Периодизация древней индии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цивилизация древней Индии относится к числу древнейших в мире. Особенности и регионы ее развития обуславливались спецификой природных условий в разных районах полуострова Индостан. Эти же факторы обусловили сохранение в Индии возникших в древности экономических и общественных традиций необычно долгое время.

Древнейшая история: доисторический период

По сведениям археологов, древнейшие люди появились на территории Индостана примерно 1,5 млн. лет назад. Артефакты эпохи мустье (средний палеолит) представлены по всей территории полуострова. В каменных орудиях с ряда памятников просматривается отчетливое сходство с африканскими образцами.

Что существенно отличает индийский каменный век от прочих регионов – раннее появление микролитической техники в обработке камня (то есть использование мелких отщепов вместо крупных цельных орудий). Первые микролиты из Индии датируются 48 тыс. лет до н.э. Рано (VII в тыс. до н.э.) произошел в Индии и переход к производящему хозяйству (выращивание риса, скотоводство). Однако важно помнить, что случилось это лишь на некоторых территориях.

Индия весьма разнообразна по природным показателям. Там есть засушливые степные, пустынные и полупустынные участки, большие массивы тропических джунглей, а также долины разливающихся рек (в первую очередь Инда). Эти различия и вызвали несходство темпов и особенностей прогресса населения разных регионов страны.

Индская, или Хараппская цивилизация

Наиболее ранние примеры существования обществ со сложной организацией в Индии датируют примерно 3300-1700 гг. до н.э. Поскольку существовала цивилизация в бассейне реки Инд, она получила название Индской, а также Хараппской (по наименованию одного из крупнейших городов).

Раскопки города Мохенджо-Даро

Индская цивилизация демонстрирует высокий уровень урбанизации – городское население преобладало над сельским. Города (Мохенджо-Даро, Хараппа, Ракхигархи, Локхал и другие) строились по плану, из камня и обожженной глины; в них имелись системы водоснабжения и канализации. Археологи установили, что между жителями не было значительного имущественного неравенства. Нет ясности по поводу государственного устройства, но в пользу наличия единой государственности говорят просматривающиеся в некоторых ремесленных изделиях единые стандарты.

Индская цивилизация была создана дравидами – коренными племенами Индостана (для них характерна темная кожа). Население занималось выращиванием пшеницы и ячменя, разведением крупного рогатого скота, ремеслами, торговлей. Представители Индской цивилизации изготавливали колесные повозки; вероятно, обладали и навыками мореплавания. Из металлов они знали медь и бронзу, умели изготавливать стекло.

Индское общество обладало развитой, высокой культурой. Письменность цивилизации Хараппа до сих пор не расшифрована, но она существовала. Спорными являются и соображения о религии, хотя она была. Археологами найдены многочисленные скульптурные и рисованные изображения, украшения, даже игрушки и элементы игр (вроде костей). Судя по найденным зубам, жителям были известны приемы стоматологии.

Образцы скульптуры Индской цивилизации

Причины упадка Индской цивилизации до конца не установлены. Ученые полагают, что к этому могли привести климатические изменения (нехватка воды) и инфекционные болезни, распространившиеся при увеличении плотности населения.

Ведийская цивилизация

На смену Хараппской в Северной Индии пришла Ведийская цивилизация. Она существовала в промежуток примерно с XV до V в. до н.э. Название связано с главными религиозными сочинениями этой эпохи.

Возникновение этой цивилизации связывают с появлением в Индии арийских племен (предположительно – северных завоевателей-кочевников) и слиянием их культуры с обычаями местного населения. В этот период в стране примерно одинаково развивались земледелие и скотоводство (в ведийский период произошло обожествление коровы); развивались также многочисленные ремесла.

От ведической цивилизации не осталось таких масштабных археологических памятников, как от Индской. Зато о ней имеются многочисленные упоминания в древних религиозных текстах, сохранившихся до наших дней. В ведическую эпоху сформировались основы индуистского вероучения, существующего и в наши дни и имеющего около миллиарда сторонников.

Тогда же сформировалась индийская варновая и кастовая системы, ставшие основой общественного устройства страны на долгие века. Варн выделялось 4: брахманы (жрецы), кшатрии (правители и воины), вайшии (земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (прислуга). Каст существовало много (не одна тысяча), они определялись профессиональной принадлежностью. Эти социальные группы были замкнутыми, общение между ними ограничивалось и строго регламентировалось; перейти из одной группы в другую было почти невозможно. Нарушившие такие правила становились неприкасаемыми, то есть изгоями.

Варновая система в Индии

Ведическая цивилизация не имела единой государственности и была представлена несколькими (часто враждующими) объединениями племен. Причиной ее кризиса стали как эти противоречия, так и возникновение иных центров притяжения в виде альтернативных религий.

Буддийский период

Буддийский период охватывает ориентировочно V-IV века до н.э. Он связан с кризисом ведического индуизма и появлением новых лидеров (преимущественно из числа кшатриев). Как можно понять из названия, в этот период зародилась одна из современных мировых религий – буддизм.

Именно в буддийский период индийские княжества столкнулись с персидскими (царь Кир) и греческими (Александр Македонский) завоевателями. Необходимость противостоять им вызвало объединение многочисленных маленьких государств под властью одного правителя.

Империя Маурьев

Памятник Чандрагупте Маурья - основателю династии Маурьев

Империя Маурьев просуществовала до 180 года до н.э. и развалилась в результате сложностей с управлением столь обширной территорией и глубокими различиями в культуре и образе жизни включенных в нее народов.

Классический период и царство Гуптов

Далее столь крупных государств в Индии не возникало в течение многих веков. На рубеже и в начале нашей эры индийскими землями владели различные государства – Греко-бактрийского царства, Индо-скифского царства, Кушанского царства, различных княжеств. В IV-V веках н.э. земли Северной Индии были объединены правителями из рода Гуптов.

В эпоху Великого переселения народов (в V веке н.э.) царство Гуптов было уничтожено ираноязычными кочевниками. Его падение считается концом древней индийской истории.

Значение древнего периода истории Индии

Индия стала одним из первых регионов Земли, где человек перешел к производящему хозяйствованию, создал города, освоил многие ремесла и обработку металлов. Наличие территорий, подходящих для ирригационного земледелия, позволило возникнуть здесь первым сложным общественным образованиям и древнейшим государствам.

В древнюю эпоху в Индии возникли учения индуизма и буддизма, до сих пор имеющие огромное влияние на духовную жизнь многих миллионов людей. Некоторые хозяйственные открытия тоже были сделаны здесь: использование ячменя и пшеницы, центральная система канализации.

Храм ведийского периода в Индии

Для Индии в течение длительного времени было типичным упорное сохранение древнейших традиций в общественном устройстве и повседневной жизни. Поэтому варновая и кастовая системы, возникшие на этапе древней истории, влияют на жизнь Индии до сих пор.

В древности Индия была одним из самых развитых и передовых регионов планеты. К ее упадку привели постоянные внешние нашествия и отсутствие внутреннего единства.



Правление Саргона II (721–705 гг. до х.э.)

Правление Синаххериба (705–681), 15 лет. Длительное

Правление Асархаддона (680–669), 12 лет. Средний

Правление Ашшурбанапала (669–626), 44 года. Длительное

Правление Ашшурэтельилани (626–621), 6 лет. Среднее

Правление Син-шарри-ишкуна (621–612), 10 лет. Длительное

Правление Ашшур-убаллита II (612–609)

Саргон 2 (722-705)-улигулирование внутриполитич. борьбы, вернул городам и храмам Ассирии и Вавилонии прежние привелегии. Ассирия разгромила Израильское царство. Новые территориальные приоретения в Мидии,созданы 2 новые провинции (Кишессу и Хархар). Подчинил Каркемиш. Основана нов.ассирийская столица- Дур-Шаррукин. Синаххериб(705-681)-подавление сопротивления покоренных Ассирией государств.В 689 штурмом взял и разрушил Вавилон и пустил по его улицам воды Ев.фрата. царь принес Синаххерибу богатую дань и признал его власть. Конец правления Синаххериба прошел в острой внутриполитической борьбе. В 681 г. до н. э. он погиб вследствие заговора. После его смерти власть захватил младший сын Синаххериба .

Падение Ассирийской империи. Однобокое развитие экономики, социальные конфликты, расшатывавшие ассирийское общество, отсутствие политического единства, просчеты в организации системы управления огромной державой, все нарастающая борьба покоренных государств и народов были главными причинами, которые присели Ассирию к гибели. Сыграли свою роль также утрата Ассирией ведущих позиций в военном деле и ослабление ее армии з конце VII в. до н. э., когда все лучшие военные достижения Ассирия были заимствованы рядом древневосточных государств (Мидией, Египтом. Вавилоном), а новые не созданы. Понадобился, однако, сильный толчок извне, чтобы опрокинуть подточенную изнутри Ассирийскую державу. События развивались стремительно. В 626 г. отпала Вавилония, в 625 г. была восстановлена независимость Мидийского царства. Война против Ассирии, начатая Вавилоном и Мидией сначала порознь, а затем продолженная в тесном союзе, привела к военному поражению Ассирии, взятию и разрушению ее крупнейших центров: Ашшура (614 г. до н. э.), Ниневии (612 г. до н. э.),— и наконец, завершилась гибелью последних ассирийских отрядов в битве при Харране (690 г. до к. з.). Ассирийская знать была истреблена, города стерты с лица земли, рядовое население рассеялось по горам, деревням, окружающим областям, смешалось с другими народами. Самая крупная древневосточная держава, зперзые объединившая почти всю Переднюю Азию, огнем и мечом осуществлявшая свое господство в течение полутора столетий, была уничтожена, канула в Лету истории

Правление Саргона II (721–705 гг. до х.э.)

Правление Синаххериба (705–681), 15 лет. Длительное

Правление Асархаддона (680–669), 12 лет. Средний

Правление Ашшурбанапала (669–626), 44 года. Длительное

Правление Ашшурэтельилани (626–621), 6 лет. Среднее

Правление Син-шарри-ишкуна (621–612), 10 лет. Длительное

Правление Ашшур-убаллита II (612–609)

Саргон 2 (722-705)-улигулирование внутриполитич. борьбы, вернул городам и храмам Ассирии и Вавилонии прежние привелегии. Ассирия разгромила Израильское царство. Новые территориальные приоретения в Мидии,созданы 2 новые провинции (Кишессу и Хархар). Подчинил Каркемиш. Основана нов.ассирийская столица- Дур-Шаррукин. Синаххериб(705-681)-подавление сопротивления покоренных Ассирией государств.В 689 штурмом взял и разрушил Вавилон и пустил по его улицам воды Ев.фрата. царь принес Синаххерибу богатую дань и признал его власть. Конец правления Синаххериба прошел в острой внутриполитической борьбе. В 681 г. до н. э. он погиб вследствие заговора. После его смерти власть захватил младший сын Синаххериба .

Падение Ассирийской империи. Однобокое развитие экономики, социальные конфликты, расшатывавшие ассирийское общество, отсутствие политического единства, просчеты в организации системы управления огромной державой, все нарастающая борьба покоренных государств и народов были главными причинами, которые присели Ассирию к гибели. Сыграли свою роль также утрата Ассирией ведущих позиций в военном деле и ослабление ее армии з конце VII в. до н. э., когда все лучшие военные достижения Ассирия были заимствованы рядом древневосточных государств (Мидией, Египтом. Вавилоном), а новые не созданы. Понадобился, однако, сильный толчок извне, чтобы опрокинуть подточенную изнутри Ассирийскую державу. События развивались стремительно. В 626 г. отпала Вавилония, в 625 г. была восстановлена независимость Мидийского царства. Война против Ассирии, начатая Вавилоном и Мидией сначала порознь, а затем продолженная в тесном союзе, привела к военному поражению Ассирии, взятию и разрушению ее крупнейших центров: Ашшура (614 г. до н. э.), Ниневии (612 г. до н. э.),— и наконец, завершилась гибелью последних ассирийских отрядов в битве при Харране (690 г. до к. з.). Ассирийская знать была истреблена, города стерты с лица земли, рядовое население рассеялось по горам, деревням, окружающим областям, смешалось с другими народами. Самая крупная древневосточная держава, зперзые объединившая почти всю Переднюю Азию, огнем и мечом осуществлявшая свое господство в течение полутора столетий, была уничтожена, канула в Лету истории

Административное деление: 29 штатов и 7 союзных территорий (включая Национальный столичный округ Дели). Государственные языки — хинди и английский, 22 официальных языка основных народов И. (бенгали, маратхи, урду, панджаби, ория, гуджарати, ассами, кашмири, телугу, тамили, каннада, малаялам и другие).

Основные религии: индуизм, ислам, христианство, сикхизм, буддизм, джайнизм и другие.

Древняя Индия

К древнеиндийской цивилизации относится история народов, населяющих территорию современных И., Пакистана, Бангладеш, Непала, Бутана и Шри-Ланки. Распространение древнеиндийской культуры на часть территории Монголии, Китая, Японии, стран Центральной и Юго-Восточной Азии обусловливает изучение древней истории этих регионов в контексте древнеиндийской истории.

Как и в ряде других крупных цивилизаций древности, важнейшую роль в развитии истории Южн. Азии играли великие реки. Однако лишь в долине Инда сложилась цивилизация, синхронная и сопоставимая по масштабам с египетской, месопотамской и китайской. Ганг — самая полноводная река Евразии — не породила на своих берегах аналогичную культуру. Объяснение этому кроется, вероятно, в большей изоляции населения древнейшей и древней Вост. И., отсутствии регулярных торговых и культурных связей с другими цивилизациями, а также навыков ирригационных работ при сильной заболоченности почвы.

Значительные размеры территории Индостана, разнообразие природных условий обусловили то, что уже в глубокой древности она была плотно заселена, однако древнейшая этническая история И. известна плохо: состояние источников не позволяет сделать какие-либо определенные выводы для значительной части территории, особенно Вост. И. Определенно говорить можно лишь о том, что в древности Южн. Азию населяли народы всех так называемых первичных рас. Целый ряд крупных этносов представлял собой результат их смешения.

Периодизация истории древней И.

Древняя история Южн. Азии условно делится на 4 основных этапа: эпоху Индской цивилизации, периоды Ведийский, Буддийский, или Исторический (эпоху Маурьев) и Классический (эпоху Гуптов).

Индская цивилизация

Дохараппский период. Древнейшие находки изделий из камня эпохи палеолита, сделанные на территории И., относятся к Ашельскому периоду. Они имеют точные параллели среди ашельских находок из Европы, Зап. Азии и Африки. Количество поселений, относимых к эпохе мезолита — времени перехода от охоты и собирательства к производству продуктов питания, — значительно возрастает. С начала VII тысячелетия до н. э. можно говорить о развитии сельскохозяйственного производства в предгорье Белуджистана, на поселении Мехргарх. В VI—IV тысячелетиях до н. э. распространяются орудия из бронзы, появляется керамика. Приблизительно в это же время в долине Ганга осваивается культура риса. На рубеже VIII—VII вв. до н. э. происходят первые контакты жителей таких поселений, как Мехргарх, и охотников, обитавших к востоку от Инда. Это в значительной мере способствовало распространению там сельскохозяйственных навыков. К рубежу V тысячелетия до н. э. в долине Инда появляются и халколитические культуры. Уже в период неолита были одомашнены зебу и буйвол, возделывались зерновые культуры, например ячмень. К середине IV тысячелетия до н. э. на берегах Инда возникают первые деревни (наиболее изученная — Амри). С их появлением начинается освоение сельскохозяйственного потенциала заболоченной и покрытой джунглями долины Инда.

Рождение и развитие Индской цивилизации. Исследование поселений Индской цивилизации наталкивается на ряд препятствий: самые нижние слои (до 15 м в глубину!) древнейшего ее города — Мохенджо-даро затоплены грунтовыми водами, и дата его основания остается предположительной. Датировка Индской цивилизации чрезвычайно осложняется и тем обстоятельством, что до сих пор не расшифрована ее письменность. Для выработки датировки применяется метод радиоуглеродного анализа и сравнительный метод находок, сделанных на ее поселениях.

Как правило, выделяют Ранний, Переходный и Поздний периоды в развитии Индской цивилизации. Каждый их них подразделяется еще на несколько этапов, перемежающихся двумя-тремя перерывами, вызванными наводнениями. Видимо, зарождение городской жизни в долине Инда нужно датировать первыми веками III тысячелетия до н. э. Расцвет Индской цивилизации можно отнести к последним векам III тысячелетия до н. э., закат — к первым векам, а окончательный упадок — к середине II тысячелетия до н. э.

Рождение цивилизации в долине Инда до сих пор не нашло внятного научного объяснения. На основе известных ныне археологических данных оно представляется внезапным, а развитие — исключительно быстрым. В отличие от Месопотамии или Древнего Рима, ни на одном поселении, относящемся к миру Индской цивилизации, не обнаружено слоев примитивной стадии развития. Возможно, основатели Индской цивилизации являлись выходцами из Месопотамии, тем более что движение племен во 2-й половине III тысячелетия до н. э. в направлении с запада на восток четко прослеживается археологически. Однако градостроительные навыки жителей Двуречья резко отличаются от того, что известно из долины Инда. Развитие Индской цивилизации происходило в рамках активной колонизации окружающего пространства, исходившей из одного главного центра. Так, вероятно, Хараппа была основана выходцами из Мохенджо-даро в тот момент Переходного периода, когда в борьбе с наводнениями они признали свое поражение перед лицом природы и ушли с берегов Инда в более спокойный регион.

Характерные черты городов Индской цивилизации. Об устройстве общества Индской цивилизации не известно почти ничего. Необходимость проведения масштабных работ по борьбе с наводнениями заставляет предполагать авторитарную политическую власть. Гипотеза о наличии в обществе большого количества рабов, необходимых для постоянных реконструкций городов, отчасти подтверждается обнаружением в Хараппе 76 терракотовых фигурок людей, сидящих на корточках. Возможно, так изображали рабов.

Гораздо лучше изучены градостроительные навыки жителей долины Инда. Планировка всех городов Индской цивилизации следует одним и тем же канонам. Города имеют одинаковую ориентацию в пространстве и состоят из двух элементов. На западе на некотором возвышении стояла прямоугольная цитадель. На востоке, на более низком холме менее определенной формы, располагался город. Этот план характерен как для главных центров, расположенных в долине Инда, так и для периферийных поселений. Цитадели Хараппы и Мохенджо-даро создают впечатление строго организованного, структуризированного и иерархизированного общества. Численность населения Мохенджо-даро в пору расцвета можно оценить в несколько десятков тысяч человек.

Повседневная жизнь в долине Инда. Экономической основой Индской цивилизации являлось сельское хозяйство и скотоводство. В земледелии использовались как плуг, так и архаичная для периода бронзового века мотыга. Одежду жители Индской цивилизации производили из хлопка и джута. Хлопок использовали также для изготовления веревок, из него добывали хлопковое масло. Для пропитания они возделывали ячмень и пшеницу, следов разведения риса в долине Инда не обнаружено. В меню рядового хараппца можно добавить горох и сезам, ценившейся благодаря маслу, которое из него получали. В пищу шли также финики, арбузы и дыни. Был доместицирован крупный рогатый скот, коровье молоко и мясо использовались для приготовления пищи, из шкур производилась одежда. Помимо коров были одомашнены коза, овца, осел, собака, доместикация лошади произошла, видимо, только с приходом индо-ариев.

Культура Индской цивилизации. Печати являются единственным источником для изучения письменности Индской цивилизации, до сих пор не расшифрованной. Известно около 400 знаков, наносившихся на печати. То, что надписи остаются нерасшифрованными, объясняется их краткостью (они содержат от 4 до 10 знаков), отсутствием точной информации о лингвистической принадлежности носителей печатей и параллелей в иных системах письма. Можно лишь с некоторой уверенностью предполагать, что язык населения Индской цивилизации принадлежал к дравидийской языковой группе. Печати также являются одним из немногих источников информации о верованиях носителей Индской цивилизации. По всей видимости, обилие изображений животных свидетельствует в пользу развития культа животных. Весьма распространены на печатях изображения Великой богини, известной и по терракотовым фигуркам.

Упадок Индской цивилизации. Упадок цивилизации долины Инда — такая же загадка, как и ее рождение. Серьезные климатические изменения не могут считаться причинами ее угасания, так как климат был в целом аналогичным нынешнему. Причины, вероятно, были неоднородными и оказывали комплексное воздействие. Среди них выделяются факторы физико-географического свойства, возможное пришествие завоевателей, до сих пор точно не идентифицируемых (однако эта гипотеза не находит прочного археологического подтверждения) и экономические факторы. Вероятно, упадок Индской цивилизации можно представить как распад городской общины на множество региональных, жизнь которых основывалась на сельском хозяйстве, а значение межрегиональной торговли упало до нуля. Во всяком случае упадок Индской цивилизации не был одновременным на всем ее протяжении и происходил по-разному.

История Индии началась с возникновения Хараппской цивилизации, расположившейся в долине реки Инд, наибольший расцвет которой пришёлся на III тысячелетие до н. э. За Индской цивилизацией последовал ведийский период, продолжавшийся вплоть до V века до н. э. Ведийская цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего индийского общества и культуры.

Содержание

  1. 3 тыс. до н. э. — Хараппская цивилизация
  2. 16 - 10 вв. до н. э. — 1-ый Ведийский период (вторжение и расселение древних ариев на территории Индии)
  3. 9 - 6 вв. до н. э. — 2-ый Ведийский период (возникновение первых государств ариев)
  4. 5-3 вв. до н. э. — Распространение буддизма на территории Индии, формирование крупных арийских государств
  5. 4. в. до н. э. — Империя Нандов
  6. 317 - 180 гг. до н. э. — Империя Маурьев, самые известные правители — Чандрагупта (317 - 298 гг. до н. э.) и Ашока (277 - 232 гг. до н. э.)

Известно лишь о наличии в городах больших дворцовых комплексов, используемых в качестве продовольственных хранилищ. И если кто-то в силах исследовать эту тему, дополните материал, я буду Вам очень признателен (прим. автора)

Арийские государства представляли собой монархии, управляемые царями (раджа), которые получали должность по наследству. При царе был совещательный орган (паришад), в состав которого входили знать, родственники царя и представители общин. В общинах было самоуправление. Часть арийских государств представляли собой олигархии и кшатрийские республики.

Империя была создана на основе возвышенного в тот период государства Магадха, но вскоре было уничтожено кшатрием Сандрокоптом (Чандрагупта) в результате поднятого им восстания против нандской династии вторгшегося войска Александра Македонского.

Государство было создано Чандрагуптой на основе поверженной им империи Нандов. Оно состояло из центральных провинций, управляемых царём, его сыновьями и наместниками, и территорий, управляемых местной власть. В общинах сохранялось самоуправление. В армии служили кшатрии, военная служба передавалась по наследству. При царе Ашока получил своё распространение буддизм.

В данный период об общественном строе ничего неизвестно. И если кто-то в силах исследовать эту тему, дополните материал, я буду Вам очень признателен (прим. автора)

Арийские завоеватели организовались в общества, живущие по принципам военной демократии: каждый мужчина-воин мог принимать участие в народном собрании, на котором избирался вождь (раджа), имела место быть военная знать. После перехода к осёдлости и освоения сельского хозяйства сложились земледельческие общины. Рабов почти не было, был ограниченный круг бесправного населения.

Варны — особые сословные группы, сформировавшиеся в связи с процессами имущественного расслоения и разделения социальных ролей. Факторами возникновения варн было желание ариев отделить себя от покорённого населения и их вера в божественное происхождение варн. Попасть в варну можно было только по рождению. Варны делились на:

  • Варны для ариев — брахманы (жрецы), кшатрии (воины и чиновники), вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы). Представители этих варн назывались дваждырождёнными и должны были пройти все стадии жизни: ученик, домохозяин, отшельник, аскет.
  • Варны для покорённого населения — шудры (слуги, батраки). Представители этой варны назывались единождырождёнными.

Касты — Особые группы внутри варн, сформировавшиеся в связи с племенными, социальными и профессиональными различиями. У каждой касты своё занятие и самоорганизация, они имеют свои собрания и суды. Существует система взаимодействия каст (джаджамани). Также есть особые касты "неприкасаемых". Всего существует около двух тысяч каст.

К таковым относились веды (религиозные и исторические предания ариев), дхармасутры, джармашастры, артхашастры, обычаи и эдикты. Наиболее известными законами были Джармашастра Ману, Артхашастра Каутильи и Эдикт Ашоки. Все правовые нормы писались на основе религиозных норм. Брахманы имели исключительное право толковать религиозные и общинные обычаи. Царь не был самостоятельным законодателем.

Существовало несколько форм бракосочетания, осуществляемых согласно варно-кастовым правилам:

  • Брахма, Дайва, Арша, Праджнатья — браки брахманов, осуществляемые с согласия отца.
  • Ракшаса — брак на основе насильственного похищения девушки.
  • Пайшача — брак на основе насилия над пьяной, спящей или безумной женщиной.
  • Асура — брак, подаренный жениху в ответ на его подарки родственникам невесты.
  • Гадхарва — брак на основе добровольного союза жениха и невесты.

Повторные браки вдов осуждались, в связи с чем существовал обряд их самосожжения (сати).

Сделки и договоры, преступления и наказания регулировались по варно-кастовым правилам. Преступления являлись грехами.

Осуществлялись царём или царскими чиновниками вместе с советниками-брахманами. Существовала высшая судебная коллегия (сабха).

В местных судебных системах существовали коллегия прадештаров, осуществлявшая розыск и суд по гражданским, уголовным, административным и налоговым преступлениям, дхармастхи (окружные суды по гражданским спорам), общинные и кастовые суды.

Читайте также: