Книжные миниатюры это кратко

Обновлено: 01.07.2024

Древнерусская книжная миниатюра Битва войск Александра Невского с ливонскими рыцарями на льду Чудского озера.
Миниатюра из рукописи XVII в.

Краски древних миниатюр не поблекли и не потемнели от времени. На плотном глянцевом пергамене они застывали непрозрачным слоем, то переливаясь глубокими звучными тонами красного, зеленого, синего цветов, то светясь тончайшими оттенками певуче-нежных розовых, золотистых, голубых колеров. Особую нарядность и изысканность придавало миниатюре золото. Постепенно характер книги менялся. Почерк утрачивает размеренность, четкость и превращается в беглую измельченную скоропись. Помимо больших, во весь лист, изображений, появляются многофигурные сюжетные сценки, расположенные непосредственно в тексте или на полях. В XIV—XV веках они еще несложны по композиции, нарисованы без фона. Сценки нередко соединены красной линией с соответствующими им абзацами текста, который, кстати, уже не выстраивается двумя колонками, а сплошь покрывает страницу.
С появлением на Руси бумаги (XV в.) изменяется цветовая гамма миниатюры. Краски становятся как бы размытыми, теряют эмалевый блеск и сочность, обретают акварельную прозрачность и легкость. Даже мерцание золота становится мягче, приглушеннее.
Растущий интерес к жизни, к окружающему миру находит отражение в миниатюре, наполняет ее новым содержанием. Книжная миниатюра была менее скована официальными требованиями, круг ее сюжетов гораздо шире, чем в иконе или фреске. Что бы ни иллюстрировал художник—историческую хронику, книгу религиозного содержания или литературное сочинение—он всегда старался внести в миниатюру результат своих наблюдений.
Большие изменения претерпевают инициалы. В них все чаще пробиваются живое мироощущение и фантазия мастера. Зачастую заглавные буквы принимают очертания зверей, птиц, змей или сказочных чудовищ. А нередко на месте инициала изображается сценка или отдельные фигурки рыбаков, охотников, скоморохов.

Батальная сцена. Киевская рукопись 1397 г.

Батальная сцена. Киевская рукопись 1397 г.

Книги XVI—XVII веков, иллюстрированные чуть не на каждой странице, рассказывают обо всем — от будничной жизни простых людей до крупных исторических событий. Многие сюжеты отразили тему патриотической борьбы за национальную независимость, которой была насыщена история русского народа. Миниатюрист с документальной точностью передает детали быта, орудия труда, утварь, одежду, оружие, церковную и светскую архитектуру. Некоторым сценкам он придает юмористическую окраску. В оформлении книги отразилось народное творчество, полнокровное и жизнелюбивое.
В 70—80-е годы XVII века изображение человека в миниатюре становится более индивидуальным, появляются портреты, в которых тонко подмечены особенности внешности изображенного, его характер. В художественных приемах заметно тяготение к передаче светотени и объема, усложнению перспективных построений.
Нередко в конце книг писцы и художники оставляли записи о том, где и когда создавалась книга, кем и по чьему заказу.

Древнерусская книжная миниатюра Изображения животных. Киевская рукопись 1397 г.

Древнерусская книжная миниатюра Изображения животных.
Киевская рукопись 1397 г.

Батальная сцена. Киевская рукопись 1397 г.

Древнерусская книжная миниатюра Искушение праведников нечистой силой. Миниатюра из рукописи XVII в.

Сцена пляски. Киевская рукопись 1397 г.

Строительные работы. Миниатюра из рукописи XVII в.

Соловецкий остров в Белом море. Миниатюра из рукописи XVГI в

Портрет Петра I в детстве. Миниатюра из рукописной книги 1673 г.

Древнерусская книжная миниатюра Пожар. Миниатюра из рукописи XVII в.

Кораблекрушение. Миниатюра из рукописи XVII в.

Кораблекрушение. Миниатюра из рукописи XVII в.

Изображение жилища в рукописи XVII

Древнерусская книжная миниатюра Сцена пира. Миниатюра из рукописи XVII в.

Древнерусская книжная миниатюра Сцена пира. Миниатюра из рукописи XVII в.

Миниатюра (лат. minium - красная краска) – графическое или живописное произведение небольшого размера, используемое для оформления книги. Этим же словосочетанием называют и искусство создания подобных изображений. Первоначально миниатюрами назывались иллюстрации и заставки, выполненные в рукописных книгах от руки с использованием гуаши или акварели. В этом виде искусства нашло свое отражение стремление художников отобразить визуально образы полюбившихся народу литературных сюжетов и героев.

Книжная миниатюра Древнего Востока

Искусство создания миниатюр мастерам Древнего Востока было известно очень хорошо. Особенно широко распространено оно было в тех странах, где запрет на изображение живых существ не был слишком строгим. Подобные рисунки для оформления книг когда-то использовали мастера Ирана, Индии, Ближнего Востока и Средней Азии. На данный момент известны иллюстрированные книги, увидевшие свет еще в 977 г. Выпущены они были на территории Афганистана и Северной Индии во времена правления Газневидов и Фатимидов. После падения последних в 1171 году искусство создания иллюстрированной книги перекочевало в Багдад, правители которого всеми силами способствовали развитию разного рода искусств.

Старинная европейская книжная миниатюра

Миниатюра как вид иллюстрации была хорошо известна еще мастерам Древнего Египта. Рисунки, поясняющие сюжет книг, выполнялись ими пером с использованием непрозрачных красок. Иллюстрация IV – VI веков вполне достоверно передавала образ фигур и светотень. Очень большой вклад в развитие книжной миниатюры этого времени внесли и византийские художники, сохранявшие традиции позднеантичного периода вплоть до X века. Для изображений, выполняемых ими, характерна некоторая плоскостность и условность. Но при этом именно византийцы придумали выполнять изображения непосредственных жизненных сцен. В средние века миниатюра активно используется и европейскими мастерами. В V – VIII веке начинает развиваться особый плоскостной тип миниатюры, богато украшенной необыкновенно своеобразным орнаментов из птиц и рыб.

В эпоху правления Каролингов (VIII – IX вв.) европейскими мастерами выполняются как традиционные позднеантичные иллюстрации, так и выразительные рисунки, выполненные с использованием пера. Начиная с X века, миниатюра начинает испытывать огромнейшее влияние византийского искусства. Изображения становятся площе и экспрессивнее. В XIII – XV вв. художники по большей мере используют максимально реалистичные изображения. Миниатюрой увлекаются такие знаменитые художники, как Жакмар д’Эден, А. Боневе, братья Лимбург.

Миниатюра Древней Руси

МИНИАТЮ́РА КНИ́ЖНАЯ, вид жи­во­пи­си, ил­лю­ст­ра­ции в ру­ко­пис­ных кни­гах , а так­же изо­бра­зи­тель­но-де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты книж­но­го оформ­ле­ния (ини­циа­лы, за­став­ки, мар­ги­на­лии и др.). Воз­ник­но­ве­ние М. к. как са­мо­сто­ят. ви­да иск-ва свя­за­но с пе­ре­хо­дом от свит­ка (не­ред­ко ил­лю­стри­ро­ван­но­го) к ко­дек­су – дли­тель­ным про­цес­сом, ко­то­рый за­вер­шил­ся в кон. 4 – нач. 5 вв. н. э.; её ху­дож. тра­ди­ция во­схо­дит к ан­тич­ной и ран­не­хри­сти­ан­ской ми­ниа­тю­ре. Ис­чез­но­ве­ние М. к. ста­ло след­ст­ви­ем изо­бре­те­ния кни­го­пе­ча­та­ния в сер. 15 в. Осн. ма­те­риа­лом для стра­ниц ко­дек­са слу­жил пер­га­мен (позд­нее – бу­ма­га ). Для соз­да­ния М. к. ис­поль­зо­ва­лись рас­ти­тель­ные и ми­нер. крас­ки и зо­ло­то. Как пра­ви­ло, ил­лю­ст­ра­ции соз­да­ва­лись по­сле на­пи­са­ния тек­ста на спе­ци­аль­но от­ве­дён­ных уча­ст­ках стра­ниц; ино­гда ис­пол­ня­лись на отд. лис­тах, ко­то­рые за­тем вши­ва­лись в ру­ко­пись.

Рукопись - это целостное произведение искусства, и ее достоинства определялись не только содержанием, но и мастерством внешнего оформления, в частности, количеством миниатюр.
Миниатюра - (от лат. minium - сурик) - это художественное произведение малых размеров, которым в древности раскрашивали или точнее сказать расцвечивали рукописные книги, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок (киноварь, сурик - основа руды, ртути).
Миниатюра бывает книжной, портретной, лаковой живописью.
Книжная миниатюра - это сделанные от руки рисунки и цветные иллюстрации гуашью или красками. Книжная миниатюра была известна ужев Древнем Египте. На Востоке миниатюра оставалась главным видом изобразительного искусства вплоть до начала XX в. Восточная миниатюра представляет собой образное воплощение религиозно - философской доктрины ислама об иллюзорности и преходящем характере видимого мира. Прежде всего, миниатюра обладает чертами условности. Для ее создания вырабатывается ряд традиционных схем: пространство миниатюры передается плоскостью листа - для этого бумага полируется хрустальным яйцом; в одном плане передаются фигуры и предметы; между фигурами нет живого взаимодействия; особое внимание уделяется линиям, яркой цветовой гамме, округлым линейным силуэтам. Миниатюра не знает полутона и игры света, поэтому ее пространство условно, как будто распластано по бумажному листу. Каноном при написании миниатюры является детальное изображение жестов и мимики лица ( передача страха, удивления, изумления, негодования и т.д.), а также тончайшая проработка линий.
Наиболее важной функцией миниатюры было иллюстрирование рукописи. Миниатюра в зрительных образах доносила литературный сюжет, стремилась художественными средствами передать возвышенность поэтических образов. В книжной миниатюре запечатлен сказочный идеализированный мир, в котором действуют герои поэм, мир, абстрагированный от реальной жизни.
На протяжении своего развития миниатюрная живопись искала соответствие художественного языка поэтическому, в котором сочетались изысканная декоративность и тщательная отделка, цветистая метафоричность и тончайшая изощренность. Миниатюра прошла долгий, сложный путь развития, связанный с историческими условиями и во многом - с этапами развития литературы. Первые миниатюры, появившиеся в мусульманских рукописях, отличаются монументальностью стиля, идущего от традиций доисламской настенной росписи.
В дальнейшем на становление миниатюрной живописи стали оказывать влияние тенденции исламской доктрины о красоте и гармонии мира. Миниатюра как обладает информационной особенностью, так и содержит определенный психологический эффект, несет в себе отпечаток космической энергии. Она способствовала достижению блаженства и наслаждения, так как объединяла в себе ряд компонентов, воздействующих на сознание человека.
Миниатюры определяются или по именам правящих династий, или по географическим названиям (например, иранская миниатюра, среднеазиатская, могольская (индийская) и т.д.). В дальнейшем своем развитии в XVII в. миниатюра теряет свою функцию - иллюстрирование книг. Теперь миниатюра - иллюстрация уступает место миниатюре - картине, портрету, выполненному на отдельных листках. Начиная со второй половины XVII в., с появлением на Ближнем Востоке копий европейских картин, с сужением тематики в миниатюре идет процесс все большего ограничения художественных задач, вместе с тем исчезают навыки и приемы техники, идет процесс замирания миниатюрной живописи. В России познакомились сближневосточной миниатюрой в середине XIX в. Мусульманские рукописи, украшенные миниатюрами, были завезены в Россию в качестве трофеев во время русско-персидских войн (1804-1813; 1826-1828 гг.). Европейцы признали и оценили мусульманскую миниатюру лишь в начале XX в. - на художественных выставках в 1910 г. в Мюнхене и в 1912 г. в Париже. Европейцев поразили в миниатюрах яркие, сверкающие краски, тончайший рисунок и совершенное исполнение деталей; перед ними предстал в зримых образах неповторимый мир арабо-мусульманской литературы и поэзии.
Многообразная, богатая традициями, прошедшая сложный путь развития миниатюра оставила неизгладимый след в истории мировой культуры. Это великое художественное наследие, отдаленное от нас многими столетиями, не потеряло эстетического значения, силу эмоционального воздействия и в наши дни.

Имам Али. Путь красноречия.- М.: Исток, 2010.
Иран в Эрмитаже. Формирование коллекции/ под ред. М.Б.Пиотровского. - СПб.: Славия, 2004.
Шукуров Ш.М. Образ человека в искусстве. - М.: Эдиториал УРСС, 2004.

Бюйюкчелеби И. Под сенью ислама.- М.: Диля, 2009.
Назарли М.Д. Два мира восточной миниатюры. Труды института восточных культур и античности. - М.: РГГУ, 2006. Вып. Х.
Корбен А. История исламской философии.- М.: Прогресс- традиция, 2010.
Ширази Реза. Коранические сказания. - М.: Исток, 2010.

Читайте также: