Классицизм в архитектуре германии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Во второй половине XVIII века в Германии возникает и развивается идеология Просвещения. Она ориентировалась на образцы античной культуры и искусства. Правомерность этих взглядов обосновывалась в трудах И. И. Винкельмана.

В это время в архитектуре начинают появляться первые признаки классицизма. Хотя в некоторых работах архитекторов еще наблюдалось влияние барокко, классицизм уверенно набирал силу.

Ф. В. Эрдманедорф строит в 1769 -1773 годах дворец в Вёрлице без всяких украшений, с коринфским портиком. Это здание — одно из первых в Германии, где было заметно влияние античной архитектуры.

Заслуга Давида Жилли — представителя классицизма — в создании в 1798 году берлинской Академии архитектуры. Он строит в разных городах Германии.

Разумное и четкое выражение архитектурного стиля классицизма наблюдается в работах Фридриха Жилли. С 1798 года он вел педагогическую работу в берлинской Академии архитектуры. Его учениками были немецкие архитекторы К. Шинкель, К. Лангханс и Л. Кленц.

В первой половине XIX века ведущее место занимают архитектурные работы крупнейшего представителя немецкого классицизма Карла Фридриха Шинкеля — архитектора, живописца, графика, теоретика архитектуры. Вначале он занимается живописью, а с 1815 года начинает строить: им возведены Новая караульня (1816-1818), Старый музей (1824-1828), Драматический театр (1819-1821). В его архитектуре наблюдаются четкие и правильные в построении планы, в фасадах применены элементы античной архитектуры.


Бранденбургские ворота в Берлине

Новая караульня, Берлин - www.Arhitekto.ru

Зодчество Германии второй половины XVIII века развивалось в направлении классицизма, хотя в некоторых сооружениях этого времени все еще ощущаются реминисценции барокко. В области архитектурной теории Германия наряду с Францией занимала в XVIII веке руководящее положение среди европейских стран.

С самого начала классицизм в Германии имел двойственный характер. С одной стороны, как и в других странах, он был стилем архитектурных монументов, однозначно подчиненных античным канонам, с другой — проявлял стремление к гармоничному решению связи между назначением и формой.

Поздний классицизм может быть представлен работами архитектора Л. Кленца, который в Мюнхене создал обширную площадь, ограниченную Глиптотекой (музей античной скульптуры), Пинакотекой (картинная галерея) и Пропилеями (1816-1862 гг.).

Немецкий интерьер, как и английский, в 1-й четверти XIX века испытал на себе сильное воздействие со стороны Франции, и лучше всего охарактеризован городскими жилыми домами.

Небольшие уютные комнаты имели:

  • гладкие потолки, ограниченные карнизами;
  • гладкие стены, окрашенные краской одного тона;
  • мебель красного дерева;
  • на стенах симметрично развешивались картины, литографии, рисунки в прямоугольных рамах классицистического характера.


Архитектурный памятник классицизма Франции - французский Пантеон (Panthеon). Латинский квартал 5-го округа Парижа, Франция. Фундамент заложен в 1758 г. архитектор Ж. Суффло. Здание закончено учеником Суффло в 1789 г.


Макет королевской солеварни. Арк-э-Сэнан (35 км от Безансона). Архитектор Клод-Николя Леду.


Мезон-Лаффит (Maisons-Laffitte.) Архитектор Никола Франсуа Мансар. 1642–1651 гг.

Модуль (modulus — мера) в архитектуре - это условная единица - мера, принимаемая для проектирования разных частей здания.

Архитектурный памятник классицизма Франции 17 века - восточный фасад королевского дворца в Париже Лувра (Louvre) архитектора Клода Перро (Claude Perrault. 1613-1688 гг). Фасад имеет протяженный фасад (длина 170,5 м при высоте 27,7м, ордерную структуру с двухэтажной галереей и симметричными ризалитами, спаренными колоннами коринфского ордера. Пропорции сооружения основаны на модуле, равном величине нижнего диаметра колонн, как в античном строительстве.


Восточный фасад Лувра. Архитектор Клод Перро.


Церковь св. Женевьевы в Париже. Архитектор Жак Жермен Суфло. Спроектирована в 1756 г.

Архитектурные памятники классицизма в Германии


Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor) — архитектурный памятник классицизма в центре Берлина. 1788—1791 гг. архитектор К. Г.Лангханс.

Архитектурные памятники классицизма в России

Об особенностях классицизма в России мы рассказывали в статьях Екатерининский классицизм, Александровский классицизм, Классицизм в архитектуре России, Московский классицизм, Классицизм в Петербурге. В России работали над созданием классической архитектуры итальянские мастера: Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди, француз Валлен-Деламот, шотландец Чарльз Камерон. В этом стиле творили Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров.

Архитектурные памятники классицизма в Голландии

В 17 - начале 18 века классицизм сформировался в архитектуре Голландии, выразившись в наиболее сдержанных формах. Яркий представитель классицизма - архитектор Якоб ван Кампен (Jacob van Campen, 1595-1665 гг.)


Королевский дворец (Royal Palace). Якоб ван Кампен (Jacob van Campen) Амстердам. 1655 г.

Архитектурные памятники классицизма в Швеции

В Швеции в конце 17 - начала 18 вв. классицизм напоминал и французское, и голландское направление, а иногда имел элементы барокко. Известный архитектор классицизма - Никодемус Тессин Младший (Nicodemus Tessin Younger. 1654-1728 гг.).


Стокгольмский королевский дворец. Архитектор Никодемус Тессин Младший.

В эпоху классицизма начали создавать крупномасштабные городские проекты. Архитектурными памятниками классицизма стали целые кварталы Хельсинки, Варшавы, Дублина, Эдинбурга, Петербурга. Проекты коснулись не только столицы, но и провинциальных городов, где вели строительство в соответствии с альбомами типовых проектов, созданных великими мастерами.

Масштаб, колонны, мрамор — кажется, узнать классическое здание среди других не составит труда. На самом деле стиль многолик и разнообразен. Какие еще признаки указывают на него и как выглядят яркие представители — рассказываем в статье

Фото: shutterstock

Основа классицизма — архитектура античности, в которой мастера заимствовали пропорциональность, строгий логический порядок и симметричную композицию. Также для него характерно минимальное количество декора.

Что такое классицизм в архитектуре

Классицизм — это архитектурный стиль, который был популярен в период 1750–1830 годов. Его часто называют неоклассицизмом, чтобы отличить от архитектуры античности или эпохи Возрождения. Открытия, исследования и археологические раскопки классических памятников в Италии, Греции и Малой Азии сыграли большую роль в его развитии. Античность считалась главным источником вдохновения архитекторов того времени.

Рококо со своей сложностью и обилием декора стало отходить на второй план. На смену в качестве полной противоположности пришел классицизм. В его эстетике главное место занимали лаконичность, порядок, строгость, фундаментальность и масштаб. Поэтому в классическом стиле можно было планировать целые города.

Во время итальянского Ренессанса и с упадком готики архитекторы Л. Б. Альберти, С. Серлио и Дж. Бароцци да Виньола многое сделали для того, чтобы возродить классицизм.

Особенности классицизма в архитектуре

Классическая архитектура стремилась к понятным формам и геометрии. В ней много прямых линий, композиции кажутся законченными. Греческая архитектура следовала строго структурированной системе пропорций, которая связывала отдельные архитектурные компоненты со всем зданием.

Также важную роль в классицизме играла природа: архитекторы вдохновлялись красотой окружающего мира. Главными цветами считались насыщенный зеленый, синий, белый, фиолетовый. Украшениями зданий служили скульптуры и статуи, ротонды, барельефы, при этом декор стремился к минимализму.

Симметрия и пропорции. Классические здания как правило симметричны, часто используются колонны, окна расположены равномерно.

Архитектура классицизма стремилась к симметрии и пропорциям

Колонны в определенном стиле . Ордер — это архитектурная композиция, в которой есть вертикальные элементы (колонны/пилястры) и горизонтальные (антаблемент). Он бывает дорическим, ионическим или коринфским в греческой архитектуре или тосканским и композитным — в римской.

По внешнему виду колонн можно понять, к какому архитектурному ордеру они относятся

Фронтон на портике. Во многих домах и зданиях есть парадное крыльцо с классическим фронтоном наверху. Дверь обычно расположена в центре здания.

Парадное крыльцо с фронтоном

Прочные строительные материалы . В классической архитектуре чаще всего используются мрамор, бетон и кирпич.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге

Большие окна. От пола до потолка, с мелкой расстекловкой.

Для классицизма характерны большие окна

Монументальность. Большие площади, масштабные постройки, крупные формы.

Фото:shutterstock

Отсутствие декора. Стены лишены каких-либо украшений, элегантные и строгие интерьеры.

Фото:shutterstock


Сергей Никешкин:

— Классицистическая архитектура легко узнаваема. Здания обычно симметричны и имеют равномерно расположенные элементы: колонны, окна, крылья, часто — купола. Характерны для стиля колонны с классическими ордерами. Практически во всех зданиях в стиле классицизм есть портал с фронтоном, дверь расположена строго по центру. Преимущественно здания возводились из камня и мрамора, бетона и кирпича. Также в них есть определенные архитектурные элементы: дентикула, среднескатные крыши, коробчатые карнизы, декоративные дверные проемы и фронтон над входной группой, прямоугольные окна.

Примеры классицизма в архитектуре

Сергей Никешкин:

— Яркий представитель классицизма — Берлинский драматический театр, построенный по проекту Карла Шинкеля. Фасад здания монументален: ионический портик, стоящий на вершине крутого лестничного пролета, с фронтоном. Над ним — еще один фронтон, увенчанный бронзовой квадригой, симметрично расположенные крылья с рустованным цоколем, пропорциональные окна.

Фото:Ansgar Koreng/wikipedia.org

Одно из архитектурных сооружений, вдохновленное римским Пантеоном, — базилика Сан-Франческо-ди-Паола, построенная в 1816–1824 годах архитектором Пьетро Бьянки в Неаполе. Характерные черты этого классицистического здания: полукруглый дорический портик с 38 колоннами, пронаос, образованный шестью колоннами и двумя пилястрами ионического ордера, которые поддерживают архитрав, фронтон, три купола — центральный большой и два, симметрично расположенные, поменьше .

Базилика Сан-Франческо-ди-Паола

Классицизм в России

В 60-е годы XVIII века строгий и рациональный стиль сменил пышное барокко. Выделяют несколько периодов развития этого стиля в России.

Ранний классицизм (1760–1770). Барокко и рококо все еще присутствуют, форма и декор этих стилей соединяется с классицизмом. Известными представителями того периода были Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, А. Ринальди.

Зрелый классицизм (1770–1790). В прошлое уходят обильное декорирование и повышенное внимание к деталям, формы становятся простыми, геометричными, здания выглядят более фундаментальными и масштабными. Появляются многочисленные дворцы, загородные усадьбы, принадлежавшие дворянам, особняки в черте города. В это время в России работали архитекторы Дж. Кваренги, В. Баженов, М. Казаков.

Многие здания в Санкт-Петербурге представляют классицизм. Известным примером стал Казанский собор, построенный по проекту А. Воронихина и И. Колодина. Его также называли копией собора Святого Петра в Риме, но план и композиция сооружения — оригинальная работа архитекторов.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Еще одним организационным центром города стало Адмиралтейство А. Захарова и И. Коробова. Благодаря талантам архитекторов в ритмической организации здания удалось избежать повторений и однообразия.

Адмиралтейство А. Захарова и И. Коробова

Сергей Никешкин:

— Классицизм в России и в Европе основывался на одних ключевых принципах — гармонии, симметрии, упорядоченности. Но все же он имеет определенные национальные черты. В русской традиции самые распространенные ордера — дорический, коринфский и тосканский, укрупняются колоннады и арки, внимание уделяется скульптуре как важному символическому элементу и в целом декоративному оформлению, часто встречается сочетание треугольного фронтона с круглым куполом, архитектура чаще двухцветна.

В Санкт-Петербурге сосредоточено множество архитектурных памятников. При Александре I и Николае I увеличилось число монументальных сооружений, а период их правления пришелся на расцвет классицизма. Один из ярчайших примеров — кафедральный собор Казанской Божьей Матери, возведенный архитектором Андреем Воронихиным. Над экстерьером доминирует полукруглая колоннада коринфского ордера, которая оформила завершенную композицию площади и определила художественно-смысловой центр Невского проспекта. Перед входом — портик с фронтоном.

Пример русского классицизма — Дом Пашкова (1784–1786) в Москве. Дом с небольшой башней и бельведером был построен по проекту Василия Баженова. Его отличают симметрия, коринфский ордер, богатый декор, фронтоны и портики у флигелей, рустованный цоколь.

Дом Пашкова

Представитель русского классицизма — Матвей Казаков, построивший здание Сената в Кремле. Протяженный фасад отличается равномерным членением окон и колонн. Портал включает портик со сдвоенными колоннами и треугольный фронтон. Из других типичных черт: рустованный цоколь, дентикула, двухцветная архитектура .

Здание Сената в Кремле

Классицизм в Европе

Классицизм стал одним из самых распространенных стилей во всем мире.

Его основные черты в Европе сформировались благодаря архитектуре А. Палладио. Но в каждой стране он проявлялся по-разному.

Во Франции ярким примером классицизма стал Пантеон в Париже, начатый в 1757 году архитектором Ж.-Ж. Суффро. Первоначально он должен был построить церковь Св. Женевьевы — покровительницы французской столицы. Но после того как Людовик XV, по приказу которого шла стройка, был свергнут, цель изменилась — и на месте церкви появился Пантеон, в котором хоронили знаменитых французов.

Это здание в форме креста увенчано большим куполом, фасад образован коринфским портиком и треугольным фронтоном, крылья здания пропорциональны и симметричны.

В интерьере много четких форм, горизонтальных и вертикальных линий, а также арок и сводов.

Парижский Пантеон

Сергей Никешкин:

— В разных странах стиль подпитывался из разных источников: где-то идеалом считалась архитектура Древней Греции, где-то — Древнего Рима, отличавшиеся формальным языком и строительными технологиями. В Италии были сильны традиции древнеримской классической архитектуры.

Например, структура Кановианскиого храма в Поссаньо вдохновлена римским Пантеоном: размеры портика строго соответствуют классическим пропорциям, а ротонда с куполом выполнена в римском формате.

Кановианский храм в Поссаньо

Развитию классицизма в Европе способствовало появление церкви Богоматери в Копенгагене по плану архитектора Кристиана Хансена, глубоко впечатленного древними постройками Рима. В архитектуре церкви есть портик с фронтоном, дентикула, равномерное членение фасада, пропорции. Датский классицизм более строгий в отличие от итальянского или русского.

Церковь Богоматери в Копенгагене

Интересный пример, показывающий, насколько разным может быть европейский классицизм, — аббатство Святого Власия в Санкт-Блазиене в Германии. Собор отличают высокий купол большого диаметра, угловые ризалиты, усиливающие симметрично-квадратную планировку двух дворов, дорический портик, симметричное расположение архитектурных элементов.

Читайте также: