групповая идентичность, которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать как мир как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется эгоидентичность, чувство устойчивости и непрерывности своего Я. Формирование эгоидентичности – длительный процесс, который включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, которые выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.
Периодизация личностного развитияЭ.Эриксона
Стадия развития | Нормальная линия | Аномальная линия |
0-1 год - раннее младенчество социальное качество - доверие | - доверие к людям,к миру, - взаимная любовь, связь ребенок - родитель, - удовлетворение потребности в общении с родителями | - недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннего отлучения от груди |
1—3 года — позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество - воля | - самостоятельность, - уверенность в себе | - стыд, сомнения в себе, - гипертрофированное чувство стыда |
3-5 лет - возраст игры социальное качество - - целеустремленность | - инициативность, активность, живое воображение, подражание взрослому, признаки полоролевого поведения | - чувство вины, - пассивность, отсутствие инициативы, - отсутствие признаков полоролевого поведения |
5-11 лет среднее детство школьный возраст - социальное качество ~ компетентность | - компетентность, - стремление к достижению, - трудолюбие, - развитие познавательных и коммуникативных навыков | - чувство собственной неполноценности, - избегание сложных заданий, ситуаций соревнования, - слаборазвитость познавательных и трудовых навыков, - конформность |
11-20 летполовая зрелость, подростничество, юность - социальное качество - верность | - эгоидентичность -17 лет (собственная уникальность), - жизненное самоопределение, - поиск себя, - формирование мировоззрения, - половая поляризация в формах поведения | - диффузия идентичности (не может найти себя, не знает, чего хочет), - путаница ролей, - смещение временных перспектив, - смешение форм полоролевого поведения |
20-25 лет - молодость социальное качество - любовь | - интимность, - стремление к контактам с людьми, - желание и способность посвятить себя другим людям, - рождение и воспитание детей | - изоляция, - избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека трудный характер, непредсказуемое поведение) |
26-64 лет -взрослость социальное качество — забота | - продуктивность, - творчество (особенно в труде), - продуктивная и творческая работа над собой | - инертность, - застой (особенно в труде), - эгоизм, эгоцентризм, - непродуктивность в работе, - ранняя инвалидность |
От 65 лет до смерти - старость социальное качество - мудрость | - целостность Эго, универсальность | - отчаяние, отвращение, презрение |
д). Периодизация психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину. Закон периодичности детского развития.
Даниил Борисович Эльконин развил представления Л.В.Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир - мир предметов и мир человеческих отношений через две системы отношений:
В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б.Эльконин выделяет две группы.
В деятельности первого типа главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребёнка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них.
Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка, которые указывают на возникшую у него потребность перемен в отношениях со взрослым.
Д.Б.Эльконин выделяет три эпохи и шесть периодов развития.
- 1 эпоха: раннее детство (периоды: младенчество (0-1), раннее детство (1-3));
- 2 эпоха: детство (дошкольное детство (3-7), младшее школьное детство (7-10));
- 3 эпоха: подростничество (младшее подростничество (11-15), старшее подростничество (15-17)).
Развивая идеи Выготского, Эльконин предложил рассматривать каждый возраст на основе следующих 3–х критериев: ССР, ВД, центральное возрастное новообразование.
Лоренс Колберг продолжил эксперименты Жана Пиаже. В результате он предложил классификацию развития нравственности в детском возрасте. Л. Колберг выделил три уровня нравственного развития. Каждый уровень состоит из двух стадий, при чем нумерация стадии имеет сквозной характер, подчеркивая приемлемость перехода от одного уровня к другому. Более того, Колберг считал, что каждому уровню морального развития соответствует определенная стадия интеллектуального развития, предложенные теорией Пиаже. Именно развитие интеллекта и определяет возможности становления нравственных уровней ребенка.
Вложенные файлы: 1 файл
колберг.docx
ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПО КОЛБЕРГУ
Лоренс Колберг продолжил эксперименты Жана Пиаже. В результате он предложил классификацию развития нравственности в детском возрасте.
Данный уровень говорит о том, что человек в поведении и в мыслях руководствуется собственными критериями морали, которые становятся достоянием его личности.
= пятая стадия – человек ориентируется на принципы общественного благополучия;
= шестая стадия – сознание личности ориентируется на общечеловеческие этические принципы.
Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10 % людей старше 16 летнего возраста. Периодизация нравственного развития Л.Колберга касается в основном одного из аспектов психического развития человека, хотя и связанного с когнитивными возможностями детей разного возраста.
На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Понятие о психическом развитии. Возрастная периодизация и основные теории психического развития
Понятие о психическом развитии. Возрастная периодизация и основные теории психического развития |
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология |
Общие подходы к проблеме психического развития
|