Князь роман брянский кратко

Обновлено: 02.07.2024

Накануне татаро-монгольского нашествия Чернигово-Северская земля, одним из городов которой был Брянск, переживала расцвет. Несмотря на жестокие междоусобицы, князья находят время для обустройства княжеств — растут города и храмы, трудятся искусные ремесленники, идёт торговля, крестьяне возделывают землю, собирают в лесах мёд и воск. И вот в 1238 году на киевский престол взошёл черниговский князь Михаил Всеволодович.

Но в 1239 году полчища хана Батыя подошли к Чернигову. Город был захвачен и разорён. В 1246 году черниговский князь Михаил Всеволодович за верность христианству и нежелание исполнять языческие религиозные обряды принял мученическую смерть в Орде. Позже он был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью. После смерти Михаила Всеволодовичаего сыновья заняли незначительные тогда уделы: Роман — Брянск, Мстислав — Карачев, Симеон — Глухов, Юрий — Тарусу, а старший, Ростислав, женившийся на венгерской принцессе и покинувший Русь, стал баном-князем области Мачва в Сербии.

Что же касается Романа Брянского, то в своё трудное, трагическое время он смог, не раболепствуя перед татарами и отражая натиск с запада нового врага — литовцев, создать в брянских лесах крупнейшее княжество той поры и с честью провести свою державу через суровые испытания. Первоначально Брянский удел был не больше современного Брянского района, но к концу правления Романа Михайловича Брянское княжество занимало территорию современной Брянской, большую часть Орловской и Курской областей и почти всю Черниговскую область.

Из разорённого Чернигова Роман Михайлович привёз в спасшийся (татары не прошли тогда сквозь наши леса) от нашествия Брянск свою жену, княгиню Анну, сыновей Олега и Михаила, четырёх дочерей. Вместе с князем переехал в Брянск и натерпевшийся в татарском плену черниговский епископ Порфирий.

Между тем на западных границах Руси появился новый враг — литовцы. Прежде литовцы представляли собой разрозненные племена, жившие в прибалтийских лесах. Племенами этими часто управляли не вожди, а языческие жрецы — литовцы дольше других европейских народов держались за языческую веру. Около 1235 года литовцев объединил князь Миндовг. После нашествия Батыевых орд литовцы решили, что настал час завладеть окончательно разгромленной Русью. В 1259 году они жестоко разграбили Черниговскую землю, а в 1263-м Миндовг отправил войско в пределы Брянского княжества.

Победа Романа Брянского имела серьёзные последствия. Заговорщики-литовцы, вернувшиеся еще с полпути к Брянску, убили своего князя Миндовга и его сыновей-наследников. Литва, и без того ослабленная поражением, надолго погрузилась в междоусобные войны и перестала всерьёз угрожать Руси.

Сюжет былины таков: на пиру у литовского короля Лимбала два племянника этого короля, братья Ливики, просят разрешения потягаться силой с князем русским, которого в разных редакциях называют Роман Митриевич, Роман Дмитриевич; Митрей Бранский, Браньский, Обраньский, Брянськой.

Говорит-то Лимбал, король Литовскии:
«Я не дам ле ведь вам благословеньичо —
Вам ведь к Митрею (в этом варианте русского князя зовут
Митрием Бранским) ехать нынь да непошто,
Вам у Митрея нынь да делать нечего…

Кроме договора есть и другой мотив, по которому не следовало трогать брянского князя: князь этот владеет сверхъестественной силой, он — оборотень: Как на то ведь Митрей был хитёр-мудёр:

Как водою он ходил да рыбой-щукою,
По поднебесью летал да ясным соколом,
По подземелью ходил белым горносталём,
Как ведь чёрныи грязи — чёрным мядведём,
А дыбучи болота-ти — серым волком.

Но братья-литовцы не послушались дядю — и напали на земли брянского князя, когда Романа (Митрия) не было дома:

Три учёных ворона, служившие былинному брянскому князю Роману, извещают его о нашествии. Князь с дружиной бросается в погоню за врагами. Настигнув литовцев, Роман превращается то в волка, то в горностая, то в ворона. И в таком зверином обличии распугивает литовских коней, ломает вражеское оружие и предсказывает смерть братьям-захватчикам. Литовцы принялись грозить князю-волшебнику:

Застрелим тебя, чёрна ворона,
И спустим твою тушу на сыру землю,
И распустим твоё перье по чисту полю,
И прольём твою кровь по сыру дубу,
Предадим тебя смерти скорыя.

Так примерно наказал былинный брянский князь разорителей родного края и города.

Считается, что как раз со времени победы над литовцами, то есть с 1263 года, удельный брянский князь Роман Михайлович стал великим князем черниговским. Но Брянска не оставил и перенёс в свой лесной город столицу всей Чернигово-Северской земли.

Нашла эта черта характера князя Романа отражение и в былине, в которой перед походом против литовцев князь-волшебник бросает жребий о судьбе своих воинов. Тех, кому на роду написано в предстоящей битве погибнуть или получить ранение, Роман отправляет домой.

В 1285 году пожилой Роман Брянский осадил в Смоленске тамошнего князя Александра Глебовича. Города не взял, но разорил округу и вернулся домой. Возможно, поход был вызван заметным желанием смоленских князей овладеть Брянском или сомнением со стороны Смоленска в тех или иных властных правах брянского князя.

В 1288 году у Романа Михайловича, которого родословия из-за его солидных лет зовут уже Старым, заболели глаза и он ослеп. Князь отправил в Киево-Печёрский монастырь посольство с просьбой прислать в Брянск чудотворную икону Божией Матери, чтобы он смог помолиться у неё об исцелении. Настоятель уважил просителей. Монахи везли икону на лодках вверх по течению Днепра и Десны.

Посланники Киево-Печёрского монастыря уже приближались к столице княжества, как вдруг в двух верстах от Брянска лодка с иконой неожиданно остановилась. Сколько ни пытались монахи сдвинуть с места странную лодку, всё было напрасно, и гребцы решили переночевать на берегу. Но поутру проснувшиеся люди не нашли икону на месте. Образ Пресвятой Богородицы оказался среди ветвей огромного дуба, выросшего недалеко от маленькой речки Свень. Здесь и нашёл чудотворную икону князь Роман, который вместе с епископом, собором брянского духовенства и дружиной вышел встречать святыню. Пешком отправился Роман Брянский к заветному дубу.

Едва князь окончил говорить, как стал видеть тропинку к иконе и дубу, а потом и весь белый свет. Роман Михайлович своими руками начал рубить деревья и строить храм, который священники освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы. Вокруг храма отстроили монастырь, названный по месту расположения у реки Свень Свенским. Чудотворная икона так и не вернулась в Киев. Она осталась в том краю, который сама себе выбрала и по которому стала называться Свенской иконой Божией Матери.

Почтительное отношение князя Романа к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы также воспето в былине. Когда, согласно былинному сюжету, язычники-литовцы разоряют Брянск, то они также оскверняют городскую святыню — икону Пресвятой Богородицы. Вернувшийся в ограбленный город князь Роман, соскочив с коня, тотчас поднимает икону с земли:

Родословные книги говорят, что вскоре после своего исцеления от слепоты и основания Свенского монастыря князь Роман Брянский вновь поехал в Орду, где был убит, как и его отец. Возможно, татар натравили смоленские князья, желавшие захватить Чернигов, а после и Брянск.

Романа Михайловича Брянского на княжеском престоле наследовал сын Олег Романович. Князь Олег был отважным воином, участвовал в сражениях с литовцами и смоленскими князьями. Однако новый брянский князь более был склонен к монашеской жизни. Предположительно в 1275 году он основал первый в Брянске Петровский монастырь, настоятель которого вместе с монахами ходил в Киев за Свенской иконой Божией Матери.

И вот, добровольно передав княжество то ли дяде, то ли брату, Михаилу Романовичу, что избавляло Брянск от изнурительной междоусобной борьбы за власть, Олег удалился в основанный им же монастырь, где принял монашество с именем Василий. Князь-инок вёл суровую жизнь, занимал подземную комнату-келью. Скончался благочестивый князь, скорее всего, в 1307 году 20 сентября старого или 3 октября нового стиля. Позже он также стал православным святым, и день его памяти стал в наше время днём памяти всех брянских святых.

Основанный святым Олегом Брянским Петропавловский Брянский монастырь существует и теперь, хотя и пострадал от рук местных коммунистов. Мощи святого благоверного князя Олега также находятся в Брянске. Когда-то и улица, что вела к монастырю, носила имя Петропавловской (теперь — проспект Ленина).

Михаил Брянский не удержался на отеческом престоле — к 1309 году смоленские князья все же захватили Брянское княжество. Позже польские князья Осовицкие считали себя потомками Романа Брянского. Род этот, однако, вымер в ХVI веке.

Юрий СОЛОВЬЁВ.
Фото из архива автора.



Князь Роман Брянский, второй сын Михаила Черниговского, родился около 1225 г., судя по всему, в Чернигове, поскольку к тому времени его отец уже прочно овладел этим стольным городом, оставшимся ему после гибели в 1223 г. в битве на реке Калке великого Черниговского князя Мстислава Святославовича, дяди князя Михаила. Матерью князя Романа была дочь Романа Мстиславовича Великого и родная сестра Даниила Романовича Галицкого, Агафья. Свои юношеские годы княжич Роман провел в Чернигове, здесь узнал о разгроме Рязани, Вщижа, отсюда вместе с семьей уехал в Киев, где его отец Михаил Черниговский претендовал на Киевский престол.

В середине XIII в. в Брянск приехал черниговский князь Роман Михайлович. При князе Романе Брянском город стал крупным культурно-религиозным центром Юго-Западной Руси. На Покровской горе возведены дубовые крепостные стены. С именем князя связана легенда об основании Свенского монастыря (1288 г.).

Умер после 1288 г. Был причислен Русской Православной Церковью к лику святых, память 3 октября (по н.с.), в Соборе Брянских Святых.





Следует отметить, что молодому Роману Михайловичу досталось незавидное наследство. Город Брянск являл собой лишь небольшое поселение, затерянное среди оврагов и болот. Князь Роман стал фактически, основателем нового города. Князь Роман не стал восстанавливать Брянск в устье реки Болвы и отстраивает его на новом труднодоступном месте - Покровской и Петровской горах. В этот новый большой и хорошо укрепленный город Роман перенес столицу бывшего Чернигово-Северского княжества.




XIII век Преподобный князь Олег Брянский


Брянский князь Роман Михайлович . Худ. Златогорский 1984 г. Экспозиция Брянского областного музея.

Русь накануне татаро-монгольского нашествия. Чернигово-Северская земля, в состав которой входит и Брянск, переживает расцвет. С чернигово-северской княжеской семьей заключали браки королевские дома Европы и сильнейшие русские династии. Хотя жестокие междоусобицы продолжались, князья находили время, силы и для обустройства своих владений: росли города и храмы, развивалась торговля, крестьяне возделывали землю, собирали в лесах мед и воск. Однако уж близок был упадок древней столицы — Киева.
В 1238 году на киевский престол взошел черниговский князь Михаил Всеволодович — отец будущего великого брянского правителя Романа, а уже в 1239 году войска Батыя подошли к Чернигову. Михаил Всеволодович был вынужден бежать и скитаться по Европе в поисках убежища. Венгерский король изгнал его из своей земли, немцы ограбили Михаила и убили его внучку, поляки тоже не были гостеприимны. Спустя время - в 1246 году - решил Михаил вернуться в Чернигов. Но здесь уже распоряжались ханские баскаки — чиновники, переписывавшие русский народ, чтобы обложить его данью. Переписчики послали Михаила в орду за разрешением на княжение. Чтобы попасть к хану, князь-христианин должен был исполнить языческий ритуал "очищения": пройти между шаманскими кострами и поклониться идолам. Князь отказался, несмотря на уговоры. Татары убили Михаила Всеволодовича. Житие рассказывает, что в тот момент, когда татарскому хану поднесли на блюде отсеченную голову Михаила, губы казненного прошептали: "Я — христианин!".
После смерти Михаила Всеволодовича его сыновья разделили уделы. Мстислав получил Карачев, Симеон — Глухов, Юрий — Тарусу, старший Ростислав, женившийся на венгерской принцессе, стал баном — князем Мачвы в Сербии, а Роман Михайлович, второй сын святого Михаила, получил Брянск. Роман был в ту пору совсем молодым человеком. Судя по всему, ему едва исполнилось шестнадцать лет. Князю пришлось в год убийства отца приехать в орду, забрать его тело и получить разрешение на княжение в Брянске.
В те времена люди рано взрослели. Святой Александр Невский стал новгородским князем в пятнадцать лет. Иван Грозный взошел на престол восьми лет от роду. А старший брат Романа Брянского Ростислав уже в три года принимал участие в политической борьбе в Новгороде: он тянул жребий во время выборов новгородского архиепископа. А ведь выборы новгородского владыки, который фактически был "президентом" вечевой республики, — дело серьезное, государственно-важное.
Итак, вернемся к Роману. Юноша приехал в Орду за телом отца и разрешением на княжение. Орда — государство кочевое. В начале XIII века ставка перемещалась от Поволжья до Северного Кавказа. Как предполагают историки, князь Роман встретился с ханом на территории нынешнего Белгорода, а дань он мог возить и вовсе в Трубчевский район, где в слободе Жучиной (названной в честь отца хана Батыя Джучи) жили татарские сборщики налогов — баскаки. Добрый конь скачет галопом со скоростью 15–18 километров в час. Чтобы добраться до ставки Золотой орды, Роман провел в пути чуть более суток. Близко стояли татары к Брянску! Тем не менее в течение нескольких десятилетий княжения Романа город ни разу не был захвачен ни монголами, ни литовцами. По сути, наши предки были даже независимы от Орды, сохраняя древнерусскую домонгольскую цивилизацию. Брянск находился среди непроходимых лесов. Население из разоренных татарами земель в низовьях Десны, на Днепре и Соже перебиралось в Брянск. Леса постепенно обживались. Соответственно, многолюдными становились и дружины брянских князей.
Роман перенес центр княжества из разоренного Чернигова, к тому же оказавшегося вблизи татарских кочевий, в более безопасный и нетронутый врагом Брянск. Сюда переехал, очевидно, и черниговский епископ. Брянск стал стольным городом всей Чернигово-Северской земли в 1252 году.
В начале XIII века на границах Руси замаячила вдобавок к татарской литовская угроза. Некогда литовцы жили разрозненными племенами, которые обитали в прибалтийских лесах. Племенами часто управляли не вожди, а языческие жрецы. Около 1235 года их объединил князь Миндовг. После нашествия Батыевых татаро-монгольских орд литовцы решили, что настал час завладеть разгромленной Русской землей. В 1263 году Миндовг отправился на Русь. Первой на его пути лежала Северская земля. В это время Брянский князь Роман Михайлович праздновал свадьбу своей любимой дочери Ольги с князем из Галицко-Волынской земли Владимиром Васильковичем. Прямо во время пира князь Роман услышал весть о надвигавшемся на них войске. Он мигом собрал дружину и, едва утерев усы, отправился на битву.
Запись в Галицко-Волынской летописи: "Он бился с ними и победил их, но сам был ранен и показал немалое мужество. Он приехал в Брянск с победой и честью великою. Он не чувствовал ран на своем теле от радости, выдавая свою дочь замуж". В следующем году литовцы вновь попытались захватить Брянское княжество и вновь были разбиты. Победы Романа Брянского имели серьезные последствия. Разочарованные поражением литовцы убили своего князя Миндовга и его сыновей-наследников, после чего Литва надолго погрузилась в междоусобные войны и перестала всерьез угрожать Руси. Да, грозен был Роман Брянский. Татары его "бажаху", то есть уважали и даже просили возглавить их отряды в походе против литовцев. В 1275 году Роман предводительствовал походом в глубь литовской территории. Вместе с ним действовали князья Лев Галицкий и Глеб Смоленский. Их поддерживал большой татарский отряд. Однако союзники рассорились и каких-либо ощутимых результатов не добились.
Но не только сражениями занимался Роман Михайлович, социальное обустройство также интересовало его. При нем город рос и укреплялся. Первоначально Брянский удел был не больше современного Брянского района, но к концу правления Романа Михайловича княжество занимало территорию современной Брянской, большую часть Орловской и Курской областей и почти всю Черниговскую область. Развивалось судоходство. Брянск занимал выгодное положение на пересечении важных водных путей. По Десне можно было спуститься вниз к Днепру, Киеву, а вверх по течению попасть в северо-восточные русские земли.
Воинственный и предприимчивый Роман стал заметной фигурой среди удельных князей второй половины ХIII века. Сильные галицко-волынские князья искали с ним союза. Союз этот был скреплен женитьбой Владимира Васильковича (племянника знаменитого Даниила Галицкого) на дочери Романа - Ольге. Витебское вече призвало Романа для решения спора со своим князем.
Брянск стал, таким образом, важным феодальным центром и, конечно же, значительно вырос. К сожалению, не найдено подробных летописных или археологических данных, которые дали бы возможность предметно представить масштабы и облик города в те времена, когда он был столицей почти всей Юго-Западной Руси. В частности, важно было бы знать, как быстро возродился посад после "переселения" Брянска с Чашина кургана на Покровскую гору. Однако можно считать, что в ХIII веке посад существовал - стольный город с большим княжеским двором, дворами епископа, бояр, дружинников должен был притягивать ремесленников и торговцев.
Надо отметить еще одно событие, произошедшее в годы правления Романа Михайловича.


Легенда гласит о исцелении князя от слепоты чудотворной иконой. Пораженный свершившимся Роман Михайлович приказал заложить храм.

В 1288 году князь черниговский и дебрянский Роман Михайлович неожиданно стал слепнуть. Много тогда средств перепробовали, много лекарей колдовали над государем, да все без толку. И тут великому князю брянскому рассказали о знаменитой иконе, исцеляющей недуги. Образ Божьей Матери находился в Киево-Печерской лавре. Роман снарядил за ней архимандрита Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит предание, "стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы немогуще загрести ни горе, ни в низ". Пришлось заночевать на берегу. Утром икона с ладьи исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей дуба, стоящего на самом высоком месте меловой горы у изгиба реки. Прослышав о чудесном исчезновении и обретении привезенной иконы, князь Роман с родными, приближенными боярами и брянским духовенством даже не направился, а практически бегом устремился к месту обретения образа. Подойдя к дубу, Роман Михайлович пал на колени и воскликнул со слезами: "О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима", — и в тот же час прозрел; как уверяет летопись, стал видеть лучше прежнего. Князь поклялся построить на этом месте храм. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан как святыня. Деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители — Свенского монастыря. На ее обустройство Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра, а впоследствии в храме и был погребен.


Роман Брянский

Роман Брянский, второй сын Михаила Черниговского, родился около 1225 года, судя по всему, в Чернигове, поскольку к тому времени его отец уже прочно овладел этим стольным городом, оставшимся ему после гибели в 1223 году в битве на реке Калке великого Черниговского князя Мстислава Святославовича, дяди князя Михаила. Матерью князя Романа была дочь Романа Мстиславовича Великого и родная сестра Даниила Романовича Галицкого, Агафья. Свои юношеские годы княжич Роман провел в Чернигове, здесь узнал о разгроме Рязани, Вщижа, отсюда вместе с семьей уехал в Киев, где его отец Михаил Черниговский претендовал на Киевский престол.



Сквозь столетия Памятью цепкой

входит в сердце былинная Русь.

Русская земля богатырями полна, - утверждает пословица, записанная на Брянщине. Подтверждение тому - жизнь и деятельность князя Романа Ми­хайловича (Старого) Брянского, с которым заключили союз сильные галицко-волынские князья. Период его правления - это время наивысшего расцвета Брянска, ставшего центром черниговской земли.

Изучая этот параграф, ты познакомишься с образом Романа Брянского, созданного художественным воображением Н.И. Поснова и других брянских авторов.

Роман Брянский - второй сын убитого в Орде черниговского князя Михаила Всеволодовича Черниговского и Киевского. После смерти отца князь Роман Михайлович переехал в Брянск, превратил его в стольный город почти всей юго-западной Руси (1246], расширив границы Брянского княжества до самого Днепра. Первоначально Брянский удел был невелик, но к концу прав­ления Романа Михайловича Брянское княжество занимало территорию совре­менной Брянской, части Орловской и Курской областей и север Черниговской области.

Из разорённого Чернигова Роман Михайлович привёз в спасшийся (тата­ры не прошли тогда сквозь наши леса) от нашествия Брянск свою жену, княги­ню Анну, сыновей Олега и Михаила, четырёх дочерей.

И вечно слово, как язык народа,

А с вечным словом вечной будет Русь!


В середине XIII в. в Дебрянск приехал черниговский князь Роман Михайлович. При князе Романе Брянском город стал крупным культурно-религиозным центром Юго-Западной Руси. На Покровской горе возведены дубовые крепостные стены. С именем князя связана легенда об основании Свенского монастыря.



«КНЯЗЬ РОМАН БРЯНСКИЙ.
Недавно коллекция Брянского городского парка-музея им. А. К. Толстого пополнилась новой работой. Автор ее — талантливый умелец Вячеслав Орлов. Скульптура выполнена из пятиметрового дубового кряжа. Гордо взирает на многочисленных посетителей парка князь Роман Михайлович, вызванный из глубины веков воображением и резцом художника.

. XIII век. 1246 год. Могущественного князя Черниговского Михаила Всеволодовича насмерть засекекли в Орде за отказ поклониться татарским идолам. Обширное княжество Михаила поделили между собой его сыновья. Мстиславу выпал Карачев. Симеону — Глухов, Юрию — Тарусса, а Роману достался лесистый край во главе с градом Брянском. Так возникло в том памятном году Брянское княжество. И было оно не очень великим. Но затем земли княжества премного умножились, охватив (по современным административным понятиям) большую часть Орловской, Курской и почти всю Черниговскую области.

В третьей четверти XIII века Брянское княжество стало одним из самых значительных на юго-западе Руси. А сам князь Роман Михайлович пользовался большим почетом и уважением соседей. Не случайно галицко-волынский летописец советовал князю Владимиру звать князя Романа Господин отче. Расширяя пределы княжества, князь Роман не забывал и всесильно укреплять Брянск, окружая его земляными валами и крепостными рублеными стенами. В 1288 году он заложил строительство Свенского монастыря. Бурную деятельность брянского князя не могли не заметить в Золотой Орде. Не по нраву пришлась она хану.

Но был князь Роман
непреклонен, и горд
и смел был
потомственный вятич.
Пусть лучше смерть
чем граду разор.

Князя Романа постыла трагическая судьба отца. Его также замучили в Орде, но город Брянск остался стоять вечно.

Брянский рабочий. - 1978. - 20 июн.

Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.


Город Брянск – золотые рассветы
И Десна в голубых берегах.
Удивительны улицы летом,
Корпуса заводские в садах.


Великий князь Роман Старый, сын Святого князя Михаила Всеволодовича, мученика и исповедника, княжил в Чернигове, как полагают, после Всеволода (Лаврентия) Ярополковича. Он и сын его Олег Романович упоминаются в Волынской летописи несколько раз, но не как Черниговские, а как Брянские (или Дебрянские) князья.

Впервые князь Роман упоминается в Ипатьевской летописи в связи с походом на его владения литовского князя Миндовга. Как раз в это время "бысть свадьба у Романа у князя у Бряньского и поча отдавати милую свою дочечь именем Олгу за Владимира князя сына Василкова внука великого князя Романа Галицкого". Узнав о внезапном нападении литовцев, Роман Михайлович прямо со свадебного пира отправился навстречу врагам. Битва произошла где-то северо-западнее Брянска. Роман Михайлович "показа мужество свое", был ранен, но наголову разгромил литовцев и "приеха в Бряньск с победою и честию великою". Свадебный пир был продолжен, а затем княгиню Ольгу отправили в Волынское княжество. Сопровождал ее старший сын Романа Михаил со многими боярами.

В 1274 году Меньгу-Тимерь дал князю Галицкому Льву в помощь против литовцев всех заднепровских князей, в том числе Брянских правителей — князя Романа с сыном Олегом. В том же году Олег Романович ездил во Владимир-Волынский к сестре своей.

Последнее известие о Романе Михайловиче встречаем в 1288 году, в сказании о явлении Свенской (Печерской) иконы Божией Матери и о начале Брянского Свенского монастыря. "В лето 6796 (1288), — так повествует сказание, — Благоверный Великий князь Черниговский Роман Михайлович, будучи в своей вотчине во граде Брянске, по Божиему изволению ослеп очами, и, слышав о чудесах исцеления, случавшихся от образа Пресвятой Богородицы Печерской и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских Киевских, послал гонца своего в тот Печерский монастырь с милостынею и прошением об отпуске той чудотворной иконы к нему в город Брянск, для испрошения от нее исцеления". Древний же список Свенской чудотворной иконы, с изображением в лицах явленных чудес от нее поясняет, что великий князь Роман Михайлович Брянский послал в Киев вместе со священниками и "архимандрита Петровского" (Брянского Петро-Павловского монастыря).

Печерский архимандрит, с согласия братии, отпустил к Благоверному князю со священниками икону на лодке рекою Десною. Во время плавания лодка вдруг остановилась среди Десны, но едва провожавшие Святую икону сказали: "Проведем эту ночь в Свене реке", лодка пошла, и они заночевали на правом берегу. Проснувшись, они пошли помолиться пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, но не нашли ее. Тогда они пошли искать Святую икону на горе против реки Свены и нашли ее на большом дубу, между ветвями. Об этом чуде было донесено князю Роману. Князь, сопровождаемый священниками, отправился пешком к месту, где находилась икона. Дойдя до того места, где теперь стоит Свенский монастырь, вздохнув, он со слезами сказал: "О, Пречудная Владычице, Богородице, Матерь Христа Бога нашего! Даруй мне, Госпоже, видеть очами своими свет и Твой чудотворный образ". Тут же князь Роман дал обет построить на этом месте храм и монастырь, и дать ему столько земли, сколько увидит с этого места. В ту же минуту он увидел небольшую тропинку и велел тут поставить Крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, князь громко сказал: "О, Пресвятая Владычице, Госпоже Дево Богородице! Услышь глас молитвы моей и дай прозрение очам моим!" После этой молитвы он прозрел и стал видеть лучше, чем прежде.

Князь Роман приказал снять с дерева икону, но никто из простых священников не мог ее снять; один Епископ снял ее и поднес к князю. Приложившись к чудотворному образу, Благоверный князь отслужил молебен, и сам со всеми бывшими на том месте начал рубить деревья. Вскоре был выстроен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Позже князь созвал братию, устроил монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом.

После 1288 года имени князя Романа в письменных памятниках не встречается, и можно предполагать, что он вскоре скончался.

Святой Роман Брянский издавна именуется Благоверным князем в Русских летописях и агиографической литературе. На Брянщине он местно почитается как Благоверный князь и Небесный покровитель Брянской Земли.

Читайте также: