Железнодорожный узел это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Железнодорожным узлом называется совокупность нескольких станций, ло­комотивных и вагонных депо, подходов и соединительных ветвей, устраиваемых на пересечении трех и более железнодорожных направлений, имеющих взаимную корреспонденцию вагонопотоков.

В отдельных случаях железнодорожный узел является частью общетранс­портного узла, в состав которого входят устройства других видов транспорта (речного, морского, воздушного, автомобильного).

В зависимости от доли транзитных и местных вагонопотоков железнодо­рожные узлы подразделяются на узлы:

с преимущественно транзитным поездопотоком (например, Оршанский,
Смоленский, Орловский и др.);

с транзитным и местным вагонопотоком (Хабаровский, Челябинский и др.);

с преимущественно местной работой (Санкт-Петербургский, Нижне-Та-
гильскийи др.).

На сети железных дорог 70 % грузовых операций выполняются в узлах и только 30 % - на промежуточных станциях. Поэтому вопросу организации работы железнодорожных узлов придается значение особое.

По объему работы узлы подразделяются на большие и средние.

В больших узлах располагаются две и более сортировочные станции, не­сколько грузовых и пассажирских (Санкт-Петербургский, Московский, Свердловский и др.).

К средним узлам относятся узлы с одной сортировочной станцией, грузо­вой и пассажирской (Орловский, Брянский, Ярославский и др.).

Для успешной работы железнодорожного узла необходимо, прежде всего, правильное распределение грузовой, транзитной и сортировочной работы меж­ду станциями, четкое распределение вагонопотоков в узле и на подходах к не­му с минимальными пробегами вагонов с переработкой, организация движе­ния внутри узла.

При распределении работы между станциями узла следует руководство­ваться принципами концентрации основных видов технической и грузовой работы на хорошо оснащенных станциях, с тем чтобы наилучшим образом использовать технические средства, что приведет к снижению себестоимости переработки вагонов и грузов, сокращению простоев вагонов. Но очень строгая концент­рация определенных видов работ на специализированных станциях может привести к внутриузловым перепробегам вагонов и локомотивов, что отрица­тельно скажется на общих качественных показателях эксплутационной работы. Поэтому до принятия решения необходимо выполнить технико-экономиче­ские расчеты с учетом затрат, изменяющихся от разных факторов. Возможно, что частичный перенос сортировочной работы с сортировочной станции на грузовую обеспечит наибольшую экономическую эффективность.

При распределении работы с транзитными поездами следует предусмот­реть обработку их только на одной станции, расположенной на обходе. В крупных узлах транзитный поезд может быть принят на входную станцию и после замены поездного локомотива передаточным перемещен на выходную станцию узла, где выполняется техническое обслуживание, коммерческий осмотр его и прицепка поездного локомотива.

На выбор вариантов организации работы значительное влияние оказыва­ет соотношение размеров транзитных поездопотоков в четном и нечетном направлениях, расположение локомотивного хозяйства и ПТО.

В крупных узлах грузовая работа с однородными грузами концентрирует­ся, как правило, на специализированных станциях, что позволяет более эф­фективно использовать погрузо-разгрузочные механизмы, сокращает затра­ты на маневры,улучшает взаимодействие с грузоотправителями и грузополу­чателями.

Рациональное распределение транзитной, сортировочной, грузовой и пассажирской работы является исходным условием научной организации технологических процессов в узлах.

Таким образом, организация вагонопотоков в узле должна обеспечить:

■ правильное распределении работы между станциями узла в соответствии
с их технической оснащенностью;

■ сокращение простоев вагонов в узле, а значит, и ускорение сроков достав­
ки грузов; ч

■ уменьшение стоимости переработки вагонов.

Необходимым условием рациональной организации работы является максимальный охват местных вагонопотоков, зарождающихся на станциях узла отправительской и ступенчатой маршрутизацией.

Для организации ступенчатых маршрутов в узле должна быть установлена станция, на которой будут объединяться маршрутные группы вагонов, и оп­ределен порядок передачи вагонов на эту станцию с указанием времени под­вода.

Вагоны в узле, как правило, должны передаваться по кратчайшему на­
правлению. „

При погрузке групп на станциях, расположенных последовательно на од­ной соединительной линии, формирование маршрута ведется на последней попутной станции погрузки, а при недостаточном путевом развитии этой станции - на другой ближайшей к ней технической станции.

Маршруты из порожних вагонов целесообразно формировать на станци­
ях, куда прибывают под выгрузку отправительские маршруты. а

Порожние вагоны, поданные под выгрузку маршрутных групп, необходи­мо подбирать в соответствии с ПТЭ до погрузки, так как это ведет к сокраще­нию времени и упрощению маневров.

Для организации рациональной работы следует применять согласован­
ный подвод поездов к узлу на основе календарного планирования погрузки
по направлениям и назначениям и доставки погруженных вагонов в переда­
точных поездах на станцию окончательного формирования. ^

Порядок организации вагонопотоков в передаточные позда устанавлива­ется планом формирования местных поездов в опорном районе. При этом ус­танавливается полигон обращения передаточных поездов и локомотивов, для которого определяются расчетные струи вагонопотоков между пунктами за­рождения и погашения их. Затем намечаются возможные варианты плана формирования с указанием размеров движения и весовых норм поездов.

Гибкое изменение расписания отправления передаточных поездов и рас­чет оптимальных интервалов отправления их достигается с помощью моде­лирования процессов передачи вагонов внутри узла. Для этого сопоставляют затраты при передаче поездов фиксированной длины с затратами при переда­че поездов неполной длины, накапливаемых по условиям соблюдения сроков доставки грузов, т.е. без начисления пени.


Железнодоро́жный узел — пункт пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий (минимум трёх [1] ), ряд связанных соединительными ходами станций, работающих по единой технологии (во взаимодействии). Границей узла служат входные сигналы предузловых раздельных пунктов. Железнодорожный узел в крупных населённых пунктах является частью транспортного узла, представляющего собой комплекс транспортных устройств в районе стыка различных видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок. В транспортный узел помимо железных дорог могут входить морской, речной порты, автомобильные дороги. сеть промышленного транспорта, аэропорты, сети трубопроводного транспорта и городской транспорт. В транспортном узле происходит массовая пересадка пассажиров и передача грузов с одного вида транспорта на другой. В общетранспортных узлах доля ввозимых и вывозимых грузов железной дорогой является доминирующей. Структура вагоно- и пассажиропотока в транспортном узле зависит от социально-экономических условий района.

Железнодорожный узел делится на:

  • узлы с преимуществом транзитного вагонопотока;
  • узлы с большим объёмом транзитной и местной работы;
  • узлы с преимущественным объёмом местной работы.

В Тарифных руководствах по перевозке пассажиров и грузов на сети железных дорог железнодорожные узлы именуются как транзитные пункты, сокращенное обозначение: ТП.

Содержание

Классификация

Железнодорожный узлы классифицируются:

  • внеклассные узлы;
  • крупные узлы;
  • узлы со средним объёмом работы;
  • узлы с малым объёмом работы.

Границы между градацией классификации железнодорожных узлов строго не установлена. Железнодорожный узел должен иметь разнообразное техническое оснащение. по типу железнодорожные узлы так же можно подразделить на:

  • 1) Узел с одной станцией, то есть узел при пересечении двух железнодорожных линий с неочень большим грузо-(пассажиро-)потоком на одной или обоих железнодорожных линиях. Примером такого узла служит Поворинский железнодорожный узел.
  • 2)Узел крестообразного типа, то есть узел, расположенный на пересечении двух линий крест на крест, как правило такой узел расположен на пересечении железнодорожных магистралей с крупным грузо- и пассажиропотоком. Примером данного узла выступает Пензенский железнодорожный узел.
  • 3)Узел комбинированного типа, то есть узел расположенный вблизи крупного промышленного центра, примером такого узла выступает Елецкий железнодорожный узел.
  • 4)Узел кольцеобразного типа , то есть узел ,расположенный вблизи крупного порта, примером такого узла служит Ростовский железнодорожный узел.
  • 5)Узел смешанного типа, то есть узел, в котором применены несколько технологий, обычно такой узел расположен вблизи крупного порта и промышленного центра. Примером такого узла служит Волгоградский железнодорожный узел.
  • 6)Узел тупикового типа, то есть узел, в котором несколько тупиковых станций связаны между собой соединительными ветками. Примером такого узла служит Московский узел.

Основные сооружения

Основные характерные для железнодорожного узла сооружения включают:

    , грузовые и/или пассажирские станции;
  • соединения между отдельными станциями;
  • обходные пути; ; и вагонные депо;
  • технические станции для ремонта и экипировки составов.

Примечания

  1. ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 9. Динамика атмосферы — железнодорожный узел. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — 767 с.: ил.: карт. (статья Железнодорожная станция)

Ссылки

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 августа 2012.

  • Железнодорожная инфраструктура
  • Узловые железнодорожные станции

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Железнодорожный узел" в других словарях:

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ — совокупность станций, соединительных ветвей и подходов, устраиваемых в месте схождения нескольких (не менее трех) направлений жел. дор. магистральных линий. Задача Ж. у. обеспечивать удобную и быструю передачу с одной линии на другую транзитных… … Технический железнодорожный словарь

железнодорожный узел — Пункт, в котором сходятся или пересекаются несколько железнодорожных линий со значительным объемом перевозок … Словарь по географии

Железнодорожный узел — пункт на пересечении нескольких ж. д. линий, представляющий собой сложный комплекс разнообразных технических сооружений и устройств. Основные сооружения Ж. у.: сортировочные, грузовые и пассажирские станции, соединительные пути между… … Большая советская энциклопедия

железнодорожный узел — место (транспортный центр), где сходятся несколько железнодорожных линий (магистралей) и куда прибывает или откуда отправляется большое количество грузов или пассажиров либо там происходит пересадка большого количества пассажиров как на… … Географическая энциклопедия

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ — пункт, в к ром сходятся или пересекаются неск. ж. д. линий; совокупность ж. д. станций, подходов к ним и соединит. ветвей (см. рис.). Осн. функции: пропуск транзитных поездов, погрузка и выгрузка грузов, передача поездов и вагонов между станциями … Большой энциклопедический политехнический словарь

Железнодорожный узел Даугавпилс — Даугавпилсский железнодорожный узел возник за 13 лет в 1860 1873 годах в городе Даугавпилс (ранее Динабург). Ниже приводятся название ж.д., участки, длина в верстах, дата открытия движения по старому стилю/новому стилю, год. 1. Петербургско… … Википедия

Железнодорожный узел Динабург — Даугавпилсский железнодорожный узел возник за 13 лет в 1860 1873 годах в городе Даугавпилс (ранее Динабург). Ниже приводятся название ж.д., участки, длина в верстах, дата открытия движения по старому стилю/новому стилю, год. 1. Петербургско… … Википедия

Санкт-Петербургский железнодорожный узел — Внешние изображения Схема Санкт Петербургского железнодорожного узла Санкт Петербургский железнодорожный узел крупнейший железнодорожный узел на Северо Западе России, второй по величине в России после Московского, является частью 9 го… … Википедия

Бекасово (железнодорожный узел) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бекасово. Бекасово (железнодорожный узел) крупный транспортный узел на пересечении Киевского направления Московской железной дороги и Большого железнодорожного кольца МЖД и вдоль Большого… … Википедия

Московский железнодорожный узел — Центральная часть Московского железнодорожного узла (в старых границах Москвы до 1 июля 2012) Московский железнодорожный узел единый железнодорожный комплекс, сложившийся и функционирующий в масштабах Московского региона. Сформир … Википедия

Железнодорожным узлом называется пункт примыкания не менее трех железнодорожных линий, в котором имеются специализированные станции и другие раздельные пункты, связанные соединительными путями, обеспечивающими пропуск пассажирских и грузовых поездов, а также пересадку пассажиров с одной линии на другую. Железнодорожный узел в крупных населенных пунктах является частью транспортного узла, представляющего собой комплекс транспортных устройств в районе стыка различных видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок. В транспортный узел помимо железных дорог могут входить морской и речной порты, автомобильные дороги, сеть промышленного транспорта, аэропорты, сети трубопроводного транспорта и городской транспорт.

В транспортном узле происходит массовая пересадка пассажиров и передача грузов с одного вида транспорта на другой. Стыковыми пунктами железнодорожного и других видов транспорта являются пассажирские и грузовые станции. В узлах организуются пропуск пассажирских и грузовых поездов, расформирование и формирование составов, обслуживание подъездных путей промышленных предприятий и выполнение операций по погрузке, выгрузке и перевалке грузов. Все эти виды работ распределяются по отдельным станциям и подъездным путям.

В соответствии с объемом и характером работы железнодорожные узлы могут иметь следующие устройства: сортировочные и грузовые станции, соединительные пути между этими станциями и подходы к ним для обеспечения грузового движения и выполнения сортировочной и грузовой работы в узле; пассажирские и технические пассажирские станции, пересадочные станции в пунктах слияния или пересечения железной дороги с метрополитеном, остановочные пассажирские пункты и другие устройства для выполнения пассажирских перевозок; мосты, тоннели, путепроводные развязки и переезды на пересечениях железнодорожных путей с реками, каналами, автомагистралями и железнодорожными путями для обеспечения безопасности движения и повышения пропускной способности узла.

Структура железнодорожного узла зависит от числа линий, сходящихся в нем, характера, направления и мощности пассажирских и грузовых потоков, его роли в сети дорог, значения населенного пункта и размещения его жилых и промышленных районов, расположения других видов транспорта, топографических и геологических особенностей местности, наличия крупных водных преград и т.д.

В соответствии с размещением основных элементов различают узлы с одной станцией, крестообразные, треугольные, с параллельным и последовательным расположением основных станций, кольцевые, полукольцевые и комбинированные.

Узел с одной станцией (рис. 21.12) образуется в месте пересечения двух магистралей или примыкания одной магистрали к другой в районе небольших и средних городов. В узлах этого типа все подходы примыкают к одной объединенной станции, обслуживающей грузовое и пассажирское движение.

Схема узла с одной станцией

ПЗ — пассажирское здание; ПОь П02 — приемоотправочные парки нечетных и четных поездов; С — сортировочный парк; ЛХ — локомотивное хозяйство; А—Г — обозначения подходов к узлу

Узел крестообразного типа (рис. 21.13) характерен для пересечения двух железнодорожных линий (одно- или двухпутных) с небольшой взаимной корреспонденцией вагонопотоков. На каждой линии сооружают отдельные участковые станции, а в некоторых случаях на одной линии — сортировочную, а на другой — участковую. В месте пересечения линий устраивают путепроводную развязку.

Пассажирские поезда, проходящие с одной линии на другую, могут иметь остановки на основной и вспомогательной станциях; транзитные грузовые поезда проходят по своим линиям.

Сортировочная работа по переработке узловых потоков, расформированию и формированию участковых и сборных поездов сосредоточивается на основной станции главного направления.

Схема узла крестообразного типа; А—Г — обозначения подходов к узлу

Устройства для выполнения грузовых операций и примыкания подъездных путей могут размещаться на одной или обеих станциях. Недостатком узлов крестообразного типа являются перепробеги и двойная переработка угловых вагонопотоков.

Узел треугольного типа (рис. 21.14) образуется в пунктах с подходами трех железнодорожных линий, имеющих значительную взаимную корреспонденцию грузовых и пассажирских потоков. Назначение отдельных станций узла зависит от расположения города и его промышленной зоны. В приведенном примере станция 1 пассажирская, станция 2 участковая и станция 3 грузовая.

Время от времени возникает потребность в развитии существующих железнодорожных узлов. Это связано с увеличением размеров движения, ростом городов, строительством крупных промышленных предприятий, примыканием новых линий, развитием морских и речных портов и другими причинами. В связи с этим могут потребоваться укладка дополнительных главных путей, развитие пассажирских, технических, грузовых и сортировочных станций, сооружение дополнительных развязок железнодорожных подходов в разных уровнях.

Примыкание новых линий влечет за собой переустройство существующих и строительство дополнительных станций. При развитии городов иногда требуется выносить за их пределы отдельные железнодорожные линии, сносить грузовые станции и строить в другом месте новые.

Рост промышленности вызывает необходимость в строительстве новых подъездных путей к предприятиям и переустройстве существующих грузовых станций.


Планомерное и рациональное увеличение пропускной и перерабатывающей способности крупных железнодорожных узлов происходит на основе генеральных схем их развития, разрабатываемых на перспективу (15. 20 лет).

Контрольные вопросы

1. Чем отличается разъезд от обгонного пункта?

2. Назовите отличительные признаки промежуточной станции в сравнении с разъездами и обгонными пунктами.

Железнодорожный узел — это группа специализированных станций — сортировочных, грузовых, пассажирских и других, расположенных в пунктах слияния трех и более железнодорожных направлений, связанных соединительными линиями и имеющих взаимную корреспонденцию вагоно- и пассажиропотоков. К железнодорожным узлам относится также комплекс взаимоувязанных пассажирских, грузовых и технических станций, обслуживающих крупный промышленный центр независимо от числа примыкающих линий (например, Владивостокский, Одесский и другие узлы). В железнодорожных узлах находятся локомотивные и вагонные депо, устройства для экипировки локомотивов, устройства электроснабжения и др.

Железнодорожный узел является одним из основных элементов транспортного узла.

Под транспортным узлом понимают комплекс устройств смежных видов транспорта — морского, железнодорожного, автомобильного, речного и др., работающих в тесном взаимодействии по единой технологии, обеспечивающих транзитные и внутриузло-вые перевозки грузов и пассажиров.

Железнодорожные узлы не являются самостоятельными производственно-хозяйственными подразделениями железных дорог. Их классифицируют по характеру и объему эксплуатационной работы и по организационной структуре управления.

По характеру работы железнодорожные узлы подразделяют на транзитные, местные и транзитно-местные.

Транзитные узлы, как правило, расположены в пунктах пересечения магистральных железнодорожных линий, где нет крупных центров, и выполняют преимущественно операции с транзитными грузовыми и пассажирскими поездами (например, Бологов-ский, Вологодский и др.).

Местные узлы обслуживают промышленные центры и пункты перевалки грузов с железных дорог на морской и речной транспорт и обратно. В большинстве своем они находятся в конечных пунктах линий. Основная их работа — погрузка и выгрузка, расформирование поездов, развоз вагонов внутри узла по станциям назначения, сбор, формирование и отправление загруженных и порожних вагонов (например, Петербургский, Мурманский и др.).

Назначение транзитно-местных узлов — переработка и пропуск транзитных поездов и грузовых вагонопотоков, обслуживание пассажиропотоков, переработка грузов. Они располагаются в больших городах и промышленных центрах (например, Челябинск, Новосибирск и др.).

По объему работы железнодорожные узлы подразделяют на большие, имеющие две и более сортировочные станции, несколько специализированных грузовых и отдельные пассажирские станции; средние, которые включают одну сортировочную, несколько грузовых и одну пассажирскую станцию; местные, которые включают одну участковую станцию, совмещенную с пассажирской, и одну или несколько грузовых станций.

По организационной структуре управления различают узлы: дорожного уровня управления, которые являются составной частью двух или более отделений дорог; отделенческого уровня управления, которые входят в состав одного отделения, и станционного уровня управления, состоящие из группы станций, объединенных под единым руководством.

Пассажирские и грузовые перевозки в любом железнодорожном узле необходимо осваивать с минимальной затратой средств. Здесь сосредоточены значительные парки вагонов и локомотивов, поэтому снижение времени нахождения вагонов на станциях, правильная организация пропуска поездов, переработки вагонопотоков, грузовой работы и работы локомотивов в узлах имеют большое значение для ускорения оборота вагонов и более эффективного использования локомотивного парка. Наиболее рациональная система работы всех подразделений узла определяется технологическим процессом узла, разрабатываемым на основе плановых вагонопотоков и прогрессивных норм. В технологическом процессе содержатся: система управления узлом;

схема его административного деления, порядок оперативного руководства работой, планирование сбора и получения информации о поездах, вагонах и грузах, составление и передача плана подразделениям узла, контроль за его выполнением;

организация дальнего и пригородного движения пассажирских поездов в узле и на прилегающих участках — обслуживание поездов локомотивами и экипировка составов, следование пригородных поездов в рабочие, предвыходные и выходные дни, обслуживание местных и транзитных пассажиров, операции с багажом и др.;

организация вагонопотоков — их маршрутизация, распределение сортировочной работы между станциями по плану формирования поездов, подготовка порожних вагонов к погрузке, обслуживание рефрижераторного подвижного состава и др.;

грузовая и коммерческая работа — распределение ее между станциями, специализация последних, единые технологические процессы работы станций, ППЖТ и подъездных путей, организация контейнерных и пакетных перевозок, перевозка негабаритных, скоропортящихся грузов и живности, транспортно-экспедицион-ная работа, информирование клиентуры, взаимодействие с автомобильным и другими видами транспорта;

организация работы передаточных и вывозных локомотивов и бригад в узле;

техническое обслуживание и ремонт вагонов на станциях и подъездных путях;

график движения поездов в узле, порядок использования магистральных линий и соединительных ветвей, нормы массы и длины составов, организация движения поездов между станциями узла и на прилегающих участках, обслуживание поездов локомотивами, порядок их смены и экипировки, работы, смены и отдыха локомотивных бригад;

работа станций в зимнее время и снегоборьба.

Технологическим процессом узла с учетом особенностей работы станций и линий, местных условий предусматриваются меры для освоения ежегодно увеличивающихся объемов грузовой работы и вагонопотоков и предупреждения возможных затруднений при сезонных их колебаниях.

В соответствии с технологическими процессами работы станций и других подразделений узла должны выполняться требования технологического процесса узла.

В Ленинградском, ныне Петербургском, железнодорожном узле в 1979 г. был внедрен комплексный технологический процесс работы узла, согласно которому обеспечивались взаимодействие и согласованная работа сортировочных и грузовых станций, локомотивных и вагонных депо, дистанций пути, сигнализации и связи и других предприятий, связанных с движением поездов. В основу технологии работы узла был положен стабильный узловой график движения поездов и оборота прикрепленных передаточных локомотивов. Стабильный узловой график был разработан с учетом оптимальных с технико-экономической точки зрения размеров движения и наивыгоднейшего плана формирования передаточных поездов. Технология обращения прикрепленных передаточных локомотивов по такому графику позволила на 20. 25% сократить их эксплуатируемый парк.

В Пермском узле внутренняя работа (выполнение грузовых операций на каждом грузовом участке), регламентируется твердым графиком движения передаточных поездов, с которым согласованы и графики работы маневровых локомотивов на станциях. Информацию об ожидаемом поступлении поездов, вагонов и груза получает и обрабатывает вычислительный центр. Это позволило наладить четкое планирование поездной и грузовой работы станций и заблаговременно передавать точную информацию получателям грузов.

__________________

Зарегистрируйтесь , чтобы скачивать файлы.
Внимание! Перед скачиванием книг и документов установите программу для просмотра книг отсюда . Примите участие в развитии ж/д вики-словаря / Журнал "АСИ" онлайн

Книги по СЦБ | Книги путейцам | Книги машинистам | Книги движенцам | Книги вагонникам | Книги связистам | Книги по метрополитенам | Указания ГТСС


Если не можете скачать файл. / Наше приложение ВКонтакте / Покупаем электронные версии ж.д. документов

Читайте также: