Классификация подшипников скольжения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Подшипник это сборный узел, который входит в часть опоры, поддерживающей вал, ось или подобную им конструкцию, обеспечивая ему заданную жесткость. При помощи подшипника происходит фиксация конструкции в пространстве, обеспечивающая одновременновращение, качение или перемещение линейное (у линейных подшипников) конструкции. Также одновременно передается нагрузка от подвижного узла на другие узлы и конструкции, получая при этом минимальное сопротивление.

Все подшипники подразделяются на подшипники качения и подшипники скольжения, обе группы имеют очень большое распространение

Расмотрим такие интересные изделия, как линейные подшипники, у них есть много преимуществ при применении в различных областях.

Классификация подшипников скольжения

Их можно различить:

По форме подшипникового отверстия:

  • 1- одноповерхносные,
  • 2- много поверхностные,
  • 3- со смещение или без смещения поверхностей,
  • 4- со смещением или без смещения центров.

По направлению получаемой нагрузки:

  • 1- радиальные,
  • 2- осевые,
  • 3- радиально – упорные.

Относительно конструкции:

  • 1- неразъемные ( втулочные),
  • 2- разъемные,
  • 3- встроенные.

По количеству клапанов:

  • 1- с одним клапаном,
  • 2- с несколькими клапанами.

По возможности регулировки:

В зависимости от смазки по конструкции различаются:

  • 1- гидростатические,
  • 2- гидродинамические.

По конструкции и по виду задач подшипники скольжения делятся на :

  • 1- сферические,
  • 2- упорные,
  • 3- линейные.

Линейные подшипники скольжения

Конструкция линейных подшипников направлена на выполнение направляющих при передвижении по линии. Это их свойство очень важно при перемещениях на расстоянии, имея постоянную радиальную нагрузку.

Кроме того, по международному стандарту ISO, и шарикоподшипники и подшипники скольжения имеют одинаковые габаритные размеры по внешнему диаметру. Их можно смазывать повторно, за редким исключением. Фиксация пресс-маслёнки происходит или при помощи стопорных колец или при помощи той же маслёнки.

Сами узлы доступны для направляющих осей в пределах размеров от 8 до 80 мм изготовленных из алюминиевых корпусов. Это самое простое средство, но и самое экономичное для всей системы прямолинейного перемещения. также они могут быть как с открытым корпусом, так и с закрытым. Он применяется в основном в конвейерном производстве, большей мере в пищевой промышленности и производстве упаковок. Также применяется при производстве станков, роботов и при производстве мебели, то есть в таких условиях, где условия труда достаточно стеснённые.

Такая конструкция, как говорилось выше, бывает разъемной. И эта конструкция дает возможность более маневрировать при монтаже.

По требованиям к подшипникам скольжения можно отнести следующее:

сам материал, из которого они изготавливаются, должен максимально обеспечивать минимум расходов при трении и обеспечивать минимальный износ вала;

  • сам узел должен иметь длительный срок эксплуатации;
  • сборка должна быть проще и удобней, чем у шарикоподшипников;
  • теплоотвод должен хорошо обеспечиваться контактной поверхностью;
  • работать при больших перепадах температуры и в тяжёлых условиях.

Недостатки подшипников скольжения

К недостаткам можно отнести частую замену цапф и вкладышей, так как они быстро выходят из строя. Вкладыши изготавливаются из цветных сплавов, которые стоят дорого. Постоянный уход, периодическая смазка, периодически нужно их охлаждать. Кроме того, детали не имеют единого ГОСТа на изготовление и менять запчасти сложно.

Сам о производство за редким исключение, например, некоторые китайские компании, а также концерн SKF, который занимается их производством, не является массовым.

Во время пуска расход на трение очень значительный.

Как купить линейный подшипник скольжения

Что бы купить этот вид подшипника, нужно знать размер покупаемой детали. Это диаметр посадочный, то есть диаметр вала, а также его длина. Затем нужно знать вид нагрузки и статическую грузоподъёмность. Поскольку такой подшипник имеет свои выгоды за счет того, что их, как говорилось выше, удобно устанавливать, потому, что одна сторона плоская. Цена на линейный подшипник скольжения от 250 рублей за единицу до 1500 руб. Но применяются они, как говорилось, в основном для производства, как крупного, так и мелкого.

Неплохим производителем этих узлов является концерн SKF, который является мировым лидером в производстве таких подшипников. Для того, что не ошибиться в выборе, лучше обратиться к каталогу на линейные подшипники скольжения, который можно найти на официальном сайте компании.

Поставляются покупателю полностью смазанными и при сборке на месте не требуется дополнительная обработка.

Как упоминалось в предыдущей статье, подшипники являются опорами валов и осей, воспринимая нагрузки, приложенные к валу или оси, и передавая их на корпус машины. Иногда подшипники используются в качестве опор для деталей (шкивов, зубчатых колес и т. п.), размещенных на валу или оси.

В зависимости от вида трения, возникающего в подшипнике, они делятся на подшипники скольжения и качения.
В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки подшипники бывают:

  • радиальные – воспринимающие радиальные силы, т. е. перпендикулярные оси цапфы;
  • упорные – воспринимающие осевые силы (параллельные оси цапфы); упорные подшипники иногда называют подпятниками;
  • радиально-упорные – способные воспринимать и радиальные, и осевые силы.

Особенности конструкции подшипников скольжения

В большинстве случаев подшипники скольжения состоят из корпуса, вкладышей и смазывающих устройств. Конструкции подшипников скольжения разнообразны и зависят от конструкции машины. В простейшем виде подшипник скольжения представляет собой втулку (вкладыш), встроенную в станину машины (рис. 1).
На рис. 2 и рис. 3 подшипники имеют отдельный корпус, который крепится к станине машины.

подшипники скольжения

Основным элементом подшипника скольжения является вкладыш 1, который устанавливают в корпус подшипника (рис. 3) или непосредственно в станине или раме машины (рис. 1). Рабочая поверхность вкладыша в сочетании со смазочным материалом (или без него) обеспечивает минимальное трение между деталями, имеющими взаимное перемещение в механизме.

Подшипники скольжения делят на разъемные (рис. 2) и неразъемные (рис. 3).

Неразъемные (глухие) подшипники применяют при малой скорости скольжения и работе с перерывами (механизмы управления) в цапфах, где их монтаж не вызывает затруднений.

Разъемные подшипники имеют основное применение в общем машиностроении и особенно в тяжелом машиностроении. Их основное достоинство – удобство монтажа на цапфу и возможность установки в труднодоступных для сборки участках валов и осей.

подшипники скольжения

При большой длине цапф, когда возможен существенный перекос осей при монтаже или во время работы машины, применяют самоустанавливающиеся подшипники (рис. 4). Сферические выступы вкладышей позволяют им самоустанавливаться, компенсируя тем самым перекосы цапф от деформации вала или неточности монтажа, обеспечивая равномерное распределение нагрузки по длине вкладыша.

подшипники скольжения

Подпятники (упорные подшипники) устанавливаются на цапфах с целью восприятия осевой нагрузки, действующей на вал. Пример конструкции подпятника (упорного подшипника скольжения) показан на рис. 5.

Достоинства и недостатки подшипников скольжения

К достоинствам подшипников скольжения можно отнести следующие свойства:

1. Простота конструкции (для тихоходных и малонагруженных машин подшипники скольжения выполняются в виде обычной втулки), относительно малая стоимость изготовления.

2. Надежная работа в высокоскоростных приводах (подшипники качения в этих устройствах имеют малую долговечность).

3. Способность воспринимать значительные динамические нагрузки (удары, вибрацию) вследствие больших размеров площади рабочей поверхности, воспринимающей нагрузку, и высокой демпфирующей способности масляного слоя между валом и вкладышем.

4. Низкий уровень шума во время работы (работают практически бесшумно на любой скорости).

5. Сравнительно малые радиальные размеры (рис. 1).

6. Разъемные подшипники скольжения допускают установку на шейки валов сложной конфигурации (например, коленчатых валов), при этом не требуется демонтаж деталей (шкивов, зубчатых колес и т. п.), размещенных на других цапфах вала.

Недостатки подшипников скольжения:

1. В процессе работы требуют постоянного контроля из-за высоких требований к наличию смазочного материала и опасности перегрева; перерыв в подаче смазки может привести к отказу подшипника.

2. Имеют сравнительно большие осевые размеры для увеличения рабочей площади поверхности, воспринимающей нагрузку.

3. Значительные потери на трение в период пуска и при некачественной смазке.

4. Относительно высокие эксплуатационные расходы из-за большого расхода смазочного материала, необходимости его очистки и охлаждения.

5. Влияние на износ поверхности цапфы, особенно в период пуска или при некачественной смазке.

упорный подшипник - подпятник

Область применения подшипников скольжения

Подшипники скольжения широко применяются в машиностроении и приборостроении, когда применение подшипников качения невозможно или нецелесообразно:

  • для валов машин с ударными и вибрационными нагрузками (двигатели внутреннего сгорания, механические молоты и др.);
  • для коленчатых валов, когда по условиям монтажа необходимо использовать разъемные подшипники;
  • для валов очень больших диаметров, для которых подшипники качения не изготавливают;
  • для высокоскоростных валов, когда подшипники качения непригодны из-за малого ресурса (центрифуги и т. п.);
  • при очень высоких требованиях к точности и равномерности вращения (шпиндели станков и т. п.);
  • в тихоходных и малонагруженных машинах, бытовой технике;
  • при работе в агрессивных средах, в которых подшипники качения непригодны;
  • при высоких требованиях к бесшумности работы машины.

Материал вкладышей подшипников скольжения

Материалы, используемые для изготовления вкладышей подшипников скольжения должны обладать следующими свойствами:

  • иметь достаточную износостойкость и высокую сопротивляемость заеданию при несовершенной смазке (периоды пуска, разгона, торможения);
  • иметь высокую сопротивляемость хрупкому разрушению при действии ударных нагрузок и достаточное сопротивление усталости;
  • иметь низкий коэффициент трения;
  • обладать высокой теплопроводностью;
  • иметь низкий коэффициент температурного расширения.

В процессе работы машины изнашиваться должны вкладыши, а не цапфы вала, поскольку замена или восстановление вала значительно дороже замены вкладышей. Подшипники скольжения работают тем надежнее, чем выше твердость поверхности цапфы, поэтому цапфы валов, как правило, закаливают и упрочняют.

Вкладыши подшипников скольжения бывают металлические, металлокерамические и неметаллические.

Металлические вкладыши выполняют из бронзы, баббитов, алюминиевых и цинковых сплавов, антифрикционных чугунов.

Бронзовые вкладыши широко используют при средних скоростях и больших нагрузках.
Наилучшими антифрикционными свойствами обладают оловянные бронзы марок БрО10Ф1, БрО4Ц4С17 и др.
Алюминиевые и свинцовые бронзы вызывают повышенный износ поверхностей цапф, поэтому их устанавливают только на закаленные цапфы. Свинцовые бронзы используют при знакопеременных ударных нагрузках.

Вкладыши с баббитовой заливкой используют для подшипников в ответственных конструкциях при тяжелых и средних режимах работы (дизели, компрессоры и т. п.).
Баббит – сплав на основе олова или свинца – является одним из лучших антифрикционных материалов для подшипников скольжения. Он хорошо прирабатывается в узле, стоек против заедания, но имеет невысокую прочность. Поэтому баббит заливают лишь тонким слоем на рабочую поверхность вкладыша, выполненного из стали, чугуна или бронзы. Лучшими считаются высокооловянные баббиты марок Б88, Б83.

Чугунные вкладыши из антифрикционных чугунов (например, марки АЧС-1 и др.) применяют в малоответственных тихоходных машинах и механизмах.

В массовом производстве вкладыши штампуют из стальной ленты, на которую наносится тонкий антифрикционный слой из баббитов, оловянных сплавов или неметаллов (фторопласт и др.).

Металлокерамические вкладыши изготовляют прессованием и последующим спеканием порошков меди или железа с добавлением графита, олова или свинца. Особенностью этих материалов является их пористость, которую используют для предварительного насыщения горячим маслом. Вкладыши, пропитанные маслом, могут долго работать без подвода смазочного материала.
Металлокерамические вкладыши применяют в тихоходных механизмах и в местах, труднодоступных для подвода смазки.

Для вкладышей из неметаллических материалов применяют антифрикционные пластмассы (марки АСП), древеснослоистые пластики, резину и др. Эти материалы устойчивы против заедания, хорошо прирабатываются, неприхотливы к смазочному материалу (могут работать при смазывании водой), что имеет существенное значение для подшипников насосов, гребных винтов, пищевых машин и т. п.

Характер и причины отказов подшипников скольжения

Работа подшипников скольжения сопровождается абразивным изнашиванием вкладышей и цапф, заеданием и усталостным выкрашиванием.

причины отказов подшипников скольжения

Абразивное изнашивание возникает вследствие попадания со смазочным материалом абразивных частиц и неизбежности граничной смазки при пуске и останове машины.

Заедание возникает при перегреве подшипника. При установившемся режиме работы температура подшипника не должна превышать допустимую для материала вкладыша и сорта используемого масла. С повышением температуры материал вкладыша расширяется, а вязкость масла снижается. Разжижение масла приводит к тому, что масляная пленка местами разрывается, возникает зона металлического контакта между вкладышем и цапфой, где под действием молекулярных сил образуются мостики микросварки, приводящие к глубинному вырыванию материала.
В результате происходит заедание цапфы в подшипнике и, как следствие, вкладыши расплавляются или полностью захватываются разогретой цапфой и проворачиваются в корпусе.

Усталостное выкрашивание поверхности вкладышей происходит редко и встречается при пульсирующих нагрузках и работе подшипника в режимах несовершенной смазки.

Подшипник — изделие, являющееся частью опоры или упора, которое поддерживает вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение или линейное перемещение (для линейных подшипников) с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции. [1, 2]

Силы, нагружающие подшипник, подразделяют на:

  • радиальную, действующую в направлении, перпендикулярном оси подшипника;
  • осевую, действующую в направлении, параллельном оси подшипника.

Опора с упорным подшипником называется подпятником.

Подшипник скольжения — опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей.

Радиальный подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется рабочий элемент — вкладыш, или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, заполненный смазочным материалом, который позволяет свободно вращаться валу.

В зависимости от конструкции, окружной скорости цапфы, условий эксплуатации трение скольжения бывает сухим, граничным, жидкостным и газодинамическим. Однако даже подшипники с жидкостным трением при пуске проходят этап с граничным трением.

Смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника и обеспечивает:

  • низкое трение;
  • разделение подвижных частей;
  • теплоотвод;
  • защиту от вредного воздействия окружающей среды.

Смазка бывает:

  • жидкой (минеральные и синтетические масла, вода для неметаллических подшипников);
  • пластичной (на основе литиевого мыла и кальция сульфоната и др.);
  • твёрдой (графит, дисульфид молибдена и др.);
  • газообразной (различные инертные газы, азот и др.).

Наилучшие эксплуатационные свойства демонстрируют пористые самосмазывающиеся подшипники, изготовленные методом порошковой металлургии. При работе пористый самосмазывающийся подшипник, пропитанный маслом, нагревается и выделяет смазку из пор на рабочую скользящую поверхность, а в состоянии покоя остывает и впитывает смазку обратно в поры.

Антифрикционные материалы подшипников изготавливают из твёрдых сплавов (карбид вольфрама или карбид хрома методом порошковой металлургии либо высокоскоростным газопламенным напылением), баббитов и бронз, полимерных материалов, керамики, твёрдых пород дерева (железное дерево).

Подшипники скольжения разделяют:

  • в зависимости от формы подшипникового отверстия:
    • одно- или многоповерхностные;
    • со смещением поверхностей (по направлению вращения) или без (для сохранения возможности обратного вращения);
    • со смещением или без смещения центра (для конечной установки валов после монтажа);
    • радиальные;
    • осевые (упорные, подпятники);
    • радиально-упорные;
    • неразъёмные (втулочные);
    • разъёмные (состоящие из корпуса и крышки);
    • встроенные (рамовые, составляющие одно целое с картером, рамой или станиной машины);
    • с одним клапаном;
    • с несколькими клапанами;
    • нерегулируемые;
    • регулируемые.

    Классы подшипников скольжения приведены в таблице 1.

    Таблица 1 — Классы подшипников скольжения
    Группа Класс Способ смазки Вид трения Коэффициент трения Назначение Область применения
    I (несовершенная смазка) 1 малое количество, подача непостоянная граничное 0,1-0,3 малые скорости скольжения и небольшие удельные давления опорные ролики транспортеров, ходовые колёса мостовых кранов
    2 обычно непрерывная полужидкостное 0,02-0,10 кратковременный режим с постоянным или переменным направлением вращения вала, малые скорости и большие удельные нагрузки линейные и формовочные машины, кузнечно-прессовое оборудование, прокатные станы, грузоподъёмные машины
    3 масляная ванна или кольца 0,001-0,020 мало меняющиеся по величине и направлению усилия, большие и средние нагрузки буксы вагонов, тяжёлые станки, мощные электрические машины, тяжёлые редукторы, текстильные машины
    под давлением переменная нагрузка газовые двигатели, тихоходные и судовые двигатели
    II 4 кольца, комбинированный или под давлением жидкостное 0,0005-0,0050 малые окружные скорости валов, особо тяжёлые условия работы при переменных по величине и направлению нагрузках электрические машины средней и малой мощности, лёгкие и средние редукторы, центробежные насосы и компрессоры, прокатные станы
    5 под давлением 0,005-0,050 слабонагруженные опоры с большими скоростями скольжения паровые котлы, водяные турбины, газовые турбины, осевые вентиляторы, турбокомпрессоры

    Достоинства подшипников скольжения:

    • надёжность в высокоскоростных приводах;
    • способность воспринимать значительные ударные и вибрационные нагрузки;
    • сравнительно малые радиальные размеры;
    • допускают установку разъёмных подшипников на шейки коленчатых валов и не требуют демонтажа других деталей при ремонте;
    • простая конструкция в тихоходных машинах;
    • возможность работы в воде;
    • допускают регулирование зазора и обеспечивают точную установку геометрической оси вала;
    • экономичны при больших диаметрах валов.

    Недостатки подшипников скольжения:

    • в процессе работы требуют постоянного надзора за смазкой;
    • сравнительно большие осевые размеры;
    • большие потери на трение при пуске и при несовершенной смазке;
    • большой расход смазочного материала;
    • высокие требования к температуре и чистоте смазки;
    • пониженный КПД;
    • неравномерный износ подшипника и цапфы;
    • применение более дорогих материалов;
    • повышенный шум.

    Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба — дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.

    В некоторых узлах машин в целях уменьшения габаритов, а также повышения точности и жёсткости применяют так называемые совмещённые опоры: дорожки качения при этом выполняют непосредственно на валу или на поверхности корпусной детали.

    Имеются подшипники качения, изготовленные без сепаратора, которые имеют большое число тел качения и большую грузоподъёмность. Однако предельные частоты вращения бессепараторных подшипников значительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.

    В подшипниках качения возникает преимущественно трение качения (имеются только небольшие потери на трение скольжения между сепаратором и телами качения), поэтому по сравнению с подшипниками скольжения снижаются потери энергии на трение, и уменьшается износ. Закрытые подшипники качения (имеющие защитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые — чувствительны к попаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника.

    Классификация подшипников качения осуществляется на основе следующих признаков:

    • по виду тел качения:
      • шариковые;
      • роликовые (игольчатые, если ролики тонкие и длинные);
      • радиальные (нагрузка вдоль оси вала не допускается);
      • радиально-упорные, упорно-радиальные (воспринимают нагрузки как вдоль, так и поперек оси вала, часто нагрузка вдоль оси только одного направления);
      • упорные (нагрузка поперек оси вала не допускается);
      • линейные (обеспечивают подвижность вдоль оси, вращение вокруг оси не нормируется или невозможно, встречаются рельсовые, телескопические или вальные линейные подшипники);
      • шариковые винтовые передачи (обеспечивают сопряжение винт-гайка через тела качения);
      • однорядные;
      • двухрядные;
      • многорядные;
      • самоустанавливающиеся;
      • несамоустанавливающиеся.

      Примеры подшипников различных типов представлены на рисунке 1 [4].

      Радиальный роликовый подшипник

      Упорный шариковый подшипник

      Упорный шариковый подшипник

      Упорный роликовый подшипник

      Упорный роликовый подшипник

      Радиально-упорный шариковый подшипник

      Радиально-упорный шариковый подшипник

      Радиально-упорный шариковый подшипник с четырёхточечным контактом

      Радиально-упорный шариковый подшипник с четырёхточечным контактом

      Радиально-упорный роликовый подшипник (конический)

      Радиально-упорный роликовый подшипник (конический)

      Самоустанавливающийся двухрядный радиальный шариковый подшипник

      Самоустанавливающийся радиальный роликовый подшипник

      Самоустанавливающийся радиально-упорный роликовый подшипник

      Самоустанавливающийся радиально-упорный роликовый подшипник

      Самоустанавливающийся двухрядный радиальный роликовый подшипник с бочкообразными роликами (сферический)

      Самоустанавливающийся двухрядный радиальный роликовый подшипник с бочкообразными роликами (сферический)

      Подшипники — одно из ключевых изобретений, которое определило путь развития промышленности. Самый простой подшипник состоит из двух колец, вставленных одно в другое и предназначенное для поддержания и направления вращающегося вала.

      Основные типы

      Все подшипники могут быть разделены на две основные группы – подшипники качения и скольжения. Конструкция первых состоит из

      • двух колец – внешнего и внутреннего;
      • шариков;
      • сепаратора, в котором установлены шарики.
      • Подшипники скольжения имеют следующую конструкцию:
      • внешняя обойма;
      • внутренняя обойма, выполненная из материала с низким коэффициентом трения, например, тефлон (фторопласт).

      Задача, которую призваны решать подшипники любого типа – это снижение трения между вращающимся и стационарными узлами агрегата. Это необходимо для снижения потерь энергии, нагрева и износа деталей, вызываемыми силой трения.

      Подшипники скольжения

      Сферические подшипники скольжения

      Сферические подшипники скольжения

      Этот узел обычно выполняют в виде массивной опоры, изготовленной из металла. В ней проделывают отверстие, куда вставляют втулку или вкладыш, выполненный из материала с низким коэффициентом трения.
      Для повышения эффективности работы этого узла и снижения трения в него вводят жидкую или плотную смазку. Это приводит к тому, что вал отделяется от втулки пленкой маслянистой жидкости. Эксплуатационные параметры подшипника скольжения зависят от следующих параметров:

      1. Размера элементов, входящих в этот узел.
      2. Скоростью вращения вала и размера нагрузок, приходящихся на него.
      3. Густотой смазки.

      Для обеспечения смазывания подшипника можно использовать любую вязкую жидкость – масло, керосин, эмульсии. В некоторых моделях подшипников скольжения для смазки применяют газы. Кроме, перечисленных материалов применяют и твердые, иногда их называют консистентные, смазки.

      В некоторых конструкциях подшипников предусмотрена принудительная система смазки.

      Подшипники качения

      Подшипники качения внешний вид фото

      Внешний вид подшипника качения

      В подшипниках этого типа трение скольжение подменяется трением качения. Благодаря такому решению происходит существенное снижение трения и износа.
      Подшипники качения имеют разнообразные конструкции и размеры. В качестве тел вращения могут быть использованы шарики, ролики, иголки.

      Шарикоподшипники

      Шарикоподшипники являются самым распространенным типом подшипников. Он состоит из двух колец, между которыми устанавливают сепаратор с предустановленными шариками определенного размера. Шарики перемещаются по канавкам, которые, при изготовлении тщательно шлифуют. Ведь для полноценной работы подшипника необходимо, чтобы шарики не проскальзывали, и при этом у них была существенная площадь опоры.
      Сепаратор, в который устанавливают шарики, обеспечивает их точное положение и исключает какой-либо контакт между ними. Производители выпускают изделия, которые укомплектованы двухрядными сепараторами.

      Подшипники этого класса применяют при довольно небольших радиальных нагрузках и большом количестве оборотов рабочего вала.

      Роликоподшипники

      Роликовые подшипники: внутреннее устройство Шариковые подшипники: внутреннее устройство

      В этих нормативных документах приведены таблицы размеров подшипников, которыми должны руководствоваться конструкторы, при проектировании таких узлов.

      Кстати, для облегчения жизни проектировщиков разработаны и успешно применяются справочники подшипников, в которых изложены принципы расчетов подшипниковых узлов, указаны размеры самих изделий и сопровождающих деталей, например, размеры заглушек.

      Смазка

      Эксплуатационный срок работы подшипников определяется износом тел качения и дорожек, расположенных в кольцах. Для продления срока службы подшипников применяют смазку, она может быть жидкой, например, в коробках передач станочного оборудования, или консистентной (твердой).

      Нанесение смазки на подшипник Смазка, нанесенная на подшипник

      Кроме износа деталей подшипника, не последнюю роль играет и рабочая температура в узле. Вследствие нее может происходить неравномерная тепловая деформация. Это может привести к повышению частоты проскальзывания, и снижается твердость материала, из которого они изготовлены.

      Производители выпускают подшипники с закрытыми сепараторами. В такие изделия еще на стадии производства закладывают твердую смазку, которая гарантировано проработает весь ресурс.

      Разновидности подшипников скольжения

      Всего размеры и основные характеристики подшипников скольжения, изложены в соответствующих ГОСТ. Всего их насчитывается порядка шести десятков. Например, ГОСТ 11607-82 нормирует требования к разъемным корпусам подшипников скольжения, а ГОСТ 25105-82, предъявляет требования к вкладышам, которые устанавливают в корпуса подшипников скольжения.

      Классификация подшипников скольжения

      Изделия этого типа можно разделить на следующие основные типы:

      1. Одно- и многоповерхностные.
      2. Со смещением поверхностей.
      3. Радиальные.
      4. Осевые.
      5. Радиально-упорные.

      Кроме того, подшипники можно различать по конструкции:

      1. Неразъемные, их называют втулочными.
      2. Разъемные, они состоят из двух деталей основного корпуса и крышки к нему.
      3. Встроенные, по своей конструкции, они составляют единое целое с корпусом механизма.

      Нельзя забывать и о количестве точек подачи масла. Существуют подшипники с одним и несколькими клапанами. Кроме, приведенных классов можно назвать еще один – по возможности регулирований подшипника.

      Конструкция подшипников скольжения не отличается сложностью. В состав конструкции могут входить два кольца. Одно из них (внутреннее) вращается в процессе работы. Вместо, тел вращения в устройствах этого типа применяют втулки, изготовленные из антифрикционных материалов. Для повышения эффективной работы в подшипники закачивают смазочные материалы.

      Существуют два типа подшипников скольжения — гидростатические и гидродинамические. В изделиях первого типа смазка подается от масляного насоса. Вторые в этом плане удобнее, они сами могут выступать в роли насоса. Смазка будет поступать в них за счет разности давления между его компонентами.

      Подшипники скольжения могут иметь, сферическое, упорное и линейное исполнения. Первые подшипники применяют в тех узлах, где преобладают низкие скорости вращения вала. Главное достоинство такого исполнения подшипников – это возможность передавать вращение даже при значительных перекосах валов.

      Подшипники упорного исполнения применяют для работы там, где преобладают поперечные усилия. Довольно часто их монтируют в турбинах и паровых машинах.

      Схема подшипника упорного исполнения Подшипники упорного исполнения

      Подшипники линейного исполнения исполняют роль направляющих. Кстати, их особенностью можно назвать их бесперебойную работу даже при постояннодействующих радиальных усилиях.

      Подшипник линейного исполнения

      Подшипник линейного исполнения

      Многолетняя, если не многовековая практика использования подшипников скольжения позволяет сделать выводы о достоинствах и недостатках этих конструкций.

      • изделия этого класса обеспечивают надежную работу в условиях высоких скоростей вращения вала;
      • обеспечение серьезных ударных и вибрационных усилий;
      • довольно небольшие размеры;
      • подшипники этого типа допустимо устанавливать в устройствах работающие в воде;
      • некоторые модели позволяют выполнять настройку зазора и, таким образом, гарантируют точность установки оси вала.

      Между тем, подшипникам скольжения присущи и определенные недостатки.

      • в процессе эксплуатации необходимо постоянно контролировать уровень смазки;
      • при недостаточной смазке и запуске возникает дополнительная сила трения;
      • более низкий в сравнении с другими классами подшипников КПД;
      • при производстве таких изделий применяют довольно дорогие материалы;
      • при работе, подшипники этого класса могут генерировать излишний шум.

      Стандарты подшипников скольжения

      Одно из отличий подшипников от других типов деталей, применяемых в промышленности – это то, что они все стандартизированы. Выше было отмечено что на продукцию этого класса действует 60 ГОСТ, и это не считая ТУ и другой нормативной документации.
      ГОСТ не только нормирует конструкцию и размеры подшипников, но и порядок их обозначения на чертежах, в спецификациях и другой рабочей документации.

      Кроме того, ГОСТ на технические условия подшипников регламентирует параметры допусков и посадок, которые обязаны соблюдать производители.

      Маркировка

      Маркировка подшипников – это параметры, которые показывают рабочие диаметры изделия (внутренний и внешний), конструктивные особенности. Все эти данные закодированы в наборе цифр и буквенных символов. Порядок кодировки, детальная расшифровка регламентирована в ГОСТах на подшипниковую продукцию. Так, кодировка шариковых и роликовых подшипников однорядных приведена в ГОСТ 3189-89.

      В закодированном наименовании подшипника содержатся следующие данные:

      • серия ширины;
      • исполнение;
      • тип изделия;
      • группа диаметров;
      • посадочный диаметр.

      Кстати, важно понимать, что на территории нашей страны применяют две системы обозначения подшипников – ГОСТ и ISO.

      Пример расшифровки маркировки на подшипниках картинка

      Пример расшифровки маркировки на подшипниках

      Маркировка может быть нанесена на одно из колец. Если подшипник закрытого типа то маркировку наносят на уплотнение или защитном кольце.

      Классы точности подшипников

      Класс точности подшипника – это показатель, который характеризует максимальные отклонения значения размеров подшипника от номинала.

      В некоторых устройствах при выборе подшипника потребитель руководствуется ценой на него, а остальные параметры для него не так критичны. В некоторых других случаях потребитель выбирает подшипник исходя из предельной скорости вращения, при которой не будут, проявляются такие явления, как вибрация и пр. Такие довольно жесткие условия предъявляются к изделиям, работающим на транспорте, станочным узлам, робототехнических комплексов.

      В машиностроении существует зависимость между точностью обработки и ее стоимостью. То есть, чем точнее деталь, тем больше ее конечная цена.

      Разделение подшипников по точности позволяет подобрать такое изделие, которое будет отвечать требованиям, которые предъявляет проектировщик и в то же время с приемлемой для потребителя ценой.

      Класс точности описывает точность производства изделий. Для регулировки этого параметры существуют нормативы, определенные в ГОСТ и ISO. В них определены допуски на все размеры – диаметры, ширину, фаски и пр.

      Назначение подшипников качения

      Подшипники качения предназначены для поддержки вращающихся валов. Они нашли свое применение в машинах, разного типа, например, в подъемно-транспортных устройствах, технике, применяемой в сельском хозяйстве, судовых двигателях.

      Магнитные подшипники

      Магнитные подшипники, которые все чаще применяют в различных машинах и механизмах работает на основании принципа магнитной левитации. В результате реализации этого принципа в подшипниковой опоре отсутствует контакт между валом и корпусом подшипника. Существуют активное исполнение и пассивное.

      Активные изделия уже в массовом производстве. Пассивные, пока еще находятся на стадии разработки. В них, для получения постоянного магнитного поля применяют постоянные магниты типа NdFeB.

      Использование магнитных подшипников предоставляет потребителю следующие преимущества:

      • высокая износостойкость подшипникового узла;
      • применение таких изделий, возможно, в агрессивных средах в большом диапазоне внешней температуры.

      Бесконтактный магнитный подшипник фото

      Бесконтактный магнитный подшипник

      В то же время использование таких узлов влечет за собой некоторые сложности, в частности:

      В случае пропадания магнитного поля, механизм неизбежно понесет повреждения. Поэтому для бесперебойной и безаварийной работы проектировщики применяют так называемые страховые подшипники. Как правило, в качестве страховочных применяют подшипники качения. Но они в состоянии выдержать несколько отказов системы, после этого требуется их замена, так будут изменены их размеры.

      Создание постояннодействующего, а главное, устойчивого, магнитного поля сопряжено с созданием больших и сложных систем управления. Такие комплексы вызывают сложности с ремонтом и обслуживанием подшипниковых узлов.

      Излишнее тепловыделение. Оно обусловлено тем, что обмотка нагревается в результате прохождения через нее электрического тока, в некоторых случаях, такой нагрев недопустим и поэтому приходится устанавливать системы охлаждения, что, разумеется, приводит к усложнению и удорожанию конструкции.

      Где используются устройства скольжения

      На самом деле сложно найти механизм, в котором не установлены подшипники скольжения. Даже на атомных подводных лодках, на подшипниках этого типа устанавливают гребные валы. Подшипники скольжения нашли широкое применение в станкостроении. В частности, в них устанавливают валы, по которым перемещается суппорт, резцедержатель и другие составные части станка.

      Классификация подшипников качения

      К подшипникам качения относят:

      • шариковые;
      • роликовые,
      • упорные и многие другие.

      Все они характеризуются высокими параметрами износостойкости и возможностью работы в условиях разнонаправленных нагрузок – осевых и радиальных.

      Характеристики подшипников качения

      К основным характеристикам подшипников качения можно отнести следующие:

      Угловая скорость, подшипники качения могут показывать высокие значении этой скорости, особенно если сепараторы выполнены из цветного металла или полимеров.

      Перекос вала. Допустимо то, что перекос может достигать от 15’ до 30’. Кроме того, подшипники качения способны воспринимать небольшие осевые усилия. Она не должна превышать 70% от неиспользуемой радиальной грузоподъемности.

      Подшипники качения показывают минимальные потери на трение.

      Каталог импортных подшипников FAG, INA, SKF, NSK, TIMKEN и др.

      В мировой экономике подшипниковая отрасль занимает отдельное место, во много это обусловлено значимостью продукции ей выпускаемой.

      В нашей стране такую продукцию выпускают на специализированных подшипниковых заводах. Но, в последнее время существенно увеличен импорт подшипников из рубежа. Их поставляют из разных стран мира – США, КНР, Германии и пр.

      Для ознакомления с номенклатурой поставляемой продукции достаточно ознакомиться с каталогами подшипников, которые предлагают потребителям зарубежные производители — FAG, INA, SKF, NSK, TIMKEN и многие другие. Достаточно одного взгляда и можно понять всю величину номенклатуры предлагаемых подшипников.

      Магнитный подшипник FAG Подшипник марки INA Подшипник NSK Подшипники SKF Подшипники TIMKEN

      Но при заказе импортной продукции необходимо понимать, что подшипники, поступающие из-за границы, должны соответствовать требованиям наших нормативов и иметь документы, подтверждающие их качество и безопасность в эксплуатации. Подшипники очень часто поделывают. Рекомендуем покупать подшипники только у авторизированных поставщиков.

      Читайте также: