Классификация художественного творчества с позиций эстетики кратко

Обновлено: 02.07.2024

Морфология искусства – это учение о строение мира искусств. Изучение морфологии искусств помогает обнаружить все существенные уровни разделения художественно-творческой деятельности человека. Морфология искусства позволяет увидеть и выделить связи между родами, видами, жанрами и классами искусств, чтобы понять законы и структуру внутренней организации мира искусств. Чтобы понять структуру мира искусств нужно рассматривать ее в процессе исторического становления, в ходе которого она постоянно изменялась.

Так же морфология искусств важна для изучения истории отдельных искусств. Она является теоретической базой и позволяет преодолевать обособленность в изучении развития каждого вида искусств.

Так же морфология искусств является связью эстетики и теории отдельных видов искусств. Эстетика определяет общие законы искусства, а морфология выделяет систему взаимодействия многообразных форм художественно-творческой деятельности как внутреннею структуру мира искусств.

Морфологический анализ позволяет осмыслить ряд важных закономерностей современного этапа развития истории мировой художественной культуры.

Первый более или менее последовательный морфологический анализ искусства появился во второй половине 18 века. До этого разрабатывался морфологический анализ применительно к некоторым отдельным областям художественной деятельности.

Морфологические идеи в истории эстетической мысли

Гераклит считал, что природа стремиться к противоположностям. Из этого утверждения он сделал вывод, что искусство подражая природе, поступает также. Живопись, грамматику и музыку Гераклит объединил как искусства, основанные на противоположностях.

Один неизвестный философ уже более позднего времени предложил свою морфологическую концепцию. Искусства в ней подразделяются на статичные и динамичные с одной стороны, и на объективные, субъективные, объективно-субъективные – с другой.

Теория искусства в средние века существовала в рамках теологии. В эпоху Возрождения художественное творчество изучали сами мастера, крупнейшие художники были одновременно и теоретиками, например Дюрер, Леонардо да Винчи.

Гердер использовал два подхода для морфологического анализа искусства: психологический и историко-генетический. Он разделил искусства по способу их воздействия на сознание: целостное моментальное воздействие и процессуальное. Рассматривая искусство исторически и утилитарно, он выделил пять свободных искусств: 1.строительство 2.садоводство 3.искусство одежды 4. мужские занятия и битвы 5. язык.

Рассматривая морфологию искусства структурно и исторически, Гегель выявил, что построение мира искусств не остается стабильным. В разные исторические эпохи роль и влияния каждого вида искусства переменчиво, но отнюдь не случайно. По Гегелю художественное сознание в процессе исторического развития проходит три стадии: символическую, классическую, романтическую. Закономерное историческое развитие – способ существования искусства. Морфологический анализ в советской эстетике

Методы морфологического анализа искусства

Со второй половины XIX века по первую половину XX века было предложено множество теорий морфологического анализа искусства, при этом использовались различные методы изучения данного вопроса. Основные методы морфологического анализа искусства:

Морфологический анализ искусства

В каждом случае морфологический анализ искусства основывается на определенном понимании того, что вообще представляет собой искусство, каковы его сущность и структура. Каган определяет искусство как способ моделирования жизненного опыта человека, служащий получению специфической позновательно-оценочной информации, ее хранению и передаче с помощью особого рода образных знаковых систем. В этом способе неразрывно связаны познавательные и оценочные элементы, которые образуют художественное содержание; конструктивные и знаковые элементы, которые образуют внешнюю форму. Объединяет эти элементы внутренняя форма, в которой соединяются духовные и материальные стороны.

Принципы классификации искусств

Онтологический принцип – различие форм материального бытия.

Семиотический принцип – типология знаковых систем.

В каждом онтологическом классе существуют оба вида семиотических знаковых систем, где они выступают в единстве и взаимопроникновении. Пространственное искусство по семиотическому принципу разделяется на три семейства: изобразительное; архитектоническое; синтез изобразительного и архитектонического. Приблизительно также происходит с другими двумя классами. Итак, при использовании онтологического и семиотического принципа образовалось разделение искусства на девять семейств.

Деление временных искусств по семиотическому принципу.

Ряд переходных форм

Ряд переходных форм

Деление пространственных искусств по семиотическому принципу

Деление по семиотическому принципу в пространственно-временных искусствах

Актерское искусство переживания

Ряд переходных форм

Ряд переходных форм

Изобразительное искусство декоративной ориентации

Актерское искусство представления

Пантомима с преобладанием изобразительности

Пантомима с преобладанием танцевальности

Архитектоническое творчество изобразительной ориентации

Ряд переходных форм

Ряд переходных форм

Чисто архитектоническое творчество

Принципы классификации видов искусства

Вид искусства – конкретный способ художественного освоения мира, в котором тот или иной тип художественной знаковой системы (изобразительной, неизобразительной или смешанный) реализуется и преломляется на сигнальной базе, определяемой характером физических свойств используемого материала (или группы однородных материалов).

Разнообразие видов изобразительного творчества не на технической стороне материала, а на семиотической основе. Критерием объединения и противопоставления служит объемность, трехмерность и плоскость, двухмерность. Эти отличия дают два основных вида изобразительного искусства – скульптуру и живопись. В ХХ веке в эти искусства стала входить и графика. Границы между этими тремя искусствами имеют относительный характер. Графика делится на книжно-журнальную, эстамп и рисунок. Рисунок соприкасается непосредственно с живописью. Скульптура делится на барельеф, горельеф, круглую пластику и перспективный рельеф. Скульптура соприкасается с живописью в барельефе. Такой вид искусства как художественная фотография объединяет в себе и графику и живопись. Перспективный рельеф сближается с искусством панорамы в такой его разновидности как диорама. Панорама пересекается с искусством игрушки в том, что обе используют элемент жизнеподобия. Искусство игрушки делится на статичную игрушку и подвижную игрушку. Подвижная игрушка граничит с искусством грима. Итак, виды изобразительного искусства: Художественная фотография, графика, живопись, скульптура, искусство панорамы, искусство игрушки и искусство грима.

Материальные возможности пространственно-временных структур более ограничены, чем возможности творчества в статичных материалах. Однако способы создания пластико-динамического изображения порождает множество видов и разновидностей актерского искусства. Граница изобразительного искусства и актерского – это объединение этих искусств: актер в гриме, актер с куклой. Дальше идет искусство актера в театре теней, где образ создается с помощью тени, а актер сам невидим. Это искусство граничит с искусством дрессировщика-пантомимиста, в котором используются возможности другого живого существа и актерские возможности. Следом идет искусство иллюзиониста, который использует в своем деле свойства дополнительных вещей. Далее драматическая актерская пантомима. Искусство режиссера объединяет драматическую актерскую пантомиму и литературу. Завершает этот ряд мимически словесное искусство актера.

В сфере музыкального творчества большое многообразие средств материализации. Музыка использует тембры разных музыкальных инструментов, человеческие голоса, разные способы извлечения звука, каждый способ использования звука. На основе этого выделяются две разновидности музыкального творчества: вокальный и инструментальный. Также музыка, как и слова, может быть звучащим, так и безмолвным – графическим. Всякая нотная запись предназначена для исполнительства. Так же музыка мажет возникать в самом процессе ее сочинения, быть результатом импровизации. Таким образом, выделяются три вида музыкального искусства: композиторское творчество, музыкально-импровизационное творчество и исполнительское творчество. Музыкальное исполнительское творчество разделяется на разновидности: на ударных инструментах, струнно-щипковых, клавишно-струнных, клавишно-духовых, духовых, музыкальная просодия. Музыкальное исполнительство на ударных инструментах граничит с искусством слияния музыки и танца посредством ритма. Музыкальное исполнительство включает в себя также искусство дирижера. Дальше идет музыкально-импровизационное творчество, разделяющееся на пение с инструментальным сопровождением и инструментальную импровизацию. Инструментальная импровизация граничит с композиторским творчеством, причем с письменной музыкой, следом за которой идет электромузыка. Дальше проходит граница объединения музыки и света.

Искусства синкретически синтетические

Искусство — одна из категорий эстетики и понятия о красоте. Под искусством чаще всего понимают художественное восприятие действительности, проявляющееся в танце, музыке, живописи и других видах творчества, а также внутреннее отношение творца к миру и событиям, происходящим в нём. Из этого появляется ещё одно определение искусства — творчество, характеризующее мировоззрение автора и зрителей.

Вместе с эволюцией жизни на Земле менялось восприятие искусства и эстетическая оценка. Долгое время искусство воспринимали просто как любовь к прекрасному. Однако с эволюцией взглядов людей на мир и эстетических понятий искусство стали воспринимать в качестве деятельности, направленной на создание форм, выражающих взгляды человека и его внутренние ощущения.

Виды искусства

Под видами искусства понимают исторически сложившиеся формы деятельности человека, направленной на создание нового в любой творческой сфере. До сих пор нет единой классификации форм искусства, так как регулярно появляются новые формы творчества. Чаще всего виды искусства разделяют на три категории.

Первая категория — пространственные искусства. Здесь главенствующим элементом является пространственное построение в создании художественного образа. Сюда включают архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство и фотографию.

Вторая группа — временные искусства. Такие виды искусства ещё называют динамическими. Здесь композиция разворачивается не в пространстве, а во времени. К таким формам творчества относят: музыку и литературу.

Третья группа — пространственно-временные искусства, то есть такие формы творчества, которые раскрываются одновременно и в пространстве, и во времени. Сюда включают театр, кино, хореографию и литературу.

Существование большого количества видов искусства можно объяснить тем, что они вместе раскрывают полную картину мира. Поодиночке каждое искусство может раскрыть только окружающую обстановку, звук или движение, что не может дать полноценного понятия о мире.

Архитектура

Архитектура — форма творчества, направленная на создание монументальных сооружений для деятельности и жизни людей. При этом плоды творчества должны отвечать понятиям эстетики и духовным потребностям людей.

Форму сооружения во многом определяют погодные и климатические условия, сейсмические показатели, ландшафтные характеристики и среднее количество солнечных дней в году.

Большая часть искусств никак не связана с развитием науки и техники, в этом архитектура отличается от других искусств. Объёмно-пространственная структура во многом определяет архитектурную композицию. Интимность или монументальность определяют масштабы монументов. У архитектуры не столько изобразительный характер, сколько выразительный.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство включает в себя целую группу форм творчества, которые визуально воспринимают действительность. Произведения изобразительного искусства запечатлевают предметную форму окружающего мира, которая не меняется даже при изменении пространства и времени. В ряд изобразительных искусств включают скульптуру, графику и живопись.

Графика — вид искусства, основанный на возможности создания художественных форм при использовании разноформатных штрихов, линий, а также пятен, которые наносятся на определённую поверхность. Графика появилась раньше живописи, об этом свидетельствует тот факт, что сначала люди научились запечатлевать только очертания предметов и их формы, а уже позже изображать их цвета и объёмные формы.

Линейные соотношения являются основой графики, так как здесь важно воспроизвести

соотношение тени и света, а также формы предметов. В живописи же запечатлеваются не только соотношения форм, но и соотношения цветов.

С развитием графики в неё стал вливаться цвет, поэтому создание линейных рисунков цветными красками, карандашами, мелками и пастелью тоже считается графикой. До сих пор искусствоведы спорят о том, можно ли относить графику к видам искусства, или это только вид изобразительного искусства.

Живопись

Живопись — изображение реального мира в плоскости. Живопись представляет собой цветное изображение реального мира на плоской поверхности. Живопись во многом определяет воображение и пространственное мышление художника. Подразделения живописи:

Монументальная. В эту группу относят фрески, то есть изображения, наносимые на сырую штукатурку при помощи разведённой в воде краски. Также сюда включают мозаику, которая представляет собой изображение из цветных стёкол или камней.

Станковая. Эта живопись проявляется в создании полотна на мольберте.

Скульптура

Скульптура является изобразительно-пространственным видом искусства, которое изображает мир в пластических образах. Чаще всего в скульптуре используют камень, мрамор, бронзу и дерево. В современном мире появились новые материалы, которые используются в скульптуре, среди них бетон, пластик и сталь.

Скульптуру подразделяют на трёхмерную и рельеф. В свою очередь рельеф подразделяется на три категории: контррельеф (врезной), барельеф (низкий), горельеф (высокий).

Скульптура может быть:

Монументальная. Такой вид скульптуры используется для украшения открытого пространства, как улицы и площади. Чаще всего монументы устанавливают на исторически значимых местах. К монументальным скульптурам относят памятники, мемориалы и монументы.

Станковая. Такие скульптуры используют для украшения помещений, так как они предназначены для просмотра с близкого расстояния.

Декоративная. Такая скульптура используется для украшения мелких бытовых предметов.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство — форма творчества, направленная на создание предметов быта, удовлетворяющих эстетическим и утилитарным потребностям людей.

Здесь нет определённых инструментов и материалов для творчества. К этому виду искусства относят изготовление абсолютно любых функциональных предметов с применением различных технологий. Сюда относят резьбу, чеканку, вышивку, роспись и многие другие творческие виды деятельности. Характерной особенность декоративно-прикладного искусства является стремление сделать любой предмет быта интереснее и красивее.

Искусствоведы отмечают, что на декоративно-прикладное искусство во многом влияет национальный характер. Все техники происходят из быта, традиций и верований людей разных этносов.

Литература

Литература — вид искусства, основным инструментом в котором является слово. Литература включает в себя огромное множество сфер: чувства и духовность личности, социальные и общественные явления. В разной степени литература затрагивает эти сферы через восприятия действительности при помощи драмы, эпического восприятия событий, а также через раскрытие характера и внутреннего мира лирического героя.

Выделяют несколько жанров литературы:

Лирика. Лирика относится к трём родам литературы, которая отражает жизнь лирического героя, прообразом которого является автор, через личные переживания и мировоззрение.

Драма. Ещё один род художественной литературы, который выражается в сюжетном повествовании событий с использованием описаний, авторской речи и диалогов персонажей.

Эпос. Третий род литературы, включающий в себя эпопею (повествование крупной формы), новеллу (малая повествовательный прозаическая форма), повесть (повествование малой формы), рассказ (эпическое произведение малой формы), роман (крупное произведение прозаической, реже стихотворной, формы), балладу (произведение лиро-эпического жанра, включающее в себя повествование в форме строф), поэму (стихотворное произведение сюжетного характера).

Музыка

Музыка — вид искусства, формой выражения которого выступают звуки, символизирующие определённые художественные образы. Основные элементы выразительности музыки: динамика, темп, лад, метр, ритм, мелодия, тембр, полифония, гармония и инструментовка. Реализация музыки происходит посредством исполнения нотной записи.

Музыку разделяют на духовную и светскую. Основная область духовной музыки — культ. В европе развитие культовой музыки привело к развитию нотного письма и преподавания музыки. Всё это привело к созданию бессмертных шедевров светской музыки. По средствам исполнения музыку подразделяют на вокальную, инструментальную и вокально-инструменальную.

Музыку соединяют с другими видами искусства, например хореографией, кино и театральным искусством. Музыку подразделяют на:

Музыку используют как средство изображения действительности через звук. Для музыкальных произведений свойственны устойчивые структуры, которым придерживаются композиторы. Существенные процессы выражаются при помощи звука. Иногда интонации человеческой речи и звуки природы удаётся музыкантам передать через музыку.

Хореография

Хореография — вид искусства, основным объектом которого являются человеческие тела и их пластичные движения. При этом образуется уже не художественный и не музыкальные образы, а музыкально-хореографический. Танец практически неотделим от музыки, музыка диктует танцу ритм. Есть обособленные виды танцев, которые исполняются без музыки, его могут сопровождать постукивания или хлопки задающие ритм.

Танцы произошли от имитации бытовых обрядов. Танец всегда был связан с бытом и традициями народов. Каждый танец соответствует обычаям и характеру того народа, который его создал.

Театр

Театр — форма творчества, выражающаяся в художественном освоении мира через драматическое действие, осуществляемое несколькими актёрами. В основе театрального искусства лежит драматургия. Для создания постановки привлекается большое количество творцов, как хореограф, режиссёр, композитор, художник и актёр.

Существует несколько жанров театральных постановок: комедия, трагедия, драма, мюзикл. Театральное искусство зародилось ещё в древние времена, изначально оно проявлялось в совершении обрядов, плясок, а также копировании поведения животных.

Фотография

Фотография — искусство запечатления момента жизни мира при помощи камеры. Изображение выводится на плоскость при помощи баланса света и тени, а также соотношения цветов, а также при использовании линий. В этом искусстве сочетается творчество и развитие науки и техники. Фотоискусство начало развиваться в конце 19-го столетия. Развитие живописи подготовило почву для появления фотоискусства.

Особенностью фотоискусства является изобразительный образ документального значения. Этот образ настолько точен и чёток, что оно передаёт реальное состояние окружающего мира. События жизни людей практически без обработки в одно мгновение превращаются из действительности в произведение искусства.

Киноискусство

Кино — искусство воспроизведения события, происходящих в реальном мире на экране. Эти события реальной жизни записываются на плёнку или карту памяти видеокамеры, а в дальнейшем выводятся на экран, создавая ощущения реальной действительности. Изобретение кино относят к концу 19-го века. Это одно из видов искусства, появление которого обусловлено развитием науки и техники.

Кино является синтетическим искусством, которое включает в себя, музыку, литературу, хореографию, театральное искусство, а также живопись. Кино подразделяют на художественное и научно-документальное. Существует множество жанров кино, самые популярные из них: трагедия, драма, историческое кино, комедия и фантастика.

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.

Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

ГРАФИКА

Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.

ЖИВОПИСЬ

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

- монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

- станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):

- Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

- Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

- Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

- Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

- Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

-Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

- горельеф - высокий рельеф,

- барельеф - низкий рельеф,

- контррельеф - врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

- Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

- Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

- Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

- Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

- Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

- Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

- Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

- Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

- Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

- Роспись по ткани - Павловские платки и шали

- Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

ЛИТЕРАТУРА

Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на:

Основными жанрами литературы являются:

- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

- Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

- Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

- Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

- Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:

- на роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

- на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.

ХОРЕОГРАФИЯ

Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки - в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.

Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.

Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Основа театра - драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.

Театральные постановки подразделяются по жанрам:

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.

ФОТОИСКУССТВО.

Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.

Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера - обскура).

Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобра-зительный образ документального значения.

Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об-работки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.

КИНОИСКУССТВО

Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.

Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.

Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.

Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.

Определены также жанры кино:

- историческое и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании её индивидуальной картины мира, ибо в ней аккумулирован весь эмоционально-нравственный и оценочный опыт Человечества.

Проблема художественно-эстетического воспитания в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения стала объектом внимания социологов, философов, теоретиков культуры, искусствоведов. Данное учебно-справочное пособие является небольшим дополнением к огромному пласту учебного материала касаемого сферы искусства. Автор выражает надежду, что он послужит хорошим подспорьем для студентов, учащихся и всех кому небезразлично искусство.

Морфология искусства – это учение о строение мира искусств. Изучение морфологии искусств помогает обнаружить все существенные уровни разделения художественно-творческой деятельности человека. Морфология искусства позволяет увидеть и выделить связи между родами, видами, жанрами и классами искусств, чтобы понять законы и структуру внутренней организации мира искусств. Чтобы понять структуру мира искусств нужно рассматривать ее в процессе исторического становления, в ходе которого она постоянно изменялась.

Так же морфология искусств важна для изучения истории отдельных искусств. Она является теоретической базой и позволяет преодолевать обособленность в изучении развития каждого вида искусств.

Так же морфология искусств является связью эстетики и теории отдельных видов искусств. Эстетика определяет общие законы искусства, а морфология выделяет систему взаимодействия многообразных форм художественно-творческой деятельности как внутреннею структуру мира искусств.

Морфологический анализ позволяет осмыслить ряд важных закономерностей современного этапа развития истории мировой художественной культуры.

Первый более или менее последовательный морфологический анализ искусства появился во второй половине 18 века. До этого разрабатывался морфологический анализ применительно к некоторым отдельным областям художественной деятельности.

Морфологические идеи в истории эстетической мысли

Гераклит считал, что природа стремиться к противоположностям. Из этого утверждения он сделал вывод, что искусство подражая природе, поступает также. Живопись, грамматику и музыку Гераклит объединил как искусства, основанные на противоположностях.

Один неизвестный философ уже более позднего времени предложил свою морфологическую концепцию. Искусства в ней подразделяются на статичные и динамичные с одной стороны, и на объективные, субъективные, объективно-субъективные – с другой.

Теория искусства в средние века существовала в рамках теологии. В эпоху Возрождения художественное творчество изучали сами мастера, крупнейшие художники были одновременно и теоретиками, например Дюрер, Леонардо да Винчи.

Гердер использовал два подхода для морфологического анализа искусства: психологический и историко-генетический. Он разделил искусства по способу их воздействия на сознание: целостное моментальное воздействие и процессуальное. Рассматривая искусство исторически и утилитарно, он выделил пять свободных искусств: 1.строительство 2.садоводство 3.искусство одежды 4. мужские занятия и битвы 5. язык.

Рассматривая морфологию искусства структурно и исторически, Гегель выявил, что построение мира искусств не остается стабильным. В разные исторические эпохи роль и влияния каждого вида искусства переменчиво, но отнюдь не случайно. По Гегелю художественное сознание в процессе исторического развития проходит три стадии: символическую, классическую, романтическую. Закономерное историческое развитие – способ существования искусства. Морфологический анализ в советской эстетике

Методы морфологического анализа искусства

Со второй половины XIX века по первую половину XX века было предложено множество теорий морфологического анализа искусства, при этом использовались различные методы изучения данного вопроса. Основные методы морфологического анализа искусства:

Морфологический анализ искусства

В каждом случае морфологический анализ искусства основывается на определенном понимании того, что вообще представляет собой искусство, каковы его сущность и структура. Каган определяет искусство как способ моделирования жизненного опыта человека, служащий получению специфической позновательно-оценочной информации, ее хранению и передаче с помощью особого рода образных знаковых систем. В этом способе неразрывно связаны познавательные и оценочные элементы, которые образуют художественное содержание; конструктивные и знаковые элементы, которые образуют внешнюю форму. Объединяет эти элементы внутренняя форма, в которой соединяются духовные и материальные стороны.

Принципы классификации искусств

Онтологический принцип – различие форм материального бытия.

Семиотический принцип – типология знаковых систем.

В каждом онтологическом классе существуют оба вида семиотических знаковых систем, где они выступают в единстве и взаимопроникновении. Пространственное искусство по семиотическому принципу разделяется на три семейства: изобразительное; архитектоническое; синтез изобразительного и архитектонического. Приблизительно также происходит с другими двумя классами. Итак, при использовании онтологического и семиотического принципа образовалось разделение искусства на девять семейств.

Деление временных искусств по семиотическому принципу.

Ряд переходных форм

Ряд переходных форм

Деление пространственных искусств по семиотическому принципу

Деление по семиотическому принципу в пространственно-временных искусствах

Актерское искусство переживания

Ряд переходных форм

Ряд переходных форм

Изобразительное искусство декоративной ориентации

Актерское искусство представления

Пантомима с преобладанием изобразительности

Пантомима с преобладанием танцевальности

Архитектоническое творчество изобразительной ориентации

Ряд переходных форм

Ряд переходных форм

Чисто архитектоническое творчество

Принципы классификации видов искусства

Вид искусства – конкретный способ художественного освоения мира, в котором тот или иной тип художественной знаковой системы (изобразительной, неизобразительной или смешанный) реализуется и преломляется на сигнальной базе, определяемой характером физических свойств используемого материала (или группы однородных материалов).

Разнообразие видов изобразительного творчества не на технической стороне материала, а на семиотической основе. Критерием объединения и противопоставления служит объемность, трехмерность и плоскость, двухмерность. Эти отличия дают два основных вида изобразительного искусства – скульптуру и живопись. В ХХ веке в эти искусства стала входить и графика. Границы между этими тремя искусствами имеют относительный характер. Графика делится на книжно-журнальную, эстамп и рисунок. Рисунок соприкасается непосредственно с живописью. Скульптура делится на барельеф, горельеф, круглую пластику и перспективный рельеф. Скульптура соприкасается с живописью в барельефе. Такой вид искусства как художественная фотография объединяет в себе и графику и живопись. Перспективный рельеф сближается с искусством панорамы в такой его разновидности как диорама. Панорама пересекается с искусством игрушки в том, что обе используют элемент жизнеподобия. Искусство игрушки делится на статичную игрушку и подвижную игрушку. Подвижная игрушка граничит с искусством грима. Итак, виды изобразительного искусства: Художественная фотография, графика, живопись, скульптура, искусство панорамы, искусство игрушки и искусство грима.

Материальные возможности пространственно-временных структур более ограничены, чем возможности творчества в статичных материалах. Однако способы создания пластико-динамического изображения порождает множество видов и разновидностей актерского искусства. Граница изобразительного искусства и актерского – это объединение этих искусств: актер в гриме, актер с куклой. Дальше идет искусство актера в театре теней, где образ создается с помощью тени, а актер сам невидим. Это искусство граничит с искусством дрессировщика-пантомимиста, в котором используются возможности другого живого существа и актерские возможности. Следом идет искусство иллюзиониста, который использует в своем деле свойства дополнительных вещей. Далее драматическая актерская пантомима. Искусство режиссера объединяет драматическую актерскую пантомиму и литературу. Завершает этот ряд мимически словесное искусство актера.

В сфере музыкального творчества большое многообразие средств материализации. Музыка использует тембры разных музыкальных инструментов, человеческие голоса, разные способы извлечения звука, каждый способ использования звука. На основе этого выделяются две разновидности музыкального творчества: вокальный и инструментальный. Также музыка, как и слова, может быть звучащим, так и безмолвным – графическим. Всякая нотная запись предназначена для исполнительства. Так же музыка мажет возникать в самом процессе ее сочинения, быть результатом импровизации. Таким образом, выделяются три вида музыкального искусства: композиторское творчество, музыкально-импровизационное творчество и исполнительское творчество. Музыкальное исполнительское творчество разделяется на разновидности: на ударных инструментах, струнно-щипковых, клавишно-струнных, клавишно-духовых, духовых, музыкальная просодия. Музыкальное исполнительство на ударных инструментах граничит с искусством слияния музыки и танца посредством ритма. Музыкальное исполнительство включает в себя также искусство дирижера. Дальше идет музыкально-импровизационное творчество, разделяющееся на пение с инструментальным сопровождением и инструментальную импровизацию. Инструментальная импровизация граничит с композиторским творчеством, причем с письменной музыкой, следом за которой идет электромузыка. Дальше проходит граница объединения музыки и света.

Искусства синкретически синтетические

Читайте также: