Сми в международных отношениях кратко

Обновлено: 02.07.2024

Задачами в данной дипломной работе обозначены следующие пункты:
1. Обоснование средств массовой информации как самостоятельно развивающегося социально-политического института. Для этого необходимо четко обозначить все основные виды СМИ. Считаю оправданным заострить внимание на таком источнике информации как интернет. В этом плане мнения разнятся, т.к. в ряде государств интернет не рассматривается как средство массовой информации на законодательном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКО ГОСУБЪЕКТА
1.1Сущность, функции, виды средств массовой информации
1.2Интернет как средство массовой коммуникации
1.3Международное сотрудничество в области использования и регулирования деятельности средств массовой информации
2РОЛЬ СРЕДСТ ВМАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙПОЛИТИКЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1 Средства массовой информации как важнейший механизм реализация государственной внутренней и внешней политики
2.2Формы и методы политической пропаганды в СМИ
2.3Средства массовой информации Реcпублики Казахстан и иx рoль в формировании общественного coзнания
3ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ СМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ИТОГО СМИ.docx

1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКО ГОСУБЪЕКТА

1.1Сущность, функции, виды средств массовой информации

1.2Интернет как средство массовой коммуникации

1.3Международное сотрудничество в области использования и регулирования деятельности средств массовой информации

2РОЛЬ СРЕДСТ ВМАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙПОЛИТИКЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

2.1 Средства массовой информации как важнейший механизм реализация государственной внутренней и внешней политики

2.2Формы и методы политической пропаганды в СМИ

2.3Средства массовой информации Реcпублики Казахстан и иx рoль в формировании общественного coзнания

3ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ СМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Средства массовой информации (СМИ) — один из важнейших инсти-тутов современного общества, выполняющий многообразные функции, такие как информирование населения о событиях, происходящих в стране и в мире, образование и социализация, реклама в различных ее ипостасях, развлечения и искусство и т.д. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию. Массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется с помощью СМИ. Огромна их роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире, осуществляются через и с помощью СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все большего проникновения СМИ в политическую сферу, превращения их в один из важнейших инструментов реализации политического процесса.

Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию.

Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других).

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что разрешение проблем, возникших в социологии массовых коммуникаций, требует дальнейшей углубленной разработки как в рамках специальной теории массовых коммуникаций, так и выведения этой проблематики на уровень общей социологии и социальной философии.

Так или иначе, но роль средств массовой информации является неотъемлемой частью жизни как гражданина республики, так и всего государства в целом.

Радио и телевидение значительно расширили возможности эксплуатации
массовых коммуникационных процессов в политических целях. Изобретение
радио в конце XIX в. Радикальным образом и навсегда изменило механизм
освещения информации, сделав возможным передавать ее через
государственные границы и дальние расстояния без необходимости
физического присутствия. К началу и в период и в период второй мировой
войны радио стало одним из главных средств политической мобилизации
общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его
роль в после военный период, когда она пришла практически во все уголки
развития стран. По своей значимости радио постепенно стало уступать
стремительно набиравшему силу телевидению.

В качестве примера влияния телевидения на характер политического
поведения и особенно голосование американских избирателей в США часто
приводит телевизионные между Дж. Кеннеди и Р. Никсоном в 1960 г. Э.
Роупер, который в тот период провел опрос среди избирателей пришел к
выводу, что именно эти теледебаты в значительной степени способствовали
победе Кеннеди. По существующим данным, теледебаты 1980 г. Дали
возможность Р. Рейгану не только ликвидировать 4 % разрыв с Дж.
Картером, но и на 5 % определить его. Немаловажную роль сыграли
теледебаты между главными претендентами в последующих избирательных
кампаниях между Р.Рейганом и У. Мондейлом в 1984 году Дж. Бушом и М.
Дукакисом- в 1988 году Дж. Бушом и Б. Клинтоном в 1992 г.

Предметом исследования данной дипломной работы являются проявления средств массовой информации в аспектах международных отношений и внешней политики стран.

Задачами в данной дипломной работе обозначены следующие пункты:

1. Обоснование средств массовой информации как самостоятельно развивающегося социально-политического института. Для этого необходимо четко обозначить все основные виды СМИ. Считаю оправданным заострить внимание на таком источнике информации как интернет. В этом плане мнения разнятся, т.к. в ряде государств интернет не рассматривается как средство массовой информации на законодательном уровне.

2. Описать необходимость использования и регулирования деятельности СМИ в рамках международного сотрудничества.

3. Локально заострить внимание на роли СМИ во внутриполитических процессах. Раскрыть сущность политической пропаганды.

4. Определить роль СМИ в процессе глобализации информационных источников.

В процессе работы были использованы материалы из книг таких авторов как Урсул А.Д., Гринберг Т.Э., Богомолова Н.Н., статьи и заметки из интернет ресурсов, посвященных проблемам взаимосвязи информации и отражения, истории становления средств массовой информации, взаимодействию СМИ и государственных структур, так же была использована законодательная база о СМИ в РК.

Таким образом, целью данной дипломной работы является раскрытие сущности СМИ, не как поставщика информации о процессах происходящих в разных аспектах нашей жизни, а непосредственно, одним из основных рычагов прогресса общества и страны в целом в призме международных отношений.

В ходе работы будут раскрыты сущность, функции и виды средств массовой информации. Отдельны были выделены функции интернета, как СМИ. В подведение итогов первой главы была освещена тема международного сотрудничества в области использования и регулирования деятельности средств массовой информации. В комплексе, на основе этих данных можно будет резюмировать о том, средства массовой информации, в том числе и интернет, являются автономным социально-политическим субъектом.

Роль средств массовой информации во внешней политике и международных отношениях весьма громоздка и обширна. В этой связи будут рассмотрены механизмы влияния и регулирования на внешнюю и внутреннюю политику государства. Одним из таких рычагов, несомненно, являются СМИ. Для подробного рассмотрения и изучения масс-медиа, в ракурсе влиятельного и самостоятельного института современного общества будет выделен такой фактор политического влияния, как пропаганда, а так же мы заострим внимание на примерах пропагандистской деятельности СМИ в Республике Казахстан.

1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

1.1Сущность, функции, виды средств массовой информации

В современном обществе, по определению белорусских исследователей В. Воробьева и Е. Дмитриева «журналистика стала многомерным экономическим, социально-политическим и культурным явлением, которое одновременно выступает как:

2)система специальных, теоретических и прикладных знаний;

3)совокупность средств и приемов массовой информации;

4)профессиональная деятельность творческого характера;

Исходя из сказанного, можно определить СМИ как много функциональный социально-политический институт, действующий через систему относительно локальных реализаторов (средств) информации и характеризующийся:

Аннотация. В статье рассмотрены функции СМИ и СМК, выполняемые в системе международных отношений. Дан анализ понятия международных отношений, СМИ в политологическом смысле. Прослежены тенденции изменения функций СМИ и СМК от средства обмена информацией до субъекта мировой политики. Показаны предпосылки того, каким образом появление интернет-технологий привело к усилению воздействия на участников международных отношений в плане реализации региональных и глобальных геополитических целей.

Реферат. Введение: в системе современных международных отношений значительно усилилась роль СМИ и СМК. Эта проблема весьма актуальна, так как в настоящее время существуют различные классификации функций СМИ и СМК. Необходимо проанализировать эти функции как важного актора международных отношений в условиях современной реструктуризации и функциональной трансформации после распада биполярного мирового порядка.

Материалы и методы: для обработки результатов использовался метод теоретического исследования с применением системного подхода. Дан вторичный анализ результатов, представленных политологами по вопросам роли СМИ и СМК в современных международных отношениях в условиях перехода к многополярному миру.

Результаты исследования: анализ результатов политических исследований позволил дать развернутую характеристику функций СМИ и СМК в современных международных отношениях.

С точки зрения методологического анализа понятий СМИ и СМК следует отметить, что второе по содержанию шире, чем первое. Следовательно, это близкие, но не тождественные понятия. Под СМК преимущественно подразумеваются те формы, каналы, средства, методы и направления передачи информации, которые имеют официальный статус согласно государственной юрисдикции. Кроме того, СМК включают технико-технологическую составляющую и инфраструктуру информационной среды.

В современном обществе СМИ и СМК почти неразделимы и выполняют взаимодополняющие функции. Разумеется, они являются важными атрибутами демократии для максимального обеспечения свободы слова, взглядов и самовыражения людей и социальных субъектов.

Г. Д. Лассуэлл выделяет три основные функции СМК: наблюдение за окружающей средой; соотнесение, взаимодействие различных частей общества в ответ на события, происходящие в окружающей среде; передачу социального наследия от одного поколения к следующему. По его мнению, эти функции осуществляется разными группами специалистов и первое место среди них занимают деятели сфер международных отношений 6 . Ч. Р. Миллс к этим функциям добавил развлекательную 7 .

В результате дальнейших исследований в области социальной теории коммуникации сформировались более или менее структурированные классификации функций СМИ. Обобщая их, можно выделить основные задачи: информирование, социализация, мотивация, проведение дискуссий, просвещение, пропаганда культуры, развлечение, интеграция.

В условиях активного развития информационных технологий потенциал СМИ усиливается, что расширяет возможности широкого распространения политических взглядов. Этому процессу способствует конституционное право человека на свободу мысли и выражения их (мыслей) с помощью СМИ.

Оснащенные передовой техникой и технологией свободные СМИ — важный признак открытого демократического общества. Однако, как полагают ученые, новые технологии и изменения в политических системах меняют природу взаимодействия СМИ и государств. Если в 1990-е гг. казалось, что развитие идет в направлении неограниченной свободы получения информации, несмотря на существующие государственные границы, то в начале XXI в. стало ясно, что мир не является местом, где распространение информации свободно от всяких ограничений 9 . Это и подобные мнения наводят на мысль о том, что права социальных субъектов в данном направлении не всегда соблюдаются.

Современные каналы массовой информации — это не только информационная среда, которая сильно влияет на общественное мнение, но и мощная бизнес-структура. Финансовая мощь СМИ особенно ярко проявляется в деятельности международных медиакорпораций. Они формируют картину мира для жителей планеты, определяя, что именно они смотрят, слушают и читают каждый день. Интересы этих медиаимперий распространяются на каждый вид коммуникации человека: от газет и телеканалов до голливудских киностудий и книжных издательств 10 . У них огромные финансовые доходы 11 . СМИ являются необходимой площадкой свободного выражения мнений, они направлены на выражение и отражение позиции их владельцев. Этим во многом объясняются сложности, связанные с реализацией права свободы слова. Именно этим обстоятельством обусловлены противоречащие друг другу трактовки одного и того же события и явления со стороны разных медиаканалов.

Нельзя утверждать, что традиционные формы СМИ и СМК утратили прежнюю позицию в жизни государства и общества. Их ряд пополняется новыми элементами обмена, передачи и обработки информации с уникальными функциональными характеристиками, которыми умело пользуются различные политические силы в качестве политических технологий.

Современная система международных отношений характеризуется длительным и сложным процессом реструктуризации и функциональной трансформации после распада двухполярного мирового порядка. Неоднозначность и сложность международной ситуации продиктована геополитическими амбициями, направленными на максимальное расширение своей зоны влияния. Однако, несмотря на усиливающуюся роль транснациональных, надгосударственных акторов, функция государства как главного субъекта международных отношений остается значимой.

СМК — это инфокоммуникационное пространство с высочайшими передовыми технологиями, которые позволяют удовлетворить возрастающие потребности современного человека в информации. Однако, на наш взгляд, главенствующим моментом политического дискурса СМИ все еще выступает формирование общественного мнения и манипулирование сознанием людей. В этом смысле политический дискурс СМИ детерминирован политическим дискурсом власти. Крупные СМИ — это самостоятельные акторы современной системы международных отношений. При анализе вопросов, связанных с их деятельностью, обязательно должен учитываться тот факт, что глобальные медиафеномены являются одним из важных направлений мировой политики. Усиливается роль СМИ в информационном противостоянии мировых политических сил, в котором наблюдается широкая пропаганда идеологических, культурных ценностей для формирования общественного мнения в удобном направлении. Кроме того, прогресс в области информационных технологий делает СМИ быстро доступным социальным институтом, направленным на выражение идей, мнений и взглядов по поводу внутри-и внешнеполитических решений.

В заключение отметим, что финансовая мощь медиакомпаний, холдингов и т. д. выходит далеко за рамки государственных границ. Крупные медиакорпорации имеют больше силы влияния, чем некоторые национальные государства. Эти и другие факторы еще больше увеличивают актуальность вопроса роли СМИ в политическом процессе.

5 Шерковин Ю.А. Массовая коммуникация / / Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев,

B. Г. Панов. М.: Сов. Энцикл., 1983. С. 348.

6 Lasswell H.D. The Structureand Function of Communication in Society, The communication of Ideas, Harperand Brother. N. Y., 1948.

7 См.: Миллс Ч.Р. Высокая теория // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Вып. 1. М.: ИКСИ АН СССР, 1968. С. 395—424.

9 См.: Балуев Д.Г. Политическая роль социальных медиа как поле научного исследования // Образоват. технологии и о-во. 2013. Т. 16. №. 2.

V. G. SEIDOV. THE PLACE AND ROLE OF MASS AND COMMUNICATION MEDIA IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL RELATIONS

Key words: mass media, communication media, international relations

Abstract. The paper considers the functions of mass and communication media imple-mented in the system of international relations. The analysis of the concept of international relations is given, as well as that of the media in terms of political science. Trends in changing the media functions from a means of sharing information to the subject of global politics are detected. The prerequisites of the emergence of the Internet-based technologies are revealed that led to the increased impact on the world arena in terms of achieving regional and global geopolitical goals.

Synopsis. Introduction: the role of mass and communication media in the system of modern international relations has significantly increased. This issue is highly relevant as currently there are several different classifications of functions of the media. It is necessary to examine the functions of this important actor of international relations in the conditions of modern restructuring and functional transformation after the collapse of the bipolar world order.

Materials and Methods: to process the results, the method of theoretical research using a systematic approach was employed. The secondary analysis of the results presented by the political scientists on the role of the media in contemporary international relations in the conditions of transition to the multipolar world is given.

Results: analysis of the results of political studies allowed to give a detailed description of the functions of the media in contemporary international relations.

Discussion and Conclusions: the result of a synthesis of different classifications of the functions of the contemporary media in international relations revealed the tendency: new functions appear which were not characteristic for the media in the past (not only communication and socialization, but also motivation and integration). It is concluded that progress in information technology makes the media a readily accessible social institution, aimed at the expression of ideas, opinions, and views about domestic and foreign policy decisions.

01.12.2015). (In Russ.)

5 Sherkovin JuA. Massovaja kommunikacija [The Mass communication]. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar = Philosophical Encyclopedic Dictionary. Moscow: Soviet Encyclopedia; 1983.

6 Lasswell HD. The Structureand Function of Communication in Society, The communication of Ideas, Harperand Brother. New York; 1948.

7 Mills ChR. Vysokaja teorija [The high theory]. Strukturno-funkcional’nyj analiz v sovremennoj sociologii = Structural-Functional Analysis in Modern Sociology. Ussue 1. Moscow: IKSI AN SSSR; 1968.

SEIDOV Vadim Gadzhievich, Candidate of Historical Sciences, Professor at the Department of Diplomacy and Consular Service, Diplomatic Academy of the MFA of Russia (Moscow, Russian Federation).

Влияние мировых СМИ на международные отношения в постбиполярный период диссертация

  • Научный руководитель: Манойло А.В.
  • Автор: Дубова Ю.С.
  • Дата защиты: 19 декабря 2019 года
  • Шифр диссертационного совета: Д 730.001.07
  • Организация: Кыргызско-Российский Славянский университет
  • Область знаний: Политика
  • Специальность: 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
  • Тип диссертации: Кандидатская
  • Аннотация:


СМИ — главный поставщик актуальной информации. Это институт, чье влияние касается всех сфер нашей жизни. В этой статье расскажем, какую роль играет СМИ в политике и какие способы влияния использует.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Основные определения

Средства массовой информации — это организации, которые осуществляют сбор, обработку и открытую публичную передачу различной информации для широких слоев населения при помощи специальных технических средств.

Примеры современных средств массовой информации:

печатные издания: газеты, журналы;

сетевые издания: веб-сайты, интернет-журналы, блоги, социальные сети;

Одним из негативных проявлений СМИ в политической жизни общества считается политическое манипулирование.

Политическое манипулирование — это навязывание воли, скрытое управление поступками, мыслями, сознанием общества с целью принудить людей выполнять определенные действия в интересах манипулятора.

В чем проявляется политическое манипулирование:

распространение ложных сведений;

использование оценочной лексики для формирования конкретного общественного мнения;

выхватывание фраз из контекста, что приводит к кардинальному изменению смысла сказанного.

Но, конечно, есть и положительные аспекты влияния СМИ на политику:

Отсутствие монополизации при освещении событий.

Снижение контроля государства.

Невозможность тотального воздействия какой-либо из партий на вещание.

Продолжим изучать вопрос роли СМИ в политической жизни общества. Рассмотрим в этом ключе функции средств массовой информации.

Функции СМИ в политике

Средства массовой информации — важнейшая составляющая политической системы любого государства. Какие функции в политике выполняют СМИ — собрали в таблице.

Политические функции СМИ

Деятельность СМИ в рамках функции

Удовлетворять потребность в различных точках зрения (касательно событий) и формировать мировоззрение отдельных граждан и целых групп.

Формирование общественного мнения

Добавлять к рассказу о событиях оценки и комментарии, которые могут сильно повлиять на восприятие происходящего у граждан.

Образование и социализация граждан

Предоставлять населению такие сведения (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах), которые позволят иметь представление о сфере политики и понимать суть происходящих процессов

Осуществление общественного контроля за действиями власти

Показывать информацию, которая позволит гражданам оценить работу органов власти, проанализировать их деятельность и сделать вывод, какую пользу они приносят обще

Выражение общественных интересов

Выявлять актуальные проблемы, формулировать интересы различных слоев населения, их потребностей и оценок, тем самым давая власти необходимую информацию о реальных настроениях населения.

Мобилизовать граждан на единые действия для достижения конкретной цели.

СМИ сильно влияют на сознание людей. Современному человеку сложно представить жизнь без телевидения, радио и новостных лент в социальных сетях.

В настоящее время развитие СМИ привело к тому, что появились целые империи, из-за чего возникает монополизация рынка. Поэтому угроза свободе слова — весомое опасение современной молодежи.

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Приемы влияния СМИ на политику

Цель большинства приемов, которые оказывают влияние на людей — привлечение большей аудитории. Рассмотрим примеры того, как СМИ влияют на политическую жизнь.

Примеры влияния СМИ на политику:

затрагивание проблем, которые интересуют большое количество людей (налоги, пенсии);

упор на необычные, сенсационные факты, экстремальные ситуации, которые вызывают повышенный интерес (победа на олимпиаде, сколько человек прожил без воды);

включение в контент личной и даже конфиденциальной информации (разводы, любовные треугольники);

подчеркивание отрицательных характеристик предмета новостей (предательство, злоупотребление полномочиями);

приведение в качестве аргументов мнения лиц с более высоким статусом, положением.

Сложно оспорить активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель и используют для ее достижения все возможные способы.

В рамках школьной программы обществознания также важно знать, какие бывают способы воздействия СМИ на население и гражданское мнение. Некоторые их них:

Читайте также: