Оперно хоровое творчество бородина кратко

Обновлено: 05.07.2024


В Гейдельберге Бородин тоже сочиняет, в основном камерно - инструментальные ансамбли, фортепианное трио, секстет, струнный квинтет. Они сразу же охотно исполняются на музыкальных вечерах.


Но, несмотря на сильное влечение к музыке и на успех его сочинений, он относится к музыкальным занятиям как к второстепенному делу, - так велика была его увлечённость наукой. Там, в Гейдельберге, Бородин познакомился с молодой московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой. Прекрасная исполнительница Шопена, Шумана, она открыла для Бородина ещё неведомый ему поэтичный мир этих композиторов - романтиков. Александр Порфирьевич с упоением заслушивался новой для него музыкой. А потом, когда Екатерине Сергеевне по состоянию здоровья понадобился срочный переезд в Италию, Бородин сопровождал её на правах жениха. Это был счастливейший год в его жизни. Занятия в химической лаборатории у известного итальянского учёного, частые посещения концертов и оперных спектаклей. И, наконец, большое чувство к талантливой пианистке, которое, по его словам, "служило солнцем, освещавшим и согревавшим весь итальянский пейзаж". В Италии Бородин создаёт одно из лучших своих камерных сочинений - Фортепианный квинтет. А вскоре состоялась их свадьба. Когда они в 1862 году вернулись в Петербург, Бородин занял должность адъюнкт - профессора в Медико - хирургической академии. Эта служба требовала от молодого учёного много сил и времени.

Вскоре по возвращении из - за границы Бородин посетил своего коллегу и друга М.А.Боткина, в доме которого устраивались так называемые "субботы", то есть субботние вечера, проводимые за дружеской беседой. На одной из таких суббот и произошло событие, определившее во многом дальнейшую жизнь Бородина, - встреча его с Балакиревым. Знакомство и дальнейшее общение с руководителем "Могучей кучки", а затем и с другими членами кружка, утвердило в молодом учёном более серьёзное отношение к своему композиторскому дарованию. После первого же месяца общения с Балакиревым "Александр Порфирьевич окончательно переродился музыкально, - вспоминала Протопопова, - вырос на две головы, приобрёл то в высшей степени оригинально - бородинское, чему неизменно приходилось удивляться и восхищаться, слушая с этих пор его музыку". С большим успехом прозвучавшая в 1869 году Первая симфония оказалась первой блестящей победой, одержанной композиторами "Могучей кучки". Эта победа дала Бородину уверенность в своих творческих силах. Теперь он отверг всякие сомнения в своём праве заниматься композицией.

Всё больше внимания уделяет он музыке не только как собственному твочеству. С большим вниманием следит он за успехами друзей - музыкантов. Каждый из них создавал в то время что - то новое, интересное. Все произведения исполнялись на концертах Бесплатной музыкальной школы, на собраниях "Могучей кучки" и поражали воображение новизной, необычностью звучания, яркой талантливостью.

Тогда же Бородин создаёт Вторую симфонию - одно из лучших произведений русской симфонической музыки. Симфония выражает идеи патриотизма, национальной гордости за наше славное историческое прошлое. она была восторжено встречена друзьями композитора, которые оценили её как лучшую русскую симфонию, превосходящую всё, созданное до неё. Когда Мусоргский предложил назвать её "Славянской", Стасов запротестовал - не вообще славянская, а конкретно - русская, богатырская. Так эта симфония и стала называться - "Богатырская".


Одновременно со второй симфонией Бородин работал и над созданием главного своего произведения - оперы "Князь Игорь". Он начал её сочинять ещё в конце 1860 годов. Сочинение растянулось из - за всегдашней его занятости на 18 лет - вплоть до самой смерти. Обстоятельность Бородина как учёного сказалась и в подходе к композиторскому творчеству.

Работа над оперой помогала переносить огорчения, неудачи. Особенно удручала болезнь жены - астма, из - за которой она не могла жить в Петербурге и полгода обычно проводила у родителей в Москве или Подмосковье. Отвлекали от основных занятий и материальные проблемы, вынуждавшие его преподавать в Лесной академии и переводить с иностранных языков. Немалая часть жалованья уходила на помощь родственникам, нуждающимся студентам, на содержание воспитанниц (своих детей у Бородиных не было). Тем не менее, Бородин внёс большой вклад и в отечественную науку.

Ухудшалось и моральное самочуствие композитора - приближалась старость, которая грозила не только нездоровьем, но и материальной необеспеченностью. Тем не менее, Бородин в конце жизни всё больше отдаётся музыке. Были созданы его прекрасные струнные квартеты. Каждая часть Второго квартета является одновременно маленьким инструментальным шедевром.

Всё чаще звучат произведения Бородина в России и за рубежом, всё большую славу русской национальной музыке завоёвывают они. А композитор уже работал над третьей симфонией, которая должна была стать самым ярким, значительным произведением. "Русской" намеревался назвать её автор. И всё же ни Третья симфония, ни опера "Князь Игорь" не были завершены. 15 февраля 1887 года Бородин неожиданно скончался. Уже после его смерти Римский - Корсаков и Глазунов довели до конца то, что не успел окончить Александр Порфирьевич.

Музыка Бородина. возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь.
Б. Асафьев

Александр Порфирьевич Бородин / Alexander Borodin

Бородин родился от неофициального брака князя Л. Гедианова и русской мещанки А. Антоновой. Свою фамилию и отчество он получил от дворового человека Гедианова — Порфирия Ивановича Бородина, сыном которого его записали.

Бородин интенсивно занимается наукой. За 3 года пребывания за границей он выполнил 8 оригинальных химических работ, принесших ему широкую известность. Он использует любую возможность для поездок по странам Европы. Молодой ученый знакомился с жизнью и культурой народов Германии, Италии, Франции, Швейцарии. Но и музыка всегда сопутствовала ему. Он по-прежнему с увлечением музицировал в домашних кружках и не упускал возможности побывать на симфонических концертах, в оперных театрах, познакомившись таким образом со многими произведениями современных западноевропейских композиторов — К. М. Вебера, Р. Вагнера, Ф. Листа, Г. Берлиоза. В 1861 г. в Гейдельберге Бородин встретился со своей будущей женой - талантливой пианисткой и знатоком русской народной песни Е. Протопоповой, горячо пропагандировавшей музыку Ф. Шопена, Р. Шумана. Новые музыкальные впечатления стимулируют творчество Бородина, помогают ему осознать себя русским композитором. Он настойчиво ищет в музыке свои пути, свои образы и музыкально-выразительные средства, сочиняя камерно-инструментальные ансамбли. В лучшем из них — фортепианном Квинтете до минор (1862) - уже ощущается и эпическая сила, и напевность, я яркий национальный колорит. Это сочинение как бы подводит итог предшествующему художественному развитию Бородина.

Осенью 1862 г. он вернулся в Россию, был избран профессором Медико-хирургической академии, где до конца своей жизни читал лекции и вел практические занятия со студентами; с 1863 г. некоторое время преподавал и в Лесной академии. Начал он и новые химические исследования.

В конце 70-х — начале 80-х гг. Бородин создает 2 струнных квартета, став наряду с П. Чайковским основоположником русской классической камерно-инструментальной музыки. Особую популярность завоевал Второй квартет, музыка которого с большой силой и страстностью передает богатый мир душевных переживаний, обнажая яркую лирическую сторону дарования Бородина.

С начала 80-х гг. известность Бородина-композитора растет. Его произведения исполняются все чаще и получают признание не только в России, но и за рубежом: в Германии, Австрии, Франции, Норвегии, Америке. Триумфальный успех его сочинения имели в Бельгии (1885, 1886). Он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца XIX — начала XX в.

Творчество Бородина оказало огромное влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов (и их числе Глазунов, Лядов, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, К. Дебюсси, М. Равель и др.). Оно составляет гордость русской классической музыки.

Александр Порфирьевич Бородин - биография и творчество

Бородин вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик — ученый и педагог, и как активный общественный деятель. В написанном им либретто оперы „Князь Игорь”, текстах романсов, музыкально-критических статьях проявилось его незаурядное литературное дарование. Бородин также успешно выступал как дирижер.

Разносторонним было и его музыкальное творчество, небольшое по объему. Бородин - автор оперы, симфонических произведений, камерных ансамблей, фортепианных пьес, романсов. Через все его творчество проходит мысль о богатырской мощи, скрытой в русском народе. У Бородина преобладают не зарисовки быта, а величественные картины исторических событий, поэтому он с особенным интересом относился к песенным жанрам, которые сохранились в народе в течение многих веков, — к былинам, старинным обрядовым и лирическим песням, создавая на их основе собственные музыкальные темы.

Как и все композиторы „Могучей кучки”, Бородин интересовался Востоком и изображал его в своей музыке. Внимательно изучив по записям и трудам исследователей музыкальные богатства народов Средней Азии, он первым открыл их для русских слушателей.

Смелое новаторство сочеталось у Бородина с уважением и любовью к классическим жанрам и формам, к плавным и закругленным песенным мелодиям. В то же время в его музыкальном языке, прежде всего в гармонии, есть черты, близкие композиторам-романтикам.

Музыка Бородина отличается мужественным, жизнеутверждающим характером, оптимизмом, мягким юмором. „Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе. Главные качества его — великолепная сила и размах, соединенные со странной страстностью, песенностью и красотой”, - писал о композиторе В. В. Стасов.

Краткая биография композитора

Бородин родился в Петербурге, получил прекрасное домашнее образование. Еще в детстве он усвоил несколько иностранных языков, учился играть на флейте и фортепиано, позже брал уроки игры на виолончели. С девяти лет он начал сочинять небольшие пьесы для фортепиано и флейты. В 1849 году некоторые из них были изданы и получили положительную оценку критиков. В то же время Бородин интересовался литературой, читал философские статьи в журналах. Однако с особым увлечением он занимался химией.

В 1850 году Бородин поступил в Медико-хирургическую академию, где вскоре стал любимым учеником выдающегося русского химика Н.Н. Зинина. Продолжались и занятия музыкой, в том числе теорией и гармонией.

Окончив академию и получив степень доктора наук, Бородин уехал в научную командировку за границу. Три года он провел в Германии, Франции и Италии вместе с друзьями, впоследствии знаменитыми учеными Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, С. П. Боткиным. Помимо научных интересов, их сочетала любовь к музыке. Почти каждый из них играл на каком-то инструменте. К этому кружку примкнули и другие образованные русские люди, жившие в Европе, в частности, М. А. Маркович-Вилинская, впоследствии известная как украинская писательница Марко Вовчок. Собирая для совместного музицирования, молодые ученые часто исполняли произведения Бородина, в основном камерно-инструментальные ансамбли. За границей Бородин познакомился с талантливой Московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал музыку композиторов-романтиков Шумана и Шопена. В 1863 году Екатерина Сергеевна стала женой Бородина.

В 1862 году Александр Порфирьевич вернулся в Россию и был избран профессором Медико-хирургической академии. В том же году в доме Боткина, уже известного врача, он познакомился с Балакиревым. Эта встреча стала решающей в судьбе Бородина - композитора. Он вошел в ”Могучую кучку", стал другом и соратником других ее участников. Под руководством Балакирева Бородин написал симфонию № 1, одну из первых в русской музыке, которая с большим успехом была исполнена в 1869 году в концерте РМТ под управлением Балакирева. В эти же годы Бородин написал несколько романсов и комическую оперу „Богатыри”.

Сразу же после премьеры первой симфонии Бородин приступил к созданию Симфонии №2 („Богатырской”). Тогда же, в 1869 году, он начал писать оперу „Князь Игорь", работа над которой продолжалась до конца жизни композитора.

Одновременно с созданием замечательных музыкальных произведений Бородин вместе с выдающимися учеными Д. И. Менделеевым и А. М. Бутлеровым продолжал оригинальные химические исследования, в дальнейшем подготовившие создание пластмасс, преподавал в Медико-хирургической академии, стал одним из организаторов и педагогов первого в России высшего учебного заведения для женщин — женских медицинских курсов.

Последними произведениями Бородина стали два струнных квартета, несколько ярких романсов, „Маленькая сюита” для фортепиано и программная симфоническая картина „В Средней Азии”. Музыка Бородина с большим успехом исполнялась в России и за ее пределами. По инициативе Листа, с которым Бородин познакомился в 1877 году, симфонии русского композитора прозвучали в Германии, а в 1885 и 1886 годах — в Бельгии.

Композитор умер 15 февраля 1887 года. Его незавершенные произведения (оперу „Князь Игорь”, две части третьей симфонии) закончили и подготовили к печати ближайшие друзья — композиторы М. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов.

Творчество Александра Порфирьевича Бородина

Опера „Князь Игорь”

В основе сюжета оперы-памятник древнерусской литературы XII века "Слово о полку Игореве". Эту тему предложил композитору В. В. Стасов. Работая над оперой, Бородин изучал русские летописи, научные исследования о половцах, русские народные песни и сказания, музыку восточных народов.

Лирико-эпическая опера „Князь Игорь” во многом отличается от произведений других композиторов "Могучей кучки”. Массовые хоровые сцены, в которых участвует народ, поражают величием и монументальностью. Образ народа показан более обобщенно, он представлен сильным и спокойно-величественным. Героическую тему оперы дополняют лирические образы, символизирующие духовную красоту русского человека. Каждое из основных действующих лиц охарактеризовано несколькими сольными эпизодами.

Основная идея литературного первоисточника-призыв к объединению русских князей-сохранена и в опере. Средствами музыки выявлены два главных конфликта-между русским войском и половцами, а также между русскими князьями. Образы главных героев (князя Игоря, его жены Ярославны, половцев) представлены в увертюре. Опера обрамлена большими хоровыми сценами-Прологом и эпилогом. Содержание пролога-проводы Игоря и его войска на битву с половцами. Полон решимости и силы хор „Слава”. Колорит старины Бородин подчеркнул употреблением пентатоники.

Сцена солнечного затмения, показанная как вторжение в жизнь людей недобрых сил, изображена с помощью красочных музыкально-образных средств: хроматизмов, изысканных гармонических последовательностей, а также аккордов на степенях целотонной гаммы (подобно тому, как это сделал Глинка в сцене похищения из оперы „Руслан и Людмила”). В прологе представлена первая музыкальная характеристика Игоря. Интонации его партии мужественны и спокойны.

Пролог и первое действие — это экспозиция русского лагеря и завязка повествования. В центре I картины - образ князя Владимира Галицкого, брата Ярославны. Портрет "князя-босяка" (по определению Стасова), мечтающего о пьянстве и разгуле, обрисован в его песне.

Буйству князя Бородин противопоставил музыкальную характеристику Ярославны во II картине первого действия. Она показана и как любящая жена, и как твердая, сильная духом правительница княжества.

Второе и третье действия оперы переносят слушателей в стан половцев, где страдают в плену после неудачного боя князь Игорь и его сын Владимир. Восточные сцены оперы отличаются красочностью гармоний и богатством музыкальных характеристик. Один из самых известных фрагментов оперы — хор и танец девушек-невольниц.

Следуя традициям Глинки, Бородин не упростил и не унизил оскорбления врагов. Хан Кончак показан в своей развернутой арии не только как дикий и жестокий завоеватель, но и как смелый и сильный воин, который умеет уважать достойного противника.

Одна из центральных сцен всей оперы — Ария Игоря из второго действия. Главный герой охарактеризован в ней наиболее полно и разносторонне. Ария написана в трехчастной форме с речитативным вступлением и окончанием. Основная героическая тема арии-мужественная, волевая, в ней звучит стремление к борьбе и воле.

Светлая лирическая средняя часть арии, обращенная к Ярославне, основанная на русских народно-песенных интонациях.

Четвертое действие оперы начинается арией -„плачем” Ярославны. Образ княгини здесь становится символическим, в нем обобщены страдания всей Руси, разоренной дикими ордами. Слова Плача взяты Бородиным из эпизода „Слова о полку Игореве”, наиболее близкого к народной поэзии. В мелодии слышны интонации древних народных плачей и причитаний.

Естественным продолжением плача звучит Хор поселян, подобный протяжным народным песням. Начинаясь единогласным запевом, песня постепенно обрастает выразительными подголосками, как это было свойственно исполнению песен в народе. Финальный хор, славящий вернувшегося из плена Игоря, завершает это выдающееся произведение русского оперного искусства.

Оперу” Князь Игорь " Бородин оставил незаконченной. После смерти композитора это произведение подготовили к постановке его друзья, в частности, М. А. Римский-Корсаков.

Симфоническое творчество

В симфонических произведениях — трех симфониях и музыкальной картине „В Средней Азии” — композитор, как и в опере „Князь Игорь”, воспевает патриотизм и могущество родного народа, изображает картины Востока и пейзажи. Темы его симфонических произведений основаны на народной песенности, гармонии отличаются свежестью и красочностью.

Наиболее выдающееся симфоническое произведение Бородина — Вторая „Богатырская” симфония, которая создавалась одновременно с оперой „Князь Игорь” и близкая ей по характеру и образами, так и по музыкальным языком. Название симфонии дал Стасов. Композитор говорил, что в первой части он хотел изобразить собрание русских богатырей, в медленной третий — нарисовать фигуру певца-сказителя Бояна, а в финале — сцену богатырского пира „при звуках гуслей, при ликовании великой народной толпы”. Все эти картины сочетаются общей идеей любви к Родине, к прославлению силы и могущества народа.

Богатырские образы наиболее ярко показаны в первой части, написанной в сонатной форме. Ее музыка вырастает из начальной темы.

Во второй части (Скерцо), написанной в трехчастной форме, богатырский размах представлен в более светлых, радостных тонах. Музыка поражает бурной энергией и силой. В средней главе Скерцо возникает лирическая тема, напоминающая об образах Востока.

Бородин, один из создателей русской классической симфонии, стал основоположником новой разновидности русской симфонической музыки — эпического симфонизма.

Вокальное творчество

Бородин написал шестнадцать романсов и песен на тексты А. С. Пушкина, А. Н.Некрасова, А. К. Толстого, Г. Гейне, а также на собственные стихи. По содержанию они очень разнообразны. В некоторых показаны образы народного эпоса и сказки („Песня темного леса”, „Спящая княжна”, „Морская царевна”), в других воплощены душевные переживания и тонкая лирика („Отравой полны мои песни”, „Для берегов далекой отчизны”), еще одна группа — юмористические миниатюры („Спесь”, „У людей-то в дому”). Композитор не стремился передавать в музыке речевые интонации, а создавал обобщенный образ, раскрывающий содержание текста. В каждой песне и романсе на первом плане — пластичная и выразительная мелодия.

Сказочный фантастический образ показан в романсе „Морская царевна” на собственные слова композитора. Музыка рисует картину спокойной морской глади, полной обольстительного очарования. В партии фортепиано звучат яркие, красочные аккорды, передающие тихий плеск волн и игру света на воде.

Творчество Бородина, ставшее важным вкладом в русскую музыку, повлияло на многих композиторов конца XIX — начала XX века.

На почве эпоса, через объективизм, уравновешенность, стремление к целостному охвату явлений, возникли классические черты мышления Бородина . Он высоко ценил стройность и цельность музыкальной формы как таковой, тяготел к камерно-инструментальной музыке, к непрограммному симфонизму. Мышление в рамках классических форм, прежде всего сонатной, стало законом его инструментального творчества. В пристрастии к соразмерности частей, закругленности форм, возможно, проявилось мышление ученого.

Сам характер музыкального образования Бородина, полученного в рамках любительского музицирования, был чисто классическим, западным. Считая себя дилетантом, он переиграл все квартеты венских классиков, Шуберта, Шумана, Мендельсона. Будучи руководителем оркестра и хора Петербургского кружка любителей музыки, Бородин публично дирижировал бетховенскими симфониями, увертюрами, мессой До-мажор. Музыку Бетховена он знал досконально.

Многочисленны примеры бетховенского влияния на творчество Бородина. Это и утверждение героической темы, и особый тип мужественной лирики, и многие принципы формообразования (именно у Бородина как устойчивая традиция закрепляется бетховенская идея использования сонатной формы в качестве раздела более крупной конструкции). Вместе с тем, эпико-повествовательная направленность драматургического развития в произведениях Бородина резко отливается от острой бетховенской конфликтности.

С миром русских образов в музыке Бородина соседствует столь же яркая и полнокровная сфера Востока. Идея равноценности культур (Восток-Русь), их единства была близка композитору, и в этом мало усматривать только спонтанное проявление голоса крови [5] . Бородин серьезно занимался восточной музыкальной фольклористикой, причем в поле его интереса входила не только музыка Северного Кавказа и Закавказья, но и Поволжья, Средней Азии. Не удивительно, что Восток, как и Древняя Русь, в музыке Бородина лишен момента условности и сказочности, присущего многим сочинениям XIX века, в том числе Глинки и Римского-Корсакова.

Мелодии Бородина по своему строению и ладовой природе родственны русским крестьянским песням. Их излюбленный мелодический оборот – трихорд, состоящий из кварты (терции) и большой секунды – прямо заимствован композитором из образцов русского народного творчества.

Ладовое мышление Бородина характеризуется опорой на свежие слои фольклора. Помимо натуральных ладов он нередко использует их смешение, а также искусственные лады.

[3] Немало их посвящено встречам с Ф. Листом, высоко ценившим талант русского композитора.

[5] Отец композитора, Лука Степанович Гедианов, вел родословную от татарского князя Гедея. Сам же Бородин часто ссылался на свое грузинское происхождение.

Читайте также: