Колберг возрастная периодизация кратко

Обновлено: 05.07.2024

Примером частной периодизации, отражающей отдельные стороны детского развития, являются представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка.

Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс, выделяя в нем 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня.

Второй уровень — конвенциональная мораль (конвенция - договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для 3 стадии, на авторитет — для 4. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.

Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей и позже — у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет.

Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенциональная мораль. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

Периодизация Лоуренса Колберга, основана на изучении уровня развития морального сознания человека.

Выявленные в исследованиях Колберга три уровня и 6 стадий нравственного развития.

2.Уровень Конвенциональная мораль (конвенция – договоренность, соглашение): Стыд перед окружающими людьми (10 -13 лет).

Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.

На 3 стадии ребенок в своем поведении ориентируется на одобрение других и оправдание ожидания, на 4 стадии в своем поведении и суждении ребенок ориентируется на авторитет.

3.Уровень Постконвенциональный (автономная мораль): Совесть (после 13 лет). Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними.

Следует отметить, что индивидуальные различия здесь велики, и возрастные границы весьма приблизительны. Кроме того, этапы в развитии морального сознания установлены на основе моральных суждений – того, что дети говорят, а не их реального поведения. Ребенок может знать, как правильно себя вести, но по какой-то причине поступать иначе. Впрочем, в ряде психологических исследований была показана взаимосвязь между уровнем моральных суждений и реальным нравственным поведением. Предполагается, что дети в большей степени, чем взрослые, подчиняют свое поведение усвоенным этическим принципам.

Несмотря на ряд имеющихся недостатков, тем не менее, теория вносит существенный вклад в наше понимание нравственного развития.

Мора́ль (лат. moralisкасающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе;

особая форма общественного сознания и вид общественных отношений [1] . Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.

г) Периодизация личностного развития (Э.Эриксон)Эпигенетическая теория личности

Психосоциальная концепция Эриксона показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать. Все развитие человека от рождения до юности, рассматривается им как длительный период формирования зрелой психосоциальной идентичности, в результате которого человек приобретает объективное чувство принадлежности к своей социальной группе, понимание неповторимости и своей индивидуальности.

Эриксон ввел понятие групповая идентичность, которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать как мир как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется эгоидентичность, чувство устойчивости и непрерывности своего Я. Формирование эгоидентичности – длительный процесс, который включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, которые выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

Периодизация личностного развитияЭ.Эриксона

Стадия развития Нормальная линия Аномальная линия
0-1 год - раннее младенчество социальное качест­во - доверие - доверие к лю­дям,к миру, - взаимная лю­бовь, связь ребенок - родитель, - удовлетворение потребности в об­щении с родителями - недоверие к людям в результа­те лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннего отлучения от груди
1—3 года — позднее младенчество (ран­ний возраст) соци­альное качество - воля - самостоятель­ность, - уверенность в себе - стыд, сомнения в себе, - гипертрофиро­ванное чувство стыда
3-5 лет - возраст игры социальное качест­во - - целеустрем­ленность - инициатив­ность, активность, живое воображе­ние, подражание взрослому, призна­ки полоролевого поведения - чувство вины, - пассивность, отсутствие инициа­тивы, - отсутствие при­знаков полоролево­го поведения
5-11 лет среднее детство школь­ный возраст - со­циальное качество ~ компетентность - компетент­ность, - стремление к достижению, - трудолюбие, - развитие позна­вательных и ком­муникативных на­выков - чувство собст­венной неполно­ценности, - избегание слож­ных заданий, ситуа­ций соревнования, - слаборазвитость познавательных и трудовых навыков, - конформность
11-20 летполовая зрелость, подростничество, юность - социальное каче­ство - верность - эгоидентичность -17 лет (собственная уни­кальность), - жизненное са­моопределение, - поиск себя, - формирование мировоззрения, - половая поляри­зация в формах по­ведения - диффузия иден­тичности (не может найти себя, не зна­ет, чего хочет), - путаница ролей, - смещение вре­менных перспектив, - смешение форм полоролевого пове­дения
20-25 лет - моло­дость социальное качест­во - любовь - интимность, - стремление к контактам с людь­ми, - желание и спо­собность посвятить себя другим людям, - рождение и вос­питание детей - изоляция, - избегание дру­гих людей (пер­вичные симптомы в изменении пси­хики человека трудный характер, непредсказуемое поведение)
26-64 лет -взрос­лость социальное качест­во — забота - продуктив­ность, - творчество (особенно в труде), - продуктивная и творческая работа над собой - инертность, - застой (особен­но в труде), - эгоизм, эгоцен­тризм, - непродуктив­ность в работе, - ранняя инва­лидность
От 65 лет до смерти - старость социальное качест­во - мудрость - целостность Эго, универсаль­ность - отчаяние, от­вращение, презре­ние

д). Периодизация психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину. Закон периодичности детского развития.

Даниил Борисович Эльконин развил представления Л.В.Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целост­ную личность, активно познающую окружающий мир - мир предметов и мир человеческих отношений через две системы отношений:

В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б.Эльконин выделяет две группы.

В деятельности первого типа главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребёнка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них.

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной си­туацией развития, ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразова­ниями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы - перелом­ные моменты в развитии ребенка, которые указывают на возникшую у него потребность перемен в отношениях со взрослым.

Д.Б.Эльконин выделяет три эпохи и шесть перио­дов развития.

- 1 эпоха: раннее детство (периоды: младенчест­во (0-1), раннее детство (1-3));

- 2 эпоха: детство (дошкольное детство (3-7), младшее школьное детство (7-10));

- 3 эпоха: подростничество (младшее подростничество (11-15), старшее подростничество (15-17)).

Развивая идеи Выготского, Эльконин предложил рассматривать каждый возраст на основе следующих 3–х критериев: ССР, ВД, центральное возрастное новообразование.

Лоренс Колберг продолжил эксперименты Жана Пиаже. В результате он предложил классификацию развития нравственности в детском возрасте. Л. Колберг выделил три уровня нравственного развития. Каждый уровень состоит из двух стадий, при чем нумерация стадии имеет сквозной характер, подчеркивая приемлемость перехода от одного уровня к другому. Более того, Колберг считал, что каждому уровню морального развития соответствует определенная стадия интеллектуального развития, предложенные теорией Пиаже. Именно развитие интеллекта и определяет возможности становления нравственных уровней ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

колберг.docx

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПО КОЛБЕРГУ

Лоренс Колберг продолжил эксперименты Жана Пиаже. В результате он предложил классификацию развития нравственности в детском возрасте.

Данный уровень говорит о том, что человек в поведении и в мыслях руководствуется собственными критериями морали, которые становятся достоянием его личности.
= пятая стадия – человек ориентируется на принципы общественного благополучия;
= шестая стадия – сознание личности ориентируется на общечеловеческие этические принципы.

Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10 % людей старше 16 летнего возраста. Периодизация нравственного развития Л.Колберга касается в основном одного из аспектов психического развития человека, хотя и связанного с когнитивными возможностями детей разного возраста.

На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Понятие о психическом развитии. Возрастная периодизация и основные теории психического развития

Понятие о психическом развитии. Возрастная периодизация и основные теории психического развития
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Общие подходы к проблеме психического развития
Есть две различные точки зрения на процесс развития ребенка. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой - дискретен.
Согласно теории непрерывного развития, развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует.
Согласно теории дискретного развития, развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга. На каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии.
Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются наиболее важными, существенными сторонами детского развития в каждый рассматриваемый период. Л. С. Выготский различал три группы периодизаций такого типа: по внешнему критерию, по одному внутреннему, непосредственно связанному с развитием, признаку и по нескольким внутренним признакам детского развития.


1. Периодизации детского развития по внешнему критерию

Периодизации этого типа построены на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить:


1.1. Периодизация В. Штерна


В. Штерн - один из сторонников теории рекапитуляции, перенесшей в возрастную психологию биогенетический закон Геккеля. Согласно этой позиции, онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка В. Штерн представляет как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.
Согласно В. Штерну, ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего. Во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию он достигает стадии высшего млекопитающего - обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Начиная с поступления в школу, ребенок усваивает человеческую культуру. В первые школьные годы детское развитие, по мнению В. Штерна, соответствует развитию человека античного и ветхозаветного мира. Средний школьный возраст носит черты фанатизма христианской культуры, пубертатный возраст В. Штерн называет возрастом просвещения, и только в периоде зрелости человек поднимается до уровня культуры Нового времени.


1.2. Периодизация С. Холла


1.3. Периодизация Р. Заззо


В периодизации Р. Заззо этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; позже - стадия высшего или университетского образования.
Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, а структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.


1.4. Периодизация А. В. Петровского


В периодизации А. В. Петровского в качестве внешнего критерия, определяющего процесс детского развития, выступают различные социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления. Наиболее значима для ребенка, по сравнению с остальными, референтная группа, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую референтную группу. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность и особый стиль общения. Деятельностно-опосредованные взаимоотношения ребенка с группой являются фактором формирования личности ребенка.


2. Периодизации детского развития по внутреннему критерию


В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей у П. П. Блонского, развитие детской сексуальности у З. Фрейда, развитие морального сознания у Л. Колберга и т. п.


2.1. Периодизация П. П. Блонского


П. П. Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смена зубов. Поэтому детство делится на три эпохи: беззубое детство (от рождения до 8 месяцев), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).


2.2. Периодизация З. Фрейда


2.3. Периодизация Л. Колберга


2.4. Периодизация Ж. Пиаже


3. Периодизации детского развития по совокупности внутренних критериев


В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизации Э. Эриксона, Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина.


3.1. Периодизация Э. Эриксона


3.2. Периодизация Л. С. Выготского


3.3. Периодизация А. Н. Леонтьева


В основе периодизации А. Н. Леонтьева лежит ведущий вид деятельности, он описывает:
1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого;
2) раннее детство с предметной деятельностью;
3) дошкольное детство с игрой;
4) школьный возраст с учением;
5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками;
6) юношеский с учебно-профессиональной деятельностью.


3.4. Периодизация Д. Б. Эльконина


Периодизация Д. Б. Эльконина - наиболее распространенная в отечественной психологии. Даниил Борисович Эльконин развил представления Л. С. Выготского о детском развитии и предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) ведущий тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис. В детском развитии Д. Б. Элькониным были выделены три основных периода. Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Д. Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения потребностно-мотивационной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической (интеллектуальной) сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка.


3.5. Периодизация В. И. Слободчикова

9 Кольберг (Kohlberg) Лоуренс (1927–1987) — американский психолог, автор концепции морального развития. На ее основе выделил ряд признаков диагностики стадий морального развития, обобщенных в виде оценочной шкалы.

I. Предконвенционный моральный уровень.

Первая стадия — ориентация на наказание и послушание.

Вторая стадия — наивная гедонистическая ориентация.

II. Конвенционный моральный уровень.

Третья стадия — ориентация на поведение хорошей девочки\хорошего мальчика Четвертая стадия — ориентация поддержания социального порядка.

III. Послеконвенционный моральный уровень.

Пятая стадия — ориентация социального соглашения.

Шестая стадия — ориентация на универсальные этические принципы.

Возраст, в котором ребенок переходит на следующий уровень, индивидуален, хотя некоторые закономерности есть. Дети, обучающиеся в начальной школе, как правило, находятся на предконвенционном моральном уровне. Они ориентируются на авторитет, верят в абсолютность и универсальность ценностей, поэтому понятия добра и зла они перенимают от взрослых.

Однако существуют ситуации, когда и в подростковом возрасте (а порой и позже!) человек не достигает конвенционного уровня, он продолжает руководствоваться принципами исключительно собственного психологического комфорта. Происходит это в силу различных причин, чаще целого комплекса — недоразвития интеллектуальной сферы, неразвитости коммуникативного умения и др. Проведенные Фрондлихом в 1991 году исследования по материалам Колберга показали, что 83 % правонарушителей — подростков не достигли конвенционного уровня развития.

Переход к третьему, по Колбергу, уровню морального развития, для наиболее быстро развивающихся детей бывает в 15–16 лет. Этот переход вначале кажется регрессом совести. Подросток начинает отвергать мораль, утверждать относительность нравственных ценностей, понятия долга, честности, добра становятся для него бессмысленными словами. Он утверждает, что никто не имеет право решать, как другому следует себя вести. Такие подростки часто переживают кризис потери жизненных смыслов. Результатом переживаемого кризиса является личное собственное принятие каких — то ценностей. При этом следует заметить, что далеко не все люди в своей жизни достигают этого уровня автономной совести. Часть людей до самой смерти находится на конвенционном уровне развития, некоторые не достигают даже и его.

Читайте еще:

В-третьих, последнее свойство доступно не каждому — в нем-то как раз и заключается различие между обычным человеком и героем, различие куда более загадочное, чем полагают. Обычного человека предательство, без которого не обходится почти никогда, отбрасывает назад, обрекая на служение благу — при.

В женщинах всегда привлекает молодость, это вполне разумно. Молодость сильно поднимает шанс на здоровое и жизнеспособное потомство и на возможность его воспитать. Поэтому многие признаки красоты совпадают с признаками молодости: стройная фигура, гладкая кожа, юные черты лица.

• та или иная идея просуществует дольше и успеет породить другие идеи, которые смогут приблизить вас к успеху

Вы можете захотеть не останавливаться в пределах объема данной книги и прочесть побольше о природе снов и определенных символов, а также об идеях Юнга. Библиография этой книги состоит из нескольких трудов, которые вам помогут. Но вы поймите, что, в сущности, между вами и вашим пониманием сна.

Через какое-то время после нашей встречи в ней произошло осознание многих своих заблуждений, и она прислала мне письмо…

Эта книга может сделать вас на просто душой компании. Я знал тысячи людей, которые, поименяя описанные здесь ме. тоды, стали неотразимыми собеседниками, более успешными

Это упражнение полезно делать 2 раза в день, утром и вечером, хотя можно ограничиться и одним разом, лучше по утрам. Повторяя это упражнение, вы замечаете, что с каждым днем продолжительность смотрения, без мигания, все увеличивается. Конечно, нужно время это увеличивать постепенно, пока дойдете.

Приблизившись к написанию этой книги, я капитулировал. Я принял принципы, о которых пишу, как верные и вездесущие во Вселенной. Я доверился им полностью, как доверяюсь и сейчас. В ходе работы я позволил себе свободно плыть через весь этот проект, без напряжения, без волнения, без страха, что не.

Мы поговорили об очень личном: главным образом, о маме, но и о других семейных делах тоже. Это казалось абсолютно естественным, ну как наши обычные разговоры в гостиной, когда я была подростком или позднее, уже замужней женщиной. Только теперь он был мертв!

Читайте также: