Клод моне личная жизнь кратко

Обновлено: 30.06.2024


Картины Клода Моне были настолько необычными в глазах его современников, что зачастую их не брали даже на выставки, а уж покупались вообще с большой неохотой, да и к тому же за бесценок. Темы его полотен – разрозненные фрагменты жизни, в которых реальные формы как будто растворялись в мазках и пятнах. Сейчас полотна Клода Моне продаются за баснословные деньги, а при жизни он был вынужден копить, чтобы купить жилье и содержать семью.

Детство

Родился Оскар Клод Моне 14 ноября 1840 года в Париже. Он был вторым сыном бакалейщика Клода Огюста Моне и его супруги Луизы Жюстины. Клод был пятилетним мальчишкой, когда родители сменили место жительства. Семья поселилась в Нормандии, в небольшом городке Гавр. Школу Клод не любил, он вообще мало признавал дисциплину. Больше всего на свете ему нравилось рисовать, хотя отец надеялся, что он продолжит семейное дело и тоже будет бакалейщиком. Рисовать Моне начал рано, в основном это были карикатуры на друзей и учителей. Он даже пробовал продавать свои шедевры, и дело пошло. В витрине салона, где торговали художественными принадлежностями, красовались его рисунки, их мог купить любой желающий за 20 франков. Родители почти не давали ему денег на карманные расходы, и только благодаря своим карикатурам, мальчик сумел скопить 2000 франков.

В этом же салоне состоялось знакомство Моне и художника Эжена Будена, который похвалил парня, отметил, что у него, несомненно, есть талант. Именно он настоял на том, чтобы Клод продолжал рисовать, только переходил к чему-то более серьезному, например, к пейзажам.

Клод Моне портрет в молодости

Отец Клода не собирался принимать выбор сына, но на помощь пришла родная тетя, которая заботилась о парне после смерти мамы.

Моне начал заниматься с Буденом, и вскоре нашел свое настоящее призвание – пейзажи. В 1859-м Моне уехал в Париж, начал работать в студии вместе с другими бедными художниками. Чтобы больше узнать о живописи, молодой человек бывает на выставках и в галереях. Но тут в его творческую биографию вмешалась армия. В 1861-м он оказался в кавалерийских войсках и был командирован в Алжир.

Моне должен был служить семь лет, но спустя два года заболел тифом. После выздоровления ему нужно было опять вернуться в строй, но тут снова в его судьбу вмешалась тетя, заплатила кому нужно три тысячи франков, чтобы ее племянника полностью освободили от службы. Набравшийся сил после болезни, Клод становится студентом университета. Он выбрал факультет искусств, но очень быстро разочаровался в учебе. Моне был противником такого подхода к живописи, который царил в вузе.

Начало

Моне по-прежнему хотел учиться, поэтому вскоре пришел в студию Шарля Глейра. Именно там он впервые встретил Альфреда Сислея, Огюста Ренуара, Фредерика Базиля. Потом среди его знакомых появляются Сезанн и Писарро. Они были практически одногодками, с аналогичными взглядами на мир искусства и живописи. Из них и получился тот костяк, вокруг которого объединились импрессионисты.

Чтобы создать свой следующий двухметровый шедевр, Моне постоянно находился на пленэре. Чтобы добиться нужного освещения, ему пришлось рыть целую траншею, в котором холст можно было то поднимать вверх, то опускать вниз. Клод часами ждал нужное освещение, и, дождавшись, хватался за кисть. Эта работа на выставку тоже не попала, жюри ее просто отклонило.

Оскар Клод Моне – великий импрессионист, всю свою жизнь рисовавший картины. Художник является основателем и теоретиком французского импрессионизма, которому следовал на протяжении всего творческого пути. Живописная манера Моне в импрессионизме считается классической. Для нее характерны раздельные мазки чистого цвета, создающие богатство света при передаче воздушной среды. В своих картинах художник стремился передать сиюминутное впечатление от происходящего.

Детство и юность

Клод Моне родился в Париже 14 февраля 1840 г. Когда ему исполнилось 5 лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе мальчик ничем особым не отличался, кроме способностей к рисованию. У его родителей была бакалейная лавка, которую они надеялись передать сыну. Вопреки надеждам отца, Клод с раннего возраста тянулся к живописи, рисовал карикатуры и не помышлял о том, чтобы стать бакалейщиком.

Портрет Клода Моне

Портрет Клода Моне. Художник Огюст Ренуар

В местном салоне пользующиеся успехом карикатуры, нарисованные Клодом, продавались по 20 франков. Увлечению способствовало и знакомство юноши с пейзажистом Эженом Буденом – любителем пленэра. Художник показал начинающему живописцу основные приемы живописи с натуры. Отстоять право выбора профессии помогла и его тетя, взявшая на себя заботу о юноше после смерти матери.

Занятия с Буденом открыли перед будущим художником его истинное призвание – писать природу с натуры. В 1859 году Клод отправляется на родину в Париж. Здесь он работает в студии для бедных художников, посещает выставки и галереи. Развитию таланта помешала армия. В 1861 году Монепризывают на военную службу в кавалерийские войска и отправляют в Алжир.

Клод Моне в молодости

Клод Моне в молодости

Из семи положенных лет на службе он пробудет два года, так как заболеет тифом. Вернуться домой ему помогли и 3 тысячи франков, которые тетя заплатила, чтобы откупить племянника от воинской повинности. Оправившись от болезни, Моне поступает на факультет искусств университета, но быстро разочаровывается. Ему не нравится царивший там подход к живописи.

Начало творчества

Желание учиться приводит его в студию, организованную Шарлем Глейром. Здесь он знакомится с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. В Академии состоялось его знакомство с Писсарро и Сезанном. Молодые художники были одного возраста, имели схожие взгляды на искусство. В скором времени они стали костяком, объединившим импрессионистов.

Клод Моне за работой

Клод Моне за работой

Импрессионизм

Летом 1869 г. в компании с Ренуаром он отправляется на пленэр в Бужевиль. В новых картинах, написанных крупными пастозными мазками, он отказывается от смешанных оттенков. Пишет чистым цветом и делает для себя множество открытий, касающихся техники живописи, особенностей светотени, влияния на цвет окружающих оттенков и т.д. Так появился и получил развитие импрессионизм – новаторское направление в изобразительном искусстве.

С началом франко-прусской войны Клод Моне, пытаясь уклониться от армии, едет в Англию. Он не поддерживал Наполеона III и был его убежденным противником. В Англии знакомится с Полем Дюран-Рюэлем – продавцом картин. Они станут хорошими друзьями и партнерами. Поль купит у художника большую часть картин этого периода его творчества.

Много времени Моне уделяет серийным композициям: изображает виды Лондона, Руанский собор, Стога, Маки и др. пейзажи. В импрессионистической манере передает неодинаковую освещенность в зависимости от погоды, времени суток и года, используя для каждого состояния свою тональность палитры. Для описания картин великого импрессиониста трудно подобрать слова, их нужно чувствовать и понимать.

Жизнь в Живерни

Поднакопив денег, Моне поручает финансовые дела Э. Гошеде. Банкротство бизнесмена вынуждает семьи объединить капиталы и переехать в деревушку Ветей. Здесь в его биографии происходят трагические события, связанные со смертью жены, а затем и сына. В 1883 году семья Моне переезжает в деревню Живерни, расположившуюся на живописном берегу Сены. В это время его картины хорошо продаются, он скопил неплохое состояние, часть которого тратит на расширение своего сада.

Художник Клод Моне

Художник Клод Моне

Клод Моне создал собственный сад

Клод Моне создал собственный сад

В этот период художник осваивает новую технику. Пишет по несколько картин одновременно. Таким образом он старается запечатлеть переменчивое освещение. Сеанс живописи над одной картиной мог составлять полчаса, затем он переходил к другой, чтобы словить и передать другое сиюминутное впечатление. К примеру, серия его картин с изображением мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.

Личная жизнь

Смерть

Умер художник в Живерни 5 декабря 1926 г. от рака легких в 86-летнем возрасте, пережив многих дорогих ему людей. По его настоянию, церемония прощания была простой и немноголюдной. Попрощаться с художником пришло 50 человек. Похоронили Моне на церковном кладбище.

Оскар Клод Моне (1840-1926) – французский живописец, ставший одним из основателей импрессионизма. Познакомимся ближе со знаменитым и талантливейшем художником — что интересного в его биографии и творчестве.

Рождение и семья

Моне родился в Париже 14 ноября 1840 г. в семье бакалейщика. Его мать, Луиза Жюстина, и отец, Клод Адольф Моне, жили в Париже до тех пор, пока Оскару не исполнилось 5 лет. Затем, семья отправилась в Гавр, город в Нормандии. У Клода Моне был старший брат. Но следа в истории и культуре он не оставил.

Клод Моне

Учеба

Отец будущего художника хотел, чтобы тот тоже стал бакалейщиком. Мальчика отдали в школу, где он должен был обучаться счету и грамоте. Но интереса к науке в нем не было. На уроках он начал рисовать карикатуры на своих учителей. Развлекаясь таким образом, Оскар считал себя состоявшимся творцом, а свои картины живыми и актуальными.

Первым наставником стал Эжен Буден. Он приложил множество усилий, чтобы убедить мальчика в том, что таланта к карикатуре недостаточно, чтобы быть художником. Благодаря этому человеку, Моне пересмотрел свои взгляды на классическую живопись, начал ценить красоту природы, научился работать над пленэрной живописью.

В 19 лет юноша покинул Гавр и вернулся в Париж. Отец принял талант сына и хотел, чтобы тот поступил в Школу изящных искусств. Но Клод отказался, отдав предпочтение академии Шарля Сюиса. Ее основателем был не живописец, а бывший натурщик. Преподавание здесь не велось.

Обучение Клода Моне было прервано призывом в армию. Он служил в Алжире в период 1860-1861 гг. После службы он недолго проучился на факультете искусств Гаврского Университета. Покинув его, художник присоединился к коллективу студии Шарля Глейра. Здесь он встретился с теми, кого впоследствии наравне с ним стали считать основателями имрессионизма, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислей и Фредериком Базилем.

Творчество

Первое признание Клоду Моне принесли его карикатуры. Озорные рисунки привлекли внимание одноклассников автора, их семьи и других жителей города. К тому времени юноше исполнилось 15 лет, а он уже был популярен в Гавре. Люди хотели получить свой шуточный портрет и платили ему за работу 20 франков. На накопленные за счет продажи таких набросков деньги художник потом жил и учился в Париже.

Дама в зеленом платье

Так называлась первая картина Клода Моне, принесшая ему высокие оценки коллег и критиков. Это был портрет натурщицы Камиллы Леония Донсье, написанный в 1866 г.

Клод Моне Дама в зеленом платье

Влюбленный в нее, Моне создал шедевр за несколько дней. Полотно привлекло взгляд за счет контраста практически не прорисованного фона и четко выписанной центральной фигуры. Девушка изображена в момент движения. Образ живой, неприукрашенный: оттенок кожи естественный, форма губ не соответствует идеалу того времени.

Впечатление. Восходящее солнце

Клод Моне Впечатление. Восходящее солнце

На полотне огромное количество оттенков серого. Единственная яркая деталь – солнце и его первые лучи. Изображение создано резкими, размашистыми мазками. Мачты и доки практически не прописаны. Многие посетители выставки посчитали работу незавершенным наброском. Причина такой техники – желание художника успеть запечатлеть картину пока не изменится свет.

Бульвар Капуцинок

В 1873-м Клод Моне дважды написал изображение известного бульвара. Эти работы считают эталоном импрессионизма, при их создании художнику удалось передать все, что считается важным в этом стиле:

  • вибрацию воздуха;
  • изменение цвета окружающего мира под влиянием солнечного света;
  • взаимодействие света и тени.

Бульвар Капуцинок

На втором полотне бульвар запечатлен при пасмурной погоде.

На обеих картинах присутствует эффект фотографии:

  1. Часть фигур размыта. Так они выглядели бы, если бы двигались в момент съемки.
  2. Некоторые люди обрезаны, словно они не полностью попали в кадр.

Вокзал Сен-Лазар

Это первая серия картин Клода Моне, объединенных одной темой и перспективой. Была создана в 1877 г. Состоит из 12 полотен, на которых парижский вокзал показан с разных ракурсов и в разную погоду.

Клод Моне Вокзал Сен-Лазар

Моне утверждал, что не считает банальным повторение одного и того же сюжета. Главный персонаж его картин – свет и его игра, а не здания или поезда. Живописцем двигало желание показать, как изменение освещения меняет облик города. После он многократно писал аналогичные серии с другими сюжетами.

Руанский собор

Цикл создавался с 1890 г. по 1895 г. В него входит 30 законченных картин. Некоторые наброски Клод не закончил, некоторые уничтожил.

Руанский собор

Эта серия считается искусствоведами самой исчерпывающей из работ Моне. В ней ему удалось в полной мере раскрыть контраст между постоянным, монументальным (собор) и изменчивым, мимолетным (свет). Чтобы лучше передать игру солнечных лучей на камне, художник концентрируется на отдельных фрагментах здания, а не рисует его целиком.

Нимфеи (водяные лилии)

Самым масштабным циклом, написанным Клодом Моне, стали картины, изображающие кувшинки. По разным данным серия включает от 250 до 300 холстов. Работа над ними велась с 1900 г. почти до самой смерти живописца. На всех полотнах изображен цветник усадьбы художника. Поскольку лилии цветут очень короткое время, большинство полотен написано не с натуры, а по памяти.

Клод Моне Нимфеи (водяные лилии)

Другие работы

У Клода Моне несколько сотен картин. Наиболее известные из не вошедших в обзор полотен:

Личная жизнь

Клод Моне влюбился в свою натурщицу Камиллу Леонию Донсье в 1866 г. Тогда же между молодыми людьми начались романтические отношения. Вскоре девушка забеременела. В 1867 г. у них родился сын Жан Моне. Родители художника не давали разрешения на свадьбу, потому что избранница была бедной простолюдинкой, лишившейся девичьей чести. Законными супругами Клод и Камилла стали только в 1870 г.

Молодые люди были практически нищими. Картины Клода Моне не продавались. Общество оказалось не готово к полотнам импрессионистов. Критики заявляли, что большую ценность имеют даже обои. Художник постоянно занимал деньги, был вынужден скрываться от кредиторов. Несмотря на это, в 1878 г. у пары появился еще один сын Мишель Моне.

Финансовое состояние великого импрессиониста улучшилось только в 1880 г. С этого времени выставкой и продажей его работ начал заниматься известный коллекционер Дюран Рюэль.

В 1879 г. Камилла умерла от рака. Ухаживать за находящейся при смерти женой, а впоследствии и за сыновьями Клоду помогала Алиса Ошеде. В 1892 г. Моне вступил с ней во второй брак. Поскольку женщине к тому моменту было уже 48 лет, общих детей у них не было. Художник усыновил дочь Алисы.

Последние годы жизни

В 1912 г. Моне был поставлен диагноз катаракта. Живописец не перестал творить, но заболевание отразилось на характере работ. Первые признаки изменения цветовосприятия искусствоведы отмечают на полотнах Венецианского цикла. На картинах, написанных в последние годы жизни, они стали ярко выраженными.

За 3 года до смерти Клод Моне перенес 2 операции. В результате первой он лишился хрусталика. Его зрение стало афакичным. Кроме того, одним глазом он видел мир желтоватым, другим – фиолетово-голубым. После второй операции художник мог различать цвета исключительно с помощью специальных очков.

Улучшения наступили только через 2 года. После этого творец почувствовал новый прилив вдохновения. Он закончил множество старых набросков. Клод Моне умер 5 декабря 1926 г. в своем имении в Живерни.

Интересные факты

С творчеством Моне связано множество интересных фактов. Самые яркие из них:

Расскажите в комментариях, какая картина Клода Моне кажется вам самой притягательной? Поделитесь своим мнением о его творчестве в комментариях.

Сохраняйте статью в закладках, чтобы не потерять и иметь возможность вернуться в прочтению снова. Делитесь статьей в социальных сетях.

Видео ниже дополнит биографию художника и познакомит с известными картинами.

Рекомендованная литература и полезные ссылки

Чтобы лучше познакомиться с творчеством Клода Моне, можно почитать книги:

Камилла

Фрагмент работы Клода Моне

Фрагмент работы Клода Моне "Дама с зонтом. Мадам Моне с сыном.", 1875 г.

О том, когда и как именно Моне познакомился со своей первой спутницей жизни — Камиллой Донсье — мало что известно. По мнению Фонда Моне существует вероятность того, что Камиллу представил Клоду их общий друг, покровитель и художник — Фредерик Базиль (фр. Jean Frédéric Bazille, 1841— 1870), который погиб в начале прусско-французской войны 1870 года.

Похоже, что девушка была низкого происхождения и была вынуждена в довольно раннем возрасте зарабатывать самостоятельно на жизнь.

Во многих случаях роль натурщицы, а тонкая, черноглазая красавица Камилла появляется в работах Моне уже в 1865 году , подразумевала доступность и некую сексуальную раскрепощённость женщин этой профессии. Нередко натурщицами становились и путаны — широко распространённая практика в мире искусства.

Сохранившиеся левый и средний фрагмент работы

Сохранившиеся левый и средний фрагмент работы "Завтрак на траве" Клода Моне 1865-1866г., для которой позировала Камилла - женские фигуры на полотне - и Фредерик Базиль - мужские фигуры в котелке.

Фрагмент работы Эдуарда Мане

Фрагмент работы Эдуарда Мане "Нана", 1877г. Два года спустя после создания этой работы выходит одноимённый роман Эмиля Золя "Нана" о саморазрушительной куртизанке.

Клод Моне,

Клод Моне, "Дама в зелёном", 1866

Простолюдинка Камилла, которая, как знать, уже до Моне делила своё ложе с десятком других мужчин, была, по мнению семьи, не самой подходящей пассией для состоятельного буржуа и восходящей звезды мира искусства.

Когда год спустя Камилла ожидает своего первого ребёнка, совет папаши-Моне сыну звучит скорее как ультиматум. Отец требует от Клода бросить молодую женщину на произвол судьбы, если тот желает вернуться в лоно семьи — к сытой и обеспеченной жизни. Довольно распространённая практика буржуазных семей того времени по отношению к заблудшим сыновьям.

Claude Monet:

Claude Monet: "Jean Monet Sleeping", 1867-68

Последующие три года проходят у молодой пары в скитаниях и лжи. Клод скрывает от семьи присутствие в его жизни Камиллы и Жана. Сначала он наведывается к своей гражданской семье тайно в Париж — об этом свидетельствуют портреты младенца, написанные Моне с натуры. Потом художник увозит возлюбленную и сына из дорогостоящей столицы и квартирует в разных деревнях вблизи от своего места жительства, тайно наведываясь время от времени.

Claude Monet,

Claude Monet, "On the Bank of the Seine, Bennecourt", 1868, Oil on canvas, 81.5 x 100.7 cm, Art Institute of Chicago

Подобное сожительство было вещью весьма распространённой в конце 19го века, но при этом лицемерно считалось порочным, и жёстко осуждалось обществом. Моне, по-прежнему находившийся в финансовой зависимости от семьи, как будто не мог себе позволить пойти против воли родных. А они настаивали на том, что хорошая репутация — надёжный старт в будущее.

Claude Monet,

Claude Monet, "Méditation. Madame Monet au canapé, Camille Doncieux", 1870

Возможно, что надвигающаяся война. Но возможно и то, что семья Камиллы решила простить падшую дочь и поддержать финансово. Но только при условии, если та официально оформит свои отношения с любовником и отцом своего сына. Внук семьи Донсье нуждался в законном отце, а дочь в восстановлении утраченной чести. В итоге даже в свидетельстве о браке Камиллы и Клода адресом проживания девушки, как это и требовали моральные нормы того времени, был указан родительский дом.

Claude Monet,

Claude Monet, "Beach in Trouville", 1870, The National Gallery, London

Вскоре после свадьбы Моне бежит в Лондон, чтобы не участвовать в бессмысленной войне между Пруссией и Францией 1870-1871 годов. И хотя Нормандия оказывается в стороне от военных событий, разрушивших в то время Париж, Камилла остаётся в очередной раз одна с ребёнком на руках и следует за мужем только некоторое время спустя, не забыв прихватить с собой в багаже несколько работ художника. В последствии им удаётся более менее удачно продать эти картины и даже завести выгодные знакомства в Лондоне, например, с известным парижским галеристом и торговцем предметами искусства — Полем Дюран-Рюэлем (фр. Paul Durand-Ruel, 1831-1922). Это помогает семье переждать время добровольно-вынужденного изгнания из Франции.

Paul Durand-Ruel in his gallery in 1910. Photography by Paul Marsan, known as Dornac. Durand-Ruel Archives.

Paul Durand-Ruel in his gallery in 1910. Photography by Paul Marsan, known as Dornac. Durand-Ruel Archives.

Пока молодая семья укрывается от войны в Англии, во Франции умирает отец Моне. Перед смертью он оставляет сыну малоприятный подарок, потому что незадолго до кончины женится на своей любовнице и признаёт незаконнорожденную дочь. Таким образом и без того истощённое наследство Моне оказывается ещё скромнее. Тем не менее, именно с этого момента у супругов начинается новый и как будто безмятежный отрезок жизни в провинциальном Аржантее.

Claude Monet,

Claude Monet, "Springtime", 1872, sold to Paul Durand-Ruel for The Walters Art Museum in Baltimore.

Там начинается золотое время как для молодой семьи, так и для творчества Моне. Маковые поля, летнее солнце, развевающиеся платья Камиллы, играющий в саду Жан — безмятежность и тепло считываются в каждом мазке.

Claude Monet

Claude Monet "The Luncheon", 1873, Musée d'Orsay, Paris

К сожалению, Камилла и Клод по-прежнему довольно плохо распоряжаются деньгами. В Аржантее, при как будто скромном бюджете семьи, в их доме появляются кухарка и няня. В гости наведываются и многочисленные друзья, а любовь семьи к роскоши и экзотике загоняет их в дальнейшие расходы. Стоит ли удивляться, что уже через довольно короткое время Ренуар, который работает в это время вместе с Моне на пленэре, якобы уносит украдкой еду из родительского дома, чтобы у семьи Моне было хоть что-то на столе.

Примерно в это волнительное и зыбкое время на горизонте появляется фигура Алисы Ошеде, урождённой Райнго, которой было суждено стать второй женой Моне. В то время Алиса Райнго состояла в браке с Эрнестом Ошеде, который на протяжении нескольких лет был ярым поклонником таланта Моне и его меценатом. Человеком он был сумасбродным и расточительным. За довольно короткое время после смерти отца — хранителя и накопителя состояния семьи Ошеде — Эрнест умудряется потратить не только все деньги собственной семьи, но и достаточно обеспеченной жены Алисы.

Фрагмент работы Клода Моне

Фрагмент работы Клода Моне "The Turkeys", которую он написал в 1876 году в имении семьи Ошеде.

Существует мнение, что сын Алисы — Жан-Пьер, рождённый в 1877 году чуть ли ни в вагоне поезда — в бегстве от кредиторов мужа, причём незадолго до рождения второго сына Камиллы — Мишеля — мог бы быть и внебрачным сыном Клода Моне . Дело в том, что около 9 месяцев до рождения Жан-Пьера муж Алисы — Эрнест Ошеде — уезжает в очередной раз в Париж, чтобы заверить кредиторов в своей платёжеспособности. Камилла остаётся в Аржантее, потому что маленький Жан как раз пошёл в школу, а Моне оказался на несколько месяцев наедине с Алисой в её родовом поместье. Судя по всему, именно тогда Алиса почувствовала разницу между целеустремлённым, трудолюбивым и обходительным Моне, и инфантильным и взбалмошным Эрнестом . Но Алиса слыла светской дамой — утончённой и образованной. В те времена ставшая явной внебрачная связь приравнивалась для женщины из высокого общества с признанием себя падшей со всеми вытекающими. Вспомним Анну Каренину.

Claude Monet,

Claude Monet, "In the flower meadow", 1876

Claude Monet,

Claude Monet, "Vétheuil", 1879

Ошеде и Моне якобы дружили семьями, но именно в то время Эрнест объявляет себя банкротом и покидает Алису с детьми — попросту бросает на Моне. С этого времени Алиса даёт уроки музыки, ведёт хозяйство, ухаживает за отрядом из восьмерых детей, двое из которых совсем маленькие — Жан-Пьер и Мишель, за самим Моне и за лежачей, умирающей Камиллой. В письмах родным Алиса сочувствует заболевшей и страдающей в нечеловеческих муках женщине и даже просит прощения за то, что желает Камилле скорой, но облегчительной смерти. Кстати, некоторые источники утверждают, что Камилла Моне умерла от чахотки — туберкулёза лёких. Ведь она всегда была такой хрупкой, печальной и бледной, а сама болезнь — куда более модной и, видимо, благородной, чем рак.

Claude Monet,

Claude Monet, "Poppy Field near Vetheuil", 1879

Клод Моне,

Клод Моне, "Дорога в Ветёй", 1879г.

Каждый справляется по-своему с потрясениями, которые приносит с собой смерть близких людей. Моне остаётся художником даже в горе и пишет усопшую Камиллу на смертном одре как печальную невесту, уснувшую после слёзной ночи. При этом сокрушается, что не уход любимой женщины заботит его в эти последние прощальные минуты, а то, как улетучиваются и меняются оттенки цветов на любимом, и уже покойном лице.

Fondation Monet: Camille, l’autre madame Monet
Daniel Wildenstein "Monet. Der Triumph des Impressionismus", 1996, Taschen
"Im Licht des Augenblicks", немецкий документальный фильм французско-немецкого телеканала arte, 2019
Camille Doncieux (статья на немецкой Википедии)
Wildestein-Plattner Institut: Monet or the Triumph of Impressionism (полная версия книги на английском языке)
Собрание работ Моне на GooglArts

Читайте также: