Кок орда и ак орда кратко

Обновлено: 08.07.2024

На территории Восточного Дешт-и-кипчака из Золотой орды выделилось самостоятельное государство Ак-орда. Первоначально Восточный Дешт-и-Кыпчак, Прииртышье и Северо-восточная часть Семиречья были улусом старшего сына Джучи Орда-Еджена и называлась Кок-Орда. А владения по рекам Яик, Иргиз, Тобол, Сарысу, Приаральские степи, низовья Сырдарьи вошли в состав улуса другого сына Джучи – Шайбана, назывались Ак Орда. После вхождения улуса Шайбана в состав улуса Орда-Еджена, Ак Ордой стало называться все государство. Центр Ак-орды переместился на юг Казахстана. Столицей стал город Сыгнак. Фактически самостоятельной Ак-орда стала к середине XIV в. при ханах Ерджене и Мубарак-ходже(1320-1344). Значительно укрепилась она при хане Урусе (1362-1380).

Она была населена тюркоязычными племенами, издавна обитавшими в степях Казахстана, а также переместившими­ся сюда во время нашествия Чингисхана из восточных районов. Среди последних были как тюркские роды и племена, так и тюркизированные монгольские племена. Здесь обитали кыпчаки, найманы, уйсуны (ушуны), аргыны, карлуки, кереиты (киреи), канглы, конграты, ман-гыты и многие др.

В Ак-Орде вполне определились формы условного землевладения и собственности в оседлых районах. В кочевых районах право крупной знати распоряжаться пастбищами при частной собственности на скот и сосредоточение в руках степной знати огромных стад превращало их в фактических собственников и пастбищных угодий, формально счи­тавшихся в общинном владении. В источниках встречаются сведения о наличии в Ак-Орде таких форм землевладения знати, как инджу, мильк, сойургал, были известны тарханные пожалования. Зафикси­рованы источниками некоторые формы эксплуатации рядовых ко­чевников и земледельцев: трудовое население Ак-Орды платило в пользу ханов и знати налоги купчур, зякет, тагар, было обременено разного рода повинностями. Войны и усобицы осложняли положение народных масс. Во главе государства стоял хан из рода Орда-Еджена, которому подчинялись удельные владетели из Джучидов (огланов) и крупной кочевой знати (беков, эмиров, бахадуров), осуществлявших в пределах своих уделов и подвластных племен административно-политическую власть.

Политическая история Ак-Орды характеризуется на первом эта­пе длительной борьбой за освобождение территорий Восточного Дешт-и Кыпчака из-под власти Золотой Орды, позднее вмешатель­ством акордынских ханов в дела Золотой Орды, а на заключительном этапе своей истории — борьбой против агрессии правителя Маверан-нахра эмира Тимура иТимуридов. Окончательно порвать с номиналь­ной зависимостью от Золотой Орды удалось к середине XIV в. ханам Ерзену и Мубарак-ходже (1320—1344 гг.). Значительно укрепилась Ак-Орда при хане Урусе, правившем в 60—70-х гг. XIV в. На него пала основная тяжесть борьбы и защиты Ак-Орды от агрессии Тимура.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА в XIV-XV вв.

Послемонгольский период (XIV-XV вв.) характеризуется объединением кочевого и оседло-земледельческого населения огромной территории Восточного Дешт-и-Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. В письменных источниках XIV-XVI вв. эта часть Казахстана называлась Туркестаном.

Начался исторический процесс формирования единой народности и ее государственности. На начальном этапе этого сложного периода в истории Казахстана произошел распад монгольских улусов, что привело к обособлению в этом регионе нескольких государств — Ак Орды, Могулистана, Ханства Абулхаира, Ногайской Орды, Западно-Сибирского ханства.

Конечный этап ознаменован образованием собственно казахского государства — Казахского ханства.

АК ОРДА (XIII-XV вв.)

Образование

На территории Восточного Дешт-и-Кыпчака в XIII — начале XV вв. существовало государство — Ак Орда.

Ак Орда — первое крупное государственное образование на местной этнической основе в послемонгольский период на территории Казахстана.

Основатель — Орда Еджен (1226-1280)

  • По свидетельству Рашид ад-Дина (XIV в.), восточную часть улуса Джучи получил один из старших сыновей Джучи Орда Еджен еще при отце.
  • По свидетельству Абулгази (XVII в.) эти земли выделены Орда Еджену его младшим братом Бату ханом в середине XIII в.

Территория улуса Орда-Еджен старшего сына — Семиречья, Прииртышья, степи до горных массивов Улутау и Кентау и назвался этот улус Кок Ордой.

Территория улуса Шейбана, младшего сына Джучи — междуречье Яика, Иргиза, Тобола, Сарысу, приаральские степи и низовья Сырдарьи и назвался он Ак Ордой.

В XIV в. преемники Орда Еджена распространили свою власть и на улус Шейбана, т.е. фактически на всю территорию современного Казахстана, кроме Семиречья.

Территория — от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Урала на западе, от низовьев Сырдарьи и северо-восточной части Аральского моря на юге до рек Ишима, Тобола, Сарысу на севере.

Столица — Сыгнак.

Крупные города — Иасы, Сауран, Жаркент.

Общественное устройство

  • Хан — титул правителя, из рода Орда Еджена.
  • Территория разделилась на уделы. Удельные владетели — огланы.
  • Беки, эмиры, бахадуры — титулы крупной кочевой знати.
  • Население — состояло из тюркоязычных племен: кыпчаки, найманы, уйсуни, аргыны, карлуки, кереиты, канглы, конграты, мангыты и др.
  • В оседлых районах существовали формы условного землевладения и собственности. В кочевых районах частная собственность на скот и сосредоточение в руках знати огромных стад, превращали знать фактически в собственника и пастбищных угодий, формально считавшихся общинными.

Политическая история

Политическую историю Ак Орды можно разделить на 3 этапа:

  1. XIII — начало XIV вв. — длительная борьба ханов Ак Орды за освобождение Восточного Дешт-и-Кыпчака из-под власти Золотой Орды.
  2. середина XIV в. — вмешательства ханов Ак Орды во внутренние дела Золотой Орды.
  3. конец XIV — начало XV вв. — борьба с агрессией Тимура и тимуридов.

Походы эмира Тимура

Тимур (1336-1405) — родился в семье владетеля тюркизированного рода барлас Тарагай бека. В 1370 г. захватил власть в Мавераннахре и правил в Средней Азии единолично в течение 35 лет. Эти годы заполнены завоевательными войнами, которые он вел жестокими и варварскими методами Тимур пытался создать мировую империю. Столица — Самарканд.

  • Первыми объектами агрессии Тимура за пределами Средней Азии стали — Ак Орда и Могулистан. Стремясь помешать укреплению хозяйственной и политической независимости, Тимур предпринял в 70-80-е гг. XIV в. около десятка набегов, что привело к ослаблению этих государств, большая часть населения которых истреблены или угнаны в плен, разграблены материальные ценности. Сократилось поголовье скота, пришло в упадок оседло-земледельческое хозяйство.
  • В 1389, 1391, 1395 гг. эмир Тимур предпринимает завоевательные походы в Золотую Орду. В 1395 г. в долине р.Терек на Кавказе в решающем сражении Тохтамыш был окончательно разгромлен и власть в Золотой Орде захватил Тимур. Во время походов на Золотую Орду войска Тимура грабили население Казахстана, Кавказа, Южной Руси. Были разрушены крупные города Золотой Орды в Поволжье и Крыму -Сарай-Берке, Астрахань, Азов.
  • В 90-е гг. XIV в. войском Тимура были покорены — Иран, Ирак, Афганистан, Малая Азия, Закавказья, Поволжье, Кавказ и часть Индии. (Всего 27 стран).
  • Зимой 1404-1405 гг. Тимур вновь выступил в направлении Могулистана, направив через Южный Казахстан огромное войско на Китай, но в феврале 1405 г. умер в Отраре.

Для укрепления своей власти Тимур использовал религию — ислам. Поддерживая ислам, построил мечети и медресе. В 1397 г. в Туркестане построил мавзолей Ходже Ахмеду Яссави, отдавая дань величию мыслителя.

Широкомасштабные внешние войны Чингис-хана 1209–1227 гг. при­вели к созданию одного из сильнейших государств эпохи Средневеко вья — Великого Монгольского Улуса. Система государственного управления в империи, основанная на военно-административном делении и заложенная еще на рубеже XII–XIII вв. самим Чингис-ханом, оказалась достаточно жизнеспособной и продолжала существовать в улусах сыновей и внуков основателя империи.

Согласно традиции номадов государство для более эффективного управления разделялось в военно-административном отношении на крылья и улусы. В этом плане Монгольская империя и ее улусно- крыльевая система являются самым ярким примером. Разделение армии и населения на крылья и улусы спроецировалось на админист­ративное устройство всей империи.

Самым крупным войсковым делением, соответственно нашедшим отражение и в административно-территориальном делении государства, было деление на крылья. Правое крыло (монг. бараун гар — правая рука) в войске находилось на правом фланге, а при территориальном делении занимало западную часть; левое крыло (монг. зуун гар — левая рука) в войске — левый фланг, территориально — восточная часть[1]. На первом этапе административного деления империи существовал еще и центр (Голун улус, гол) (см. [Трепавлов, 1993, с. 96, 97]; ср. [Юдин, 1983, с. 151]).

Все три военно-административных подразделения имели четко обозначенное территориальное значение. Территориально крылья располагались согласно традиционной монгольской ориентации по сторонам света и направлениям. Согласно этой ориентации, основной стороной (лицевой, передней) считался юг, а север считался задней стороной. Данный способ определения сторон света, относящийся к линейной (солярной) геосимволике, являлся одним из самых распространенных и был связан с культом Юга, Полуденного солнца. Исходя из этого, запад у монголов считался правой стороной, а восток — левой [Кононов, 1978а, с. 73, 89] (см. также: [Бартольд, 1966, с. 392; Юрченко, 2002, с. 251]).

Следующей административно-территориальной единицей был улус. Несколько улусов составляли крыло. Однако понимание термина улус во многом зависело от того контекста, в котором он употреблялся. Когда источники говорят о Еке Монгол Улусе, то здесь понимается вся империя, которая состоит из крыльев. Но каждое крыло, как уже было отмечено, состояло из улусов, хотя их дальнейшая градация имела разные военные и административные значения. Самыми крупными были улусы Джучи, Чагатая, Хулагу и каанский или каганский улус (Коренной юрт), включавший в себя владения Угедея и Тулуя [Трепавлов, 1993, с. 96– 98], окончательно сформировавшиеся к началу второй половины ХIIІ в. Затем шли улусы руководителей туменов и тысяч. Этот принцип отражал суть военно-административного устройства монгольского государства, когда каждое крыло делилось на тумены (тьмы), тысячи, сотни и десятки [Рашид ад-Дин, 1952, с. 266, 267].

Именно эта так называемая улусная система, или структура, легшая в основу административно-территориального устройства всей Монгольской империи, стала определяющим фактором всех дальнейших не только социально-политических, но и этнических процессов, протекавших в различных регионах государства, главным образом на территории прежних кипчакских степей, которые входили составной частью в один из первых и самых крупных улусов — Улус Джучи.

В период образования Монгольского государства география различных улусов претерпевает изменения. Ряд улусов меняет расположение, другие перестают функционировать как отдельные этнополитические единицы.

История сложения и развития улусной системы Монгольской империи на территории Восточного Дешт-и Кипчака тесно связана с проблемой терминов Ак-Орда и Кок-Орда — названий двух основных улусных единиц в составе Джучидского государства, образовавшихся после смерти Джучи. Не всегда ясные, порой противоречивые сведения средневековых источников о местонахождении Ак-Орды и Кок-Орды заставляли и заставляют исследователей выдвигать различные предположения. В результате в историографии этой проблемы за почти двухвековой период изучения определилось несколько точек зрения, в ряде случаев имеющих между собой принципиальные различия.

В ходе дискуссии о том, как изначально назывались улусы, а впоследствии государства, сформировавшиеся на базе улусных владений, возглавляемых двумя старшими сыновьями Джучи — Ордой и Бату, исследователи золотоордынского средневековья ставили и отчасти решали и другие проблемы. Они касались функционирования улусной системы на территории всего Джучидского государства и его составной части — Восточного Дешт-и Кипчака, а именно особенностей этой системы, сложившихся под влиянием внутренних и внешних факторов на территории региона. Рассматривались вопросы исторической географии улусов джучидских ханов и огланов, их административно-по­литическое устройство и исходя из этого их государственный статус, степень зависимости этих улусных объединений от центра — сначала общемонгольского в Каракоруме, а впоследствии сарайского в Поволжье. Наряду с этим высказывались мнения и об изначальной независимости и самостоятельности двух основных улусов (Орды и Бату),
и о формальной зависимости улуса Орды от улуса Бату. Выяснялись также географическое расположение и самоназвание третьего джучидского улуса — улуса Шибана.

Спектр высказанных мнений по всем этим проблемам был самым различным. В отдельных случаях недостаток источниковой базы способствовал тому, что одни и те же высказывания, взятые из средневековых исторических, историко-географических, историко-генеалогиче­ских, поэтических и других произведений, трактовались исследователями по-разному.

Исторический анализ проблемы не будет полным без учета не только средневековой, но и современной историографии. Прежде чем перейти к рассмотрению взглядов отдельных исследователей, представляется целесообразным попытаться обрисовать ту картину, которая предстает из средневековых источников. Для авторов большинства источников, повествующих о событиях на территории средневекового Казахстана, было характерно то, что они писали о прошлом (далеком или близком) малознакомого им народа или чужой страны. И, говоря
о том, как называлось то или иное государство на этой земле, они не утруждали себя (иногда просто по незнанию) подробными описаниями причин, времени, обстоятельств появления и исчезновения подобных наименований, ограничиваясь лишь констатацией услышанного или взятого из более раннего сочинения факта. Следовательно, любое описание военно- и этнополитических событий в регионе зависело от субъективных пристрастий конкретных авторов, их этнической и политической принадлежности.

В территориальных границах этого региона, очевидно, и произошло первоначальное разделение Улуса Джучи на два крыла. Земли от Иртыша через Северное Прибалхашье до среднего течения Сырдарьи отошли к левому крылу, во главе которого стоял Орда со своими братьями — Удуром, Тука-Тимуром, Шинкуром и Синкумом [Рашид ад-Дин, 1941, с. 41]. Улус наследника отцовского трона, — Бату и остальных его братьев, по всей видимости, располагался в северном Приаралье, в Тургайских степях, доходя на западе до Яика. По существу — Бату изначально унаследовал юрт своего отца на Улытау [Смаилов, 1996, с. 16–23]. Джучи переселился туда с берегов Иртыша после завоевания Хорезма.

Дальнейшее развитие улусная система получила после завоевания Западного Дешт-и Кипчака, когда Бату, возглавлявший правое крыло Улуса Джучи, переселился на берега Итиля (Волги). С этого времени Яик является межкрыльевой границей между улусами Орды и Бату. Но на территории прежнего юрта Бату в Западном Казахстане остается его младший брат Шибан, который положил начало новому отдельному улусному объединению со своей династийной линией.

Но вернемся к двум основным улусам. Не останавливаясь на их конкретной исторической географии (это предмет отдельного исследования), рассмотрим здесь один дискуссионный момент, который разноречиво подается как в средневековых сочинениях, так и в современной историографии. Речь идет о названиях Ак-Орда и Кок-Орда.

Сочинение Натанзи дошло до нас в двух редакциях: первая была составлена для самого Искандера и сохранилась в четырех экземплярах, вторая была перепосвящена преемнику Искандера Шахруху и преподнесена ему автором в Герате в ноябре 1414 г. Рукопись этой редакции сохранилась в единственном экземпляре. Она представляет собой несколько сокращенный вариант первой редакции, в частности, из нее были убраны места, содержавшие восхваления Исканде-
ра [Бартольд, 1973а]. Для нашей темы эти различия не имеют значения.

Интересующая нас часть оригинального текста полностью опубликована в оригинале и в переводе С.Л.Волина в сборнике В.Г.Тизен­гаузена [Натанзи, 1941, с. 127–138, 232–242]. Это издание и взято здесь за основу[3].

Тем не менее эти и некоторые другие ошибки труда Натанзи нисколько не снижают его значение как источника по истории всего Улуса Джучи и Восточного Дешт-и Кипчака в частности. Это подтверждается широким использованием данного сочинения исследователями истории Золотой Орды [Сафаргалиев, 1960, с. 14, 65, 88, 106 и др.; Федоров-Давыдов, 1973, с. 138–144; Егоров, 1985, с. 161, 162, 218 и др.; Кляшторный, Султанов, 1992, с. 193–199; Трепавлов, 1993, с. 87, 91, 94].

Данные Му‛ин ад-Дина Натанзи об Ак-Орде и Кок-Орде достаточно подробны и оригинальны. В целом его сведения о наименованиях джучидских улусов заслуживают доверия. Необходимую, на наш взгляд, корректировку этих данных мы приводим ниже (см. также [Ускенбай, 1999]).

Работы русских историков ХVІІІ в. В.Н.Татищева, М.М.Щербатова и других, посвященные прошлому Российского государства, содержали в себе и отдельные проблемы золотоордынской истории. Их работы, как правило основанные на летописях, отражали точку зрения последних. Это относится и к проблеме Ак-Орды и Кок-Орды. Упоминалась только Кок-Орда (Синяя Орда), а вопрос о существовании Ак-Орды пока даже не возникал.

Привела свои доводы и аргументацию в этом вопросе К.А.Пищули­на[9]. По ее мнению, Кок-Орда хана Орды расширила свои земли за счет территории и населения Ак-Орды Шибана. Именно эту объединенную Ак-Орду на территории Восточного Дешт-и Кипчака и зафиксировал Му‛ин ад-Дин Натанзи [Мингулов, Пищулина, 1997, с. 113, 114]. Автор также исходит из того мнения, что в основе названий орд лежала цветовая геосимволика по сторонам света (кок — восток, ак — запад).

В работах В.В.Трепавлова цветовая геосимволика в связи с разбираемой проблемой получила свое дальнейшее развитие. Продолжая мысль Г.А.Федорова-Давыдова о вторичном делении Улуса Джучи при Токте, исследователь предложил ее более расширенную аргументацию. По его мнению, не только улус Бату при Токте был поделен на крылья (хан и бекларбек), но и улус Орды также прошел через это. Последний был поделен между самим Ордой и его младшим братом Шибаном. Первичное деление — это Ак-Орда Бату и Кок-Орда Орды, вторичное — это Ак-Орда Шибана и снова Кок-Орда Орды[10] [Трепавлов, 1993, с. 86–94]. Гипотеза В.В.Трепавлова была принята К.А.Пищулиной [Мингулов, Пищулина, 1997, с. 113].

Дополнительным подтверждением этому служит частое упоминание второго разбираемого здесь термина, Синяя Орда, в летописях. Бывавшие неоднократно в Сарае русские слышали о существовании Синей Орды и ее примерном географическом расположении. Эта информация, в свою очередь, поступала к летописцам, которые и донесли до нас эти в принципе достаточно смутные известия.

Сведения летописцев о Синей Орде можно условно подразделить на две группы. К первой относятся упоминания, хронологически привязанные ко второй половине XIV в.; сведения второй группы относятся
к ногайскому периоду (XVI–XVII вв.).

Летописные известия о Синей Орде второй половины XIV в. почти дословно повторяют друг друга, что заставляет предполагать более ранний общий источник информации. Синяя Орда в них связывается
с именами трех политических деятелей того периода: Арабшаха,Токтамыша, Тимура. Приведем эти данные по Никоновской летописи как наиболее подробной.

Приведенные употребления термина Синяя Орда в указанных выше трех случаях имеются и в других летописях. Практически в тех же словах или в несколько сокращенном виде эти сведения приведены в Московском летописном своде конца ХV в. [Московский, 1949, с. 193, 205, 222], Волго-Пермской [Волго-Пермская, 1959, с. 124, 145, 283, 343], Никаноровской [Никаноровская, 1962, с. 70, 76], Уваровской [Летописный, 1963, с. 79, 82, 87, 241, 246, 251], Холмогорской [Холмогорская, 1977, с. 88, 89, 92] и других летописях.

К обозначенной выше второй группе летописных сведений о Синей Орде относится ее упоминание в Устюжских летописях ХVІ–ХVІІІ вв.

В заключение отметим такой примечательный момент. Авторы указателей, составленных к русским летописям в ХІХ — начале ХХ в., Синюю Орду отождествляли с Ногайской и Шибанской Ордами (см., например [Указатели, 1965, с. 258]). Иными словами, здесь имеются
в виду заяицкие (зауральские) степи, принадлежавшие Шибанидам. Впоследствии, в ХVІ в., они перешли в ведение Ногайской Орды. Уместно вспомнить первого выходца из Синей Орды, которого зафиксировали в таком качестве летописи, — Шибанида Арабшаха. Исходя из этого, можно согласиться с выводом Н.Н.Мингулова о том, что владения Шибана именовались в русских летописях Заяицкой, или Синей, Ордой, а в восточных источниках — Кок-Ордой [Мингулов, 1981, с. 95].

Становится понятным и тот факт, что летописцам была неизвестна Белая Орда. Владения старшего Джучида, Орды, — Ак-Орда, — находившиеся далеко от Руси, за пределами владений Шибана, на территории от Сырдарьи до Иртыша (Восточный, Центральный и Южный Казахстан), остались за пределами их знаний. Отражением каких-то слухов о Белой Орде стало ее упоминание в русском варианте ярлыка Токтамыша к Ягайле. Очевидно, Токтамыш, являвшийся прежде белоордынским ханом, и стал источником подобных слухов.

Специально занимавшийся историей улуса Шибана В.П.Костюков
в известных нам работах [Костюков, 1997; Костюков, 1998] не уделил должного внимания этому вопросу. Он согласился с вышеприведенным выводом М.Г.Сафаргалиева.

Истребив последних представителей прежней власти и уничтожив символ их государственности — Золотую Юрту-Орду, Хызр-хан положил начало династии Шибанидов на золотоордынском престоле, который теперь, надо полагать, стал кок-ордынским.

Подведем итог. Применение термина Ак-Орда и Кок-Орда было явлением, характерным только для территории Восточного Дешт-и Кипчака. При этом Ак-Ордой (Белой Ордой) назывались владения старшего сына Джучи — Орды, а Кок-Ордой (Синей Ордой) — владения пятого сына Джучи, Шибана. Во второй половине ХІV в. происходят события, повлекшие за собой и изменения в применении разбираемой терминологии. Шибаниды, захватившие власть в Золотой Орде, переносят название своего улуса на нее. В свою очередь, их территория на рубеже 60–70-х годов ХІV в. была окончательно присоединена к Ак-Орде Урус-хана, потомка хана Орды.

В мусульманских источниках для правого и левого крыла использовались арабские термины — соответственно меймане и мейсаре (см., например [Рашид ад-Дин, 1952, с. 266, 267]).

Впрочем, на них указывал еще М.Г.Сафаргалиев [Сафаргалиев, 1960, с. 14, 15].

Попытку обоснования мнения о присутствии Тенибека в Сыгнаке см. [Ускенбай, 2002б; Ускенбай, 2003].

Указание В.В.Трепавлова на то, что этот вывод не может быть принят, потому что Ф.С.Фасеев не привлек данные О.Прицака и А.Н.Кононова, вряд ли приемлем. Разработки А.фон Габен, из которых исходил Ф.С.Фасеев, внесли известный вклад в исследование цветосимволики и дают ясное представление о ее сути.

Алтын босагалы ак орге; куміс босагалы кок орда; болат босагалы боз орда.

К.А.Пищулина впервые в литературе предприняла попытку охарактеризовать источниковедческое и историографическое состояние проблемы. Ею проанализированы основные свидетельства средневековых источников об Ак-Орде и Кок-Орде, обозначены главные мнения, существующие в исследованиях [Мингулов, Пищулина, 1997, с. 106–113].

Представляется все же, что подобная реконструкция улусных названий несколько надумана. Если при вторичном делении улуса Орды (Кок-Орды) вновь были применены цветообозначения, то почему таковые не были применены и в улусе Бату (Ак-Орде). Исходя из этой реконструкции автора, логично назвать улус Токты (хана), сформировавшего левое крыло улуса Бату, Кок-Ордой, так как он был восточнее улуса бекларбека, ставшего во главе правого крыла. Последний, в свою очередь, должен был стать вторичной Ак-Ордой в Ак-Орде.

Везде в цитатах курсив мой — К.У.

Общеизвестно, что наиболее яркий расцвет Золотой Орды приходится на годы правления Узбек хана /1312 гг./, обратившего кочевое тюркское население империи в ислам, и Жанибек хана /1342-1357 гг./, прозванного за праведное правление Аз Жанибек ханЬм.

Ак Орда, в состав которой входили земли восточного Дешт-и Кыпчака /т.е. современная Территория Казахстана/, с самого начала соблюдала правила подчинения и повиновения Золотоордынскому престолу. Такая практика известна со времен Орда Ежена и Бату хана, сыновей Жошы хана.

В эпоху правления Аз Жанибек хана предки казахов, известные как союз алашских племен /алаш мыны/, входили в Ак Орду , вассальной Золотой Орде. Сама Золотая Орда в некоторых документах той эпохи /тарханные грамоты и т.д./ называлась Улуг-улусом /Великий улус/. Правители степных племен, как свидетельствуют источники, были относительно независимы. Известно, что в период кризиса и дворцовых интриг в Поволжье /в центре Золотом Орды/ часть элиты постоянно обращалась за поддержкой и помощью к Ак ордынским ханам. Ак Орда была государством кочевников Дешт-и Кыпчака, но правители его обращали пристальное внимание к городами градостроительству. В XIV веке - в начале XV вв. в городах Отрар, Сыгнак, Сауран, Дженд ханами Ак Орды Ерзеном, Мубарак ходжой и Урусом воздвигались культовые и общественные постройки. Монетные дворы указанных городов работали на полную мощность, что свидетельствует о расцвете городов и торговли. В Ак ордынское время и в степи начали строиться города и ставки. Таковыми являются города в бассейне р. Сарысу, Нура, Хобда, Елек. Когда после смерти Аз Жанибек хана в столице Золотой Орды начались междоусобицы и экономические проблемы, кочевники потянулись на юг. Это видно на примере Урус хана, который некоторое время правил в Кок Орде /в западных районах Золотой орды, т.е. на месте Золотоордынских ханов/, а затем обратно вернулся в Ак Орду.

Политический распад Золотой Орды начинается после смерти Аз Жанибек хана. Сменивший его на царском престоле Бердибек хан за два года правления уничтожил весь свой род, династию батуханидов и вверг империю в сильнейший кризис. После его смерти в Золотой Орде управлял известный эмир Мамай, женатый на дочери Бердибека. По своему произволу он назначал ханов из династии чингизидов, оставаясь сам практическим правителем Золотой Орды. В период с 1360 по 1380 год сменилось 14 ханов, происходили непрерывные междоусобицы крупных эмиров, отстаивающих независимость своих уделов.

Казахский эпос упадок Золотой Орды связывает с борьбой чингизидов с представителями родовой аристократии. Наиболее сильные противоречия наблюдаются в позициях темника Мамая и Орыс хана, последний изгнал узурпатора из Сарая; между Едиге и Токтамыш ханом. Последнее противоречие в конце концов привело к гибели империи.

Си́няя Орда́ (Кок Орда́) — восточная часть или левое крыло Золотой Орды (улуса Джучи), [1] располагавшаяся на территории Западной Сибири и Казахстана.

Содержание

Проблема соотношения понятий Кок Орда и Ак Орда

В историографии нет единого мнения о том, что следует понимать под данным термином, так как в средневековых источниках содержатся противоречивые указания.

В мусульманских источниках (арабских, персидских, тюркских) встречаются термины Ак-Орда, Кок-Орда и Улус Джучи. Каждый из терминов или совпадает с Золотой Ордой или перекрывает ее и сложно установить четкие границы [2]

Восточная часть Золотой Орды

Бысть замятня велика во Орде: приде некий царь Темир Аксак с восточной страны, от Синие Орды, от Самархийскиа земли, и много смущения и мятеж воздвиже во Орде и на Руси своим пришествием. […] Не царь бе, ни сын царев, ни племени царски, ни княжеска, ни боярска, но такое от простых нищих людей, от Заяицких Татар, от Самархийские земли, от Синие Орды, иже бе за Железными враты. [4]

Западная часть Золотой Орды

После этого улус Джучи разделился на две части. Те, которые относятся к левому крылу, то есть пределы Улуг-тага, Секиз-ягача и Каратала до пределов Туйсена, окрестностей Дженда и Барчкенда, утвердились за потомками Ногая, и они стали называться султанами Ак-орды; правое же крыло, к которому относится Ибир-Сибир, Рус, Либка, Укек, Маджар, Булгар, Башгирд и Сарай, Берке, назначили потомкам Токтая и их назвали султанами Кок-орды. [6]

Однако, как показали современные исследования, данные Натанзи, по всей вероятности, являются неправильно понятыми, так как в персидской традиции синий и белый цвета означают противоположные стороны света по сравнению с тюркской и монгольской. И сейчас данная локализация не имеет сторонников.

Одна из частей левого крыла Золотой Орды

В Казахстане общепринятой является третья точка зрения, согласно которой деление на Ак и Кок Орду относится только к восточной части улуса Джучи. Соответственно, под Кок-Ордой понимается улус сына Джучи Шибана, расположенный между западным крылом Золотой Орды и улусом Орду Ичена, на территории современного западного Казахстана. [7]

Литература

Примечания

Ссылки

См. также

  1. 12 Часть историков придерживается противоположной точки зрения на расположение территорий Белой и Синей Орды.
  1. 12 Часть историков придерживается противоположной точки зрения на принадлежность территорий Белой и Синей Орде.
  • Золотая Орда
  • История Тюменской области
  • Исторические государства Азии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Синяя Орда" в других словарях:

СИНЯЯ ОРДА — наименование Белой Орды (Ак Орды) и ее терр., встречающееся в рус. источниках. Вост. источники называют С. О. (Кок Ордой, в переводе Синяя Орда) Золотую Орду и ту ее терр., к рую она сохранила после выделения Белой Орды. Лит.: Греков Б. Д.,… … Советская историческая энциклопедия

Синяя Орда — Кок Орда, наименование Белой Орды (См. Белая Орда) (Ак Орды) и её территории, встречающееся в русских источниках 13 15 вв. В С. О. входили земли левого крыла войск Джучи Улуса в нижнем течении р. Сырдарьи с центром в г. Сыгнак. В отличие… … Большая советская энциклопедия

Синяя орда — … Википедия

Кок Орда — История Казахстана Древние времена • Андроновская культура • Саки VIII III • Кангюй III I • Усуни III I • Гунны … Википедия

Кок-Орда — История Казахстана Древние времена • Андроновская культура • Саки VIII III • Кангюй III I • Усуни III I • Гунны … Википедия

Белая Орда — История Казахстана … Википедия

Улус Орда-Ежена — 1242 1309(1446) … Википедия

Улус Орда-Эджена — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Читайте также: