Кодекс отношений между гостиницами и турагентствами кратко

Обновлено: 06.07.2024

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТУРОПЕРАТОРА И ТУРАГЕНТА ПЕРЕД ТУРИСТОМ

Когда у туриста возникают претензии по исполнению обязательств из договора о реализации турпродукта, сложно бывает определить, кто же должен нести ответственность перед туристом – турагент, с которым турист заключал договор, или туроператор, который формировал турпутевку.

Следует подчеркнуть, что никакие положения договора о реализации турпродукта, заключаемого с туристом, или договора между турагентом и туроператором не способны ограничить право туриста на предъявление требований к туроператору.

Таким образом, туроператор в полном объеме несет ответственность по всем требованиям туристов, связанных с ненадлежащим исполнением договора о реализации туристского продукта.

Для определения пределов ответственности туроператора перед туристом необходимо внимательно изучить условия заключенного договора о реализации туристского продукта.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТУРОПЕРАТОРА

В соответствии с условиями заключенного договора о реализации туристского продукта туроператор отвечает за качество следующих услуг:

· услуг по размещению и условиям проживания (например, соответствие места нахождения гостиницы и ее категории заявленным);

· тип и качество питания;

· услуг по перевозке в стране временного пребывания, включая авиаперевозки и трансферты;

· услуг экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника;

· программу пребывания и маршрут путешествия;

· иные, предусмотренные договором условия путешествия.

Кроме того, туроператор несет ответственность за оказание дополнительных услуг, приобретенных у третьих лиц в стране временного пребывания вне рамок договора о реализации туристского продукта, если на этих лиц туроператором возложено исполнение части или всех его обязательств перед туристами и, если такие услуги отражены в официальных документах туроператора.

Если исполнителем является турагент, то он обязан сообщить потребителю о своих полномочиях как турагента, совершать юридические и фактические действия по реализации туристского продукта, включая информацию о том, от чьего имени он действует.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТУРАГЕНТА

Турагент, действующий от своего имени, несет полную ответственность перед потребителями за нарушение их прав на стадии заключения договора о реализации туристского продукта и ранее, прежде всего в части своевременного предоставления необходимой и достоверной информации, обеспечивающей правильный выбор физическими лицами туристских продуктов.

Данное условие применимо, если не предоставление указанной информации привело к неправильному выбору свойств (качеств) туристского продукта и повлекло возникновение дополнительных затрат и иных убытков

Если у турагента были приобретены какие – либо дополнительные услуги, не указанные в договоре, например, дополнительные экскурсии, за их качество, соответственно, ответственность будет нести турагент.

Таким образом, по общему правилу, турагент может быть привлечен к ответственности перед туристом только в том случае, если при заключении договора он действовал от собственного имени, причем размер его ответственности будет ограничен величиной агентского вознаграждения.

____________
* Вступил в действие с 3 июля 1991 года.

Настоящий Кодекс - документ об основополагающих принципах при взаимоотношениях между гостиницами и турагентствами.

Статья 1. Стороны

Международная гостиничная ассоциация (МГА) - 251, улица Фобур Сен-Мартен, 75010 Париж, Франция, и Всемирная федерация ассоциаций турагентств (УФТАА) 163, улица Сен-Оноре, 75001 Париж, Франция, и 17, улица Гримальди, МС 98000 Монако.

Статья 2. Обязательства сторон

требовать выполнения соответствующими национальными ассоциациями положений Кодекса на международном уровне;

при заключении гостиничных контрактов рекомендовать членам и предприятиям отдавать предпочтение положениям, которых придерживаются по закону контрагенты из другой страны.

Статья 3. Исключительно международный характер Кодекса

Кодекс применяется при составлении гостиничных контрактов международного характера, т.е. когда гостиница и турагентство находятся в разных странах.

Статья 4. Национальный характер Кодекса (внутри страны)

При составлении национальных конвенций между ассоциациями рекомендуем брать за основу положения настоящего Кодекса.

Статья 5. Вспомогательная роль Кодекса

а. Кодексом следует пользоваться в случае отсутствия контракта между гостиницей и турагентством.

б. То же самое в случае, если следует разрешить вопросы, не оговоренные в конкретном контракте.

в. Выражаем пожелание, чтобы Кодексом пользовались при разрешении спорных ситуаций между гостиницами и турагентствами как в частных разбирательствах, так и в официальных (в судах и у юристов).

Статья 6. Область применения Кодекса

Кодекс принимался для того, чтобы им пользовались при составлении контрактов (известных под названием гостиничных контрактов) между турагентствами и владельцами отелей.

Если окажется, что какие-либо положения Кодекса противоречат национальным (в частности, антимонопольным) или международным законам, авторы соглашаются считать их недействительными.

Статья 7. Определение гостиничного контракта

В настоящем тексте под гостиничным контрактом понимается контракт, по условиям которого владелец гостиницы соглашается предоставить гостиничные услуги клиенту или группе клиентов, являющихся клиентами турагентства.

Статья 8. Бронирование

а. Все гостиничные контракты заключаются по инициативе турагентства, которое направляет владельцу гостиницы запрос о бронировании.

б. Устный запрос следует незамедлительно продублировать владельцу гостиницы письменно (письмом, телеграммой, телексом, факсом и т.п.).

в. Каждый запрос должен содержать перечень запрашиваемых услуг.

Статья 9. Составные части контракта

а. По получении запроса из турагентства владелец подтвердит бронирование письменно (письмом, телеграммой, телексом, факсом и т.п.) с указанием расценок по запрошенным услугам либо путем выдачи номера бронирования по компьютеру с явной ссылкой на запрос о бронировании.

б. Турагентство незамедлительно (либо в течение оговоренного владельцем времени) подтверждает в письменном виде согласие на условия владельца.

Статья 10. Документ, подтверждающий бронирование

а. Прием путевки.

Владелец может попросить предоплату либо аванс на часть суммы. Если он этого не сделал, то должен принять путевку по оговоренной с турагентством форме. Турагентство признает, что предъявленная владельцу путевка клиента является гарантией оплаты, если только иное не было точно оговорено.

б. Среди прочих условий в путевке указываются даты прибытия и убытия, вид транспорта и спецуслуги, оказываемые гостиницей.

в. При выдаче путевок, содержащих заказ на услуги сверх стандартного набора гостиничных услуг, турагентству и владельцу следует непременно заключить предварительную договоренность в письменном виде о предоставляемых услугах и максимальной сумме кредита.

Статья 11. Расценки

Владелец будет придерживаться оговоренных в контракте расценок, указанных в валюте страны владельца либо иной, если это указано в контракте. Тем не менее долгосрочные контракты могут содержать положения о корректировке расценок.

Статья 12. Предоплата

а. Владелец может потребовать плату за бронирование либо аванс (залог) в качестве условия за принятие заказа. Если владелец требует оплаты аванса в качестве залога, ему следует отдельно оговорить это. Плата за бронирование будет вычтена из окончательного счета, но в случае запоздалого отказа не будет возмещена.

б. Любой аванс может считаться залогом, кроме случаев, когда в соответствии с письменным уставом гостиницы либо общепринятыми в отрасли нормами заказ был аннулирован. Если владелец запросил аванс, гостиничный контракт будет считаться окончательно заключенным только после выплаты этой суммы или когда представлены доказательства проведения оплаты.

в. Владельцу следует подтвердить получение авансового платежа в течение 72 часов.

Статья 13. Суммы, причитающиеся владельцу

а. Услуги, оплачиваемые турагентством, указываются в документе о бронировании, направляемом в гостиницу.

б. Турагентство, заключившее гостиничный контракт, несет ответственность за оплату всех оговоренных услуг, за исключением случаев, когда по договоренности счет будет оплачиваться непосредственно клиентом.

в. В случае длительного срока проживания турагентство в соответствии с условиями контракта будет в течение всего этого срока оплачивать гостинице стоимость оказанных услуг.

г. В тех случаях, когда услуги гостиницы оплачивает непосредственно клиент, владелец гарантирует турагентству оплату его комиссионных за оговоренные услуги.

д. При таких непосредственных расчетах владелец может по своему усмотрению принимать к оплате только кредитные карты.

Статья 14. Ясное представление о выплате комиссионных

Политика гостиницы в отношении того, следует ли владельцу платить комиссионные, и если да, то на каких условиях, должна быть ясно выражена и согласована с турагентством заранее либо одновременно с отправлением подтверждения.

Информация, имеющая непосредственное отношение к пониманию политики в вопросе о комиссионных, обычно включает следующее:

а. Платятся либо не платятся комиссионные; за какие услуги.

б. Суммы комиссионных.

в. Платятся ли комиссионные за продление проживания, согласованное с гостиницей, или за бронирование в будущем, произведенное клиентом во время проживания, при условии, что турагентство гарантирует оплату.

Статья 15. Аннулирование

а. Условия и сроки полного либо частичного аннулирования гостиничного контракта с оговоренной суммой компенсации в случае позднего аннулирования следует оговорить в момент отправки подтверждения. Владелец должен ясно разъяснить порядок аннулирования с указанием соответствующих сроков.

Клиент должен быть поставлен в известность об указанном порядке аннулирования контракта.

В случае необходимости гостиница выдает исходящие номера по аннулированию, что освобождает турагентство от необходимости посылать уведомление об аннулировании в письменном виде.

в. Для специальных заездов типа больших съездов, семинаров, выставок и т.п. могут потребоваться отдельные соглашения в письменном виде.

Группа - это минимум 15 человек, прибывающих и убывающих совместно и являющихся для турагентства и владельца отдельной единицей.

Групповое подтверждение от владельца подразумевает одинаковые условия для каждого, а счет на всю сумму будет один на всех.

Если после бронирования количество приезжих уменьшится и группа будет состоять менее чем из 15 человек, владельцу следует запросить турагентство о том, продолжает ли оно считать это количество группой.

г. При отсутствии специального соглашения на эту тему турагентство может отказаться от бронирования на группу и не платить компенсации в соответствии со следующими правилами:

1) Отказ на всю группу - не менее чем за 30 дней до заезда.

При бронировании заезда группы, которая займет более 30% номеров гостиницы, владелец письменно известит турагентство в срок от 60 до 30 дней до заезда, что он сам распорядится теми номерами, заезд в которые не гарантировало турагентство; если турагентство гарантирует заезд во все забронированные номера, отказ (см. выше) отменяется.

2) Аннулирование не более 50% первоначального бронирования - не позднее чем за 21 сутки до заезда.

3) Аннулирование не более 25% первоначального бронирования - не позднее чем за 14 суток до заезда.

д. Отказы, пришедшие позднее указанных выше сроков, дают гостинице право требовать возмещения, если только владелец не возместит своих убытков, сдав номер (найдя постояльца). От владельца могут потребовать доказательств, что номер оставался незанятым.

1) В размере, оговоренном заранее.

2) В отсутствие такого соглашения - в размере 2/3 стоимости забронированных услуг (но не менее одной ночи проживания на аннулированного постояльца).

3) При отказе за 3 дня (72 часа) до заезда - 3/4 стоимости заказа.

е. В случае раннего отъезда либо неиспользования заказанных услуг турагентство возместит владельцу его фактические убытки, за исключением случаев, когда ранний отъезд/неиспользование случились из-за непредоставления заказанных услуг владельцем. Если аванс не покрывает всей суммы по счету, владелец имеет право добрать недостающее непосредственно с клиента.

Настоящие положения применяются в тех случаях, когда гостиница придерживается той же политики по отношению к постояльцам, прибывшим не через турагентство.

Статья 16. Оповещение гостиницы

Турагентство будет подробно извещать гостиницу о запрашиваемых услугах.

Статья 17. Оповещение турбюро и клиента

а. Владелец не станет принимать заказ на бронирование, если он не сможет его выполнить.

б. Владелец предоставит турагентству достаточно полную информацию о местоположении гостиницы, ее категории и предоставляемых в ней услугах.

Турагентство обязуется доверять (через присланного им клиента) этой информации. В отношениях с клиентом владелец и турагентство будут воздерживаться от утверждений, бросающих тень на качество услуг, предоставляемых контрагентом либо вредящих его профессиональной репутации.

Статья 18. Предоставляемые услуги турагентства

Если иное отдельно не оговорено, то услуги, предоставляемые владельцем клиентам в соответствии с гостиничным контрактом, будут того же уровня, что услуги постояльцам, прибывшим не через турбюро. В тех случаях, когда в соответствии с контрактом требуются какие-то особые услуги, применяются специальные правила.

Статья 19. Предоставление номера

а. Номер в гостинице должен быть предоставлен клиенту не позднее 3 часов пополудни в день заезда, и его приезда ждут до 6 часов вечера; в противном случае бронирование должно быть гарантировано либо о его позднем приезде сообщено.

б. В день отъезда номер в гостинице должен быть освобожден клиентом не позднее 12 часов пополудни.

Статья 20. Неявка

а. Негарантированное бронирование

В любом случае, если владелец принял бронь, он обязан держать номер в день предполагаемого заезда до 6 часов вечера, а после 6 может уже распорядиться номером по своему усмотрению.

При рассмотрении Конвенции 1979 г. должны использоваться тер­мины, значение которых дается ниже, даже в том случае, если националь­ное законодательство предусматривает иное толкование.

Предварительная оплата — в соответствии с волеизъявлением сто­рон предварительная оплата, которую требуют владельцы гостиниц, может быть осуществлена либо в форме депозита, либо в форме задатка.

Депозит — предварительный платеж части общей оплаты тураген­том гостиничных услуг. Он засчитывается в счет окончательного расчета за предоставленные услуги или должен быть возвращен в случае расторже­ния контракта на основании действующих норм.

Группа путешественников — группа лиц, путешествующих вместе и рассматриваемых турагентом и владельцем гостиницы как нечто единое, которой владелец гостиницы предоставляет услуги на особых условиях и по специальным ценам.

Сезон пик — см. несезон.

Гостиница — в качестве гостиниц рассматриваются все средства раз­мещения, входящие в МГА непосредственно либо через национальные ассо­циации, а также те, которые объявлены гостиницами в соответствии с нацио­нальными законодательствами государств, на территории которых они находятся.

Гостиничный контракт — контракт, по которому владелец гостини­цы берет на себя обязательство перед турагентом предоставить гостинич­ные услуги путешественнику, который является клиентом вышеназванного турагента.

Гостиничный тариф — официально опубликованный для клиентов прейскурант цен на различные услуги, которые предоставляет гостиница в комплексе или отдельно.

Индивидуальные путешественники — клиенты, которые не пользу­ются льготами, предоставляемыми группе путешественников.

Несезон — устанавливается в соответствии с местной практикой и является предметом особых контрактов, исходя из условий, преоблада­ющих на местном рынке.

Туристский агент — все единоличные коммерсанты или корпоратив­ные органы (компании), признанные таковыми в соответствии с законода­тельством своих государств или национальной ассоциацией или междуна­родной федерацией, в чьи обязанности входит, в частности, бронирование номеров, а также другого вида услуги в гостиницах для размещения путе­шественников.

Кодекс отношений между гостиницами и турагентствами Всемирной Федерации ассоциаций турагентств (УФТАА) и международной гостиничной ассоциации (МГА)

Настоящий Кодекс — документ об основополагающих прин­ципах при взаимоотношениях между гостиницами и турагент­ствами (3 июля 1991 г.).

Статья 1. Стороны

Международная гостиничная ассоциация (МГА) — 251, ули­ца Фобур Сен-Мартен, 75010 Париж, Франция, и Всемирная федерация ассоциаций турагентств (УФТАА) 163, улица Сен-Оноре, 75001 Париж, Франция, и 17, улица Гримальди, МС 98000 Монако.

Статья 2. Обязательства сторон

- требовать выполнения соответствующими национальными ассоциациями положений Кодекса на международном уровне;

- при заключении гостиничных контрактов рекомендовать чле­нам и предприятиям отдавать предпочтение положениям, кото­рых придерживаются по закону контрагенты из другой страны.

Статья 3. Исключительно международный характер Кодекса

Кодекс применяется при составлении гостиничных контрактов международного характера, т. е. когда гостиница и турагентство находятся в разных странах.

Статья 4. Национальный характер Кодекса (внутри страны)

При составлении национальных конвенций между ассоциа­циями рекомендуем брать за основу положения настоящего Ко­декса.

Статья 5. Вспомогательная роль Кодекса

а) Кодексом следует пользоваться в случае отсутствия контрак­та между гостиницей и турагентством.

б) То же самое в случае, если следует разрешить вопросы, не оговоренные в конкретном контракте.

в) Выражаем пожелание, чтобы Кодексом пользовались при разрешении спорных ситуаций между гостиницами и тураген­тствами как в частных разбирательствах, так и в официальных

Статья 6, Область применения Кодекса

Кодекс принимался для того, чтобы им пользовались при со­ставлении контрактов (известных под названием гостиничных контрактов) между турагентствами и владельцами отелей.

Если окажется, что какие-либо положения Кодекса противо­речат национальным (и частности, антимонопольным) или меж­дународным законам, авторы соглашаются считать их недействительными.

Статья 7. Определение гостиничного контракта

Статья 8. Бронирование

а) Все гостиничные контракты заключаются по инициативе турагентства, которое направляет владельцу гостиницы запрос о бронировании.

б) Устный запрос следует незамедлительно продублировать вла­дельцу гостиницы письменно (письмом, телеграммой, телексом, факсом и т. п.).

в) Каждый запрос должен содержать перечень запрашиваемых услуг.

Статья 9. Составные части контракта

а) По получении запроса из турагентства владелец подтверждает бронирование письменно (письмом, телеграммой, телексом, факсом и т. п.) с указанием расценок по запрошенным услугам либо путем выдачи номера бронирования по компьютеру с яв­ной ссылкой на запрос о бронировании.

б) Турагентство незамедлительно (либо в течение оговоренного владельцем времени) подтверждает в письменном виде согласие на условия владельца.


стоимости любое имущество, доставленное гостем в помещение гостиницы.

Гость должен вести себя в соответствии с обычаями и правилами


Серьезное ил и повторяющееся нарушение правил внутреннего

распорядка дает гостинице право прекратить действие договора немедленно,

Если гость хочет привезти с собой в гости ницу домашнее животное, он

обязан предварительно убедиться, что это разрешено правилами внутреннего

Если это не оговорено иначе, номер(а), зарезервированный(ые) за

гостем, должен быть готов к 14.00, а номера отъезжающих освобождены к

1.6. Кодекс отношений между гостиницами и турагентствами

Кодекс отношений между гостиницами и турагентствами Всемирной

федерации ассоциаций турагентств и Международной гостиничной

Настоящий Кодекс — документ об основополагающих принципах при

взаимоотношениях между гостиницами и турагентствами.

Международная гостиничная ассоциация (МГА) (251, улица Фобур

Сен-Мартен, 75010 Париж, Франция) и Всемирная федерация ассоциаций

турагентств (УФТАА) (163, улица Сен-Оноре, 75001 Париж, Франция; 17,

требовать выполнения соответствующими национальными

ассоциациями положений Кодекса на м еждународном уровне; при

заключении гостиничных контрактов реком ендовать членам и предприятия м

отдавать предпочтение положениям, которых придерживаются по закону


Статья 3. Исключительно международный характер Кодекса

Кодекс применяется при составлении гостиничных контрактов

международного характера, т.е. ког да гостиница и турагентство находятся в

Статья 4. Национальный характер Кодекса (внутри страны) При

составлении национальных конвенций между ассоциациями рекомендуем

а) Кодексом следует пользоваться в случае отсутствия контракта м ежду

б) То же самое в случае, если следует разрешить вопросы, не

в) Выражаем пожелание, чтобы Кодексом пользовались п ри

разрешении спорных ситуаций м ежду гостиницами и турагентствами как в

частных разбирательствах, так и в официальных (в судах и у юристов).

Кодекс приним ался для тог о, чтобы им пользовались при составлении

контрактов (известных под названием гостиничных контрактов) между

Если окажется, что какие-либо поло жения Кодекса противоречат

национальным (в частности, антимонопольным) или международным

законам, авторы соглашаются считать их недействительными.

контракт, по условиям которого владелец гостиницы соглашается

предоставить гостиничные услуги клиенту или группе клиентов, являющихся


а) Все гостиничные контракты заключаются по инициативе

турагентства, которое направляет владельцу гостиницы запрос о

б) Устный запрос следует незамедлительно п родублировать владельцу

гостиницы письменно (письмом, телеграммой, телексом, факсом и т.п.).

в) Каждый запрос должен содерж ать перечень запрашиваемых услуг.

а) По получении запроса из турагентст ва владелец подтверждает

бронирование письменно (письмом, телеграммой, телексом, факсом и т.п.)с

указанием расценок по запрошенным услугам либо путем выдачи ном ера

бронирования по компьютеру с явной ссылкой на запрос о бронировании.

б) Турагентство незамедлительно (либо в течение оговоренного

владельцем времени) подтверждает в письм енном виде согласие на условия

Владелец может попросить предоплату либо аванс на часть суммы.

Если он этого не сделал, то должен принять путевку по оговоренной с

турагентством ф орме. Турагентство признает, что предъявленная владельцу

путевка клиента является гарантией оплаты, если только иное не было точно

б) Среди прочих условий в путевке указываются: даты прибытия и

убытия, вид транспорта и спецуслуги, оказываемые гостиницей.

в) При выдаче путевок, содержащих заказ на услуги сверх

стандартного набора гостиничных услуг, турагентству и владельцу следует

непременно заключить предварительную договоренность в письменно м виде

о предоставляемых услугах и максимальной сумме кредита.

Владелец будет придерживаться оговоренных в контракте расценок,

указанных в валюте страны владельца либо иной, если это указано в


контракте. Тем не менее долгосрочные контракты могут содержать

а)Владелец может потребовать плату за бронирование либо аванс

(залог) в качеств е условия за принятие заказа. Если владелец требует оплаты

аванса в качестве залога, ему следует отдельно оговорить это. Плата за

бронирование будет вычтена из окончательного счета, но в случае

б)Любой аванс мож ет считаться залогом, кроме случ аев, когда в

соответствии с письменным уставом гостиницы либо общепринятыми в

отрасли нормами заказ был аннулирован. Если владелец запросил аванс,

гостиничный контракт будет считаться окончательно заключенным только

в)Владельцу следует подтвердить получение авансового платежа в

а)Услуги, оплачиваемые турагентством, указываются в документе о

б)Турагентство, заключившее гостиничный контракт, несет ответ

ственность за оплату всех оговоренных услуг, за исклю чением случаев, когда

по договоренности счет будет оплачиваться непосредственно клиентом.

в)В случае длительного срока проживания турагентство в соответствии

с условиями контракта будет в течение этого срока оплачивать гостинице

непосредственноклиент, владелец гарантирует турагентству оплату его

д)При таких непосредственных расчетах владелец может по своему

усмотрению принимать к оплате только кредитные карты.


Статья 14. Ясное представление о выплате комисси онных

Политика гостиницы в отношении того, следует ли владельцу платить

комиссионные, и если да, то на каких условиях, должна быть ясно выражена

и согласована с турагентством заранее либо одновременно с отправлением

Информация, имеющая непосредственное отношение к пониманию

политики в вопросе о комиссионных, обычно включает следующее:

а)платятся либо не платятся комиссионные; за какие услуги;

в) платятся ли ком иссионные за продление проживания, согласованное

с гостиницей, или за бронирование в будущем, произведенное клиентом во

время проживания, — при условии, что турагентство гарантирует оплату.

а)Условия и сроки полного либ о частичног о аннулирования

гостиничного контракта с оговоренной суммой компенсации в случае

позднего аннулирования следует оговорить в момент отправки

подтверждения. Владелец должен ясно разъяснить порядок аннулирования

Клиент должен быть поставлен в известность об указанном порядке

б)Все извещения об аннулировании контракта должны быть

датированы и отправлены в письменном виде (заказное письмо, телекс с

номером, факс). Если аннулирование вступает в силу с момента устного

извещения, четкую оговорку об этом следует занести в письменное

подтверждение. Любой полученный из гостиницы документ в письменном

от необходимости в дальнейшем направлять письменное подтверждение.

В случае необходимости гостиница выдает исходящие номера по

аннулированию, что освобождает турагентство от необходимости посылать


в) Для специальных заездов, типа больших съездов, семинаров,

выставок и т.п., могут потребоваться отдельные соглашения в письменном

Группа — это не менее 15 человек, прибывающих и убывающих

совместно и являющихся для турагентства и владельца отдельной единицей.

Групповое подтверждение от владельца подразумевает одинаковые условия

для каждого, а счет на вс ю сумму будет один на всех. Если после

бронирования число приезжих уменьшится и группа будет состоять менее

чем из 15 человек, владельцу следует запросить турагентство, продолжает ли

г) При отсутствии специального соглашения на эту тему турагентство

может отказаться от бронирования на группу и не платить компенсации в

♦ отказ на всю группу — не менее чем за 30 дней до заезда. При

бронировании заезда группы, которая займет более 30 % номеров гостиницы,

владелец должен письменно известить турагентство в срок от 60 до 30 дней

до заезда, что он сам распорядится теми номерами, заезд в которые не

гарантировало турагентство; если турагентство гарантирует заезд во все

♦ аннулирование не более 50 % первоначального бронирования — не

♦аннулирование не более 25 % первоначального бронирования — не

д) Отказы, пришедшие позднее указанных сроков, дают гостинице

право требовать возмещения, если только владелец не возместит своих

убытков, сдав номер (найдя постояльца), при этом у владельца могут

потребовать доказательств, что номер оставался незанятым:


♦при отсутствии такого соглашения — в размере 2/3 стоимости

забронированных услуг (но не менее одной ночи проживания на

♦при отказе за 3 дня (72 часа) до заезда — в размере 3/4 стоимости

е)В случае раннего отъезда либо неиспользования заказанных услуг

турагентство возместит владельцу его фактические убытки, за исключением

случаев, когда ранний отъезд/неиспользование случились из-за

непредоставления заказанных услуг владельцем. Е сли аванс непокрывает

всей суммы по счету, владелец имеет право добрать недостающее

Настоящие положения применяются в тех случаях, когда гостиница

придерживается той же политики по отношению к постоя льцам, прибывшим

Турагентство будет подробно извещать гостиницу о запрашиваемых

а)Владелец не станет принимать заказа на бронирование, если он не

б)Владелец представля ет турагент ству достаточно полную

информацию о местоположении гостиницы, ее категории и предоставляемых

Турагентство обязуется доверять (через присланного им клиента) этой

информации. В отношениях с клиентом влад елец и турагентство будут

воздерживаться от утверждений, бросающих тень на качество услуг,

предоставляемых контрагентом, либо вредящих его профессиональной


Если иное отдельно не оговорено, то услуги, предоставляемые

владельцем клиентам в соответствии с гостиничным контрактом, будут того

же уровня, что услуги постояльцам, прибывшим не через турагентство. В тех

случаях, когда в соответствии с контрактом требуются какие-то особые

а) Номер в гостинице должен быть предоставлен клиенту не позднее 3

часов полудня в день заезда, и его приезда ждут до 18 часов; в против-

ном случае бронирование должно быть гарантировано либо о его

б) В день отъезда ном ер в гостинице дол жен быть освобожден

В любом случае, если владелец принял бронь, он обязан держ ать номер

в день предполагаемого заезда до 18 часов, а после 18 часов может

Гарантия клиента либо турагентства оплачивается наличными, чеком

либо кредитной картой (или, если это турагентство, ф ормальной гарантией,


Лето - прекрасная пора для отдыха и путешествий. Чаще всего для организации нашего отдыха мы заключаем договор о реализации туристского продукта и надеемся, что отдых пройдет замечательно. Однако нередко встречаются ситуации, когда отдых портится по тем или иным обстоятельствам: по прилету в страну пребывания предоставили отель меньшей звездности, чем указано в договоре, отменилась предусмотренная договором экскурсия или другие не очень приятные ситуации. В данной статье расскажем о том, какую ответственность несут стороны по договору о реализации туристского продукта.

Согласно ст.1 Федерального закона туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор), турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент).

В соответствии со ст.9 Федерального закона туроператор и турагент несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком. Туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком.

По договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

Туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо.

Согласно п.22 Правил исполнитель (турагент или туроператор) соответствии с Законом несет ответственность:
• за ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью v имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации ст.ст.9,10 Закона);
• за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта (ст.ст.4,7 Закона);
• за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора с реализации туристского продукта (ст.ст.28,29 Закона);
• за включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению условиями, установленными федеральными законами, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 16 Закона);
• за причинение вреда жизни и здоровью потребителя, а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта (ст. 14 Закона).

Потребитель, если ему не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора о реализации туристского продукта информацию о туристском продукте, вправе потребовать от исполнителя (под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта, а также турагент, действующий на основании договора со сформировавшим туристский продукт туроператором и по его поручению заключающий договоры о реализации сформированного туроператором туристского продукта в соответствии с Федеральным законом и Гражданским кодексом Российской Федерации) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения указанного договора, а если данный договор заключен - в разумный срок отказаться от его исполнения потребовать возврата уплаченной за услуги суммы и возмещения друг убытков (ст. 12 Закона).

Если потребителем были обнаружены недостатки оказанных туристских услуг или исполнитель (турагент или туроператор), не предоставил потребителю полной и достоверной информации о туристском продукте и вследствие отсутствия такой информации были выявлены недостатки в туристском продукте, то исполнитель несет ответственность, предусмотренную п.1 ст.29 Закона. В случае обнаружения данных обстоятельств потребитель по своему выбору вправе потребовать:
• безвозмездного устранения недостатков оказанной туристской услуги;
• соответствующего уменьшения цены оказанной туристской услуги;
• возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной туристской услуги своими силами или третьими лицами (например, обращение к другому турагенту).

Потребитель также вправе потребовать возврата денежных средств, уплаченных по договору, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной туристской услуги не устранены исполнителем или если им обнаружены существенные недостатки оказанной туристской услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются только к туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий.

Последствия нарушения исполнителем сроков оказания туристских услуг, а также сроки устранения недостатков таких услуг и сроки удовлетворения отдельнь требований потребителя определяются соответствии со статьями 28, 30 и 31 Закона.

Если исполнитель нарушил сроки оказания туристских услуг – сроки начала и (или) окончания оказания туристских услуг и (или) промежуточные сроки оказания туристских услуг или во время оказания туристских услуг стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:
• назначить исполнителю новый срок;
• поручить оказание туристских услуг третьим лицам (например, обратиться в другое турагенство) за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
• потребовать уменьшения цены за оказание туристских услуг;
• отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания туристских услуг.

За нарушение предусмотренных сроков устранения недостатков оказанных туристских услуг или за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены оказания туристских услуг, а если цена оказания услуг договором не определена - общей цены заказа. Договором между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение ил ненадлежащее исполнение обязательств перед потребителем, если не докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям предусмотренным федеральными законами.

Читайте также: