Кодификация инкорпорация консолидация кратко

Обновлено: 07.07.2024

Систематизация – это упорядочение правового материала, расположение его по определенным разделам и рубрикам.

Цель систематизации двояка:

1) для облегчения поиска необходимых нормативных актов (внешняя систематизация);

2) для достижения внутреннего единства правовых норм, т.е. направлена на устранение коллизий и пробелов (внутренняя систематизация).

Для кого нужна систематизация: законодателю, правоприменителю, гражданам.

Юридическая практика знает четыре способа систематизации нормативных актов:

1) сбор государственными органами, юридическими лицами необходимых для их деятельности нормативных актов;

2) издание различного рода сборников законов и иных нормативных актов;

3) издание по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам одного укрупненного акта;

4) создание нового акта.

Соответственно этим способам выделяются четыре вида систематизации:

- различия в процессе упорядочения, субъектов осуществления, цели, результат, воздействие на правовую норму.

1. Учет – это самая простая форма.

Это сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности по определенной теме (это внешняя систематизация). При учете правовое регулирование не подвергается изменению, это лишь внешняя обработка. Учет не отменяет раннее действующую форму.

Цель – для удобства, с учетом собственных информационных потребно-стей.

Субъекты осуществления: все государственные органы и юридические ли-ца.

Процесс сводится к составлению:

1) картотек; каталогов;

2) журналов учета;

3) автоматизированные информационно-поисковые системы.

Правовые акты при учете систематизируются следующими способами (порядок учета):

4) По видам органов, издавших акт.

Часто они совмещаются, т.е.

- разделы по правотворческим органам

- внутри разделав хронологическом порядке.

С ноября 1992г. в РФ введена государственная регистрация ведомственных нормативных актов.

Сегодня в Государственно-правовом управлении Президента РФ создан единый эталонный банк данных правовой информации.

2. Понятие и виды инкорпорации.

Инкорпорация - это вид систематизации, результатом которого является подготовка издание разного рода сборников (собраний) актов.

Сходство с учетом:

- это также внешний вид систематизации;

- сам учет является приемом, используемым при инкорпорации;

- субъекты как при учете;

- способы помещения те же: алфавитный; предметный; хронологический;

- также не отменяет ране действующую форму акта.

Отличия от учета:

- для более широкого круга субъектов;

- может быть как действующего законодательства, так и исторических памятников права;

- акт входит с дополнениями и изменениями (удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу; убираются сведения о лицах, подписавших акт; исключаются из текста те части, которые не содержат нормативных предписаний);

- полностью сохраняются реквизиты нормативных актов, нумерация пунктов, абзацев и т.д.

Сами нормы права не претерпевают никаких изменений и инкорпорируются в том виде в каком они действуют на момент система-тизации.

1. Сборники – инкорпорированные издания законов или иных нормативных актов, принятых одними или несколькими правотворческими органами, а также тематические издания нормативных актов.

2. Собрания – инкорпорированные издания нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной власти.

3. Свод законов – разновидность собрания.

Отличается следующими признаками:

1) всегда источник официального опубликования, т.к. издается от имени и по поручению правотворческих органов с последующим одобрением.

2) Имеет приоритет перед данными официальными публикациями.

3) Подготовка всегда сопровождается большой законотворческой работой.

4) Свод – собрание всего действующего законодательства без исключения.

1. Официальная: когда правотворческий орган сам подготовил и издал его, либо утвердил подготовленный другим органом (имеет юридическую си-лу).

2. Официозная: готовится по поручению правотворческого органа, а издается без официально выраженного одобрения (не имеет юридической силы).

3. Неофициальная. Издается не правотворческим органом и без поручений (научными учреждениями, издательствами).

Способ обработки правового материала:

- систематический (предметный) – более удобный

Собрания бывают: - полными (все акты определенного уровня или типа);

- частичными – часть определенных массивов.

Свод всегда является полным.

3. Консолидация законодательства.

Консолидация - такой вид систематизации, результатом которой является принятие нового укрупненного акта.

- это внешний вид систематизации, т.к. не вносит существенных изменений в правовое регулирование общественных отношений (редакционная поправка);

- полностью заменяет в него нормативные акты;

- принимается только компетентными правотворческими органами;

- имеет собственные официальные реквизиты: наименование, дату приня-тия, номер и подпись должностного лица.

Отличие от инкорпорации:

1) инкорпорация – один из приемов, организационной деятельности государственных органов; консолидация – правотворческий метод;

2) по кругу применяющих субъектов: инкорпорация – не столько государственно-правотворческими органами, сколько иными (научными, издательскими); консолидация – только правотворческими органами. Всегда имеет юридическую силу, всегда официальна;

3) по конечному результату: инкорпорация – это сборники нормативных актов, не отменяющие прежнее издание акта; при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действуют новый консолидированный акт. Этим он приближается к кодификации.

4. Кодификация. Понятие, виды, цели.

Кодификация - деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта (основ, кодекса, устава, положения и др.).

1) является разновидностью правотворчества;

2) это как внешняя, так и внутренняя обработка правового материала: это не только классификация нормативных актов, но и внесение в их содержание изменений, дополнений, отменяются устаревшие принципы и нормы, создаются новые;

3) осуществляется только правотворческими органами (Парламентом). Кодексы – ранг закона;

4) кодификация – это совершенствование законодательства;

5) кодификационный акт регулирует важную, значительную и достаточно обширную область общественных отношений;

6) кодификационный акт – нормативно – правовой акт сводного характера, значителен по объему и имеет сложную структуру. Охватывает большое число статей, разбивается на части, разделы, главы.

Таким образом, кодификационный акт – это упорядоченная совокупность связанных между собой нормативных предписаний, регулирующих на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно устойчивых общественных отношений.

1. Основы законодательства (сейчас в России нет) – содержит в основном нормы - принципы, нормы – дефиниции.

2. Кодекс – крупный сводный акт, детально регулирующий определенную сферу однохарактерных общественных отношений.

3. Устав – нормативно-правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности (ж/д транспорта, водного).

4. Положение – нормативно-правовой акт детально регулирующий какую-либо группу вопросов по вопросам статуса определенных субъектов права (государственного органа, организации, учреждения).

5. Правила – нормативно-правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности (правила пользования метрополитеном).

Систематизация нормативных правовых актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения; это приведение законодательства в определенную систему.

Иначе, Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствова­нию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

Необходима для обеспечения:

    • доступности законодательства,
    • удобства пользования законодательством,
    • устранения устаревших и неэффективных норм права,
    • разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

    Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.

    Виды систематизации нормативных правовых актов

    Современная юриспруденция использует в основном три вида (способа) систематизации:

      1. инкорпорация;
      2. консолидация;
      3. кодификация.
      Инкорпорация как вид систематизации нормативных правовых актов

      Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором норма­тивно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих изданиях.

        • она может носить как официальный, так и неофициальный характер;
        • субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и об­щественные организации и частные лица ;
        • инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систе­матизации;
        • нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке.

        Внешняя обработка заключается в том, что:

          1. из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие си­лу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;
          2. исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
          3. в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание зако­нодательства или иной нормативный акт.

          Особой разновидностью собрания законодательства является свод зако­нов, который представляет собой:

            • инкорпорированное издание нормативных актов высших органов влас­ти (законодательной и исполнительной);
            • источник официального опубликования;
            • собрание всего действующего законодательства (инкорпорированного) без какого-либо исключения.
            Консолидация как вид систематизации нормативных правовых актов

            Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколь­ко близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупнен­ный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нор­мативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

              1. представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкор­порация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);
              2. проводится только правотворческими органами , и лишь в отношении принятых ими актов;
              3. при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).

              Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

              Кодификация как вид систематизации нормативных правовых актов

              Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотвор­ческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-пра­вового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной перера­ботки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внут­ренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

              Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внут­ренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса - систематизации.

              Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствова­нию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

              Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет про­цесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени неко­торые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются проти­воречия между юридическими предписаниями и т. п.

              Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.

              Инкорпорация

              Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором норма­тивно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих изданиях.

              Для инкорпорации характерны следующие черты:

              1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;

              2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и об­щественные организации и частные лица;

              3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систе­матизации;

              4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;

              5) внешняя обработка заключается в том, что:

              а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие си­лу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;

              б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;

              в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание зако­нодательства или иной нормативный акт.

              Особой разновидностью собрания законодательства является свод зако­нов, который представляет собой:

              а) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов влас­ти (законодательной и исполнительной);

              б) источник официального опубликования;

              Консолидация

              Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколь­ко близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупнен­ный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нор­мативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

              Для консолидации характерны следующие черты:

              1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкор­порация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);

              2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;

              3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).

              Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

              Кодификация

              Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотвор­ческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-пра­вового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной перера­ботки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внут­ренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

              Для кодификации характерны следующие черты:

              1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму сис­тематизации;

              2) по существу является видом правотворчества, поскольку объектом ко­дификации выступают непосредственно нормы права;

              3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государствен­ные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

              4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, про­изводится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

              6) результатом кодификации является кодификационный акт, который от­личает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединя­ет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствую­щее положение среди других отраслевых актов.

              Кодификационные акты это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.

              Нормативный правовой акт – правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы. Все нормативные правовые акты упорядочены в единую систему.

              Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актов обновлено: 24 января, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

              Определение систематизации нормативно-правовых актов

              Систематизация нормативно-правовых актов – это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Необходимость данной процедуры заключается:

              • в возможности быстро найти необходимый нормативный акт и проследить все его изменения и дополнения;
              • в выявлении правовых коллизий, пробелов, иносказаний, двусмысленностей в нормативно-правовой базе;
              • в совершенствовании действующей системы законодательства.

              Нужна помощь в написании работы?

              Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

              Виды систематизации

              Выделяют четыре вида систематизации нормативных правовых актов:

              • учет,
              • инкорпорация,
              • консолидация,
              • кодификация.

              Цель учета состоит в сборе, хранении и поддержании в рабочем состоянии нормативно-правовых актов, необходимых для работы юридического лица (фирмы, организации и пр.) или государственного органа. Задача данного вида систематизации нормативно-правовых актов состоит в предоставлении быстрого и беспрепятственного доступа к необходимой правовой информации.

              Вся совокупность взятых на учет нормативных актов составляет информационный фонд. Учет ведется как вручную (картотека), так и с помощью автоматизированных систем, которые, безусловно, отличаются большими преимуществами: скорость, большой информационный фонд, прогрессивные способы обработки данных.

              Инкорпорация

              Инкорпорация – форма систематизации нормативно-правовых актов путем их объединения без изменения содержания в сборник, в котором каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Инкорпорация представляет собой подготовку и издание сборников, собраний нормативно-правовых актов, целевой аудиторией которых является широкий круг субъектов, а не конкретные учреждения.

              В этом заключается отличительная черта инкорпорации от других видов систематизации нормативно-правовых актов. Стоит также отметить, что инкорпорация не имеет правотворческой природы.

              В зависимости от того, кто подготовил сборник, инкорпорация подразделяется на три вида:

              официальная инкорпорация. Официальным сборник или собрание признается в двух случаях: во-первых, если он подготовлен издан самим правотворческим органом, во-вторых, если он утвержден или иным образом одобрен правотворческим органом.

              К числу официальных инкорпораций относится Свод законов, на который можно ссылаться при разрешении юридических споров и вопросов;

              официозная инкорпорация (полуофициальная) – собрания и сборники, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официально выраженного одобрения. Примером официозной инкорпорации является Собрание действующего законодательства СССР.

              Данное собрание подготавливалось Министерством юстиции СССР по поручению Президиума Верховного Совета СССР и Совета министров СССР. Однако, некоторые тома не были утверждены официальными органами;

              неофициальная инкорпорация представляет собой собрания или сборники, подготовленные научными учреждениями, научными коллективами, издательствами, отдельными учеными. Данный вид инкорпорации не является официальным источником и на него нельзя ссылаться при разрешении юридических вопросов.

              Консолидация

              Консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных правовых актов без изменения их содержания в единый акт, при этом каждый из актов теряет свою самостоятельность. Таким образом, при консолидации:

              • во-первых, производится лишь редакционное совершенствование нормативно-правовых актов или такового не проводится вовсе,
              • во-вторых, в действие приобретает вновь созданный акт,
              • в-третьих, работа по консолидации производится только правотворческими органами и лишь в отношении ими принятых нормативных актов.

              Зачастую консолидация представляет собой промежуточный вариант между инкорпорацией и кодификацией.

              Кодификация

              Кодификация – форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. Таким образом, при кодификации происходит коренная переработка путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта. В юридической науке выделяют три вида кодификации:

              • всеобщую, которая связана с созданием сводных кодификационных актов по всем отраслям законодательства (Свод законов);
              • отраслевую, которая охватывает нормативно-правовой материал какой-либо определенной отрасли права (например, уголовный, гражданский, семейный кодексы);
              • специальную, при которой группируются нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (например, таможенный, лесной кодексы).
              • В юридической науке выделяют следующие основные кодифицированные акты:
              • кодексы – крупные сводные акты, подробно регулирующие сферу однородных общественных отношений. Они наиболее распространены, удобны в пользовании и содержат большое количество конкретных норм;
              • основы законодательства – крупные нормативные образования, которые содержат принципы правового регулирования общественных отношений и применимы в федеральном государстве;
              • уставы – кодификационные акты, которые регулируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций, ту или иную сферу управления (например, Устав железнодорожного транспорта, Устав связи и пр.);
              • положения – кодификационные акты, регулирующие статус определенного государственного органа, организации, учреждения (например, Положение о службе в органах внутренних дел). Положения нередко идентичны Уставам.
              • правила – кодификационные акты, которые регламентируют порядок организации и структуру отдельной организации или вида деятельности (например, Правила дорожного движения).

              Вывод

              Динамика развития общественных отношений, большой объем источников права, разнообразие правотворческих органов приводит к тому, что в государстве единовременно действует множество нормативных правовых актов.

              Для того чтобы ориентироваться в таком массиве актов необходима их структуризация, упорядочение, т.е. систематизация. Роль систематизации сложно переоценить, так как именно благодаря ей вся совокупность действующих законов и подзаконных актов приобретает четкую структуру, упорядоченность, что не только облегчает работу, но и помогает выявить устаревшие акты, устранить правовые коллизии и пробелы в законодательстве.

              Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актов обновлено: 24 января, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

              Читайте также: