Книжная и разговорная разновидности литературного языка кратко

Обновлено: 05.07.2024

В процессе общения человек выбирает слова, предложения, фразы, которые могут быть отражением уровня образования и культуры. От того, из какого материала состоит речь можно судить о её характере. Речь может быть разговорной и книжной. Рассмотрим в качестве примера две пословицы:

  1. Желание сильнее принуждения.
  2. Охота пуще неволи.

Первая пословица являет собой очевидный пример книжной речи, так как использованы слова "принуждение" и "желание", которые придают пословице "книжность".

Вторая пословица содержит разговорные слова "пуще" и "охота", что позволяет сделать вывод о разговорном характере данной пословицы. Обе пословицы имеют одинаковый смысл. Однако, для научной статьи, дипломатической беседы необходимо использовать первый вариант. Исходя из этого, можно сформулировать вывод согласно которому, сфера общения обуславливает отбор языкового материала, а он формирует и определяет стиль речи.

Книжная речь является речью юриспруденции, политологии и иных наук. Научное общение строиться строго на основе книжной речи. Она используется на заседаниях, конгрессах, симпозиумах. В книжной речи нельзя перескакивать от одной мысли к другой. Переход должен быть плавным.

Книжная речь имеет как устную, так и письменную форму. Если ученый пишет статью в научно-популярный журнал, то он использует письменную форму книжной речи. Если ученый выступает на симпозиуме, то используется устная форма книжной речи.

характерные черты книжной речи

Характерные черты книжной речи.

Особенности разговорной речи

Разговорная речь представляет собой один из функциональных стилей русского языка. Если язык художественной литературы и функциональные стили имеют единую кодифицированную основу, то разговорная речь противопоставляется им как некодифицированная сфера общения.

Разговорная речь не строга к соблюдению норм русского литературного языка. В процессе использования разговорной речи не возбраняется использовать так называемые "разговорные" формы слов.

Разговорная речь состоит преимущественно из простых конструкций. Ключевыми характеристиками разговорной речи является следующее:

  • Спонтанность
  • Фоновые знания
  • Прагматика
  • Неофициальные отношения между говорящими

У разговорной речи есть ряд особенностей, которые отражены на рисунке ниже. Именно они определяют функционал и частоту употребления.

Особенности книжной речи

Особенности разговорной речи

С точки зрения восприятия, разговорная речь отличается такими особенностями как:

Книжный язык – достижение и достояние культуры. Он является основным носителем и передатчиком культурной информации. Все виды непрямого, дистантного общения осуществляются средствами книжного языка. Научные труды, художественную литературу, деловую переписку, законодательство, газетно-журнальную продукцию и даже такие устные по форме, но в целом строго кодифицированные сферы использования литературного языка, как радио и телевидение, невозможно себе представить без книжного языка.

Разговорная разновидность литературного языка – это самостоятельная и самодостаточная система внутри общей системы литературного языка, со своим набором единиц и правилами их сочетания друг с другом, используемая носителями литературного языка в условиях непосредственного, заранее не подготовленного общения при неофициальных отношениях между говорящими.

Разговорный литературный язык не кодифицирован: в нем, безусловно, действуют определенные нормы (благодаря чему, например, легко отличить устную речь носителя литературного языка от устной речи носителя диалекта или просторечия), но эти нормы сложились исторически и никем сознательно не регулируются и не закрепляются в виде каких-либо правил и рекомендаций. Тем самым кодифицированность/некодифицированность – еще один, причем весьма существенный, признак, различающий книжную и разговорную разновидности литературного языка.

13. Устная и письменная формы литературного языка.

Речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и социально-речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. И в сфере производства, и в сферах управления, образования, юриспруденции, искусства и средств массовой информации имеют место и устная, и письменная формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение.

Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Литературная речь – это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определённые нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению этих норм способствует школа, культурные учреждения, средства массовой коммуникации.(1, с 54).

Устная и письменная речь – это две формы существования языка. Естественно поэтому, что ряд требований применим как к устной, так и к письменной речи. Это требования:

2.Ее логичности, точности и ясности;

3.Литературной правильности, благозвучия.(2, с 189).

Первое требование- требование содержательности речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ человека будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Второе требование- требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем человек говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего- либо существенного, логично переходить от одной части в другую, не повторять одного и того же по нескольку раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Под точность речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова, синонимы, наиболее подходящие содержанию рассказываемого.

Ясность речи - это ее доступность, тем людям, к кому она обращена. Речь всегда имеет адресата. Говорящий или пишущий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы адресата. Речи вредит излишняя сложность, перегруженность терминами, цитатами.

Третье требование – это требование литературной правильности, благозвучия. Различают правильность грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной – орфоэпическую, произносительную.

Произносительная сторона речи - это хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии - произносительных норм литературного языка. Умение говорить (и читать!) выразительно, достаточно громко, (но не кричать!), владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.

Речь только тогда взаимодействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи - это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.(3, с 8).

Таким образом, две формы выражения языка тесно взаимосвязаны, поэтому хорошо развитая устная речь благотворно влияет на навыки письменной речи, и, наоборот, письменная речь способствует развитию и совершенствованию устной речи. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.

2.Краткая история русского литературного языка

Начиная с 18 века, велись наблюдения над связями русского литературного языка с другими славянскими и европейскими языками, над составом церковнославянского языка, его сходством с русским языком и отличием от него.

Вопрос о происхождении русского литературного языка не решён специалистами, более того, они утверждают, что окончательное решение не близко.

Столь пристальный интерес к проблемам происхождения русского литературного языка объясняется тем, что от того или иного понимания процесса образования древнерусского литературного языка зависит вся концепция его дальнейшего развития, формирования национального литературного языка с 17 до 19 в.(6, с 53).

История русского литературного языка со своей очевидностью убеждает, что язык весьма чутко реагировал на различные изменения в истории народа и прежде всего в общественной жизни, что история появления и употребления многих слов и выражений находит свое обоснование в развитии общественной мысли. Так, например в 40 – 60 – х годах 19 века входят во всеобщее употребление такие слова, как социализм, коммунизм, конституция, реакция, прогресс и т.д.(5, с 4).

В результате Октябрьской революции существенно расширился самый состав носителей литературного языка, так как уже в первые годы после революции к литературному языку стали приобщаться массы трудящихся, ранее не имевших для этого возможностей.

В советскую эпоху изменилось соотношение литературного языка и диалектов. Если раньше диалекты оказывали известное влияние на литературный язык, то после революции, благодаря мощному развитию культуры и распространению знаний через школы, театр, кино, радио, - население стало энергично приобщаться к средствам литературного выражения. В связи с этим многие черты местных говоров начали быстро исчезать; пережитки старых диалектов сохраняются сейчас в деревне преимущественно у старшего поколения.

Русский литературный язык освободился в советскую эпоху от влияния классовых жаргонов, существовавших в прошлом и в известной степени оказывавших влияние на нормы литературного языка. (5, с 415).

В конце 19–начале 20 в., были опубликованы библиографические обзоры, которые подводили итоги изучению русского литературного языка. Котляревский А.А. Древнеусская письменность: Опыт библиологического изложения истории ее изучения. – 1881; Булич С.К. Очерк истории языкознания в России. – 1904; Ягич И.В. История славянской филологии. – 1910.

В 20 веке история русского литературного языка становится предметом особого внимания.

Особенно много сделал для создания науки русского литературного языка В.В.Виноградов, перечень основных трудов которого по истории русского литературного языка и языка писателей насчитывает более двадцати работ.(4, с 19).

Вопросу о происхождении русского литературного языка, проблемам формирования русского национального языка, истории русского литературного языка старшего периода (Московского государства) посвящены работы Ф.П.Филина.(4, с 21).

Богатство и мощь русского литературного языка создавалась благодаря непрекращающемуся воздействию на литературный язык живого общенародного языка. Язык Пушкина, Гоголя, Тургенева, Салтыкова – Щедрина, Л.Толстого и многих других корифеев русского образного слова своей яркостью, силой, подкупающей простотой обязан в первую очередь живым источникам народной речи.

Таким образом, история русского литературного языка – это прежде всего история непрерывного и все развивающегося процесса литературной обработки богатств общенародного языка и творческого обогащения и пополнения их за счет новых языковостилистических ценностей.

Книжная речь — это форма литературной речи, в которой используется специфический набор книжно-письменных языковых средств. Является главным способом хранения и передачи культурной информации.

Применяется в различных сферах:

  • наука;
  • законодательство;
  • публицистика;
  • художественная литература;
  • деловая переписка.

Часто путают понятия книжная и письменная речь. Это не одно и то же. Книжная речь преимущественно используется в письменной форме, но может быть и устной. Например, научная статья — это письменная книжная речь. Выступление ученого — устная книжная речь.

Отличие от разговорной

Книжная речь отличается от разговорной следующими особенностями:

  1. Применение наряду с общелитературными специфических лексических единиц.
  2. Недопустимость нарушений норм литературного языка.
  3. Логическая последовательность в организации текста.
  4. Законченность предложений.
  5. Большое количество абстрактных понятий.
  6. Более редкое использование лексических и синтаксических повторов.
  7. Использование преимущественно в письменной форме.

В книжной речи часто используются речевые конструкции:

  • более экспрессивна;
  • часто существует в форме диалогов;
  • состоит из простых предложений;
  • сопровождается мимикой, жестами, экстралингвистическими приемами — вздохами, покашливанием;
  • содержит преимущественно придаточные обороты вместо причастных;
  • практически исключает деепричастные обороты с условным значением.

Пример книжной речи

В начале марта ожидается пасмурная погода с большим количеством осадков. Температура воздуха будет соответствовать среднемесячной норме.

Пример разговорной речи

— Посмотри за окно! Какой сильный дождь идет!

— Да, ливень просто! Представляешь, как там на улице холодно?

В зависимости от стиля выделяют:

Разновидности, основные понятия

В зависимости от наличия фиксации на материальных носителях книжная речь бывает:

В устной речи, как правило, сочетаются элементы книжной и письменной речи. В чистом виде устная книжная речь может присутствовать при обсуждении научного доклада, на пленарном заседании, на международных переговорах.

К письменной речи относят не только печатную продукцию, но и электронные материалы. Например, рассылка деловых писем, онлайн-справочники.

В зависимости от стилевых особенностей выделяют следующие разновидности книжной речи:

  1. Научная.
  2. Публицистическая.
  3. Деловая.
  4. Художественная.

Характеристики художественной и научной, публицистической и деловой речи

Научная речь используется в научной, технической и учебной деятельности.

Встречается в следующих видах документов:

  • аннотация;
  • доклад;
  • лекция;
  • монография;
  • обзор;
  • рецензия;
  • научная статья;
  • учебное пособие.

Публицистический стиль применяется для передачи информации и воздействия на людей через средства массовой информации, а также в ходе публичных выступлений.

  • использование для описания событий и явлений общественно-политической лексики;
  • логичность;
  • образность;
  • экспрессивность;
  • субъективность;
  • наличие четко выраженных оценок;
  • побуждение к размышлениям или к действию;
  • жанровое разнообразие.
  • публицистическая статья;
  • очерк;
  • заметка;
  • ораторская речь;
  • репортаж;
  • отчет;
  • рецензия;
  • интервью.

Деловая речь используется для информирования в официальной обстановке.

  • бизнес;
  • юриспруденция;
  • официальная переписка;
  • дипломатия;
  • делопроизводство.
  • доминирующий тип речи — рассуждение;
  • императивность — долженствующий и побуждающий характер;
  • преобладание прямого порядка слов;
  • стандартизированность;
  • точность и однозначность толкования;
  • лаконичность;
  • отсутствие эмоциональности;
  • слабая степень индивидуализации стиля.

Употребление художественной речи связано с созданием произведений художественной литературы. Она воздействует не только на ум, но и на чувства читателей, характеризуется разнообразием форм и жанров.

  • образность;
  • эмоциональность;
  • богатство языковых форм;
  • разнообразие используемых стилей и приемов;
  • наличие авторской позиции;
  • высокая степень индивидуализации текста;
  • многозначность толкования;
  • эстетичность.
  • рассказ;
  • поэма;
  • комедия;
  • трагедия;
  • роман;
  • повесть;
  • песня;
  • ода.

Какие слова употребляются

В каждой из разновидностей речи используются как общеупотребительные, так и специальные слова.

Для научного стиля характерно преобладание существительных над глаголами, широкое использование специальных терминов, в том числе интернациональных:

Специфика научных текстов также состоит в обилии абстрактной лексики — терминов, обозначающих обобщенные свойства предметов и явлений. Примеры:

  • тяжесть;
  • интенсивность;
  • развитие.

В научных текстах часто используются следующие клише:

В публицистике употребляются слова с общественным и политическим содержанием:

  • гуманизм;
  • прогресс;
  • демократия;
  • свобода.

В зависимости от поставленных задач в публицистических текстах используются разнообразные языковые средства:

  • экспрессивная лексика — слова с ярко выраженной эмоциональной окраской;
  • неологизмы — новообразования в языке;
  • многозначные слова.

Примеры экспрессивных слов:

  • карантикулы — одновременный карантин и каникулы во время эпидемии коронавируса;
  • коронадиссидент — человек, отрицающий опасность коронавируса и отказывающийся принимать меры безопасности.

В публицистике часто применяются речевые стереотипы. Из-за широкого использования они теряют свою первоначальную образность и становятся штампами. Примеры:

В деловых документах используется:

  • официальная лексика;
  • канцелярская фразеология;
  • аббревиатуры — сокращения слов или словосочетаний;
  • стандартные фразы;
  • ряд речевых клише.

Примеры канцеляритов — слов и выражений, характерных для делового стиля:

Художественная речь обладает самым широким набором языковых средств. Она может включать:

  • не только литературные, но и разговорные слова и выражения;
  • авторские неологизмы;
  • архаизмы;
  • научную и деловую лексику.

В художественных текстах часто используются:

  • личные местоимения — они придают искренность тексту;
  • глаголы — наполняют содержание динамикой;
  • прилагательные и причастия — усиливают образность и метафоричность.

Зачем использовать, примеры

Основные функции книжной речи:

  1. Информационная — заключается в хранении и передаче информации.
  2. Коммуникативная — посредством речи происходит процесс общения.
  3. Побудительная — состоит в формировании мысленных установок и настроений, создании стимулов и мотивации на определенные действия.

Художественные формы книжной речи также выполняют эстетическую функцию. Она состоит в удовлетворении эстетических потребностей читателя путем воздействия на его художественный вкус.

В зависимости от целей и задач одну и ту же мысль можно выразить в разных речевых формах.

Школьники 30 лет назад высадили аллею деревьев.

Художественный. «Директору школы Юрию Петровичу Грекову не спалось. Утром должна была состояться памятная линейка в честь 30-летия посадки пришкольной аллеи. Ему было 12 лет, когда юные пионеры высаживали на пустыре возле школы чахлые саженцы тополей и лип. Кряхтя от досады, Юрий Петрович вспоминал, что ту самую памятную посадку деревьев он как раз пропустил. Он вообще не отличался прилежностью в годы учебы в школе, о чем старался не говорить лишний раз в присутствии учеников.

— Спи уже, Юра, вставать рано, — сонно протянула жена.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕМА. РАЗГОВОРНЫЙ И КНИЖНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ.

2. Классификация функциональных стилей.

3. Разговорный стиль и его основные функции

а) научный стиль и его разновидности;

б) о фициально-деловой стиль;

в) публицистический стиль;

г) художественного стиля.

Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы

считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать.

Стилистика — раздел науки о языке, изучающий стили языка и стњли речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль (лат. stilus, от греч, styqos — палочка для письма) — способ словесного выражения мыслей, слог. Стиль характеризуется особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения.

Функциональный стиль — это подсистема (разновидность) литературного языка, имеющая определенную сферу функционирования и обладающая стилистически значимыми (маркированными) языковыми средствами.

Таблица 1 . КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ.


разговорный книжные стили


Научный официально-деловой публицистический

Художественная литература как вид искусства выполняет особую эстетическую функцию, поэтому язык художественной литературы (художественный стиль) — это явление индивидуальное,

В целом все стили речи можно разделить на две большие группы: разговорный стиль с одной стороны и книжные стили речи (художественный, публицистический, официально-деловой, научный) — с другой.

Стили речи служат для обслуживания какой-либо стороны человеческой жизни, а потому каждый стиль выделяется по двум признакам: сфера общения и цель общения.

Таблица 2. СТИЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА .

Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой

Агитационно-массовая деятельность, СМИ

Воздействовать на мысли и чувства через призыв

Воздействие на мысли и чувства с помощью созданных образов

Кроме перечисленных выше признаков, стили русского языка обладают особым для каждого из них набором языковых средств, а также жанров, в которых стиль реализуется.

Разговорный стиль

Долгое время существовало заблуждение, что основные языковые средства разговорного языка — это разговорные слова. Это не так.

На самом деле основу разговорного стиля составляют нейтральные средства языка, т. е. слова, употребляемые во всех стилях речи: семья, пойти, обед, вечер и др.

Меньший процент составляют разговорные слова (брякнуть, приперся, общага), просторечия (нынче, давеча, ехай) и жаргонизмы (пацан, бабки (деньги) и т. д.

Особенностью синтаксического построения разговорного стиля является использование в основном неполных предложений (Наташа домой, он — за ней.). Это обусловлено тем, что при разговоре всегда есть возможность переспросить, показать на предмет обсуждения.

Кроме того, важную роль играют жесты, мимика, заменяющие собой часть информации, которую можно было бы выразить словами. Очень редко используются сложные предложения, а если используются, то это в основном бессоюзные предложения (Прихожу домой, вижу — опять брат приводил своих друзей.).

Для разговорного стиля характерны обращения, побудительные и вопросительные предложения, часто используются вводные слова, междометия, модальные частицы (Представь, завтра экзамен. Да я же не готов!). Также широко используются слова с суффиксами эмоциональной оценки (например, уменьшительно-ласкательные): мамочка, кисонька, а также усеченные формы имен существительных, особенно имен собственных: пап, мам, Миш, Вань и т. д.

В основе разговорного стиля лежит разговорная речь, основной функцией которого является общение (коммуникация), а основная его форма — устная. В составе разговорного стиля выделяются литературно-разговорный стиль, использующий общепринятые слова, соответствующие нормам литературного языка, и разговорно-просторечная разновидность, которой свойственны слова и обороты, отклоняющиеся от литературных норм, имеющие оттенок стилевой сниженности.

Письменная форма разговорного стиля реализуется в эпистолярном жанре (частные письма, личная переписка, а также дневниковые записи)

Научный стиль.

Официально-деловой стиль.

Современный официально-деловой (далее ОД) стиль - это функциональная разновидность русского литературного языка, применяемая в сфере общественных отношений. Деловая речь служит средством общения государств, государства с отдельным лицом и обществом в целом; средством общения предприятий, учреждений, организаций; средством официального общения людей на производстве и в сфере обслуживания.

Официально-деловой стиль относится к книжно-письменным стилям литературного языка и реализуется в текстах законов, приказов, указов, распоряжений, договоров, актов, справок, удостоверений, доверенностей. Устная форма официально-деловой речи представлена выступлением и докладом на собраниях и конференциях, судебной речью, служебным телефонным разговором, устным распоряжением.

Официально-деловой стиль отличает точность, детальность изложения; стандартизированность.

Публицистический стиль.

Публицистический стиль занимает особое место, так как его основная функция— это функция воздействия. Публицистика (от лат. publicus — общественный) — вид литературы, посвященный актуальным общественно-политическим вопросам и текушей жизни общества.

Публицистический стиль реализуется в средствах массовой информации (СМИ). Это язык газет, радио, телевидения и т. д. Публицистический стиль использует ресурсы всех других стилей, в первую очередь научного и художественного. К жанрам его относятся: очерки, статьи, фельетоны, репортажи, интервью, реклама и др.

В публицистическом стиле отражаются общественно значимые явления, события, проблемы, факты дня сегодняшнего. Стремление к эмоциональной насыщенности языка определяет использование всех возможных изобразительно-выразительных средств (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения и др.).


Тексты публицистического стиля, как и художественного произведения, отражают индивидуальность автора, поэтому публицистический стиль часто смешивают со стилем художественной литературы. В отличие от научного и официально-делового стилей, публицистический не является строго регламентированным и допускает вариантность норм.

Художественный стиль

Художественный стиль используется в художественном творчестве, его цель — воздействовать на читателей через созданные образы.

Например:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в краю далеком?
Что кинул он в краю родном? (М. Ю. Лермонтов)

В стихотворении М. Ю. Лермонтова создан образ одинокого паруса на голубой глади моря, через который автор и воздействует на мысли и чувства читателей.

В художественном стиле распространены изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты и др.). Кроме того, для создания образа в художественном стиле уместны любые языковые средства (нейтральная лексика, диалектные и жаргонные слова, эмоционально окрашенные слова и т. д.).

Жанры художественного стиля зависят от рода: проза, лирика или драма. Это будут роман, повесть или рассказ, элегия, ода, трагедия, комедия или драма соответственно.

Художественный стиль является инструментом художественного творчества и сочетает в себе языковые средства всех других стилей речи. Однако в художественном стиле эти изобразительные средства выступают в особой роли: целью их использования становится эстетическое и эмоциональное воздействие на читателя. Художественная литература допускает употребление просторечных, диалектных слов и выражений и даже вульгаризмов. В языке художественной литературы используется все многообразие изобразительно-выразительных средств (метафора, эпитет, антитеза, гипербола и т. д.).

Отбор языковых средств зависит от индивидуальности автора, темы, идеи

произведения, жанра. Слово в художественном тексте может приобретать новые оттенки значения. Большую роль в художественном тексте играет многозначность.

Читайте также: