Классические подходы в изучении идентичности в зарубежной науке кратко

Обновлено: 30.06.2024

В середине 20 века появились и другие работы, которые по-своему повлияли на развитие проблемы идентичности в психологии. Можно выделить теоретические подходы, которые составили историю формирования данной проблематики. Вот некоторые из них:

1) психоаналитическое направление (З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Ватерман),

2) бихевиористический подход (М. Шериф, С. Шериф),

3) символический интеракционизм (Г. Мид, Ч. Кули, И. Гофман, Г.Фогельсон),

4) феноменологическая социология (М. Хайдеггер, Т. Парсонс, Г. Салливан),

5) когнитивный подход (Г. Тэшфел, Дж. Тернер, Д. Абрамс),

6) деятельностный подход (В.С. Агеев),

7) конструкционистский подход (П. Бергер, Т. Лукман, Т.Г. Стефаненко).

Э. Эриксон рассматривал структуру идентичности как сложное образование личности, имеющее многоуровневую структуру. Он рассматривает три уровня анализа человеческой природы: индивидуальный (идентичность как результат осознания человеком собственного представления о себе, своего облика, темперамента, задатков), личностный (идентичность как осознанием человеком собственной уникальности, индивидуальности) и социальный (идентичность определяется как осознанием человеком принадлежности к значимым социальным группам) [21]. В рамках этого подхода проблема идентичности стала рассматриваться как предмет научного анализа в психологии.

Исследователем бихевиористического направления является М. Шериф. Он использовал термин идентичность как следствие осознания человеком своей причастности к какой-то группе, которое происходит под влиянием реальных межгрупповых действий. М. Шериф считал, что межгрупповое поведение как психологический феномен возникает, когда индивиды, принадлежащие к одной группе, взаимодействуют с другой группой или ее членами в терминах групповых идентичностей [17].

С работами чикагской школы (Дж. Мид, Ч. Кули, Дж. Болдуин) связано изучение идентичности в рамках символического интеракционизма. Они определяют идентичность как результат процесса самопознания, самопонимания, отождествления. Идентичность обсуждают и как сумму знаний о себе, и как чувство, и как поведенческое единство, т.е. она выступает как сложный интегративный психологический феномен [9].

Символический интеракционизм построил основу социологическим исследованиям в области изучения идентичности и изменил парадигму изучения личности и сделал ее ближе анализу личности в социальном контексте [10].

Большое влияние на изучение идентичности оказал когнитивный подход. В когнитивной психологии идентичность представляется как важнейшая психологическая структура. Главная идея состоит в том, что впечатление о мире собирается в связанные интерпретации – установки, идеи, стереотипы, которые выступают как регуляторы социального поведения. Изучение идентичности основывается на идеи, что все люди характеризуются социальными характеристиками, которые показывают состояние в группе. Индивидуальные характеристики или персональные, которые специфичны и уникальны [17].

Основной проблемой для современных исследований идентичности является вопрос о закономерностях динамики, о закономерностях достижения и поддержания человеком своей положительной идентичности [17]. Г. Тэшфел утверждает, что каждый человек стремится к хорошему, положительному образу себя. Таким образом, одна из основных закономерностей в динамике является стремление человека к достижению позитивной идентичности [18].

Одним из первых, кто понял идентичность невозможно исследовать в рамках одного теоретического направления и даже одной науки был Э. Эриксон, который писал, что традиционный психоанализ не в состоянии постичь идентичность, потому что не выработал соответствующей терминологии. В исследовании идентичности необходимо объединение усилий разных психологических направлений. Бурное социальное развитие в 60-70-е годы придали особую актуальность теме идентичности и привлекли к ней внимание не только психологов, но и специалистов из других областей знания: социологов, педагогов, философов и других.

И.С.Кон рассматривал идентичность как динамический конструкт. Этот конструкт не является статичным и постоянно содержит динамические мотивационные тенденции, уравновешивает внутренние и внешние импульсы [ссылка]. Л.С. Выготский изучал идентичность как культурно-исторический продукт. Индивид формирует свой внутренний мир путем интериоризации исторически сложившихся форм и видов деятельности [ссылка]. Б.Г.Ананьева рассматривал идентичность как многоуровневую и многокомпонентную структуру [11].

В современной отечественной психологии большинство исследований идентичности связано с изучением отдельных ее видов: профессиональным, этническим, семейным и др.

При определении видов идентичности в качестве главного признака выступает понятие социальной идентичности. Этическая, гражданская, социальная, профессиональная идентичность – отражают разные компоненты социальной отнесенности [18].

Бессознательную идентичность можно заметить, когда человек считает себя представителем одной группы, но при этом он проявляет качества, интересы характерные для другой. Частичная идентичность проявляется при многогрупповом сообществе, когда человек воспринимает себя членом, состоящего в нескольких общностей, например, семья, профессиональная или спортивная группа. Опосредованная идентичность осуществляется через близкое сообщество, к которой он субъективно себя относит человек, но по каким-то причинам не может ей принадлежать [17].

Основные функции социальной идентичности [17]:

1) когнитивная функция является ключевой в психологии социального познания, связана со знанием о себе как члене общностей, а также с осознанием особенностей этих общностей и с отличием своих от чужих и нас от них;

2) смысловая – эта функция заключается в ценностных представлениях о себе и своей группе, атрибуты должного, нормы и требования, разрешения и запреты;

3) эмоциональная функция проявляется в оценке значимости своего членства, установки по отношению к чужим и своим. Установки можно разделить на две группы: позитивные и негативные. Например негативные установки проявляются в чувстве неудовлетворенности от того что вы принадлежите этой общности, переживание дискомфорта, унижения, стыда; а позитивные – включают в себя удовлетворенность и принятия своей группы, у человека возникает желание быть в группе, чувство защищенности, гордость и удовлетворенность;

4) регулирующая функция проявляется во влиянии на поведение;

5) организующая функция связана с сочетанием социального и сенсорного опыта как реакций на нестабильность социальной среды, с удовлетворением потребности в психологической устойчивости и стабильности.

Социальная идентичность функционально придает целостность, непрерывность и определенность личности, обеспечивает сходство с одними людьми и категории отличия от других. Изучение социальной идентичности направлено на понимание [17] механизма отнесения человеком себя с какой-либо определенной социальной группе, а также природе межгрупповой дифференциации и внутригруппового фаворитизма.

Таким образом, идентичность – свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.

ТЕМА: ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ В
ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ НАУКЕ
План лекции
1. Классические подходы в изучении идентичности в
зарубежной науке.
2. Формы социальной идентичности.
3. Политика идентичности.

Таким образом, идентичность социальна и
претерпевает изменения в течение всей жизни
личности.
Самотождественность личности, согласно
Э.Эриксону,
окружающими.
человека
должна
признаваться
Источником
является
окружающим миром.
его
уникальности
взаимодействие
с

Для каждого индивида существует иерархия
различных аспектов групповой идентичности,
распределяющихся
в
зависимости
от
индивидуальных приоритетов личности.

Национальная идентичность
Отождествление себя с сообществом граждан какой-либо страны,
Она
выражается
в
приверженности
ценностям
государства,
патриотизме.
Государства
создают
свою
национальную
идентичность
из
разных
элементов. Основой национальной идентичности России служит героическое
историческое прошлое, которое даёт импульс современному развитию страны.
В США основой национальной идентичности является представление о том,
что американцы – исключительная нация. В некоторых государствах
постсоветского
пространства,
например,
на
Украине,
национальная
идентичность строится на отказе от своего исторического прошлого, на
противопоставлении себя России.

Религиозная или конфессиональная идентичность
Отождествление себя с какой-либо конфессиональной
группой, следование религиозным ценностям какойлибо религии или религиозной конфессии. В некоторых
случаях
религиозная
идентичность
формы фундаментализма.
принимает

Политическая идентичность
Соотнесение
гражданами
себя
с
какими-либо
политическими
институтами и их вовлечённость в политико-институциональное
взаимодействие в рамках политической общности.
В середине XX века
политическая
идентичность была
тождественна
партийной идентичности и призвана была объяснять электоральный выбор
избирателей в государствах с устойчивой двухпартийной системой (США,
Великобритания). Считалось, что двухпартийная система – наиболее успешная
для поддержания политической стабильности в демократическом обществе. В
эпоху
глобализации
понятие
политической
идентичности
значительно
расширяется и трансформируется, так как конструируются новые идентичности
в рамках мультикультурных обществ (европейская идентичность в рамках
Европейского союза).

3. Политика идентичности
Политика
идентичности
является
продуктом
либерализма. Можно сказать, что она есть результат
эволюции доктрины прав человека. Политика
идентичности
направлена
на
обеспечение
политической свободы и свободы самовыражения в
обществе. Члены
дискриминированной группы
бросают вызов доминирующей культуре, требуя найти
способ понимания их оригинальности и получения
большего самоопределения в рамках общества.
Политика идентичности основана на чувстве
несправедливости, которое испытывают некоторые
социальные группы.

Как мы видим на примере учения Ч. Тейлора, политика
идентичности
в
западной
философской
литературе
описывается как борьба меньшинств за самоопределение в
рамках доминирующей либеральной культуры. Однако в
последнее время становится очевидным, что правые движения
на
Западе,
сепаратисты,
требующие
регионального
самоопределения, а также националисты используют те же
аргументы и ту же логику, что и борцы против культурного
тоталитаризма.

Категория идентичности разрабатывается в зарубежной психологии и выступает предметом анализа различных теоретических направлений: психоаналитического (У. Джеймс, З. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Марсиа, А. Ватерман); бихевиористического (М. Шериф,Д. Кэмпбелл),символического интеракционизма (Дж. Мид, Э. Гофман, Г.Фогельсон); когнитивного подхода (Г. Тэджфел, Дж. Тернер, Г. Брейкуэлл).

По Джеймсу личность разделена на три класса: 1) физическую личность (подразумевается все, что имеет непосредственную отношение к нам, а это наше тело, одежда, родственники, дом и результаты нашего ручного и умственного труда), 2) социальную личность (всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит) и 3) духовную личность (можно сказать что это, объединение отдельных состояний сознания в каждую минуту нашей жизни и центр нашего существа – это чувство активности, обнаруживающееся в некоторых наших внутренних душевных состояниях).

В развитии идентичности Фрейд выделял два равнозначных процесса: биологический (когда организм становится иерархической организацией среди живых органических систем в жизненном цикле) исоциальный (когда организмы систематизируются в группы, которые географически, исторически и культурно определены).

Более детально и полно понятие идентичность рассматривается в трудах Э. Эриксона. Как отмечают многие исследователи, ученый не дает четкого определения идентичности. Однако он сформулировал основные представления об идентичности, наметил содержание идентичности, элементы индивидуального опыта, выражающиеся в специфических чувствах [7].

Эриксон выделает элементы идентичности:

1) чувство идентичности - это чувство личностного тождества и исторической непрерывности личности;

2) сознательное чувство личностной идентичности основано на двух одновременных наблюдениях: восприятии себя как тождественного и осознании непрерывности своего существования во времени и пространстве, с одной стороны, и восприятии того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность, - с другой;

3) переживание чувства идентичности с возрастом и по мере развития личности усиливается: человек ощущает возрастающую непрерывность между всем тем, что он пережил за все свое детство, и тем, что он предполагает пережить в будущем [12].

Важнейшим условием понимания сущности идентичности для Эриксона является ее историчность. В любом анализе (социологическом, философском, филологическом) идентичность нельзя представить как результат или достижение. Главный фактор ее сохранения – историчность [5].

Э. Эриксон рассматривал структуру идентичности как сложное образование личности, имеющее многоуровневую структуру. Он рассматривает три уровня анализа человеческой природы:

- индивидуальный (идентичность как результат осознания человеком собственного представления о себе, своего облика, темперамента, задатков),

- личностный (идентичность как осознанием человеком собственной уникальности, индивидуальности),

- социальный (идентичность определяется как осознанием человеком принадлежности к значимым социальным группам).

Статусная модель идентичности Дж. Марсиа включает в себя два параметра: 1) наличие или отсутствие кризиса – состояния поиска идентичности; 2) наличие или отсутствие единиц идентичности – личностно значимых целей, ценностей и убеждений. В соответствии с этим Дж. Марсиа выделил четыре состояния, или статуса идентичности:

1. Достигнутая идентичность. Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определённую совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он, и чегохочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни.

2. Мораторий. Этот термин Дж. Марсиа использует по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы о различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни). На ранних стадиях такого поиска человек переживает чувства радостного ожидания и любопытства.

3. Преждевременная идентичность. Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определённым набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов идентичности могут быть такими же, как у людей, достигших идентичности. Различается лишь процесс их формирования. У людей с преждевременной идентичностью её элементы формируются на раннем этапе жизни, и не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом ценности и убеждения могут быть сходными с родительскими, или отражать ожидания значимых людей.

4. Диффузная идентичность. Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадёжности.

Теорию идентичности в рамках американского варианта психоанализа развивает А. Ватерман. Он стремится выделить ценностные аспекты этого феномена. Идентичность, по Ватерману, - наличие у человека главных ее элементов: четкого самоопределения, выбора целей, ценностей и убеждений, которым он следует в жизни. Формирование идентичности неотделимо от взаимодействия с ценностной идентичностью, на которую индивид претендует. По Ватерману, четыре сферы наиболее значимы для формирования идентичности: выбор профессии, принятие и переоценка моральных и религиозных убеждений, выработка политических взглядов, принятие набора социальных ролей [2].

Идентичность как самостоятельный предмет исследования в бихевиористическом подходе не обозначен, но «тем не менее, социальная идентичность как психологический феномен присутствует в работах М. Шерифа[6].М. Шериф, практически первым начал изучать групповое и межгрупповое поведение. Понятие идентичность он использовал для того, чтобы как-то определить групповую принадлежность. Он считал, что межгрупповое поведение как психологический феномен возникает тогда, когда индивиды, принадлежащие к одной группе, взаимодействуют с другой группой или ее членами (индивидуально или коллективно) в терминах их групповых идентичностей[6]. М. Шериф экспериментальным путем показал что ситуация влияет на отождествление индивида с группой, и когда происходят межгрупповые конкуренция идентификационные действия усиливаются.

Еще один представитель этого направления Д. Кэмпбеллпродолжил исследования М. Шерифа о природе межгруппового конфликта. Ученый считал, что отношения конкуренции, сопровождающиеся предвосхищением реальной угрозы, основаны на реальном конфликте интересов между группами, независимо от времени его возникновения (вчера, сегодня, завтра).

Основатель направления Дж. Мид, под идентичностью, или Я, понимал способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое [2].

Первым тезисом своего оригинального подхода онпровозглашает принципиальное отличие человеческого мира от животного. Вторым – преодоление предметной замкнутости отдельных наук.

Дж. Мидразделяет идентичность наосознаваемую и неосознаваемую. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит. Осознаваемая же идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Подчеркивается значение когнитивных процессов, так как переход от неосознанной к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. Человек осознает свою идентичность, размышляя о себе с помощью приобретенного в социальном взаимодействии языка. Осознаваемая идентичность не означает автономии индивида от социума, она формируется с помощью категорий, выработанных в языке. В то же время наличие осознаваемой идентичности означает наличие относительной свободы личности, так как человек перестает следовать бессознательному развертыванию действий и начинает думать о цели и тактике своего поведения [5].

Э. Гоффман вводит понятие знака. Знак - это любой признак человека, который используется им в ситуации взаимодействия для подчеркивания некоторых своих качеств, своего отличия от других. Он выделяет три вида идентичности: 1) социальная идентичность - типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит; 2) личная идентичность - здесь речь идет об индивидуальных признаках человека: во-первых, сюда входят все уникальные признаки данного человека (например, отпечатки пальцев), во-вторых, уникальная комбинация фактов и дат истории его жизни; 3) Я-идентичность - субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своей непрерывности и своеобразия.

Многие авторы отмечают, что когнитивный подход вобрал в себя часть от символического интеракционизма и психоаналитического подхода.

– социальная категоризация – упорядочивание социального окружения в терминах группировки личностей способом, который имеет смысл для индивида. То есть индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории (например, определяет себя как мужчину или женщину, как человека определенной национальности, вероисповедания и т. п.);

– социальная идентификация – процесс, посредством которого индивид помещает себя в ту или иную категорию, т. е. усваивает нормы и стереотипы поведения, свойственные группам членства;

– социальная идентичность – получение некоторого итога – полного социального отождествления индивида, т. е. приписывание себе усвоенных норм и стереотипов своих социальных групп таким образом, что они становятся внутренними регуляторами социального поведения индивида [5].

Продолжателем идей Г. Тэджфела стал его последователь и коллега Дж. Тернер. В основе его концепции лежит потребность человека в социальной ориентации и отождествления себя с какой-либо общностью. Эти потребности заставляют индивидов категорировать себя и свое окружение. А составляющие личностную и социальную идентичности являются частью одного целого явления.

Г. Брейкуэлл считает, что личностная и социальная идентичности являются двумя полюсами в процессе развития. Личностная идентичность является продуктом социальной идентичности: перцепция социального давления и адаптация к нему – это активный процесс, и личностная идентичность является его остаточным образованием [9].

В заключении можно сказать, что каждый подход по изучению идентичности имеет свои особенности и акцентирует внимание на тех аспектах изучения понятия идентичность, которые характерны их традиции. Но в то же время эти подходы имеют общие черты при изучении проблемы идентичности.

1. Агеев B.C. Исследование межгрупповых отношений в зарубежной социальной психологии// Вопросы психологии, 1980.№4.С. 151-159.

2. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1.С. 131-143.

5. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов – на - Дону, Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 1999.

6. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. М.: Изд-во СГУ, 2009.

7. Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты: коллективная монография / К.В. Патырбаева, В.В. Козлов, Е.Ю. Мазур, Г.М. Конобеев, Д.В. Мазур, К. Марицас, М.И. Патырбаева; науч. ред. К.В. Патырбаева; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2012.

8. Корнев С. А. Детерминация доверия процессом социальной идентификации личности:Автореф. дисс. . канд. психол. наук. - Иваново, 2006.

9. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учеб. - метод. пособие / О. В. Захарова. – Иркутск : Изд-во Иркут.гос. ун-та, 2010.

12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ.ред. и предисл. Толстых А. В. М.: Издательская группа "Прогресс", 1996.

Появление и распространение понятия идентичности в качестве самостоятельной научной категории. Интерпретации концепта идентичности, связанные с разным видением природы группообразования, различиями в подходах к структурированию социального пространства.

Рубрика Социология и обществознание
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 25.03.2018
Размер файла 26,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основные подходы к исследованию понятия идентичности в социальных науках

Горшкова Вера Сергеевна

Мухаев Рашид Тазитдинович

Понятие идентичности все чаще используется в научных и публицистических работах, посвященных осмыслению политической реальности. Однако утверждению этого концепта в качестве признанного инструмента политического анализа препятствует его многозначность и, более того, в значительной мере, неопределенность.

Совмещение указанных значений в одном понятии, использование концепта в решении столь разных исследовательских задач не может не вызывать вопросов. Осложняет ситуацию тот факт, что в большинстве случаев понятие используется без достаточной рационализации и конкретизации.

Вместе с тем, российская политическая наука, по мнению ряда ведущих специалистов, и без того уже стреножена большим количеством понятийных неясностей и разночтений [3] . И введение в нее новых терминов и концептов, а понятие идентичности как раз представляет один из них, должно сопровождаться их проверкой на соответствие минимальным требованиям научности. Речь идет, прежде всего, о требовании необходимой определенности содержания понятия (это не исключает использования открытых понятий, однако, в любом случае они не могут быть иррациональными и не поддающимися конкретизации), соблюдении известного принципа бритвы Оккама, и, наконец, оценке потенциала концепта с точки зрения роста объяснительной и прогностической силы более общих теорий, в рамках которых он используется.

Как представляется, прояснению содержания концепта идентичности, а также его эвристического потенциала, будет способствовать рациональная реконструкция логики его развития.

Появление и распространение понятия идентичности в качестве самостоятельной научной категории имело место в социально-гуманитарных исследованиях второй половины XX века [4] , и было связано с осмыслением вопросов о структуре и содержании человеческой личности.

Качественное изменение значения понятия идентичности происходит при переходе к изучению межгруппового поведения. При исследовании влияния ситуации на уровень конфликтности внутри- и межгруппового взаимодействия бихевиористы М. Шериф, С. Шериф и Д. Кэмпбелл вводят понятие идентичности для определения групповой принадлежности индивидов. Однако, поскольку в бихевиоризме концепт выполнял скорее вспомогательные функции, новая его интерпретация не получила всестороннего развития, и четко определена не была.

Важно при этом понимать, что как психологов, социальная действительность интересует исследователей, прежде всего, с точки зрения ее преломления в индивидуальном сознании. Хотя иное понимание социального и модифицирует содержание понятия, оно все еще определяется установкой на анализ человека, личности, причем сквозь призму психических и когнитивных механизмов.

Другой ракурс применения концепта - в антропологических исследованиях, этносоциологии, политической теории, исследованиях международных отношений. В работах, предметом изучения которых являются социальные явления, интерпретации идентичности, как правило, не связываются с индивидуальными характеристиками субъекта и его мотивами, хотя психологическая и когнитивная природа феномена идентичности и подразумевается.

Здесь, как представляется, можно выделить две основные интерпретации концепта идентичности, связанные с разным видением природы группообразования, различиями в подходах к структурированию социального пространства.

К объективистской методологии, мы относим те работы, в которых объяснение социальных процессов, внутри- и меж групповых отношений опирается на предпосылку о существовании объективной специфики группы, обуславливающей идентификацию индивида с себе подобными. Закономерно, что именно содержание данных отличительных признаков приобретает центральное значение для понимания социальной динамики. Концепт идентичности, соответственно, используется как вспомогательная категория. И применяется для указания на психологический феномен причастности к группе, а также на механизм рационального самоопределения через групповое членство.

Отметим, что, хотя на данном этапе само определение идентичности, по сути, не меняется, меняется его место и функции в системе научного знания.

Столь существенное изменение в трактовке рассматриваемого понятия сложно понять, если не учитывать более общего эпистемологического контекста: в середине XX века приходит осознание границ объяснительной силы объективистской методологии и опирающихся на нее теорий [11] , что способствует формированию новых философских и методологических оснований научного знания, влияющих, соответственно, на результаты исследований более специальных проблем в рамках отдельных дисциплин.

Во-первых, в ХХ в. происходит разрыв с господствовавшими в течение столетий философскими традициями джастификационизма и эмпиризма, рассматривающими научное знание как набор наблюдений и индуктивных обобщений, которые доказаны (верифицированы), а потому рассматриваются как отражение действительности. Попытка обосновать критерий истинности научного знания на основании данных методологических посылок оказалась неудачной в силу внутренне присущих индуктивизму ограничений. В частности, выяснилась логическая невозможность положить в основание знания чисто эмпирический базис (еще кантианцы заметили, что никакое научное высказывание не может быть вполне обосновано фактами) и индуктивную логику (никакая логика не может увеличить содержание знания, гарантируя вместе с тем его безошибочность) [12] . Поэтому любое высказывание о фактах есть их интерпретация в сфере определенной интерпретирующей теории, а потому истинные высказывания о фактах оказываются логически невозможными.

Последовательная реализация данной эпистемологической позиции делает невозможным соотнесение научной теории с объективной действительностью, и, соответственно, неприемлемыми объяснительные модели, претендующие на описание объективных закономерностей. Набирает силу эпистемологическая позиция, полагающая любое научное знание в качестве интерпретации, а стандарты научности - как результат конвенции [13] . Более значимым становится вопрос о том, насколько научная теория выдерживает проверки по сравнению с конкурирующими теориями, какова ее объяснительная и предсказательная сила, имеет ли место позитивный сдвиг проблемы [14] .

Во-вторых, получает все большее осознание субъективный характер данных, с которыми имеют дело общественные науки и, соответственно, неразрывная связь социальных наук со сферой ценностей и представлений [16] .

В-четвертых, важную роль в социальных науках сыграла трансформация предмета исследования, связанная с необходимостью рассмотрения социальных процессов не только в рамках относительно замкнутых социальных групп, но и в больших открытых общностях с нечеткими и изменчивыми границами и высокой динамикой изменений, что также поставило вопрос о новых объяснительных моделях.

Распространение концепта идентичности в его новой интерпретации, как представляется, и связано с ощущением его пригодности (часто, интуитивного) для объяснения и рационализации социальных процессов в духе указанных тенденций.

Таким образом, реконструкция содержания понятия идентичности позволяет охарактеризовать его многозначное и не имеющее господствующей интерпретации.

Разумеется, в настоящее время существует достаточно сложных для теории идентичности содержательных проблем, в первую очередь связанных с разработкой сопутствующей методологии (в частности, ряд теорий идентичности основан на методологии постструктурализма, постмодернизма, не свободных от ряда серьезных затруднений). Однако, это лишь свидетельствует о необходимости дальнейшего развития исследований в указанном направлении.

социальный идентичность группообразование пространство

1. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. - Ярославль, 2003. - 132 с.

2. Керни Р. Диалоги о Европе. - М.: Издательство “Весь мир”, 2002. - 320 с.

3. Копосов Н.Е. Хватит убивать кошек! Критика социальных наук. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 248 с.

4. Лакатос И. Методология исследовательских программ. - М.: ООО “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак”, 2003. - 380 с.

5. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. В сб. Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО “Издательство АСТ”, 2003. с. 269-455.

6. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. В сб. Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО “Издательство АСТ”, 2003. с. 455-525.

7. Луман Н. Введение в системную теорию. - М.: Издательство “Логос”, 2007. - 360 с.

8. Луман Н. Общество как социальная система. - М.: Издательство “Логос”, 2004. - 232 с.

9. Луман Н. Понятие общества / в сб. Проблемы теоретической социологии / Под. ред. А.О. Бороноева. - СПб., 1994. - с. 25-42.

10. Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика. Дисс… докт. филос. наук: 24.00.01. - М., 2005. - 307 с.

11. Нойманн И. Использование “Другого”: Образы Востока в формировании европейских идентичностей. - М.: Новое издательство, 2004, - 336 c.

12. Поппер К. Логика научного исследования. - М.: Республика, 2005. - 447 с.

13. Поппер К. Предположения и опровержения: Рост научного знания. - М.: ООО “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак”, 2004. - 638 с.

14. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М.: Республика, 1998. - 413 с.

15. Хайек Ф. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. - М.: ОГИ, 2003. - 288 с.

16. Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. - М.: ИРИСЭН, 2006. - 644 с.

17. Элиас Н. Общество индивидов. - М.: Праксис, 2001. - 336 с.

18. Современность/POST. Альманах социокультурных исследований. - М.: ТЕИС, 2006. - № 1. - 390 с.

Подобные документы

Причины затянувшегося кризиса идентичности в России. Главные особенности идентичности, обретённой естественным путём. Сущность понятия "психологический мораторий". Последствия утраты национальной идентичности. Ключевой момент в современном образовании.

статья [21,0 K], добавлен 11.09.2013

Понятия идентичности, этничности, нации, этноса. Примордиалистский и конструктивистский подход к этнической идентичности. Этногенез узбекского народа, создание национального государственного образования и самосознания для формирования новой идентичности.

дипломная работа [113,0 K], добавлен 29.10.2010

Типологическая концепция идентичности. Важнейшие методологические основания исследования идентичности в социальной философии. Связь концепции кризиса идентичности с проблемой национально-культурной идентичности. Специфика феноменологического анализа.

автореферат [30,8 K], добавлен 05.12.2010

Гендерная идентичность как специфический тип социальной идентичности индивида и группы. Особенности проявления социокультурной идентичности и самоидентификации белорусского населения по гендерному признаку. Формирование признаков семейной идентичности.

эссе [16,6 K], добавлен 08.11.2010

Становление проблематики в области обще- и социально-психологических исследований личности. Эволюция проблемы идентичности. Проблема дифференциации от других, относительно близких групп. Проблема акцентирования групповых различий.

Читайте также: