Коронация это в истории кратко для детей
Обновлено: 06.07.2024
корон а ция, коронации, жен. (лат. coronatio) (офиц. дорев. и загр.). Торжественная церковная церемония возложения короны на вступившего на престол монарха.
Москва. Энциклопедический справочник
Словарь Ожегова
КОРОНАЦИЯ, и, ж. Церемония возложения короны на монарха, вступающего на престол, возведение на царство.
| прил. коронационный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
ж.
Торжественная церемония возложения короны (1) на голову монарха, вступающего на
престол.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
или коронование — торжественное, соединенное с церковными обрядами принятие монархом символов принадлежащей ему власти; в древней Руси носило название венчания на царство (см.); в своей вполне законченной форме появилось в России со времени принятия государями императорского титула. К. носит название священного, так как соединяется с св. миропомазанием, обрядом, ведущим свое происхождение от древнееврейского помазания царей на царство. Согласно учению православных богословов, миропомазание, соединяемое с К., являет из себя особое таинство: царь не посвящается в духовную иерархию, как это бывало с императорами византийскими, и не принимает на себя власти священнодействия и учительства, но получает силу и премудрость для осуществления высшей правительственной власти как в государстве, так и в церкви [О связанных с этим учением вопросах православной апологетики см. Цезаропапизм.]. Петр Великий указом 16 мая 1721 г. приказал считать день К. праздничным, наравне с царскими днями рождения и тезоименитства (П. С. З. 1, VI, 3783). 7 мая 1724 г. он же показал первый пример императорской К., возложив корону на имп. Екатерину Алексеевну. В извещавшем о предстоящем торжестве манифесте (15 ноября 1723 г.) он указывал на заслуги государыни перед отечеством в труднейшие для него времена и в пояснение своей воли короновать ее указывал, что "во всех христианских государствах непременно обычай есть потентатам супруг своих короновать, и не точию ныне, но и древле у православных имп. греческих сие многократно бывало, именно: имп. Василиск супругу свою Зиновию, имп. Юстиниан супругу свою Люпицию, имп. Ираклий супругу свою Мартинию, имп. Лев Премудрый супругу свою Марию императорским венцом короновали" (П. С. 3. 1, VII, 4366). За два дня о К. объявляли особые герольды; по поводу К. учреждена была рота кавалергардов. В Успенском соборе воздвигнут был трон; на особом столе находились имп. регалии. Помосты с перилами, покрытые красным сукном, вели от Успенского собора к Красному крыльцу и к Архангельскому собору. Церемонии при этой К., с тех пор в общем удержавшиеся, были следующие: в 8 час. утра торжественный благовест в Успенском соборе, молебен и часы; по пушечному сигналу приход приглашенных в Кремлевский дворец; в начале 10 часа выход государя и его супруги в Успенский собор, где они заняли кресла на троне. Император, держа в руке скипетр, возложил на императрицу сначала мантию, потом корону, при пении многолетия, залпах и колокольном звоне. По выслушивании литургии, императрица у царских врат опустилась на колени и архиеп. Феодосий помазал ее на челе, на персях и на обеих руках св. миром, а архиеп. Феофан помазанные места отирал хлопчатой бумагой; за помазанием немедленно следовало причащение. По выходе из Успенского собора императрица поклонилась св. мощам и могилам государей, почивающих в Архангельском соборе, и государынь, почивающих в Вознесенском женском м-ре. В память К. впервые выбита была медаль с портретами Петра и Екатерины и изображением: монарх возлагает корону на голову своей супруги. Особых милостей народу не было; лишь раньше, 28 апреля 1724 г., дан был именной указ об отсрочке на 3 года взыскания недоимок "для будущей коронации вед. госуд. имп. Екатерины Алексеевны" (П. С. 3., 4496). После Екатерины коронован был, по желанию верховного тайного совета, Петр II (хотя и не совершеннолетний), о чем извещено было манифестом от его имени 10 октября 1727 г. (П. С. 3., 5179). К. состоялась 25 февраля 1728 г. по тому же, с незначительными изменениями, церемониалу, по которому короновалась Екатерина I. Милостей подданным было оказано больше, чем при первой К.: были прощены некоторые недоимки и штрафы, облегчены наказания, прощены за майскую треть 1728 г. подушные деньги (П. С. 3., 5243, 5244). Анна Иоанновна короновалась 28 апреля 1730 г.; императорские регалии, мантию, корону и скипетр возложил на нее архиепископ Феофан; в чин К. впервые внесена была особая молитва, возглашаемая коленопреклоненным в порфире государем. По прочтении этой молитвы все присутствующие преклонили колени и архиепископ Феофан, тоже на коленях, прочитал благодарственную молитву. После миропомазания императрица введена была в алтарь и приняла св. дары по чину царскому, т. е. так же, как причащаются сами священнослужители — особо тела и вина. Манифеста с милостями для народа по случаю К. имп. Анна не издавала. Имп. Елизавета Петровна короновалась 25 апреля 1742 г.; для устройства торжества были назначены особые обер-маршал и обер-церемониймейстер (П. С. З., 8538). Мантию и корону императрица сама возложила на себя; причащалась по чину царскому в алтаре. Еще до К., 15 декабря 1741 г., появился манифест о прощении преступников и о сложении штрафов и начетов с 1719 г. по 1730 г.; вскоре после К., 27 сентября 1742 г., издан указ о возвращении из ссылки без суда сосланных. Имп. Петр III не короновался, как и малолетний имп. Иоанн VI. Имп. Екатерина II, уже через неделю по восшествии на престол, обнародовала манифест об имеющей совершиться К. (П. С. 3., 11598); К. происходила 22 сентября. Церемония была та же, что при имп. Елизавете. Праздник для народа дан был 28 сент.; нищим раздавали деньги, во многих местах поставлены были столы для нищих с закусками; по улицам развозили для народа жареных быков и бочки пива и меда. В день К. издан был манифест о прощении впавшим в преступления, о сложении начетов и казенных взысканий, чтобы "сохраняя, сколь возможно, долг — к правосудию, участниками сделать общей радости и впавших в разные преступления" (П. С. З., 11667); российскому войску подтверждены были "права и преимущества, дарованные императрицей Елизаветой" (П. С. З., 11668). Первое совместное К. императора и императрицы совершено было по вступлении на престол имп. Павла I; он же первый из государей до торжественного въезда в Москву остановился в Петровском дворце, построенном Екатериной II. При К. (5 апреля 1797 г., в первый день пасхи) имп. Павел возложил на себя далматик, а потом уже порфиру. По совершении К. император сел на престоле и, положив регалии на подушки, подозвал к себе императрицу, которая стала перед ним на колени; сняв с себя корону, он прикоснулся ею к голове императрицы и корону опять возложил на себя; потом подана была меньшая корона, которую император и возложил на голову императрицы. По совершении К. имп. Павел прочел во всеуслышание формальный акт о престолонаследии. День К. имп. Павел I ознаменовал, кроме того, учреждением об императорской фамилии, установлением о российских имп. орденах и манифестом "о трехдневной работе помещичьих крестьян в пользу помещика и о непринуждении к работе в дни воскресные" (П. С. З., 17909). К. имп. Александра I происходила 15 сентября 1801 г.; к ней были вызваны депутаты от дворянства и купечества от всех губерний, кроме сибирских и др. отдаленных. 19 сентября, на Сокольничьем поле, был устроен народный праздник. В манифесте, извещавшем о короновании, давались милости народу: освобождение от рекрутского набора на год, скидка 25 к. с души в подушной подати за 1802 г., невзыскание штрафов, прощение беглых, прибавка военнослужащим до полковника 1/4 к жалованью и др. (П. С. З., 20011); в тот же день издан был указ об учреждении комиссии для пересмотра прежних уголовных дел, подтверждены были жалованная грамота Сарептского братства и такая же грамота г. Риги. Имп. Николай I короновался 22 авг. 1826 г. Молитву при коронации император читал не по книге, где напечатан весь чин К.; для него она была перепечатана крупнейшим шрифтом на толстом листе бумаги, который потом переплетен был в вид книжки, и ныне хранится в СПб., в имп. публ. библиотеке. После К. император, под балдахином и облеченный в регалии, проследовал из Успенского собора в Благовещенский, а отсюда к Красному крыльцу; на верхней ступени крыльцо государь приветствовал народ троекратным наклонением головы. Угощение народа (16 сентября) происходило на Девичьем поле. Манифест 22 августа даровал различные облегчения или полную отмену наказания некоторым преступникам ("где нет смертоубийства, разбоя, грабежа и лихоимства"), прощал беглых, снимал казенные начеты ниже 2000 руб. (П. С. З., 540). Как бы дополнением к этой К. была К. имп. Николая I в Варшаве, 12 мая 1829 г. Она происходила в зале сената в варшавском дворце, в присутствии сенаторов, нунциев и депутатов царства. Прослушав обедню в православной церкви, император явился в залу; лица, несшие регалии, стали по обеим сторонам трона; архиепископ-примас произнес молитву. Когда государь возложил на себя императорскую корону, надел порфиру, принял в руки державу и скипетр, украсил цепью ордена белого орла государыню, — архиепископ провозгласил троекратно: "vivat rex in aeternum!" Затем император, преклонив колено, произнес молитву за себя и вверяемый ему Богом народ; совершив ее, он стал один на возвышение трона, а все присутствующие пали на колени. Император Александр II короновался 26 августа 1856 г., особым манифестом раньше известив о своем намерении не приступать к К., "пока не смолкнет гром брани" (П. С. З., 30401). К К. были вызваны в Москву губернские предводители дворянства и городские головы губернских городов; в Москве временно закрыта была синодальная контора и открыто было присутствие самого св. синода. В соборе поставлено было три престола: престол царя Иоанна III — для императора, престол царя Михаила Федоровича — для императрицы, престол царя Алексея Михайловича — для вдовствующей императрицы. В московском университете 31 августа состоялось чрезвычайное публичное собрание, на котором была сказана речь по поводу К. профессором Шевыревым. Для народа устроен был праздник, 8 сентября на Ходынском поле. Манифестом, изданным в день коронации, повелено было сделать немедленно общую народную перепись, чтобы справедливее разложить подати; дано освобождение от рекрутских наборов на 1856-й и 3 следующих года, сложены все недоимки прежних лет, также и недочеты ниже 600 руб., повелено освободить несостоятельных должников, даны облегчения по ссудам и т. п. Особо означено было помилование и возвращение прав осужденным за политические преступления 1825 и 1827 г., а также польским мятежникам 1831 г. (П. С. З., 30877); для Царства Польского особый ряд милостей был опубликован отдельно (П. С. З., 30878); особо определены также милости для военных и морских офицеров, исключенных из службы (П. С. З., 30884) и облегчена участь лиц военного и морского ведомства, впавших в преступления (П. С. З., 30943 и 30978). К. императора Александра III состоялась 15 мая 1883 г. Кроме предводителей дворянства, городских голов и представителей губ. земск. управ, в Москве были собраны также из разных мест волостные старшины, к которым Государь обратился с речью, внушая им слушаться предводителей дворянства. 23 апреля опубликованы были милости для военного ведомства, в виду предстоящей К.: производства в офицеры сверх вакансий, расширение правил об увечных, пособия семьям погибших на войне (П. С. З., III, 1520). Манифест, изданный в день К., прощал ряд недоимок, пеней, штрафов, убытков и начетов, давал облегчения виновным в польском мятеже 1863 г., прощал сполна недоимки, накопившиеся к январю 1 8 83 г. по подушной подати во всей Империи, давал полное прощение высланным с Кавказа за мятеж горцам и т. п. (П. С. З., 1583). В память К. отчеканена была особая медаль.
1. Венчание на царство царя Михаила Феодоровича. 11 июля 1613 года.
2. Венчание на царство царей Иоанна и Петра Алексеевичей. 25-го июня 1682 года.
3. Венчание на царство императрицы Екатерины II. 22-го сентября 1762 года.
4. Венчание на царство императора Александра III. 15-го мая 1883 года.
Литература. Катаев, "О священном венчании и помазании царей на царство" (СПб. 1847); Суворов, "Русское церковное право" т. II; Горский, "О священнодействии венчания и помазания царей на царство" ("Прибавления к Творениям св. отцов", ч. XXIX); А. Т., "Царские коронации" (СПб., 1882); "Коронация Екатерины Первой" (рассказ Берхгольца и современное официальное описание, "Русский Архив", 1883, 2); "Воспоминание о коронации имп. Александра I" ("Заря", 1870, № 3); "Август 1856 г. Из дневника Г. А. Милорадовича" ("Русский Архив", 1884, № 3); В. Жуковский, "О короновании государя имп. Николая Павловича в Варшаве" ("Сочинения", 1885, т. V, стр. 361—463); В. И. Жмакин, "Коронация русских императоров и императриц" ("Русская Старина", 1885, т. XXXVII и XXXVIII); "Коронование государя имп. Александра III" ("Исторический Вестник", 1883, приложение); "Коронование государей" ("Исторический Вестник", 1883, № 5).
У германских народов К. первоначально заменялась поднятием на щит (elevatio, gyratio). Франки раньше других ввели у себя миропомазание, начиная с Хлодовеха. С 1173 г. до Людовика XVI французские короли помазывались елеем и короновались в Реймсе; там же короновался Карл Х (1825). Короли лангобардов короновались в Павии, Милане или Монце. На Карла Великого возложил корону в Риме папа. Германские короли короновались, как таковые, в Аахене, но с Оттона I (962) до Фридриха III (1452) большей частью получали императорскую священно-римскую корону в Риме от папы; Карл V — последний из императоров, получивший корону от папы (в Болонье, в 1530 г.). Фердинанд I был последний император, особо короновавшийся в Аахене германским королем. После этого местом К. сделался Франкфурт-на-Майне, где последним в 1792 г. короновался Франц II. Наполеон возложил на себя импер. корону 2 дек. 1804 г. в церкви Парижской Богоматери. В 1701 г. короновался первый король Пруссии, Фридрих I. После него из прусских королей короновался лишь Вильгельм I, в Кенигсберге, в 1861 г. Весьма торжественна была церемония К. Франца-Иосифа, в 1867 г., короной венгерской. Интересна своими бытовыми своеобразностями К. норвежских королей в Дронтгейме. Ср. Waitz, "Die Formeln der deutschen Königskrönung und der römischen Kaiserkrö nung vom X bis zum XII Jahrhundert" (Гётт., 1873). К. королей польских происходили в Варшаве или Кракове, по решению сословий Речи Посполитой.
Ср. Stryjkowski, "Opisanie przesł awnegb wjazdu do Krakowa i pami ę ci godné j koronacyi Henryka Walezyinsza" (Крак. 1574).
В мире существует огромное разнообразие коронационных обрядов. Их важным элементом является возложение на монарха короны.
Коронация происходила в Успенском соборе Московского Кремля спустя несколько месяцев или даже 1-2 года после опубликования новым императором или императрицей Манифеста о своём вступлении на престол. В наиболее важные моменты коронационной церемонии (миропомазание, возложение короны, вручение регалий) раздавался не только традиционный колокольный звон, но и пушечные залпы. Коронационные торжества обычно продолжались несколько дней и сопровождались молебнами, многочисленными приёмами, балами, обедами, парадными спектаклями, смотрами войск. Императорская чета принимала иностранных послов, делегации от губерний и областей Российской империи, представителей сословий (дворянства, купечества, казачества), народов России, а также, как правило, посещала Троице-Сергиеву лавру. В народных гуляньях участвовали десятки тысяч людей.
Провозглашение царя Петра I императором (1721 год) не сопровождалось коронацией [миропомазание осуществлено при его венчании на царство 25 июня (5 июля) 1682 год]. Манифестом от 15(26) ноября 1723 года Пётр I объявил о намерении короновать свою супругу Екатерину Алексеевну (с 1725 года Екатерина I), ссылаясь на венчание на царство супруг византийских и западно-европейских монархов.
Первая в России коронация (Екатерины Алексеевны) состоялась 7(18) мая 1724 года. Хотя она не означала вступления на престол, последующие коронации императриц и императоров проходили по её образцу (с изменениями). Церемониал коронации, разработанный Синодом при участии архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича и Петра I, утверждал новый титул руссийских государей (см. в ст. Император). Пётр I и Екатерина Алексеевна восседали на двух престолах, поставленных на возвышении в центре собора (митрополиты сидели на особых скамьях).
Коронация императора Петра II состоялась 25 февраля (7 марта) 1728 года. С этого времени коронационной церемонии предшествовали торжественные въезды в Москву монархов, возглавлявших пышную кавалькаду из членов императорской семьи, Императорского двора, высших сановников, войск гвардии, вереницы придворных экипажей (в XIX веке в этой церемонии использовались экипажи XVIII века). В XVIII веке на пути шествия воздвигались триумфальные арки, в XIX веке по всему маршруту процессии шпалерами выстраивались войска. Порфиру и корону на Петра II возложил первенствующий архиерей - Феофан Прокопович, он же совершил миропомазание. Начиная с этой коронации в качестве коронационной регалии использовалась алмазная цепь ордена Св. Андрея Первозванного.
Император Павел I после своего вступления на престол (1796 год) повелел торжественно перенести останки императора Петра III из Александро-Невской лавры в Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, где посмертно короновал прах отца императорской короной; после этого Пётр III и скончавшаяся Екатерина II были похоронены в один день и с одинаковыми почестями. Коронация Павла I состоялась 5(16) апреля 1797 года. Он первым из российских монархов короновался вместе с супругой - императрицей Марией Фёдоровной. Миропомазание совершил митр. Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров). Приурочив свой въезд в Москву к Вербной субботе, а саму коронацию - к Пасхе, Павел I символически приравнивал своё вступление в город к вступлению Иисуса Христа в Иерусалим, а свою коронация - к окончательному земному триумфу Иисуса Христа.
Начиная с коронации Павла I и Марии Фёдоровны, императорская чета перед въездом в Москву останавливалась на несколько дней в Петровском подъездном дворце близ города, а во время коронационного шествия традиционно посещала часовню в честь Иверской иконы Божией Матери (перед въездом в Кремль через Красную пл.).
Коронация императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны состоялась 15(27) сентября 1801 года, миропомазание совершил митр. Московский Платон (Левшин). Особенностью этой коронации стало присутствие на церемонии вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, для которой было сооружено в соборе отдельное тронное место. Мария Фёдоровна сохранила корону, которой она была венчана своим мужем, по её образцу для новой императрицы была изготовлена новая малая имп. корона.
При коронации Николая I и Александры Фёдоровны в Варшаве использовался опыт императорской коронации; в частности, одним из важных эпизодов стал торжественный въезд государя и его супруги со свитой в столицу Царства Польского. Поскольку православный русский император не мог принять таинства причастия и помазания от католического иерарха, как происходило при коронации польских королей, коронация Николая I прошла не в римско-католическом соборе Св. Яна (император ограничился его кратким посещением после коронации), а в зале заседаний польского Сената в Королевском дворце, в присутствии сановников, польских сенаторов и депутатов Сейма Царства Польского. Николай I принял благословение от римско-католического архиеп. Варшавского Яна Павла Воронича, который вручил ему доставленные из Санкт-Петербурга корону, державу и скипетр, и сам увенчал себя и императрицу коронами, возложив на государыню цепь польск. ордена Белого орла. Церемониал этой коронации, с одной стороны, подчёркивал уважение к традициям Царства Польского и вероисповеданию большинства поляков, а с другой - символизировал верность Николая I государственной религии Российской империи - православию. В связи с ликвидацией автономии Царства Польского после подавления Польского восстания 1830-1831 годов особая коронация российских монархов в качестве польских короля и королевы больше не проводилась.
Коронация императора Александра II и императрицы Марии Александровны, отличавшаяся особой пышностью, состоялась 26 августа (7 сентября) 1856 года - после подписания Парижского мира 1856 года и в день годовщины Бородинского сражения 1812 года. Помазание на царство совершил митр. Московский Филарет (Дроздов).
Коронацию императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны состоялась 15(27) мая 1883 года. Миропомазание совершил митр. Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский). В праздничном убранстве Москвы во время коронационных торжеств был впервые официально использован бело-сине-красный государственный флаг, а в иллюминации города - электричество; состоялось освящение Христа Спасителя храма [26 мая (7 июня) 1883 года].
С 1730 года после коронации издавались коронационные альбомы, подготовленные при участии лучших рос. художников (не были составлены альбомы коронации императрицы Екатерины II, императора Павла I и императора Александра I).
Иллюстрации:
Какое торжественное событие проходит в точности с планом? Каждому жесту, событию, движению, произведенному во время коронации исстари придавали едва ли ни мистическое трактование. Взорвавшаяся бутылка шампанского, преждевременное возложение на человека короны - так "предсказали" террористическую активность во времена Александра Второго и краткое правление Александра Третьего.
Но вернёмся к событиям мая 1896 года. Коронации традиционно проходили в Москве. Николай Второй решил совместить торжественный въезд в Первопрестольную с днём своего рождения. Многие называли выбор шестого мая плохой приметой. Ведь царь родился на день Иова-мученика. Даже он сам всегда подчёркивал, что его появление на свет именно в такой день символично – точно само провидение предупреждает о тяжёлом бремени, возложенном на его плечи и необходимости безропотно и жертвенно его нести.
В Успенский собор были вхожи лишь самые близкие и титулованные представители дворянства. Среди них было особым развлечением трактовать каждое событие коронации, придавая всему символическое значение. Коронация Николая и Александры дала им много поводов для обсуждения.
Допускали ошибки и священнослужители – при переходе из Успенского Собора в Архангельский духовенство, предшествовавшее императору, перепутало алтарные двери, и одному из Великих князей пришлось громким голосом окликать митрополита. Волнение сказывалось решительно на всех! Член Государственного Совета, которому поручили нести корону и вовсе мучился от диареи, а управляющий церемонией и того больше – упал в обморок.
Позволим себе немного усомниться в этом утверждением. Ведь в народе слухи разошлись со скоростью молнии, в том числе о падении ордена. Так же многие утверждали, что главным действующим лицом на коронации был не царь, а вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, которая отвлекала на себя всё внимание от сына. Этот слух частично нашёл своё отражение в картине, представленной выше. Обратите внимание, именно фигура Марии Фёдоровны выделяется на ней ярче всех других.
Второй слух был иным. О нём редко упоминают историки, потому что считается, что он возник уже после событий июля 1918 года. Так в некоторых источниках говорится, что во время коронации в окно Успенского собора влетел белый голубь, как раз в то мгновение, когда на императора была возложена корона. Некоторое время он прибывал в алтарной части и покинул собор лишь тогда, когда была коронована Александра Фёдоровна. Слух это или нет, выглядит подобная картина весьма символично – ведь белые голуби традиционно считаются посланниками божьей воли, символами добра и мира.
До 12-13 вв. протокол коронации в Европе имел много общего с римскими ритуалами. Так, церемония обязательно проводилась Папой в Риме. Император должен был дважды поцеловать ногу понтифика и поддержать стремя его коня.
Последним императором, коронованным Папой, стал в 1433 году за год до своей смерти Сигизмунд, а последним императором, короновавшимся в Италии (правда, не в Риме, а в Болонье), — Карл V (1530 год).
В отдельных странах в коронационную традицию включались дополнительные элементы, насыщенные мифологическим содержанием. Подобную роль играли корона святого Стефана в Венгрии или же древний коронационный камень в Шотландии. Некоторые монархии вообще не восприняли коронационного ритуала, в других он укоренился относительно поздно. В ряде случаев за введением коронации быстро последовал отказ от этой практики.
Многообразие коронационных церемоний, проводившихся в разных регионах Европы на протяжении нескольких веков, делает практически невозможным единое общее описание хода западноевропейской церемонии. Почти во всех странах коронация предполагала весьма продолжительное литургическое действо (во Франции, по некоторым свидетельствам, оно начиналось в 6 часов утра прибытием клира в собор и завершалось только в 2 часа пополудни выходом оттуда коронованного государя), состоявшее из многочисленных молитв и гимнов, помазания, инвеституры инсигниями. Церемония обычно кончалась богослужением, во время которого монарх в некоторых случаях громко читал несколько строк из Евангелия (подчеркивая тем самым свое уподобление в результате проведенного обряда помазания духовному лицу) и делал богатые дары церкви, в которой проходил обряд. Во многих странах церемония включала проведение внехрамовых процессий, а также пира. Составной частью коронационных торжеств могли быть и въезд государя в город, и возведение его на особый престол (в Германии), и пожалование им после своей коронации многих дворян в рыцари, и чудо исцеления золотушных больных прикосновением рук короля (во Франции и в Англии) и др.
Читайте также: