Импрессионизм в первой половине 20 века кратко
Обновлено: 04.07.2024
Импрессионизм в живописи
Стремление запечатлеть в живописи постоянно меняющееся (в зависимости от освещения) красочное разнообразие видимого мира привело импрессионистов (за исключением Э. Дега) к своего рода колористической реформе - отказу от сложных (смешанных) тонов, разложению их на чистые спектральные цвета, накладываемые на холст отдельными мазками, которые должны оптически смешиваться в глазах у зрителя. Цвет в живописи импрессионизма приобретает несвойственную ему ранее автономию, вплоть до отделения от предмета, и является носителем световых зарядов, пронизывающих всё поле изображения. Пленэр предполагает большую тонкость градаций светотени, цветовых отношений и переходов, тщательную разработку системы валёров.
Импрессионизм в музыке
С импрессионизма в музыке, который не представляет собой прямую аналогию импрессионизма в живописи и не совпадает с ним хронологически (время расцвета музыкального импрессионизма - 1890-1900-е годы), обычно связывают передачу изменчивых настроений, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной программности (в том числе к отображению в звуках игры волн, бликов света на воде, ветра, облаков и тому подобное), повышенный интерес композитора к тембровой и гармоничной красочности. Новизна художественных средств нередко сочеталась с претворением изысканных образов старинного искусства (живописи стиля рококо, музыки французских клавесинистов).
Предформы музыкального импрессионизма - в звукописи позднего Ф. Листа, колористических находках А.П. Бородина, Э. Грига, Н.А. Римского-Корсакова, свободе голосоведения и стихийной импровизационности М.П. Мусоргского. Классическое выражение импрессионизм нашёл во французской музыке, прежде всего в творчестве К. Дебюсси; черты его проявились и в музыке М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмитта, Ж. Ж. Роже-Дюкаса. Музыкальный импрессионизм унаследовал многие особенности позднего романтизма и национальных музыкальных школ XIX века. Вместе с тем бурной патетике, рельефному тематизму, напряжённым тяготениям хроматически усложнённой тональной гармонии поздних романтиков (особенно Р. Вагнера) импрессионисты противопоставили эмоциональную сдержанность, краткость и неуловимую изменчивость постоянно варьируемых мотивов, диатонику, модальность симметричных ладов (в том числе целотонового), прозрачную фактуру. Творчество композиторов импрессионизма во многом обогатило выразительные средства музыки, особенно сферу гармонии, достигшей большой утончённости. Усложнение аккордовых комплексов сочетается в гармонии импрессионизма с архаизацией ладового мышления; ритмы зыбки, подчас острохарактерны. Усиливается фоническая выразительность каждого аккорда (смотри Фонизм), за счёт привнесения на новой основе элементов модальной гармонии расширяется ладовая сфера, в оркестровке преобладают чистые тембры. Особую свежесть музыке французских импрессионистов придавали обращение к песенно-танцевальным жанрам, к элементам музыкального языка народов Востока, Испании, стилизация ранних форм джаза. За пределами Франции принципы музыкального импрессионизма оригинально развивали М. де Фалья в Испании, О. Респиги, отчасти А. Казелла и Дж.Ф. Малипьеро в Италии, Ф. Дилиус и С. Скотт в Великобритании, К. Шимановский в Польше, А.К. Лядов, Н.Н. Черепнин (смотри Черепнины), отчасти И.Ф. Стравинский в России.
Импрессионизм в литературе
Импрессионизм в драматургии
В истории драматургии и театра импрессионизм часто не выделяется как самостоятельное направление, а рассматривается как этап в развитии реализма или как часть декаданса. Наиболее полно теория театрального импрессионизма была разработана на рубеже XIX-XX веков австрийским драматургом и режиссёром Г. Баром, сформулировавшим принципы этого направления (субъективизм, моральный релятивизм, внимание к подсознательному, чувственность, эстетизм). Драма импрессионизма черпала темы из современной жизни, но оставляла сюжету второстепенную роль, концентрируясь на передаче общей атмосферы действия, на раскрытии оттенков душевного состояния и череды настроений героев (преимущественно представителей интеллигенции или богемы). Пьеса строилась как ряд отдельных лирических эпизодов, связанных не логикой, а подтекстом; диалог дробился на отрывочные, иногда не связанные друг с другом реплики, ритмизировался, разговорный язык нередко обретал качества поэзии или музыки. Основные жанровые формы драмы импрессионизма – одноактная пьеса, цикл миниатюр, драматическая поэма, сцены из деревенской (или городской) жизни. Драматурги, в той или иной степени принадлежащие к импрессионизму: во Франции - Э. де Гонкур, Г. де Мопассан, А. Франс; в Австрии - Г. Бар, А. Шницлер, Г. фон Гофмансталь (комедии), С. Цвейг, Р. Бер-Гофман; в Германии - А. Хольц, Й. Шлаф, Г. Гауптман, Ф.Ведекинд; в Англии - О. Уайльд (комедии), У. С. Моэм, Дж. Голсуорси; в Швеции - А. Стриндберг; в Норвегии - Г. Ибсен, К. Гамсун; в Польше - С. Пшибышевский. В России черты импрессионизма наиболее ощутимы в творчестве А.П. Чехова и Б.К. Зайцева; его влияние заметно в поздних сочинениях бытописателей, близких к натурализму (С.А. Найдёнов), в ранних пьесах М. Горького, в произведениях символистов (А.А. Блок, Л.Н. Андреев).
Импрессионизм в кино
Дополнительная литература:
Общие работы.
Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890–1920). П., 1922;
Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись, графика, литература, музыка. М., 1976;
Impressionism in perspective / Ed. B. White. Englewood Cliffs, 1978;
Monneret S. L’Impressionnisme et son époque: Dictionnaire international. P., 1978–1981. Vol. 1–4;
Kelder D. Le grand livre de l’impressionnisme français. P., 1981;
Herbert R. Impressionism: art, leisure, and Parisian society. L., 1988;
Denvir B. The Thames and Hudson encyclopedia of impressionism. L., 1990;
World impressionism: the international movement, 1860–1920. 2nd ed. N. Y., 1994;
Sérullaz M. L’Impressionnisme. 4 éd. P., 1994
Изобразительное искусство.
Mauclair C. The French impressionists. L., 1903;
Duret T. Histoire des peintres impressionnistes. 3 éd. P., 1906;
Venturi L. Les Archives de l’impressionnisme. P., 1939. Vol. 1–2; Вентури Л. От Мане до Лотрека. М., 1958;
Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. Л., 1969;
Leymarie J., Melot M. Les gravures des impressionnistes. P., 1971;
Centenaire de l’impressionnisme. (Cat.). P., 1974;
Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой. М., 1974;
Кулаков В. А. Закат импрессионизма // Проблемы искусства Франции ХХ в. М., 1990;
Impressionism. (Cat.). L., 1990;
Smith P. Impressionism, beneath the surface. [L.], 1995;
Lang L. Impressionismus und Buchkunst. Lpz., 1998;
Ревалд Дж. История импрессионизма. М., 2002;
House J. Impressionism. (Cat.). New Haven, 2004;
Callen A. Les peintres impressionnistes et leur technique. 3 éd. Neuilly, 2006;
Филиппов В. Импрессионизм в русской живописи. М., 2007.
Музыка.
Kroher E. Impressionismus in der Musik. Lpz., 1957;
Альшванг А. Французский музыкальный импрессионизм (Дебюсси, Равель). [М.], 1945; он же. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля. М., 1963;
Moser R. L’impressionnisme français… Gen., 1969;
Palmer C. Impressionism in music. N. Y., [1974];
Музыка XX в. 1890–1945. М., 1976. Ч. 1. Кн. 1;
Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М., 1978;
Fleury M. L’impressionnisme et la musique. P., 1996.
Литература.
Koehler E. E. und J. de Goncourt, die Begründer des Impressionismus. Lpz., 1912;
Diersch M. Empiriokritizismus und Impressionismus. B., 1973;
Matz J. Literary impressionism and modernist aesthetics. Camb.; N. Y., 2001;
Андреев Л. Г. Импрессионизм – Impressionnisme: Видеть. Чувствовать. Выражать. М., 2005.
Театр и хореографическое искусство.
Bahr H. Die Überwindung des Naturalismus. Dresden, 1891. Weimar, 2004; idem. Impressionismus // Bahr H. Dialog vom Tragischen. B., 1904;
Бар Г. Театр. М., 1918;
Игнатов С. История западноевропейского театра нового времени. М.; Л., 1940;
Kindermann H. Dichtung aus Österreich. Drama. W., 1966; idem. Theatergeschichte Europas. Salzburg, 1968–1974. Bd 8–10: Naturalismus und Impressionismus;
Красовская В. М. Русский балетный театр начала ХХ в. Л., 1971. Т. 1–2;
Родина Т. М. А. Блок и русский театр начала XX в. М., 1972;
Зингерман Б. И. Очерки истории драмы ХХ в. М., 1979; он же. Театр Чехова и его мировое значение. М., 2001;
Гаевский В. М. Дивертисмент: Судьбы классического балета. М., 1981;
Фокин М. М. Против течения. 2-е изд. Л., 1981;
Соловьева И. Н., Шитова В. В. К. С. Станиславский. М., 1985;
Brauneck M. Vom Naturalismus bis zum Aufkommen der Avantgarde-Bewegungen um 1910 // Die Welt als Bühne. Hamb., 1999. Bd 3.
Киноискусство.
Деллюк Л. Фотогения кино. М., 1924;
Садуль Ж. История киноискусства от его зарождения до наших дней. М., 1957.
Иллюстрации:
В. А. Серов. Портрет А. Я. Симонович. 1889. Русский музей (С.-Петербург). Архив БРЭ;
Дж. С. Сарджент. Портрет Инны и Бетти Вертхеймер. 1901. Галерея Тейт (Лондон). Архив БРЭ;
Импрессионизм — это влиятельное, масштабное, переломное течение в искусстве заключительной трети XIX и начала XX столетия. Нередко историю живописи делят на периоды до и после импрессионизма. Это течение заложило основы изобразительного искусства XX века со всеми его многочисленными авангардными стилями. И хотя сейчас импрессионистское творчество кажется более близким к классической традиции, чем к современному искусству, для современников идеи импрессионистов были подобны свежему ветру, ворвавшемуся в мир увядающего академизма и салонной живописи.
Импрессионизм и вправду сравним с дуновением ветра, трепетом листьев, бликами солнца на морской ряби. Сама суть этого творческого метода — в отражении изменчивости окружающей реальности. Импрессионисты старались уйти от статичного изображения мира и сделать картины более живыми. Они стремились отразить движение, наполняющее природу, передать в произведениях изменения воздуха, теней, света. Художник-импрессионист пытался уловить ускользающее мгновение и запечатлеть настроение момента.
Леруа острил и язвил, но термин прижился и стал искусствоведческим. Теперь его уже применяют, конечно, безо всякой иронии.
Особенности импрессионизма
Рассматривая шедевры импрессионизма, созданные мастерами этого направления, можно выделить их общие черты:
Демократический подход к выбору сюжетов скандализировал консервативную публику: вместо привычных Венер им предлагали взглянуть на танцовщиц и проституток, вместо наполненных высокими идеями сюжетов они видели пикники и кабаки.
Пожалуй, пейзажи были самыми безобидными, но и здесь новаторы-импрессионисты сумели возмутить традиционалистов. Давайте разберёмся, почему.
Импрессионизм — это новая техника и новый взгляд
Отвечая на вопрос, что такое импрессионизм, необходимо подчеркнуть, что это нечто большее, чем стиль. Это философия, идейная позиция, набор художественных методов, охватившее разные области культуры течение. Дело было не только в том, что живописцы-импрессионисты стали писать картины с определёнными стилистическими особенностями. Они предложили новый взгляд на мир, выйдя из студийных стен.
Веками мастера писали в студиях сюжетные полотна, портреты и даже пейзажи. Это не позволяло передать нюансы, связанные с естественным освещением. Например, рисуя закат, художник передавал некое умозрительное, обобщённое представление о закате.
Стремясь поймать и перенести на холст мимолётное впечатление, импрессионисты противопоставили студии пленэр. В это время появились тюбиковые краски, что дало возможность работать на природе или на улицах города.
Это позволило писать мир именно таким, каким художник видел его в момент создания картины. Но оказалось, что традиционные методы живописи не подходят для такой работы! Возникла необходимость в создании особой техники. Её особенности:
- отказ от чётких контуров;
- отказ от детализации и прорисовки (впрочем, иногда на импрессионистских картинах часть изображения прорисована, часть — нет);
- отказ от лессировки, то есть от нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета, что характерно для классической школы;
- использование этюдных мазков — энергичных, крупных;
- раздельное наложение мазков;
- отказ от смешивания красок — это одна из ключевых особенностей импрессионистской техники.
Живописцы-импрессионисты отказались от использования палитры и создавали оттенки, нанося мазки чистых цветов близко друг к другу (интересно, что чёрную краску практически не использовали, создавая тёмные зоны за счёт визуальных эффектов). Поэтому на импрессионистские произведения нужно смотреть с определённого расстояния.
Однако новаторская техника была только частью тех изменений, которые принёс в живопись импрессионизм. Выяснилось, что при естественном освещении в различное время суток, в тени или на ярком солнце, предметы не всегда выглядят так, как мы привыкли видеть их в комнате или на классических картинах. Например, когда солнце бьёт в глаза, мы щуримся, и это меняет восприятие, а если небо заполоняет грозовой фронт, мир обретает контрастную чёткость.
Художники-импрессионисты стали изображать вещи такими, какими видели их в момент творения картины, и это ломало шаблоны. Например, красные ягоды могли приобрести фиолетовый оттенок, а уходящая вдаль фигура — полураствориться в пелене тумана или дождя.
Великие художники-импрессионисты
Первые импрессионистские ноты появились в пейзажах известных мастеров. Предтечами импрессионизма считаются Эжен Делакруа (Eugène Delacroix) и Уильям Тёрнер (William Turner).
Интересно, что на развитие импрессионизма оказало влияние творчества Кацусики Хокусая и других японских пейзажистов.
Как отдельное течение импрессионизм начал формироваться в 1860-х годах, а первая выставка, объединившая новаторов, состоялась в 1874 году. Тогда же, кстати, Луи Леруа напечатал свой фельетон, благодаря которому у направления появилось название.
Наибольшее влияние на развитие нового стиля оказали:
-
(Édouard Manet) и Клод Моне (Claude Monet) — два великих импрессиониста с похожими фамилиями. Их знакомство началось с путаницы на выставке и ссоры (Мане поздравляли с успехом Моне), но эта забавная ситуация стала началом большой дружбы; (Edgar Degas), певец театрального мира, оперы и кафешантанов. Один из немногих живописцев-импрессионистов, избегавший пленэра; (Pierre-Auguste Renoir) — первый среди художников направления, которого признал свет; (Alfred Sisley) — мастер лирического пейзажа.
Большой вклад в развитие импрессионистской живописи внесли Камиль Писсарро (Camille Pissarro), Фредерик Базиль (Frédéric Bazille), Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte) и художница Берта Моризо (Berthe Morisot).
Впечатляют ли вас работы этих мастеров? Делитесь впечатлениями в комментариях. Если же у вас возникло желание войти в число коллекционеров, собирающих произведения художников-импрессионистов, принимайте участие в онлайн-аукционах на сайте VeryImportantLot. Это возможность стать обладателем картин, чья ценность возрастает с каждым годом.
Импрессионизм — это направление в живописи, которое появилось во Франции в конце XIX века.
Художники этого направления выступали против традиций классицизма и реализма. Они стремились показать красоту конкретного момента, передать свои эмоции от увиденного. Для этого авторы изобрели новые живописные методы. Они отказались от черного цвета, не использовали палитру, иногда выдавливали краску из тюбика прямо на холст, а вместо контуров изображаемых предметов использовали мелкие мазки.
Импрессионизм — это термин, производный от латинского языка, и означает впечатление, отражение. Обозначает направление в искусстве, появившееся в живописи второй половины XIX века. Основными предпосылками этого направления постулировалась необходимость запечатлеть момент, что был замечен создателем холста. Его сторонники больше всего ценят натюрморты, пейзажи, персонажей в движении.
Концепция понятия
Импрессионизм — направление в искусстве, зародившееся во Франции. Черты импрессионизма — художник изображал вещи в соответствии со своими впечатлениями, не заботясь об общепринятых правилах. Он работал на открытом воздухе, разбивал и разделял цветовые пятна, использовал только чистые цвета солнечного спектра, стремился вернуть интенсивность света, его возможности выражаются в том, чтобы уловить жизнь в её мимолётности.
Стоит вспомнить импрессионизма представителей, вот список:
- Эдгар Дега.
- Клод Моне.
- Берт Морисо.
- Огюст Ренуар.
- Камиль Писсарро.
- Альфред Сислей.
- Пол Сезанн.
- Ван Гог.
История возникновения
Первоначальной датой возникновения истории импрессионизма считается 1874 год, когда проходила выставка инновационных работ. Название происходит от картины одного из основоположников импрессионизма — Клода Моне. Изображение эпохи основателя объединяет всю особенность понятия, то есть желание увековечить мимолётный момент. Это фиксация на холсте единственного в своём роде случая, затрагивающего чувства, который не может ускользать.
Работы импрессионистов находятся в явном противоречии с последней волной произведений создателей реалистического направления. Напротив, они не затрагивают социальных тем, не имеют дела с метафизическими проблемами, не показывают обычную повседневную жизнь. Они также отходят от классической картины. Отрезаны они и от краткой темы исторического, библейского, религиозного характера. Одним из первых вышел на улицу и нарисовал красоту Моне
Импрессионисты уделяли большое внимание роли света, угла обзора, настроения, которые они хотели увековечить. Цветовая гамма, специфичная для этого направления, также имела большое значение.
Художники использовали масло в портретах и пейзажах и только следующие семь цветов радуги и смешивали их только на холсте:
- красный;
- оранжевый;
- жёлтый;
- зелёный;
- синий;
- индиго;
- фиолетовый.
Со времён импрессионистов определение изображения стало отличаться и имело всё меньшее значение. Было важно, в какой форме это было сделано. Вопреки распространённому мнению, источником вдохновения для художников стало развитие технологий. Важную роль здесь сыграло изобретение фотографии, цель которой была такой же, как импрессионизм. Страсть к природе света как результат прогресса в области оптики.
Первоначально представлены были художники движения искусства, которые сформировали плотную группу. Этот расцвет переживает новое направление в период с 1874 по 1886 год. Предшественники импрессионизма самостоятельно организовывали выставки, которые рекламировали их работы
Название направления было совершенно случайно назначено и принято группой. Один из художников Клод Моне на первой знаменитой выставке 1874 года представил свою картину. Организатор выставки, Эдмонд Ренуар, брат одного из знаменитых импрессионистов, занимался каталогованием работ экспозиции, сменявшихся постоянно повторяющимися именами.
Важным местом для импрессионизма был район Монмартр в Париже. Там в каком-то смысле всё началось. Это была область, где жили многие художники в 60-х гг. В местном кафе Guerbois группа художников встретилась, чтобы поговорить о новом искусстве. Дискуссии вёл в основном Моне. Его неоднозначные взгляды на искусство понравились другим посетителям кафе. Там можно было встретить Фантена-Латура, Дега или Василия (друга семьи Моне). Базиль подружился с молодыми художниками из студии Glayre-Monet, Renoire и Sisley. Вскоре к нему присоединились Писсарро и Сезанн.
К сожалению, бурные разговоры о живописи сломали бурные времена. Война началась с Пруссии в 1870 году. Группа будущих импрессионистов распалась. Национальная гвардия взяла Моне и Дега. Затем Моне, Писсарро и Сислей нашли убежище в Англии. Ренуар вступил в войну, но подальше от фронта. Их друг Василий погиб в бою в 29 лет.
Большой прорыв
Когда современные художники начинали свою карьеру в мире искусства, мнение критиков, работающих в Салоне, было очень важным. Это была ежегодная выставка, которая ставила оценки и была свидетелем карьеры классических художников. Они поддерживали и предлагали искусство, которое уважает традиции и классические образцы.
Иногда кому-то удавалось прорваться сквозь жёсткую критику Салона, но для импрессионистов была закрыта дверь. Жюри подвергло критике отрывочные техники художников, пейзажные сюжеты или сцены, наблюдаемые в городской жизни парижан. 1874 год был переломным, группа Societe Anonyme des Artistes, основанная запрещёнными художниками, организовала собственную выставку Peintres.
Главная идея
Импрессионизм сфокусирован на передаче приоритета в живописи, дизайне и цвете, который даёт свет человеческому глазу. Игра света, его степень серьёзности меняет цвет вещей, даёт новые оттенки, часто очень эфемерные. Поэтому картины, написанные импрессионистами, не всегда яркие, а и пастельные.
Долгое время в живописи существовало убеждение, что произведения искусства должны отражать реальность, спасённую наблюдателями. Созданы были произведения классики, романтики. Между тем импрессионисты пытались показать, что мир меняется, и наши глаза не могут идти в ногу с записью всего таким точным способом. Один лес может выглядеть совершенно иначе в течение дня. Большую роль играет игра света. Художники пытались изобразить средства, чтобы запечатлеть моменты изменчивости природы. Поэтому так часто рисовали пейзажи и использовали насыщенную цветовую палитру.
Для них не имело значения, композиция была тщательно проработана, или была работа раскрашена по памяти. То, что художник видел, его взгляд — в деталях. Всё это можно узреть в работах импрессионистов, которые, не опасаясь смелых мазков, пересекли границы привычного.
Они играли со светом, который размыл контур предметов и людей. Свет давал надиктованные оттенки цветов, палитра художников была такой тёплой, как будто подвергалась солнечным законам. Люди, которые появились на изображениях, запечатлены в движении. Художники стремились передать динамику улицы, площади или парка. Окрашенные фигуры часто размыты, лица неузнаваемы. Это создаёт впечатление пойманного момента, казалось бы, случайной композиции.
Импрессионисты рисовали от природы. Это один из отличительных способов художников. Создание на открытом воздухе, было, однако, известно раньше, но ранее были нарисованы только эскизы для дальнейшей работы с мастерской.
Импрессионисты относились к живописи от природы как к долгу службы. По их мнению, художник никогда не запомнит точно всё, что видел на открытом воздухе, и поэтому рисунок в мастерской фрагментно потеряет свежесть и мимолётность. Когда Моне перестал работать с Глэйром, он отправился в Нормандию, чтобы посвятить себя живописи от природы. В 1863 году вместе с Ренуаром, Василием и Сисли они разработали методы формирования нового творчества. Выявлено это во время экспедиций в деревни Барбизон и Марлотт.
Технология выполнения
Великое искусство импрессионизма является чисто инстинктивным и визуальным, но это видение зависит от света и его постоянных трансформаций.
Поэтому пейзаж подавляет все остальные темы и полностью исключает следующие из них:
- религиозные;
- мифологические;
- исторические.
Внимание импрессионистов привлёк тот факт, что они создают рефлексы — и особенно такие, которые быстро меняются. Они хотели сделать изменчивость природы, её движения, выражения.
Каждый живописец стремился запечатлеть очарование места в определённый день, час. Это желание побудило Моне действовать. Художник хотел доказать, что, разместив мольберт в одном и том же месте, но в разное время дня, он увидит постоянно меняющиеся формы.
Русские импрессионисты не хотели изображать формы и цвета, основанные на существующих знаниях. Они также отказались от контурного рисунка, отказались от геометрических перспектив, пространство и объём подчёркивались цветом — его интенсивностью и оттенком.
Читайте также: