Классицизм в архитектуре кратко

Обновлено: 02.07.2024

Фасад дома в архитектурном стиле классицизм

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие архитектурные правила и каноны классицизм берет из античного искусства.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Классицизм в фасадном декоре

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве частных особняков. В Англии палладианство прижилось, и местные архитекторы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. По возвращении на родину он был сделан королевским архитектором в 1762 г., но 1768 г. оставил эту должность, потому что был выбран в парламент и занялся архитектурой и строительством вместе с братом Джеймсом. Огромное впечатление на него произвели археологические изыскания итальянских учёных. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции. Это вернуло архитектурному лепному декору (и архитектурных элементам в целом) строгость линий и выверенность пропорций.
Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Василий Иванович Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности, с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику.

Краткая характеристика архитектурного стиля классицизм

Характерные черты: Стиль, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной.

Преобладающие цвета: насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.

Линии: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.

Форма: четкость и геометризм форм; статуи на крыше, ротонда; для стиля ампир - выразительные помпезные монументальные формы.

Элементы интерьера: сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод.

Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные.

Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.

Двери: прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.

Масштаб, колонны, мрамор — кажется, узнать классическое здание среди других не составит труда. На самом деле стиль многолик и разнообразен. Какие еще признаки указывают на него и как выглядят яркие представители — рассказываем в статье

Фото: shutterstock

Основа классицизма — архитектура античности, в которой мастера заимствовали пропорциональность, строгий логический порядок и симметричную композицию. Также для него характерно минимальное количество декора.

Что такое классицизм в архитектуре

Классицизм — это архитектурный стиль, который был популярен в период 1750–1830 годов. Его часто называют неоклассицизмом, чтобы отличить от архитектуры античности или эпохи Возрождения. Открытия, исследования и археологические раскопки классических памятников в Италии, Греции и Малой Азии сыграли большую роль в его развитии. Античность считалась главным источником вдохновения архитекторов того времени.

Рококо со своей сложностью и обилием декора стало отходить на второй план. На смену в качестве полной противоположности пришел классицизм. В его эстетике главное место занимали лаконичность, порядок, строгость, фундаментальность и масштаб. Поэтому в классическом стиле можно было планировать целые города.

Во время итальянского Ренессанса и с упадком готики архитекторы Л. Б. Альберти, С. Серлио и Дж. Бароцци да Виньола многое сделали для того, чтобы возродить классицизм.

Особенности классицизма в архитектуре

Классическая архитектура стремилась к понятным формам и геометрии. В ней много прямых линий, композиции кажутся законченными. Греческая архитектура следовала строго структурированной системе пропорций, которая связывала отдельные архитектурные компоненты со всем зданием.

Также важную роль в классицизме играла природа: архитекторы вдохновлялись красотой окружающего мира. Главными цветами считались насыщенный зеленый, синий, белый, фиолетовый. Украшениями зданий служили скульптуры и статуи, ротонды, барельефы, при этом декор стремился к минимализму.

Симметрия и пропорции. Классические здания как правило симметричны, часто используются колонны, окна расположены равномерно.

Архитектура классицизма стремилась к симметрии и пропорциям

Колонны в определенном стиле . Ордер — это архитектурная композиция, в которой есть вертикальные элементы (колонны/пилястры) и горизонтальные (антаблемент). Он бывает дорическим, ионическим или коринфским в греческой архитектуре или тосканским и композитным — в римской.

По внешнему виду колонн можно понять, к какому архитектурному ордеру они относятся

Фронтон на портике. Во многих домах и зданиях есть парадное крыльцо с классическим фронтоном наверху. Дверь обычно расположена в центре здания.

Парадное крыльцо с фронтоном

Прочные строительные материалы . В классической архитектуре чаще всего используются мрамор, бетон и кирпич.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге

Большие окна. От пола до потолка, с мелкой расстекловкой.

Для классицизма характерны большие окна

Монументальность. Большие площади, масштабные постройки, крупные формы.

Фото:shutterstock

Отсутствие декора. Стены лишены каких-либо украшений, элегантные и строгие интерьеры.

Фото:shutterstock


Сергей Никешкин:

— Классицистическая архитектура легко узнаваема. Здания обычно симметричны и имеют равномерно расположенные элементы: колонны, окна, крылья, часто — купола. Характерны для стиля колонны с классическими ордерами. Практически во всех зданиях в стиле классицизм есть портал с фронтоном, дверь расположена строго по центру. Преимущественно здания возводились из камня и мрамора, бетона и кирпича. Также в них есть определенные архитектурные элементы: дентикула, среднескатные крыши, коробчатые карнизы, декоративные дверные проемы и фронтон над входной группой, прямоугольные окна.

Примеры классицизма в архитектуре

Сергей Никешкин:

— Яркий представитель классицизма — Берлинский драматический театр, построенный по проекту Карла Шинкеля. Фасад здания монументален: ионический портик, стоящий на вершине крутого лестничного пролета, с фронтоном. Над ним — еще один фронтон, увенчанный бронзовой квадригой, симметрично расположенные крылья с рустованным цоколем, пропорциональные окна.

Фото:Ansgar Koreng/wikipedia.org

Одно из архитектурных сооружений, вдохновленное римским Пантеоном, — базилика Сан-Франческо-ди-Паола, построенная в 1816–1824 годах архитектором Пьетро Бьянки в Неаполе. Характерные черты этого классицистического здания: полукруглый дорический портик с 38 колоннами, пронаос, образованный шестью колоннами и двумя пилястрами ионического ордера, которые поддерживают архитрав, фронтон, три купола — центральный большой и два, симметрично расположенные, поменьше .

Базилика Сан-Франческо-ди-Паола

Классицизм в России

В 60-е годы XVIII века строгий и рациональный стиль сменил пышное барокко. Выделяют несколько периодов развития этого стиля в России.

Ранний классицизм (1760–1770). Барокко и рококо все еще присутствуют, форма и декор этих стилей соединяется с классицизмом. Известными представителями того периода были Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, А. Ринальди.

Зрелый классицизм (1770–1790). В прошлое уходят обильное декорирование и повышенное внимание к деталям, формы становятся простыми, геометричными, здания выглядят более фундаментальными и масштабными. Появляются многочисленные дворцы, загородные усадьбы, принадлежавшие дворянам, особняки в черте города. В это время в России работали архитекторы Дж. Кваренги, В. Баженов, М. Казаков.

Многие здания в Санкт-Петербурге представляют классицизм. Известным примером стал Казанский собор, построенный по проекту А. Воронихина и И. Колодина. Его также называли копией собора Святого Петра в Риме, но план и композиция сооружения — оригинальная работа архитекторов.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Еще одним организационным центром города стало Адмиралтейство А. Захарова и И. Коробова. Благодаря талантам архитекторов в ритмической организации здания удалось избежать повторений и однообразия.

Адмиралтейство А. Захарова и И. Коробова

Сергей Никешкин:

— Классицизм в России и в Европе основывался на одних ключевых принципах — гармонии, симметрии, упорядоченности. Но все же он имеет определенные национальные черты. В русской традиции самые распространенные ордера — дорический, коринфский и тосканский, укрупняются колоннады и арки, внимание уделяется скульптуре как важному символическому элементу и в целом декоративному оформлению, часто встречается сочетание треугольного фронтона с круглым куполом, архитектура чаще двухцветна.

В Санкт-Петербурге сосредоточено множество архитектурных памятников. При Александре I и Николае I увеличилось число монументальных сооружений, а период их правления пришелся на расцвет классицизма. Один из ярчайших примеров — кафедральный собор Казанской Божьей Матери, возведенный архитектором Андреем Воронихиным. Над экстерьером доминирует полукруглая колоннада коринфского ордера, которая оформила завершенную композицию площади и определила художественно-смысловой центр Невского проспекта. Перед входом — портик с фронтоном.

Пример русского классицизма — Дом Пашкова (1784–1786) в Москве. Дом с небольшой башней и бельведером был построен по проекту Василия Баженова. Его отличают симметрия, коринфский ордер, богатый декор, фронтоны и портики у флигелей, рустованный цоколь.

Дом Пашкова

Представитель русского классицизма — Матвей Казаков, построивший здание Сената в Кремле. Протяженный фасад отличается равномерным членением окон и колонн. Портал включает портик со сдвоенными колоннами и треугольный фронтон. Из других типичных черт: рустованный цоколь, дентикула, двухцветная архитектура .

Здание Сената в Кремле

Классицизм в Европе

Классицизм стал одним из самых распространенных стилей во всем мире.

Его основные черты в Европе сформировались благодаря архитектуре А. Палладио. Но в каждой стране он проявлялся по-разному.

Во Франции ярким примером классицизма стал Пантеон в Париже, начатый в 1757 году архитектором Ж.-Ж. Суффро. Первоначально он должен был построить церковь Св. Женевьевы — покровительницы французской столицы. Но после того как Людовик XV, по приказу которого шла стройка, был свергнут, цель изменилась — и на месте церкви появился Пантеон, в котором хоронили знаменитых французов.

Это здание в форме креста увенчано большим куполом, фасад образован коринфским портиком и треугольным фронтоном, крылья здания пропорциональны и симметричны.

В интерьере много четких форм, горизонтальных и вертикальных линий, а также арок и сводов.

Парижский Пантеон

Сергей Никешкин:

— В разных странах стиль подпитывался из разных источников: где-то идеалом считалась архитектура Древней Греции, где-то — Древнего Рима, отличавшиеся формальным языком и строительными технологиями. В Италии были сильны традиции древнеримской классической архитектуры.

Например, структура Кановианскиого храма в Поссаньо вдохновлена римским Пантеоном: размеры портика строго соответствуют классическим пропорциям, а ротонда с куполом выполнена в римском формате.

Кановианский храм в Поссаньо

Развитию классицизма в Европе способствовало появление церкви Богоматери в Копенгагене по плану архитектора Кристиана Хансена, глубоко впечатленного древними постройками Рима. В архитектуре церкви есть портик с фронтоном, дентикула, равномерное членение фасада, пропорции. Датский классицизм более строгий в отличие от итальянского или русского.

Церковь Богоматери в Копенгагене

Интересный пример, показывающий, насколько разным может быть европейский классицизм, — аббатство Святого Власия в Санкт-Блазиене в Германии. Собор отличают высокий купол большого диаметра, угловые ризалиты, усиливающие симметрично-квадратную планировку двух дворов, дорический портик, симметричное расположение архитектурных элементов.

Классицизм – художественное и архитектурное направление в мировой культуре 17-19 веков, где образцом для подражания и творческим ориентиром стали эстетические идеалы античности. Зародившись в Европе, течение активно повлияло также на развитие российского градостроения. Созданная в то время классическая архитектура по праву считается национальным достоянием.


Исторические предпосылки

  • Как стиль архитектуры классика зародилась в 17 веке во Франции и одновременно в Англии, естественно продолжив культурные ценности Возрождения.

В этих странах наблюдался подъем и расцвет монархического строя, ценности Древней Греции и Рима воспринимались как пример идеального государственного устройства и гармоничного взаимодействия человека и природы. Идея разумного устройства мира проникла во все сферы общества.

  • Второй этап развития классического направления относят к 18 веку, когда мотивом обращения к историческим традициям стала философия рационализма.

В эпоху Просвещения воспевались идея логичности мироздания и следование строгим канонам. Классические традиции в архитектуре: простота, четкость, строгость – вышли на первый план вместо чрезмерной напыщенности и избытка декоративности барокко и рококо.

  • Теоретиком стиля считают итальянского зодчего Андреа Палладио (другое название классицизма – "палладианство").

В конце 16 века он подробно описал принципы античной ордерной системы и модульной конструкции зданий, а на практике воплотил их при строительстве городских палаццо и загородных вилл. Характерный пример математической точности пропорций – Вилла Ротонда, оформленная портиками ионического ордера.

Вилла Ротонда

Классицизм: особенности стиля

Во внешнем виде зданий признаки классического стиля узнать легко:

  • ясные пространственные решения,
  • строгие формы,
  • лаконичная внешняя отделка,
  • мягкая цветовая гамма.

Если мастера барокко предпочитали работать с объемными иллюзиями, которые зачастую искажали пропорции, то здесь доминировали четкие перспективы. Даже парковые ансамбли этой эпохи выполнялись в регулярном стиле, когда газоны имели правильную форму, а кустарники и водоемы располагались по прямым линиям.

  • Одна из основных черт классицизма в архитектуре – обращение к античной ордерной системе.

В переводе с латинского ordo означает "строй, порядок", термин применяли к пропорциям древних храмов между несущими и несомыми частями: колоннами и антаблементом (верхним перекрытием).

Три ордера пришли в классику из греческой архитектуры: дорический, ионический, коринфский. Различались они соотношением и размерами базы, капители, фриза. От римлян достались в наследие тосканский и композитный ордеры.

Классические ордера в архитектуре




Элементы классической архитектуры

  • Ордерность превратилась в ведущую черту классицизма в архитектуре. Но если в эпоху Возрождения античные ордер и портик играли роль простого стилистического украшения, то сейчас они вновь стали конструктивной основой, как и в древнегреческом строительстве.
  • Симметричная композиция – обязательный элемент классики в архитектуре, тесно связанный с ордерностью. Реализованные проекты частных домов и общественных зданий были симметричны относительно центральной оси, такая же симметрия прослеживалась в каждом отдельно взятом фрагменте.
  • Правило золотого сечения (образцовое соотношение высоты и ширины) определило гармоничные пропорции зданий.
  • Ведущие приемы декора: украшения в виде барельефов с медальонами, лепные растительные орнаменты, арочные проемы, оконные карнизы, греческие статуи на крышах. Чтобы подчеркнуть белоснежные декоративные элементы, цветовую гамму для отделки выбирали в светлых пастельных оттенках.
  • Среди особенностей классической архитектуры – оформление стен по принципу ордерного членения на три горизонтальные части: нижняя – цоколь, в середине – основное поле, вверху – антаблемент. Карнизы над каждым этажом, оконные фризы, наличники разной формы, как и вертикальные пилястры, создавали живописный рельеф фасада.
  • Дизайн парадного входа включал мраморные лестницы, колоннады, фронтоны с барельефами.






Виды классической архитектуры: национальные особенности

Античные каноны, возрожденные в эпоху классицизма, воспринимались как высший идеал красоты и разумности всего сущего. Поэтому новая эстетика строгости и симметрии, оттеснив барочную напыщенность, широко проникла не только в сферу частного домостроения, но и в масштабы целого градостроительства. Европейские архитекторы стали в этом отношении первопроходцами.

Английский классицизм

Творчество Палладио сильно повлияло на принципы классической архитектуры Великобритании, в частности в работах выдающегося английского мастера Иниго Джонса. В первой трети 17 века он создал Куинс-хаус ("Дом королевы"), где применил ордерные членения и уравновешенные пропорции. С его именем связано и строительство первой в столице площади, выполненное по регулярному плану, – Ковент Гарден.

Дом королевы

Другой английский зодчий Кристофер Рен вошел в историю как создатель собора Святого Павла, где применил симметричную ордерную композицию с двухъярусным портиком, двумя боковыми башнями и куполом.

Собор Святого Павла

При строительстве городских и загородных частных апартаментов английский классицизм в архитектуре ввел в моду палладианские особняки – компактные трехэтажные здания с простыми и ясными формами.

Первый этаж отделывали рустовым камнем, второй этаж считался парадным – его объединяли с верхним (жилым) этажом при помощи большого фасадного ордера.

Палладианский особняк

Особенности классицизма в архитектуре Франции

Расцвет первого периода французской классики пришелся на вторую половину 17 века во времена правления Людовика Четырнадцатого. Идеи абсолютизма как разумной государственной организации проявили себя в архитектуре рациональными ордерными композициями и преображением окружающего ландшафта по принципам геометрии.

Самые значимые события этой поры – возведение восточного фасада Лувра с огромной двухэтажной галереей и создание архитектурно-паркового ансамбля в Версале.

Лувр

Версаль

В 18 веке развитие французского зодчества прошло под знаком рококо, но уже в середине столетия его вычурные формы уступили место строгой и простой классике в архитектуре как градостроительной, так и частной. Средневековую застройку сменяет план, учитывающий задачи инфраструктуры, размещение производственных зданий. Жилые дома строят по принципу многоэтажности.

Ордер воспринимается не как украшение здания, а как конструктивная единица: если колонна не несет нагрузки – она излишня. Образцом архитектурных особенностей классицизма во Франции этого периода считается церковь святой Женевьевы (Пантеон) по проекту Жака Жермена Суфло. Композиция ее логична, части и целое уравновешены, рисунок линий четок. Мастер стремился в точности воспроизвести детали античного искусства.

Пантеон

Русский классицизм в архитектуре

Развитие классического архитектурного стиля в России пришлось на период царствования Екатерины II. В ранние годы элементы античности еще смешиваются с барочным декором, но отодвигают их на задний план. В проектах Ж.Б. Валлен-Деламота, А.Ф. Кокоринова и Ю. М. Фельтена барочный шик уступает главенствующую роль логичности греческого ордера.

Особенностью классики в российской архитектуре позднего (строгого) периода стал окончательный уход от наследия барокко. Это направление сформировалось к 1780 году и представлено работами Ч. Камерона, В. И. Баженова, И. Е. Старова, Д. Кваренги.

Быстрой смене стилей способствовала активно развивавшаяся экономика страны. Расширялась внутренняя и внешняя торговля, открывались академии и институты, промышленные цеха. Появилась нужда в быстрой постройке новых зданий: гостиных дворов, ярмарочных комплексов, бирж, банков, больниц, пансионатов, библиотек.

В этих условиях нарочито пышные и сложные формы барокко обнаружили свои недостатки: большую длительность строительных работ, высокую стоимость и необходимость привлекать внушительный штат квалифицированных мастеров.

Классицизм в архитектуре России с его логичными и простыми композиционными и декораторскими решениями стал удачным ответом на экономические запросы эпохи.

Усадьба Пашкова

Примеры отечественной архитектурной классики

Таврический дворец – проект И.Е. Старова, реализованный в 1780-х годах, – яркий образец направления классицизма в архитектуре. Скромный фасад выполнен с четкими монументальными формами, внимание притягивает тосканский портик строгого дизайна.

Таврический собор

Большой вклад в зодчество обеих столиц внес В.И. Баженов, создавший в Москве Дом Пашкова (1784-1786 гг.) и проект Михайловского замка (1797-1800 гг.) в Санкт-Петербурге.

Михайловский замок

Александровский дворец Д. Кваренги (1792-1796 гг.) привлек внимание современников сочетанием стен, практически лишенных декора, и величественной колоннады, выполненной в два ряда.

Александровский дворец

Морской Кадетский корпус (1796-1798 гг.) Ф.И. Волкова – пример образцового строительства зданий казарменного типа по принципам классицизма.

Морской кадетский корпус

Архитектурные особенности классики позднего периода

Этап перехода от стиля классицизма в архитектуре к ампиру называют александровским по имени императора Александра I. Созданные в промежуток 1800-1812 годов проекты имеют характерные черты:

  • акцентированную стилизацию под старину
  • монументальность образов
  • преобладание дорического ордера (без излишних украшений)

Выдающиеся проекты этого времени:

  • архитектурная композиция стрелки Васильевского острова Тома де Томона с Биржей и Ростральными колоннами,
  • Горный институт на набережной Невы А. Воронихина,
  • здание Главного Адмиралтейства А. Захарова.






Классика в современной архитектуре

Эпоху классицизма называют золотым веком усадеб. Русское дворянство активно занялось строительством новых поместий и переделкой устаревших особняков. Причем изменения коснулись не только зданий, но и ландшафта, воплощая идеи теоретиков садово-паркового искусства.

В этом плане современные классические архитектурные формы как воплощение наследия предков прочно связаны с символизмом: это не только стилистическое обращение к античности, с подчеркнутой парадностью и торжественностью, набором декоративных приемов, но и признак высокого социального статуса владельца особняка.

Современные проекты классических домов – тонкое сочетание традиций с актуальными строительными и оформительскими решениями.


В качестве реальных примеров смотрите красивые проекты классических домов – созданные архитектурным бюро ТопДом.

Читать другие статьи раздела

Купить или построить дом с нуля – неизбежный вопрос, когда возникает желание приобрести частную недвижимость за городом. Чтобы ответить, нужно четко понимать: для чего.
Подробнее о готовых и построенных загородных домах.

Ситуацию, когда у вас есть и добротный коттедж с коммуникациями, и городская квартира, можно назвать идеальной. Но на практике обычно приходится выбирать, куда вложить средства – в постройку собственного дома или.
Подробнее о выборе между домом и квартирой.

Владельцу предстоит решить вопрос: купить готовый типовой вариант или заказать индивидуальный. В том и в другом случае есть факторы, влияющие на.
Далее об авторских проектах домов.

Современная малоэтажная застройка в России представлена как типовыми архитектурными решениями, популярными за счет доступности материалов и быстроты возведения, так и эксклюзивными проектами, где ценится.
Далее о красивых домах.

Из всех минималистичных (или интернациональных) стилей, конструктивизм особенно крепко прижился на территории Советского Союза.
Подробнее о конструктивизме.


Пропилеи баварского зодчего Лео фон Кленце (1784—1864 гг.) – за основу взят афинский Парфенон. Это входные ворота площади Кёнигсплатц, спроектированной по античному образцу. Кёнигсплатц, Мюнхен, Бавария.


Резиденция королей в Мюнхене. Residenz München. Архитектор Лео фон Кленце.

Философия архитектуры эпохи классицизма поддерживалась археологическими исследованиями, открытиями в области развития и культуры античных цивилизаций. Результаты раскопок, изложенные в научных трудах, альбомах с изображениями, заложили основы стиля, приверженцы которого считали античность верхом совершенства, образцом красоты.

Черты классицизма в архитектуре


Таврический дворец. С. Петербург. Архитектор И. Старов. 1780-е гг.

Характерные черты классицизма в архитектуры: гармония, упорядоченность и простота форм, геометрически правильные объемы; ритм; уравновешенность планировки, четкий и спокойный пропорций; использование элементов ордера античной архитектуры: портики, колоннады, статуи и рельефы на глади стен. Особенностью классицизма в архитектуре разных стран стало сочетание античных и национальных традиций.


Лондонский особняк Остерли - парк в стиле классицизм. В нем сочетаются традиционная для античности ордерная система и отголоски готики, которую англичане считали национальным стилем. Архитектор Роберт Адам. Начало строительства – 1761 г.

Архитектура эпохи классицизма была основана на нормах, приведенных в строгую систему, что позволило строить по чертежам и описаниям известных зодчих не только в центре, но и в провинциях, где местные мастера приобретали отгравированные копии образцовых проектов, созданных большими мастерами, и возводили по ним дома. Марина Калабухова

Ампир в архитектуре: Триумфальная арка

Классицизм в архитектуре разных стран имеет отличительные особенности и непохожие названия. Прочитав статью, вы узнаете, что соответствует этому стилю в Германии, Англии, США и других странах. Какие особенности присущи тому или иному виду, в какой последовательности они развивались — всё, что нужно знать о классицизме.

Особенности классицизма в архитектуре здания

Классицизм в архитектуре — это возвышенная красота и спокойное величие зданий. Зодчие стремились применять симметрию в планировке и сдержанность в убранстве. Простые и строгие строения, напоминающие древнегреческие храмы, гармонично вписанные в окружающую среду, производят величественное впечатление. Эстетика классического стиля благоприятствовала масштабным градостроительным проектам.

Шедевры классицизма в архитектуре

Шедевр классицизма: вилла Чисвик хаус

Великолепный образец нео-палладианской архитектуры в Лондоне. Chiswick House

Эпохальные строения этого направления встречаются по всей Европе и за ее пределами:

    и Пантеон в Париже,
  • Чизвик-хаус на Берлингтон Лайн в Лондоне,
  • Здание Адмиралтейства и Смольный Институт в Санкт-Петербурге,
  • Белый Дом и Капитолий в Вашингтоне.

Шедевры классицизма в архитектуре

Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге. Центральная часть главного фасада и план наружной стены

Палладианский стиль или палладианство в архитектуре

палладианские окна

Именно ранее палладианство считается началом классицизма. Свое название оно берет от имени итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580 гг). Он посвятил себя изучению архитектурных памятников Древнего Рима и трактатов Витрувия (Marcus Vitruvius Pollio; I век до н. э.). Палладио переложил принципы архитектуры времён античности на доступный современный язык. Его книги по архитектуре превратились в учебные пособия для архитекторов всего мира.

В своих творческих работах Палладио строго следовал правилам симметрии и перспективы, и широко использовал арочные окна с двумя просветами, которые теперь носят название Палладианские окна.

Палладианский стиль в других странах быстро обрел популярность, адаптируясь к предпочтениям местной публики. Он играл важную роль в развитии архитектурных идей классического стиля. Этот процесс можно пронаблюдать на примере работ зодчих Великобритании в статье Архитекторы Классицизма в Англии.

Учебным пособием палладианства в архитектуре может служить вилла Ла Ротонда в Италии. Рассмотрите получше это сооружение, созданное самим Андреа в 4-минутном видео:

Классицизм в архитектуре Англии

Развитие стиля в Англии условно можно разделить на три этапа.

Ранний период палладианства в Англии

Итальянские идеи Палладио были завезены в Великобританию в начале 17 века и быстро укоренились, найдя себе поддержку. Ярко прослеживается влияние архитектурно-культурных традиций Древней Греции и Рима в работах Иниго Джонса, Кристофера Рена и других влиятельных архитекторов этого периода.

классицизм в архитектуре Англии

Ранний классицизм. Банкетный зал (англ. Banqueting House). Лондон

Георгианский классический стиль в архитектуре

георгианский стиль в архитектуре

Георгианский стиль. Kenwood House, London

Георгианский стиль эпохи классицизма (1714 — 1811) обозначает период последовательного правления британских монархов Георгов Дома Ганновера, и охватывает стили английской архитектуры классицизма 18 века.

Доминирующим направлением этой эпохи оставалось палладианство.

Георгианский стиль: рядный дом

Рядный дом в Георгианском стиле. Downing Street, London

Рядная застройка домов этого периода осуществлялась из кирпичей и характеризовалась четкими линиями с минимальным декором. К её особенностям относят:

  • симметрично спланированные здания,
  • плоские кирпичи, чаще красные в Великобритании или других цветов в Канаде и Соединённых Штатах,
  • оштукатуренный белый орнамент в виде пилястр и арок,
  • черная входная дверь (за редким исключением).

Георгианство легло в основу колониального стиля. Образцом этой архитектуры считается творчество Роберта Адама из Шотландии.

Регентство (Regency)

Архитектура Регентства приходит на смену Георгианскому стилю. С 1811 года старшего сына монарха Георга III, признанного недееспособным, провозгласили принцем-регентом. Георг IV оставался им, пока в 1820 году не умер его отец. Отсюда название эпохи Регенства, архитектура которой продолжает эпоху классицизма и идей Палладио и, одновременно, выражает интерес к эклектике и смешиванию.

Классицизм в архитектуре Англии

Регентская архитектура в Англии. Royal Pavilion, Brighton

Рядная застройка этого периода состояла из зданий c оштукатуренным фасадом белого цвета и черной входной двери, обрамлённой двумя белыми колоннами. Стоит отметить, что именно эти дома признаны одними из самых красивых и элегантных, если не во всей Европе, то, по крайней мере, в Великобритании.

)Классицизм в архитектуре Англии. Регентский стиль. Cumberland Terrace, Regent’s Park, LondonСтиль Регентства иногда называют Английский Ампир. Яркими представителями в архитектуре классицизма этого периода называют Джона Нэша и Джона Соуна. В это же время на немецкоязычных землях проявляется стиль Бидермайер (Бидермейер) и в США — Федеральный.

Ампир и Французкий классицизм

Классицизм в архитектуре Франции

Классицизм в архитектуре 18 века во Франции. Храм св. Женевьевы, Париж

Второй этап известен под стилем Ампир или Поздний классицизм, который отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.

  • Императорским стилем, от французкого слова empire — империя,
  • Высоким классицизмом или
  • Наполеоновским стилем (по периоду правления).

Ампиром завершается эволюция классицизма в первых трёх деcятилетиях 19 века.

Ампир в архитектуре: Триумфальная арка

Триумфальная арка в Париже.

Его отличия — помпезность, напыщеность, парадность, праздничность — активно использовались французскими придворными архитекторами Наполеона. В России появился при Александре I.
Соответствия:

  • В Британии — Регентский стиль,
  • в Германии — Бидермейер или Бидермайер,
  • в США — федеральный стиль.

Смотрите видео по теме:

Классицизм в архитектуре Германии и Австрии: Бидермейер

Благодаря единству простоты, мобильности и функциональности неоклассическая архитектура Бидермайера создала тенденции решающего влияния на югендстиль-модерн, баухауз и, в целом, архитектуру 20-го века.

классический стиль в архитектуре: бидермайер

Классический стиль в архитектуре. Дом Flora-Stoeckl в стиле бидермайер, Баден, Австрия

Федеральный стиль

поздний классицизм: федеральный стиль

Поздний классицизм в архитектуре США. Здание ратуши, Салем. Автор: Fletcher6 — собственная работа , CC BY-SA 3.0, Ссылка

На этом этапе классицизм в архитектуре завершает свою эволюцию. Стоит отметить, что некоторые искусствоведы родиной классицизма называют Францию. Но это уже вопросы образования или мировосприятия, которые здесь не рассматриваются.

Классицизм в архитектуре России

Русский классицизм появился во времена Екатерины II во второй половине 18 и первой половине 19 веков как часть европейского неоклассицизма. Это период позднего классицизма в Европе, но раннего в России.

Ранний русский классицизм в архитектуре 18 века

К раннему русскому классицизму относят архитекторов

  • Ж. Б. Валлен-Деламота (Большой Гостиный двор, Юсуповский дворец на Мойке, Санкт-Петербург) ,
  • А. Ф. Кокоринова (дом К.Г. Разумовского на Мойке, совр. Педагогический университет им. Герцена, Санкт-Петербург),
  • Ю. М. Фельтена (Мещанское (Александровское) училище при Смольном, С-Петербург),
  • К. И. Бланка (Храм Николая Чудотворца в Звонарях, Москва),
  • А. Ринальди (Мраморный дворец, С-Петербург).

Здания, посторенные в период 1760—1770 гг. ещё сохраняли пластику и динамику форм, присущих барокко и рококо.

Зрелый классицизм в архитектуре России

После 1770 г. появились здания в классическом стиле, ставшие образцом для строительства дворянских дворцов-усадеб и крупных жилых городских домов.

Архитекторы зрелой поры классицизма:

В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.

Русский ампир в архитектуре России связывают с периодом возведения Исакиевского собора в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Морферраном (1858 г).

Период сталинского ампира относится к 1948 — 1953 годам, когда в Москве появились 7 высотных зданий. Примеры с описаниями можно найти в статье Стиль ампир в архитектуре Европы и России.

Краткое описание других стилей с примерами в хронологическом порядке читайте в статье Архитектурные стили: хронология, фото, видео.

Забирайте статью к себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять, или положите в закладки.
Оцените статью, выбрав нужное число звёзд ниже.
Пишите комментарии или задавайте вопросы.

Читайте также: