Импрессионизм в первой половине 20 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Импрессионизм в живописи

Стрем­ле­ние за­пе­чат­леть в жи­во­пи­си по­сто­ян­но ме­няю­щее­ся (в за­ви­си­мо­сти от ос­ве­ще­ния) кра­соч­ное раз­но­об­ра­зие ви­ди­мо­го ми­ра при­ве­ло им­прес­сио­ни­стов (за ис­клю­че­ни­ем Э. Де­га) к сво­его ро­да ко­ло­ри­стической ре­фор­ме - от­ка­зу от слож­ных (сме­шан­ных) то­нов, раз­ло­же­нию их на чис­тые спек­траль­ные цве­та, на­кла­ды­вае­мые на холст отдельными маз­ка­ми, ко­то­рые долж­ны оп­ти­че­ски сме­ши­вать­ся в гла­зах у зри­те­ля. Цвет в жи­во­пи­си импрессионизма при­об­ре­та­ет не­свой­ст­вен­ную ему ра­нее ав­то­но­мию, вплоть до от­де­ле­ния от пред­ме­та, и яв­ля­ет­ся но­си­те­лем све­то­вых за­ря­дов, про­ни­зы­ваю­щих всё по­ле изо­бра­же­ния. Пле­нэр пред­по­ла­га­ет боль­шую тон­кость гра­да­ций све­то­те­ни, цве­то­вых от­но­ше­ний и пе­ре­хо­дов, тща­тель­ную раз­ра­бот­ку сис­те­мы ва­лё­ров.

Импрессионизм в музыке

С импрессионизма в му­зы­ке, ко­то­рый не пред­став­ля­ет со­бой пря­мую ана­ло­гию импрессионизма в жи­во­пи­си и не сов­па­да­ет с ним хро­но­ло­ги­че­ски (вре­мя рас­цве­та музыкального импрессионизма - 1890-1900-е годы), обыч­но свя­зы­ва­ют пе­ре­да­чу из­мен­чи­вых на­строе­ний, тон­ких пси­хо­ло­гических ню­ан­сов, тя­го­те­ние к по­этической пей­заж­ной про­грамм­но­сти (в том числе к ото­бра­же­нию в зву­ках иг­ры волн, бли­ков све­та на во­де, вет­ра, об­ла­ков и тому подобное), по­вы­шен­ный ин­те­рес композитора к тем­бро­вой и гар­мо­ничной красоч­но­сти. Но­виз­на ху­дожественных средств не­ред­ко со­че­та­лась с пре­тво­ре­ни­ем изы­скан­ных об­ра­зов ста­рин­но­го искусства (жи­во­пи­си сти­ля ро­ко­ко, му­зы­ки французских кла­ве­си­ни­стов).

Пред­фор­мы музыкального импрессионизма - в зву­ко­пи­си по­зд­не­го Ф. Лис­та, ко­ло­ри­стических на­ход­ках А.П. Бо­ро­ди­на, Э. Гри­га, Н.А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, сво­бо­де го­ло­со­ве­де­ния и сти­хий­ной им­про­ви­за­ци­он­но­сти М.П. Му­сорг­ско­го. Клас­сическое вы­ра­же­ние импрессионизм на­шёл во французской му­зы­ке, пре­ж­де все­го в твор­че­ст­ве К. Де­бюс­си; чер­ты его про­яви­лись и в му­зы­ке М. Ра­ве­ля, П. Дю­ка, Ф. Шмит­та, Ж. Ж. Ро­же-Дю­ка­са. Музыкальный импрессионизм унас­ле­до­вал многие осо­бен­но­сти позд­не­го ро­ман­тиз­ма и национальных музыкальных школ XIX века. Вме­сте с тем бур­ной па­те­тике, рель­еф­но­му те­ма­тиз­му, на­пря­жён­ным тя­го­те­ни­ям хро­ма­ти­че­ски ус­лож­нён­ной то­наль­ной гар­мо­нии позд­них ро­ман­ти­ков (осо­бен­но Р. Ваг­не­ра) им­прес­сио­ни­сты про­ти­во­пос­та­ви­ли эмо­цио­наль­ную сдер­жан­ность, крат­кость и не­уло­ви­мую из­мен­чи­вость по­сто­ян­но варь­и­руе­мых мо­ти­вов, диа­то­ни­ку, мо­даль­ность сим­мет­рич­ных ла­дов (в том числе це­ло­то­но­во­го), про­зрач­ную фак­ту­ру. Твор­че­ст­во ком­по­зи­то­ров импрессионизма во мно­гом обо­га­ти­ло вы­ра­зительные сред­ст­ва му­зы­ки, осо­бен­но сфе­ру гар­мо­нии, дос­тиг­шей боль­шой утон­чён­но­сти. Ус­лож­не­ние ак­кор­до­вых ком­плек­сов со­че­та­ет­ся в гар­мо­нии импрессионизма с ар­хаи­за­ци­ей ла­до­во­го мыш­ле­ния; рит­мы зыб­ки, под­час ост­ро­ха­рак­тер­ны. Уси­ли­ва­ет­ся фо­ническая вы­ра­зи­тель­ность ка­ж­до­го ак­кор­да (смотри Фо­низм), за счёт прив­не­се­ния на но­вой ос­но­ве эле­мен­тов мо­даль­ной гар­мо­нии рас­ши­ря­ет­ся ла­до­вая сфе­ра, в ор­ке­ст­ров­ке пре­об­ла­да­ют чис­тые тем­бры. Осо­бую све­жесть му­зы­ке французских импрессионистов при­да­ва­ли об­ра­ще­ние к пе­сен­но-тан­це­валь­ным жан­рам, к эле­мен­там музыкального язы­ка на­ро­дов Вос­то­ка, Ис­па­нии, сти­ли­за­ция ран­них форм джа­за. За пре­де­ла­ми Фран­ции прин­ци­пы музыкального импрессионизма ори­ги­наль­но раз­ви­ва­ли М. де Фа­лья в Ис­па­нии, О. Рес­пи­ги, от­час­ти А. Ка­зел­ла и Дж.Ф. Ма­липь­е­ро в Ита­лии, Ф. Ди­ли­ус и С. Скотт в Ве­ли­ко­бри­та­нии, К. Ши­ма­нов­ский в Поль­ше, А.К. Ля­дов, Н.Н. Че­реп­нин (смотри Че­реп­нины), от­час­ти И.Ф. Стра­вин­ский в Рос­сии.

Импрессионизм в литературе

Импрессионизм в драматургии

В ис­то­рии дра­ма­тур­гии и те­ат­ра импрессионизм час­то не вы­де­ля­ет­ся как са­мо­сто­ятельное на­прав­ле­ние, а рас­смат­ри­ва­ет­ся как этап в раз­ви­тии реа­лиз­ма или как часть де­ка­дан­са. Наи­бо­лее пол­но тео­рия те­ат­раль­но­го импрессионизма бы­ла раз­ра­бо­та­на на ру­бе­же XIX-XX веков австрийским дра­ма­тур­гом и режиссёром Г. Ба­ром, сфор­му­ли­ро­вав­шим прин­ци­пы это­го на­прав­ле­ния (субъ­ек­ти­визм, мо­раль­ный ре­ля­ти­визм, вни­ма­ние к под­соз­на­тель­но­му, чув­ст­вен­ность, эс­те­тизм). Дра­ма импрессионизма чер­па­ла те­мы из современной жиз­ни, но ос­тав­ля­ла сю­же­ту вто­ро­сте­пен­ную роль, кон­цен­три­ру­ясь на пе­ре­да­че об­щей ат­мо­сфе­ры дей­ст­вия, на рас­кры­тии от­тен­ков ду­шев­но­го со­стоя­ния и че­ре­ды на­строе­ний ге­ро­ев (пре­имущественно пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции или бо­ге­мы). Пье­са строи­лась как ряд отдельных ли­рических эпи­зо­дов, свя­зан­ных не ло­ги­кой, а под­тек­стом; диа­лог дро­бил­ся на от­ры­воч­ные, ино­гда не свя­зан­ные друг с дру­гом ре­п­ли­ки, рит­ми­зи­ро­вал­ся, раз­го­вор­ный язык не­ред­ко об­ре­тал ка­че­ст­ва по­эзии или му­зы­ки. Основные жан­ро­вые фор­мы дра­мы импрессионизма – од­но­акт­ная пье­са, цикл ми­ниа­тюр, дра­ма­тическая по­эма, сце­ны из де­ре­вен­ской (или го­род­ской) жиз­ни. Дра­ма­тур­ги, в той или иной сте­пе­ни при­над­ле­жа­щие к импрессионизму: во Фран­ции - Э. де Гон­кур, Г. де Мо­пас­сан, А. Франс; в Ав­ст­рии - Г. Бар, А. Шниц­лер, Г. фон Гоф­ман­сталь (ко­ме­дии), С. Цвейг, Р. Бер-Гоф­ман; в Гер­ма­нии - А. Хольц, Й. Шлаф, Г. Га­упт­ман, Ф.Ве­де­кинд; в Анг­лии - О. Уайльд (ко­ме­дии), У. С. Мо­эм, Дж. Гол­су­ор­си; в Шве­ции - А. Стринд­берг; в Нор­ве­гии - Г. Иб­сен, К. Гам­сун; в Поль­ше - С. Пши­бы­шев­ский. В Рос­сии чер­ты импрессионизма наи­бо­лее ощу­ти­мы в твор­че­ст­ве А.П. Че­хо­ва и Б.К. Зай­це­ва; его влия­ние за­мет­но в позд­них со­чи­не­ни­ях бы­то­пи­са­те­лей, близ­ких к на­ту­ра­лиз­му (С.А. Най­дё­нов), в ран­них пье­сах М. Горь­ко­го, в про­из­ве­де­ни­ях сим­во­ли­стов (А.А. Блок, Л.Н. Ан­д­ре­ев).

Импрессионизм в кино

Дополнительная литература:

Об­щие ра­бо­ты.

Валь­цель О. Им­прес­сио­низм и экс­прес­сио­низм в со­вре­мен­ной Гер­ма­нии (1890–1920). П., 1922;

Им­прес­сио­ни­сты, их со­вре­мен­ни­ки, их со­рат­ни­ки. Жи­во­пись, гра­фи­ка, ли­те­ра­ту­ра, му­зы­ка. М., 1976;

Impressionism in perspective / Ed. B. White. Englewood Cliffs, 1978;

Monneret S. L’Im­pres­sionnisme et son époque: Dictionnaire international. P., 1978–1981. Vol. 1–4;

Kelder D. Le grand livre de l’impressionnisme français. P., 1981;

Herbert R. Impressionism: art, leisure, and Parisian society. L., 1988;

Denvir B. The Thames and Hudson encyclopedia of impressionism. L., 1990;

World impressionism: the in­ternational movement, 1860–1920. 2nd ed. N. Y., 1994;

Sérullaz M. L’Impressionnisme. 4 éd. P., 1994

Изо­бра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во.

Mauclair C. The French impressionists. L., 1903;

Duret T. His­toire des peintres impressionnistes. 3 éd. P., 1906;

Venturi L. Les Archives de l’impres­sio­n­nisme. P., 1939. Vol. 1–2; Вен­ту­ри Л. От Ма­не до Лот­ре­ка. М., 1958;

Им­прес­сио­низм. Пись­ма ху­дож­ни­ков. Вос­по­ми­на­ния Дю­ран-Рю­эля. До­ку­мен­ты. Л., 1969;

Leymarie J., Me­lot M. Les gravures des impressionnistes. P., 1971;

Centenaire de l’impressionnisme. (Cat.). P., 1974;

Рей­тер­сверд О. Им­прес­сио­ни­сты пе­ред пуб­ли­кой и кри­ти­кой. М., 1974;

Ку­лаков В. А. За­кат им­прес­сио­низ­ма // Про­бле­мы ис­кус­ст­ва Фран­ции ХХ в. М., 1990;

Impressionism. (Cat.). L., 1990;

Smith P. Impressionism, beneath the surface. [L.], 1995;

Lang L. Impressionismus und Buchkunst. Lpz., 1998;

Ре­валд Дж. Ис­то­рия им­прес­сио­низ­ма. М., 2002;

House J. Impressionism. (Cat.). New Haven, 2004;

Callen A. Les peintres impres­sion­nistes et leur technique. 3 éd. Neuilly, 2006;

Фи­лип­пов В. Им­прес­сио­низм в рус­ской жи­во­пи­си. М., 2007.

Му­зы­ка.

Kroher E. Im­pressionis­mus in der Musik. Lpz., 1957;

Альш­ванг А. Фран­цуз­ский му­зы­каль­ный им­прес­сио­низм (Де­бюс­си, Ра­вель). [М.], 1945; он же. Про­из­ве­де­ния К. Де­бюс­си и М. Ра­ве­ля. М., 1963;

Moser R. L’im­pressionnisme français… Gen., 1969;

Palmer C. Impressionism in music. N. Y., [1974];

Му­зы­ка XX в. 1890–1945. М., 1976. Ч. 1. Кн. 1;

Яро­цинь­ский С. Де­бюс­си, им­прес­сио­низм и сим­во­лизм. М., 1978;

Fleury M. L’impressionnisme et la musique. P., 1996.

Ли­те­ра­ту­ра.

Koehler E. E. und J. de Gon­court, die Begründer des Impressionismus. Lpz., 1912;

Diersch M. Empiriokritizismus und Impressio­nismus. B., 1973;

Matz J. Literary impressio­nism and modernist aesthetics. Camb.; N. Y., 2001;

Ан­д­ре­ев Л. Г. Им­прес­сио­низм – Im­pressionnisme: Ви­деть. Чув­ст­во­вать. Вы­ра­жать. М., 2005.

Те­атр и хо­рео­гра­фи­че­ское ис­кус­ст­во.

Bahr H. Die Überwindung des Naturalismus. Dresden, 1891. Weimar, 2004; idem. Impres­sio­nismus // Bahr H. Dialog vom Tragischen. B., 1904;

Бар Г. Те­атр. М., 1918;

Иг­на­тов С. Ис­то­рия за­пад­но­ев­ро­пей­ско­го те­ат­ра но­во­го вре­ме­ни. М.; Л., 1940;

Kindermann H. Dichtung aus Österreich. Drama. W., 1966; idem. Theater­geschichte Europas. Salzburg, 1968–1974. Bd 8–10: Naturalismus und Im­pressionismus;

Кра­сов­ская В. М. Рус­ский ба­лет­ный те­атр на­ча­ла ХХ в. Л., 1971. Т. 1–2;

Ро­ди­на Т. М. А. Блок и рус­ский те­атр на­ча­ла XX в. М., 1972;

Зин­гер­ман Б. И. Очер­ки ис­то­рии дра­мы ХХ в. М., 1979; он же. Те­атр Че­хо­ва и его ми­ро­вое зна­че­ние. М., 2001;

Га­ев­ский В. М. Ди­вер­тис­мент: Судь­бы клас­си­че­ско­го ба­ле­та. М., 1981;

Фо­кин М. М. Про­тив те­че­ния. 2-е изд. Л., 1981;

Со­ловь­е­ва И. Н., Ши­то­ва В. В. К. С. Ста­ни­слав­ский. М., 1985;

Brauneck M. Vom Naturalismus bis zum Auf­kom­men der Avantgarde-Bewegungen um 1910 // Die Welt als Bühne. Hamb., 1999. Bd 3.

Ки­но­ис­кус­ст­во.

Дел­люк Л. Фо­то­ге­ния ки­но. М., 1924;

Са­дуль Ж. Ис­то­рия ки­но­ис­кус­ст­ва от его за­ро­ж­де­ния до на­ших дней. М., 1957.

Иллюстрации:

В. А. Се­ров. Порт­рет А. Я. Си­мо­но­вич. 1889. Рус­ский му­зей (С.-Пе­тер­бург). Архив БРЭ;

Дж. С. Сард­жент. Порт­рет Ин­ны и Бет­ти Верт­хей­мер. 1901. Га­ле­рея Тейт (Лон­дон). Архив БРЭ;

Импрессионизм — это влиятельное, масштабное, переломное течение в искусстве заключительной трети XIX и начала XX столетия. Нередко историю живописи делят на периоды до и после импрессионизма. Это течение заложило основы изобразительного искусства XX века со всеми его многочисленными авангардными стилями. И хотя сейчас импрессионистское творчество кажется более близким к классической традиции, чем к современному искусству, для современников идеи импрессионистов были подобны свежему ветру, ворвавшемуся в мир увядающего академизма и салонной живописи.

Импрессионизм и вправду сравним с дуновением ветра, трепетом листьев, бликами солнца на морской ряби. Сама суть этого творческого метода — в отражении изменчивости окружающей реальности. Импрессионисты старались уйти от статичного изображения мира и сделать картины более живыми. Они стремились отразить движение, наполняющее природу, передать в произведениях изменения воздуха, теней, света. Художник-импрессионист пытался уловить ускользающее мгновение и запечатлеть настроение момента.

Леруа острил и язвил, но термин прижился и стал искусствоведческим. Теперь его уже применяют, конечно, безо всякой иронии.

Особенности импрессионизма

Рассматривая шедевры импрессионизма, созданные мастерами этого направления, можно выделить их общие черты:

Демократический подход к выбору сюжетов скандализировал консервативную публику: вместо привычных Венер им предлагали взглянуть на танцовщиц и проституток, вместо наполненных высокими идеями сюжетов они видели пикники и кабаки.

Пожалуй, пейзажи были самыми безобидными, но и здесь новаторы-импрессионисты сумели возмутить традиционалистов. Давайте разберёмся, почему.

Импрессионизм — это новая техника и новый взгляд

Отвечая на вопрос, что такое импрессионизм, необходимо подчеркнуть, что это нечто большее, чем стиль. Это философия, идейная позиция, набор художественных методов, охватившее разные области культуры течение. Дело было не только в том, что живописцы-импрессионисты стали писать картины с определёнными стилистическими особенностями. Они предложили новый взгляд на мир, выйдя из студийных стен.

Веками мастера писали в студиях сюжетные полотна, портреты и даже пейзажи. Это не позволяло передать нюансы, связанные с естественным освещением. Например, рисуя закат, художник передавал некое умозрительное, обобщённое представление о закате.

Стремясь поймать и перенести на холст мимолётное впечатление, импрессионисты противопоставили студии пленэр. В это время появились тюбиковые краски, что дало возможность работать на природе или на улицах города.

Это позволило писать мир именно таким, каким художник видел его в момент создания картины. Но оказалось, что традиционные методы живописи не подходят для такой работы! Возникла необходимость в создании особой техники. Её особенности:

  • отказ от чётких контуров;
  • отказ от детализации и прорисовки (впрочем, иногда на импрессионистских картинах часть изображения прорисована, часть — нет);
  • отказ от лессировки, то есть от нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета, что характерно для классической школы;
  • использование этюдных мазков — энергичных, крупных;
  • раздельное наложение мазков;
  • отказ от смешивания красок — это одна из ключевых особенностей импрессионистской техники.

Живописцы-импрессионисты отказались от использования палитры и создавали оттенки, нанося мазки чистых цветов близко друг к другу (интересно, что чёрную краску практически не использовали, создавая тёмные зоны за счёт визуальных эффектов). Поэтому на импрессионистские произведения нужно смотреть с определённого расстояния.

Однако новаторская техника была только частью тех изменений, которые принёс в живопись импрессионизм. Выяснилось, что при естественном освещении в различное время суток, в тени или на ярком солнце, предметы не всегда выглядят так, как мы привыкли видеть их в комнате или на классических картинах. Например, когда солнце бьёт в глаза, мы щуримся, и это меняет восприятие, а если небо заполоняет грозовой фронт, мир обретает контрастную чёткость.

Художники-импрессионисты стали изображать вещи такими, какими видели их в момент творения картины, и это ломало шаблоны. Например, красные ягоды могли приобрести фиолетовый оттенок, а уходящая вдаль фигура — полураствориться в пелене тумана или дождя.

Великие художники-импрессионисты

Первые импрессионистские ноты появились в пейзажах известных мастеров. Предтечами импрессионизма считаются Эжен Делакруа (Eugène Delacroix) и Уильям Тёрнер (William Turner).

Интересно, что на развитие импрессионизма оказало влияние творчества Кацусики Хокусая и других японских пейзажистов.

Как отдельное течение импрессионизм начал формироваться в 1860-х годах, а первая выставка, объединившая новаторов, состоялась в 1874 году. Тогда же, кстати, Луи Леруа напечатал свой фельетон, благодаря которому у направления появилось название.

Наибольшее влияние на развитие нового стиля оказали:

    (Édouard Manet) и Клод Моне (Claude Monet) — два великих импрессиониста с похожими фамилиями. Их знакомство началось с путаницы на выставке и ссоры (Мане поздравляли с успехом Моне), но эта забавная ситуация стала началом большой дружбы; (Edgar Degas), певец театрального мира, оперы и кафешантанов. Один из немногих живописцев-импрессионистов, избегавший пленэра; (Pierre-Auguste Renoir) — первый среди художников направления, которого признал свет; (Alfred Sisley) — мастер лирического пейзажа.

Большой вклад в развитие импрессионистской живописи внесли Камиль Писсарро (Camille Pissarro), Фредерик Базиль (Frédéric Bazille), Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte) и художница Берта Моризо (Berthe Morisot).

Впечатляют ли вас работы этих мастеров? Делитесь впечатлениями в комментариях. Если же у вас возникло желание войти в число коллекционеров, собирающих произведения художников-импрессионистов, принимайте участие в онлайн-аукционах на сайте VeryImportantLot. Это возможность стать обладателем картин, чья ценность возрастает с каждым годом.



Импрессионизм — это направление в живописи, которое появилось во Франции в конце XIX века.

Художники этого направления выступали против традиций классицизма и реализма. Они стремились показать красоту конкретного момента, передать свои эмоции от увиденного. Для этого авторы изобрели новые живописные методы. Они отказались от черного цвета, не использовали палитру, иногда выдавливали краску из тюбика прямо на холст, а вместо контуров изображаемых предметов использовали мелкие мазки.

Импрессионизм — это термин, производный от латинского языка, и означает впечатление, отражение. Обозначает направление в искусстве, появившееся в живописи второй половины XIX века. Основными предпосылками этого направления постулировалась необходимость запечатлеть момент, что был замечен создателем холста. Его сторонники больше всего ценят натюрморты, пейзажи, персонажей в движении.

Импрессионизм — направление в искусстве

Концепция понятия

Импрессионизм — направление в искусстве, зародившееся во Франции. Черты импрессионизма — художник изображал вещи в соответствии со своими впечатлениями, не заботясь об общепринятых правилах. Он работал на открытом воздухе, разбивал и разделял цветовые пятна, использовал только чистые цвета солнечного спектра, стремился вернуть интенсивность света, его возможности выражаются в том, чтобы уловить жизнь в её мимолётности.

Стоит вспомнить импрессионизма представителей, вот список:

Понятие импрессионизм

  1. Эдгар Дега.
  2. Клод Моне.
  3. Берт Морисо.
  4. Огюст Ренуар.
  5. Камиль Писсарро.
  6. Альфред Сислей.
  7. Пол Сезанн.
  8. Ван Гог.

История возникновения

История возникновения импрессионизма

Первоначальной датой возникновения истории импрессионизма считается 1874 год, когда проходила выставка инновационных работ. Название происходит от картины одного из основоположников импрессионизма — Клода Моне. Изображение эпохи основателя объединяет всю особенность понятия, то есть желание увековечить мимолётный момент. Это фиксация на холсте единственного в своём роде случая, затрагивающего чувства, который не может ускользать.

Работы импрессионистов находятся в явном противоречии с последней волной произведений создателей реалистического направления. Напротив, они не затрагивают социальных тем, не имеют дела с метафизическими проблемами, не показывают обычную повседневную жизнь. Они также отходят от классической картины. Отрезаны они и от краткой темы исторического, библейского, религиозного характера. Одним из первых вышел на улицу и нарисовал красоту Моне

Импрессионисты уделяли большое внимание роли света, угла обзора, настроения, которые они хотели увековечить. Цветовая гамма, специфичная для этого направления, также имела большое значение.

Художники использовали масло в портретах и пейзажах и только следующие семь цветов радуги и смешивали их только на холсте:

  • красный;
  • оранжевый;
  • жёлтый;
  • зелёный;
  • синий;
  • индиго;
  • фиолетовый.

Со времён импрессионистов определение изображения стало отличаться и имело всё меньшее значение. Было важно, в какой форме это было сделано. Вопреки распространённому мнению, источником вдохновения для художников стало развитие технологий. Важную роль здесь сыграло изобретение фотографии, цель которой была такой же, как импрессионизм. Страсть к природе света как результат прогресса в области оптики.

Черты импрессионизма

Первоначально представлены были художники движения искусства, которые сформировали плотную группу. Этот расцвет переживает новое направление в период с 1874 по 1886 год. Предшественники импрессионизма самостоятельно организовывали выставки, которые рекламировали их работы

Название направления было совершенно случайно назначено и принято группой. Один из художников Клод Моне на первой знаменитой выставке 1874 года представил свою картину. Организатор выставки, Эдмонд Ренуар, брат одного из знаменитых импрессионистов, занимался каталогованием работ экспозиции, сменявшихся постоянно повторяющимися именами.

Основоположники импрессионизма

Важным местом для импрессионизма был район Монмартр в Париже. Там в каком-то смысле всё началось. Это была область, где жили многие художники в 60-х гг. В местном кафе Guerbois группа художников встретилась, чтобы поговорить о новом искусстве. Дискуссии вёл в основном Моне. Его неоднозначные взгляды на искусство понравились другим посетителям кафе. Там можно было встретить Фантена-Латура, Дега или Василия (друга семьи Моне). Базиль подружился с молодыми художниками из студии Glayre-Monet, Renoire и Sisley. Вскоре к нему присоединились Писсарро и Сезанн.

К сожалению, бурные разговоры о живописи сломали бурные времена. Война началась с Пруссии в 1870 году. Группа будущих импрессионистов распалась. Национальная гвардия взяла Моне и Дега. Затем Моне, Писсарро и Сислей нашли убежище в Англии. Ренуар вступил в войну, но подальше от фронта. Их друг Василий погиб в бою в 29 лет.

Большой прорыв

Выставка работ импрессионистов

Когда современные художники начинали свою карьеру в мире искусства, мнение критиков, работающих в Салоне, было очень важным. Это была ежегодная выставка, которая ставила оценки и была свидетелем карьеры классических художников. Они поддерживали и предлагали искусство, которое уважает традиции и классические образцы.

Иногда кому-то удавалось прорваться сквозь жёсткую критику Салона, но для импрессионистов была закрыта дверь. Жюри подвергло критике отрывочные техники художников, пейзажные сюжеты или сцены, наблюдаемые в городской жизни парижан. 1874 год был переломным, группа Societe Anonyme des Artistes, основанная запрещёнными художниками, организовала собственную выставку Peintres.

Главная идея

Направление, затронувшее музыкальные произведения, литературу, живопись

Импрессионизм сфокусирован на передаче приоритета в живописи, дизайне и цвете, который даёт свет человеческому глазу. Игра света, его степень серьёзности меняет цвет вещей, даёт новые оттенки, часто очень эфемерные. Поэтому картины, написанные импрессионистами, не всегда яркие, а и пастельные.

Долгое время в живописи существовало убеждение, что произведения искусства должны отражать реальность, спасённую наблюдателями. Созданы были произведения классики, романтики. Между тем импрессионисты пытались показать, что мир меняется, и наши глаза не могут идти в ногу с записью всего таким точным способом. Один лес может выглядеть совершенно иначе в течение дня. Большую роль играет игра света. Художники пытались изобразить средства, чтобы запечатлеть моменты изменчивости природы. Поэтому так часто рисовали пейзажи и использовали ​​насыщенную цветовую палитру.

Для них не имело значения, композиция была тщательно проработана, или была работа раскрашена по памяти. То, что художник видел, его взгляд — в деталях. Всё это можно узреть в работах импрессионистов, которые, не опасаясь смелых мазков, пересекли границы привычного.

Они играли со светом, который размыл контур предметов и людей. Свет давал надиктованные оттенки цветов, палитра художников была такой тёплой, как будто подвергалась солнечным законам. Люди, которые появились на изображениях, запечатлены в движении. Художники стремились передать динамику улицы, площади или парка. Окрашенные фигуры часто размыты, лица неузнаваемы. Это создаёт впечатление пойманного момента, казалось бы, случайной композиции.

Импрессионисты рисовали от природы. Это один из отличительных способов художников. Создание на открытом воздухе, было, однако, известно раньше, но ранее были нарисованы только эскизы для дальнейшей работы с мастерской.

Концепция понятия

Импрессионисты относились к живописи от природы как к долгу службы. По их мнению, художник никогда не запомнит точно всё, что видел на открытом воздухе, и поэтому рисунок в мастерской фрагментно потеряет свежесть и мимолётность. Когда Моне перестал работать с Глэйром, он отправился в Нормандию, чтобы посвятить себя живописи от природы. В 1863 году вместе с Ренуаром, Василием и Сисли они разработали методы формирования нового творчества. Выявлено это во время экспедиций в деревни Барбизон и Марлотт.

Технология выполнения

Великое искусство импрессионизма является чисто инстинктивным и визуальным, но это видение зависит от света и его постоянных трансформаций.

Поэтому пейзаж подавляет все остальные темы и полностью исключает следующие из них:

  • религиозные;
  • мифологические;
  • исторические.

Внимание импрессионистов привлёк тот факт, что они создают рефлексы — и особенно такие, которые быстро меняются. Они хотели сделать изменчивость природы, её движения, выражения.

Большой прорыв в импрессиониме

Каждый живописец стремился запечатлеть очарование места в определённый день, час. Это желание побудило Моне действовать. Художник хотел доказать, что, разместив мольберт в одном и том же месте, но в разное время дня, он увидит постоянно меняющиеся формы.

Русские импрессионисты не хотели изображать формы и цвета, основанные на существующих знаниях. Они также отказались от контурного рисунка, отказались от геометрических перспектив, пространство и объём подчёркивались цветом — его интенсивностью и оттенком.

Читайте также: