Кносский дворец кратко история

Обновлено: 06.07.2024

На живописном Крите, в окрестностях популярного курорта Ираклиона, находится знаменитый Кносский дворец. Он является красивейшим памятником древней архитектуры Греции и окутан множеством мифов и историй. Трудно найти человека, который не слышал о Минотавре и других легендах, связанных с этим местом. Вопреки разрушительной силе времени, варваров и землетрясений, отдельные элементы дворца очень хорошо сохранились и представляют огромный интерес для туристов.

Кносский дворец

Кносский дворец в мифологии

В древнегреческих документах чрезвычайно тонка грань между реальной историей и мифологией, поэтому трудно утверждать, что было на самом деле, а что породила фантазия поэтов. Предполагается, что Кносский дворец, как и большинство построек на Крите, основал царь Минос. Он пользовался милостью Зевса и Посейдона, которые не раз выручали его в трудную минуту.

Согласно легенде, Минос обязан был приносить в жертву Посейдону самого красивого быка, но однажды пожадничал и отдал менее достойное животное. Рассерженный бог в отместку пробудил страсть его жены к быку, от союза с которым и родился Минотавр – человек с бычьей головой.

Существо это было очень кровожадным и требовало человеческих жертв. Ежегодно юношей и девушек отправляли в коридоры лабиринта на съедение Минотавру, пока однажды в их числе не оказался Тесей. Принц Афин сумел победить жестокого Минотавра. Правда, для этого ему понадобилась помощь Ариадны – дочери Миноса. Позже Тесей с возлюбленной покинули остров, а через несколько столетий сильное землетрясение значительно повредило дворец, и почти полностью разрушило лабиринт.

История Кносского дворца

В архитектуре минойского периода Кносский дворец считают самым крупным и монументальным строением. Находился он в административном и экономическом центре острова. На одном месте дворец возводили дважды. Первая постройка датируется 1900 годом до н.э. Она была разрушена сильным землетрясением.













Отстроенный заново дворец стал величайшим сооружением. Несколько столетий он являлся важным культурным и административным центром, пока в 1500 г. до н.э. не проснулся вулкан на соседнем острове. В результате сейсмической активности, от Санторини к Криту направились сильнейшие приливные волны. Они нанесли непоправимый урон не только Кносскому дворцу, но и всей минойской цивилизации.

Развалины дворцового комплекса были обнаружены в начале прошлого века А. Эвансом. Именно он и трудился несколько лет со своей командой над восстановлением величественного здания. Под его руководством также произведена частичная реконструкция сооружений, однако эти работы современники часто подвергали критике.

Описание и архитектурные особенности

В древности Кносский дворец состоял из множества соединенных между собой построек и занимал несколько уровней. Некоторые ученые считают, что лабиринт Минотавра располагался где-то поблизости от дворца. Другие же, изучив запутанный план комплекса, уверены, что сам дворец и являлся лабиринтом. Его корректнее называть городом, а не просто дворцом, ведь на площади 16 000 м² расположилось более 1300 помещений.

Реконструкция дворца

Обнаружить какую-либо системность в архитектуре очень сложно. Возникает ощущение, что строили его абсолютно обособленные бригады. Некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом. В постройке мало симметричных деталей, фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, зато технология строительства находится на высочайшем уровне.

Схема Кносского дворца

Не менее интересны большие лестницы, выполненные из цельных блоков. У лестниц имелись специальные каналы для сточных вод, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система.

Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.

В процессе раскопок найдено большое количество статуй, предметов быта и драгоценностей. В отделке помещений хорошо сохранились древние фрески. Путешествуя по Кноссу, туристы словно перебираются на небольшие яркие островки старинного дворца. Чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах, стоит воспользоваться картой развалин.

Как добраться?

Кносс расположен на Крите, недалеко от города Ираклиона. Регулярные автобусные рейсы отправляются от автостанции каждые полчаса, а иногда и чаще. Можно добраться к музею на автомобиле. Чтобы туристы не заблудились, по пути встречается множество указателей к главной достопримечательности острова. У самого входа на территорию дворца оборудована большая автомобильная парковка с бесплатным въездом.
Посетить дворец можно с групповой экскурсией. Её предлагают в соседних городах и прямо на месте. Возле входа на территорию дворца, приблизительно за 15-20 минут, собираются экскурсионные группы по 6-10 человек. Также можно нанять персонального гида.

Туристы на экскурсии

  • 8:00-19:00 (апрель-октябрь);
  • 9:00-15:00 (ноябрь-март).

Как подготовиться к экскурсии

Экскурсия по развалинам занимает несколько часов, поэтому необходимо иметь удобную одежду и обувь, а также запастись водой. Головной убор и солнцезащитные средства также не будут лишними. В летние месяцы стоит приходить до обеда или после 16:00, иначе можно получить солнечный удар, ведь тени почти нет.

Чтобы подробнее изучить достопримечательности, в киосках у входа можно купить карту и путеводитель. Они предлагаются на различных языках, в том числе и на русском.

Кносский дворец или Лабиринт Минотавра - это самая значимая достопримечательность Крита. По своей популярности с Кносским дворцом может сравниться лишь Афинский акрополь. Ежегодно дворец посещают миллионы туристов.

История Кносского дворца

кносский дворец

Каждый фрагмент этого археологического комплекса имел строго определенное назначение. Северная часть Кносского дворца, например, выполняла торговую функцию, там начиналась дорога, соединяющая Кносс с портом. На востоке находились личные покои царя и царицы, а также район с мастерскими. Западная часть дворца административная, она известна в первую очередь тронным залом, многочисленными кладовыми и святилищами. Но обо всём по порядку.

Ну, а кому лень читать статью, посмотрите наше видео о Кносском дворце, как это выглядит в реальности без прикрас и преувеличений. Наши впечатления и эмоции.

Видео Кносского дворца

Западный двор Кносского дворца

Западный двор – это место религиозного культа. У самой стены Кносского дворца находятся четырехугольные основания двух алтарей, на которых приносили в жертву богам коз, овец. А во время самых важных праздников – и быков.

Пройдя турникеты вы как раз попадаете на Западный двор.

кносский дворец западный двор


Западный двор Кносского дворца

ямы кулурес в Кносском дворце


Ямы Кулурес на западной части дворца

ямы кулурес в Кносском дворце


Исторические сведения о Кулурес на греческом и английском языках (на русском языке информации в Кносском дворце нигде нет)

Здесь же на западном дворе находится бюст Артура Эванса, он посвятил свою жизнь раскопкам Кносса. Эванс доказал ученым, что Кносский дворец – не миф, придуманный древними греками. Именно Эванс назвал древнейшую цивилизацию минойской.

Артур Эванс


Бюст Артура Эванса

Колонны Кносского дворца

Все минойские колонны Кносского дворца терракотового и чёрного цвета являются восстановленными и не сохранились в оригинале, т.к. минойцы создавали свои колонны из дерева. Это связано с частыми землетрясениями на Крите. Минойские архитекторы понимали, что при землетрясении дерево может амортизировать и устоять, а каменная колонна расколоться.

колонны Кносского дворца


Колонна в Кносском дворце

Южный вход во дворец

Если повернуться на юг вы увидите большие бычьи рога – символ мужского божества.

Поднявшись наверх, увидите большие керамические сосуды – Пифасы. Темные фрагменты Пифасов – настоящие, светлые – это реставрация. Возраст сосудов превышает 3,5 тысяч лет. В них хранили мёд, вино, оливковое масло.

Кносский дворец южный вход


Южный вход в Кносский дворец (на стене фреска "Коридор процессий")

сосуды Пифасы


Керамические сосуды Пифасы (темные фрагменты - настоящие, светлые - реставрация)

Тронный зал и покои царя

Это одно из самых важных помещений Кносского дворца. Тронный зал состоит из двух помещений.

Первая комната - приёмная - здесь посетитель готовился предстать перед царём. Здесь же вы увидите деревянную копию трона царя.

Второе помещение за стеклом – тронный зал. У правой стены расположен настоящий трон, выполненный из камня. По обеим сторонам трона находятся скамьи, на них располагались жрецы. На стенах можно увидеть реставрированные изображения грифонов. У грифонов голова орла, тело льва, хвост змеи, это символизирует соответственно верхний, средний и нижний миры. Т.е. грифоны соединяют в себе все уровни бытия.

Чаша, находящаяся перед троном – в действительности находилась в прихожей. Она имела культовое предназначение. Слева, напротив трона находится еще одно небольшое помещение. Это бассейн очищений. Таких бассейнов на территории Кносского дворца было обнаружено несколько. Они предназначались для совершения священных омовений и символизировали очищение человека. Ведь только чистый душой человек мог предстать перед царём.

тронный зал в Кносском дворце


Тронный зал можно сфотографировать только через стекло, отстояв большую очередь

тронный зал в Кносском дворце


За колоннами находится бассейн очищения

трон в Кносском дворце


Деревянная копия царского трона

Центральный двор

Центральный двор – это сердце Кносского дворца, место ритуальных игр с быком, здесь же родился миф о Минотавре и лабиринте. Центральный двор имел невероятно важное техническое так и религиозное значение. С технической точки зрения он необходим был, чтобы обеспечивать достаточное освещение и вентиляцию примыкающих помещений. Также под ним располагалась огромная цистерна объёмом 12 тыс. литров, где собиралась дождевая вода.

кносский дворец центральный двор


Центральный двор Кносского дворца (очередь как раз выстроилась к тронному залу)

Покои царицы

Здесь царица проводила большую часть дня. Покои прекрасно сохранились до наших дней. Здесь была найдена фреска с изображением дельфинов. Сегодня она находится в музее, а на её месте размещена точная копия.

Также здесь вы увидите два дверных проёма. Первый вёл в покои царицы, второй – в покои царя. Справа был выход в небольшой внутренний дворик. Слева был обнаружен будуар царицы (в настоящее время туда пройти нельзя). Ещё одна важная находка – здесь же была полноценная ванная комната с каменным туалетом и канализационная система. Почти 4 тыс. лет назад в 17-18 вв. до нашей эры во многих домах Кносского дворца уже было центральное водоснабжение и канализация!

Кносский дворец покои царицы


Покои царицы в Кносском дворце можно посмотреть только через стекло также отстояв очередь

Восточное крыло Кносского дворца или большая лестница

В восточной части дворца было 4-5 этажей. В центре восточного крыла большой четырёхугольный колодец, он был необходим для освещения и вентиляции ниже расположенных уровней. Многие ступени сохранились в оригинале. По этой лестнице можно было спуститься в царские покои.

Северный вход в Кносский дворец (фреска с красным быком за колоннами)

Северный вход– это самая узнаваемая часть Кносского дворца - стена с изображением скачущего быка за тремя колоннами. Через северный вход дворец сообщался с портом.

Что касается фрески с изображением быка – она, конечно же, реставрирована. Оригинал находится в музее.

Когда Кносский дворец был полностью разрушен землетрясением, данная фреска с быком оставалась целой и невредимой. Найдя данную фреску, греки именно по ней создали легенду про быка Минотавра в лабиринте. Как это ни печально, но, скорей всего, лабиринт никогда не существовал, по крайней мере в реальном мире. Возможно, минойцы подразумевали лабиринт, как промежуточный этап, между миром живых и миром мёртвых. Как путь или испытание, которое должна преодолеть душа на пути в лучший из миров. Чтобы войти в лабиринт, минойцу надо было умереть.

Кносский дворец


Самая узнаваемая часть Кносского дворца - фреска с быком и тремя колоннами

Кносский дворец


Подняться к фреске и столбам нельзя, все перекрыто ограждениями. Если кто-то начинает перелезать, охрана громко свистит в свисток

Древний театр

Это не простая лестница, как может показаться вначале. Это самый древний театр Европы. Здесь происходили различные религиозные действа, посвященные минойским богам. Зрители располагались на ступенях, причём стоя, а не сидя. Возвышения предназначалось для наиболее высокопоставленных лиц Кносского дворца. Неровность сцены демонстрирует последствия от землетрясения.

театр в Кносском дворце


Это вовсе не ступени, а древний театр минойцев

Фрески Кносского дворца

Фрески, найденные при раскопках в Кносском дворце, имеют первостепенное значение, т.к. именно по ним учёные смогли определить внешний вид минойской расы, их вероисповедание, уклад жизни. Да, здесь были также найдены таблички с письменами, но они до сих пор не расшифрованы.

фреска в кносском дворце


Фреска "Коридор процессий"

Небольшое количество фресок Кносского дворца можно найти в помещении, называемое Комната копий.

Минойские фрески указывают на наличие матриархата (главенство женщины в обществе и семье).

На следующей фреске изображены женщины - жрицы, а вся красная масса вокруг – это мужчины. Это явное проявление матриархального мировоззрения.

фрески в кносском дворце


Фреска с изображением женщин жриц

На следующей фреске также изображены жрицы. Здесь большое внимание уделено деталям, прорисовки одежды, украшениям, лицам женщин.

фрески в кносском дворце


На данной фреске более детальная прорисовка жриц

В минойской культуре отсутствовало изображения насилия, убийства, кровопролития, эротики.

Главная фреска в комнате – Игра с быком. На фреске изображён бык и три человеческой фигуры. Это символ трёх упражнений, которые являлись частью игры с быком. Сначала необходимо было ухватиться за его рога. Затем совершить кувырок через спину животного и приземлиться с противоположной стороны. В чём смысл? А смысл в том, что данная игра с быком – это символическое изображение союза между богиней Матерью и божественным быком. Это ритуал воссоединения божеств минойцев, начало нового природного цикла, возрождение природы. Это был главный праздник для минойцев.

фреска игра с быком в кносском дворце


Фреска "Игра с быком"

Причём же здесь минотавр?

Миф о минотавре был придуман именно греками. Когда происходила ритуально-священная игра минойцев с быком, чужеземцев – греков, не пускали во дворец. Они могли только слышать вой быков, душераздирающие крики раненных атлетов, возгласы толпы. Благодаря грекам рождается легенда, что здесь в сердце лабиринта, некое чудовище с головой быка принимает человеческие жертвы, живьём поедая несчастных людей.

Ещё одна важная и самая таинственная фреска Кносского дворца – Принц с лилиями. Фреска является трёхмерной и выделяется своими большими размерами. К сожалению, до сих пор неизвестно, что на самом деле на ней изображено.

фреска принц с лилиями


"Принц с лилиями"

Карты Кносского дворца

карта кносского дворца

карта кносского дворца

карта кносского дворца

Далее немного поделимся своими впечатлениями о Кносском дворце.

Наш отзыв о Кносском дворце

Поддавшись на рекламу и раскрученность этого археологического комплекса, мы приехали посмотреть, что за дворец за такой. Кносский дворец представляет собой частично восстановленные руины с частично сохранившимися стенами, арками и фресками. Территория намного меньше археологического парка в Пафосе на Кипре, но сохранившихся и реставрированных руин больше.

Просто так гулять по развалинам Кносского дворца за 15 евро с человека достаточно большое расточительство (деньги заплатите, но ничего не поймёте, что и где находится), поэтому лучше всего воспользоваться хотя бы аудиогидом (можно скачать на телефон перед поездкой) или заказать экскурсию. На месте тоже предлагают экскурсии с экскурсоводом. Стоимость может колебаться от 10 до 20 евро (помимо стоимости билета). Имейте ввиду – это не индивидуальная экскурсия, придётся ждать, пока соберётся группа (и группы собирают большие).

При этом придётся отстоять много очередей, чтобы посмотреть ключевые достопримечательности дворца. Самые большие очереди собираются у тронного зала и покой царицы. Стоять в очереди придётся на солнышке, причём, если вы возьмёте групповую экскурсию, то стоять уже придётся 100%, т.к. уплочено.

Можно, заранее забронировать индивидуальную экскурсию на русском языке с гидом - историком, стоить это будет, естественно, дороже, но зато не придётся на жаре ждать сбора группы, и вы сможете пройтись более интересным индивидувльным маршрутом по дворцу.

Примеры интересных индивидуальных экскурсий по Кносскому дворцу:

Совет 1: обязательно возьмите с собой воду, головные уборы и аудиогид на телефон. Ну, или распечатку статьи о Кноссе с нашего сайта.

Совет 2: если есть возможность и желание, лучше заранее возьмите экскурсию в Кносский дворец , т.к. очень многое непонятно, а ведь здесь самое главное - история!

Совет 3: приезжайте в не сезон или когда, облачная погода и пораньше. В кассах дворца всегда большие очереди, но они быстро двигаются. Стоять придётся 10-15 минут.

А теперь важная информация по ценам, времени работы Кносского дворца и маршрутам, как добраться до данной достопримечательности Крита.

Стоимость входных билетов в Кносский дворец и часы работы

Обычный входной билет стоит - 15 евро.

Стоимость льготного билета - 8 евро.

На официальном сайте фигурирует достаточно длинный список лиц, которые имеют право на скидку. В 95% случаев это относится к гражданам Греции и ЕС. Если вы не гражданин ЕС, то льготный билет распространяется только на студентов высших учебных заведений по предъявлению студенческого билета.

Гиды имеют право проходить бесплатно при предъявлении служебного удостоверения.

стоимость билета в кносский дворец

часы работы кносского дворца

Как добраться до Кносского дворца?

Мы не будем сейчас говорить о том, как добраться до него на экскурсионном автобусе – это забота турфирмы.

На автомобиле

На автомобиле тоже всё просто – обозначаете точку на карте в навигаторе (без которого в чужую страну лучше не ехать), и он вас ведёт куда надо. Мы используем MAPS.ME. Но можно и с Google-навигатором попробовать. Дорога к дворцу ведёт хорошая. Единственный момент – лучше приезжать или рано утром к открытию, либо уже где-то к обеду. Стоянка бесплатная возле дворца есть, но она маленькая и вся заставлена автобусами.

На городском автобусе

Из Ираклиона с автовокзала ходит городской автобус №2 синего цвета. У него на лбу написано Knossos, и Кносский дворец является конечной остановкой на его маршруте. Время поездки – 20 минут. Стоимость билета в одну сторону – 1,5 евро.

Подводя итог, выделим субъективные плюсы и минусы посещения Кносского дворца.

Плюсы: многовековая история, интересные фрески, экспонаты, запах сосен вокруг.

Минусы: цена за билет, толпы народа и очереди. В кассах нет карт, брошюр с информацией о территории Кносского дворца.

Стоит ли ехать в Кносский дворец? - Скорее да, чем нет. Но, не возлагайте больших иллюзий, если честно, мы не получили большого восторга, возможно, это произошло из-за завышенной стоимости билетов и больших толп туристов. Надо быть к этому готовым.

Развалины Кносса

Остров Крит — место необычайное. Он расположен в середине Средиземного моря и соседствует с тремя континентами одновременно: Европой, Африкой и Азией. История острова окутана легендами, повествующими о фантастических или реальных событиях минувших времен (по меньшей мере, это родина самого Зевса!). Издавна остров был центром Минойской цивилизации — древнейшей в Европе (2500– 1400 гг. до н. э.). С того времени на острове осталось много свидетельств его былого величия. И, пожалуй, наиболее яркая среди исторических жемчужин — дворец в Кноссе.

Как добраться

Из Москвы в Афины есть прямой рейс (Aeroflot, от €330) и рейс с пересадками, что выйдет немного дешевле (Air Moldova/ Malev, от €200/250). Далее купите билет на самолет до города Ираклиона (от €80).

Шедевр древней архитектуры минойцев Кносс относительно хорошо сохранился до наших дней. Он расположен на большом холме, приблизительно в 5 км от северного берега острова Крит и примерно на таком же расстоянии на юго-восток от современного города Ираклион, столицы острова.

Руины Кносского дворца

Фрагмент дворца

Развалины дворца, дошедшие до наших дней, относятся к так называемому новодворцовому периоду, после 1600 г. до н. э. Дело в том, что дворец несколько раз разрушался и строился вновь. Так, первый раз он был возведен около 1800 г. до н. э., вскоре был разрушен, и на его месте построен другой. Около 1600 г. до н. э. здесь произошли сильные землетрясения, в итоге многие постройки сровнялись с землей. Впрочем, ведутся ремонтные работы и строятся другие великолепные сооружения. Однако неудача за неудачей преследуют критян: извержение вулкана Санторин около 1450 г. до н. э. стало началом конца минойской цивилизации. Вторжение ахейцев (в начале II тыс. до н. э.) усугубило положение критян, а военные конфликты, связанные с приходом дорийцев (начало I тыс. н. э.), довели дворец до разрухи. С этого момента территория дворца не была заселена, хотя Кносс продолжал оставаться важным городом вплоть до раннего Средневековья, но во время венецианского владычества (X–XI вв.) он медленно ушел в небытие.

Вторая жизнь Кносса

Больше тысячи лет никто не обращал внимания на развалины Кносса, пока в 1900 г. А. Эванс, хранитель музея Эшмолеан в Оксфорде, не организовал здесь массовые раскопки, которые увенчались удивительными находками. Раскопки велись с перерывами в течение 30 лет (до 1931 г.) и открыли миру настоящие археологические сокровища. Так, был обнаружен огромный дворец. Его площадь — около 22 000 м 2 (чуть больше 2 га). Ученые насчитали около 2 тыс. комнат. Местами высота дворца достигала 5-этажного дома. Скорее всего, из-за жаркого климата во дворце почти не было окон. Зато было немало световых колодцев, которые помимо освещения обеспечивали и вентиляцию помещений.

Открытия Эванса можно назвать действительно колоссальными. С севера, запада и юга ко дворцу вели мощеные дороги (считается, что они самые древние в мире). Толстые стены первого этажа дворца сложены из камня, а верхний этаж, вероятно, был возведен из более легких сырцовых кирпичей. В самом дворце — бесчисленное количество помещений, коридоров, залов, ходов, которые несколько хаотично группируются по сторонам широкого открытого четырехугольного двора.

Самая древняя мощеная дорога Европы, которая вела ко дворцу

Особого упоминания заслуживает водопроводная система дворца. Глиняные трубы — признак владения технологией строительства водопровода и канализации на высоком уровне. Вода бралась из близлежащего горного источника. Археологи нашли также признаки того, что шедшая по трубам вода подогревалась! Так что на Крите были доступны все блага цивилизации уже четыре тысячи лет назад!

Многолетние исследования Кносса и других археологических памятников в различных районах Крита помогли Эвансу вернуть из забвения и реконструировать уникальную цивилизацию, которая некогда процветала здесь. Название ей он дал по имени легендарного царя Миноса. Хотя сам дворец, вернее то, что от него осталось, представляет историческую ценность, куда больше внимание ученых привлекли предметы, найденные здесь, и настенная живопись.

Кносс, дышащий преданиями

Похищение Европы. Тициан, 1559-1562 гг.

Начнeм с того, что сам владыка олимпийских богов Зевс родом с острова Крита, где он втайне от своего отца Кроноса и вырос. Видимо, не зря Зевс в обличье белого быка украл Европу, игравшую с подругами на берегу моря, и увез на своей спине именно на Крит. Здесь Зевс принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза родились Сарпедон, Радаманф и Минос. Последний — личность историческая, сыгравшая роль в создании Кносса.

Так, по преданию, заложил город царь Минос (ему приписывают основание и других критских городов — Феста и Кидония), а зодчество доверил знаменитому мастеру Дедалу.

Дедал и Икар. Ф. Лэйтон, 1869 г.

По легенде, царь дал мастеру приют на острове и взамен очень долго пользовался его бесценным даром. На Крите Дедал вылепил статуи, изображающие Миноса и его дочерей, изготовил для жены Миноса Пасифаи деревянную корову на колесах, выдолбил ее изнутри, обшил свежесодранной шкурой и выставил на луг (в корове Пасифая скрывалась, чтобы тайно удовлетворять страсть к одному быку). Дедал создал также лабиринт. Миф гласит, что в нем обитал рожденный Пасифаей Минотавр (получеловек-полубык).

Когда герой Тесей бежал из лабиринта, убив Минотавра (об этой легенде речь пойдет чуть позже), Минос запер Дедала и его сына Икара в лабиринте. В конце концов, такая жизнь, напоминающая плен, стала тягостной для Дедала и он решил бежать вместе с сыном. При помощи искусственных крыльев они спаслись от преследований Миноса. Икар погиб во время полета, неосторожно приблизившись к солнцу, растопившему воск, связывавший перья его крыльев.

Минотавр с лабрисом в руке, древнегреческая бронзовая статуэтка, IV в. до н. э.

Тесей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон, 425-410 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид

Тесей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон, 425-410 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид

Кносс или лабиринт?

Это сегодня лабиринт — путаные хаотичные галереи, которые созданы, чтобы сбивать с толку всех в них входящих. Но изначально древние греки называли лабиринтом… сам Кносский дворец, и это неслучайно. Вероятно, планировка дворца со множеством комнат и напоминала лабиринт, поэтому многие исследователи полагают, что именно это и дало основание для создания легенды о Минотавре и Тесее.

Ариадна дала Тесею клубок шелковых нитей, с помощью которого он смог найти дорогу из лабиринта обратно. Вдвоем с Ариадной они отправились обратно в Афины, но, сделав остановку на острове Наксос, Тесей по приказу бога Диониса оставил там девушку. Расстроенный Тесей забыл об обещании заменить черные паруса на белые. Эгей, увидев их, бросился в море со скалы. Это море назвали Эгейским.

Во всяком случае, в античную эпоху лабиринт ассоциировался с лабиринтом Кносса и с Минотавром.

Кносс настоящий

Из преданий о Кносском дворце можно узнать и о важных моментах мифической истории Греции. Выдумки переплетаются с реальными событиями и персонажами, последовательность повествования похожа порой на лабиринт, из которого подчас не спасает ни одна нить Ариадны. Хотя остров Крит и Кносс наполнены множеством мифов, эти места также хранят память об удивительном историческом прошлом.

Каменные рога в Кносском дворце

Мифы способны поведать множество интересных фактов, и многое из рассказанного в них можно увидеть, гуляя по руинам Кносского дворца. Впрочем, о самих жителях и об их мировоззрении больше расскажут фрески — картины, сохранившиеся на стенах дворца.

Фрески Кносского дворца

Почти все стены дворца были украшены фресками — настенной живописью, художественные образы которой свидетельствовали о богатстве духовного и эстетического мира критян минойской эпохи. Здесь слились одновременно каноны тех лет вместе с фотографическим реализмом, столь редким для того периода. Именно благодаря сохранившимся фрескам сегодня мы можем восстановить картину мира древних минойцев: посмотреть их глазами на историческую эпоху, в которую они жили, увидеть современников. Человеческим фигурам в этих фресках уделено особое внимание.

Откуда берет начало художественная традиция минойцев? В результате тесных торговых и культурных связей с египтянами их изобразительная традиция оказала значительное влияние на минойскую, хотя минойцы во многом превзошли своих учителей. По настроению и содержанию искусство минойского Крита неповторимо и не похоже ни на восточную, ни на эллинскую традицию.

Изображение юношей, несущих ритуальные сосуды

Характерная черта критского настенного искусства — большое разнообразие женских образов рядом с мужскими. Женщина присутствует на всех фресках, изображающих процессии, ритуалы или праздники. Критские художники рисовали женщин и мужчин с различным цветом кожи (у женщин — молочно-белая, у мужчин — красновато-коричневая, загорелая).

Парижанка. Фрагмент фрески, 1450 г. до н. э.

Другой популярный образ кносской живописи — животные. Частый сюжет — так называемая тавромахия: изображает ритуальные игры с быками, чем-то напоминающие корриду. Или дельфины, которые у древних минойцев были символом радости, освобождения души от бренного земного тела. Именно это настроение и передано наиболее живо во фреске, размещенной ниже.

Каждая фреска во дворце Кносса излучает жизнерадостность и миролюбие. Основная тематика минойской живописи — изображения людей, а также растений, животных, природных явлений. Особого внимания заслуживают многофигурные композиции. На фресках вы никогда не увидите сцен насилия или изображения воина — древние минойцы, если судить по живописи, были открытым и спокойным народом, не промышлявшим особенно военным делом. Впрочем, их любовь к жизни выразилась не только во фресках, создается впечатление, будто каждый предмет, некогда сделанный ими, наполнен энергией.

Кносские дельфины

Минойская керамика

Минойская керамика, как и все остальные предметы, оставшиеся от той далекой цивилизации, отличается оригинальностью. У критской керамики были своя эволюция и свой период спада.

Ранние геометрические узоры на первых вазах еще в III тыс. до н. э. к 2000 г. до н. э. сменяются различными цветочными и спиральными мотивами, которые наносились белой краской на черный матовый фон, и так называемым стилем Камарес. Дворцовый период (около 1700–1500 гг. до н. э.) внес существенные изменения, в том числе и в стиль росписи керамики, которая стала украшаться образами разнообразных морских обитателей: осьминогов и наутилусов, дельфинов и кораллов, выполняемых на светлом фоне темной краской.

Пифосы — сосуды для хранения продуктов

Сосуд в стиле Камарес с изображением осьминога

Начиная с 1450 г. до н. э. изображения на керамике подвергаются все большей стилизации и становятся грубее, что свидетельствует о начавшемся общем упадке этой яркой культуры.

Великолепие, созданное кносскими ювелирами

Пожалуй, наибольшего мастерства минойцы добились в ювелирном искусстве: утонченность и оригинальность изделий из золота нельзя перепутать ни с чем. Они были изобретателями, а может, умело переняли у кого-то передовые технологии того времени. Так, критянам было знакомо тонкое искусство грануляции: зернью, почти микроскопическими пупырышками из чистого золота покрывали они свои украшения. И это происходило более чем за тысячу лет до этрусков, которых археологи долгое время считали изобретателями грануляции. А минойские мастера делали уже тогда все как полагается: они не припаивали золотую зернь, а наваривали ее, зная необходимые приемы, позволявшие сохранить четкую форму зерна.

Перстень-печать с изображением танцующих ритуальный танец женщин

Все ювелирные изделия, дошедшие до нас с того времени, бесценны по историческому и художественному значению. Хотя мы никогда не узнаем имен ювелиров, искусство их сохранится навечно.

Заключение

Как мы увидели, Кносский дворец существует как бы в двух измерениях: реальном и мифологическом. Узкие коридоры-улицы превращаются в закоулки лабиринта, божественный бык встречает за каждым поворотом в виде гигантских каменных рогов, а тысячи бороздок, которые рассекают настенные мозаики, сплетаются в путеводную нить Ариадны.

Знаменитый тронный зал Кносского дворца

И каждый путешественник, который ступает по камням Кносского дворца, всегда пересекает границу этих миров. Здесь будто и нет никакого лабиринта, но из тронного зала путь ведет в театр, или к лесистому обрыву, или к остаткам погребений. Здесь все как бы в руинах, но вот сохранилась терракотовая колоннада, а вот и знаменитые фрески, ну а дальше вход в подземелье… и там, где наших знаний о реальной судьбе этого великолепного археологического памятника уже не хватает, этот пробел с лихвой восполняется образными мифами Древней Греции — и история оживает на наших глазах.

Совсем недалеко от современного города Ираклиона, раскинувшегося на легендарном острове Крит, находятся развалины самого известного и популярного среди туристов памятника древнегреческой архитектуры Кносского дворца.

Кносский дворец в Греции

Несмотря на неумолимый ход времени, многочисленные землетрясения, грабежи и войны, стараниями археологов на свет появились руины гигантского здания, которое довольно часто упоминается в мифах и легендах. Раскопки Кносского дворца и реставрационные работы начались еще на заре ХХ века, руководил ими известнейший в те времена археолог Артур Эванс.

Именно благодаря этому человеку, современные путешественники могут увидеть место, где при помощи нити Ариадны, великий греческий герой и правитель Афин Тесей, смог победить Минотавра и не затеряться в огромнейшем лабиринте.

Кносский дворец в Греции

Кносский дворец - история

По мнению историков, огромный храм в городе Кноссе был возведен еще за две тысячи лет до наступления нашей эры. Археологические раскопки показывают, что на его месте ранее существовало поселение древних людей. К слову, храм, построенный благодаря огромным усилиям, просуществовал лишь около трехсот лет.

Кносский дворец в Греции

Кносский дворец в Греции

Кносский дворец в Греции

Кносский дворец в древнегреческой мифологии

Кносский дворец неразрывно связан с одним из самых популярных древнегреческих мифов, в котором повествуется о гигантском кровожадном человеке-быке – Минотавре. Это чудовище, которое раз в девять лет пожирало семь прекрасных девушек и юношей, обитало в огромном лабиринте. Справедливости ради стоит отметить, что этот миф появился тогда, когда развалины Кносского дворца уже были погребены под слоем земли. Тесей, правивший Афинами, смог убить в ожесточенной схватке Минотавра, и с тех пор жители близлежащих островов и городов перестали присылать на Крит своих юных жителей.

Найти путь из лабиринта, который предположительно находился возле Кносского дворца (или непосредственно под ним), помогла Тесею знаменитая нить Ариадны. Из каких источников древним грекам, передававшим из поколения в поколение миф о Тесее, Минотавре и Ариадне, было известно о существовании Кносского дворца и минойской цивилизации, до сих пор остается загадкой. Перед раскопками Артур Эванс полагался исключительно на достоверность этого мифа и, как показало время, он оказался абсолютно прав, а может, в мифе о чудовище есть доля истины….

Кносский дворец в Греции

Кносский дворец – величайший памятник архитектуры

Можно с уверенностью сказать, что Кносский дворец, возле которого и в наши дни можно встретить многочисленные группы археологов, является одной из самых интересных достопримечательностей современной Греции. Бродящих среди руин туристов довольно часто посещает ощущение, что они столкнулись с чем-то фантастическим и необъяснимым. Быть может, оно появляется после прочтения мифа о Минотавре, а быть может, сама атмосфера, которая характерна для загадочного Крита, вводит человека в состояние, чем-то схожее с медитацией. Крит и развалины Кносского дворца довольно часто упоминаются в туристических проспектах. Не посетить это строение, которое было некогда одним из самых величественных и, по предположениям энтузиастов, являлось дворцом Атлантов – непростительная ошибка.

Кносский дворец в Греции

В наши дни, дворец – это огромное количество построек, которые расположены поблизости внутреннего двора. Особый интерес вызывает то, что все они спроектированы древними архитекторами на разных уровнях. Каждый уровень был соединен между собой внушительного размера лестницей или коридором. Некоторые помещения расположены глубоко под землей, объяснить смысл такой постройки и предназначение здания не представляется возможным. Ну чем не легендарный лабиринт Дедала? В качестве опор для этажей дворца использовались колоны. Археологи утверждают, что Кносский дворец был жилищем древнего царя, его супруги и свиты. Кроме этого, в Кносском дворце располагался театр, в котором за боем двух разъяренных быков (!) могли наблюдать около шестисот человек.

Кносский дворец в Греции

Кносский дворец в Греции

Несмотря на многочисленные открытия, ученым до сих пор не удалось объяснить, какая религия была основной в древнем и, некогда влиятельном, городе, а Кносский дворец - это своего рода лабиринт, можно даже сказать, ребус, решить который невозможно даже в наш век технологического прогресса.

Путешественник, решивший увидеть своими глазами Кносский дворец – место, с которым связано столько легенд, мифов и тайн, должен знать, что вход на его территорию платный. Цена входного билета по меркам Евросоюза – символична, и составляет всего 6 евро. Работает дворец-музей под открытым небом с 8 утра и до 6 вечера ежедневно. В дни, которые признаны национальными праздниками Греции, попасть к Кносскому дворцу можно абсолютно бесплатно.

Кносский дворец в Греции

Внутри Тронного зала

Бесплатный вход доступен и для молодых людей, которым еще не исполнилось восемнадцати лет. Правда, как и по всей территории Греции, юноши и девушки, которым разрешен безбилетный доступ к памятникам истории и архитектуры, должны проживать в одной из стран, входящих в Евросоюз.

Читайте также: