Местное самоуправление в москве кратко

Обновлено: 07.07.2024

Глава 9. Организация местного самоуправления в городе Москве

Статья 54. Внутригородские муниципальные образования

Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территориях районов города Москвы (включая районы города Зеленограда) в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.

Статья 55. Правовое регулирование организации местного самоуправления

Границы территорий и наименования муниципальных образований в городе Москве, наименование представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, перечень вопросов местного значения муниципальных образований, состав муниципального имущества муниципальных образований, источники доходов бюджетов муниципальных образований определяются законами города Москвы.

Статья 56. Наделение органов местного самоуправления полномочиями города Москвы

Законом города Москвы органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) с одновременной передачей материальных и финансовых средств.

Статья 57. Гарантии осуществления деятельности органов местного самоуправления

1. Правовые акты органов местного самоуправления, принятые на основе законодательства в пределах их полномочий, обязательны для исполнения должностными лицами и служащими органов местного самоуправления, а также находящимися на территории муниципального образования организациями, их должностными лицами, гражданами и органами территориального общественного самоуправления.

2. Разногласия и споры между органами местного самоуправления и расположенными на территории муниципального образования подразделениями органов исполнительной власти города Москвы, другими организациями рассматриваются согласительной комиссией, а в случаях, установленных законом, — в суде или в арбитражном суде.

3. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти города Москвы, должностными лицами исполнительной власти города Москвы, к которым эти обращения направлены. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Статья 58. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти города Москвы

1. Органы государственной власти города Москвы оказывают органам местного самоуправления содействие в осуществлении их полномочий.

2. Взаимоотношения органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления регулируются посредством принятия законов города Москвы и иных правовых актов города Москвы, а также заключения соглашений и договоров между органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления. В целях обеспечения взаимодействия могут создаваться совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы, действующие на постоянной или временной основе.

В Москве порядок изменения границ и преобразования муниципального образования, а также учета мнения населения по соответствующему вопросу регулируются Законом города от 15 октября 2003 г. "О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве". В городе существует 125 внутригородских муниципальных образований. Городским Законом установлен перечень вопросов местного значения для внутригородских муниципальных образований. С учетом сохранения единого городского хозяйства.

Поскольку уровень бюджетной обеспеченности зависит от компетенции муниципального образования, источники доходной части местного бюджета определяются законом города. При этом источники, закрепленные Федеральным законом 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Налоговым кодексом РФ за местными бюджетами, по усмотрению городского законодателя могут зачисляться в городской бюджет или бюджет муниципального образования. Подобным же образом определяется и объем имущества муниципального образования - в прямой зависимости от объема предметов ведения и полномочий.

Что касается возможности передачи отдельных государственных полномочий города внутригородским муниципальным образованиям, то по общему правилу ч. 3 ст. 19 Федерального закона 2003 г. они осуществляются в муниципальных районах и городских округах, а иное может быть установлено Федеральным законом или законом субъекта РФ, что и сделано в Законе г. Москвы от 14 июля 2004 г. "О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)". Примечательно, что в соответствии с п. 6 ст. 2 этого Закона отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления всех внутригородских муниципальных образований одновременно.

Как и вся публичная власть в Российской Федерации, муниципальная власть в городе реализуется населением как непосредственно, так и через органы и должностных лиц внутригородских муниципальных образований. Правила, установленные Федеральным законом 2003 г. для подготовки и проведения местного референдума, муниципальных выборов, опросов, собраний, публичных слушаний и других форм непосредственной демократии, распространяются на внутригородские муниципальные образования в Москве. Они получают при необходимости развитие в уставе муниципального района.

Законом г. Москвы от 6 ноября 2002 г. "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (ст. 10) к органам местного самоуправления отнесены представительный орган местного самоуправления - муниципальное собрание, исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет, а также иные органы, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования. Должностными лицами согласно Закону являются председатель муниципального собрания, руководитель муниципального образования, руководитель муниципалитета. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены иные выборные и назначаемые должностные лица.

Муниципальное собрание состоит из депутатов, избираемых по многомандатным и одномандатным избирательным округам. Их численность в зависимости от числа избирателей может колебаться от 10 до 20 человек. Так, Уставом муниципального образования "Гагаринское" число депутатов муниципального собрания составляет 12 человек, избираемых в трех- и четырехмандатных округах сроком на четыре года*(145). Такое же положение закреплено в Уставе внутригородского муниципального образования "Раменки" г. Москвы*(146).

К исключительным полномочиям муниципальных собраний помимо полномочий, закрепленных в ст. 35 Федерального закона 2003 г., уставы внутригородских муниципальных образований в Москве относят:

избрание из своего состава руководителя муниципального образования;

назначение руководителя муниципалитета;

внесение в органы государственной власти Москвы предложений о строительстве на территории муниципального образования социально значимых объектов;

право законодательной инициативы в Московской городской Думе; утверждение регламента муниципального собрания; образование комиссий муниципального собрания.




Комиссии муниципального собрания создаются из депутатов собрания на срок его полномочий. Численный состав комиссий, их наименование и направления деятельности утверждаются муниципальным собранием. Один депутат не может входить в состав более двух комиссий и быть председателем более одной комиссии. Руководитель муниципального образования не может быть председателем комиссии муниципального собрания. Комиссии занимаются подготовкой решений муниципального собрания и организацией их исполнения.

Депутат муниципального собрания внутригородского муниципального образования в г. Москве осуществляет свои полномочия без отрыва от основной деятельности. Согласно Закону г. Москвы от 25 февраля 2004 г. "О статусе депутата муниципального собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве" депутат осуществляет свою деятельность в различных формах, в том числе участвуют в заседаниях собрания и его органов, во встречах с избирателями, во внесении депутатского запроса, в разработке правовых актах муниципального образования.

Депутат имеет право на первоочередной прием по вопросам своей деятельности на территории соответствующего муниципального образования должностными лицами территориальных органов исполнительной власти города, органов местного самоуправления, руководителями учреждений, органов общественных объединений, на получение информации у названных органов и должностных лиц. В случае если информация содержит охраняемую законом тайну, депутат может ее получить при наличии соответствующего допуска. При обращении депутата в органы и к должностным лицам на территории муниципального образования соответствующий адресат обязан в течение 15 дней дать ответ по существу обращения. Действенным средством в работе депутата является депутатский запрос, с которым депутат единолично или в составе группы депутатов может обратиться в органы и к должностным лицам по вопросам ведения муниципального собрания. Запрос вносится на заседании собрания, а ответ на него представляется в течение 15 дней и оглашается на заседании собрания.

Обязанности депутата главным образом заключаются в необходимости соблюдать законодательство, обеспечивать и защищать права и законные интересы жителей, не реже одного раза в месяц вести прием избирателей и отчитываться перед ними не реже одного раза в год, а также соблюдать ограничения, связанные со статусом депутата. В число этих ограничений включается запрет на занятие депутатского мандата в ином муниципальном или государственном органе, равно как и занятие должности государственной или муниципальной службы. Депутату запрещено получать подарки в связи со своим статусом, оказывать предпочтение избирательным объединениям и отдельным кандидатам на государственных и муниципальных выборах, а также обеспечивать преференции организациям, в которых депутат имеет коммерческий интерес. В случае получения депутатом на официальном мероприятии подарка от юридических или физических лиц стоимостью более пяти минимальных размеров оплаты труда он обязан передать подарок в собственность муниципального образования.

В качестве социальной гарантии депутату предоставляется право бесплатного проезда в общественном транспорте (кроме такси) по всей территории Москвы, а также проезд автобусом от Москвы до Зеленограда и обратно. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата или привлечении его в качестве обвиняемого принимается прокурором города Москвы.

Председателем муниципального собрания по должности является руководитель муниципального образования. Он избирается из числа депутатов на срок полномочий собрания и работает на постоянной основе. Председатель муниципального собрания - руководитель муниципального образования - помимо представительских и организационных функций возглавляет призывную комиссию.

Муниципалитет как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления наделяется правами юридического лица. Структура муниципалитета и его численный состав устанавливаются муниципальным собранием по представлению руководителя муниципалитета. В свою очередь, руководитель муниципалитета назначается на должность решением муниципального собрания по представлению конкурсной комиссии.

Трудовой контракт с руководителем муниципалитета заключает руководитель муниципального образования. Внутригородские муниципальные образования в Москве непосредственно в уставах закрепляют требования, которым должен отвечать кандидат на должность руководителя муниципалитета. Так, согласно Уставу муниципального образования "Раменки" руководителем муниципалитета может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий высшее образование и практический опыт управленческой деятельности не менее двух лет. В муниципальном образовании "Гагаринское" возраст определен в 23 года, а стаж управленческой деятельности - не менее 5 лет.

Поскольку руководитель муниципалитета является муниципальным служащим, на него, как и на других муниципальных служащих исполнительно-распорядительных органов муниципального образования, распространяются правила, установленные Федеральным законом от 2 марта 2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Законам г. Москвы от 24 марта 2004 г. "О муниципальной службе в городе Москве" (в ред. от 30 ноября 2005 г.).

В Москве порядок изменения границ и преобразования муниципального образования, а также учета мнения населения по соответствующему вопросу регулируются Законом города от 15 октября 2003 г. "О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве". В городе существует 125 внутригородских муниципальных образований. Городским Законом установлен перечень вопросов местного значения для внутригородских муниципальных образований. С учетом сохранения единого городского хозяйства.

Поскольку уровень бюджетной обеспеченности зависит от компетенции муниципального образования, источники доходной части местного бюджета определяются законом города. При этом источники, закрепленные Федеральным законом 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Налоговым кодексом РФ за местными бюджетами, по усмотрению городского законодателя могут зачисляться в городской бюджет или бюджет муниципального образования. Подобным же образом определяется и объем имущества муниципального образования - в прямой зависимости от объема предметов ведения и полномочий.

Что касается возможности передачи отдельных государственных полномочий города внутригородским муниципальным образованиям, то по общему правилу ч. 3 ст. 19 Федерального закона 2003 г. они осуществляются в муниципальных районах и городских округах, а иное может быть установлено Федеральным законом или законом субъекта РФ, что и сделано в Законе г. Москвы от 14 июля 2004 г. "О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)". Примечательно, что в соответствии с п. 6 ст. 2 этого Закона отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления всех внутригородских муниципальных образований одновременно.

Как и вся публичная власть в Российской Федерации, муниципальная власть в городе реализуется населением как непосредственно, так и через органы и должностных лиц внутригородских муниципальных образований. Правила, установленные Федеральным законом 2003 г. для подготовки и проведения местного референдума, муниципальных выборов, опросов, собраний, публичных слушаний и других форм непосредственной демократии, распространяются на внутригородские муниципальные образования в Москве. Они получают при необходимости развитие в уставе муниципального района.

Законом г. Москвы от 6 ноября 2002 г. "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (ст. 10) к органам местного самоуправления отнесены представительный орган местного самоуправления - муниципальное собрание, исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет, а также иные органы, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования. Должностными лицами согласно Закону являются председатель муниципального собрания, руководитель муниципального образования, руководитель муниципалитета. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены иные выборные и назначаемые должностные лица.

Муниципальное собрание состоит из депутатов, избираемых по многомандатным и одномандатным избирательным округам. Их численность в зависимости от числа избирателей может колебаться от 10 до 20 человек. Так, Уставом муниципального образования "Гагаринское" число депутатов муниципального собрания составляет 12 человек, избираемых в трех- и четырехмандатных округах сроком на четыре года*(145). Такое же положение закреплено в Уставе внутригородского муниципального образования "Раменки" г. Москвы*(146).

К исключительным полномочиям муниципальных собраний помимо полномочий, закрепленных в ст. 35 Федерального закона 2003 г., уставы внутригородских муниципальных образований в Москве относят:

избрание из своего состава руководителя муниципального образования;

назначение руководителя муниципалитета;

внесение в органы государственной власти Москвы предложений о строительстве на территории муниципального образования социально значимых объектов;

право законодательной инициативы в Московской городской Думе; утверждение регламента муниципального собрания; образование комиссий муниципального собрания.

Комиссии муниципального собрания создаются из депутатов собрания на срок его полномочий. Численный состав комиссий, их наименование и направления деятельности утверждаются муниципальным собранием. Один депутат не может входить в состав более двух комиссий и быть председателем более одной комиссии. Руководитель муниципального образования не может быть председателем комиссии муниципального собрания. Комиссии занимаются подготовкой решений муниципального собрания и организацией их исполнения.

Депутат муниципального собрания внутригородского муниципального образования в г. Москве осуществляет свои полномочия без отрыва от основной деятельности. Согласно Закону г. Москвы от 25 февраля 2004 г. "О статусе депутата муниципального собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве" депутат осуществляет свою деятельность в различных формах, в том числе участвуют в заседаниях собрания и его органов, во встречах с избирателями, во внесении депутатского запроса, в разработке правовых актах муниципального образования.

Депутат имеет право на первоочередной прием по вопросам своей деятельности на территории соответствующего муниципального образования должностными лицами территориальных органов исполнительной власти города, органов местного самоуправления, руководителями учреждений, органов общественных объединений, на получение информации у названных органов и должностных лиц. В случае если информация содержит охраняемую законом тайну, депутат может ее получить при наличии соответствующего допуска. При обращении депутата в органы и к должностным лицам на территории муниципального образования соответствующий адресат обязан в течение 15 дней дать ответ по существу обращения. Действенным средством в работе депутата является депутатский запрос, с которым депутат единолично или в составе группы депутатов может обратиться в органы и к должностным лицам по вопросам ведения муниципального собрания. Запрос вносится на заседании собрания, а ответ на него представляется в течение 15 дней и оглашается на заседании собрания.

Обязанности депутата главным образом заключаются в необходимости соблюдать законодательство, обеспечивать и защищать права и законные интересы жителей, не реже одного раза в месяц вести прием избирателей и отчитываться перед ними не реже одного раза в год, а также соблюдать ограничения, связанные со статусом депутата. В число этих ограничений включается запрет на занятие депутатского мандата в ином муниципальном или государственном органе, равно как и занятие должности государственной или муниципальной службы. Депутату запрещено получать подарки в связи со своим статусом, оказывать предпочтение избирательным объединениям и отдельным кандидатам на государственных и муниципальных выборах, а также обеспечивать преференции организациям, в которых депутат имеет коммерческий интерес. В случае получения депутатом на официальном мероприятии подарка от юридических или физических лиц стоимостью более пяти минимальных размеров оплаты труда он обязан передать подарок в собственность муниципального образования.

В качестве социальной гарантии депутату предоставляется право бесплатного проезда в общественном транспорте (кроме такси) по всей территории Москвы, а также проезд автобусом от Москвы до Зеленограда и обратно. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата или привлечении его в качестве обвиняемого принимается прокурором города Москвы.

Председателем муниципального собрания по должности является руководитель муниципального образования. Он избирается из числа депутатов на срок полномочий собрания и работает на постоянной основе. Председатель муниципального собрания - руководитель муниципального образования - помимо представительских и организационных функций возглавляет призывную комиссию.

Муниципалитет как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления наделяется правами юридического лица. Структура муниципалитета и его численный состав устанавливаются муниципальным собранием по представлению руководителя муниципалитета. В свою очередь, руководитель муниципалитета назначается на должность решением муниципального собрания по представлению конкурсной комиссии.

Трудовой контракт с руководителем муниципалитета заключает руководитель муниципального образования. Внутригородские муниципальные образования в Москве непосредственно в уставах закрепляют требования, которым должен отвечать кандидат на должность руководителя муниципалитета. Так, согласно Уставу муниципального образования "Раменки" руководителем муниципалитета может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий высшее образование и практический опыт управленческой деятельности не менее двух лет. В муниципальном образовании "Гагаринское" возраст определен в 23 года, а стаж управленческой деятельности - не менее 5 лет.

Поскольку руководитель муниципалитета является муниципальным служащим, на него, как и на других муниципальных служащих исполнительно-распорядительных органов муниципального образования, распространяются правила, установленные Федеральным законом от 2 марта 2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Законам г. Москвы от 24 марта 2004 г. "О муниципальной службе в городе Москве" (в ред. от 30 ноября 2005 г.).

от 6 ноября 2002 года N 56

Об организации местного самоуправления в городе Москве

(с изменениями на 26 января 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Законом города Москвы от 14 мая 2003 года N 25 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 33, 11.06.2003);

Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 35, 21.06.2006);

Законом города Москвы от 26 мая 2010 года N 25 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 36, 29.06.2010);

В настоящем Законе с 1 июля 2012 года слова "муниципальное Собрание", "муниципальные собрания", "Руководитель муниципального образования", "Руководитель муниципалитета" и "муниципалитет" в соответствующем падеже заменены соответственно словами "представительный орган", "представительные органы", "глава муниципального образования", "глава администрации" и "администрация" в соответствующем падеже - Закон города Москвы от 11 апреля 2012 года N 8.

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и Уставом города Москвы устанавливает принципы и порядок организации местного самоуправления в городе Москве, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, государственные гарантии его реализации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Местное самоуправление в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве. Территориальная основа местного самоуправления

1. Местное самоуправление в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве (далее - местное самоуправление) - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность местного сообщества (жителей внутригородского муниципального образования) по решению вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления.

(Часть в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22, - см. предыдущую редакцию)

2. Местное самоуправление в городе Москве осуществляется во внутригородских муниципальных образованиях - муниципальных округах, городских округах, поселениях (далее - муниципальные образования).

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 11 апреля 2012 года N 8, - см. предыдущую редакцию)

3. Образование муниципальных образований, установление границ их территорий и наименований осуществляются законом города Москвы по представлению Мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.

(Часть в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22, - см. предыдущую редакцию)

4. Установление и изменение границ территорий муниципальных образований, преобразование муниципальных образований осуществляются законами города Москвы по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти города Москвы в соответствии с Уставом города Москвы и с учетом мнения населения соответствующей территории, выраженного представительным органом муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний.

(Часть в редакции, введенной в действие с 10 июля 2010 года Законом города Москвы от 26 мая 2010 года N 25; в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 72. - См. предыдущую редакцию)

5. К вопросам местного значения относятся вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования, решение которых в соответствии с настоящим Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

(Часть в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22, - см. предыдущую редакцию)

6. Перечень вопросов местного значения устанавливается настоящим Законом в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в городах федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, сочетания интересов жителей города Москвы и жителей муниципального образования.

(Часть в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22, - см. предыдущую редакцию)

7. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон, если иное не установлено законами города Москвы, указанными в части 10 настоящей статьи.

8. Источники доходов местных бюджетов, состав муниципального имущества определяются законами города Москвы в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным настоящим Законом, и законами города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями).

(Часть дополнительно включена со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22)

9. В законах и иных правовых актах города Москвы слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

(Часть дополнительно включена со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22)

10. Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, устанавливаются законами города Москвы.

(Часть дополнительно включена с 5 августа 2011 года Законом города Москвы от 28 июля 2011 года N 36)

Статья 2. Право граждан на осуществление местного самоуправления

1. Жители города Москвы - граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москве независимо от сроков проживания и места рождения (далее - жители), в соответствии с установленными федеральными законами и законами города Москвы гарантиями избирательных прав граждан осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Жители имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей в органах местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,

3. Жители имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

4. Жители имеют равный доступ к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой.

5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить жителям возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения жителями другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

6. Жители вправе в соответствии с законодательством обращаться в суд за защитой своего права на осуществление местного самоуправления.

Статья 3. Основные принципы организации местного самоуправления

Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) соблюдение прав, свобод человека и гражданина;

2) реализация интересов жителей муниципального образования с учетом интересов других жителей города Москвы;

3) сохранение единства городского хозяйства;

4) сохранение единства бюджетной системы города;

5) самостоятельность органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

6) учет исторических традиций, экономико-географических и демографических особенностей территории города;

7) соразмерность полномочий органов местного самоуправления материальным и финансовым ресурсам муниципального образования;

8) оказание органами государственной власти города Москвы содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление;

9) координация деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти города Москвы;

10) контроль со стороны органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы за реализацией отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены соответствующими федеральными законами и законами города Москвы;

11) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством;

12) гласность и учет общественного мнения;

13) взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления, жилищного самоуправления, с общественными организациями.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти города Москвы в области местного самоуправления

К полномочиям органов государственной власти города Москвы в области местного самоуправления относятся:

1) принятие и изменение законов города Москвы о местном самоуправлении в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в городах федерального значения, с учетом исторических и иных местных традиций в городе Москве, контроль за их соблюдением;

(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22, - см. предыдущую редакцию)

2) обеспечение соответствия законов города Москвы о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

3) законодательное установление наименований органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

(пункт в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22, - см. предыдущую редакцию)

4) законодательное определение перечня вопросов местного значения муниципальных образований;

(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22, - см. предыдущую редакцию)

5) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности города Москвы в муниципальную собственность;

6) регулирование отношений между бюджетом города Москвы и местными бюджетами;

7) обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе нормативов бюджетного обеспечения расходных обязательств в пределах вопросов местного значения муниципальных образований, установленных настоящим Законом;

(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22, - см. предыдущую редакцию)

8) законодательное определение источников доходов местных бюджетов;

9) казначейское исполнение местных бюджетов на основании соглашений с органами местного самоуправления;

10) установление и введение в действие местных налогов и сборов;

11) предоставление межбюджетных трансфертов, в том числе субсидий, дотаций, субвенций местным бюджетам в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2010 года Законом города Москвы от 26 мая 2010 года N 25, - см. предыдущую редакцию)

12) наделение законами города Москвы органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) с одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за реализацией указанных полномочий и использованием указанных средств;

13) принятие в установленном порядке городских программ развития местного самоуправления;

14) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

15) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы;

16) пункт исключен со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22. - См. предыдущую редакцию;

17) установление и изменение порядка преобразования муниципальных образований, установление и изменение границ их территорий и наименований;

(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22; в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 72. - См. предыдущую редакцию)

18) компенсация органам местного самоуправления дополнительных расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти города Москвы;

19) законодательное регулирование муниципальной службы;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2010 года Законом города Москвы от 26 мая 2010 года N 25, - см. предыдущую редакцию)

20) принятие и изменение законов города Москвы об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

21) пункт исключен со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22. - См. предыдущую редакцию;

22) обеспечение гарантий избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов;

(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 июля 2006 года Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 22, - см. предыдущую редакцию)

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения не остались без внимания среди ученых-юристов.

1. С особым статусом городов федерального значения, поскольку последние, с одной стороны, являются субъектами Российской Федерации, а с другой стороны, городами, которые имеют единую систему городского хозяйства;

2. С процедурой изменения границ муниципальных образований;

3. Вытекающие из действующего законодательства, предусмотренные в статьях 34;35; 37; 39 ФЗ №-131.

Так, в соответствии с указанными статьями, в городах федерального значения:

  1. Местная администрация может не формироваться;
  2. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования;
  3. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек;
  4. Представительный орган внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования;
  5. В случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом внутригородского муниципального образования города федерального значения и законами Субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации;
  6. Перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований определяется законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства;
  7. Источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства;
  8. Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований определяется законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно мнению Пешина Н.Л. (статья «Территориальные основы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления города Москвы «, журнал "Конституционное и муниципальное право", 2010, N 10), на систему построения уровней государственной власти и местного самоуправления в городе Москве влияют разнообразие естественно-антропологических, политических, экономических и социокультурных факторов; исторические и иные местные обычаи и традиции; специфика геополитического положения; кадровый потенциал; особенности теоретических представлений о местном самоуправлении и осуществляемой региональной и местной политики; характер взаимоотношений с органами государственной власти Российской Федерации и так далее.

  1. Городская дума г. Москвы, которая является высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы;
  2. Правительство г. Москвы, которое является исполнительным органом государственной власти города Москвы;
  3. Отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти;
  4. Органы судебной власти города Москвы.

Особое внимание привлекают территориальные органы исполнительной власти города Москвы.
К территориальным органам исполнительной власти в г. Москве относятся входящие в состав округов районные управы города Москвы, а также префектуры города Москвы.

На сегодняшний день в состав округов г. Москвы входят 125 районных управ, что соответствует количеству внутригородских муниципальных образований в г. Москве (см. таблицу ниже):


Количество районных управ по округам города Москвы

Центральный округ

Северный округ

Северо-Восточный округ

Восточный округ

Юго-Восточный округ

Южный округ

10 районных управ

16 районных управ

17 районных управ

16 районных управ

12 районных управ

16 районных управ

Юго-Западный округ

Западный округ

Северо-Западный округ

Зеленоградский округ

12 районных управ

13 районных управ

8 районных управ

5 районных управ

Необходимо заметить, что ни административный округ, управляемый в пределах своих полномочий префектурой административного округа, ни район, в пределах своих полномочий управляемый управами района, не является структурным уровнем организации местной власти на территории города Москвы, поскольку:

1. По определению, местное самоуправление есть обеспеченная законом возможность самостоятельно решать населением вопросы местного значения, путем референдумов, выборов, через выборные и другие органы местного самоуправления;

2. По определению, административный округ – это территориальная единица города Москвы, образуемая для административного управления соответствующими территориями, которые включают в себя несколько районов или поселений города Москвы, образование, преобразование и упразднение, которых осуществляется непосредственно Мэром города Москвы;

3. Избирая депутатов в муниципальное собрание в городе Москве, население внутригородского муниципального образования осуществляет предусмотренное действующим законодательством право на решение вопросов местного значения, то есть является непосредственным источником власти на территории внутригородского муниципального образования.

4. Таким образом, префектура округа и префектура района функционирует и создается по воле Мэра города Москвы, а первичные органы муниципального образования - непосредственно по воле населения муниципального образования. Поэтому префектуры и управы являются органами государственной власти с принадлежностью к субъекту Российской Федерации, а органы местного самоуправления, уровня внутригородского муниципального образования, соотносятся с населением муниципального образования.

  1. Государственная власть и местное самоуправление осуществляются на основе закона. Основная цель осуществления власти - обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города Москвы в интересах населения города Москвы;
  2. Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления, их должностные лица действуют на основе разграничения предметов ведения, функций и полномочий;
  3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти города Москвы;
  4. Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления обеспечиваются необходимыми для осуществления их полномочий материальными и финансовыми ресурсами;
  5. В пределах своих полномочий органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения и несут за них ответственность;
  6. Осуществление местного самоуправления не должно нарушать единство городского хозяйства и целостность развития города Москвы.

Таким образом, в настоящий момент органы местного самоуправления тесным образом взаимосвязаны с системой органов государственной власти города Москвы, хотя, по определению, не входят в систему органов государственной власти. Осуществляя хозяйственно-управленческую деятельность на определенной территории, органы местного самоуправления взаимодействуют по вопросам муниципального уровня с управами районов. В свою очередь, управы районов в рамках своей компетенции осуществляют взаимодействие с префектурами окружного уровня, решая вопросы управления городским хозяйством во взаимосвязи с местным уровнем. Главенствующую роль в определении уровня полномочий государственной власти города Москвы играет административно-территориальное деление, определяющее вертикаль власти, а также горизонтальные связи между органами различного уровня.

Читайте также: