Клод дебюсси интересные факты кратко

Обновлено: 28.06.2024

3) Почему его так называют? Ведь он был противником таких определений.

Но современникам музыка Дебюсси напоминала картины художников-импрессионистов (Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Гогена и др). Его произведения, как и полотна художников, наполнены воздухом, любовью к природе, к пейзажу. В них много красочных и изобразительных моментов, оставляющих впечатление надолго;

4) Дебюсси - новатор, внёс в музыкальное искусство новые краски, созвучия, ритмы, образы;

5) Родился в небольшом городке Сен-Жермен, в окрестностях Парижа. Но семья переехала, и всё детство будущего композитора прошло в столице;

6) В 10 лет поступил в Парижскую консерваторию (младшее отделение);

7) Нестандартное музыкальное мышление проявилось сразу и всегда вызывало недовольство у преподавателя гармонии, который был "старой закалки";

8) Несколько раз приезжал к русской меценатке Надежде фон Мекк (покровительница, верный друг П.И.Чайковского) в качестве домашнего пианиста для совместного музицирования, учителя музыки, сопровождающего семью в путешествиях;

9) В России очень увлёкся музыкой Бородина, Римского-Корсакова и особенно Мусоргского, которого ценил очень высоко;

10) Собственный композиторский стиль Дебюсси формировался долго: серьёзные увлечения эстетикой символизма, русской музыкой, творчеством Рихарда Вагнера, экзотическими оркестрами вели к мечте "создать нечто, что стало бы крупным событием в мире музыкального искусства" несколько лет;

11) Но в конце 1880-х гг. Дебюсси познакомился с Эриком Сати , который тоже не признавал академическую музыку. Именно это знакомство, общение и "определило ход развития французской музыки" дальше;

12) Сати направил молодого композитора в другую сторону: Дебюсси, так преданно и искренне любивший музыку Вагнера, знавший наизусть его оперы, начал отрицать и критиковать своего кумира;

13) В музыковедении считается, что музыкальный импрессионизм начался с оркестровой прелюдии "Послеполуденный отдых фавна" (1891-1894). Это произведение принесло Дебюсси первый настоящий успех;

14) Но по жизни Дебюсси был скромным человеком и совсем не жаждал признания и славы. Он стеснялся приходить на премьеры своих произведений, дабы не привлекать лишнего внимания к своей персоне;

15) Но эта скромность не мешала ему быть настоящим ловеласом. Его личная жизнь была непростой, с трагическими событиями. Первая влюблённость в юную дочь фон Мекк закончилась выдворением "французика" (как говорила сама Надежда Филаретовна). Брошенная первая жена, которая ничего не понимала в тонкой музыке, но работала не покладая рук, только чтобы любимый муж ни в чём не нуждался, прилюдно пыталась покончить с собой. Второй брак оказался более удачным. Именно вторая жена ухаживала за композитором, когда он был уже смертельно болен. Ей и своей единственной дочери композитор посвятил много произведений;

16) Странно, но дирижировать своими произведениями Дебюсси не любил. Он это делал только ради заработка;

17) После премьеры оперы "Пеллеас и Мелизанда" творчество композитора оценили на государственном уровне и удостоили ордена Почётного легиона;

18) В творчестве последних лет заметно его увлечение старинной французской поэзией и музыкой XVIII века;

19) Клод Дебюсси написал 1 оперу, 1 симфонию, 3 балета, струнный квартет, фортепианное трио, 3 сонаты, кантаты, много произведений для оркестра, для фортепиано в 4 руки, для 2-х ф-но, много романсов. Делал обработки сочинений других композиторов (Сати, Чайковского, Сен-Санса, Вагнера, Шумана). Очень много произведений, идей осталось незаконченными;

20) Характерные черты музыки Дебюсси: утончённость, зыбкость образов и звучания, изысканность, красочная гармония, причудливая мелодия, тонкая динамика, прозрачность оркестра;

21) Портрет Клода Дебюсси изображён на банкноте в 20 франков выпуска 1997 года;

22) В честь композитора назван астероид и кратер на Меркурии.

Моя любовь к "импрессионизму в музыке" началась в консерватории, с подготовки к госэкзамену по специальности. Кроме произведений Баха и Гайдна в программе выступления была Соната для виолончели и фортепиано Дебюсси.

Как же интересно было её учить! Как интересно играть! Как приятно было ощущать свободу и не бояться нарушать строгие законы!

Сейчас я с улыбкой вспоминаю слова своего профессора, который, имея большой педагогический опыт и много учеников, говорил, что "мой" Дебюсси - один из лучших на его памяти. Я очень старалась, правда!))

А ведь композитор сочинял эту сонату ровно 106 лет тому назад, в конце июля - начале августа 1915 года. И до сих пор это произведение в активном репертуаре виолончелистов всего мира.

Создание этой сонаты приходится на поздний период творчества Дебюсси, который отличается обращением автора " к прошлому", к старой поэзии, к старым мастерам, композиторам - клавесинистам Рамо и Куперену. Про них Дебюсси говорил: "Старые мастера Рамо и Куперен владели секретом глубокого изящества".

Этот "взгляд в прошлое" имел свой смысл: шла Первая мировая война, в Париже рвались бомбы, повсюду были тяготы и лишения военного времени. При этом композитор тяжело болел.

Обращение к прошлому - способ уйти от реальности и мыслей о болезни, о тяжёлом времени. Сам композитор говорил: "Эта соната - то, что может написать больной человек во время войны". При этом чувство патриотизма его не оставляло, и он подписывал произведения: "Клод Дебюсси. Французский музыкант".

Поэтому всё в этом произведении тонкими нитями связано с XVIII веком:

  • название произведения на титульном листе было стилизованно под XVIII век;
  • адрес издательства также был написан в старинном стиле;
  • названия частей напоминают жанр сюиты и эпоху барокко.

Например, Проло г - аналог Grave, вступительной части в старинных сюитах, партитах. Музыка, как и должно быть по старинным канонам, величественная, обязателен импровизационный стиль изложения. Часть завершается мажорным трезвучием, что тоже является характерным признаком для барочной музыки;

  • соната имеет ясную, лаконичную форму. В ней три части: Пролог,Серенада и Финал .

Соната - жанр, неожиданный для творчества Дебюсси. Он всё-таки любил более нетрадиционные формы: оркестровые прелюдии, фортепианные миниатюры, сюиты, симфонические эскизы.

Композитором был задуман целый цикл из 6 сонат для разных инструментов. Но в итоге он успел написать только три: Сонату для виолончели и фортепиано, Сонату для флейты, альта и арфы, Сонату для скрипки и фортепиано.

Виолончельную сонату композитор посвятил своей второй жене Эмме. Хотел дать произведению название "Пьеро, поссорившийся с Луной" . Образы эти символичны, как для композитора, так и для эстетики того времени в целом: Пьеро - печальный персонаж итальянской старинной комедии дель арте. Луна - вечный спутник Пьеро - символ страдания.

Образ этого героя проходит во второй части - стонущие секундовые интонации и скерцозные пассажи. В третьей части рефрен рондо - тоже тема Пьеро. Но кульминация - кода всей сонаты - жизнерадостная, хоть и звучит в миноре.

В общем, это произведение имеет свой колорит, символизм, дух, энергетику, судьбу. Оно технически сложно, с разнообразными приёмами игры. Виолончельная партия - это контрасты регистров, разнообразие штрихов, кантилена и пассажи, игра на грифе, пиццикато. Виолончель временами звучит и как гитара, и как флейта, как барабан и арфа.

Более века назад Дебюсси написал шедевр для виолончели и фортепиано. И сейчас нет даже намёка на то, что эта музыка старая, неинтересная, забытая. Она такая же увлекательная, современная, популярная.

Клод Дебюсси

Клод Дебюсси

Один из самых значительных представителей французской классической музыки рубежа XIX и XX веков - Клод Дебюсси - считается первым, кто ввел модное течение импрессионизма в музыкальную традицию. Однако, помимо этого, он являлся еще и талантливым исполнителем, дирижером, композитором и критиком, несомненно, вошедшим в число лучших людей своего времени. Судьба раннего творчества Дебюсси тесно связана с Россией, а представители русской музыкальной школы на длительное время стали для него лучшими образцами для подражания. Но напрямую он никого не копировал: самобытность произведений, их непохожесть ни на чьи уже ощущается в первых же музыкальных опытах молодого Дебюсси и постепенно развивается в абсолютную уникальность.

Краткую биографию Клода Дебюсси и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Дебюсси

Семья, в которой появился на свет Клод Ашиль Дебюсси, не имела никакого отношения к музыке, и, если бы не традиционные в то время занятия за фортепиано, вероятно, никто бы и не заметил в мальчике особенное рвение на этом поприще. Глава семейства Дебюсси владел магазинчиком посуды в небольшом городе Сен-Жермен. Будущий композитор появился на свет 22 августа 1862 года, а спустя пару лет отец продал свою лавку и перебрался в Париж, где стал трудиться бухгалтером.

Дебюсси в детстве

Когда грянула война между Францией и Пруссией, мать Клода решила не оставаться в воюющем Париже и уехала с детьми в Канны, где жила сестра ее мужа. Согласно биографии Дебюсси именно в доме тети маленький Клод начал получать свои первые музыкальные уроки. После возвращения в Париж, занятия продолжились, и мальчику повезло с преподавателем: ею стала Антуанетта де Флервиль. Она утверждала, что ее учил играть сам Шопен, к тому же ее дочь была замужем за Верленом, и музыкальное чутье дамы вовремя подсказало, что Клод имеет выдающиеся перспективы. Мадам де Флервиль дала родителям мальчика судьбоносный совет, которым те не стали пренебрегать – отдать сына на обучение в консерваторию.

Годы учебы и первые эксперименты


Но Дебюсси отнюдь не был скромным отличником, во всем угождающим учителям. С ранних классов у Клода возник конфликт с преподавателем гармонии, который не мог вытерпеть того, как дерзкий мальчишка реализует собственные амбиции. Клоду же, напротив, претил консервативный взгляд преподавателя, который раздражался при любом отступлении от классических канонов.

В 1880 году в программе обучения Клода Дебюсси появилась композиция, а главным его учителем стал Э. Гиро. Вскоре у учителя и ученика обнаруживается совпадение некоторых взглядов на искусство, и Гиро становится одним из немногих членов консерватории, кто поддерживал его устремления.

Клод Дебюсси в юности

Первые творческие эксперименты Дебюсси относятся к концу 70-х - началу 80-х годов. Это были романсы на слова Поля Верлена, Буже; в них уже вполне различим индивидуальный стиль Дебюсси и самобытность его таланта.

Дебюсси и Россия

Во время обучения в консерватории, Дебюсси получил бесценный опыт и набрался творческих замыслов, проведя некоторое время в русской семье. Надежда фон Мекк, богатая аристократка, пригласила его к себе по рекомендации Мармонтеля. Клод должен был обучать игре на фортепиано ее детей и аккомпанировать самой Надежде, которая являлась большой ценительницей хорошей музыки. В 1880 году Дебюсси встретился с Надеждой и ее семьей в Швейцарии, а затем отправился с ними в Италию.

Надежда фон Мекк, покровительница Дебюсси

В следующем году, фон Мекк вновь пригласила Дебюсси к себе, на этот раз уже в российскую столицу, и занятия с ее детьми продолжились. Но главной ценностью этого визита для композитора стал полный доступ к огромному количеству нотных тетрадей с самыми разными произведениями, которые Надежда Филаретовна предоставила ему в распоряжение, и Клод имел возможность познакомиться с русскими классиками и современниками, такими, как Римский-Корсаков , Мусоргский , Бородин . Музыку Чайковского и Глинки Дебюсси узнал ранее и отлично исполнял ее на домашних творческих вечерах фон Мекк.

Клод Дебюсси на творческих вечерах

Импрессионист или… символист?

Дебюсси

В 80-е - 90-е годы наступает начальный этап творческого расцвета Клода Дебюсси. Это время отмечено серьезным увлечением символизмом – вливается в кружок французских поэтов под предводительством Стефана Малларме. В его доме в тот период собирались литераторы, художники и музыканты. В эти годы он пишет много вокальных произведений на стихи Бодлера, Верлена, Луиса. Их лирическое содержание и тяготение к природным пейзажам стало для Клода излюбленным вектором творчества на долгие годы. Но были и такие черты символизма, которые Дебюсси не стал перенимать. Его цельная художественная натура не допускала недосказанности, размытого выражения мыслей и чувств. Не свойственными музыке Дебюсси оказались также чувства мистического страха и мрачные мыслеощущения, присущие символистской поэтике. Созданные в те годы произведения близки другим, более предметным жанрам народного танца и песни, но в интерпретации Дебюсси они лишены своей природной дикости, и предстают перед нами в более изящном, утонченном виде.

А вот в 1900-е годы Дебюсси полностью отказался от символистских идей и переключился на новое направление. Его все больше стали занимать картины природы, портреты, бытовые сцены. В фортепианных произведениях он смог добиться, казалось бы, невозможного – раскрыть новые тональности инструмента и добиться от него максимально выразительных, изящных оттенков. Дебюсси пришел к настолько реалистичному выражению образов, что они стали почти осязаемы. Близость к импрессионизму проявляется здесь в ярких красках, в звуках, играющих, словно блики и мазки, при этом произведение звучит вполне целостно и закончено.

Эти различные эстетические предпочтения Дебюсси вплоть до настоящего времени заставляют дискутировать историков на тему принадлежности композитора к какому-то определенному течению. Некоторые представители французского и польского музыковедения считают его подлинным символистом. В числе таковых – В. Янкелевич и С. Яроциньский.

Клод Дебюсси на отдыхе

Непринятые шедевры раннего периода

Дебюсси-критик

Клод Дебюсси - критик

Последние годы

Клод Дебюсси и Игорь Стравинский
Дебюсси биография

Клод Дебюсси краткая биография
Клод Дебюсси с дочерью

Интересные факты о Клоде Дебюсси

Клод Дебюсси с женой

Подпись Дебюсси

Личная жизнь Клода Дебюсси

Мрачный и вздорный характер, которым обладал гениальный музыкант, нисколько не мешал ему добиваться расположения представительниц слабого пола. Композитор вел разгульный образ жизни, и верность никогда не была его сильной чертой.

Личная жизнь Клода Дебюсси

Первой любовью Клода Дебюсси стала дочь фон Мекк Софья. Когда пианист проводил свои вторые каникулы в их семье, девушка стала проявлять к нему интерес. Но тогда и сама Соня была еще молода, и Клод не спешил обзаводиться романом. А в 1882 году чувства между молодыми влюбленными вспыхнули с новой, небывалой силой. Дебюсси был окрылен и, не ожидая подвоха, обратился к Надежде фон Мекк с просьбой отдать дочь за него замуж. Но строгая мать-аристократка оскорбилась и выставила Клода из своего дома, несмотря на угрозы 15-летней Сони покончить жизнь самоубийством. Биография Дебюсси гласит, что в 1913 году, во время своего визита в Россию, композитор вновь встретил свою первую любовь, и воспоминания о юности наверняка подарили им несколько приятных минут.

Фильмы о Дебюсси и его творчестве

Биография Дебюсси вдохновила многих режиссеров на создание фильмов о жизни композитора и его творчестве. Вот некоторые из них:

Музыка Дебюсси звучит в фильмах

Музыка Клода Дебюсси в фильмах

Судьба отмерила Дебюсси всего лишь 55 лет жизни. Однако столь малого времени хватило, что коренным образом изменить европейскую музыкальную историю. Творчество этого французского гения стало не только венцом большой утонченной эпохи музыкальной истории, но и тем самым флагманом, который открыл дорогу новым парадигмам в искусстве XX и XXI столетий.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Дебюсси

Клод Дебюсси: интересные факты

Клод Дебюсси – французский композитор, яркий представитель импрессионизма в музыке. Жизнь не слишком баловала его, хотя произведения музыканта были отмечены печатью гениальности уже в юности. Какие интересные факты из биографии Ашиля Клода Дебюсси известны нам сегодня?

Всего 55 лет жизни отмерила судьба Клоду Дебюсси. Впрочем, она часто поступает так с великими талантами – словно в насмешку, не дает им свершить и части задуманного. Клод Дебюсси мог бы написать еще много прекрасной музыки – задумки у него были – но не успел…


О личностях

Клод Дебюсси интересные факты жизни и творчества великого французского композитора, а также поможет подготовиться к занятию.

Клод Дебюсси: интересные факты

Отец будущего композитора был продавцом и имел свой фарфоровый магазин. Его мать была швеей.

Клод Дебюсси начал брать уроки игры на фортепиано с 7 лет.

Родители Дебюсси надеялись, что он станет виртуозом игры на фортепиано, но он никогда не занимал более четвертого места в любых соревнованиях.

В 1899 году женился на подруге Мари-Розали Текстье. Однако композитор жаждал возвышенных отношений и начал роман с Эммой Бардак, тогда еще замужней певицей. В 1905 году она забеременела от Дебюсси и ушла от законного мужа. Когда утих скандал влюбленные стали жить в Лондоне. У пары родилась дочь Эмма. Когда девочке исполнилось 3 года, Бардак и Клод поженились.

Первую премию за исполнение музыки получил в 15-летнем возрасте.

Он является основателем нового музыкального жанра – импрессионизм.

Композитор не был очень экономным. В детстве семья Дебюсси испытывала финансовые трудности. Будучи взрослым, он находился в кругу богатых и знаменитых, но жил далеко не по средствам. Он купил огромный дом, нанял несколько слуг и взял машину. Но его долги продолжали расти.

У него была странная привычка выходить из дома в домашних туфлях и шокировать окружающих.

Никогда не посещал выставки своих произведений.

У Дебюсси был диагностирован колоректальный рак, и в 1916 году была удалена часть его толстой кишки. Это была одна из первых операций по колостомии. К сожалению, рак вернулся, и он скончался 25 марта 1918 года в возрасте 55 лет.

Факты о Дебюсси

Клод Дебюсси

  • За свою жизнь Клод Дебюсси успел создать немало произведений. Большая часть его творчества посвящена направлению музыкального импрессионизма, в котором он стал одним из ведущих представителей.
  • Обучаться игре на фортепиано он начал, когда ему было всего 8 лет. Родители будущего композитора сами не были музыкантами, но они поощряли устремления сына, и наняли ему репетитора.
  • В биографии Дебюсси упоминается, что он не всегда учился хорошо. И действительно, большую часть времени обучения в консерватории он не блистал успехами, хотя ближе к концу образования настолько развил свой талант, что ему даже присудили премию.
  • Во время учёбы у него возник конфликт с одним из преподавателей, Эмилем Дюраном. Дюран требовал от своих учеников учиться строго по канонам традиционного музыкального искусства, а Дебюсси постоянно стремился экспериментировать, так что понимания между ними не было.
  • Одно время молодой Дебюсси работал домашним пианистом и учителем музыки в семье богатой русской меценатки Надежды фон Мекк. Более того, он дважды, в 1881 и 1882 годах, проводил лето под Москвой.

Клод Дебюсси

КЛод Дебюсси с женой

Читайте также: