Клиометрия в истории кратко

Обновлено: 04.07.2024

Экзамен – в конце семестра. 3 коллоквиума по трем частям этого курса. Наталья Борисовна Селунская. Учебник.

Рождение количественной истории – рубеж середины 20 века. Количественная история – её считали новой, следовательно, она должна по-новому интерпретировать все явления. Главное – по-новому вести само историческое исследование. Новое понимание научной истории. Формирование новых исторических школ. Почему произошло и зачем, какая польза тогда и сейчас – наши вопросы.

Общая ситуация времени рождения колистории. Все школы развивались по своей траектории, есть большая разница между отечественной и американской школами. Наша школа – высокий уровень в тот период. Родоначальник – Коващенко. В США – Фогель. Главное отличие – в СССР расценивалось как дальнейшее развитие методов исследования. В США – первым вопросом было что-то новое (новая история = новые результаты, или же опровержение старых фактов). И там, и там речь все-таки шла о том, что эта история – научная история, она хочет сделать историю наукой.

Метод, его структура и особенность. Квантификация = количественные методы. Как можно использовать измерения в истории? Метод – это способ познания\изучения исторической реальности. Но методы бывают разные. Субъект – историк, объект изучения – источник, метод – способ, как можно изучать объект. Временные и пространственные рамки – очень важно о них помнить. Говоря о методе, следует его характеризовать в двух аспектах:

1. С точки зрения уровня. По уровню:

Количественные методы относятся к общенаучным методам. Однако использование количественных методов в истории имеет свою очень значимую специфику.

2. С точки зрения структуры. Любой метод имеет 3 составные части:

· Методология – это теория метода. Она представляет собой основные принципы пути и способа познания.

· Методика – это совокупность правил и процедур, с помощью которых осуществляется реализация основных принципов (т.е. методологии).

· Техника исторического исследования – это инструментарий применения методик.

Историк в самом общем плане выделяет описательные методы и количественные методы, основанные на измерении. Описание в принципе как самый традиционный метод в истории. Положительные стороны:

· глубокая традиция в историческом сочинении

· полезно при выявлении индивидуальных черт изучаемых явлений, детальных характеристиках исторической эпохи

Имеет определенную ограниченность для решения задач, связанных с изучением массовых явлений и процессов. Тут описание нам не помогает. Неизбежные ограничения

Выявление закономерности – важность в исследовании массовых явлений и процессов. Выявлять эту закономерность дают как раз эти методы измерения. Количественные методы, как любой метод исследования, имеет свою структуру – методология\методика\техника исследования.

· Методология – системный подход структур (системно-структурный подход).

· Методика – различные процедуры измерения.

· Техника – компьютерные технологии.

Количественный анализ предполагает выявление и создание основы для раскрытия сути изучаемых явлений и процессов на основе измерения, то есть получения их количественной меры. Получение этой меры основывается на измерении. Само измерение представляет собой выявление соотношений между изучаемыми объектами, явлениями или их сторонами, формирование системы численных характеристик и совокупность измерительных процедур. Различные системы измерения называются шкалами.

Количественные методы – это способ изучения явлений и процессов на основе измерения. Они предполагают выявление и формирование системы численных характеристик, использование различных методик измерения, получение количественной меры как основы для исторического анализа.




Количественные методы в исторических исследованиях.

Экзамен – в конце семестра. 3 коллоквиума по трем частям этого курса. Наталья Борисовна Селунская. Учебник.

Рождение количественной истории – рубеж середины 20 века. Количественная история – её считали новой, следовательно, она должна по-новому интерпретировать все явления. Главное – по-новому вести само историческое исследование. Новое понимание научной истории. Формирование новых исторических школ. Почему произошло и зачем, какая польза тогда и сейчас – наши вопросы.

Общая ситуация времени рождения колистории. Все школы развивались по своей траектории, есть большая разница между отечественной и американской школами. Наша школа – высокий уровень в тот период. Родоначальник – Коващенко. В США – Фогель. Главное отличие – в СССР расценивалось как дальнейшее развитие методов исследования. В США – первым вопросом было что-то новое (новая история = новые результаты, или же опровержение старых фактов). И там, и там речь все-таки шла о том, что эта история – научная история, она хочет сделать историю наукой.

Метод, его структура и особенность. Квантификация = количественные методы. Как можно использовать измерения в истории? Метод – это способ познания\изучения исторической реальности. Но методы бывают разные. Субъект – историк, объект изучения – источник, метод – способ, как можно изучать объект. Временные и пространственные рамки – очень важно о них помнить. Говоря о методе, следует его характеризовать в двух аспектах:

1. С точки зрения уровня. По уровню:

Количественные методы относятся к общенаучным методам. Однако использование количественных методов в истории имеет свою очень значимую специфику.

2. С точки зрения структуры. Любой метод имеет 3 составные части:

· Методология – это теория метода. Она представляет собой основные принципы пути и способа познания.

· Методика – это совокупность правил и процедур, с помощью которых осуществляется реализация основных принципов (т.е. методологии).

· Техника исторического исследования – это инструментарий применения методик.

Историк в самом общем плане выделяет описательные методы и количественные методы, основанные на измерении. Описание в принципе как самый традиционный метод в истории. Положительные стороны:

· глубокая традиция в историческом сочинении

· полезно при выявлении индивидуальных черт изучаемых явлений, детальных характеристиках исторической эпохи

Имеет определенную ограниченность для решения задач, связанных с изучением массовых явлений и процессов. Тут описание нам не помогает. Неизбежные ограничения

Выявление закономерности – важность в исследовании массовых явлений и процессов. Выявлять эту закономерность дают как раз эти методы измерения. Количественные методы, как любой метод исследования, имеет свою структуру – методология\методика\техника исследования.

· Методология – системный подход структур (системно-структурный подход).

· Методика – различные процедуры измерения.

· Техника – компьютерные технологии.

Количественный анализ предполагает выявление и создание основы для раскрытия сути изучаемых явлений и процессов на основе измерения, то есть получения их количественной меры. Получение этой меры основывается на измерении. Само измерение представляет собой выявление соотношений между изучаемыми объектами, явлениями или их сторонами, формирование системы численных характеристик и совокупность измерительных процедур. Различные системы измерения называются шкалами.

Количественные методы – это способ изучения явлений и процессов на основе измерения. Они предполагают выявление и формирование системы численных характеристик, использование различных методик измерения, получение количественной меры как основы для исторического анализа.

Существуют ли законы истории? Историки считают, что сложность прошлого не поддается упрощению, а будущее – абсолютно непредсказуемо. Ученые не согласны. Кто прав? Разбираемся вместе с историком науки на кафедре социологии Йоркского университета Амандой Риз, что такое клиометрия и клиодинамика, смогут ли ученые когда-нибудь предсказывать исторические события, как прогноз погоды, реально ли отследить влияние прогресса на уровень субъективного счастья, опираясь на глубинный анализ письменных источников, и на каких данных в разное время основывались те, кто пытался прогнозировать будущее (кому-то это даже удавалось).

Контекст и интерпретация приобретают еще большее значение при переходе от текста к материальной культуре прошлого. Ученым, занимающимся историей сельского хозяйства (ключевого элемента экологически ориентированных нарративов Харари и Даймонда), приходится догадываться через контекст и воображение, как оценивались ландшафты, применялись орудия, кто ими пользовался и кто получал прибыль. И даже кто, в конце концов, был объектом этих орудий.

Тот факт, что опыт одних групп гораздо доступнее опыта других, неизбежно ограничивает характер исторических данных. Это хорошо иллюстрирует клиометрия – подход к истории, который имеет некоторое сходство с клиодинамикой Турчина. Тесно связанная с работой Дугласа Норта и Роберта Фогеля (которые в 1993 году совместно получили Нобелевскую премию за исследования в области экономической истории), клиометрия применяет количественную экономическую теорию и методы к истории: клиометрики, например, используют масштабные и лонгитюдные наборы данных и наборы данных поперечного сечения для изучения ключевых проблем политики. Благодаря этой дисциплине экономическая история, ранее работающая за счет нарративов, превратилась в сугубо математическое занятие. Однако это же сделало ее предметом ожесточенной и длительной полемики.

Именно по этой причине, среди прочих, позитивистский язык науки (о проверке гипотез на основе данных) плохо подходит для практики истории. Клиометрики рассматривают историю как лабораторию, содержащую много последовательностей наборов данных, на основе которых можно проверить различные экономические теории. Но со времен Леопольда фон Ранке, немецкого ученого XIX века, основоположника профессиональной истории, историографическая практика, осознавая значимость неравного распределения социальной, экономической, политической и технологической власти при создании исторических источников, стремилась к их критической оценке. Если перефразировать Эмиля Дюркгейма, вы не должны относиться к историческим фактам как к вещам.

Но именно это в 2003 году предложил Турчин. Он начинал как эколог популяций, но вскоре отвернулся от этой дисциплины, решив, что все интересные проблемы здесь уже решены. Вдохновленный работами американского социолога Джека Голдстоуна, который в 1990-х пытался представить философию Алексиса де Токвиля через математические уравнения, Турчин начал соотносить численность населения с объемом экономического производства (и, что важно, уровнем экономического неравенства), а также социальной и политической нестабильностью. Для измерения показателей этих трех переменных в течение времени он должен был определить целый ряд различных источников данных. Например, социальную структуру можно рассматривать как результат неравенства в здоровье и богатстве, но чтобы измерить одно или другое, нужно выбрать приблизительные и соответствующие прокси-переменные. Процесс усложняется еще и тем, что при работе с хронологией, охватывающей тысячелетия, эти прокси-переменные должны меняться со временем. Характер этих изменений может быть как качественным, так и количественным, а если он качественный, то возникает вопрос, действительно ли вы все еще измеряете то же явление.

Выходит, клиодинамисты и их коллеги на самом деле имеют больше общего с диванными антропологами XIX века, чем они, возможно, готовы признать. Их метаанализ и абстрактные математические модели неизбежно зависят от манипулирования данными, которые собирают другие ученые, и главный недостаток их программы в том, что они не чувствительны к нюансам и ограничениям этих данных. Это особенно странно потому, что уже существует группа эволюционных ученых, действующих с предельно острым пониманием необходимости интерпретировать и контекстуализировать данные, особенно если это касается социального поведения. Речь идет о полевых исследователях. Изучая поведенческую биологию или экологию, полевые исследователи часто применяют глубоко рефлексивный подход к фиксации и интерпретации данных, то есть они постоянно контролируют то, как их записи наблюдений отражают произошедшие события. Полевые исследователи должны постоянно обращать внимание на интерпретационную субъективность, поскольку ключевые переменные их исследований находятся вне их контроля. В ситуациях, когда данные критически неполные, – к примеру, при работе западных ученых на постколониальной территории, – они используют местных помощников и добровольцев для сбора данных для дальнейшей интерпретации дома.

Перевели Наталия Канашко и Павел Шопин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .


Название клиометрики , придуманное статистиком и экономистом Стэнли Рейтером (in) в 1960 году, было дано в связи с Клио , музой истории.

Резюме

Истоки и развитие

К. ориентируется на исследование причинно-следственных связей, тогда как более традиционные направления экономической истории в большей степени ориентируются на описание экономических процессов и событий прошлых эпох. Становление клиометрики проходило под влиянием работ У. Ростоу, Р. Голдсмита, С. Кузнеца, Д. Норта, Р. Фогеля. Клиометрическое исследование включает несколько этапов: постановка содержательной задачи из области экономической истории (гипотеза); введение в рассмотрение определенного тезиса экономической теории, связанного с постановкой задачи, ее формализация; поиск репрезентативных исторических источников, содержащих сведения (как правило, статистические) об изучаемом процессе; обработка данных, статистическая проверка гипотезы с помощью эконометрических методов или моделей; содержательная интерпретация полученных результатов.

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 214-216.

Читайте также: