Медицина древней руси и московского государства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине IX в.

Важным событием в истории Руси было принятие христианства в качестве государственной религии в 988. г. лри князе Владимире (978—1015). Этот серьезный политический акт не был случайным событием: возникновение социального неравенства и формирование классов явились объективными историческими предпосылками для замены языческого многобожия монотеизмом. Христианство на Руси было известно с IX в. Многие приближенные князя Игоря (912—945) были христианами. Княжившая после Игоря его жена Ольга (945—969) посетила Константинополь и приняла крещение, став первым христианским монархом на Руси. Большое значение для распространения идей христианства в Киевской Руси имели ее давние связи с Болгарией — посредницей в передаче культуры, письменности и религиозной литературы. К концу X в. Киевская Русь уже вошла во взаимодействие с византийской экономикой и христианской культурой.

Принятие христианства Киевской Русью имело важные политические последствия. Оно содействовало укреплению феодализма, централизации государства и сближению его с европейскими христианскими странами (Византией, Болгарией, Чехией, Францией, Англией, Германией, Грузией, Арменией и др.), чему способствовали также и династические браки. Эти связи благотворно отразились на развитии древнерусской культуры, просвещения, науки.

Истоки культуры Киевской Руси связаны с традиционной культурой славянских племен, которая с развитием государственности достигла высокого уровня, а впоследствии была обогащена влиянием византийской культуры. Через Болгарию и Византию поступали на Русь античные и ранние средневековые рукописи. На славянский язык их переводили монахи — самые образованные люди того времени. (Монахами были летописцы Никон, Нестор, Сильвестр.) Написанные на пергаменте в эпоху Киевской Руси, эти книги дошли до наших дней.

Древнерусское государство существовало в течение трех столетий. После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125— 1132)—сына Владимира Мономаха, оно распалось на несколько феодальных владений. Наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости русских земель в результате нашествия монголо-татарских орд под предводительством хана Батыя (1208—1255), внука Чингиз-хана.

Развитие врачеваний

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках (рис. 66), которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, 6аавле и Киеве, а позднее — в Новгороде, Смоленске, Львове. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи.

Агапит бесплатно лечил и обитаполнять Самые чёрные работы, б"ЫтЬ терпимым и сердечным по отношению к нему, делать все, что в его силах, для излечения больного и не заботиться о личном обогащении или профессиональном тщеславии.

В то же время врачевание в древней Руси не было церковной монополией: наряду с монастырской существовала и более древняя народная (мирская) медицина. Однако на этом этапе истории языческие врачеватели (кудесники, волхвы, ведуны и ведуньи) объявлялись служителями дьявола и, как правило, подвергались преследованиям.

Некоторые, древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни: монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского-народного врачевания.

В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в X—XIV вв. опережало страны Западной Европы. При археологических раскопках древнего Новгорода найдены документы, относящиеся к 1346 г., в которых сообщается о существовании в Новгороде больниц для гражданского населения и о циалистах-алхимиках, занимавшихся приготовлением лекарств.

На территории древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 настилов) деревянные мостовые, созданные в X—XI вв., более 2100 построек с находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы — одни из древнейших в Северной Европе (рис. 68). Заметим, что в Германии водопровод был сооружен в XV в., а первые мостовые были положены в XIV в.

В народе бытовало мнение, что яровые поветрия возникают от сверх естественных сил, изменения положения звезд, гнева богов, перемены:-годы. В русских народных сказках тьма изображалась женщиной огромного роста с распущенными волос в белой одежде, холера — в образе злой старухи с искаженным лицом. Недопонимание того, что грязь и нищета представляют собой социальную опасность, приводило к несоблюдению правил гигиены, усиливало эпидемии :: идущий следом за ними голод. В стремлении прекратить повальные болезни народ шел на самые отчаянные меры. Например, когда в Новгороде в XIV в. разразилась чума, горожане в течение 24 часов построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. Однако ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий — эпидемии в Европе уносили в то время десятки тысяч человеческих жизней.

Самое большое число эпидемий на Руси приходится на период монголо-татарского ига (1240—1480).

Монголо-татарское иго разорило и опустошило русские земли, а также государства Средней Азии и Кавказа. Непрекращающаяся борьба русского народа заставила завоевателей отказаться от идеи создания на Руси своих органов управления. Русь сохранила свою государственность, однако длительное угнетение и разорение страны Золотой Ордой привело к последующему отставанию русских земель в своем развитии от стран Западной Европы.

В XIII—XIV вв. в русских землях окрепли новые города: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. Во главе объединения русских земель встала Москва.

В X веке на Руси вводится христианство и распространяется просвещение. На Руси в медицине существовало два направления: церковно-монастырское и светское. Принятие христианства сыграло огромную роль в укреплении Древнерусского государства. Просвещение вообще и в том числе медицинские на­уки проникли в Россию из Византии вместе с христиан­ством. Первыми врачами были духовные лица. Принято считать, что первую всенародную больницу учредил в 1091 году Ефрем – епископ Переяславский, будущий киевский митрополит. Из других врачей – духовных лиц были изве­стны Пимен Постник, Дамиан Целитель, Агапит, благо­даря которым Киево-Печерская лавра во времена Ярос­лава Мудрого стала центром медицины на Руси. Позднее, в XIII – XIV веках в Новгороде, Смоленске, Львове появляются гражданские больницы.

Источники для изучения истории русской медицины:

I. Древнерусская медицинская письменность:

1. Травники – описание приготовления лекарств из трав.

2. Лечебники – руководства с перечислением болезней и лекарств против них.

3. Переводы древних классиков – Галена, Аристотеля, Гиппократа, Авиценны.

II. Немедицинская письменность (как источник для изучения древнерусской медицины)

2. Древнерусские сборники:

Ø Изборник Святослава – переведен в X веке с греческого языка на болгарский, позже переписан для Киевского князя Святослава – это хрестоматическая энциклопедия.




3. Агиографическая литература – жития святых – например: Повесть о Петре и Февронье.

4. Древнерусские юридические памятники.

Ø Договоры русских князей с греками – оговаривалась оплата врачей за лечение.

Ø Древние русские грамоты

Ø Кабальные книги – при вступлении в кабалу подьячие проводили осмотр закабаляемого, и данные заносили в книги.

5. Сказания иностранцев о России.

6. Памятники древнерусской педагогической литературы.

III. Древнерусское изобразительное искусство.

Монастырская медицина, широко практикуя лече­ние молитвами, использовала и богатый опыт народной медицины: лечение мазями, травами, водами. Уставами монастырских больниц предписывалось иметь лекарствен­ные средства, в том числе различные масла, медь, клюк­ву, сливы, пластыри, вино.

В повести нашел отра­жение эффективный способ лечения больных в бане.

Лечение больных в Древней Руси проводилось различными средствами ра­стительного, животного и ми­нерального происхождения.

В народной медицине находили широкое применение множество целебных растений: полынь, ревень, бодяга, кра­пива, куколица, подорожник, березовый сок, можжевело­вые ягоды, чемерица, проспурняк, листья березы, листья и цветки липы, золототысячник, бузина, чеснок и др.

Из минеральных про­дуктов в лечебную практику вошли различные минералы и камни. Скифские вра­чи знали лечебные свойства мышьяка и других солей. Опил­ки из меди назначали внутрь, поро­шок золота применялся для припуд­ривания при заболеваниях кожи го­ловы. Известны были уксус, селитра, поташ, скипидар, медный купорос.

В X веке на Руси вводится христианство и распространяется просвещение. На Руси в медицине существовало два направления: церковно-монастырское и светское. Принятие христианства сыграло огромную роль в укреплении Древнерусского государства. Просвещение вообще и в том числе медицинские на­уки проникли в Россию из Византии вместе с христиан­ством. Первыми врачами были духовные лица. Принято считать, что первую всенародную больницу учредил в 1091 году Ефрем – епископ Переяславский, будущий киевский митрополит. Из других врачей – духовных лиц были изве­стны Пимен Постник, Дамиан Целитель, Агапит, благо­даря которым Киево-Печерская лавра во времена Ярос­лава Мудрого стала центром медицины на Руси. Позднее, в XIII – XIV веках в Новгороде, Смоленске, Львове появляются гражданские больницы.

Источники для изучения истории русской медицины:

I. Древнерусская медицинская письменность:

1. Травники – описание приготовления лекарств из трав.

2. Лечебники – руководства с перечислением болезней и лекарств против них.

3. Переводы древних классиков – Галена, Аристотеля, Гиппократа, Авиценны.

II. Немедицинская письменность (как источник для изучения древнерусской медицины)

2. Древнерусские сборники:

Ø Изборник Святослава – переведен в X веке с греческого языка на болгарский, позже переписан для Киевского князя Святослава – это хрестоматическая энциклопедия.

3. Агиографическая литература – жития святых – например: Повесть о Петре и Февронье.

4. Древнерусские юридические памятники.

Ø Договоры русских князей с греками – оговаривалась оплата врачей за лечение.

Ø Древние русские грамоты

Ø Кабальные книги – при вступлении в кабалу подьячие проводили осмотр закабаляемого, и данные заносили в книги.

5. Сказания иностранцев о России.

6. Памятники древнерусской педагогической литературы.

III. Древнерусское изобразительное искусство.

Монастырская медицина, широко практикуя лече­ние молитвами, использовала и богатый опыт народной медицины: лечение мазями, травами, водами. Уставами монастырских больниц предписывалось иметь лекарствен­ные средства, в том числе различные масла, медь, клюк­ву, сливы, пластыри, вино.

В повести нашел отра­жение эффективный способ лечения больных в бане.

Лечение больных в Древней Руси проводилось различными средствами ра­стительного, животного и ми­нерального происхождения.

В народной медицине находили широкое применение множество целебных растений: полынь, ревень, бодяга, кра­пива, куколица, подорожник, березовый сок, можжевело­вые ягоды, чемерица, проспурняк, листья березы, листья и цветки липы, золототысячник, бузина, чеснок и др.

Из минеральных про­дуктов в лечебную практику вошли различные минералы и камни. Скифские вра­чи знали лечебные свойства мышьяка и других солей. Опил­ки из меди назначали внутрь, поро­шок золота применялся для припуд­ривания при заболеваниях кожи го­ловы. Известны были уксус, селитра, поташ, скипидар, медный купорос.

3) светская (или ее еще называют мирской) медицина, появившаяся во время правления Ярослава Мудрого. Она же носила название иноземной.

Народная медицина. Передача медицинских знаний

Народная медицина – это древнейшая ветвь медицины в истории России. По сути, корнями ее было язычество, которое исповедовали славянские племена до объединения и создания государства и до принятия христианства. Таким образом, момент зарождения народной медицины можно отнести к тому времени, с которого начинается историческое описание жизни русского народа, т. е. ко временам доисторическим. С принятием христианства она не искоренилась, пережила более чем тысячелетие уже исторической жизни народа и даже в наше время она продолжает развиваться, широко применяется на практике теми людьми, которые владеют этим искусством, а иной раз вступают в спор с научной медициной.

Лишь Александр II, отменивший в 1861 г. крепостное право и проведший большое количество преобразований во всех сферах жизни россиян, стал автором первых шагов к доступности медицинской помощи, провел земскую реформу и ввел земскую медицину.

Врачевание со времен его зарождения отличалось от других видов медицины тем, что сочетало в себе и знание целебных свойств природных средств, и веру в чудодейственные силы.

Врачеванием на Руси занимались знахари и предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, их побаивались, так как они были возведены в ранг посредников между исцеляющими силами природы и человеком.

Боялись их потому, что верили, что они могут таинства природы обратить как во благо, так и во вред человеку. Они занимались совершением различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием и снятием порчи и т. д. Им настолько доверяли, что обращались за помощью к ним не только простолюдины, но и князья и члены княжеских семей.

Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы (накладывать лубки), раны с помощью различных мазей, прижиганием.

По прошествии времени врачеватели обрели новое название – лечцы. Они стали организаторами семейных школ, в которых знания медицины переходили от отца к сыну.

Народные врачеватели составляли трактаты об использовании целебных сил природы – травники и лечебники. Особенно широкое распространение это получило после принятия христианства и появления письменности. К сожалению, нам досталась в наследство лишь малая толика тех источников, так как большинство из них погибло или было украдено во время войн. Интересно то, что в дошедших до нас книгах есть средства, которые применялись не только после принятия христианства, но и задолго до него.

Монастырская медицина

Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог, воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов.

В пещерах монастыря похоронены люди, вошедшие в историю России: основатель Лавры Антоний, летописец Нестор, врачеватели Дамиан и Агапий и даже основатель Москвы – Юрий Долгорукий.

Как ни странно, в лавре находили способы лечения самых различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и постригались в монахи.

Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Так же святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах.

Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Это отношение является азами врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах придается большое значение.

Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина.

Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособлились друг от друга.

Санитарное дело. Бани. Эпидемии

Так, например, в 1230 г. в Смоленске эпидемия унесла десятки тысяч жизней, что свидетельствует о чрезвычайной заразности болезни. Люди понимали, что болезнь переходит от человека к человеку, поэтому отграничивали зараженные места, где были больные. Если эпидемия распространялась на весь город, жители уходили в леса, бросая дома, скарб и больных родственников, и отсиживались до тех пор, пока не пройдет мор. Однако за избавление от болезни принимался тот момент, когда умирал последний больной и заразиться вроде бы было не от кого. Ничего не зная о возбудителях заболеваний, люди возвращались в города, и эпидемия иной раз возвращалась вместе с ними. Считая место проклятым, люди доходили до того, что сжигали целые поселения. Ошибкой их было еще и то, что до XV в. умерших от эпидемий людей хоронили согласно религиозным законам на кладбищах при церквах.

Это способствовало возобновлению и распространению мора. Лишь в XVI в. умерших от заразных болезней стали хоронить вне кладбища, за пределами городов и селений. Люди недопонимали, что причиной возникновения эпидемий были не сверхъестественные силы, а нищета и несоблюдение правил гигиены, поэтому в отдельных случаях доходило до отчаянных поступков: так, например, в XIV в. в Новгороде во время эпидемий чумы жители за 24 ч. возвели церковь Андрея Стратилата. Она сохранилась и до сих пор. В период монголо-татарского нашествия на Руси было самое большое количество эпидемий, больше всего погибло людей.

Просуществовало Древнерусское государство три столетия. В 1132 г. умер сын Владимира Мономаха, последний князь Киевский Мстислав Владимирович. Государство распалось на несколько княжеств – это был период феодальной раздробленности, ослабивший политическую и экономическую независимость Древней Руси. Нашествия монголо-татарских орд хана Батыя окончательно разрушило все принципы правления и жизни на земле русской.

В 988 г. в правление Владимира происходит принятие христианства, как государственной религии.

Значение принятия христианства на Руси:

- большое этническое значение: оно консолидировало русскую народность;

- большое политическое значение: единые государственные законы, единая церковь, заменившая различные культовые обряды;

- социальное значение: формирование господствующего класса вокруг Киевского князя.

После смерти Владимира, в 1019 г. во главе государства становится его сын Ярослав, прозванный Мудрым. В 1073 г. к власти приходит его сын Всеволод Ярославович.

Медицина Древней Руси. Существовала народная медицина. Ее представители были волхвы (знахари), ведуны, ведуньи, ведьмы (ведать происходит от слова - знать), кудесники, чаровницы. Их считали посредниками между силами природы и человеком.

У большинства монахов было происхождение крестьянское, и поэтому они охотно использовали рецепты народной медицины. Широкой известностью пользовалась монастырская больница при Киевско-Печерской лавре. Известны имена монахов - врачевателей: Антония. Алимпия, Агапита, последнему приписывается врачевание самого князя Владимира Мономаха.

Первые больницы. При монастырях стали строиться боль­ницы, в 1635 г. при Троице-Сергиевской лавре, больничные па­латы при Ново-Девичьем монастыре. В 1652 г. две гражданские больницы были организованы боярином Ртищевым в своих до­мах. В 1682 г. уже были построены 2 государственные больни­цы и открыта Греко-славяно-латинская академия.

Первые доктора медицины из Российских людей появи­лись в XV веке: Георгий из Дрогобыча (1450-1494), получивший степень доктора медицины и философии в Болонском универси­тете (Италия, 1476), в дальнейшем он стал ректором этого уни­верситета (1481-1482), затем работал в Венгрии (1482-1485) и в Краковском университет (1485). В 1512 г. степень доктора ме­дицины в г. Падуя (Италия) получил Франциск Скорина из Полоцка (Белоруссия), первопечатник и просветитель, он работал в Праге, Вильно, Кенигсберге. Позднее в (1696) в Падуанском университете степень доктора медицины был удостоен П.В.Посников. Это был первый доктор, вернувшийся в Россию с иноземным дипломом. В 1701 г. он стал первым российским доктором, зачисленным в Аптекарский приказ. Впоследствии он служил российским послом и дипломатом в Голландии, Фран­ции, Англии. Он был очень образованным человеком своего времени.

Увеличился штат Аптекарского приказа, уже через 50 лет его существования штат насчитывал 80 человек.

Читайте также: