Княжеская власть и церковь кратко

Обновлено: 04.07.2024

Важно рассматривать историю Церкви не как обособленный автономный организм, а как органическую связь небесной Церкви, функционирующей на Земле, с земным государством. Потому что эти учреждения, хоть и имеющие различную природу, существуют всё же в едином историческом процессе, который имеет свою логику развития, и происходящие события равным образом воздействуют и на Церковь и на государство. Поэтому постараемся проследить, вкратце, динамику взаимоотношений Церкви и государства на разных исторических этапах, выделить особенности и закономерности этих отношений.

Церковь и государство по крещении Руси святым князем Владимиром

Первые архиереи для создающейся Русской Церкви были, вероятно, привезены князем Владимиром из Херсонеса, хотя есть некоторые предположения, что первые митрополиты на Руси были из болгар.

Церковь и государство в киевский, домонгольский период

Нередки и случаи насилия со стороны князей в отношении православного духовенства: Андрей Боголюбский изгоняет в 1157 году из Ростова епископа Нестора; в 1168 году Святослав Черниговский – епископа Антония Грека; брат Мономаха, Ростислав, убивает инока Григория за обличение; великий князь Святополк, тоже за обличение, мучит печерского игумена Иоанна. Князья принимали участие в церковных делах и материально – через выдачу жалований, десятин от княжеских доходов, через предоставление права различных пошлин.

Таким образом, закреплялось право непосредственного вмешательства в дела Церкви со стороны власти. Только с соизволения князей могли: открываться новые епархии, перемещаться из города в город кафедры. Не иначе, как с дозволения великого князя, могли совершаться: перенесение святых мощей из одной церкви в другую; причтение новоявленных угодников к лику святых. Князь Андрей Боголюбский предпринимал усиленные попытки переустройства Русской Церкви в своих политических интересах.

Участие духовенства в делах государства. Принимая участие в делах Церкви, князья предоставляли и духовенству право участия в делах общественных и государственных. Вступление князей на престол освящалось Церковью. Церковные иерархи участвуют миротворцами в нередких тогда междоусобных распрях. В 1136 году митрополит Михаил мирит великого князя Ярополка с Ольговичами Черниговскими. Тот же митрополит в 1139 году замиряет великого князя Вячеслава с Всеволодом Ольговичем. В 1135 году всё тот же митрополит Михаил налагает клятву на новгородцев. В 1140 году через своего епископа новгородцы просят себе князя у великого князя Всеволода. Черниговский епископ Онуфрий в 1146 году грозит князьям проклятием, если те нарушат данную ими клятву. Нарушение же клятв князьями, к великому сожалению, было тогда обычным явлением…

Церковь при монгольском владычестве

Система ярлыков. Ярлыками назывались грамоты, которые выдавались ордынскими ханами князьям и святителям. Ярлыки должны были испрашивать все князья, все митрополиты и епископы. Со сменой хана проходила процедура подтверждения новыми ярлыками ярлыков, выданных прежним ханом. Ярлыки: охраняли святость и неприкосновенность веры, богослужения и законов Русской Церкви; охраняли неприкосновенность духовенства и мирян, живших на церковных землях, а также всего церковного имущества; освобождали духовенство, церковных людей и имущество от податей, пошлин и повинностей ханам; освобождали духовенство и церковных людей от ответственности пред властями и судами гражданскими, и подчиняли этих людей только власти и судам церковным. Ханские ярлыки защищали Русскую Церковь и русское духовенство от всех властей, чиновников и людей в пределах Орды. Из митрополитов ходили за ярлыками в Орду: Максим, Петр, Феогност, Алексий. Из епископов – епископы Ростовские: Кирилл и Игнатий и другие.

Отношения князей с митрополитами. Верным другом и сподвижником великого князя Александра Невского был митрополит Кирилл II, выдающийся архипастырь Церкви. В 1270 году он мирит великого князя Ярослава Ярославовича с новгородцами. Его преемник митрополит Максим в 1300 году переселяется на жительство во Владимир. Сменивший Максима митрополит Петр, тесно дружит с сыном святого Даниила, Юрием, и завещает похоронить себя в Москве, освящая, таким образом, будущую столицу Русского государства. Митрополит Феогност, единомышленник великих князей Ивана Калиты и его сына Симеона Гордого, окончательно поселяется в Москве, придав этим большое значение княжеству, становящемуся средоточием земли Русской. Святой митрополит Алексий, крестник Ивана Калиты и воспитатель будущего князя Дмитрия Донского, принимал деятельное участие в управлении государством. В 1362 году он окончательно перенёс кафедру из Владимира в Москву и закрепил неоспариваемое сидение московских князей на великокняжеском престоле.

Возвышение Москвы при татарах. К монголо-татарскому периоду в русской истории относится возвышение Москвы. Используя власть и силу Золотой Орды, московские князья расширили собственные пределы в борьбе с удельными княжествами, в первую очередь с Тверью, создали предпосылки для единого централизованного русского государства. Свержение монголо-татарского ига было на протяжении долгого времени заветной мечтой московских князей. Митрополиты одобряли стремление потомков святого князя Даниила установить единодержавие на Руси и их тайные помыслы относительно татар. Великий князь Дмитрий Иванович, названный впоследствии Донским, в 1380 году получил благословение преподобного Сергия Радонежского, давшего ему на брань и двух иноков – Пересвета и Ослябю.

Церковь и государство в московский период до разделения митрополий

Разделение митрополии. Неоднократное поставление в митрополиты русских людей стало обращать на себя беспокойное внимание греков и возбуждать сильную неприязнь в Литве и Польше. Результатом интриг явилось назначение патриархом Филофеем митрополитов в земли, враждовавшие с Москвой. В России становится сразу три митрополита – Алексий в Москве, Антоний в Галиче и Киприан в Киеве. Такое положение ослабляло нравственный авторитет Первосвятителя. Церковь оказывается вовлеченной в смуту разделения. В 1414 году князь Витовт ставит собором литовских епископов для Литвы Григория Цамблака, делая очередной шаг к разделению Русской Церкви. В 1459 году латинствующий патриарх Григорий ставит в митрополиты на Литву Григория, ученика свергнутого за униатскую ересь митрополита-грека Исидора. Происходит разделение митрополии. Впрочем, рассмотрение отношений Русской Церкви и Литовского государства вне рамок нашего рассмотрения.

Церковь и государство в XIV – XV веках. В середине XV века Русь фактически была разделена на Московское государство и Литву. Произошло и разделение Русской Церкви на митрополии – Московскую и Киевскую, под властью Литвы. Московская митрополия, находившаяся под покровительством государства, возрастает в своих пределах. Но – с усилением московского князя, постепенно слабеет авторитет московского митрополита. Власть государственная перестаёт нуждаться в поддержке и руководстве церковной власти. Если раньше князей было много, а митрополит один, то в XIV веке оказывается один князь и несколько митрополитов. Вспомогательное участие власти в церковных делах превращается со временем в самостоятельное от иерархии управление Церковью.

Церковь и государство в московский период до патриаршества

Церковь и государство при патриаршестве до Никона

Церковь в Смутное время. С появлением Лжедмитрия наступало для России тяжкое время. Патриарх Иов в окружной грамоте извещал, что Лжедмитрий уклонился в ересь, намеревается ввести латинство в России, поэтому объявлял его изменником Отечеству и еретиком Церкви, достойным проклятия. Со смертью царя Бориса Годунова и его сына Феодора, свержения патриарха Иова, архиереи Церкви, кроме астраханского архиепископа Феодисия, покорились самозванцу. Покорились, как свидетельствуют, по убеждению, ибо в государстве не было ни законного государя, ни патриарха. В патриархи самозванцем был возведен сторонник унии Игнатий. Помимо патриарха Иова, архиепископа Феодосия за целостность государства и православия стояли архиереи Гермоген Казанский и Иосиф Коломенский. Против второго самозванца, отдадим им должное, русские святители выступали уже с большей решительностью.

Служение патриарха Гермогена. С восшествием на престол Василия Шуйского, патриархом избирается митрополит Гермоген Казанский, ревностно противившийся незаконному браку самозванца. Деятельность Гермогена была всецело посвящена служение царю и Отечеству. Служа Отечеству, он служил и Церкви, потому что за самозванцем и поляками стояла католическая церковь. В 1609 году под страхом смерти на лобном месте он не отрёкся от царя Василия. Патриарх стоял во главе земского движения против поляков, призывал к единству вокруг Москвы русский народ. Взятый под стражу, патриарх Гермоген благословил народное ополчение, и вскоре был подло заморен голодом.

На протяжении всей русской истории мы видим непрекращающиеся попытки и упорное стремление государственной власти подчинить себе Церковь, сделать её инструментом своей политики, встроить в государственную систему учреждений. И началось это ещё в начальный, Киевский, период истории, период, признаваемый как время небывалой гармонии в отношениях власти и Церкви. Уже тогда князья стали закреплять за собой право непосредственного вмешательства в дела Церкви.

Мнение А.В. Карташёва, что христианизация Руси – это прежде всего явление не столько религиозное сколько политическое, видимо, имеет достаточно веские основания. В первый, Киевский, период истории Русская Церковь была в зависимости от Константинополя. Второй период есть время обретение Церковью самостоятельности и одновременно её зависимость от государства. Заканчивается период установлением патриаршества в конце XVI века…

Никон будет избран патриархом в 1652 году…

С конца XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светского государства. Усилившись экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь стала претендовать на принятие самостоятельных независимых решений. Светская власть в лице великих князей вынуждена была искать зачастую компромиссные пути. В середине XV в. решалась и другая задача — независимости русской церкви от константинопольского патриарха, которому она подчинялась со времен христианизации Руси. Вместе с тем возникла угроза проникновения в русские земли католичества.

В 1439 г. на Вселенском соборе во Флоренции была заключена уния (союз) между православной и католической церквами под главенством папы римского. В работе Флорентийского собора участвовал митрополит Руси, ставленник константинопольского патриарха — Исидор. Однако по возвращении в 1441 г. на Русь за поддержку унии он был арестован Василием II, но бежал в Рим. Лишь через семь лет собор русских епископов избрал нового митрополита — не присланного из Константинополя, а рязанского епископа Иону, ставленника Василия Васильевича. В 1453 г. после падения под ударами турок-османов Константинополя, право выбора русского митрополита окончательно перешло к епископату на Руси. Началась автокефалия русской церкви. Активно вмешивались в церковные дела и великие князья. Однако представлять церковь того времени послушной и беспрекословной нет оснований. Наоборот, противостояние церковной и княжеской власти в конце XV–XVI вв. подчеркнуло относительную слабость Московского государства. И это несмотря на то, что церковь в этот период не была монолитной ни идейно, ни организационно.

К середине XVI в. вновь возникает возможность повести наступление государства на церковные владения.

Государство и церковь

Государство и церковь На протяжении XVIII в., начиная с церковной реформы Петра I, в России шла открытая борьба между светской властью и духовенством. Одним из главных в этой борьбе был вопрос о церковных земельных владениях, окончательно решенный во второй половине XVIII

Государство и церковь

Государство и церковь Согласно Закону от 23 января 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа – от церкви. Это означало, что церковь переставала быть юридическим лицом, не имела больше права владеть собственностью, вести обучение в частных и государственных

§ 32. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИИ В XIX в

§ 32. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИИ В XIX в ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕЕ УСТРОЙСТВО. Русская православная церковь была господствующей в России. Православие являлось религией более чем 70 % населения страны. Как вы помните, православие, наряду с самодержавием и народностью,

§ 6. Государство и церковь

§ 6. Государство и церковь Большие богатства, накопленные иерархами, церквами и монастырями — земли и тысячи крестьян, промыслы и деньги, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Ее руководители нередко вмешивались в

Церковь и государство в конце IV века

Церковь и государство в конце IV века Феодосий Великий и торжество христианства. При преемнике Юлиана Иовиане (363–364), убежденном христианине в никейском смысле, христианство было восстановлено. Но последнее обстоятельство не обозначало гонений против язычников,

Государство и церковь

Государство и церковь Социально-экономические изменения, происшедшие в государстве, и преследования значительно уменьшили влияние православной церкви и сократили число практикующих верующих. Из насчитывавшихся до революции 50 тысяч священнослужителей русской

Церковь и государство в XV–XVI вв

Церковь и государство в XV–XVI вв С конца XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светского государства. Усилившись экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь стала претендовать на принятие самостоятельных независимых решений. Светская

ЦЕРКОВЬ, ВЕРА, ГОСУДАРСТВО

ЦЕРКОВЬ, ВЕРА, ГОСУДАРСТВО РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕРКВИ (IV–VII СТОЛЕТИЯ) Политическая идеология византийского мира опиралась на древние традиции — эллинскую, римскую, раннехристианскую. Официальная теология отражала сложную систему верований, сложившуюся в

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО I наменательное явление нашего времени — борьба церковных начал с государственными. Когда начинается борьба из-за начал духовно-религиозных, невозможно рассчитать, какими пределами она ограничится и какие элементы вовлечет в себя; до чего дойдет и

Церковь и государство

Церковь и государство Митрополит Алексий был фактически и главой правительства в период княжения малолетнего князя Дмитрия Ивановича (Донского). Он не только всячески поддерживал князя, но и делал всё возможное для возвышения Московии как центра объединения русских

Церковь и государство

Церковь и государство Возможно, именно это влияние церкви, в конце концов, оказалось для нее роковым. Как мы уже видели, царя Алексея всерьез обеспокоили чрезмерные амбиции патриарха Никона: он был уверен, что при наличии двух соперничающих правителей империи не избежать

Церковь и государство

Церковь и государство Российская держава создана Вселенской Церковью. Это видно в деятельности святителей Всероссийских, начиная с митрополита Кирилла, современника и друга св. Александра Невского. Это видно и в том, как Церковь отсекала попытки расчленения

§ 6. Государство и церковь

§ 6. Государство и церковь Большие богатства, накопленные иерархами, церквами и монастырями – земли и тысячи крестьян, промыслы и деньги, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Ее руководители нередко вмешивались в

Русская церковь не была в стороне от политической борьбы. После установления ордынского господства русская митрополия перебралась во Владимир. Митрополит Максим установил тесные связи с Тверью и выступил против московского князя Юрия Даниловича.

После смерти Максима тверской князь Михаил Ярославич, послал для утверждения в Константинополь своего кандидата в митрополиты игумена Геронтия. Но патриарх утвердил Петра, прибывшего из Галицкого княжества. В 1308 г. митрополит Петр прибыл на Русь и был враждебно встречен в Твери. Михаил Ярославич даже предпринял попытку свергнуть Петра, но его поддержал московский князь Юрий. Митрополит стал частым гостем в Москве. В 1313 г. Петр посетил Орду, где получил подтверждение широких привилегий церкви.

Благодаря его решительным действиям, за Москвой сохранилось великое княжение, на которое претендовали суздальские и ростовские князья. Воспользовавшись внутренними конфликтами в Орде, он сумел получить ханскую грамоту, удостоверявшую, что великое княжение является наследственным правом московских князей из династии Калиты. В 1370 г., когда шла война Москвы и Твери, Алексий отлучил от церкви тверского князя Михаила Александровича и его союзника, смоленского князя.

В 1377 г. Алексий умер. Еще при его жизни князь Дмитрий выдвинул своего кандидата на место митрополита. Им стал княжеский духовник Митяй, архимандрит кремлевского Чудова монастыря. У Алексия была своя кандидатура на митрополичий престол — Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, признанный духовный авторитет. Однако он наотрез отказался от митрополичьего сана.

Но и Митяю не удалось занять митрополичий престол. Другие ставленники великого князя Дмитрия Донского только вносили раздор в сложившуюся церковную иерархию. Однако настойчивые стремления князя подчинить церковь своей власти были одним из элементов проводимой им политики централизации.

Лишь в 1391 г., уже после смерти Дмитрия Ивановича в Москву прибыл митрополит Киприан, под главенством которого церковь вновь объединилась, в том числе и на землях, входивших в состав Великого княжества Литовского. Киприан взял курс на укрепление независимого положения церкви и ее связей с Константинополем. Так соперничество церковной и светской власти закончилось победой церкви. Более того, теперь церковь уже не безоговорочно выступала на стороне великокняжеской власти в ее борьбе с противниками.

Панорама древнего Киева

Панорама древнего Киева

После смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава начался второй этап борьбы за киевский стол, новый этап междукняжеских распрей. Произошел раскол между самими Мономаховичами. Киевским князем стал внук Мономаха Изяслав Мстиславович, а младший сын Мономаха Юрий Долгорукий, который получил в удел Ростово-Суздальскую Русь, не признал права своего младшего сородича, и между племянником и дядей началась острейшая борьба.

Наверное, не случайно этот период острейшей политической борьбы был связан с попытками возродить практику Ярослава Мудрого и добиться независимости или, по крайней мере, автокефалии, автономии русской митрополии.

Через 100 лет, почти год в год, после знаменитого митрополита Илариона русские епископы и князь Киевский и всея Руси Изяслав Мстиславович сделали попытку избрать своего митрополита. Значимость этого события трудно переоценить. Митрополит – единственный деятель тогдашней Руси, власть которого (естественно, церковная) охватывала все русские земли. Поэтому он был авторитетнее любого из князей, власть которых не выходила за пределы княжества. Исключение составлял великий князь Киевский, но, хотя он и носил титул Государя всея Руси, его власть оспаривалась, не признавалась. За эту власть дрались, и авторитет Великого князя Киевского падал из года в год.

Кроме митрополита, активную роль в управлении делами русской епархии и русской митрополии играли собрания, съезды епископов. От святого князя Владимира до монгольского нашествия (чуть более чем за 200 лет) прошло примерно 15–17 таких собраний. Они избирали митрополита, а Патриарх утверждал, но еще до утверждения, сразу после избрания, митрополит мог действовать. Такие случаи были. Действовал принцип взаимозависимости Патриарха и епископов – по канонам епископ ничего не может сделать без разрешения митрополита, но и митрополит должен считаться с волей епископата. (В старину такой принцип действовал не только среди иерархов, но и на приходах – приходские священники избирались, епископ только утверждал волю мирян, прихожан). Опираясь на этот принцип, в 1147 году делается попытка избрать своего епископа независимо от Константинополя. Если при Ярославе Мудром все 8 епископов были едины, никто не возражал против предложения великого князя избрать митрополитом Илариона, его бывшего духовника и основателя Печерской лавры (слишком высок был авторитет Ярослава), то в данном случае единодушия не было. Князь Изяслав предложил избрать епископом Климента Смолятича, именитого иерарха из Смоленска, известного богослова, довольно авторитетного проповедника среди русского духовенства. 6 епископов поддержали князя, а трое – епископ Черниговский Никифор (тоже авторитетный богослов), епископы Полоцкий и Смоленский – не согласились с его предложением. Несмотря на их возражения, Климент Смолятич был избран.

Чтобы глубже осмыслить значение этого раскола в епископате, нужно вспомнить об умершем в 1147 году митрополите Михаиле. Грек по национальности, он долго жил в России, был связан с Русской Церковью, несколько раз сыграл выдающуюся роль в примирении враждующих князей. В 1136 году в Новгороде, где было резкое столкновение новгородцев с Юрием Долгоруким, и дважды в 30-е-40-е гг. (сначала в Новгороде, потом в Киеве) он выступал против княжеских столкновений – с крестом становился между ратями, готовыми к бою. Дважды ему удалось предотвратить столкновения между двумя Ярославовичами в Киеве, он примирил их. Затем он убедил отца Мономаха добровольно отказаться от прав на княжеский престол, чтобы не усугублять свару.

Без знания активной роли этого митрополита-миротворца нельзя понять политическую жизнь того времени. На мой взгляд, мы до сих пор недооцениваем его подвиг. Княжеские распри часто затмевают умственный взор историкам, которые ничего, кроме этих распрей, не видят. Благородные, плодотворные усилия предотвратить эти драчки выпадают из поля зрения. Когда историк – атеист, понятно. (Он стоит на позициях исторического материализма, экономического детерминизма, всю историю сводит к борьбе экономических сил). Но и в старину многие историки не уделяли этому внимания. Мол, это Церковь, а Церковь – вне политики. В данном случае Церковь сыграла яркую политическую роль. И, конечно, только мужественный человек мог встать с крестом между двумя готовыми к сражению ратями, двумя вражескими группировками. Это и подвиг пастыря, и гражданское мужество.

Панорама древнего Киева (фрагмент)

Панорама древнего Киева (фрагмент)

Наши иерархи раскололись. Обе борющиеся партии ссылались на традиции, на каноны. И я не буду сегодня выносить свой приговор, кто из них прав, кто виноват. Важно только, что князья дрались между собою, и каждая сторона имела своего митрополита. И когда Юрий Долгорукий захватывал Киев, он изгонял не только Изяслава, но и митрополита Климента Смолятича как ставленника врага. Возвращался Изяслав – Юрий уходил и увозил с собой своего митрополита грека Константина. Это повторялось несколько раз и кончилось только со смертью Константина. После него все примирились на новом митрополите, Иоанне IV, но это было уже после смерти Юрия Долгорукого.

Это очень интересный и важный аспект княжеских распрей. Если даже отвлечься от чисто церковных проблем, а брать только светскую сторону, то бросается в глаза попытка князей использовать Церковь в своих интересах, которые не всегда совпадали с интересами русской земли. И мы, историки, должны эту сторону отметить. С другой стороны, попытка как-то создать свою национальную Церковь, чтобы сами епископы русской земли могли избирать своего главу, тоже заслуживает если не признания, то хотя бы внимания. Византия и Константинопольская Патриархия не всегда с пониманием относились к интересам Русской Церкви, русской земли. Наверное, не случайно все-таки от Илариона и вплоть до реформ Патриарха Никона, вызвавших раскол, через всю нашу политическую историю проходит эта линия – борьба за национальную Церковь.

Один из интереснейших исторических парадоксов заключается в том, что побочный, второстепенный сюжет – основание Москвы – затмил собой события куда более важные. Главные события 1147 года в России – смерть одного митрополита, междукняжеская свара, избрание нового митрополита. Борьба князей, почти раскол в высших структурах церковной власти. А основание Москвы – это встреча врагов киевского князя, организация борьбы против них.

Второй этап борьбы князей за создание своей независимой автономной Церкви связан с сыном Юрия Долгорукого Андреем Боголюбским. Он продолжил дело своего отца, сплотил вокруг себя полдюжины князей, захватил Киев, ограбил его и многие киевские святыни перевез во Владимир, в свое Боголюбово.

Главной целью Андрея Боголюбского было создание своей Церкви как инструмента для достижения политических целей – укрепления своего единодержавия, самодержавия. Современная историография считает, что именно с Андрея Боголюбского начинается борьба за становление единой русской государственности. Он был первым, кто пытался стать самодержцем всея Руси. Так это или не так, но его попытка создать особую митрополию не увенчалась успехом. Убедившись в бесплодности своих усилий, Андрей Боголюбский признал власть митрополита, поставленного Константинополем, то есть распространение его власти и на Ростово-Суздальское княжество.

А Феодора, которого он провозгласил епископом, отослали в Киев на суд митрополита. И кончил он очень плохо. К нему применили то, что он сам практиковал по отношению к своим противникам – священникам Ростово-Суздальской епархии, которые не признавали его власть. Он их подвергал суровым гонениям вплоть до того, что рвал им языки, выжигал глаза. Когда он оказался во власти своих политических противников в Киеве, с ним поступили точно так же. Он был подвергнут мучениям и кончил жизнь на плахе. Источники свидетельствуют, что ему рвали язык и вырывали глаза.

Удельный период – период резких политических столкновений, и именно поэтому он наложил отпечаток на историю Церкви. Изучая этот период, мы видим роль Церкви как очень могучего инструмента в политической борьбе. И мы не имеем права предать это забвению.

Каждая сторона стремилась использовать Киев по-своему. Это привело к тому, что Киев разрушили, и он потерял свое значение еще до нашествия монголов, которое добило его окончательно. К концу удельного периода главными центрами политической борьбы стали Галицкая Русь (Галиция, Подолия, Волынь), Новгород и Ростово-Суздальская Русь.

Читайте также: