Коронация это в истории кратко для детей

Обновлено: 06.07.2024

корон а ция, коронации, жен. (лат. coronatio) (офиц. дорев. и загр.). Торжественная церковная церемония возложения короны на вступившего на престол монарха.

Москва. Энциклопедический справочник

Словарь Ожегова

КОРОНАЦИЯ, и, ж. Церемония возложения короны на монарха, вступающего на престол, возведение на царство.

| прил. коронационный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

ж.
Торжественная церемония возложения короны (1) на голову монарха, вступающего на
престол.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

или коронование — торжественное, соединенное с церковными обрядами принятие монархом символов принадлежащей ему власти; в древней Руси носило название венчания на царство (см.); в своей вполне законченной форме появилось в России со времени принятия государями императорского титула. К. носит название священного, так как соединяется с св. миропомазанием, обрядом, ведущим свое происхождение от древнееврейского помазания царей на царство. Согласно учению православных богословов, миропомазание, соединяемое с К., являет из себя особое таинство: царь не посвящается в духовную иерархию, как это бывало с императорами византийскими, и не принимает на себя власти священнодействия и учительства, но получает силу и премудрость для осуществления высшей правительственной власти как в государстве, так и в церкви [О связанных с этим учением вопросах православной апологетики см. Цезаропапизм.]. Петр Великий указом 16 мая 1721 г. приказал считать день К. праздничным, наравне с царскими днями рождения и тезоименитства (П. С. З. 1, VI, 3783). 7 мая 1724 г. он же показал первый пример императорской К., возложив корону на имп. Екатерину Алексеевну. В извещавшем о предстоящем торжестве манифесте (15 ноября 1723 г.) он указывал на заслуги государыни перед отечеством в труднейшие для него времена и в пояснение своей воли короновать ее указывал, что "во всех христианских государствах непременно обычай есть потентатам супруг своих короновать, и не точию ныне, но и древле у православных имп. греческих сие многократно бывало, именно: имп. Василиск супругу свою Зиновию, имп. Юстиниан супругу свою Люпицию, имп. Ираклий супругу свою Мартинию, имп. Лев Премудрый супругу свою Марию императорским венцом короновали" (П. С. 3. 1, VII, 4366). За два дня о К. объявляли особые герольды; по поводу К. учреждена была рота кавалергардов. В Успенском соборе воздвигнут был трон; на особом столе находились имп. регалии. Помосты с перилами, покрытые красным сукном, вели от Успенского собора к Красному крыльцу и к Архангельскому собору. Церемонии при этой К., с тех пор в общем удержавшиеся, были следующие: в 8 час. утра торжественный благовест в Успенском соборе, молебен и часы; по пушечному сигналу приход приглашенных в Кремлевский дворец; в начале 10 часа выход государя и его супруги в Успенский собор, где они заняли кресла на троне. Император, держа в руке скипетр, возложил на императрицу сначала мантию, потом корону, при пении многолетия, залпах и колокольном звоне. По выслушивании литургии, императрица у царских врат опустилась на колени и архиеп. Феодосий помазал ее на челе, на персях и на обеих руках св. миром, а архиеп. Феофан помазанные места отирал хлопчатой бумагой; за помазанием немедленно следовало причащение. По выходе из Успенского собора императрица поклонилась св. мощам и могилам государей, почивающих в Архангельском соборе, и государынь, почивающих в Вознесенском женском м-ре. В память К. впервые выбита была медаль с портретами Петра и Екатерины и изображением: монарх возлагает корону на голову своей супруги. Особых милостей народу не было; лишь раньше, 28 апреля 1724 г., дан был именной указ об отсрочке на 3 года взыскания недоимок "для будущей коронации вед. госуд. имп. Екатерины Алексеевны" (П. С. 3., 4496). После Екатерины коронован был, по желанию верховного тайного совета, Петр II (хотя и не совершеннолетний), о чем извещено было манифестом от его имени 10 октября 1727 г. (П. С. 3., 5179). К. состоялась 25 февраля 1728 г. по тому же, с незначительными изменениями, церемониалу, по которому короновалась Екатерина I. Милостей подданным было оказано больше, чем при первой К.: были прощены некоторые недоимки и штрафы, облегчены наказания, прощены за майскую треть 1728 г. подушные деньги (П. С. 3., 5243, 5244). Анна Иоанновна короновалась 28 апреля 1730 г.; императорские регалии, мантию, корону и скипетр возложил на нее архиепископ Феофан; в чин К. впервые внесена была особая молитва, возглашаемая коленопреклоненным в порфире государем. По прочтении этой молитвы все присутствующие преклонили колени и архиепископ Феофан, тоже на коленях, прочитал благодарственную молитву. После миропомазания императрица введена была в алтарь и приняла св. дары по чину царскому, т. е. так же, как причащаются сами священнослужители — особо тела и вина. Манифеста с милостями для народа по случаю К. имп. Анна не издавала. Имп. Елизавета Петровна короновалась 25 апреля 1742 г.; для устройства торжества были назначены особые обер-маршал и обер-церемониймейстер (П. С. З., 8538). Мантию и корону императрица сама возложила на себя; причащалась по чину царскому в алтаре. Еще до К., 15 декабря 1741 г., появился манифест о прощении преступников и о сложении штрафов и начетов с 1719 г. по 1730 г.; вскоре после К., 27 сентября 1742 г., издан указ о возвращении из ссылки без суда сосланных. Имп. Петр III не короновался, как и малолетний имп. Иоанн VI. Имп. Екатерина II, уже через неделю по восшествии на престол, обнародовала манифест об имеющей совершиться К. (П. С. 3., 11598); К. происходила 22 сентября. Церемония была та же, что при имп. Елизавете. Праздник для народа дан был 28 сент.; нищим раздавали деньги, во многих местах поставлены были столы для нищих с закусками; по улицам развозили для народа жареных быков и бочки пива и меда. В день К. издан был манифест о прощении впавшим в преступления, о сложении начетов и казенных взысканий, чтобы "сохраняя, сколь возможно, долг — к правосудию, участниками сделать общей радости и впавших в разные преступления" (П. С. З., 11667); российскому войску подтверждены были "права и преимущества, дарованные императрицей Елизаветой" (П. С. З., 11668). Первое совместное К. императора и императрицы совершено было по вступлении на престол имп. Павла I; он же первый из государей до торжественного въезда в Москву остановился в Петровском дворце, построенном Екатериной II. При К. (5 апреля 1797 г., в первый день пасхи) имп. Павел возложил на себя далматик, а потом уже порфиру. По совершении К. император сел на престоле и, положив регалии на подушки, подозвал к себе императрицу, которая стала перед ним на колени; сняв с себя корону, он прикоснулся ею к голове императрицы и корону опять возложил на себя; потом подана была меньшая корона, которую император и возложил на голову императрицы. По совершении К. имп. Павел прочел во всеуслышание формальный акт о престолонаследии. День К. имп. Павел I ознаменовал, кроме того, учреждением об императорской фамилии, установлением о российских имп. орденах и манифестом "о трехдневной работе помещичьих крестьян в пользу помещика и о непринуждении к работе в дни воскресные" (П. С. З., 17909). К. имп. Александра I происходила 15 сентября 1801 г.; к ней были вызваны депутаты от дворянства и купечества от всех губерний, кроме сибирских и др. отдаленных. 19 сентября, на Сокольничьем поле, был устроен народный праздник. В манифесте, извещавшем о короновании, давались милости народу: освобождение от рекрутского набора на год, скидка 25 к. с души в подушной подати за 1802 г., невзыскание штрафов, прощение беглых, прибавка военнослужащим до полковника 1/4 к жалованью и др. (П. С. З., 20011); в тот же день издан был указ об учреждении комиссии для пересмотра прежних уголовных дел, подтверждены были жалованная грамота Сарептского братства и такая же грамота г. Риги. Имп. Николай I короновался 22 авг. 1826 г. Молитву при коронации император читал не по книге, где напечатан весь чин К.; для него она была перепечатана крупнейшим шрифтом на толстом листе бумаги, который потом переплетен был в вид книжки, и ныне хранится в СПб., в имп. публ. библиотеке. После К. император, под балдахином и облеченный в регалии, проследовал из Успенского собора в Благовещенский, а отсюда к Красному крыльцу; на верхней ступени крыльцо государь приветствовал народ троекратным наклонением головы. Угощение народа (16 сентября) происходило на Девичьем поле. Манифест 22 августа даровал различные облегчения или полную отмену наказания некоторым преступникам ("где нет смертоубийства, разбоя, грабежа и лихоимства"), прощал беглых, снимал казенные начеты ниже 2000 руб. (П. С. З., 540). Как бы дополнением к этой К. была К. имп. Николая I в Варшаве, 12 мая 1829 г. Она происходила в зале сената в варшавском дворце, в присутствии сенаторов, нунциев и депутатов царства. Прослушав обедню в православной церкви, император явился в залу; лица, несшие регалии, стали по обеим сторонам трона; архиепископ-примас произнес молитву. Когда государь возложил на себя императорскую корону, надел порфиру, принял в руки державу и скипетр, украсил цепью ордена белого орла государыню, — архиепископ провозгласил троекратно: "vivat rex in aeternum!" Затем император, преклонив колено, произнес молитву за себя и вверяемый ему Богом народ; совершив ее, он стал один на возвышение трона, а все присутствующие пали на колени. Император Александр II короновался 26 августа 1856 г., особым манифестом раньше известив о своем намерении не приступать к К., "пока не смолкнет гром брани" (П. С. З., 30401). К К. были вызваны в Москву губернские предводители дворянства и городские головы губернских городов; в Москве временно закрыта была синодальная контора и открыто было присутствие самого св. синода. В соборе поставлено было три престола: престол царя Иоанна III — для императора, престол царя Михаила Федоровича — для императрицы, престол царя Алексея Михайловича — для вдовствующей императрицы. В московском университете 31 августа состоялось чрезвычайное публичное собрание, на котором была сказана речь по поводу К. профессором Шевыревым. Для народа устроен был праздник, 8 сентября на Ходынском поле. Манифестом, изданным в день коронации, повелено было сделать немедленно общую народную перепись, чтобы справедливее разложить подати; дано освобождение от рекрутских наборов на 1856-й и 3 следующих года, сложены все недоимки прежних лет, также и недочеты ниже 600 руб., повелено освободить несостоятельных должников, даны облегчения по ссудам и т. п. Особо означено было помилование и возвращение прав осужденным за политические преступления 1825 и 1827 г., а также польским мятежникам 1831 г. (П. С. З., 30877); для Царства Польского особый ряд милостей был опубликован отдельно (П. С. З., 30878); особо определены также милости для военных и морских офицеров, исключенных из службы (П. С. З., 30884) и облегчена участь лиц военного и морского ведомства, впавших в преступления (П. С. З., 30943 и 30978). К. императора Александра III состоялась 15 мая 1883 г. Кроме предводителей дворянства, городских голов и представителей губ. земск. управ, в Москве были собраны также из разных мест волостные старшины, к которым Государь обратился с речью, внушая им слушаться предводителей дворянства. 23 апреля опубликованы были милости для военного ведомства, в виду предстоящей К.: производства в офицеры сверх вакансий, расширение правил об увечных, пособия семьям погибших на войне (П. С. З., III, 1520). Манифест, изданный в день К., прощал ряд недоимок, пеней, штрафов, убытков и начетов, давал облегчения виновным в польском мятеже 1863 г., прощал сполна недоимки, накопившиеся к январю 1 8 83 г. по подушной подати во всей Империи, давал полное прощение высланным с Кавказа за мятеж горцам и т. п. (П. С. З., 1583). В память К. отчеканена была особая медаль.

1. Венчание на царство царя Михаила Феодоровича. 11 июля 1613 года.

2. Венчание на царство царей Иоанна и Петра Алексеевичей. 25-го июня 1682 года.

3. Венчание на царство императрицы Екатерины II. 22-го сентября 1762 года.

4. Венчание на царство императора Александра III. 15-го мая 1883 года.

Литература. Катаев, "О священном венчании и помазании царей на царство" (СПб. 1847); Суворов, "Русское церковное право" т. II; Горский, "О священнодействии венчания и помазания царей на царство" ("Прибавления к Творениям св. отцов", ч. XXIX); А. Т., "Царские коронации" (СПб., 1882); "Коронация Екатерины Первой" (рассказ Берхгольца и современное официальное описание, "Русский Архив", 1883, 2); "Воспоминание о коронации имп. Александра I" ("Заря", 1870, № 3); "Август 1856 г. Из дневника Г. А. Милорадовича" ("Русский Архив", 1884, № 3); В. Жуковский, "О короновании государя имп. Николая Павловича в Варшаве" ("Сочинения", 1885, т. V, стр. 361—463); В. И. Жмакин, "Коронация русских императоров и императриц" ("Русская Старина", 1885, т. XXXVII и XXXVIII); "Коронование государя имп. Александра III" ("Исторический Вестник", 1883, приложение); "Коронование государей" ("Исторический Вестник", 1883, № 5).

У германских народов К. первоначально заменялась поднятием на щит (elevatio, gyratio). Франки раньше других ввели у себя миропомазание, начиная с Хлодовеха. С 1173 г. до Людовика XVI французские короли помазывались елеем и короновались в Реймсе; там же короновался Карл Х (1825). Короли лангобардов короновались в Павии, Милане или Монце. На Карла Великого возложил корону в Риме папа. Германские короли короновались, как таковые, в Аахене, но с Оттона I (962) до Фридриха III (1452) большей частью получали императорскую священно-римскую корону в Риме от папы; Карл V — последний из императоров, получивший корону от папы (в Болонье, в 1530 г.). Фердинанд I был последний император, особо короновавшийся в Аахене германским королем. После этого местом К. сделался Франкфурт-на-Майне, где последним в 1792 г. короновался Франц II. Наполеон возложил на себя импер. корону 2 дек. 1804 г. в церкви Парижской Богоматери. В 1701 г. короновался первый король Пруссии, Фридрих I. После него из прусских королей короновался лишь Вильгельм I, в Кенигсберге, в 1861 г. Весьма торжественна была церемония К. Франца-Иосифа, в 1867 г., короной венгерской. Интересна своими бытовыми своеобразностями К. норвежских королей в Дронтгейме. Ср. Waitz, "Die Formeln der deutschen Königskrönung und der römischen Kaiserkrö nung vom X bis zum XII Jahrhundert" (Гётт., 1873). К. королей польских происходили в Варшаве или Кракове, по решению сословий Речи Посполитой.

Ср. Stryjkowski, "Opisanie przesł awnegb wjazdu do Krakowa i pami ę ci godné j koronacyi Henryka Walezyinsza" (Крак. 1574).

В ми­ре су­ще­ст­ву­ет ог­ром­ное раз­но­об­ра­зие ко­ро­на­ци­он­ных об­ря­дов. Их важ­ным эле­мен­том яв­ля­ет­ся воз­ло­же­ние на мо­нар­ха ко­ро­ны.

Коронация про­ис­хо­ди­ла в Ус­пен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля спус­тя несколько ме­ся­цев или да­же 1-2 го­да по­сле опуб­ли­ко­ва­ния но­вым им­пе­ра­то­ром или им­пе­рат­ри­цей Ма­ни­фе­ста о сво­ём всту­п­ле­нии на пре­стол. В наи­бо­лее важ­ные мо­мен­ты ко­ро­на­ци­он­ной це­ре­мо­нии (ми­ро­по­ма­за­ние, воз­ло­же­ние ко­ро­ны, вру­че­ние ре­га­лий) раз­да­вал­ся не толь­ко тра­диционный ко­ло­коль­ный звон, но и пу­шеч­ные зал­пы. Ко­ро­на­ци­он­ные тор­же­ст­ва обыч­но про­дол­жа­лись несколько дней и со­про­во­ж­да­лись мо­леб­на­ми, мно­го­численными приё­ма­ми, ба­ла­ми, обе­да­ми, па­рад­ны­ми спек­так­ля­ми, смот­ра­ми войск. Императорская че­та при­ни­ма­ла иностранных по­слов, де­ле­га­ции от гу­бер­ний и об­лас­тей Российской им­пе­рии, пред­ста­ви­те­лей со­сло­вий (дво­рян­ст­ва, ку­пе­че­ст­ва, ка­за­че­ст­ва), на­ро­дов Рос­сии, а так­же, как пра­ви­ло, по­сеща­ла Трои­це-Сер­гие­ву лав­ру. В народных гу­ля­ньях уча­ст­во­ва­ли де­сят­ки ты­сяч лю­дей.

Про­воз­гла­ше­ние ца­ря Пет­ра I им­пе­ра­то­ром (1721 год) не со­про­во­ж­да­лось коронацией [ми­ро­по­ма­за­ние осу­ще­ст­в­ле­но при его вен­ча­нии на цар­ст­во 25 июня (5 июля) 1682 год]. Ма­ни­фе­стом от 15(26) ноября 1723 года Пётр I объ­я­вил о на­ме­ре­нии ко­ро­но­вать свою суп­ру­гу Ека­те­ри­ну Алек­се­ев­ну (с 1725 года Ека­те­ри­на I), ссы­ла­ясь на вен­ча­ние на цар­ст­во суп­руг ви­зантийских и западно-ев­ропейских мо­нар­хов.

Первая в России коронация (Ека­те­ри­ны Алек­се­ев­ны) со­стоя­лась 7(18) мая 1724 года. Хо­тя она не оз­на­ча­ла всту­п­ле­ния на пре­стол, по­сле­дую­щие коронации им­пе­рат­риц и им­пе­ра­то­ров прохо­ди­ли по её об­раз­цу (с из­ме­не­ния­ми). Це­ре­мо­ни­ал коронации, раз­ра­бо­тан­ный Си­но­дом при уча­стии ар­хи­епископа Нов­го­род­ско­го Фео­фа­на Про­ко­по­ви­ча и Пет­ра I, ут­вер­ждал но­вый ти­тул руссийских го­су­да­рей (см. в ст. Им­пе­ра­тор). Пётр I и Ека­те­ри­на Алек­се­ев­на вос­се­да­ли на двух пре­сто­лах, по­став­лен­ных на воз­вы­ше­нии в цен­тре со­бо­ра (ми­тро­по­ли­ты си­де­ли на осо­бых скамь­ях).

Коронация императора Пет­ра II со­стоя­лась 25 февраля (7 марта) 1728 года. С это­го вре­ме­ни ко­ро­на­ци­он­ной це­ре­мо­нии пред­ше­ст­во­ва­ли тор­же­ст­вен­ные въез­ды в Мо­ск­ву мо­нар­хов, воз­глав­ляв­ших пыш­ную ка­валь­ка­ду из чле­нов императорской се­мьи, Им­пе­ра­тор­ско­го дво­ра, выс­ших са­нов­ни­ков, войск гвар­дии, ве­ре­ни­цы при­двор­ных эки­па­жей (в XIX веке в этой це­ре­мо­нии ис­поль­зо­ва­лись эки­па­жи XVIII века). В XVIII веке на пу­ти ше­ст­вия воз­дви­га­лись три­ум­фаль­ные ар­ки, в XIX веке по все­му мар­шру­ту про­цес­сии шпа­ле­ра­ми вы­страи­ва­лись вой­ска. Пор­фи­ру и ко­ро­ну на Пет­ра II воз­ло­жил пер­вен­ст­вую­щий ар­хие­рей - Фео­фан Про­ко­по­вич, он же со­вер­шил ми­ро­по­ма­за­ние. На­чи­ная с этой коронации в ка­че­ст­ве ко­ро­на­ци­он­ной ре­га­лии ис­поль­зо­ва­лась ал­маз­ная цепь ор­де­на Св. Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го.

Император Па­вел I по­сле сво­его всту­п­ле­ния на пре­стол (1796 год) по­ве­лел тор­же­ст­вен­но пе­ре­не­сти ос­тан­ки императора Пет­ра III из Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры в Пе­тро­пав­лов­ский со­бор в Санкт-Пе­тер­бур­ге, где по­смерт­но ко­ро­но­вал прах от­ца императорской ко­ро­ной; по­сле это­го Пётр III и скон­чав­шая­ся Ека­те­ри­на II бы­ли по­хо­ро­не­ны в один день и с оди­на­ко­вы­ми по­чес­тя­ми. Коронация Пав­ла I со­стоя­лась 5(16) апреля 1797 года. Он пер­вым из российских мо­нар­хов ко­ро­но­вал­ся вме­сте с суп­ру­гой - императрицей Ма­ри­ей Фё­до­ров­ной. Ми­ро­по­ма­за­ние со­вер­шил митр. Санкт-Пе­тер­бург­ский и Нов­го­род­ский Гав­ри­ил (Пет­ров). При­уро­чив свой въезд в Мо­ск­ву к Верб­ной суб­бо­те, а са­му коронацию - к Пас­хе, Па­вел I сим­во­ли­че­ски при­рав­ни­вал своё всту­п­ле­ние в го­род к всту­п­ле­нию Ии­су­са Хри­ста в Ие­ру­са­лим, а свою коронация - к окон­чательному зем­но­му три­ум­фу Ии­су­са Хри­ста.

На­чи­ная с ко­ро­на­ции Пав­ла I и Ма­рии Фё­до­ров­ны, императорская че­та пе­ред въез­дом в Мо­ск­ву ос­та­нав­ли­ва­лась на несколько дней в Пет­ров­ском подъ­езд­ном двор­це близ го­ро­да, а во вре­мя ко­ро­на­ци­он­но­го ше­ст­вия тра­ди­ци­он­но по­се­ща­ла ча­сов­ню в честь Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (пе­ред въез­дом в Кремль че­рез Крас­ную пл.).

Коронация императора Алек­сан­д­ра I и императрицы Ели­за­ве­ты Алек­се­ев­ны со­стоя­лась 15(27) сентября 1801 года, ми­ро­по­ма­за­ние со­вер­шил митр. Мо­с­ков­ский Пла­тон (Лев­шин). Осо­бен­но­стью этой коронации ста­ло при­сут­ст­вие на це­ре­мо­нии вдов­ст­вую­щей императрицы Ма­рии Фё­до­ров­ны, для ко­то­рой бы­ло со­ору­же­но в со­бо­ре от­дель­ное трон­ное ме­сто. Ма­рия Фё­до­ров­на со­хра­ни­ла ко­ро­ну, ко­то­рой она бы­ла вен­ча­на сво­им му­жем, по её об­раз­цу для но­вой им­пе­рат­ри­цы бы­ла из­го­тов­ле­на но­вая ма­лая имп. ко­ро­на.

При коронации Ни­ко­лая I и Алек­сан­д­ры Фё­до­ров­ны в Вар­ша­ве ис­поль­зо­вал­ся опыт им­пе­ра­тор­ской коронации; в ча­ст­но­сти, од­ним из важ­ных эпи­зо­дов стал тор­же­ст­вен­ный въезд го­су­да­ря и его суп­ру­ги со сви­той в сто­ли­цу Цар­ст­ва Поль­ско­го. По­сколь­ку пра­во­слав­ный русский им­пе­ра­тор не мог при­нять та­ин­ст­ва при­час­тия и по­ма­за­ния от ка­то­лического ие­рар­ха, как про­ис­хо­ди­ло при коронации польских ко­ро­лей, коронация Ни­ко­лая I про­шла не в рим­ско-ка­то­лическом со­бо­ре Св. Яна (им­пе­ра­тор ог­ра­ни­чил­ся его крат­ким по­се­ще­ни­ем по­сле коронации), а в за­ле за­се­да­ний польского Се­на­та в Ко­ро­лев­ском двор­це, в при­сут­ст­вии са­нов­ни­ков, польских се­на­то­ров и де­пу­та­тов Сей­ма Цар­ст­ва Поль­ско­го. Ни­ко­лай I при­нял бла­го­сло­ве­ние от рим­ско-ка­то­лического ар­хи­еп. Вар­шав­ско­го Яна Пав­ла Во­ро­ни­ча, ко­то­рый вру­чил ему дос­тав­лен­ные из Санкт-Пе­тер­бур­га ко­ро­ну, дер­жа­ву и ски­петр, и сам увен­чал се­бя и им­пе­рат­ри­цу ко­ро­на­ми, воз­ло­жив на го­су­дары­ню цепь польск. ор­де­на Бе­ло­го ор­ла. Це­ре­мо­ни­ал этой коронации, с од­ной сто­ро­ны, под­чёр­ки­вал ува­же­ние к тра­ди­ци­ям Цар­ст­ва Поль­ско­го и ве­ро­ис­по­ве­да­нию боль­шин­ст­ва по­ля­ков, а с дру­гой - сим­во­ли­зи­ро­вал вер­ность Ни­ко­лая I государственной ре­ли­гии Российской им­пе­рии - пра­во­сла­вию. В свя­зи с ли­к­ви­да­ци­ей ав­то­но­мии Цар­ст­ва Поль­ско­го по­сле по­дав­ле­ния Поль­ско­го вос­ста­ния 1830-1831 годов осо­бая коронация российских мо­нар­хов в ка­че­ст­ве поль­ских ко­ро­ля и ко­ро­ле­вы боль­ше не про­во­ди­лась.

Коронация императора Алек­сан­д­ра II и императрицы Ма­рии Алек­сан­д­ров­ны, от­ли­чав­шая­ся осо­бой пыш­но­стью, со­стоя­лась 26 августа (7 сентября) 1856 года - по­сле под­пи­са­ния Па­риж­ско­го ми­ра 1856 года и в день го­дов­щи­ны Бо­ро­дин­ско­го сра­же­ния 1812 года. По­ма­за­ние на цар­ст­во со­вер­шил митр. Мо­с­ков­ский Фи­ла­рет (Дроз­дов).

Коронацию императора Алек­сан­д­ра III и императрицы Ма­рии Фё­до­ров­ны со­стоя­лась 15(27) мая 1883 года. Ми­ро­по­ма­за­ние со­вер­шил митр. Нов­го­род­ский, Санкт-Пе­тер­бург­ский и Фин­лянд­ский Иси­дор (Ни­коль­ский). В празд­нич­ном уб­ран­ст­ве Мо­ск­вы во вре­мя ко­ро­на­ци­он­ных тор­жеств был впер­вые офи­ци­аль­но ис­поль­зо­ван бе­ло-си­не-крас­ный го­су­дар­ст­вен­ный флаг, а в ил­лю­ми­на­ции го­ро­да - элек­три­че­ст­во; со­стоя­лось ос­вя­ще­ние Хри­ста Спа­си­те­ля хра­ма [26 мая (7 июня) 1883 года].

С 1730 года по­сле коронации из­да­ва­лись ко­ро­на­ци­он­ные аль­бо­мы, под­го­тов­лен­ные при уча­стии луч­ших рос. ху­дож­ников (не бы­ли со­став­ле­ны аль­бо­мы коронации императрицы Ека­те­ри­ны II, императора Пав­ла I и императора Алек­сан­д­ра I).

Иллюстрации:

Какое торжественное событие проходит в точности с планом? Каждому жесту, событию, движению, произведенному во время коронации исстари придавали едва ли ни мистическое трактование. Взорвавшаяся бутылка шампанского, преждевременное возложение на человека короны - так "предсказали" террористическую активность во времена Александра Второго и краткое правление Александра Третьего.

Но вернёмся к событиям мая 1896 года. Коронации традиционно проходили в Москве. Николай Второй решил совместить торжественный въезд в Первопрестольную с днём своего рождения. Многие называли выбор шестого мая плохой приметой. Ведь царь родился на день Иова-мученика. Даже он сам всегда подчёркивал, что его появление на свет именно в такой день символично – точно само провидение предупреждает о тяжёлом бремени, возложенном на его плечи и необходимости безропотно и жертвенно его нести.

В Успенский собор были вхожи лишь самые близкие и титулованные представители дворянства. Среди них было особым развлечением трактовать каждое событие коронации, придавая всему символическое значение. Коронация Николая и Александры дала им много поводов для обсуждения.

Допускали ошибки и священнослужители – при переходе из Успенского Собора в Архангельский духовенство, предшествовавшее императору, перепутало алтарные двери, и одному из Великих князей пришлось громким голосом окликать митрополита. Волнение сказывалось решительно на всех! Член Государственного Совета, которому поручили нести корону и вовсе мучился от диареи, а управляющий церемонией и того больше – упал в обморок.

Позволим себе немного усомниться в этом утверждением. Ведь в народе слухи разошлись со скоростью молнии, в том числе о падении ордена. Так же многие утверждали, что главным действующим лицом на коронации был не царь, а вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, которая отвлекала на себя всё внимание от сына. Этот слух частично нашёл своё отражение в картине, представленной выше. Обратите внимание, именно фигура Марии Фёдоровны выделяется на ней ярче всех других.

Второй слух был иным. О нём редко упоминают историки, потому что считается, что он возник уже после событий июля 1918 года. Так в некоторых источниках говорится, что во время коронации в окно Успенского собора влетел белый голубь, как раз в то мгновение, когда на императора была возложена корона. Некоторое время он прибывал в алтарной части и покинул собор лишь тогда, когда была коронована Александра Фёдоровна. Слух это или нет, выглядит подобная картина весьма символично – ведь белые голуби традиционно считаются посланниками божьей воли, символами добра и мира.

До 12-13 вв. протокол коронации в Европе имел много общего с римскими ритуалами. Так, церемония обязательно проводилась Папой в Риме. Император должен был дважды поцеловать ногу понтифика и поддержать стремя его коня.

Последним императором, коронованным Папой, стал в 1433 году за год до своей смерти Сигизмунд, а последним императором, короновавшимся в Италии (правда, не в Риме, а в Болонье), — Карл V (1530 год).

Император Сигизмунд. Альбрехт Дюрер, 1512 год.jpg

Коронация Карла VI Безумного в Реймсском соборе 4 ноября 1380 года.jpg

Коронация Людовика XV в Реймсе в 1722 году.JPG

В отдельных странах в коронационную традицию включались дополнительные элементы, насыщенные мифологическим содержанием. Подобную роль играли корона святого Стефана в Венгрии или же древний коронационный камень в Шотландии. Некоторые монархии вообще не восприняли коронационного ритуала, в других он укоренился относительно поздно. В ряде случаев за введением коронации быстро последовал отказ от этой практики.

Многообразие коронационных церемоний, проводившихся в разных регионах Европы на протяжении нескольких веков, делает практически невозможным единое общее описание хода западноевропейской церемонии. Почти во всех странах коронация предполагала весьма продолжительное литургическое действо (во Франции, по некоторым свидетельствам, оно начиналось в 6 часов утра прибытием клира в собор и завершалось только в 2 часа пополудни выходом оттуда коронованного государя), состоявшее из многочисленных молитв и гимнов, помазания, инвеституры инсигниями. Церемония обычно кончалась богослужением, во время которого монарх в некоторых случаях громко читал несколько строк из Евангелия (подчеркивая тем самым свое уподобление в результате проведенного обряда помазания духовному лицу) и делал богатые дары церкви, в которой проходил обряд. Во многих странах церемония включала проведение внехрамовых процессий, а также пира. Составной частью коронационных торжеств могли быть и въезд государя в город, и возведение его на особый престол (в Германии), и пожалование им после своей коронации многих дворян в рыцари, и чудо исцеления золотушных больных прикосновением рук короля (во Франции и в Англии) и др.

Коронование Людовика XIV в Реймсе в 1654 году.jpg

Читайте также: