Китайско конфуцианский тип культуры кратко

Обновлено: 04.07.2024

Китайско-конфуцианская цивилизация в своем классическом виде охватывала Китай и некоторые соседние страны, например, Корею .

На становление китайского менталитета сильно повлияли природные условия региона, в котором сложилась ханьская народность : плодородная почва давала обильные урожаи, но возделывать ее приходилось, каждый год борясь то с засухой, то, наоборот, с наводнениями.

Рис — основная возделываемая культура, довольно капризное растение, для выращивания которого необходимо создавать очень влажные поля наподобие искусственных болот. Все это требовало задействования очень большого числа рабочих рук, и в Китае как нигде в мире был важен коллективный труд. А коллективный труд формировал и коллективистское сознание : китаец не мыслил себя без общества, всегда был готов поступиться личными интересами ради общественных. Собственно, счастьем для китайца было счастье его общины, горем — горе его общины. Такой уклад жизни требовал строгой дисциплины, неуклонного подчинения выработанным за века порядкам.

Младшие — как по возрасту, так и по общественному положению, беспрекословно подчинялись старшим, дети — родителям, население государства — своему правителю. Самые близкие сановники повиновались императору так же, как простой народ; за неповиновение, преступления император мог бить своих министров бамбуком или казнить без суда. Важные государственные сановники управляли в провинциях, в отдельных землях, и все нижестоящее население тех тоже беспрекословно им повиновалось, а сами они беспрекословно повиновались более важным начальникам.

Вся земля в государстве принадлежала правителю , и он по своему усмотрению наделял ею население или забирал ее.

При этом человек, получивший в руки власть, должен был сам показывать пример добродетели и скромности, ответственно выполнять свой долг. Ставя выше всего единство и сплоченность своего общества, китайцы и другие народы, воспринявшие ценности их цивилизации, могли долго терпеть деспотизм и своеволие императоров, их наместников, феодалов, чтобы не допустить внутренних смут. Но когда уже вся правительственная система действовала наперекор конфуцианским ценностям, не заботилась об общественном благе, погрязала в разврате, народ поднимал мощные восстания против власти. Эти восстания сметали в Китае целые императорские династии. После чего народ провозглашал из наиболее популярных в нем людей нового императора, и издревле сложившаяся государственная система, лишь обновив кадры, пополнившись справедливыми и преданными долгу людьми, продолжала существовать, как прежде.

Основные духовные ценности китайской цивилизации были сформулированы мудрецом Конфуцием в VI — V вв. до н.э., поэтому она и называется еще китайско-конфуцианской .

В период конфуцианской цивилизации, который пришелся на 723г. до н.э. – 481 г. до н.э. в Китае происходили социальные и политические потрясения. Рассматривая вопросы морали, взаимоотношения подчиненных и правителей, глубоко проникая в душу, конфуцианство заменило собой религию. В этот период культура Китая стала претерпевать свое новое развитие. Это коснулось всех ее направлений. Архитектура, живопись и литература были доведены до совершенства.

Во всех отраслях культуры и науки появились энциклопедии и трактаты. В них вошли гуманитарные знания, технические навыки и знания по естествознанию. Крупнейший энциклопедист Шэнь Ко создал трактаты о химии, физике, биологии, медицине, математике, инженерии и архитектуре. Им был разработан солнечный календарь, ученый строил дамбы, возводил городские стены, руководил процессом плавления различных металлов. Шэнь Ко создавал приборы для изучения космоса и создал одну из первых карт неба. Ученый в области медицины Шао Юн разработал легендарный метод лечения при помощи иглоукалывания и прижигания. Он так же предложил свою теорию развития нашей вселенной. Историк Оуян Сю стал основоположником нумизматики, археологии, музейного дела.

Литература конфуцианской культуры

Так как китайцы смотрели на мир не через призму философии или религии, а через искусство, живопись никогда не была сплетена с религией. По мнению китайцев, настоящий художник должен быть высокообразованным и обладать безупречными моральными качествами. Только тогда он смог бы создать произведение, которое будет нести в себе просветление. В этот период китайская живопись с её великолепными пейзажами и применением туши только зарождалась. Первые картинные галереи Китая отличаются от привычных нам современных выставочных павильонов. Картины хранились в свитках, и их разворачивали и демонстрировали помощники по такому принципу, что получалось неразрывная цепочка изображений. Культура Китая конфуцианского периода претерпела своё возрождение.

Зарождение китайских церемоний

Благодаря китайскому этносу появился особый вид культуры, которая не похожа ни одну культуру мира. Традиционная китайская культура сложилась из этики. Доверчивость китайцев к цельности и гармоничности природы помогла создать индивидуальную картину мира. В представлении конфуцианцев природа совершенна, её не надо переделывать. Человек должен сам подстраиваться под природу. В зависимости от того, какую должность в обществе занимает человек. В этот исторический период сложились нормы и правила поведения человека в обществе. Конфуцианские нормы вылились в трактат, в котором были перечислены все правила китайских церемоний.

Китайский метаэтнос создал особый тип культуры, в которой социальная этика всегда играла более значительную роль, чем мистика. Величайшими авторитетами считались те личности, которые учили жить ради жизни. В религиозно-духовной структуре функции служителей культа чаще всего совмещали учёные-учителя, которые были скорее чиновниками, чем жрецами. Ритуализированная этика формировала облик традиционной китайской культуры.

Под добродетелью понималось соответствие правителя, представляющего народ, божественно-космической силе Неба. Теряя добродетель, правитель терял право управлять. Отождествление императора Поднебесной империи с Небом означало возложение на него как сына Неба ответственности за мир, центром которого является Китай. Небо приобрело всеобщий – космический и нравственный – порядок бытия. Смысл жизни состоял в умении соответствовать динамике мира. Народ объявлен глашатаем воли Неба и заботе о нём отдавалось большее предпочтение, чем заботе о духах. Известно, что в еврохристианской культуре личность - высшая ценность. В китайско-конфуцианской культуре освящённая социальность подчиняет до растворения личностное начало. Как и в индо-буддийской культуре, природа имеет первостепенное значение. Мир в представлении китайцев есть мир тождества противоположностей, где различия относительны. В каждом явлении просвечивается богатство всей природы с ее вечной и высшей мудростью. Мир изначально совершенен, поэтому переделывать его означает ухудшать природу и человека. Нужно искать гармонию в себе по аналогии с гармонией в природе. Творческое начало не в человеке, а в природе. Талант – следствие природного творческого процесса.

В отличие от Индии, где почти отсутствуют исторические документы, в Китае письменность возникла очень рано (во II тыс. до н.э.) и большое количество письменных источников представляет богатейший материал для реконструкции исторических событий.

Основная часть

Религия Китая этого и более позднего времени была своеобразной: люди верили во множество духов. Человеку нужны были надежные защитники, и китайцы видели их в духах предков, которые должны были заботиться о потомках, ограждать человека от козней злых духов, ударов судьбы. Эти духи изображались в виде страшных, ужасающих образов. Это объяснялось тем, что суровые природные условия породили страшные образы богов в фантазии людей. Они обожествляли все силы природы.

2.Идея гармоничного единства человека и природы стала душой не только осмысленного бытия, но и китайского искусства.Важнейшим условием культурного интеграционного процесса, последовавшего за объединением китайских земель, явилась иероглифическая письменность,сложившаяся в середине 2 тыс. до н.э. и содержащая около 50 тыс. знаков. Благодаря своему основному принципу – связи между реальным образом и символом, способом графического начертания – она не была жестко связана с лингвистическими особенностями конкретного произношения и могла использоваться носителями любого языка, что способствовало культурному сближению народов различных царств. В этот период создаются первые письменные поэтические памятники и художественная проза.

В древнекитайской цивилизации была высоко развита культура, давшая миру много открытий. Очень развиты были геометрия и астрономия. Ученые в VII в. до н.э. составили звездный каталог, предсказали появление кометы Галлея, предсказывали лунные и солнечные затмения. В V в. до н.э. китайские математики сформулировали свойства прямоугольного треугольника, ввели понятие отрицательных чисел.

Особенно значительным был прогресс в области культуры в Ханьскую эпоху (206 до н.э. – 220 н.э.). Был сконструирован первый в мире сейсмограф, создан небесный глобус с описанием 2500 звезд, разработана теория Земли и безграничности Вселенной, открыты пятна на Солнце.

В 214 г. до н.э. император Шихуанди начал строительство Великой стены, которая должна была защищать принадлежащие ему земли от набегов кочевников-гуннов. В результате была построена колоссальная стена длиной около 3000 км, известная теперь как Великая Китайская стена.

Развитая система иероглифического письма способствовала расцвету в области гуманитарных дисциплин. Появились обширные библиотеки и первые словари. Начиная с IV – III вв. до н.э. пробуждается интерес к поэзии.

Со II тыс. до н.э. в Китае развивается музыкальное искусство, становятся известными такие музыкальные инструменты, как барабан, металлические колокольчики, духовые инструменты из глины, струнные, щипковые инструменты. Затем появляются трактаты о музыке и создаются школы, готовившие музыкантов и танцоров.

В I тыс. н.э. для художественной культуры характерен переход от анонимного песенного творчества к авторской лирике. Формируются ведущие для китайской поэзии тематические направления, включая знаменитую пейзажную лирику, становление традиции художественной прозы, формирование и расцвет национальной литературно-теоретической и эстетической мысли, выдвинувшей учения о сущности и функциях художественного творчества – поэзии и изобразительного (живопись) искусства.

3. Чтобы понять менталитет китайца, необходимо обратиться к нравственной философии китайского мыслителя Конфуция (Кун-цзы, 551-479 до н.э.), сформулировавшего этические нормы, ритуалы и политическую культуру Китая. Конфуций и поныне считается духовным отцом китайцев. В 22 года он начал обучать других и прославился как самый знаменитый педагог Китая.

Как философ Конфуций не задавался вопросами о смысле жизни и тайнах природы: он искал путь к процветанию государства.

Основное содержание нравственной философии Конфуция составляют суждения о пяти простых великих добродетелях: мудрости, гуманности, верности, почитании старших и мужестве.

Освещая добродетельную власть, последователи Конфуция, тем не менее, сформулировали тезис о праве народа на восстание против недобросовестного правителя, отступившего от принятых норм поведения и о насильственной смене мандата Неба. Это обеспечило Китаю славу страны классических восстаний против коррумпированной власти за восстановление справедливого, т.е. традиционного конфуцианского строя.

Исполнение культа предков контролировалось властями, для чего содержался огромный чиновничий аппарат. Но в условиях патриархальной власти отца или старшего в семье чиновничье вмешательство в этом вопросе требовалось нечасто.

Большой заслугой конфуцианства является признание конструктивной роли знания, ценности, навсегда ставшей составной частью китайского менталитета. Знание – величайшая ценность, и путь к нему должен быть открыт каждому. Через сферу образования и самосовершенствования Конфуций, по сути дела, провозгласил принцип равных возможностей.

Вместе с тем, конфуцианство и даосизм нельзя отождествлять. Они различаются по содержанию, по отношению к сверхъестественному и миру в целом.

В центре конфуцианской доктрины находятся этико-политические моменты (нормы поведения в обществе и государстве). Даосизм обращается, в первую очередь, к вопросу о происхождении мира и роли человека в нем. Учение Конфуция более реалистично, оно всегда отражало интересы китайского чиновничества и было идеологической основой политики правителей. Даосизм подвержен мистике, к нему часто обращались народные массы в период острых социальных кризисов. Конфуцианство, даосизм и буддизм составили основу религиозного синкретизма в Китае.

Если конфуцианство — учение рационалистическое, то в даосизме весьма сильное мистическое начало. Конфуцианство обращалось к человеку, в первую очередь как культурному, разумному существу, даосизм — к человеку как существу природному: его эмоциям, инстинктам.

Конфуцианская идеология, этика была попыткой снятия напряженности между человеком и обществом, укрепила социально-политическую систему Китая, усовершенствовав ее. Даосизм выработал собственную и весьма оригинальную концепцию культурного развития человека.

Параллельное сосуществование конфуцианства, даосизма и чань-буддизма не приводило к религиозным распрям, поскольку в стране возникла ситуация религиозного синкретизма: персонажи народной мифологии, даосской и буддийской, были объединены с героями конфуцианского культа.

Заключение

Список использованной литературы:

1. Каменарович И. Классический Китай. М.,2006.

2. Каптан С.М., Вилкова О.А. В поисках вечности. Легенды и мифы Востока. - Ростов-на-Дону, 2006.

3. Религиозные традиции мира. В 2 т. Т.2 /Пер. с английского. – М.: 1996.

Читайте также: