Княгиня ольга и псков кратко

Обновлено: 02.07.2024

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Эта статья - про знаменитую киевскую княгиню Ольгу. История ее взлета на самый верх общества и то влияние, которое она оказала на развитие Руси - тема, давно будоражащая воображение историков, писателей, художников.

Те истории, которые связаны с ее жизнью, характеризуют Ольгу как женщину с железным характером, очень решительную, жестокую, мстительную, идущую по головам к своей цели, умную и хитрую. Как бы ее не пытались обелить (ну понятно, святая же, равноапостольная), против фактов не попрешь.

Суровый характер этой женщины отражен и в рисунке неизвестного мне современного художника. Мне нравится, как он преподнес ее образ. Здесь Ольга показана красавицей, но смотрит прямо на зрителя холодным взглядом. Губы ее сжаты так, что сразу понятно - с этой дамой шутки плохи. Ольга держит в руках винный рог (а отнюдь не макет церкви, как ее изображают в качестве святой) и стоит на фоне пытающего города и воинов в доспехах.

О ее происхождении точных сведений нет. Наиболее распространенная версия (исходя из "Повести временных лет") та, что она жила в детстве в деревне Выбуты, что под Псковом.

Как-то князь Игорь, сын Вещего Олега, приехал в Псков поохотиться (однако ж далековато он заехал от Киева-то). И тут на речной переправе он встретил красавицу Ольгу. Немедленно возжелав ее, парень выразил свои намерения открыто, на что получил от гордой псковитянки отпор. Вернувшись в Киев, он не мог забыть девушку и, когда Олег решил его женить, сказал, что хочет в жены именно ту псковскую девушку.

Так что снова поехали во Псков, нашли там Ольгу, и Игорь женился на ней. По некоторым выкладкам получается, что ей было на тот момент 12 лет, а то и 10, но это вряд ли. Точной даты рождения Ольги мы не знаем, так что, думаю, ей было хотя бы 15, и она уже расцвела девичьей красой. Иначе - о чем бы был сыр-бор?!

В летописи говорится, что она была варяжского происхождения, что вполне вероятно. Через Псков шли из варяг в греки, так что викинги тут порой оставались, заводили семьи. Найденное лет 15 назад буквально в центре Пскова захоронение знатной скандинавской дамы подтверждает этот факт.

По другой версии, Ольга была славянкой, носила имя Прекраса, а Ольгой ее назвал Олег, переиначив свое имя на женский лад. Как бы то ни было, девушка оказалась в Киеве в самом сердце элиты тогдашнего общества. А вскоре стала первой леди Киевской Руси, если можно так выразиться. Игорь стал великим князем.

Судя по всему, Ольга отличалась властолюбием и умела руководить. После того, как древляне убили Игоря (из-за того, что он по жадности захотел полностью обобрать их, хотя до того уже взял большой налог), она долго и изощренно мстила им, нарушая все законы (например, не трогать послов). При этом она отличалась жестокой фантазией и придумывала всякие оригинальные способы смертоубийства.

Поскольку ее сын Святослав был мал, она фактически правила страной, и в качестве правительницы ездила в Константинополь. Там ее начал домогаться император, но Ольга отлично вышла из ситуации, заявив, что не может, будучи язычницей, выйти замуж за христианина. Император тоже был не дурак, и велел патриарху крестить ее, что и было проделано, притом крестным выступил сам император. Это его и подвело. Ольга теперь заявила, что стала его крестной дочерью, так что выйти замуж за него опять-таки не может.

Так или иначе, она стала христианкой, хотя (я уверена) это никак не повлияло на ее образ жизни. Своего сына Святослава и дружину она не сумела сагитировать на новую веру (да думаю, и не особо старалась), но зато внук Владимир оказался податлив. Став взрослым, он из политических соображений принял христианство, свою бабушку объявил святой (видимо, действительно любил ее), и началась уже приглаженная легенда о святой равноапостольной княгине Ольге, в крещении Елене.

А в реальности, я думаю, это была жуткая женщина, хотя и красивая.

Почитайте еще на моем канале:

Гротескный пин-ап Владимира Казака - эта статья ограничена в показах якобы из-за шoковoго контента. Зайдите и убедитесь, что это не так.

knyaginya_olga

Следует заметить, что Ольга – первая женщина, о которой рассказывается в истории древней Руси. Ни одного другого, более раннего женского имени русичей до нас не дошло, в том числе ничего не знаем мы о жёнах князей Рюрика и Олега. И это не случайно. Ольга – первая княгиня, самостоятельно, без мужа правившая Киевской Русью.

На Великой ниже Выбут река делится небольшим островком на два рукава. Правый, более глубокий рукав, считается Ольгиными воротами, а левая мелкая протока – Ольгиными слудами. Большой гранитный валун, выступавший из воды южнее островка, тоже звали Ольгиным: по преданию, Ольга в детстве после купания отдыхала на этом камне.

Впрочем, в дореволюционном Пскове споры о времени основания Пскова волновали только историков и любознательных краеведов. Православные псковичи не вдавались в такие тонкости и свято верили в Житие Святой Ольги. Оттуда они ещё с детства почерпнули живописные рассказы о встрече на Великой возле Выбут князя Игоря с очаровательной перевозчицей Ольгой, о её замужестве в далёком Киеве, о коварной мести за гибель мужа, о крещении её в христианском Царьграде.

Поэтому благодарные псковичи многие века помнили свою выдающуюся землячку, считали её своей небесной покровительницей и много сделали для её прославления. Об этом мы находим немало примеров в долгой истории города.

Особо почитаемым считалось то место на левом берегу Великой против кремля, где благоверная княгиня в память о чудном видении поставила дубовый крест. Позднее ОЛЬГИН КРЕСТ перенесли в Троицкий собор. В сильный пожар 1609 года он сгорел, но через 14 лет псковичи возобновили его, сделав подобный крест. Он и сейчас находится там, в центральном помещении кафедрального собора, и остаётся предметом поклонения верующих.

А на месте того дубового креста, на обрыве крутого завеличенского берега в давние времена поставили ЧАСОВНЮ СВЯТОЙ ОЛЬГИ РОССИЙСКОЙ. Из-под неё выбивался прозрачный ключ, называвшийся Ольгиным колодцем. Эта часовня за несколько веков не раз возобновлялась и перестраивалась, пережила немало воин. И только в наши 60-е годы её не пожелали отремонтировать и безжалостно снесли. Недавно возродившееся в Пскове Ольгинское общество, прежде всего, отметило место бывшей часовни, поставив здесь памятный металлический крест, напоминающий своими очертаниями тот, Ольгинский. Общество, рассчитывая на помощь россиян и властей, на бескорыстие проектировщиков и строителей, готовится в дальнейшем возвести на этом месте новую часовню. Открытый конкурс проектов такой часовни уже завершился.

Псковичи считали княгиню Ольгу основательницей своего главного – Троицкого собора. В конце XVII века его пришлось заново возводить в четвёртый раз. Тогда, в нижнем этаже собора разместили ПРЕДЕЛ СВЯТОЙ ОЛЬГИ. Однако после пожара 1770 года заложили для прочности бутовым камнем часть этого помещения. А престол Святой Ольги перенесли в Благовещенский собор, находившийся там же, в кремле (он считался зимним кафедральным собором епархии).

В 30-е годы прошлого века обветшавший Благовещенский храм построили заново, из кирпича, в стиле позднего классицизма. И опять устроили в нём Ольгинский придел. Но через сто лет эту церковь взорвали под предлогом использования кирпича для строительства жилого дома. Поэтому в современном Троицком соборе один из четырёх приделов второго этажа вновь посвятили святой Ольге.

В XIX веке по мере развития губернского города имя святой Ольги стало в Пскове ещё более популярным. Его, в частности, присвоили первому детскому приюту, открытому здесь в день святой Ольги – 11 июля 1844 года. С Высочайшего разрешения его приняла под своё покровительство дочь императора княжна Ольга Николаевна. ПРИЮТ СВЯТОЙ ОЛЬГИ находился на правой стороне Сергиевской улицы (так тогда называли Октябрьский проспект) между Ивановской (Гоголя) и Стенной (Свердлова) улицами. Попечительство об этом детском приюте стало и первой псковской благотворительной общественной организацией. На средства, собранные попечительством среди местных жителей, в приюте воспитывались до сотни девочек. Часть из них, в основном сиротки, жили в приюте, а остальные утром приходили из дома: обучались грамоте, рукоделию и другим домашним делам.

По свидетельству летописца, княгиня Ольга скончалась в Киеве 11 июля 969 года. Поэтому русская православная церковь, причислив её к лику святых, установила, что эта дата является днём памяти святой Ольги, днём памяти для всех крещённых её именем. Особенно торжественно старались отметить этот день в старом Пскове. Инспектор Псковской духовной семинарии Александр Сергеевич Князев (1814-1897), автор многих краеведческих трудов о нашем городе, выступил с предложением ежегодно проводить 11 июля КРЕСТНЫЙ ХОД. Соответствующее разрешение Святейшего Синода, утверждённое императором, выхлопотал архиепископ Феогност, управлявший Псковской епархией с 1862 года до самой смерти в 1869 году. Первый такой крестный ход в Ольгин день псковичи успели провести ещё при нём – в 1868 году.

Накануне, 10 июля, крестный ход отправлялся из Троицкого собора и по плавучему мосту переходил на Завеличье. Там на берегу, у Ольгинской часовни, обычно сам епископ служил молебен, а затем верующие шли пешком до погоста Выбуты, где оставались на ночлег. Утром 11 июля совершалось торжественное богослужение сначала в древней выбутской приходской церкви святого пророка Ильи, а потом на обратном пути у самого большого из гранитных валунов, находившегося в полукилометре от храма. Его также почитало местное население, как Ольгин камень, показывали на нём след княгини и выбили крест.

По некоторым источникам, княгиня Ольга скончалась в возрасте примерно 79 лет. Однако рассказ о встрече на берегах Великой княжича Игоря с будущей супругой рисует перевозчицу Ольгу не 14-ти летней девочкой, а взрослой, сильной, решительной, рассудительной и прелестной девушкой. Поэтому псковичи посчитали, что в 903 году, когда состоялась свадьба, Ольге исполнилось 20 лет. Поэтому в 1883 году псковское археологическое общество решило отметить тысячелетие со дня рождения. Оно заранее обратилось к городской думе с просьбой принять участие в этом праздновании. По предложению городского головы Петра Петровича Калашникова дума постановила ознаменовать юбилей открытием бесплатной начальной школы (с обучением и рукоделию) для 60 девочек.

ОЛЬГИНСКУЮ ЖЕНСКУЮ ШКОЛУ открыли 7 ноября того же года на Завеличье в небольшом домике рядом с Успенской Пароменской церковью, то есть неподалёку от часовни святой Ольги. Впрочем, ей не раз пришлось менять помещение, пока к концу века для школы не арендовали часть дома Отто Ивановича Граудума на углу Новгородской и Казанской улиц (ныне – дом № 22 по ул. К. Маркса). Здесь в 1901 году за городской счёт получали начальное образование уже 115 девочек. Затем по настоянию попечительницы школы Марии Ивановны Агаповой (Дочери известного краеведа И. И. Василёва, супруги нового городского головы А. А. Агапова и содержательницы частной женской – Агаповской гимназии) в 1904 году программа и срок обучения в Ольгинской школе увеличились, а в 1908 году её преобразовали в женскую прогимназию. Для Ольгинской прогимназии через пять лет спроектировали отдельное собственное здание, но его постройке помешала мировая война. Так что в том же частном дома Граудума Ольгинская прогимназия после Февральской революции в августе 1917 года вновь повысила свой статус, преобразовавшись в полноправную женскую гимназию.

На юбилейном заседании 1 июля 1883 года члены псковского археологического общества по добровольной подписке собрали 832 рубля на устройство предела во им святой Ольги к выбутской Ильинской церкви. Для постройки наружного придела такой суммы было явно мало, и через три года епископ Гермоген посоветовал взамен предела возвести часовню при Ольгинском камне, возле которого останавливался крестный ход.

Проект часовни безвозмездно составил псковский городской архитектор Александр Николаевич Векшинский (уроженец Порхова, будущий академик архитектуры). Он же руководил её постройкой. Освящение Ольгинской часовни в Выбутах приурочили ко дню святого равноапостольного князя Владимира – 15 июля 1888 года, когда все православные торжественно праздновали 900-летие крещения Руси.

В тот же день 15 июля 1888 года в Выбутах состоялось ещё одно торжество. В память 900-летнего юбилея крещения Руси Псковское уездное земское собрание решило построить новый дом для ВЫБУТСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ, открытой четырьмя годами ранее в приспособленном помещении. К юбилейным дням новое здание было подведено уже под крышу, и духовенство осветило там приготовленную для школы икону святых равноапостольных князей Владимира и Ольги.

НАБЕРЕЖНАЯ в городе на левом берегу Великой, на которой стояла часовня святой Ольги Российской, с незапамятных времён тоже считалась Ольгинской. И её в 1923 году переименовали в Красноармейскую. Борьба горожан за возвращение прежних названий отдельных псковских улиц началась с этой набережной. После долгих и страстных дискуссий здравый смысл победил, и по решению горисполкома от 29 января 1992 года старая часть набережной, доходившая до церкви Климента, вновь стала Ольгинской.

Одновременно всероссийское общество святой Ольги продолжало хлопотать и о сооружении памятника в Пскове. По его просьбе городская дума отвела место для него на городской площади около береговой крепостной стены. Архитектор Елизавета Петровна Черемисинова составила его проект и подготовила модель памятника. В августе 1914 года проект получил высочайшее одобрение императора. Но его закладка так и не состоялась.

Многие века Псков не имел постоянного моста через Великую, и с 1869 года местные власти начали хлопотать о его постройке. Эти ходатайства увенчались успехом только через сорок лет, когда из государственного бюджета были выделены средства на сооружение железного моста в Пскове. Его строили с марта 1909 года по октябрь 1911 года. Любопытно, что ещё до завершения работ местные газеты стали называть МОСТ Ольгинским. А официальное разрешение императора на такое наименование последовало только 9 ноября 1911 года. И хотя уже в феврале 1923 года – к пятилетию боёв под Псковом с кайзеровскими войсками – его переименовали в мост Красной Армии, у старожилов он всегда оставался Ольгинским. Они до сих пор грустят, сожалея, что в 1969 году тот любимый железный ажурный мост был разобран. И построенный вместо него железобетонный народ тоже зовёт по привычке Ольгинским, хотя официальное решение о возвращении этого имени всё ещё не принято.

Как видим, княгиня Ольга была в губернском Пскове наиболее почитаемой исторической личностью. К несчастью, затем многое, связанное с её именем, оказалось уничтоженным. Возродить память о ней взялось Ольгинское общество, созданное в мае 1991 года при местном музее-заповеднике. О некоторых его делах мы уже упомянули. Напомним ещё и о значительной просветительской деятельности общества: организации научных Ольгинских чтений, поездок по памятным Ольгинским местам, издании краеведческой литературы. Ольгинское общество и в дальнейшем надеется на сочувствие и поддержку городских областных властей и организаций, всех псковичей и ревнителей российской истории из других краёв.

Левин Н. Ф. Княгиня Ольга в Псковской истории
/ Н. Ф. Левин
// Псковская правда. - 1995. - 19, 20 июля.

Княгиня Ольга, жена киевского князя Игоря и мать князя Святослава.

С её именем связано первое упоминание о Пскове в летописи (903 год), она считается основательницей Троицкого собора в Пскове. Благодаря её усилиям была укреплена крепость Пскова.

После смерти мужа, в малолетстве сына Святослава, а затем во время его походов управляла Киевской Русью.

Мудрая устроительница Русского государства была во всём первой. Около 955 года она крестилась в Византии. Став первой христианкой в русском княжеском роду, она первая начала вводить христианство на Русской земле. За свои заслуги в распространении христианства, за праведную жизнь княгиня была причислена к лику святых, и именуется православной церковью как Святая Равноапостольная Благоверная княгиня Ольга Российская.

Имя княгини осталось на псковской земле в топографических и географических названиях; в самом Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, вновь восстановлена Ольгинская часовня.


Спустя 140 лет после кончины княгини Ольги древнерусский летописец писал о первой русской святой: "Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи".

Ее на протяжении веков называют "корень Православия", а в молодости — "дивной в девицах". Она приняла христианство около 957 г. первой из русских правителей и за три десятилетия до крещения Руси ее внуком князем Владимиром, на которого Ольга оказала огромное духовное влияние.

Великая княгиня и великий князь Киевский — Ольга и Владимир Креститель — стоят рядом в истории Руси не только как родственники, но и как два святителя, за свои деяния по христианизации наших земель именуемые церковью равноапостольными.

24 июля (11-го по ст. ст.) 969 года — день кончины святой равноапостольной княгини Ольги — личности, связующей воедино земли Древней Руси.

День памяти ее внука святого равноапостольного князя Владимира отстоит в пяти днях — 28 июля; и ныне вся наша Русь — Великая, Малая и Белая — празднует в этот день 1027-летие своего Крещения.

ПУТЕШЕСТВИЕ на родину равноапостольной Ольги - в ПСКОВ

Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. Иоакимовская летопись уточняет, что Ольга (Хельга, Вольга, что в переводе с варяжского означало "святая") принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий.

С Псковской землей святая Ольга связана не только рождением, но и закладкой первых храмов, совершенно уникальных как памятники истории, культуры и архитектуры древней Руси.

Она же является небесной покровительницей Пскова.









Ольгинский крест и Ольгинская часовня стоят на Ольгинской набережной. Так она и называлась до 1923 года. Потом была переименована в Красноармейскую. Но в 1992 году историческое название было набережной возвращено.


История Пскова неразрывно связана с именем княгини Ольги. С древних времен она считается святой покровительницей Пскова. Почитание княгини Ольги находит выражение в большом количестве городских объектов, которые носят ее имя. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинская часовня, Ольгинский крест, есть Ольгинский мост, есть гостиница "Ольгинская", а так же два памятника святой равноапостольной княгине Ольге Всероссийской.


Памятник Святой равноапостольной княгине Ольге в Пскове работы скульптора Вячеслава Клыкова






Розы сердца (Княгиня Ольга). Художник Святослав Рерих, 1923 год

Читайте также: